Гендерный признак – что это такое простыми словами

Гендерный признак – что это такое простыми словами Женщине

Врожденные и приобретенные особенности

На первый взгляд, такие понятия, как “гендер” и “пол” — одно и то же. На самом же деле, данные определения очень различны по своей смысловой нагрузке. Разберемся подробнее с данными понятиями.

При рождении определяется то, мужчиной вы родились, или женщиной. Факт различия двух полов опирается на физиологические особенности, и невозможно изменить пол зачатого ребенка.

Однако медицина сумела стать на ступень выше, и уже сейчас человек может изменить те самые физиологические определения “мужчины” и “женщины”. К слову, существуют ситуации, когда пол ребенка определить крайне сложно из-за определенного уровня гормонов и необычным строением половых органов.

Википедия гласит, что половая принадлежность опирается на особенности анатомического строения человеческого тела, а гендер “строится” на таких вопросах, как:

  • воспитание;
  • особенности социума;
  • общественные “нормы”.

Подводя итоги, люди рождаются девочками и мальчиками. Однако самоосознание мужчины и женщины приходит намного позже в процессе жизнедеятельности. Его формирует массовая культура, социальные условия и личностное осознание себя.

Жизнь плывет по течению, и вместе с ее движением меняются устаревшие понятия. В девятнадцатом веке женщин определяли по длинным волосам и дамским платьям, а мужчин — по коротким волосам и брючному костюму. В наше время это разделение уже не актуально, а суть гендера намного глубже.


Столетия назад женщины не имели права занимать высокие положения в области политики и экономики, однако в современном мире женщина – политик или женщина – бизнесмен уже никого не удивит. Но общество все равно разделяет людей по гендерному признаку.

Гендер: краткое пособие для нормальных людей

Часть 2. История возникновения и истинные авторы понятия

Часть 1

Принято считать, что
термин «гендер» психологам пришлось ввести в 50-е годы прошлого века при оценке
таких «нетипичных» социальных групп как трансвеститы и транссексуалы,
представители которых не позиционируют себя мужчинами или женщинами в
соответствии со своим биологическим полом.

В 1958 году в университете Калифорнии в
Лос-Анжелесе открылся Центр по изучению
гендерной идентичности
(theUCLAGenderIdentityClinic), занимавшийся проблемами транссексуализма. Сотрудник
этого центра психоаналитик Роберт Столлер(англ. RobertJesseStoller; 1924-1991 гг.)
обобщил результаты многолетней работы в нескольких книгах, и он же ввел в
научный оборот понятие «гендерная идентичность» в 1963 году на Международном конгрессе психоаналитиков
в Стокгольме Р. Столлер выделил понятия sex как биологический
пол и gender как пол социальный. Его концепция строилась на разделении
«биологического» и «культурного» изучения пола (англ. — sex). Первый, по мнению Столлера, является областью изучения в рамках биологии и
физиологии. А гендер (англ. — gender) может быть рассмотрен
как область исследований психологов и
социологов, анализирующих культурно-исторические явления. Предложение Р.
Столлера о «разведении» биологической и культурной составляющих в изучении
вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию так называемых
гендерных исследований как отдельной области гуманитарных знаний. (По материалам соответствующей статьи
англоязычной Википедии https://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Stoller)

Затем понятие гендера как
«социального пола» стали активно использовать феминистки, в первую очередь
американские, среди которых немало лесбиянок, то есть женщин, также имеющих
отклонения от нормального, типично женского, стиля поведения. Постепенно борцы
за равенство полов несколько изменили значение понятия и приспособили его под
свои нужды. В феминистской литературе этот термин, а также его производные —
«гендерные роли», «гендерные проблемы», «гендерные исследования» — всегда сопровождают
рассуждения о социальном неравенстве мужчин и женщин, которое рассматривается
авторами как «дискриминация по признаку пола (биологического)» и проявление
«сексизма».

На сайте Института
демографии Государственного университета — Высшей школы экономики размещена электронная
версия бюллетеня «Население и
общество» № 407-408 от 25 января 7 февраля 2022 г. В
статье «Три волны феминизма» Ольги Исуповой говорится:

«Третья волна феминизма начала
зарождаться в 1980
1990-е годы и совпала по времени с развитием собственно гендерного
подхода. Этот подход связан с признанием «множественности» и женских, и мужских
миров, с акцентом на «различиях», и с вниманием к конструированию разными
обществами своих вариаций «женственности» и «мужественности» — причем в сочетании и переплетении с
каждодневным конструированием «класса», «расы», «этноса» и других ранее
считавшихся раз и навсегда данными, природно или экономически обусловленными
свойствами каждого человека. Теперь же они все понимаются как «текучие»,
«ежедневно заново создаваемые» в процессе взаимодействия людей друг с другом.

Кроме того, появилось стремление к
более «сбалансированному» изучению не только женщин, но и мужчин как гендерных
субъектов (работы Роберта Коннелла, 1995 и Киммеля и Месснера, 1989). Для
новых, собственно гендерных, исследований характерно изучение различных сфер
человеческой жизни, где сохраняется неравенство между полами (или между разными
группами внутри одного и того же пола) — религии, брачных отношений,
сексуального и домашнего насилия, сексуальности, красоты как навязываемого
конструкта в контексте теорий тела, работы, где сохраняется неравенство в
зарплатах (на среднестатистическом уровне) и «эффект стеклянного потолка», то
есть специфические препятствия, стоящие перед женщинами, стремящимися достичь
самых высоких ступеней в карьере, распределения домашних обязанностей и
обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию».

http://demoscope.ru/weekly/2022/0407/gender03.php

Что же такое гендер по своей сути в его современном
понимании? В «Словаре гендерных терминов», вышедшем в 2002-м году под редакцией
кандидата филологических наук А.А. Денисовой, подготовленном Региональной общественной организацией
«Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты» при содействии Канадского фонда поддержки российских женщин,
читаем:

«Современная
социальная наука различает понятия пол
и гендер (gender). Традиционно
первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических
особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как
мужчины или женщины. Пол (т.е. биологические особенности) человека считался
фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между
женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с
биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства,
чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и
значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их
роли в воспроизводстве потомства.

Сегодня очевидно,
что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес,
мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше
связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной
Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес
тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни,
которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то,
кому — и мужчинам или женщинам — необходимо
давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия
приемлемы для тех или других.

Помимо
биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей,
форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи,
этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично
мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским
занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как
женское.

Отмечающееся
в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное
тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что
биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей,
существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность
социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в
зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные
нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения,
виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или
женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими
особенностями — это означает выполнять
те или иные предписанные нам
гендерные
роли
.

Гендер
создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин,
определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье,
политической структуре, экономике, культуре и образовании и др.)».
http://www.owl.ru/gender/010.htm

Другими словами, гендер
есть набор социальных признаков, которые могут быть одинаково приложимы и к
мужчинам, и к женщинам. Но не только это. В различные определения, коих, по
подсчетам исследователей «социального пола», насчитывается не менее двухсот,
каждым автором, наряду с общим,
вкладывается также и свой конкретный смысл, наиболее отвечающий его
(авторскому) мировоззрению. Вот только некоторые из этих определений:

«Пол (gender)
— это организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами,
не только характеризующая их межличностное общение или взаимодействие в семье,
но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества,
например, в социальных классах, в иерархиях крупных организаций и при
формировании структуры занятости».

(Acker, 1988;
1990; Reskin, 1988)

«Гендер (англ.gender, от лат. genus «род») —
социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это
поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет
отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями,
случайными прохожими и т. д.

В психологии и сексологии понятие
«гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические
или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с
маскулинностью и фемининностью и
предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми
свойствами или различиями)».

Гендер
(социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с
биологическим полом индивида, с
его или ее
полом воспитания или с его/ее паспортным полом.

(Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/ )

Словоупотребление
грамматической категории «гендер»
подразумевало то, что видимые различия личностных и поведенческих характеристик
мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, а
определяются спецификой социального взаимодействия.

(Клиническая
психология: учебник / Под ред.
Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2002.)

«Гендер являет собой определение женщин и
мужчин на основе их социальной роли. Это не то же самое, что пол (биологические
особенности женщин и мужчин), и не то же самое, что женщина. Гендер
определяется концепцией задач, функций и ролей, предназначенных обществом
женщинам и мужчинам в их общественной и личной жизни».

(Гендерные аспекты: практика
применения. Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству
http://www.gender.cawater-info.net/what_is/)

«Гендер — это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой
общества, которые идентифицируют социальное поведение мужчин и женщин и
отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему
социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и
стереотипы. Гендер — инструмент для понимания социальных процессов».

(http://www.policy.hu/khassanova/glossary_rus.htm )

«Гендер — это совокупность социальных
ожиданий относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для
мужчин и женщин. Это социально формируемые особенности мужественности и
женственности.

Гендер — это роли и стереотипы, которые общество
приписывает половым различиям, то, во что общество превращают анатомические и
физиологические различия людей».

(А. Темкина,
Европейский университет в Санкт-Петербурге, факультет политических наук и
социологии)

Некоторая расплывчатость определений свидетельствует либо о том, что
само понятие еще не устоялось, либо о том, что существует и второй смысл,
который в него вкладывается. В первом случае это было бы вполне объяснимо, если
бы история изучения «социального пола», действительно, велась с конца 1950-х начала 1960-х годов, но, на
самом деле, она на сто лет старше. Что касается второго предположения, то
необходимо признать, что оно
небезосновательно.

Для того чтобы выяснить, кем и с какой целью было начато введение
гендерного подхода при изучении проблем человеческого общества, необходимо вернуться в Германию XIX века. Именно этой стране человечество обязано
возникновению сексологии — научной дисциплины, которая и породила впоследствии
такое понятие как гендер.

Первым «светилом» донаучной сексологии считается Рихард
фон Крафт-Эбинг
(нем. Richard Fridolin Joseph Freiherr Krafft von Festenberg auf Frohnberg; 18401902
гг.) — австрийский и немецкий психиатр и невропатолог, профессор Венского
университета, много лет наблюдавший за нервно- и душевнобольными. Будучи
директором областного заведения для помешанных «Фельдхоф» (нем. Feldhof),
он написал трехтомный «Учебник психиатрии» (нем.
Lehrbuch der Psychiatrie), в котором были
обобщены истории болезни и лечения 20 тысяч пациентов.

Одной
из его обязанностей было предоставлять судам медицинскую историю обвиняемых. На
основе своей судебной практики Крафт-Эбинг написал «Учебник судебной психопатологии» (нем. Lehrbuch der gerichtlichen Psychopathologie), а такжекнигу
«Половые психопатии» (нем. Psychopathia sexualis), одно из первых опубликованных
исследований сексуальных девиаций. Вышедшая в 1886 году, она сразу же приобрела
широкую известность, выдержав при жизни автора 12 изданий. В дальнейшем это
сочинение было переведено на несколько языков, неоднократно переиздавалось и в
настоящее время пользуется не меньшей популярностью. Особенностью книги
является собранное автором огромное число случаев сексуальных отклонений и
подробные медицинские отчеты о них.

Как быть Леди:  ТОП-15 примеров: о чем психологам расскажет ваш аватар

Продолжателями
дела Крафт-Эбинга стали другие врачи: австрийский психиатр, создатель
психоанализа Зигмунд Фрейд(Сигизмунд
Шломо Фрейд, нем.
Sigismund Schlomo
Freud
; 1856-1939 гг.), швейцарский
энтомолог, психиатр и невропатолог Август
Форель
(Огюст Анри Форель, фр. Auguste-Henri Forel; 1848-1931 гг.), немецкие
врачи: психиатр, сексолог, исследователь
гомосексуальности Альберт Молл (нем. Albert Moll, 1862-1939 гг.), тоже исследователь гомосексуальности и защитник прав сексуальных
меньшинств Магнус Хиршфельд(нем. Magnus Hirschfeld, 1868-1935 гг.), дерматовенеролог, создатель самого термина
«сексология» Иван Блох(нем. Iwan Bloch; 1872-1922 гг.), а также английский фармацевт,
врач, писатель Хэвлок Эллис(англ.
Havelock Ellis; 1859-1939 гг.)
.
Именно они заложили основы сексологии как «мультидисциплинарного поля
исследований, в котором используются методы ряда смежных дисциплин: педагогики,
социологии, антропологии, а иногда и криминалистики» (По материалам
соответствующей статьи Википедии).

Немецкий
дерматовенеролог Иван Блох, хотя и был самым младшим из сексологов конца XIX начала XX вв., и прожил меньше остальных, всего 50 лет, тем не
менее, считается родоначальником собственно сексологии как мультинаучной
дисциплины. Именно он разработал ее концепцию, объединившую в себе биологию,
социологию, антропологию и другие смежные науки о человеке. В своем труде 1907 года
«Сексуальная жизнь нашего времени в ее отношениях к современной культуре» (нем.DasSexuallebenunsererZeitinseinenBeziehungenzurmodernenKultur)
Блох пишет, что «чисто медицинский взгляд
на половую жизнь, хотя он всегда был ядром сексологии, недостаточен для
понимания многогранных сексуальных отношений со всеми сферами человеческой
жизни. Чтобы оценить все значение любви
в жизни человека и общества, а также ее значение для культурного развития
человечества, они должны войти в науку о человеке в целом, вобрав в себя и
объединив вокруг себя все другие науки, общую биологию, антропологию и
этнологию, философию и психологию, медицину, историю литературы и культуры во
всем их объеме».

Кроме
того, Иван Блох ввел в оборот само понятие Sexualwissenschaft.

«Этот термин был впервые переведен
как «сексуальная наука», но это не совсем точно, поскольку немецкое Wissenschaft включает в себя как
естественные, так и гуманитарные науки. The translation as «sexology» is therefore preferable, because
the Greek root logos , which is
part of the word, traditionally refers to all powers of reason and therefore to
any rational study, to organized knowledge of any kind.Поэтому перевод
слова как «сексология» предпочтительнее, потому что греческое «логос»
традиционно относится ко всему разумному и, следовательно, к любому рациональному исследованию, которое формирует
знания любого рода.
Thus, the Latin-Greek hybrid «sexology»
simply refers to the theoretical study of sex, just as the German original.
Таким образом, латино-греческое гибридное «сексология» просто относится к
теоретическому изучению секса, как и немецкий оригинал понятия. In this sense. В
этомсмысле Iwan Bloch may be rightfully
called the father of sexology (or Sexualwissenschaft
).
Ивана Блоха
по праву называют отцом сексологии (или Sexualwissenschaft)».
(По материалам англоязычного сайта

http://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&u=http://www.kinseyinstitute.org/resources/sexology, адаптированный перевод
доклада «Рождение сексологии: Краткая история в документах, выбранных и аннотированных с
введением Эрвин J. Haeberle, Copyright © 1983 EJ Haeberle)

Альберт
Молл, наряду с Иваном Блохом и Магнусом Хиршфельдом — своими учеными
оппонентами, считается одним из столпов современной сексологии как научной
дисциплины. Он опубликовал ряд работ по
этому вопросу, в частности, изложил свою концепцию в книгах «Сексуальная инверсия» (нем.
Conträre Sexualempfindung; 1891 г.), «Половая (др. перевод «Сексуальная») жизнь ребенка» (нем. Das
Sexualleben des Kindes, 1909 г.),

«Руководство по сексологии» (нем. Handbuch
der Sexualwissenschaften;1912 г.)и др.

В 1913 году Молл организовал Международное общество исследований секса,
а в 1926-м провел Международный конгресс
сексуальных исследований
в Берлине, с церемонией открытия в рейхстаге.

Что
характерно, сторонник «чистой науки» Альберт Молл занимался изучением интимных отношений мужчин
и женщин, а также детской сексуальности, не имея ни личного семейного опыта, ни
своих собственных детей. Таким образом, он рассматривал эти вопросы не с точки
зрения нормы, а основываясь лишь на своем опыте врача-психиатра. Кстати, как и
третий «столп» германской сексологии того времени — Магнус Хиршфельд. Это
вообще характерно для исследователей человеческой сексуальности не только в XIX-м, но и в XX-м, и в XXI-м вв. По этой причине во всех подобных исследованиях приоритет
отдается именно описанию патологических
отклонений от нормальных отношений, определенных биологическим полом.

У доктора Хиршфельда не было своей семьи по той
причине, что он был тайным гомосексуалистом.
Психиатр находился под большим влиянием известного немецкого адвоката и писателя, организатора
первого движения в защиту секс-меньшинств и первого гомосексуалиста, открыто
провозгласившего себя таковым, Карла Генриха Ульрихса(нем.Karl Heinrich Ulrichs; 1825-1895 гг.).

Ульрихс
получил юридическое образование и занимался защитой прав содомитов — защитой
своих собственных прав. В течение 18601870-х
гг. под псевдонимом Numa Numantius он написал по
этому поводу серию книг под названием «Исследование загадки любви между
мужчинами» (нем. Forschungen über das Räthsel der mannmännlichen Liebe).

Для обозначения своего влечения к мужчинам Ульрихс изобрел термин «уранизм»
(Urning) — от имени древнегреческого бога Урана.

В «Пире» Платона Павсаний в своей речи говорит о том, что существуют
две Афродиты — «старшая, что без матери, дочь Урана, которую мы и
называем поэтому небесной, и младшая, дочь Дионы и Зевса, которую мы именуем пошлой». Афродита Урания
объявлялась покровительницей любви двух мужчин — «небесной», то есть высшей
любви, в противовес другой Афродите — покровительнице обычной, земной любви
между мужчиной и женщиной.

(Кстати, некоторые полагают, что именование
гомосексуалистов «голубыми» берет начало именно от термина «ураниты», то есть
«небесные». В частности, об этом пишет современный российский сексолог И. Кон в
своей книге «Любовь небесного цвета».)

Вслед за древними греками Ульрихс объявлял любовь «уранов» более
возвышенной, чем любовь между мужчиной и женщиной, и называл гомосексуальность разновидностью нормы, а не патологией. Он полагал,
что уранизм является врожденным свойством человека, и поэтому гомосексуалы не
должны привлекаться к уголовной
ответственности. В 1867 году, выступая на
Конгрессе немецких юристов в Мюнхене, Ульрихс заявил, что антигомосексуальное
законодательство (параграф 175 Уголовного кодекса Пруссии, предусматривающий
наказание за мужеложство) должно быть упразднено.

(Сам
термин «гомосексуальность» (от др.-греч. ὁμός — тот
же, одинаковый и лат. sexus — пол) в 1869 году изобрел австрийский писатель Карл Мария Кертбени (нем. Karl-Maria Kertbeny, первоначально Benkert; 1824-1882 гг.))

Являясь одновременно и представителем, и
защитником прав секс-меньшинств, Ульрихс заявлял, что гомосексуалы — вообще не
мужчины и не женщины. Он выдвинул идею,
что тело мужчины-гомосексуалиста порождено для того, чтобы стать воплощением
женской души, поэтому они являются неким третьим полом и несут в себе
«женский элемент». Соответственно, тело лесбиянки создано для воплощения
мужской души, отсюда в ней и мужские качества.

Карл Ульрихс разработал классификацию для обозначения сексуального и гендерного (социально-полового)
расхождения. Она включает в себя такие понятия как:

  • сексуальная
    ориентация
    (влекомые к
    мужчинам, бисексуалы, влекомые к женщинам) — определение, введенное в оборот самим
    Ульрихсом;
  • предпочтительное
    сексуальное поведение
    (пассивные,
    без предпочтений, активные),
  • гендерные (социально-половые) характеристики (женский
    пол, мужской, средний).

То есть именно Карл Генрих Ульрихс, по сути, и
является настоящим «отцом» гендера, хотя сам этот термин стал популярным более
восьми десятилетий спустя, с легкой руки сотрудника одной из сексологических
клиник, возникших благодаря трудам его верного последователя Хиршфельда. Именно этот писатель-гомосексуалист впервые
«раздробил» понятие «пол», помимо мужского и женского, сконструировав некий
«третий средний».

В 1869 году Ульрихс выдвинул концепцию так называемого
каминг-аута (камин-аут, каминг аут и каминаут, от англ. coming out — «раскрытие», «выход»). Он считал, что скрытное существование меньшинств
сокращает возможности их влияния на общественное мнение, и поэтому призывал
гомосексуалов становиться более заметными, «выходить из тени».

В
Л’Акуиле (Италия) до сих пор ежегодно совершаются
паломничества к его могиле, его именем названы улицы в Мюнхене, Бремене и Ганновере, а Международная
ассоциация лесбиянок и геев присуждает премию Карла Генриха Ульрихса «за выдающийся вклад в развитие равенства ЛГБТ».

Основной «заслугой» Ульрихса (как и, позднее, первых
сексологов) является замена «минуса» (мужеложства и лесбийства как отклонений
от нормы) на «плюс» (упразднение самого понятия «нормы» в отношении
сексуальности и возведение гомосексуальности
в ранг элитарной, «небесной», возвышенной любви). Эта подмена позволила ему и
многим другим гомосексуалистам — не только мужчинам, но и женщинам, — смотреть
на обычных людей с нормальной, гетеросексуальной ориентацией свысока, считать
себя «особенными», «не такими, как все», объединяться в тайные союзы
единомышленников по «сексуальным интересам». Отсюда и непреодолимое желание
юридически закрепить свое право на эту элитарную «инаковость» и на ее
неподсудность перед законом и в глазах общества. Это было особенно актуально в XIX веке,
поскольку зачастую членами таких тайных «голубых» и «розовых» союзов
становились геи — представители знати (от
англ. прилагательного gay, которое изначально означало «беззаботный», «веселый»,
«яркий», театральный»).

(Кстати, слово «gay» начало приобретать в английском
языке сексуальную окраску уже в конце XVII-го
века, когда оно использовалось в значении «человек, пристрастившийся к
удовольствиям», «предающийся сладострастию». Такое словоупотребление было
расширением первоначального значения «беззаботный». Подразумевалось, что
беззаботный человек не чувствует себя связанным моральными ограничениями. В
конце XIX века термин «gay life» (буквально: «гей-жизнь»,
«беззаботная жизнь») был широко используемым в английском языке эвфемизмом для
обозначения проституции и других форм внебрачного сексуального поведения, которые
воспринимались обществом как аморальные».

В
современном английском языке (с 1960-70-х гг.) это слово обычно используется как
существительное или прилагательное, обозначающее однополую сексуальную ориентацию — гомосексуальность.)

В своей книге «Любовь небесного цвета» И.С. Кон пишет:

«Гей» — не
просто мужчина, любящий мужчин, а носитель особого самосознания, член
соответствующей субкультуры, общины или организации, борец за свои гражданские
права и т.д.».
(По материалам
соответствующих статей Википедии)

Спустя год после смерти Ульрихса Хиршфельд под
псевдонимом Th. Ramien
публикует эссе «Сафо и Сократ», в котором старается доказать, что гомосексуальность является
не извращением, или, как ее называл Август форель, «переходным этапом»
человеческой сексуальности, а ее частью, поэтому она должна быть предметом
научного интереса.

В 1897 году он вместе с издателем гомосексуальной
литературы Максом Шпором(нем. Johannes Hermann August Wilhelm Max Spohr; 18501905 гг.),
юристом Эдуардом Обергом(нем. Eduard Oberg; 1858-1917 гг.)
и писателем-гомосексуалистом Францем
Йозефом фон Бюловым
(нем. Franz Joseph von
Bülow
; 1861-1915
гг.)
организует Научно-гуманитарный комитет(нем. Wissenschaftlich-humanitäres Komitee,
сокращенно «WhK»)
— первую в мировой истории организацию,
выступавшую в защиту прав сексуальных меньшинств, за отмену уголовного
преследования гомосексуалистов и за проведение образовательных программ среди
населения (то есть секс-просвета) «для
понимания и принятия общественностью однополой любви». (В дальнейшем некоторые
члены комитета, не согласные с теорией Ульрихса и Хиршфельда о «женственности»
души гомосексуалиста, откололись от его организации и создали свою, с более
«брутальными» взглядами.)

«Справедливость (в другом переводе
«правосудие») через науку» (нем. GerechtigkeitdurchWissenschaft) — это
был лозунг комитета, отражавший их уверенность в том, что понимание обществом
«естественности» гомосексуализма позволит устранить враждебное
отношение к самим гомосексуалистам.

Четыре
раза — в 1897-м, 1900-м, 1904-м, 1907-м годах члены комитета организовывали
сбор подписей под петицией в рейхстаг за отмену антисодомитского
законодательства и признания юридического равенства
гомо- и
гетеросексуальных актов между лицами в возрасте старше шестнадцати лет. В первые годы
удалось собрать более 5 000 подписей. В числе подписантов были Альберт
Эйнштейн, Август Бебель, Томас Манн, Генрих Манн, Герман Гесс, Лев Толстой, Эмиль Золя, Райнер
Мария Рильке, Стефан Цвейг, Гауптман, Макс Брод,
Карл Каутский, Мартин Бубер, Рихард фон Крафт-Эбинг, Эдуард Бернштейн и другие
знаменитости.

В
1899 году Хиршфельд вместе со своими единомышленниками приступил к выпуску печатного издания для геев
и лесбиянок под названием «Ежегодник промежуточных сексуальных
ступеней»
(нем. Jahrbuch für sexuelle Zwischenstufen). Этот журнал
издавался до 1922 года.

В
1901 году сексолог публикует статью, предназначенную для широкой публики «Что должен знать народ о третьем поле»(нем. Was muss das Volk vom Dritten Geschlecht wissen), в которой внушалась
мысль о превосходстве социального пола над биологическим.

В 1904-м
году к деятельности Хиршфельда подключается феминистка и секс-активистка,
редактор журнала для бывших падших женщин (проституток) и соорганизатор
«Немецкого союза защиты матерей и сексуальной рефор­мы» (BFM, BundfürMutterschutz)Элен Стокер(Хэлен Штёкер; HelenStöcker; 1869-1943 гг.).

Как быть Леди:  Лицемерие и социальные маскиЛицемерие, что это такое? — Обсуждай

(Для понимания смысла деятельности фрау Штёкер стоит
привести некоторые из «Директив» Союза, принятые собранием его делегатов в
Берлине спустя 18 лет, 25-26 ноября 1922 года. Они были опубликованы в издатель­стве
«Verlag demeuen Generation»:

«1. Содержание и цель движения

Движение в защиту матерей и сексуальной реформы вырастает на почве
радостного, жизнеутверждающего миро­воззрения. Оно проистекает из убежденности
в высшей ценности, святости и неприкосновенности человеческой жизни.

Наше движение хочет сделать жизнь и
отношения в ней между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, вообще
между людьми богатыми и плодотворными насколь­ко возможно.

Поэтому наша задача — нести во все
более широкие круги населения сознание того, как отвратительны обще­ственные
отношения и этические воззрения, терпящие и поощряющие проституцию и
венерические заболевания, сексуальное лицемерие и вынужденное воздержание.

Запутанность господствующих ныне
нравственных оце­нок, вытекающие отсюда личные страдания и социальное зло
требуют устранения. Решить же эту задачу можно не лечени­ем симптомов, а только
посредством радикального искоре­нения действительных причин.

Но наше движение хочет служить совершенствованию
индивидуальной и социальной жизни не одним лишь устра­нением различных зол, а с
помощью позитивного воздейст­вия на общественную ситуацию. Оно хочет
поддерживать и укреплять жизнь и радость жизни.

Мы стремимся защищать жизнь прежде
всего у ее истоков, позволить ей стать сильной и чистой. Это значит защищать материнство, превратить
сексуальность человека в мощный инструмент не только продолжения рода, но и
поступательного развития и в то же время радости бытия, более высокой и
облагороженной ценностями культуры. Сексуальная
реформа — вот содержание и цель наших стремлений.

2.Общий принцип нравственности

Предпосылкой
оздоровления человеческих сексуальных отношений является безусловный разрыв с
теми современными воззрениями на нравственность, в основе которых лежат
заповеди, основанные как на произвольных положениях, сформулированных
человеком, так и на традициях, уходящих корнями в прошлое (
выделено мной — Г.П.). Учение о нравственности следует также в значительной степени основывать
на дости­жениях развивающейся науки.
Мы не должны бездумно позволить и далее существовать в качестве нравственного
требования тому, что в действительности было правильно только для своего
времени или служило лишь интересам господствующих классов. Пробным камнем для проверки
нравственности какого-либо морального положения являет­ся, с нашей точки
зрения, лишь его пригодность для того, чтобы сделать человеческую жизнь, то
есть социальное со­существование, более богатым, гармоничным и свободным от зол!

Поэтому мы
отклоняем противопоставление тела и духа человека. Мы не хотим, чтобы
естественное половое влече­ние клеймилось как «грех», чтобы против «чувственности»
боролись как против чего-то низменного или животного, а «преодоление
плоти» возводилось в ранг нравственного принципа! Напротив, человек является
для нас единым чув­ственно-духовным существом, духовные и телесные склон­ности
которого имеют равное право на здоровое развитие, равное право на поощрение и
заботу.

Заповеди нравственности — это лишь требования, кото­рые с необходимостью вытекают из обусловленности
равно­правного и мирного сосуществования, гарантирующего всем людям возможно
более благоприятные условия формирова­ния и развития их способностей и сил.
Нравственным для нас является то, что при имеющихся условиях в соответствии с
нашим максимально возможным пониманием ситуации служит развитию индивида в
личность, движению общества к более высоким и совершенным формам бытия».

(Цитирование по: Вильгельм Райх «Сексуальная революция»
http://www.orgonomic.narod.ru/w/lib/sexrev/sexrev12.htm#hdr_22 )

В начале XX века Хиршфельд пошел дальше Ульрихса и
разработал систему социального (гендерного) подхода к изучению человека,
которая включала в себя 64 (!) возможных степени сексуальности — от нормальной
мужской гетеросексуального мужчины до женской мужчины-гомосексуалиста. В эту
систему входили и те, кого в 1910-м году он описал под термином «трансвеститы»
(Transvestit), а также люди,
называемые сегодня транссексуалами, интерсексуалами (гермафродиты) и
трансгендерами.

Двадцать
первого февраля 1913 года в Берлине И. Блохом, М. Хиршфельдом и неврологом Альбертом
Ойленбургом (нем. Albert Eulenburg;1840-1917 гг.),
автором работ по альголагнии (от
греческого άλγος, Algos — боль, а λαγνεία, lagnia — похоть), то
есть садизму и мазохизму, было основано «Медицинское
Общество сексологии и евгеники»
(нем.
Arztliche Gesellschaft für Sexualwissenschaft
und Eugenik). Это было первое сексологическое и евгеническое
общество в Германии. Вскоре «Медицинское Общество сексологии и евгеники» стало
играть достаточно большую роль как на национальном, так и на международном
уровне. За год число членов Общества увеличилось с 15 человек до ста с лишним.
Новая прогрессивная общественно-научная организация проводила встречи,
организовывала обсуждение сексологических проблем.

В 1914 году
вышла книга Хиршфельда «Гомосексуализм мужчины и женщины»(нем. Die Homosexualitat des Мannes und die Weibes). The latter study, based on personal knowledge of over 10,000
individuals, was rightly hailed as the most thorough work on the subject, an
«encyclopedia of homosexuality,» whose historical introduction alone
is still unsurpassed in depth and, even today, would more than justify a
translation.
Исследование,
основанное на изучении более чем 10 000
случаев и названное «энциклопедией гомосексуализма», было воспринято
специалистами как самая тщательная работа по этому вопросу.

Спустя два
года Хиршфельд начал выпуск учебника по сексологии (Sexualpathologie), и до
1920-го года успело выйти три тома.

Но самым
основательным и главным его трудом считаются «Geschlechtskunde» — в современном переводе «Гендерные знания» (или, по-другому, «исследования») в
пяти томах — итоги 30-летнего
исследовательского опыта, издававшиеся с 1926-го по 1930-й годы.

В 1919 году режиссером Рихардом Освальдом (нем. Richard Oswald; 1880-1963 гг.) в соавторстве с
Хиршфельдом был снят фильм «Не такой как все» (Anders als die Andern) — первый в мире фильм,
призывающий к декриминализации гомосексуализма. На его премьере сексолог
произнес прочувствованную речь:

«То, что сегодня предстанет перед вашими
глазами и перед вашими душами, относится к исключительно важной и непростой
теме. Она трудна потому, что в отношении её среди людей существует огромное
количество предрассудков и невежественных представлений. Важность этой темы
заключается в том, что мы не только должны освободить гомосексуалистов от
незаслуженного презрения, но должны таким образом повлиять на общественное
мнение, чтобы исчез юридический произвол, по своему варварству сравнимый с
поиском и сожжением на кострах ведьм, безбожников и еретиков. Кроме того, число людей, которые родились «не такими, как
все», гораздо больше, чем это могут представить большинство родителей… Фильм,
который вам первыми сейчас предстоит увидеть, позволит приблизить то время, когда
будет покончено с темной безграмотностью, наука победит предрассудки, закон
одолеет беззаконие, а человеческая любовь одержит победу над человеческой
жестокостью и невежеством».

В
том же 1919-м году вместе с дерматологом Фридрихом
Вертхаймом
(нем. FriedrichWertheim), неврологом и психотерапевтом
Артуром Кронфельдом(нем. Arthur Kronfeld; 1886-1941 гг.) он сумел основать первый в мире частный Институт сексуальных наук (Institut für Sexualwissenschaft).

Ежегодно
Институт посещали около 20 тысяч пациентов, а его сотрудники проводили не менее 1800 консультаций. Сюда приезжали многие известные люди. Например, организатор «Американской лиги
контроля над рождаемостью» (англ.
American Birth Control League)
Маргарет Сэнгер(англ.
Margaret Higgins Sanger Slee; 1879-1966 гг.)
; американский врач-эндокринолог,
сексолог и геронтолог, прославившийся после Второй мировой войны исследованиями
и лечением транссексуализма, Гарри Бенджамин (англ. Harry Benjamin; 1885-1986 гг.); лидер левого крыла индийского национально-освободительного
движения Джавахарлал Неру(хинди जवाहरलाल नेहरू Javāharlāl Nehrū; 1889-1964 гг.); французский писатель-гомосексуалист Андре Жид(фр.
André Gide; 1869-1951
гг.)
;
англо-американский писатель такой же сексуальной ориентации Кристофер Ишервуд(англ. ChristopherWilliamBradshawIsherwood; 1904-1986 гг.) и другие.

Институт
работал по четырем основным направлениям: сексуальная биология, медицинская
сексопатология, сексуальная социология, сексуальная этнология. Среди многих
видов его деятельности три заслуживают особого внимания.

Во-первых,
практика добрачного консультирования, единственная в своем роде в Германии, в
основе которой лежали евгенические идеи «улучшения потомства». Консультации
проводились с целью изучения наследственности будущих супругов, для исключения
рождения детей с какими-либо врожденными
заболеваниями, в рамках, как бы сейчас сказали, «ответственного
родительства» и «планирования семьи».

Во-вторых,
регулярные публичные лекции и дискуссии на сексологические темы (в основном,
касавшиеся гомосексуализма и его реабилитации в глазах общества, а также
позитивного отношения к внебрачному сожительству и абортам).

В-третьих,
медико-правовая экспертиза, особенно по уголовным делам.

В Институте
занимались распространением контрацептивов, а также проведением абортов,
лечением гомосексуальности путем пересаживания пациентам яичек
гетеросексуальных мужчин и другими операциями. Например, в
1931 году руководитель «судебно-сексуального отдела» врач Феликс Абрахам(нем. Felix
Abraham; 1901-1937/1938 гг.) совместно с
доктором Людвигом Леви-Ленцем(нем. Ludwig Levy-Lenz; 1892-1966 гг.)
выполнили первую в мире операцию по смене пола.

Институт, в 1924-м году переименованный в Фонд Хиршфельда, был первопроходцем в деле продвижения идеи о социальной
приемлемости гомосексуалистов и трансгендеров, а
также защиты их гражданских прав. Он активно контактировал в своих
исследованиях с гомосексуалистами — не только немецкими, но и из других стран.
Они рассматривались наравне с мужчинами
и женщинами, как представители третьего пола. Хиршфельд последовательно проводил идею о том, что влечение к
лицам своего пола — это не извращение, анекоеврожденное свойство отдельных людей,
поэтому гомосексуалисты не должны считаться изгоями. Трансгендеры
же были как в числе сотрудников института, так и среди его клиентов.

Еще
в 1921 году, через два года после своего создания, Институт сексуальных наук организовал
Первую научную конференцию,
посвященную вопросам реформирования в вопросах секса на основе исследований
сексологии. Хиршфельд и его сторонники были убеждены в том, что новшества в
сексологии смогут привести к реформированию общества в нужном направлении. А если общество не реформируется добровольно,
то придется действовать силой.

В опубликованном в том же году призыве
Научно-гуманитарного комитета говорилось:

«Гомосексуалисты! Справедливого отношения к себе вы можете добиться
только за счет собственных усилий. Свобода быть гомосексуалистом может быть отвоевана
только самими геями».

В том же 1921 году Хиршфельд объединился с берлинским
гинекологом, сексологом и активным сионистом Филиппом (Феликсом) Аароном Тейльхабером(нем. PhilipAaronTheilhaber;1884-1956 гг.),
основавшим незадолго до Первой мировой войны Общество сексуальных реформ (Gesex). Его целями были контроль
над рождаемостью и борьба против законов, запрещающих аборты и гомосексуализм. В 1923 году
число членов Общества достигло своего
максимума — 130 тысяч человек. Оно спонсировало и организовало несколько
крупных международных конгрессов.

Во время одного из них, в Копенгагене (1928 г.), была
создана Всемирная лига сексуальных
реформ
(ВЛСР; нем. Weltliga für Sexualreform) и избран ее первый президент — англичанин Хэвлок
Эллис. Позднее этот пост занимали Август Форель и Магнус Хиршфельд совместно с
И.Х. Леунбахом (Копен­гаген) и Норманом Хэйром (Лондон). Лига работала по следующим направлениям:

1.
Политическое, экономическое и сексуальное равно­правие женщины.

2.
Освобождение брака (в особенности процедуры расторжения брака) от опеки со
стороны Церкви и государства.

3.
Регулирование рождаемости в соответствии с принци­пами деторождения,
проникнутыми сознанием ответствен­ности (то
есть продвижение методов контроля над рождаемостью в рамках «планирования семьи
— Г.П.).

4.
Евгеническое воздействие на потомство (имеется
в виду контроль над рождаемостью, то есть создание благоприятных условий для
рождения детей от «полноценных» родителей и устранение возможностей
воспроизводства «неполноценных» — бедных, больных, страдающих эпилепсией,
наркоманией, врожденной глухотой, слепотой, душевнобольных и др. — методами
контрацепции, абортов, насильственной стерилизации и кастрации. Сегодня к этому
прибавилось также ранняя диагностика беременных методами УЗИ — Г.П.).

5. Защита матерей-одиночек и детей, рожденных
вне брака (то есть защита «падших»
женщин, а также поощрение «пробных браков»,
уравнивание в юридических правах законно и незаконнорожденных детей —
Г.П.)
.

6.
Правильная оценка вариантов интерсексуальных отношений, в особенности
гомосексуальности мужчин и женщин (то
есть, фактически, введение «третьего социального пола» и равенства в правах
гетеросексуальных и гомосексуальных отношений — Г.П.)
.

7.
Предупреждение проституции и венерических заболе­ваний (по мнению члена ВЛСР В. Райха, причинами проституции являются «безработица и идеология целомудрия,
внушаемая девушке из мелкобуржуазной семьи» (В. Райх, «Сексуальная революция» — Г.П.).

8.
Восприятие нарушений полового влечения не как прежде — в виде преступлений,
грехов или пороков, а в качестве более или менее болезненного явления (сегодня этот пункт уже устарел, поскольку в
Европе гомосексуализм вообще перестал считаться болезненным отклонением — Г.П.)
.

9.
Сексуально-уголовное право, которое делает наказуе­мым только действительное
вмешательство в половую сво­боду другого лица, но не вмешивается в сами половые
отношения, основывающиеся на совпадающей воле взрос­лых людей (то есть отмена уголовного преследования за
мужеложство — Г.П.)
.

Как быть Леди:  Что такое ГРУСТЬ - Словарь эпитетов - Словари - Словопедия

10.
Планомерное половое воспитание и просвещение (что позднее с успехом было реализовано в Европе и сегодня пытаются
ввести в России — Г.П.).

11. Отмена
законов, запрещающих прерывание беременности и контрацепцию (этот пункт также, хотя и через несколько десятилетий, был полностью
реализован — Г.П.)
.

http://www.orgonomic.narod.ru/w/lib/sexrev/sexrev14.htm#hdr_26

Следующий конгресс состоялся в 1929 году в Лондоне. Затем в 1930-м году в
Вене состоялся еще один форум и спустя два года последний — в Брно.

В 1931 году съезд сексуальных реформаторов
планировалось провести в Москве, куда в 1926 году Хиршфельд ездил по
приглашению Советского правительства. Но «осчастливить» СССР мировым «асам» секс-просвета не удалось.

В работе форумов принимали участие: австралийско-английский
врач Норман
Хейр
(англ. NormanHaires; 1892-1952
гг.)
; немецкий евгенист и сексолог Макс
Ходанн
(Макс Карл Юлий Александр
Ходанн; нем.
MaxHodann; 1894-1946 гг.); немецкий врач, разработчик контрацептивной внутриматочной спирали Эрнст
Грэфенберг
(нем. ErnstGräfenberg; 1881-1957 гг.); один из учеников Зигмунда Фрейда, психоаналитик, сексуальный просветитель
Вильгельм
Райх
(нем. Wilhelm
Reich; 1897-1957 гг.); австрийский
врач, один из основоположников электрофизиологии и функциональной диагностики Фридрих
Краус
(нем. Friedrich Kraus; 1858-1936
гг.)
; сексолог Гарри Бенджамин;
британский палеоботаник и евгенист, борец за права женщин,
основательница первой в Великобритании клиники по контролю над
рождаемостью, автор секс-просветительских книг для
родителей Мари Стоупс(Шарлотта Мари Кармайкл Стоупс; англ. MarieCharlotteCarmichaelStopes; 1880-1958 гг.), ее немецкая коллега по контролю над рождаемостью Элен Стокер (Хэлен Штёкер);
норвежско-шведская феминистка и анархистка, основательница первой шведской
Ассоциации натуристов (швед. Sällskapet för Fri Kroppskultur; 1931
г.), первый президент Шведской Национальной ассоциации сексуального образования
(швед. Riksförbundet för Sexuell Upplysning RFSU; 1933
г.), соосновательница и президент (19591963
гг.) Международной федерации планирования
семьи (МФПС; англ. International Planned Parenthood Federation,IPPF; 1952 г.) Элиза
Оттесен-Йенсен
(швед. Elise Ottesen-Jensen,, также известная как Ottar;
1886-1973 гг.)
, британский философ и
математик, неопозитивист, ярый атеист и гуманист Бертран Рассел(Бертран
Артур Уильям Рассел;
англ. BertrandArthurWilliamRussell; 1872-1970 гг.);
немецкий социалист, публицист и писатель,
гомосексуалист Курт Хиллер(нем. Kurt Hiller; 1885(18850817)-1972 гг.);
английская писательница, пацифистка и активная феминистка, член Лиги Наций Вера
Бриттен
(англ. VeraMaryBrittain; 1893-1970
гг.)
, английский писатель и
драматург, член Фабианского общества, один из создателей Лондонской школы экономики и политических
наук (англ. The London School of Economics and Political Science, LSE), горячий
сторонник евгенических идей Бернард Шоу(Джордж Бернард Шоу;
англ.
GeorgeBernardShaw; 1856-1950 гг.); немецкий
драматург, поэт-экспрессионист, антифашист, один из руководителей Баварской
Советской Республики Эрнст Толлер(нем. Ernst Toller; 1893-1939
гг.
);
организатор ювенальной юстиции в США, сторонник идей «пробного брака» и
«планирования семьи», судья Бенджамин Б. Линдси (Бенджамин Барр Линдси; англ. Benjamin Barr Lindsey; 1869-1943 гг.) и другие.

Шестого мая
1933 года, в то время как сам Хиршфельд был на
лекции-экскурсии в США, здание Фонда подверглось нападению и было
разграблено студентами — членами Немецкого националистического союза молодежи (нем. DeutscheStudentenschaft). При этом нападавшие изъяли обширные
списки имен и адресов клиентуры Института сексологических исследований. Эти «истории болезни» сгорели на площади Оперы
вместе с огромной библиотекой Фонда, включающей 40 тысяч томов и 35 тысяч
фотографий. Те, что сохранились в нацистских архивах, позднее оказались в США,
как ценный источник сексологических знаний.

Сам Магнус Хиршфельд, избежал расправы лишь по причине отъезда из Германии
задолго до прихода к власти Гитлера.
После неудачных попыток возродить Институт во Франции Хиршфельд уехал в Ниццу,
где и скончался от последствий диабета в мае 1935 года. Два оставшихся президента
Всемирной лиги сексуальных реформ И.Х. Леунбах и Норман Хэйр объявили о
роспуске организации в связи со смертью ее президента и невозможностью продолжения в современных условиях дальнейших
активных действий. Английское отделение Лиги существовало еще некоторое время,
но затем и оно прекратило свою работу.

Но
спустя четверть века именно на основе трудов Хиршфельда, Блоха, Эллиса и других сексологов началось создание
новых институтов по изучению сексуальных
отклонений и оформление понятия «третий пол» в современное «гендер».

Итак,
мы выяснили, что изначально понятие «социальный пол» (гендер) было введено
гомосексуалистами, для защиты и продвижения интересов гомосексуалистов и других
людей с сексуальными отклонениями. Их деятельность в этом направлении была
продолжена после Второй мировой войны, при активном участии феминистских
движений Европы и США. Каковы основные этапы этой деятельности в послевоенном
мире и кто конкретно способствовал популяризации идей «гендерного равенства» —
об этом мы поговорим в третьей части нашего «Пособия».

Продолжение
следует.

Царь, царевна, агендер, томбой — кто ты будешь такой? поговорим о гендерной идентичности | юга.ру

Получается, гендерная идентичность — это то, кем себя человек внутренне ощущает?

— Да. Если биологическая женщина ощущает себя женщиной — это цисгендерный человек. Мужчина, ощущающий себя мужчиной — тоже цисгендер.

Иногда гендерная идентичность и биологический пол могут не совпадать. Люди с несовпадением, те, которые идентифицируют себя с полом, противоположным официально зарегистрированному, — именуются трансгендерными.

У некоторых идентичность выходит за рамки бинарной системы. Небинарных гендеров (раньше использовался термин «гендерквир») известно множество — это любые люди, которые находятся вне общепринятой системы и не считают себя однозначно ни мужчинами, ни женщинами.

Например, есть агендеры: у них нет четкого оформленного понимания собственного гендера, они считают, что он у них отсутствует, и вообще отрицают какую-либо гендерную идентичность.

К небинарным людям относятся андрогины, которые могут выглядеть и ощущать себя на грани между мужчиной и женщиной.

Есть бигендерные персоны, которые ощущают себя то мужчиной, то женщиной в зависимости от ситуации, или одновременно и тем и другим.

Также существуют гендер-флюиды. Это неустойчивая идентичность, которая изменяется со временем сама по себе, в зависимости от психологического состояния или отношений с другими людьми. Разница между бигендером и флюидом в том, что второй не может определиться, к какому гендеру он принадлежит, поскольку предпочитает многие.

В психологии границы нормы очень широкие, и списки постоянно расширяются и пополняются. Сейчас Tinder предлагает более 50 вариантов, Facebook — более 70. В любом случае, однозначно можно сказать, что такое явление не считается заболеванием, расстройством личности или извращением.

Люди, которые не причисляют себя ни к «он», ни к «она», по-английски просят называть их they/them. Есть ли подходящий аналог в русском языке?

— Можно использовать дословный перевод — «они/их». Но лучше прямо спросите, какой вариант для этого небинарного человека предпочтительнее.

Может ли гендер быть навязанным, можно ли заставить человека почувствовать себя «другим», повлиять извне на его гендерную самоидентификацию?

— У людей, которые не имеют проблем с самоидентификацией, раннее детское развитие строится на интроектах. Это означает, что без критической оценки (потому что у малыша она еще не успела сформироваться) человек усваивает картину мира согласно тому, что ему говорят ближайшие значимые люди. Поэтому с какой-то стороны можно повлиять даже на гендерную идентичность. Если с детства мальчика воспитывать как девочку, то у него может сформироваться самоощущение женского гендера. 

Но с другой стороны, может быть и наоборот. Многие трансгендерные люди рассказывают, что они с самых малых лет начали ощущать себя не в своем теле, хотя их воспитывали в абсолютном соответствии с биологическим полом.

К тому же следует помнить, что даже биологический пол не всегда можно установить однозначно. Несколько лет назад стал известен случай одного юноши, который ощущал себя мужчиной и имел все соответствующие половые признаки. И вдруг он сильно заболел, провели медицинское обследование — и выяснилось, что по набору хромосом он представляет собой биологическую женщину! А после узи у него нашли полный набор внутренних женских половых органов. Тогда он решил, что раз природа дала ему возможность выносить и родить ребенка, он сделает это. И в итоге даже каким-то способом забеременел.

Хирургическая коррекция пола может привести к смене гендера?

— Очень известная история произошла в 1960-70-х с американскими близнецами Раймерами. У одного из них, Брюса, в раннем детстве произошла травма гениталий, и профессор Джон Мани предложил сделать ребенку принудительную коррекцию пола и далее воспитывать как девочку. Врач был убежден, что гендерную идентичность можно сформировать и изменить. Родители пошли на этот эксперимент. 

«Дочь», которая стала Брендой, с возрастом всё сильнее ощущала несоответствие и страдала. Во взрослом возрасте она узнала, что биологически является мужчиной — и испытала значительное облегчение, потому что думала, что сходит с ума. Человек снова стал вести образ жизни, соответствующий мужчине, смог достаточно успешно жениться и усыновить детей. А методы доктора Мани медицинское сообщество признало садистскими и осудило. В этой ситуации мы видим, что коррекция пола не вызвала смену гендера. 

Связаны ли как-либо гендер и сексуальная ориентация?

— Прямой связи нет, потому что люди абсолютно любого гендера могут иметь абсолютно любую сексуальную ориентацию. К примеру, биологический мужчина может ощущать себя лесбиянкой — его тянет к женщинам, но при этом он ощущает себя с ними не как мужчина, а как другая женщина — может, своего рода «пацанка-томбой». И подобных вариаций может быть бесчисленное множество. 

Как это понимать окружающим и как к этому относиться? 

— Если вы считаете себя культурной личностью, то относитесь с уважением. Потому что это важно для человека, для его понимания собственного «я». Ведь самоидентификация формирует структуру личности, делает ее цельной.

Еще это важно человеку для осознания себя как части общества. Мы все — существа социальные, в нашей лимбической системе глубоко в психике заложено, что нужно держаться вместе. Первые люди потому и выжили, что стали сбиваться в стаи, поодиночке это сделать было бы сложно. Эта глубинная установка до сих пор есть у всех людей. Поэтому осознавать себя частью социума, пускай даже небольших групп общества, включая меньшинства, очень важно. 

Людей с проблемами гендерной самоидентификации нужно поддерживать, ведь им и так сложно ощущать себя оторванными от общества. Не понимать, к какой части ты принадлежишь, — большой стресс. Если человек не может осознать, кто он, то чувствует себя изгоем до тех пор, пока не разберется в себе. Человек пытается примкнуть куда-то, чтобы чувствовать себя в безопасности. Поэтому объединения и организации меньшинств очень важны. В них люди ощущают защищенность, понимают, что могут достойно жить, что они ценны и не просто так появились на свет.

Что делать человеку, если он жил себе жил — и вдруг начал подозревать, что все эти годы просто мучился из-за того, что в глубине души является трансгендером, или, скажем, агендером?

— Обратиться к психологу, конечно. При этом в процессе психологической работы вполне может открыться, что внутреннее напряжение связано вовсе не с гендерной идентичностью.

Социолог: Трансгендерные и небинарные люди — это норма 

Каких людей можно называть «нормальными»?

— С точки зрения биологии нормальный человек — это тот, кто успешно выполняет все свои базовые функции: пьёт, ест, выводит продукты жизнедеятельности. В плане психологического поведения нормальный тот, кто ни на кого не нападает и не представляет опасность для самого себя.

Если же брать социологию, то нормальным будет считаться тот человек, который не нарушает общепринятые устои: работает, приносит какую-то пользу, имеет семейные отношения и друзей. Если ты прошел социализацию, значит ты нормальный. Но вот парадокс: с точки зрения статистики таких людей меньшинство, поэтому статистически нормальными их называть уже неверно.

Абсолютно все люди так или иначе относятся к какому-либо статистическому меньшинству и соответственно статистически не нормальны. У меня родинка на ухе, это мое биологическое отличие. Если этот факт проанализировать, то я тоже буду считаться ненормальной.

С точки зрения функционирования и исполнения роли ячейки общества абсолютное большинство транс- и небинарных людей следует считать нормальными. Возможно, я неправильно понимаю Россию, но и большинство не будет считать, что транс- или небинарные персоны аморальны. Но многие не будут понимать мотивы таких людей.

Послесловие

Сексуальная ориентация — вот что станет темой третьего материала из цикла, в котором Юга.ру разбирают базовые понятия, важные для современного человека и общения в социуме. А завершит серию публикаций исследование ксенофобии — процессов, в ходе которых представление о «других» становится основой для нетерпимости. Находить материалы цикла по мере их публикации можно по тегу «базовые понятия».

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий