Речевой этикет — виды, функции, основные правила

Речевой этикет - виды, функции, основные правила Женщине

.4. Изучение речи в психологии. Речевая деятельность и общение

Опорные слова к вопросу №34 — здесь

Психологию интересует прежде всего положение речи в системе выс­ших психических функций человека, ее взаимосвязи с мышлением, памя­тью, эмоциями, волей и т.д.; при этом особенно важны характеристики ре­чевого поведения, отражающие структуру личности и деятельности, индиви­дуальные и типологические особенности субъекта.

Также акцентируется роль речи в генезисе высших психических функ­ций и сложных, специфически человеческих форм деятельности. Согласно культурно-исторической теории Л.С.

Выготского, становление психики чело­века осуществляется путем овладения знаковыми средствами и присвоения культурного опыта, выраженного с помощью знаков; иными словами, необ­ходимым условием полноценного психического развития выступает освоение речи, научение речевому поведению.

Вербальное опосредование является главным механизмом формирования всех произвольных, осознанных и со­циализированных видов человеческой активности.

Специфика речи, как высшей психической функции, характеризующей человека, раскрывается при ее сопоставлении с сигнальными системами жи­вотных.

Практически у всех биологических видов есть способы передачи ин­формации, посредством которых можно сигнализировать об опасности, при­влекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проник­новение на свою территорию.

Но эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией, имеющей для данной особи биологическое значе­ние. По-видимому, только человек способен передавать информацию, нося­щую надситуативный характер и непосредственно не связанную с текущим моментом, что возможно благодаря развитию речевой функции.

Человеческая речь в ряде случаев ситуативна по своему характеру, т.е. отражает значимые элементы сложившегося на конкретный момент положе­ния вещей («Здесь холодно», «Отличная погода для прогулки»).

Однако контекст речевых высказываний может быть значительно шире текущей ситуа­ции и охватывает такие аспекты действительности, которые зачастую не пред­ставлены в непосредственном восприятии субъекта.

Это особенно очевидно в случае сложной речевой деятельности и словесного творчества.

Становление речи как специфически человеческой формы психической активности связано с качественным скачком в эволюции психики — с пере­ходом от сигнальной функции, определяющей взаимодействие и групповое поведение особей высокоорганизованных биологических видов, к так назы­ваемой сигнификативной функции (функции означивания), характер­ной для человека.

Если сигналы, обеспечивающие коммуникацию в живот­ном мире, служат побуждением к действию, своего рода пусковым момен­том в конкретной сложившейся ситуации (так, например, сигнал опасности побуждает к бегству), то сигнификативная функция предполагает овладение знаком и установление связи между означающим и означаемым, что, в свою очередь, открывает путь к формированию обобщенных понятий и надситуативному абстрактному мышлению.

Большинство отечественных психологов рассматривает речь как самостоятельную форму сознательной социально обусловленной деятельности. При этом различают

  • собственно речевую деятельность, как целостную систему речевых актов (когда она имеет специфическую мотивацию, не реа­лизуемую другими видами деятельности), и
  • отдельные речевые действия, включенные в систему более сложной, не только речевой деятельности.

Структура речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, включая фазы ориентировки, планирования (в форме «внутренне­го программирования»), реализации и контроля.

Речь представляет собой также особую форму общения — общение вербальное или речевое. В ходе речевого общения происходит непрерыв­ное кодирование и декодирование информации в вербальной (словесной) и невербальной форме. Каждый партнер по общению из речевых сигналов и знаков извлекает (на основе имеющейся у него системы кодов) содержание высказывания.

Когда участники речевого общения располагают различными, несовпадающими системами кодификации (разные языки, способы передачи сообщений), возникают коммуникативные барьеры, в силу чего коммуника­ция и взаимопонимание между ними нарушаются или вообще становятся не­возможными.

Как уже отмечалось, речевые сообщения в ходе межличностной коммуникации дополняются невербальными экспрессивными средствами (ми­микой, пантомимикой, интонированием и др.), что способствует более полно­му самовыражению и самораскрытию партнеров по общению.

Нормативный, коммуникативный, логический и этический аспекты речевой культуры

Речевая культура — неотъемлемое свойство любого образованного или просто воспитанного человека, тем более специалиста, которому приходится общаться с людьми. Не владея искусством грамотной, уместной, убедительной, выразительной речи, даже профессионал рискует завалить любое дело, поэтому говорить он должен так, чтобы в нем видели компетентного специалиста, а предмет речи вызывал интерес и доверие.

Традиционно в речевой культуре выделяют три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.

1. Нормативный аспект предполагает владение литературной нормой, умение грамотно пользоваться ресурсами языка, как минимум, не делать ошибок. Самый надежный способ подорвать доверие и к автору, и к существу его дела — допустить к публичным выступлениям неграмотного человека. Все ошибки последнего будут обязательно (!) замечены и прокомментированы, потому что, с точки зрения общества, публичная речь, неважно, устная или письменная, должна быть, как минимум (!), грамотной. Нормативность все еще оценивается как неотъемлемое ее качество, несмотря на то, что в последние десятилетия уважение к грамотному слову убывало.

Ниже приведен типичный пример[1] из СМИ — комментарий по поводу открытого письма чиновников одного из министерств (в тексте намеренно сделаны купюры):

Несвязанный текст самого письма все же оставляет надежду, что обращение к Путинуэто случай весеннего психического обострения, а не настоящее объявление войны всем критикам министерства. Чего стоит только первое предложение письма: «Безоговорочно доверяя всем событиям, которые мы с Вашей поддержкой организуем, выступление присутствующего на Форуме <…> подорвало нашу веру в дело, которому мы отдаем всю свою жизнь». О чем говорит такой странный текст: о чрезвычайном возбуждении автора или о том, что чиновники <…> не решились править даже очевидные несогласованности текста? Или о том, что никто в ведомстве уже не способен критически оценивать написапное?х

Особенно важно развивать в себе чутье на «проблемные» зоны языка — области неустойчивой нормы, где возможны смысловые и стилистические варианты, наиболее вероятны ошибки, имеют место противоречивые языковые тенденции. Например, опыты ставят с лягушками, а анализы сдают в поликлинике, поэтому сказать Мы обращаемся к опытам других образовательных систем или Проводим анализы экономической деятельности предприятий — значит нарушить норму, а в данном контексте возможны только формы к опыту и анализ.

Легче всего упрекнуть говорящего в том, что он не заглянул в словарь или справочник, и это будет справедливо. Однако дело в том, что в случае колебаний нормы недостаточно подготовленный человек чаще всего и не подозревает, что пора обратиться к соответствующей литературе, просто потому, что подобное словоупотребление обычно в его профессиональной среде. Приведенный выше пример с опытами, лягушками и анализами в этом отношении показателен, поскольку образование множественного числа у существительных отвлеченных (называющих действие, состояние или признак) — тенденция делового стиля, возможно уместная в узкопрофессиональном устном общении, но еще не ставшая литературной нормой. Адресат же делает выводы, и совсем не те, на которые рассчитывает автор.

Как быть Леди:  «Энергетика бешеная!» Стоит ли ходить на секс-вечеринки за новым опытом и впечатлениями - Лайфхакер

2. Коммуникативный аспект предписывает говоря- щему/пишущему выбирать наиболее целесообразные, уместные, убедительные, выразительные в данном случае языковые средства. Такой выбор всегда есть, поскольку [2]

синонимические возможности языка безграничны и то, что представляется уместным в одной ситуации, становится нелепым в другой. Выбирая речевые средства, необходимо решить, что, зачем, как, кому говорить, и представлять, на какой результат можно рассчитывать.

В речевом общении говорящий/пишущий, выбирая форму выражения мысли, ориентируется на свои цели, адресата и условия коммуникации, которые можно представить в схеме коммуникативного акта так: автор -» код —> —» ТЕКСТ —> канал передачи информации —» адресат —» —> интерпретация.

Цель любого сообщения — информирование адресата, изменение картины его мира или даже его мировоззрения на основе такой интерпретации информации, какая желательна говорящему. Цель эта отнюдь не простая и требует от автора знания основных качеств каждого из элементов коммуникации и того, как они должны быть отражены автором в тексте. Перечислим основные из этих элементов.

Важнейшая характеристика самого автора — авторская интенция, намерение не просто сообщить некую информацию, а добиться этим некоторой цели. Одни и те же сведения, сообщенные одному и тому же адресату, но с разными коммуникативными целями, могут вызвать разную реакцию.

Код — это знаковая система для передачи информации, а в данном случае язык. Им надо хорошо владеть, в частности, знать, какие коммуникативные ограничения он накладывает в зависимости от авторской интенции, ситуации общения и менталитета адресата. В процессе речевого общения выработаны наиболее рациональные его формы, которые учитывают и ситуацию общения (устное/письменное, личное/публич- ное/официальное, непосредственное/разделенное временем и пространством), и его тематику (профессиональное/ бытовое/деловое), и его цель (информирование/директива/ достижение компромисса и др.). У коммуникантов сформированы соответствующие коммуникативные ожидания, которым текст должен соответствовать. В противном случае он будет, как минимум, неуместным.

Например, сравните две формулировки из приказа и сделайте выводы относительно сказанного:

  • 1. Приказываю: Иванова А. И. за систематическое злоупотребление спиртными напитками на рабочем месте уволить. 25.01.2021. Директор Петров И. И. (подпись).
  • 2. Приказываю: Иванова Л. И. за бесконечные пьянки на работе уволить. Директор Петров И. И. (подпись) 25.01.2021. «

Самые существенные из указанных ожиданий связаны с функциональным стилем (см. гл. 2), в рамках которого осуществляется речевое общение и давление которого сказывается прежде всего в отборе лексики, синтаксических конструкций и жанра текста.

Значительное влияние на речь оказывает адресат, поскольку его менталитет, жизненный и профессиональный опыт, образование, степень знакомства с предметом речи и даже отношение к последнему должны быть учтены автором. И поняли это люди очень давно. Например, еще в античных риториках даются рекомендации относительно последовательности «тезис — аргумент» или «аргумент — тезис» в речи оратора в зависимости от того, знакома ли с предметом аудитория и каково ее отношение к теме и идее речи. Если, скажем, слушатели не разделяют мыслей оратора, ему лучше сначала привести неоспоримые доводы в пользу тезиса, с которыми аудитория не сможет не согласиться, а уже потом формулировать основную идею, только уже не как тезис — неочевидную для аудитории мысль, нуждающуюся в доказательстве, а как вывод, который неопровержимо и принудительно следует из сказанного. Этот прием до сих пор блестяще работает.

Так, вряд ли найдется тот, кто примет идею платить налоги, если можно безнаказанно их не платить, что и было в России до снижения налога на доходы в начале 2000-х гг. Принимая новую налоговую политику, силовики с помощью серии рекламных роликов дали понять аудитории, что платить все-таки придется.

Первый ролик был просветительским, вразумляющим. На экране отрезают от одного яблока сначала треть, а потом от другого 13% и сравнивают, что осталось от одного и другого. Действие сопровождается следующим текстом: О новом налоге на доходы надо говорить серьезно. 13% — самый низкий в Европе налог на доходы. Пора выйти из тени! Время платить налоги! По всем законам жанра использован порядок смысловых элементов «аргумент — вывод»: народу объяснили, что меньше не платит никто (это сильный довод, с которым сложно спорить), а потом предложили заплатить налоги. Налоговая полиция по-отечески увещевала неразумный бизнес соблюдать закон.

В следующем ролике из этой серии разговор шел с позиций силы, и авторов рекламы уже мало интересовало отношение налогоплательщиков к проблеме. Порядок следования мыслей также был другой: предложение заплатить налоги, а потом аргументы, почему это следует сделать. Выглядело это так: в верхней четверти экрана текст, который дублировал диктор (27 причин платить налоги), в середине слева указание на авторитетный источник аргументов (статьи Уголовного кодекса: УК, cm.: — и бегущей строкой справа перечислялись номера конкретных статей, по которым неплательщики могут быть привлечены к ответственности). В нижней четверти экрана справа подпись: Налоговая полиция. Естественно, при такой убедительной аргументации от «заманчивого» предложения заплатить налоги отказаться невозможно.

Заканчивал эту серию ролик, также записанный с позиции силы: Напоминаем, что 31 ноября заканчивается срок реструктуризации задолженности для юридических лиц. Решите свои проблемы до этого срока, иначе мы решим их за вас. Налоговая полиция.

3. Этический аспект культуры речи состоит в соблюдении общепринятых правил общения, которые обеспечивают психологический комфорт говорящих, уважительное, терпимое отношение друг к другу даже в ситуации конфликта интересов. Для достижения поставленных целей выработаны коммуникативные предписания. Прежде всего это этикет — совокупность общепринятых правил и форм поведения (например, в общении с мусульманином считается неэтичным передавать ему какие-либо предметы левой рукой), которые регламентируют его формы и таким образом делают общение предсказуемым, уместным, общепринятым.

Как быть Леди:  Вопросы, которые задают только бестактные люди

Главное, чтобы формулы этикета были выбраны уместно. В таком случае они будут проявлением вежливости, уважения к партнеру, доброжелательности и стремления установить с ним контакт, т.е. выполнят свое основное назначение.

Для каждой сферы общения выработаны свои этикетные формы, например деловой этикет, дипломатический этикет, бытовой этикет, светский этикет. Издаются многочисленные руководства по этому предмету. В России уже «Домострой» содержал много этикетных рекомендаций, а первой книгой по этикету стало «Юности честное зерцало», изданное в 1717 г. при Петре I. При нем же была издана Табель о рангах, определившая формы делового и отчасти светского общения вплоть до революции 1917 г.

Важнейшую часть этикета составляет речевой этикет, который регламентирует вербальные формы поведения коммуникантов. Это формы приветствия и прощания, ведения диалога, обращения, ритуальные формулы (поздравление, соболезнование, благодарность и др.). Назначение речевого этикета — установление и поддержание контакта в избранной тональности в зависимости от ситуации, сферы общения, взаимоотношений сторон. Речевой этикет регулируют все сферы речевого общения и всегда предписывают выбирать его формулы в зависимости: 1) от обстановки (официальная — неофициальная); 2) ситуации (приветствие, прощание, благодарность, соболезнование и др.); 3) отношений коммуникантов (равенство — подчинение — доминирование (по социальному статусу, возрасту)). Выбор формул речевого этикета много говорит также о возрасте, образовании, воспитании говорящего.

Кроме того, речевой этикет регламентирует и паралииг- вистические аспекты общения, рекомендуя, например, в каком порядке приветствовать друг друга, когда встать, когда сидеть, как встречать и провожать партнера, какие знаки внимания ему оказывать, когда пропустить вперед, когда идти первым и т.п.

Помимо этикета, регулирующего ритуал, форму общения, не меньшую роль играют общие этические правила, регулирующие его суть. В словаре любого языка есть слова деликатность, вежливость, такт, терпимость, вии- мательпостЬу корректность. В профессиональных этических кодексах есть понятия толерантность и политкорректность. Все перечисленное отражает общие этические преставления людей о сути межличностных отношений и речевого общения. Эти этические нормы подсказывают не только что, как и когда говорить, но и что не говорить. Скажем, ни к чему на просьбу пригласить к телефону сотрудника отвечать что-то типа Он только что ушел на о6еду звоните часа через полтора, поскольку человеку на том конце телефонной линии вряд ли интересно, почему партнер недоступен. Достаточно будет сказать: К сожалению у он сейчас не может подойти, что ему передать? —

не сообщая ненужных подробностей и проявив готовность помочь.

Не меньшее этическое значение в коммуникации имеет слушание — такое же коммуникативное действие, как и говорение: нужно не только слушать, но, главное, и слышать партнера, понимать и поддерживать его, показывать свою заинтересованность в том, что он говорит. Основные правила слушания таковы:

  • — не перебивать партнера без крайней необходимости;
  • — принять позу, показывающую вашу заинтересованность в общении и уважение к партнеру (например, не сидеть развалившись, нога на ногу со скрещенными на груди руками и блуждающим взглядом, а слегка наклониться к нему, смотреть на него с вниманием, но не пристально и долго глаза в глаза: последнее будет истолковано как агрессия или высокомерие);
  • — поддерживать его, скажем, кивком головы, репликами типа Да, понимаю; Я тоже так считаю; Позвольте не согласиться и т.п.;
  • — при необходимости можно задавать уточняющие вопросы или переформулировать своими словами сказанное, спрашивая: Правильно ли я Вас понял, что…

Наконец, огромный этический смысл в коммуникации имеет молчание, которое проявляет себя, во-первых, в ситуативных ограничениях на обсуждение некоторых тем. Некоторые из них сформулированы как неписаные правила: В доме повешенного не говорят о веревке; Об умершем или хорошо или никак; О присутствующих не говорят. В общении с деловыми партнерами не принято говорить о личной жизни, семейных неурядицах, жаловаться на здоровье либо обсуждать вопросы политики, религии, интересоваться чужими доходами и хвастаться своими. Во-вторых, молчание может быть реакцией на сказанное, причем гораздо более красноречивой, чем говорение. Часто оно сопровождается предваряющими его репликами типа В таком/этом случае я лучше промолчу. Нередко молчание обусловлено либо недостаточной компетентностью в предмете речи, либо этическими причинами, например нежеланием высказывать крайне негативное отношение к предмету речи. В-третьих, молчание проявляет себя в неразглашении сведений, которые могут необоснованно дискредитировать партнеров, нанести урон их репутации (например, всегда лучше воздержаться от пересказа сплетен).

Важнейшая этическая проблема коммуникации — гармонизация взаимодействия коммуникантов в процессе общения на основе так называемого принципа кооперации1 и принципа вежливости[3][4], соблюдение которых обеспечивает успешность как отдельного речевого акта, так и речевого общения в целом.

Принцип кооперации — сотрудничество адресата и адресанта — предписывает, как вести себя прежде всего говорящему, но ориентирован и на интересы слушающего, и на ситуацию общения и его тему. Он реализуется в четырех максимах: полноты информации; качества информации; релевантности информации; манеры изложения. Три первые касаются содержания сообщения. Максима полноты информации предполагает в этом содержании не больше, но и не меньше сведений, чем требуется. Максима качества рекомендует не сообщать ложных, с точки зрения адресанта, сведений или таких, в которых он не до конца уверен. Максима релевантности рекомендует не отклоняться от темы. Максима манеры изложения касается языковой формы сообщения и предписывает избегать непонятных, расплывчатых и двусмысленных выражений, излагать сведения лаконично и последовательно.

Принцип вежливости уже самим названием указывает на свою этическую ориентированность и предписывает и адресанту, и адресату быть тактичными, великодушными, скромными, проявлять к партнеру симпатию, в максимально возможной степени одобрять его и соглашаться с ним. Максима такта запрещает вторгаться в сферу личных интересов адресата. Максима великодушия рекомендует нс обременять партнера и нс стремиться доминировать в речевом акте. Максима одобрения диктует необходимость по возможности положительно оценивать адресата и корректировать свои действия в случае необходимости. Максима скромности рекомендует реалистически оценивать себя, т.е. не переоценивать и не принимать чрезмерной похвалы в свой адрес. Максима согласия рекомендует не углублять противоречия, неизбежно возникающие в ходе общения, а искать согласие, компромисс, взаимоприемлемые решения. Максима симпатии означает благожелательное отношение к партнеру.

Как быть Леди:  101 правила современного этикета

Далеко не всегда в реальном общении получается полностью соблюдать принципы кооперации и вежливости, но любой коммуникант должен их знать, стремиться выполнить в максимально полном объеме и помнить о том, что от его речевого поведения зависит успех порученного ему дела.

Характеристика особенностей речевого поведения.

Речевое поведение человека

— сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей.

Речевое поведение проявляется в процессе общения и имеет следующие характеристики: качество голоса, манера речи; скорость речи, громкость голоса; произношение слов, артикуляция; окраска звучания голоса, модуляция речи, ритмичное говорение.

Голос, манера речи

сильно влияют не общее впечатление от человека, возникающее в процессе общения. Значительная часть людей размышляет в процессе общения над содержанием своих слов больше, чем над способом, каким они произносятся. Речевое поведение является источником нефальсифицированной информации и имеет на практике большое значение для верного понимания мыслей и намерений собеседника.

В интонации речи

сочетаются мелодия (модальность), тембр, сила голоса, темп разговора, пауза, ударения. Фактически все элементы интонации, характеризующие речевое поведение, могут быть объективно измерены.

Скорость речи

соответствует господствующему состоянию темперамента. Ее трудно произвольно изменить, в лучшем случае лишь на короткое время. При истинной внутренней включенности в беседу специфический темп речи восстановится.

Оживленная, бойкая (вплоть до торопливой) манера

говорить, быстрый темп речи указывают не то, что ваш собеседник человек темпераментный, импульсивный, живой, уверенный в себе, беспрепятственно самовыражающийся (при ненарушенном течении речи). В то же время беспокойная, торопливая, беспорядочная манера говорить, почти всегда сопровождающаяся чрезмерным жестикулированием, срывающийся голос свидетельствует о робости (возможно только в данной ситуации), неуверенности или возбуждении, торопливости, непостоянстве, неуправляемости.

Спокойная, медленная манера

говорить указывает на спокойствие, невозмутимость, вдумчивость, рассудительность собеседника. В то же время, замедленная речь может свидетельствовать о бездеятельности, вялости, тупости, робости.

Ускоряющийся темп речи

(и жестикуляции) указывают на то, что говорящий весь погружен в предмет разговора, вдохновлен тем, о чем говорит. Замедляющаяся речь (и жестикуляция) свидетельствует о задумчивости, «включении» внутренних тормозов по поводу сказанного, потери уверенности, покорности из-за усталости или истощения сил. Заметные колебания скорости речи могут быть признаком недостатка уравновешенности, возбудимости человека.

Большая или малая громкость голоса

– это проявление, по сути, большой и малой изначальной жизненной силы. В то же время, увеличив или уменьшив громкость, собеседник хочет скрыть свое истинное состояние (например, явно громкий голос нередко призван скрыть слабость и неуверенность).

Большая громкость голоса

говорит об истинной силе побуждений или кичливости, или недостаточном владении собой (как в припадке гнева). Малая громкость голоса при спокойном течении речи указывает на стремление «оставаться в себе», сдержанность, скромность, такт, слабость человека; при колеблющемся течении речи робость, боязнь «выйти за переделы себя», боязливость, неразговорчивость.

Малые изменения в громкости

указывают на способность управлять эмоциями (особенно при большой громкости) или же недостаток живости чувств. Нерегулярные колебания слабой громкости голоса могут свидетельствовать о нехватке жизненных сил, склонности к быстрой капитуляции при первых же трудностях.

Особенное произношение слов

, артикуляции часто создают впечатление твердого, определенного, четкого, уверенного или же неясного, расплывчатого, неуверенного голоса.

Ясное и четкое произношение слов

, отчетливое произнесение звуков, а также окончаний и частиц, т.е. отчетливая артикуляция, указывает на внутреннюю дисциплину, осознанную жизненную позицию, в то же время может быть отражением недостатка живости.

Неясное и нечеткое произношение

контуров слов (нижняя челюсть не движется совсем или движется мало) указывает на недостаток критического отношения к самому себе, уступчивость, неуверенность, мягкость, вялость воли, любовь к покою, отсутствие установки на собеседника в общении.

Тенденция к усилению

непонятности своего языка может быть проявлением стремления к самозащите, скрытности, упрочению своего положения, неопределенности позиции до тех пор, пока это возможно. Ясная легко понятная речь, без нарочитой артикуляции, характерна для естественно и искренне включенного в общение человека, уравновешенного по натуре.

Важную информацию несет окраска звучания голоса

. Особенно большое значение имеют верхние и нижние тона и звучащие гласные. «Металлически» звучащий голос говорит об энергии и твердости. Елейный, жирно-мягкий голос свидетельствует о лишь изображаемой дружественности, при сильном соскальзывании голоса к фальшивому пафосу.

Вокальная речь

(сильное подчеркивание звучания гласных) указывает на доминирование темперамента и чувств, добродушие.Консональнаяречь (гласные отступают на второй план перед остро акцентированными согласными) указывает на доминирование разума и воли, аналитический склад ума.

Слабая модуляция речи

(слабые подъемы и падения высоты тона) действует усыпляюще. Монотонный голос всегда подразумевает нечто скрытое, зажатое. Слабая модуляция при сохранении высоты тона указывает на дисциплинированность, деловитость, трезвость, но в то же время может быть индикатором недостатка заинтересованности и живости, отсутствия истинного внутреннего участия, робости, стесненности, страха публичных выступлений.

Сильная модуляция

(изменения высоты голоса в широких пределах) указывает на открытость, большую восприимчивость души и чувств, многообразие душевых переживаний, богатство настроений при внутренней свободе. Гораздо реже сильная модуляция может отражать недостаток внутренней дисциплины, интеллектуальной сформированности внутренних переживаний.

Падение высоты тона к концу предложения

при остающейся прежней громкости может указывать на слабую волю, мягкость, склонность к депрессии. Ритмичные колебания мелодии характерны для внешне оживленных, но внутренне уравновешенных людей со значительными способностями к творчеству и развитию.

Ритмичное говорение

(ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) отражает богатство чувств, уравновешенность, преимущественно радостное основное настроение.

Некоторая неравномерность в ритме

отражает живой подвижный характер, а также зависимость от эмоций, недостаточный самоконтроль, нерасчетливость, преимущественно негативное или неустойчивое основное настроение. Строго цикличное, правильное говорение указывает на жесткость, любовь к порядку, педантичность, твердость, холодность чувств.

Взаимосвязь между голосом и характером до сих пор однозначно не установлена, однако можно с высокой степенью вероятности говорить о правильности изложенных положений. Конечно же, в каждом конкретном случае не нужно терять необходимую критичность и самостоятельность суждений при оценке всей совокупности невербальных и вербальных источников информации о собеседнике.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий