Маргинал — кто это? Маргинальный человек: характеристика, признаки, причины маргинальности

Маргинал - кто это? Маргинальный человек: характеристика, признаки, причины маргинальности Женщине
Содержание
  1. Что из себя представляет маргинальность по роберту парку?
  2. Смотреть что такое «маргинальный» в других словарях
  3. Что означает слово «маргинал»? происхождение слова.
  4. Биомаргиналы
  5. Групповая маргинальность
  6. Значение слов «маргинал» и «маргинальность» в современном мире?
  7. Значение слова «маргинал»
  8. Значение слова маргинал
  9. Индивидуальная и групповая маргинальность
  10. Индивидуальная маргинальность
  11. Как работает маргинализация?
  12. Какая разница между ними и люмпенами?
  13. Какие они?
  14. Категории людей, которые относятся к маргиналам в современном обществе
  15. Классический пример маргинала — джеффри лебовски, герой культового фильма «большой лебовски» (1998)
  16. Кто такие маргиналы на самом деле
  17. Маргинал — это значение негативное или позитивное?
  18. Маргиналы (примеры)
  19. Маргинальная группа
  20. Маргинальность маргинал
  21. Последствия маргинализации
  22. Предложения со словом «маргинал»:
  23. Примеры маргиналов
  24. Производные понятия и примеры словоупотребления
  25. Цитаты со словом «маргинал»:

Что из себя представляет маргинальность по роберту парку?

Маргинаальность — это понятие социологическое. Оно означает пограничное, промежуточное положение людей между социальными группами. Это определенным образом влияет на психику таких людей (маргиналов).

Ранее это слово носило резко отрицательный оттенок в обществе. Роберт Парк считал таких людьми крайне обидчивыми, агрессивными и сконцентрированными только на себе. Кроме этого к их числу он относил тех, кто совершал преступления, не имел своего жилья, был алкоголиком и наркоманом.

Одним словом, это были люди самых бедных и низших слоев общества. Важной особенностью маргиналов было отрицание всех норм и правил в обществе. Они не имели никаких обязательств, нарушали правила взаимодействия между людьми.

Смотреть что такое «маргинальный» в других словарях

МАРГИНАЛЬНЫЙ — (от латин. margo, inis край). Относящийся до краев, краевой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАРГИНАЛЬНЫЙ [фр. marginal побочный] второстепенный, периферийный, несущественный, незначительный (напр … Словарь иностранных слов русского языка

МАРГИНАЛЬНЫЙ — 1. МАРГИНАЛЬНЫЙ, ая, ое. Книжн. 1. Не имеющий существенного значения; второстепенный. Данное явление носит маргинальный характер. // Неосновной, незначительный. М ая группа. Эти признаки являются маргинальными. 2. В социологии: находящийся за… … Энциклопедический словарь

маргинальный — побочный, незначительный, маржинальный Словарь русских синонимов. маргинальный прил., кол во синонимов: 7 • краевой (9) • … Словарь синонимов

маргинальный — ая, ое. marginal, e adj. 1. Написанный на поле. Мак. 1908. Написанный на полях книг, рукописи. БАС 1. 2. Второстепенный, периферийный, несущественный, незначительный (напр., не относящийся к фундаментальным или концептуальным положениям науки).… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Маргинальный — близкий к пределу, почти убыточный. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

МАРГИНАЛЬНЫЙ — (от французского marginal, латинское margo край, граница), находящийся на границе двух сред; человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы (маргинальная личность, маргинал). Нередко употребляется как… … Современная энциклопедия

МАРГИНАЛЬНЫЙ — (от франц. marginal побочный на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный … Большой Энциклопедический словарь

МАРГИНАЛЬНЫЙ — МАРГИНАЛЬНЫЙ, маргинальная, маргинальное (книжн.). Представляющий собою маргиналии; написанный на полях книги, рукописи. Маргинальная поправка, заметка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Маргинальный — ( от лат., край) означает противоположный центральному, краевой, рубежный, граничный. Маргинальный не значит периферийный (провинциальный, отсталый), периферийность есть частный случай маргинальности.Граничный энергоинформационный обмен… … Геоэкономический словарь-справочник

маргинальный — ая, ое; лен, льна, спец. 1) полн. ф. Написанный на полях, расположенный с края чего л. Сложные проблемы дешифровки встают при изучении маргинальных рисунков бездонного кладезя символики (Даркевич). 2) Побочный, не основной, периферийный,… … Популярный словарь русского языка

Маргина́л, маргина́льный челове́к (от лат. Margo — край) — человек, находящийся на границе раздела различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.

Что означает слово «маргинал»? происхождение слова.

Итак, маргинал — это кто? Данный термин вошел в обиход еще в 1928. Его сформулировал социолог из США Роберт Парк. Он считал, что маргиналом можно назвать человека, который занимает некое промежуточное и неопределенное положение между городским жителем и жителем сельской глубинки.

Культура такого субъекта не сформирована, он не может вписаться в незнакомые для него условия жизни в другом месте. Его модели поведения не принимаются обществом, и он для них никто иной как дикарь, не умеющий себя вести среди людей.

Сам термин берет начало от слова «margo», что в переводе с латыни означает «край». Поэтому маргиналы – это те, кто живет на самом краю, грани социума, и не вписывается в общепринятые нормы взаимодействия между людьми.

Биомаргиналы

— кто это? Это те, кто имеет дефект или проблемы со здоровьем: СПИД, инвалидность, хроническое соматическое заболевание. Они не могут быть полезной ячейкой общества, поэму часто находятся за бортом. Им не уделяют внимание, не заботятся, часто обходят стороной.

Групповая маргинальность

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Весьма показательным явлением групповой маргинальности является появление в социуме групп маргиналов характерной чертой обособления которых являются психические и сексуальные отклонения — т.наз «сексуальные меньшинства».

Значение слов «маргинал» и «маргинальность» в современном мире?

Значение слов «маргинал» и «маргинальность» в современном мире преобразилось до неузнаваемости. Впрочем, это не удивительно. Мир стремительно меняется прямо на наших глазах и на смену старым стереотипам приходят новые понятия, часто диаметрально противоположные старым.

Что такое маргинальность и кто такие маргиналы? Какие новые категории людей стали относить к маргиналам в современном мире. Чем маргинал отличается от всех остальных представителей социума, и почему он имеет такой статус, об вы узнаете из статьи.

Значение слова «маргинал»

  • Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

В современном русском языке это слово ошибочно употребляется как синоним понятия люмпен (деклассированный элемент).

1. человек, не признающий общепринятых моральных норм и правил поведения

2. социол. человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. п., но не принимающий их полностью

Значение слова маргинал

Что значит маргинал? Маргинал это человек, который недостаточно участвует или полностью выключен из деятельности институтов общества: экономических, культурных, политических. Социальными науками полагается, что маргиналы – в некоем роде избыточный материал социума, нуждающийся в строгом контроле, мониторинге, требующий проработки.

Кто такой маргинал? Это человек, который, будучи помещенным за границу группы, воспринимается ее членами как чужак. Он одновременно объединяет в себе удаленность и близость с группой – он есть в ней физически, но, однако не включен в нее как ее член, не разделяет ее биографию, а является пришельцем, остановившимся словно гость в ней.

Классическое понятие маргинал подразумевает не столько выключенность из группы, сколько нахождение на границе посреди двух групп. Как следствие маргинал несет в своей личности культурный конфликт, который не является сугубо психологическим, это не когнитивный диссонанс, не чувство обделенности и психологических неудобств в связи с невключенностью в группу.

Как быть Леди:  Что такое милосердие и сострадание - почему человек должен быть милосердным?

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Индивидуальная маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» ( Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Как работает маргинализация?

У маргинализации есть несколько факторов, которые делают ее возможной. Во-первых, это возрастающая социальная мобильность, когда перемещение индивидов между социальными группами становится в принципе возможным. Во-вторых, важным фактором становится просвещение, благодаря которому люди могут выбирать ценности, актуальные для них, но не всегда совпадающие с общественными ценностями.

По мнению социологов и антропологов, маргинализация — неизбежное следствие появления открытого общества. У этого процесса ранее отмечали негативные черты, однако с развитием глобализации к ним присоединились в том числе позитивные и амбивалентные черты.

Какая разница между ними и люмпенами?

Люмпены и маргиналы – это синонимы, или совсем разные между собой понятия? Первое слово ввёл Карл Маркс для обозначения отдельного социального слоя общества (тех, кто ходит в лохмотьях). К ним относились нищие, бродяги, люди с асоциальным поведением и те, которые нарушали закон.

Это члены общества, которые не имеют никаких ценностей материальных, у которых своя мораль и они не признают социальные нормы. По сути, это каста. Как правило, не имеют никакой собственности. Зарабатывают либо случайными подработками, либо попрошайничеством, либо грабят.

По мне, так люмпены это частный и весьма радикальный пример маргинализации. Он не показателен, ибо отражает только одну ипостась (финансовую).

Маргинальные слои общества вовсе не обязательно будут носить обноски и просить милостыню. Они вполне могут зарабатывать себе на жизнь. Просто они «откалываются от коллектива» и ведут «свою игру» (в социальной области, в политической, религиозной и так далее).

Какие они?

В последнее время маргинальные группы получили возможность влиять на повестку — как социальную, так и культурную. Можно говорить о том, что маргинал, способный к анализу черт различных социальных структур, может составить свое представление о том, как улучшить общество, какие традиции можно назвать архаичными и что новое можно привнести в свою «старую» социальную группу из жизни «чужих», или наоборот. Именно благодаря этим изменениям становится возможным дальнейшее развитие культуры.

Категории людей, которые относятся к маргиналам в современном обществе

В современном мире понятия «маргинальность» и«маргинал» утратили свое первоначальное резко отрицательное значение. Маргиналами теперь называют тех представителей общества, образ мышления и образ жизни которых значительно отличается от образа жизни основной массы людей.

Постепенно смысловое наполнение данного термина очень сильно поменялось. Когда-то это были представители самого дна общества. Теперь все иначе. Теперь в сети и средствах массовой информации нередко можно встретить множество статей, посвященных слову «маргинал» в элитном его смысле, например, «маргинальная культура», «маргинальная литература», «маргинальное мировоззрение». Сейчас маргиналом может быть и безработный, и миллионер.

Если говорить простыми словами, то маргиналами сейчас называют всех, кто не вписывается в социально «правильное» поведение.

Маргиналами можно назвать:

  1. бродягу без жилья и работы;
  2. путешественника, уехавшего искать смысл жизни Тайланде, Индии, Тибете;
  3. хиппи, который отрицает иерархию общества;
  4. фрилансера и любого «свободного художника», не привязанного к работе и живущего в дороге;
  5. отшельника, живущего вдали от общества;
  6. мультимиллионера, образ жизни которого крайне отличается от большинства людей.

Классический пример маргинала — джеффри лебовски, герой культового фильма «большой лебовски» (1998)

Если до конца хотите проникнуться этой темой, рекомендую пересмотреть знаменитый культовый фильм братьев Коэн «Большой Лебовски» (1998). Главный герой этого фильма — классический маргинал. Всеми любимого пацифиста Джеффри Лебовски — можно назвать классическим маргиналом современного мира.

Кто такие маргиналы на самом деле

Маргинал — это человек (или сообщество), находящийся на периферии своей социальной группы, поскольку не разделяет ее ценности, или застрявший между несколькими социальными группами по ряду внешних или внутренних факторов. Среди внешних факторов могут быть культурные или законодательные ограничения, а ко внутренним может относиться привычка или желание человека быть вне своего сообщества.

Этот социологический термин довольно быстро подхватили медиа и, как зонтик, раскрыли его над всеми членами общества, которые подходят под описание чужаков или представляют для него опасность. Однако на самом деле маргинал — это не оппозиционер, не воинствующий представитель меньшинства.

Одним из первых маргиналов описал представитель Чикагской социологической школы Роберт Парк. По его мнению, маргинал — это основной тип городского жителя. Такой индивид высокомобилен в социальной среде, имеет более широкий кругозор и большую степень цивилизованности, однако не все городские маргиналы соответствуют этому описанию.

Зачастую маргинал застревает в своем положении по ряду обстоятельств. Так, в начале XX века довольно обширный пласт маргиналов составляли беженцы и иммигранты, которые, приехав в новую страну, не пытались ассимилироваться и сохраняли образ жизни и традиции, которые соблюдали дома.

Общество на новом месте ограничивало их социальную мобильность, чтобы отгородиться от чужой, иногда агрессивной культуры: иммигрантам могли отказывать в льготных банковских услугах, возможностях трудоустройства и покупки или аренды жилья. Так появлялись гетто и из маргинализации росла сегрегация.

К счастью, на сегодняшний день социальная политика развитых стран направлена на преодоление процесса сегрегации и маргинализация проходит по новым сценариям. На сегодняшний день маргинальные группы могут рассчитывать на защиту своих прав и интересов.

Однако не обязательно быть иностранцем, чтобы стать маргиналом. Есть много других представителей этой группы:

  • Религиозные маргиналы — в эту группу входят религиозные меньшинства, атеисты и агностики в странах, где есть официальная религия. Также религиозными маргиналами могут быть сектанты или приверженцы несуществующих религий.

  • Биологические маргиналы — в этой категории люди оказываются ввиду возраста, болезни (как, например, ограничивали возможности ВИЧ-инфицированных пациентов по трудоустройству).

  • Экономические маргиналы — очень бедные или очень богатые люди, которые живут в отрыве от общей экономической ситуации в обществе.

  • Социальные маргиналы — это группы, которым приписывается деструктивное влияние на общество. Например, в начале 1900-х годов в Англии такой группой были матери-одиночки: считалось, что они не могут ни дать обществу здорового и функционального ребенка, ни внести достаточный экономический вклад своей работой.

Маргинал — это значение негативное или позитивное?

Любые жизненные аспекты и ситуации можно рассмотреть с полярных точек зрения: позитивной и негативной. Маргинальность не является исключением.

Плюсы:

  1. Из-за своей индивидуальности и отличительных черт, человек может развиваться и мыслить вне «стадного» движения. Ведь часто такими людьми становятся и художники, и учёные. Поэтому могут привнести ценный и новый поворот в историю общества.
  2. Опять же из-за своей особенности они могут придумать бизнес, до которого не «дотумкали» другие люди.
  3. Маргинальные личности более гибкие и не привязанные к чему-то. Поэтому им легче двигаться к цели: переехать в другой город, пойти на новую работу.

Минусы:

  1. Негативная сторона маргинальности заключается в том, что она часто возникает на фоне революций, войн, неблагополучных условий в стране.
  2. Сложно поддержать собственный комфорт и удовлетворить базовые потребности.
  3. Развивается склонность к действиям вне закона – становятся опасными для окружающих.
Как быть Леди:  Как стереть воспоминания или забыть ненужную информацию - Лайфхакер

Маргиналы (примеры)

  1. Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»
  2. Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:

Маргинальная группа

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой они возникают, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей. Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Маргинальность — «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Маргинальность маргинал

Я обожаю маргиналов, у них жизнь и сознание незамутненное,

они не участвуют в этой нашей запрограммированной жизни.

Я сам пытался стать маргиналом, но уже поздно было.

Я стою на краю,Хотя нет, лишь на грани.Не переиграть мне роль свою,Не изменить и землю под ногами.

Я маргинал, для вас я аномален,Я нигилист, а значит инфернален.И мной общественный режим нарушен,Но ваши мнения лишь просто тлен!

Маргинальностькак качество личности – склонность значительно отличаться от большинства своим поведением, взглядами на действительность, внешностью; находиться вне или на границе своей социальной среды, различных социальных групп, систем, культур, быть в какой-то степени изгоем и испытывать влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей.

Если верить биографам маргинальной Марлен Дитрих, она была равнодушна к сексу, но очень падка на восхищение своей особой — цветы, комплименты, все чувственные виды поклонения нужны были ей постоянно. Поскольку поклонники требовали секса, она спала с ними, смирившись с этой нудной потребностью человечества, но скучала в процессе.

Видимо, поэтому она не знала так называемой верности и изумлялась сценам ревности, которые устраивал очередной любовник, когда она, еще не расставшись с ним, позволяла затащить себя в следующую постель, гарантирующую необходимую порцию восхищения. Даже всемирная слава не насытила её чудовищного аппетита — поклонение нужно было ей, как воздух, до старости, которую она провела, валяясь в постели и читая журналы.

Антиподы — ненасытная Дитрих и скрывшаяся от славы Грета Гарбо, — о которых мечтали миллионы мужчин по всему миру, никого не любили — физиологически не были к этому способны, но оплодотворили романтическими чувствами колоссальное количество душ.

Маргинальность (marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Современное значение слово получило в 1928 году благодаря американскому социологу Р. Парку (1864-1944). Маргиналами согласно Парку являются люди, потерявшие связь со своей средой обитания, кругом общения, но не примкнувшие к другой и другому, то есть те, кто находится как бы на краю, на границе культурного общества.

В первой трети ХХ века в Америке маргиналами становились сельские жители, оказавшиеся в городах и не смогшие найти в них себе применение, люди, длительное время не имевшие работы, эмигранты, отправившиеся в США за счастьем, но не нашедшие его. Постепенно, однако, понятие «маргинал» приобрело более широкий смысл: Маргинал — ассоциальный человек, образ жизни которого отличается от общепринятого в обществе.

Маргинальность — термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или соци­альной группы. Соответственно, люди, которые по каким-то причинам не при­мыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называются маргиналами.

Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой че­ловек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом, что обычно связано с болезненными психоло­гическими переживаниями. Обычно состояние маргиналь­ности не является длительным, хотя существуют вынуж­денные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголи­ки, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в нем длительное время.

Для маргиналов характерно враждебное отношение к общественному мнению, неудовлетворённые амбиции, себялюбие, повышенная чувствительность, некоторая тревожность.

Маргинальность – это ни достоинство, но и не недостаток. Это ни хорошо и ни плохо. Это просто никак у всех, это по-другому. Это некоторый разрыв со своей социальной средой. Это путь, когда отвергаются принятые в обществе ценности и традиции. Это попытка утвердить собственную систему норм.

К маргиналам относятся люди, которых невозможно отнести к определённой социальной группе, они как бы зависают на границе отличных между собой групп, а посему ощущают на себе их противонаправленное влияние.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Сталин считал себя человеком русской культуры, отодвинув свое грузинское (по другой версии — осетинское) происхождение; Иван Грозный ощущал себя потомком древнеримского императора Августа (Цезарь, видимо, не казался ему особо легитимным) и легендарного римского героя Пруса, а не русским — лапотность происходящего вокруг, наверное, раздражала его бесформенностью.

Даже Чарльз Дарвин, совершивший революцию в естествознании, проявлял некоторую маргинальность. В 1874 году Чарльз Дарвин сказал своему другу, директору Королевского ботанического сада Джозефу Гукеру, что никогда не научится работать на пишущей машинке, которую только что начал выпускать «Ремингтон».

Но его сын Френсис молод и может решиться на любой опасный эксперимент. Мозг шестидесятипятилетнего Дарвина, всего несколько лет назад закончившего «Происхождение человека» и продолжавшего писать научные книги, работал еще в полную силу, но человек, совершивший один из самых радикальных переворотов в естествознании, воспринимал как опасный эксперимент работу на пишущей машинке, ставшей общим местом массовой культуры ХХ века.

Жившие в советскую эпоху, по сути, уже являются маргиналами. Писательница Надежда Венедиктова высказывает на этот счёт любопытное мнение: «Привычка жить наедине с двумя эпохами, отслеживая их аромат и выверты, сформировалась уже после сорока — развал советской империи и резкий кувырок из одной общественной формации в другую подарил редкую и драгоценную возможность сидеть сразу на двух исторических стульях. И при этом активно ерзать, запуская нос и пальцы во многие трещины, идущие не только по фасаду.

Как быть Леди:  При свете табака

Со временем каждую из эпох удалось приручить — во всяком случае, есть ощущение интима, и они уравновесились до равнозначных живых пространств, каждое из которых подсвечивает другое и позволяет познавать в сравнении, заодно совершенствуя мою позицию маргинала — никому не принадлежать полностью, даже себе, чтобы сохранять хотя бы гипотетическую возможность объективного восприятия жизни.

Чёрт его знает, достижимо ли оно на самом деле, но попробовать стоит. Обдуманный флирт с эпохами совпал по времени с долго нарабатывавшимся умением осознавать свою жизнь почти ежесекундно — как говаривал в таких случаях Бердяев, я постоянно трансцендирую; правда, выяснилось, что это занятие требует слишком много энергии, поэтому приходится регулярно сачковать, чтобы не выпасть в осадок раньше времени. Особенно приятно дрейфовать между собой и человечеством, утопая в его яростном многообразии».

Социологи выделяют следующие основные виды маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);

2) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государ­ством или иными структурами);

3) политическая маргинальность, при которой инди­видов не устраивают существующие формы политичес­кой жизни;

4)религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Как утверждает философ Энвер Измайлов, люди не принимают ничего от маргинала. То есть вместо того чтобы исполнять обязанности, вместо того, чтобы находиться внутри ситуации и быть вместе, человек, идущий по пути духовного развития, как бы отделяет себя, он особенный, «белая кровь», голубая, точнее, но в любом случае нечеловеческая, то есть она такая… «духовная».

И люди это воспринимают как маргинальность, это, по сути, и есть маргинальность. Поэтому когда человек устойчив в духовном мировоззрении, то эта устойчивость заключается в том, что он преобразует мир, в котором он живёт: его семья, общество, в котором он находится, работа, — там все одухотворяется.

Не потому, что он там всем, так сказать, проповедует, не обязательно. Нужно говорить, конечно, о Боге, о философии, но нужно говорить тогда, когда уже есть «кредит доверия», когда человек уже понимает, что вы не маргинал, что у вас есть свой путь, который оберегает вас от страданий.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Бесплатная горячая юридическая линия.

Последствия маргинализации

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса.

Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве.

Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Предложения со словом «маргинал»:

  1. Так, или примерно так, на свет появляется ещё один маргинал.
  2. Вчерашний маргинал сделался реальной кандидатурой.
  3. Этакий маргинал, плюющий на всех и вся — на родителей, друзей, государство — и живущий в своё удовольствие.
  4. (все предложения)

Примеры маргиналов

Интересно, что некоторые психологи, философы, социологи считают маргинальный тип личности наиболее цивилизованным, развитым типом, продвинутым, мобильным и подвижным, открытым к изменениям и всему новому.

Какие известные личности хорошо иллюстрируют маргинальность? Пожалуй, самый яркий пример – это Иисус Христос, Богочеловек в христианской традиции. Будучи уже даже рожденным в маргинальной среде – в хлеву, и дальше всей своей жизнью он не только не укрепляется в какой-то социальной группе, а напротив, разрушает многие нормы того общества: в юности учит в храме, в молодости разгоняет в нем менял, зарабатывает малооплачиваемым трудом, берет в ученики рыбаков, общается с блудницами, и даже умирает среди разбойников.

Еще один интересный пример – великий русский писатель Лев Толстой. Он любил жизнь в деревне, отрицая многие привилегии дворянства, писал революционные книги для сознания не только тех времен, но и на сегодня, толковал христианские нормы, но был гоним церковными служителями, положив основу даже отдельному течению, толстовству.

И не один только Толстой – все действительно великие писатели, поэты, драматурги, ставшие сегодня классикой, в свое время совершили уход из той или иной социальной группы, ощущали в себе эту культурную как минимум двойственность, которая и толкала их на написание любимых сегодня нами произведений.

В наши дни маргинальность получает новый виток в связи с распространением интернета, помогающего преодолевать любые границы. Все большее количество людей работают фрилансерами, сохраняя одиночество, нежелание интенсивных социальных контактов, отрицание общественно принятых норм жизни.

Производные понятия и примеры словоупотребления

  1. Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
  2. Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Цитаты со словом «маргинал»:

  • Интеллектуалы всегда были носителями рационализма, а предприниматели могли ими стать.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий