Что делать, если ревнуют вас
Для начала — честно поговорить со своим другом. Может быть, он(а) и не подозревает, что такая дружеская ревность заставляет вас ощущать дискомфорт. Что вам неприятно, обидно. Если после такого разговора все изменится и наладится — все хорошо, тему можно закрывать.
Но такое случается редко. И тогда (если вы дорожите этой дружбой и человеком) нужно договариваться о рамках. Времени и частоте встреч. Допустимости общения с другими людьми. Честности в отношении друг друга. Словом, составляется некое подобие брачного контракта, в котором перечислены малейшие детали и нюансы отношений.
Наконец, третий способ — это честно рассказать другу о причинах собственничества и предложить хорошего психолога. В результате ваш друг, возможно, сильно изменится со временем. Но станет ментально здоровее и все же перестанет вас ревновать.
Как избавиться от чувства собственности по отношению к своему партнеру
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Состоять в отношениях может быть захватывающе и удивительно. Возможно, вы испытываете сильную связь с кем-то, кто вам небезразличен и для кого небезразличны вы. Однако время от времени у вас может возникать чувство ревности или неуверенности в себе, которое будет создавать проблемы в отношениях. Быть может, вы начнете замечать, что допрашиваете своего партнера, обвиняете его в чем-то и ведете себя как собственник, сами того не желая. К счастью, этого можно избежать. Все, что вам нужно, — это сохранять спокойствие в определенный момент, построить доверие в отношениях и предотвратить собственническое поведение в будущем.
Ревность-зависть
Это вид дружбы, который вызван желанием мимикрировать под какого-то конкретного человека. Согреться в лучах его славы, красоты или доброты. Воспользоваться чужим материальным или духовным ресурсом (не самая редкая ситуация, давайте по-честному). Тут ревность возникает из зависти, что у вас никогда не будет такой харизмы. Длины ног. Количества детей. Карьеры. Мужчины. Чего угодно.
В этом случае нужно разбираться с самооценкой. Смотреть, есть ли у вас личные цели и ценности — может быть, они вовсе не такие, как у вашего друга. И когда вы их увидите, осознаете и присвоите, то сможете начать расти в какой-то другой плоскости. Перестав завидовать успеху друга и прекратив ревновать.
Ревность-собственничество
Это тот самый первый, самый детский вариант. Поэтому нам проще всего «соскальзывать» именно в него: через детское собственничество проходят абсолютно все. Другое дело, что одни психологически вырастают из этих рамок, а другие — нет. Тогда особой разницы нет — ревнуем мы подругу или партнера: негативные эмоции вызывает любая попытка общаться с кем-то другим, а не с нами.
В основе такой ревности — страх, что нас бросят. Ребенок просто не выживет, если его оставит мать (это эволюционный рефлекс) — поэтому он протестует и ревнует. А во взрослом возрасте это говорить о недостатке цельности и личных комплексах. Грубо говоря, свои эмоциональные и психологические дыры мы «закрываем» другим человеком — и понимаем, что если он уйдет, то придется туго.
Пример: женщина по какой-то причине очень боится серьезных отношений с мужчинами. Поэтому вступает в созависимые отношения со своей подругой, ведет себя с ней, словно они партнеры в союзе. И ревнует соответственно.
Чаще всего сильная ревность возникает из детских травм покинутости или неприятия мамой. С таким запросом лучше всего обратиться к психологу: иначе проблемы будут во всех отношениях. С друзьями, любимыми, собственными детьми. В самых тяжелых случаях дружба с таким травмированным человеком может быть очень токсичной.
Собственники на работе
Однако чувство собственности имеет и положительные эффекты. Чувство собственности не только повышает ценность имущества для своего владельца, оно также усиливает готовность человека заботиться о том, что он считает «своим», и вкладываться – деньгами, усилиями и временем – в «свое» имущество.
Так, Пирс и соавторы
описывали, как изменилось отношение водителей грузовиков к машинам после того, как компания-владелец закрепила за конкретным водителем определенный грузовик. Формальным владельцем машин по-прежнему оставалась компания, но водители стали ощущать грузовики «своими».
Большее чувство собственности у работников повышает их удовлетворенность работой и производительность,
показало исследование Пирса совместно с Линн Ван Дайн из Мичиганского государственного университета. Развитие чувства собственности у сотрудников может стать важным инструментом в управлении организациями,
считают исследователи из Said Business School Оксфордского университета.
В компании люди могут испытывать чувство собственности по отношению к порученному им проекту или направлению бизнеса или всей организации в целом. Оно может возникать вследствие того, что люди инвестируют в проект или компанию не только время и усилия, но и вкладываются эмоционально.
Благодаря чувству собственности по отношению к работе или компании, сотрудники могут не только в большей мере ощущать личную ответственность за результат, но и требовать такого же отношения от коллег, а также активнее стремятся участвовать в принятии решений.
Собственничество на благо общества
Как ни парадоксально, чувство собственности может активизировать альтруизм и готовность помогать другим,
свидетельствуют эксперименты, которые провели ученые из Школы менеджмента Келлога и Гарвардской школы бизнеса. В одном из недавних экспериментов участников разделили на две группы и попросили разработать дизайн кофейной чашки.
Первой группе сообщили, что они создают чашку для себя, а второй – что эту чашку получит типичный посетитель кофеен. По окончании эксперимента все участники получили символическое вознаграждение – 25 центов, при этом организаторы предложили полностью или частично пожертвовать эту скромную сумму на борьбу с коронавирусом.
Дело в том, что более выраженное ощущение собственности приводит к повышению самооценки, а более высокая самооценка, в свою очередь, усиливает просоциальное поведение, объясняют авторы эксперимента. Если человек испытывает приятные чувства, он захочет их сохранить, а этого он может достичь, если продолжит вести себя социально приемлемым и желательным образом.
Поскольку ощущение собственности может усиливать чувство ответственности за «свое» имущество, оно может способствовать сохранению общественных благ – например, окружающей среды. Таким образом можно противодействовать
«трагедии общин», когда общий доступ к ресурсу истощает его или уничтожает,
выяснила Джоан Пек из Висконсинского университета в Мадисоне с соавторами.
Их эксперименты показали, что чувство собственности мотивирует «владельцев» общественного блага, к примеру озера или парка, беречь и защищать его. В одном из экспериментов арендаторы лодок на безымянном озере, которых просили перед арендой придумать и записать название водоема, с большей вероятностью потом пытались выловить из воды мусор.
Еще в одном эксперименте участников просили представить прогулку в парке, при этом одной группе показали табличку «Добро пожаловать в парк», а другой – «Добро пожаловать в ваш парк». При последующем опросе участники второй группы были чаще готовы убрать мусор в парке или пожертвовать деньги на его содержание.
Человеческое «я» – это совокупность всего, что человек может назвать своим, включая не только его тело и способности, но и его одежду и дом, жену и детей, предков и друзей, репутацию и работу, яхту и банковский счет,
писал психолог и философ Уильям Джеймс:
Собственничество собственнический
Собственничество как качество личности – склонность завладеть, обладать, распоряжаться, приобретать что-либо и отстаивать право на владение собственностью разными и не только законными способами, сохранять власть и контроль над другими, обращаться с ними так, как если бы они были собственностью.
Одна монахиня, искавшая просветления, вырезала из дерева статуэтку Будды и покрыла её позолотой. Статуэтка была красивая, и монахиня всюду носила её с собой. Прошли годы, а она всё носила с собой своего Будду. Она поселилась в маленьком деревенском храме, где стояло много статуй Будды, и у каждой был свой алтарь. Монахиня каждый день зажигала благовония перед своим золотым Буддой, но, не желая, чтобы аромат доставался другим статуям, она смастерила специальную трубку, по которой дым поднимался только к её статуэтке. От этого нос золотой статуэтки почернел, что сделало её отвратительной.
Глупо от зайца ожидать поведения волка. Также глупо требовать от человека, живущего по законам материального мира, равнодушно взирать на свою собственность, особенно когда ее отнимают. Редкий процент людского сообщества живет по законам духовного мира, по законам благости, то есть бескорыстного служения людям. В обществе, которое подчинено действию объективных экономических законов, трудно отыскать человека, подобного Диогену. Диоген средь бела дня ходил по городу с фонарем, безуспешно пытаясь, как он говорил, «найти человека».
Что говорить о вещах, если люди даже не могут поделить Бога? Многие считают: это мой Бог, а это их неправильный Бог. Хотя надо мыслить в другой плоскости: Бог не мой и не твой, и не наш. Это мы его дети. Такой переворот в сознании происходит из-за того, что большинство людей буквально пропитано эгоизмом. Их чувства, эго, ум и разум буквально поражены вирусом эгоизма. А эгоист без собственничества все равно, что жених в первую брачную ночь без невесты. Собственничество – это непреложный факт, атрибут материального мира. В этом нет ничего ненормального, в этом отсутствует какая-то гнетущая проблема.
Человек может осознавать, что всё принадлежит Богу, но когда вопрос заходит о деньгах, квартире, машине, жене, детях, он уверенно говорит: «Это моё!» Местоимение «моё» говорит не душа, а эго. Оно отождествляет себя со всем, что ему принадлежит. Ситуацию не исправить, если думать с позиции «наше». Владимир Маяковский, говоря об общественной собственности, писал: «Всё это наше. Всё это нам!» Ничего принципиально не изменяется. Просто одна иллюзия – «моё!» уступает место другой – «наше!». Практика в лице Березовских, Абрамовичей, Ходорковских доказала, что ничего нашего и не было. Была большая красивая иллюзия.
Иными словами, собственничество – закономерная реальность материального мира. Например, первичная ячейка общества — семья выросла из собственности. Как только у каждого появилась своя собственность, люди захотели передавать ее по наследству не абы кому, а именно своим биологическим детям. Поэтому племя перешло от полигамии к моногамным союзам. В собственничестве нет ничего предосудительного, пока оно не становится чрезмерным, избыточным, пока оно не превращается в жестокое путешествие по крайностям и идеализациям. Например, идеализация своего капитала – денег, драгоценностей, недвижимости в конце жизни приводит к разочарованию, унынию и опустошенности. Забрать на тот свет ничего материального не удастся, и эта мысль угнетает человека, всю жизнь посвятившего достижению материальных целей.
Великий полководец Александр Македонский перед смертью осознал, на что истратил свою жизнь. Он, завоевавший почти весь мир, распорядился похоронить его с открытыми руками. И когда его несли к месту захоронения, руки были вынуты из гроба и повернуты ладонями вверх, чтобы все могли видеть, что он уходит с пустыми руками.
Собственничество – это сильная корыстная привязанность к тому или чему, кто или что сулит удовольствия и наслаждения. Когда мы другого считаем своей собственностью (ребенка, мужа, жену), значит, уверены, что он должен делать то, что мы от него ожидаем. Корыстная привязанность всегда разрушает отношения, ибо она посягает на свободу души. Душа по своей природе абсолютно свободна, поэтому не удивительно, что у нее в ответ на собственнические притязания возникают протестные настроения.
Корысть – это когда я ожидаю от близкого человека удовлетворения каких-то своих желаний, ожиданий и надежд. Корысть – это отношения в режиме «Ты мне – я тебе». Собственничество в крайних формах – это пренебрежение личностью. Это когда на другого смотришь через призму своих намерений – он должен поступать так, как я этого хочу. Это и есть позиция эгоизма, это и есть голос разбухшего эго. Эгоизм выхолащивает из любви собственничество.
Возьмем, к примеру, бескорыстную и корыстную привязанность матери к ребенку. Бескорыстная привязанность основана на безусловной любви. Мать любит ребенка за то, что он есть, за то, что он подарен Богом. Он пришел в ее жизнь, и ее родительский долг перед Богом дать ему максимум любви и заботы. Корыстная привязанность стоит на платформе больших ожиданий от ребенка, навязывании ему своих представлений, чем он должен заниматься, на ком жениться или выходить замуж. Это означает, что мы считаем ребенка своей собственностью, не желаем отпускать его на свободу и, что самое главное, крадем у него величайший подарок Бога – право выбора, как реагировать на события и ситуации жизни. Корыстный родитель считает: «Ты моё продолжение. У меня не вышло, но у тебя обязательно получится. Я через тебя отыграюсь перед судьбой». Иными словами, он не видит в ребенке личность. Всё, что другому навязывается с позиций собственного эгоизма, всегда не принимается и отвергается.
Бескорыстная родительская привязанность направлена на то, чтобы выпустить в мир самостоятельную личность, которая легко и достойно адаптируется во внешнем мире, которая осознает, какие цели и задачи она должна решить в людском сообществе. Корыстная мать будет до последнего держать при себе сыночка, разрушать все его попытки создать семью. Олег Рой пишет: «Мужчины в современном мире — золото высшей пробы, и об этом прекрасно знают их матери, которые ни за что не хотят передавать свою ценность в другие женские руки».
Когда в отношениях отсутствует собственничество, они становятся глубокими, как океанские впадины. Стоит осознать, что близкий человек не моя собственность, что он такая же, как и я, вечная, свободная душа, принадлежащая Богу, и отношения приобретут иной качественный уровень. Когда понимаешь, что в этой жизни ты встретился с женой, мужем, ребенком, родителями для того, чтобы дать необходимый урок друг другу, тогда начинаешь ощущать необыкновенно приятный вкус счастья от общения с ними.
Собственничество и любовь так же совместимы, как любовь и ненависть, вода и пламень. Корыстная любовь звучит также неуклюже и абсурдно, как смертельное убийство. Любовь всегда бескорыстна, это необыкновенно чистое чувство, она равнозначна служению другому. То, что большинство людей понимают под любовью, любовью не является. Любовь — это когда жена готовит мужу вкусный ужин и не ждет от него каких-то форм благодарности, а просто делает из желания доставить удовольствие любимому человеку. Любовь всегда на первое место ставит не себя любимого, а другого и готова пожертвовать своими интересами ради интересов любимого.
Собственничество – это привязанность к своим желаниям. Человек привязан к себе, но называет это любовью. Абсурд. Мужу нравится наслаждаться женским телом, видеть заботливую мать, прекрасную хозяйку, у которой всегда готов вкусный обед и ужин, которая всегда приветлива, нежна и радушна. Ему хорошо рядом с женой. И вдруг она уходит. Он начинает мучиться и страдать. Всё это преподносится в качестве любовных страданий. Но, зачастую, всё сводится к банальному, горькому сожалению об утрате объекта, от которого ранее получал столько удовольствий и наслаждений. Ошо пишет: «… в своей глупости люди начинают думать: «Если он вырвется из моих рук, то всю оставшуюся жизнь я больше не познаю любви». Они не понимают, что, стараясь навсегда удержать кого-нибудь, они обрекают себя на нелюбовь. У них не будет любви. Нельзя ожидать любви от раба. Невозможно добиться любви от своей собственности; от стула, стола, дома или мебели не добиться любви. Можно добиться любви только от свободного человека, если ты уважаешь его уникальность, его свободу. Любовь рождается именно в свободных отношениях… Обладать кем-то также отвратительно, как и принадлежать кому-то».
Собственничество оскверняет любовь энергией эгоизма. Истинная любовь даже в случае, когда жена уходит, скажет: «Пусть покидает меня, лишь бы она была счастлива. Я все равно, желаю ей только добра». Есть такой анекдот: Жена говорит мужу: — Ты бессердечный чурбан. Неужели тебе не жалко, что я ухожу к чужому мужчине? Муж отвечает: — Почему мне должно быть жалко чужого мужчину?
Иными словами, собственничество, как привязанность к своим привычкам и желаниям, не имеют ничего общего с любовью, главными качественными признаками которой является бескорыстие и безусловность.
Петр Ковалев 2021 год
Другие статьи автора: https://www.tiledi.ru/karta-statej/
Собственность в ощущениях
Чувство собственности дополнительно повышает ценность объекта для его владельца – этот «эффект владения» (endowment effect) описали и проверили Ричард Талер и Даниэль Канеман. В одной из работ они
объясняют его на примере знакомого экономиста: будучи любителем вина, он много лет назад приобрел несколько бутылок хорошего бордо всего по $10 за бутылку.
Сейчас такое бордо продается на аукционах уже по $200, но знакомый Талера и Канемана не собирается ни продавать вино из своей коллекции по такой цене (ведь он ценит его куда выше), ни покупать бутылку такого же вина на одном из аукционов (ведь оно менее ценно, чем то, что у него во владении, то есть не стоит таких денег).
Потеря имущества, которое человек ощущает своим и которое постепенно становится частью его «я», может ассоциироваться с «чувством уменьшения нашей личности»,
писал психолог и философ Уильям Джеймс. Накопление материальных активов также может быть связано с более
низкой самооценкой: чем она хуже, тем выше желание компенсации в виде накопления собственности.