РЕЛИГИОЗНАЯ ЭКЗАЛЬТАЦИЯ ТОЛПЫ — Психология господства и подчинения Хрестоматии- А.Г. Чернска

РЕЛИГИОЗНАЯ ЭКЗАЛЬТАЦИЯ ТОЛПЫ - Психология господства и подчинения Хрестоматии- А.Г. Чернска Женщине

В новом выпуске рубрики «cловарный запас» t&p рассказывают о значении слова, которым что только не называют: и мистический ритуал, и физические наказания, и средневековую медицинскую практику. на самом деле слово «экзальтация» описывает душевное состояние, свойственное людям, которые с трудом владеют собой, но легко утомляют окружающих.

Экзальтацией называют крайне возбужденное, в первую очередь восторженное состояние. Воодушевленными бывают многие, при этом далеко не каждого футбольного болельщика после гола любимой команды можно назвать экзальтированным. Главное здесь то, что особой причины для радости у экзальтированного человека может и не быть.

T&P уже не раз писали о различных типах акцентуаций, но аффективно-экзальтированного типа темперамента пока не касались. Напомним, что акцентуацией называют определенное сочетание ярко проявляющихся черт характера, при котором у человека повышается уязвимость к некоторым психогенным воздействиям.

Люди с акцентуациями нормальны в общепринятом смысле — правда, иногда их отношения с окружающим миром и с собой строятся сложнее, чем у людей без столь ярких проявлений. Первым такие темпераменты выделил в отдельную группу и классифицировал немецкий психиатр Карл Леонгард. Одним из десяти описанных им темпераментов был как раз аффективно-экзальтированный тип.

Леонгард назвал экзальтированность «темпераментом тревоги и счастья». От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг (или двусмысленный взгляд, невнимательность друга, печальная новость по радио, капля пролитого на рубашку кофе — что угодно).

У людей с экзальтированным типом личности эмоции возведены в культ. Люди с таким темпераментом не только не сдерживают проявлений чувств, но и считают душевные переживания важнейшей составляющей человеческой жизни. Часто они стремятся реализоваться в таких сферах, как религия и искусство, и в этом есть смысл: таких людей отличает хороший вкус и чуткость.

Они часто достигают успеха в творчестве — во многом потому, что ценность художественного произведения определяется итоговым эмоциональным воздействием на зрителя/читателя/слушателя, и вполне логично, что лучше это получается у того, кто сам способен к высокому накалу чувственных переживаний.

Много экзальтированных личностей и среди актеров, потому что генерировать поток эмоций для них естественно, нужно просто приучиться направлять его в конструктивное русло. Конструктивной, по мнению Леонгарда, экзальтированность становится, когда к ней добавляются волевые способности.

От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг. Обратная дорога к счастью для них так же коротка

Быть осмотрительнее

Признайте эту свою особенность и учитесь подстраивать под нее свою жизнь: знайте ситуации, в которых вы можете быть уязвимы, и старайтесь оберегать себя от них.

Дышать глубже

Освойте навыки работы с дыханием — это поможет вам переключиться в моменты, когда эмоция берет верх. Учитесь наблюдать за своей эмоцией как за волной, которая приходит, накрывает, но она непременно отступит, — поддаваться ее влиянию не обязательно.

Завести дневник

Полезно также вести дневник, в котором мы оцениваем силу эмоциональной реакции на события (например, по шкале от 0 до 100).

  • запишите событие или ситуацию, в которой вы находились, когда поймали себя на слишком сильной эмоциональной реакции, например: «Финал фильма был неожиданным»;
  • укажите мысли, которые вызвали такую реакцию;
  • оцените критически, насколько эти мысли соответствуют действительности;
  • опишите возникшие эмоции и оцените их силу от 0 до 100.

В случае с неожиданным финалом фильма мы можем подумать, например: «Это ужасно, невыносимо, так не должно быть». А правда ли невыносимо? Критическое мышление нам в помощь.

Если мы наблюдаем, что те или иные события регулярно вызывают у нас слишком сильные эмоции, это повод обратить на такие ситуации особое внимание — возможно, будет полезно разобрать их с психологом.

Запоминать лайфхаки

Зная свою особенность, сделайте заметку о том, как можно поддержать себя в будущем, если вы поддались негативным эмоциям. Записывайте туда все, что вам помогает: может, это прогулка по лесу, разговор с другом или напоминание самому себе о том, что это точно пройдет, так как у вас уже есть похожий опыт… Пополняйте копилку способов, благодаря которым вам удалось удержать «золотую середину» в эмоциях, и чаще их практикуйте.

В качестве самопомощи важно понимать, как возникают эмоции и как научиться с ними справляться. В этом могут помочь книги «Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями» Лизы Фельдман Барретт, «Стрессоустойчивый мозг» Мелани Гринберг и другие.

Как быть Леди:  Сон с точки зрения физиологии

Как общаться с экзальтированным человеком

В общении с экзальтированным человеком бывает сложно отследить момент, когда он с состояния эйфории приходит в отчаяние. Такие люди могут утомлять своими перепадами настроения и яркостью переживания событий (как уже упоминалось, независимо от объективной причины).

Экзальтированные личности (как и люди с другими акцентуациями характера) — словно непредсказуемая погода: то дождь, то солнце. Знание их особенностей поможет вам лучше понимать и объяснять их поведение.

Если вы видите, что человек, скажем, очень огорчен, то важно проявить сострадание: сказать, что понимаете его чувства, спросить, как вы можете ему помочь. Выслушать его, предложить чаю, посидеть рядом, отнестись с добротой и сочувствием, попробовать переключить на что-то другое — например, выйти с ним на прогулку.

Кого называют экзальтированным человеком

Экзальтированных люди отличает несоразмерно сильная эмоциональная реакция на «стимулы» среды. У них постоянные перепады настроения, что, в свою очередь, влияет на все сферы: из-за таких эмоциональных «качелей» у них может нарушаться сон, аппетит, снижается или повышается работоспособность.

Отличный пример экзальтированного характера — Король Джулиан из мультфильма «Мадагаскар». Какие черты у него мы наблюдаем? Он чувствительный, его очень легко расстроить; в то же время он любит закатывать вечеринки и веселиться.

Героиня советского мультфильма «Влюбчивая ворона» тоже относится к экзальтированным персонажам: она влюбчива, словоохотлива, эмоциональна, она показана как «яркая» дама, у которой быстро меняются предметы обожания. При этом к ней легко привязываются, она входит в доверие благодаря своей открытости и эмоциональности.

Наиболее яркие черты, которые выдают экзальтированный тип личности:

  • склонность к излишней драматизации событий,
  • плаксивость,
  • истеричность,
  • громкий смех,
  • влюбчивость,
  • ранимость,
  • неуместное проявление эмоций,
  • высокий уровень тревожности.

Начать действовать

Переносите фокус внимания с переживаний на деятельность — это направит эмоции в конструктивное русло. Здесь также помогут описанные выше техники по работе с мышлением и тренировка навыков осознанности.

Плюсы и минусы экзальтированного типа

Экзальтированные личности эмпатичны, доброжелательны и позитивны, их жизнь кажется ярче, так как они испытывают массу эмоций даже от незначительных событий. Поскольку такие люди крайне эмоциональны, они тоньше чувствуют партнера, к ним тянутся, так как они способны сопереживать и готовы прийти на помощь.

Экзальтированные личности найдут себя в сферах, где нужен творческий подход, эмоциональный накал. Многие представители творческих профессий, в которых важна глубина переживания чувств, — люди с аффективно-экзальтированным темпераментом. Однако такая особенность может стать проблемой при выборе профессии, где важно подходить к работе с «холодной головой»: врачи, судьи, адвокаты, исследователи.

В то же время сильная впечатлительность и яркое проявление эмоций могут приводить к тому, что собеседникам сложно понять такого человека. На работе излишне эмоциональных людей могут воспринимать как «несерьезных», недостаточно профессиональных в своем деле.

Причины экзальтации

В течение жизни любой человек может периодически бывать в состоянии экзальтации, но это не обязательно перерастает в акцентуацию характера. Так, дети, которые только учатся управлять своим эмоциональным состоянием, часто переживают яркие скачки эмоций — от радости до огорчения и обратно.

Затем, в подростковом возрасте, следует гормональная перестройка организма, в результате чего острее переживаются события: дружба, конфликты со сверстниками, первая влюбленность, пробы себя в каком-то увлечении. Для подростков экзальтация — характерное состояние.

К причинам экзальтации во взрослом возрасте, когда яркое проявление эмоций становится для человека нормой жизни, относят следующие факторы:

  • генетика («подвижность» нервной системы, полученная по наследству);
  • особенности среды, где воспитывался ребенок: каких взрослых он видел рядом, каким реакциям был научен в семье;
  • мировоззрение (например, крайне религиозные люди, стремящиеся распространить свою веру, нетерпимые к другим верованиям, находящиеся под сильным влиянием гуру или наставников);
  • травматичные события, пережитые в детстве и подростковом возрасте, конфликты со сверстниками либо нахождение в нестабильной среде, где не закрывались потребности ребенка в безопасности.

Религиозная экзальтация толпы — психология господства и подчинения хрестоматии- а.г. чернска

   Мы уже говорили о том, что толпа не рассуждает,  что 

она  принимает  или

отбрасывает идеи целиком, не  переносит  ни  споров,  ни 

противоречий,  что

внушения всецело овладевают  ее  мыслительными 

способностями  и  немедленно

стремятся  перейти  в  действие.  Мы  указывали,  что 

толпа  под   влиянием

соответствующего внушения готова принести себя в жертву

ради  внушенного  ей

идеала и что  ей  свойственны  только  сильные  и  крайние 

чувства,  причем

симпатия  у  нее  быстро  превращается  в  обожание,   а  

антипатия,   едва

народившись,  тотчас  же  превращается  в  ненависть.  Эти 

общие   указания

дозволяют нам предугадывать убеждения толпы.

Как быть Леди:  зануда — Викисловарь

   Исследуя ближе убеждения толпы как во время эпох веры, 

так  и  во  время

великих политических переворотов,  например,  переворотов 

предшествовавшего

века, можно видеть, что всегда эти убеждения  принимают 

специальную  форму,

которую я не могу лучше определить, как назвав ее

религиозным чувством.  Это

чувство характеризуется очень просто:  обожание 

предполагаемого  верховного

существа, боязнь приписываемой ему магической силы,  слепое 

подчинение  его

велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание 

распространять  их,

стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто  не 

признает  их  —  вот

главные черты этого чувства. Относится ли это чувство к

невидимому  Богу,  к

каменному или деревянному идолу, или к герою, к политической

идее, — с  того

самого момента, как в нем обнаруживаются вышеуказанные

черты, оно уже  имеет

религиозную сущность. Сверхъестественное и  чудесное 

встречаются  в  нем  в

одинаковой  степени.  Толпа  бессознательно  награждает 

таинственной  силой

политическую формулу или победоносного вождя, возбуждающего

в данный  момент

ее фанатизм.

   Религиозность обусловливается не  одним  только 

обожанием  какого-нибудь

божества; она выражается и тогда, когда все средства ума, 

подчинение  воли,

пылкость  фанатизма  всецело  отдаются  на  службу 

какому-нибудь  делу  или

существу, которое становится  целью  и  руководителем 

помыслов  и  действий

толпы.

   Нетерпимость и фанатизм  составляют  необходимую 

принадлежность  каждого

религиозного чувства и неизбежны у тех, кто думает,  что 

обладает  секретом

земного или вечного блаженства. Эти черты встречаются в

каждой группе людей,

восстающих во имя какого-нибудь убеждения. Якобинцы времен

террора были  так

же глубоко религиозны, как и  католики  времен  инквизиции, 

и  их  свирепая

пылкость вытекала из одного и того же источника.

   Все убеждения  толпы  имеют  такие  черты  слепого 

подчинения,  свирепой

нетерпимости, потребности в  самой  неистовой  пропаганде, 

которые  присущи

религиозному чувству; вот почему мы и вправе сказать,  что 

верования  толпы

всегда имеют религиозную форму. Герой, которому поклоняется

толпа,  поистине

для нее Бог. Наполеон был им в течение пятнадцати лет, и

никогда еще ни одно

божество не имело таких преданных поклонников и ни одно из

них не посылало с

такой легкостью людей на смерть. Языческие и христианские 

боги  никогда  не

пользовались такой абсолютной властью над покоренными ими

душами. Основатели

религиозных или политических верований только потому могли

достигнуть  цели,

что умели внушить толпе чувство фанатизма,  заставляющее 

человека  находить

счастье в обожании и подчинении и с готовностью жертвовать

своей жизнью  для

своего идола. Так было во все времена. В своей прекрасной 

книге  о  римской

Галлии Фюстель де Куланж указывает, что римская империя

держалась не  силой,

а чувством  религиозного  восхищения,  которое  она 

внушала.  «Это  был  бы

беспримерный случай в истории, — говорит он не без

основания, — когда режим,

ненавидимый народом, держался целых пять веков… Нельзя

было  бы  объяснить

себе,  как  тридцать  легионов  империи  могли  

принуждать   к   послушанию

стомиллионный народ. Если же эти  миллионы  людей 

повиновались,  то  потому

лишь, что император, олицетворявший в их глазах римское

величие, пользовался

обожанием с общего согласия, подобно божеству. В самой 

маленькой  деревушке

империи императору воздвигались  алтари.  В  душе  народа, 

от  одного  края

империи до другого, народилась новая  религия,  в  которой 

божествами  были

императоры. За несколько лет до христианской эры  вся 

Галлия,  составляющая

шестьдесят городов, воздвигла сообща храм Августу близ

Лиона…  Священники,

выбранные собранием галльских  городов,  были  первыми 

лицами  в  стране…

Нельзя приписывать все  это  чувству  страха  и 

раболепству.  Целые  народы

раболепны быть не могут или, во всяком случае, не  могут 

раболепствовать  в

течение трех веков. Императора обожали не царедворцы, а 

Рим,  и  не  только

Рим, а вся Галлия, Испания, Греция и Азия».

   В настоящее время великим завоевателям душ не строят

больше  алтарей,  но

зато им воздвигают статуи, и культ, оказываемый  им 

теперь,  не  отличается

заметным образом от того, который им оказывали в прежние

времена.  Философия

истории становится нам понятной лишь тогда,  когда  мы 

вполне  усвоим  себе

основные пункты психологии толпы, указывающие, что для толпы

надо быть богом

или ничем.

   Не следует  думать,  что  эти  предрассудки  прошлых 

веков  окончательно

изгнаны рассудком. В своей вечной борьбе против разума 

чувство  никогда  не

бывало  побежденным.  Толпа  не  хочет  более  слышать 

слов  «божество»   и

«религия», во имя которых она так долго

порабощалась, но никогда еще она  не

обладала таким множеством фетишей, как в последние сто 

лет,  и  никогда  не

воздвигала столько алтарей и памятников своим  старым 

Как быть Леди:  Топ-14 книг, вдохновляющих на жизнь, творчество и саморазвитие | Playboy

божествам.  Изучавшие

народное движение последних  лет,  известное  под  именем 

буланжизма  [14],

должны были убедиться, с какой легкостью возрождаются

религиозные  инстинкты

толпы. Не было ни одной деревенской  гостиницы,  в  которой 

не  имелось  бы

изображения  героя.  Ему  приписывалась  сила  уничтожить 

все  бедствия   и

восстановить справедливость; тысячи людей готовы были

отдать  за  него  свою

жизнь. Какое бы место он мог занять в истории, если бы его

характер оказался

на высоте этой легенды!

   Незачем повторять здесь, что толпа  нуждается  в 

религии,  так  как  все

верования, политические, божественные и социальные,

усваиваются  ею  лишь  в

том  случае,  если  они  облечены  в  религиозную  форму,  

не   допускающую

оспариваний. Если бы было возможно заставить толпу  усвоить 

атеизм,  то  он

выразился бы в такой  же  пылкой  нетерпимости,  как  и 

всякое  религиозное

чувство, и в своих внешних формах скоро превратился бы  в 

настоящий  культ.

Эволюция маленькой секты позитивистов любопытным  образом 

подтверждает  это

положение. С нею случилось то же, что с тем нигилистом,

историю которого нам

рассказывает глубокий писатель Достоевский. Озаренный в один

прекрасный день

светом  разума,  этот  нигилист  разбил  изображения 

божества   и   святых,

украшавшие алтарь его часовни, потушил восковые свечи и, не

теряя ни минуты,

заменил уничтоженные изображения творениями 

философов-атеистов,  таких  как

Бюхнер и Молешотт, и  снова  благоговейно  зажег  свечи 

[15].  Предмет  его

религиозных верований изменился, но можно  ли  сказать  в 

самом  деле,  что

изменилось также и его религиозное чувство?

   Некоторые исторические события, и притом наиболее 

важные,  только  тогда

становятся понятными, — еще раз повторяю это, — когда мы

вполне уясним  себе

ту религиозную форму,  в  которую  всегда  в  конце  концов 

облекаются  все

убеждения толпы. Существуют социальные явления, которые надо

изучать  скорее

с точки зрения психолога, нежели натуралиста. Наш великий

историк Тэн изучал

революцию только как натуралист, вот почему генезис событий

часто  ускользал

от него. Он прекрасно наблюдал факты,  но,  не  зная 

психологии  толпы,  не

всегда добирался до их источников. Факты  испугали  его 

своим  кровожадным,

анархистским и свирепым характером; он видел в героях  этой 

великой  эпопеи

только  стаю  диких  эпилептиков,  повинующихся  без 

всяких  преград  своим

инстинктам;  однако  все  насилия   революции,   убийства,  

потребность   в

пропаганде, объявление войны всем королям, легко

объясняются, если  смотреть

на них просто как на возникновение  нового  религиозного 

верования  в  душе

толпы. Реформа, Варфоломеевская ночь, религиозные войны,

инквизиция,  террор

—  все  это  явления  тождественные,  совершенные  

толпой,   воодушевленной

религиозными чувствами,  которые  необходимым  образом 

требуют  истребления

огнем и мечом всего того, что противится упрочению нового

верования.  Методы

инквизиции — это методы всех искренно убежденных людей, и

эти люди  не  были

бы таковыми, если бы употребляли другие методы.

   Перевороты, аналогичные тем, которые я только что

приводил,  не  были  бы

возможны, если бы душа толпы не вызывала их. Ни  один  из 

самых  абсолютных

деспотов не  мог  бы  их  вызвать.  Когда  историки 

рассказывают  нам,  что

Варфоломеевская ночь была делом короля, то  они  лишь 

указывают  этим,  что

психология толпы им так же незнакома, как и  психология 

королей.  Подобного

рода манифестации  порождаются  только  душою  толпы; 

самый  абсолютный  из

монархов, самый деспотичный может только или ускорить их

появление,  или  же

замедлить их. Не короли создали Варфоломеевскую ночь,

религиозные  войны,  и

не Робеспьер, Дантон или Сен-Жюст создали  террор.  Во 

всех  этих  событиях

действовала душа толпы, а не могущество королей.

Связать эмоции с поведением

Первое, с чего стоит начать, — научиться отслеживать связь своих мыслей/эмоций и поведения, применяя техники когнитивно-поведенческой психотерапии. Одна из самых известных и эффективных техник — ведение дневника мыслей.

Разделите лист бумаги на четыре колонки и по каждой ситуации, которая вас эмоционально затронула, записывайте:

  • что это была за ситуация;
  • какая при этом возникла мысль;
  • какие были эмоции;
  • как это отразилось на ваших действиях, поведении.

Что это дает? За любой эмоцией стоит мысль. Невозможно обидеться или обрадоваться «просто так», не подумав сначала ни о чем. Это упражнение позволяет нам увидеть, как мы своими мыслями влияем на эмоции, как себя «накручиваем», «подбрасываем дров в костер».

Сохранять спокойствие

В момент сильного эмоционального переживания используйте техники, направленные на расширение фокуса внимания: перечислите пять предметов, которые вас окружают, услышьте четыре разных звука, выделите три телесных ощущения… Старайтесь максимально осознанно относиться к окружающему миру, к каждой его детали.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий