Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье?
1. Объясните ему, что произошло, причем сделайте это просто, никого не обвиняя. Заверьте, что отец любит его. Скажите, что так бывает с очень многими людьми и потому пусть лучше будет так, как есть.
2. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временам становятся все реже и реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли.
3. Постарайтесь не менять место жительства чаще, чем это необходимо. Ребенок теперь больше, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.
4. Не забирайте ребенка из школы сразу же после разделения семьи или развода. Он и так чувствует себя покинутым одним из родителей — вы только усилите это ощущение.
5. Помогайте ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас.
6. Постарайтесь, как можно проще разрешать возможные разногласия с вашими родителями по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат свою помощь, и вы будете принимать ее гораздо чаще, чем вам хотелось бы. Каждый конфликт с ними пойдёт во вред ребенку, будет рождать у него неуверенность и выводить вас из себя.
7. Если ребенок уже не маленький, создайте ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими мужчинами. Школы, спортивные лагери и в той мере, в какой позволяют средства, наблюдение психолога могут быть очень полезны.
8. И все же самое главное, что нужно сделать, — это как можно быстрее снова выйти замуж, заменить и достающего отца новым. Не пытайтесь быть одновременно и матерью и отцом для своего ребенка. Вам это не удастся. Вы останетесь только матерью, сделайте ребенка еще более зависимым от вас и создадите путаницу в его представлении о том, что должен делать в жизни мужчина, а что — женщина.
«почему современная семья распадается?» — азбука супружества
Известные пастыри о «пробных браках» и плачевной статистике разводов
Согласно данным Росстата, в целом по России с января по май на 1 тыс. россиян приходится 5,4 брака (в 2021 году этот показатель составлял 6) и 4 развода (ранее – 4,8). При этом в 2021 году на 1 тыс. браков приходится 734 развода, тогда как в прошлом году было 806. Можно выделить несколько регионов, где число заключенных семейных союзов выше, чем расторгнутых. В Северо-Кавказском автономном округе число браков (19 747) превышает число разводов (8912) более чем в два раза. Аналогичная ситуация в Крыму (6029 браков и 2755 разводов) и Туве (494 брака и 207 разводов), пишет Regions.ru со ссылкой на газету «Известия».
По мнению руководителя сектора социологии семьи Института социологии РАН Татьяны Гурко, статистика по бракам и разводам ничего не говорит о прочности семейных пар: «Брак стал экономическим институтом собственности. Сегодня он нужен для того, чтобы где-то зарегистрироваться, получить гражданство и пр. Всё совершается в чисто экономических интересах. Часто люди живут вместе и заводят детей без регистрации отношений».
Доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова Дмитрий Тихомиров считает, что, несмотря на снижение, показатели разводов в стране критически высоки. По его мнению, это связано с неготовностью молодежи к созданию семьи, завышенными ожиданиями от партнера, неумением решать конфликты и экономическими трудностями. Однако, по его мнению, важным фактором также служит отношение россиян к добрачному поведению. По словам социолога, представления о норме и ориентирах разрушены не только у молодежи – даже представители старшего поколения не являются носителями норм сексуального поведения и добрачного целомудрия.
«Сегодня 10–13% молодых людей в России живут в незарегистрированном браке, рассматривая его как пробный этап семейных отношений. То есть они, вступая в сожительство, планируют зарегистрировать свои отношения. Большинство молодежи, да и старшие возрастные группы, считают, что перед браком лучше пожить вместе, узнать партнера, проверить свои чувства. Такой срок обычно составляет от нескольких месяцев до 3 лет. Это приводит к тому, что люди к 30 годам имеют опыт проживания в нескольких партнерских союзах. Причем большинство считают, что детей все-таки лучше рожать в зарегистрированном союзе, то есть детей в сожительстве заводить не планируется. Это приводит к тому, что женщина, состоявшая в 1–2 таких союзах, выходит замуж в более позднем возрасте и может родить меньшее количество детей, к сожалению», – считает Тихомиров.
Проблемой в институте семьи, по словам Тихомирова, является также сохранение в российском обществе половой асимметрии, особенно в столице и крупных городах: «В Москве же отношения к восприятию добрачного поведения у юношей и девушек различны. Как правило, сыну позволено гораздо больше, чем дочери. И нормативная сфера для сына предоставляет широкие возможности выбора поведения. Как ни парадоксально, большинство людей одобряет добрачные сексуальные отношения у молодежи, но при этом большинство молодых людей хотели бы девственную невесту, а большинство девочек хотели бы, чтобы их будущий муж был уже сексуально опытен».
«Как бы вы прокомментировали эти данные Росстата? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить, что три четверти браков распадаются, а регионы, где распадается только половина, уже оказываются на хорошем счету? Почему «пробные союзы», вроде бы призванные страховать от неудачного выбора, на прочности семьи сказываются отрицательно?» – с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, задался вопросом: «Почему современная семья распадается?» «Еще в Раю было четко установлено: муж – глава, а жена – помощница ему, – напомнил он. – Так выстраивается иерархическая система. Раньше в семьях был патриархальный уклад, и он устанавливал ритуальный обрядовый момент, когда жена подходила за благословением к мужу на дела на целый день и приводила детей, которые получали благословение от отца и даже прикладывались к его благословляющей деснице. Вот это патриархальный уклад православной семьи».
«Но потом под влиянием либеральных идей и духовного оскудения мужчина перестал быть патриархом. В результате женщина не может выполнить то, что заповедовано апостолом – не учить, а поучаться у мужа своего. Поучаться не у кого теперь, и житейской мудрости не хватает. И тогда душа женщины остается голодной, в результате начинается своего рода беснование: хочется захватить власть в семье. Обоснованием часто становится ребенок. И происходит перестройка всего семейного организма. Во главе становится ребенок, которому служит женщина. Ребенок превращается в идола, женщина – в его жрицу, а мужчина – в экономический придаток. В результате вся структура разрушается, и мужчина уходит из семьи, чтобы найти место, где он комфортнее себя чувствует. Семья распадается», – констатировал пастырь.
«Это подтверждает статистика: где патриархальность сохраняется, там и разводов меньше – тот же Кавказ. Патриархальная семья более устойчива, обладает иммунитетом к разного рода трудностям. Если стало чуть меньше разводов – значит, все же какое-то количество семей приобретает понимание правильного устроения семьи, хотя это дается с большим трудом. А то у нас матриархальный уклад с детства начинается, онтологический феминизм плодит феминисток, которые не готовы стать женами и матерями, и феминистов, которые не готовы стать ответственными мужьями и отцами. И пока не будет изменен педагогический настрой – через раздельное обучение и по разным программам – толку не будет», – убежден отец Сергий.
Протоиерей Михаил Дудко, главный редактор газеты «Православная Москва», считает, что «институт семьи у нас по ряду причин под угрозой». «Когда три четверти браков распадается, немного больше или меньше – в любом случае, это катастрофа, – подчеркнул он. – Сейчас сложно говорить о какой-то одной причине кризиса института брака, но важно иметь в виду, что сам брак, – как раньше говорили, “ячейка общества”, – разрушается. Женщины и мужчины боятся заводить детей вне брака, и это понятно: жизнь меняется, люди стали безответственнее, к тому же они лишены законных гарантий, которые дает зарегистрированный брак. А между тем демографическая ситуация в стране катастрофична».
«Социологи и демографы могут определенно сказать: чем крепче брак, чем больше браков, чем больше детей, тем больше перспектив у того или иного общества. Нам нужно прилагать все усилия для того, чтобы количество браков росло, и их привлекательность тоже, – призвал пастырь. – Это могут быть экономические, моральные, но в первую очередь, религиозные стимулы».
«На Кавказе браки сохраняются не только потому, что в обществе чтут традиции – это общество более религиозное. По крайней мере, в части исполнения религиозных норм и требований. У нас же, несмотря на то, что около 70–80 процентов россиян называют себя православными, эти нормы не исполняют. Кто-то считает допустимым гулять от жены, кто-то – жить в незарегистрированном, невенчанном, так называемом «пробном браке», но такой брак с церковной точки зрения не плюс, а минус. А “раз цветы оборваны, ягодок не ждите”», – заключил отец Михаил.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), отметил, что «регионы, где меньшее количество разводов, – это как раз те, где традиционные установления крепче: и Кавказ, и Тува, и Крым – республика многонациональная, что тоже очень важно».
«Действительно, – продолжил он, – в мировой практике брак считается, в большей степени экономическим или социальным союзом, именно с этим связано разрешение однополых “браков” – они признаются или как социальное или экономическое партнерство, не более того. Это неверно. Мы знаем точно: брак – союз мужчины и женщины, который служит продолжению рода. Говорить о том, что мы эту священную сущность брака теряем, конечно, необходимо. Так называемые “пробные союзы” – не что иное, как скрытый блуд, он приучает молодых людей к безответственности, разрушает институт семьи. Это серьезная проблема, и о ней следует говорить. А нам нужно все-таки возвращаться к традиционному пониманию брака – если этого не произойдет, мы выдернем камень из основы нашего здания традиций, и тогда может рухнуть все остальное».
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, считает, что «три четверти браков распадаются потому, что люди, их заключающие, зачастую не планируют жить в браке всю жизнь». «Церковь говорит о нерасторжимости брака, о том, что мужчина и женщина соединяются таинством навсегда. Современные же люди в большинстве своем заключают брак с оговоркой, делая поправку на возможный развод. А это свидетельствует о несовершенстве мотивации, отсутствии доверия друг другу, и провоцирует расторжение брака. Кроме того, в основе брака лежит любовь, а современный человек слишком эгоистичен, чтобы понять ее суть – самоотдачу», – полагает пастырь.
«Любовь по своей природе жертвенна, а для современного человека она – наслаждение. Часто брак заключается не ради любимого человека, а чтобы решить собственные проблемы – экономические, возможно, психологические. И это ведет к распаду союза. Кроме того, зачастую у людей разные взгляды на взаимные обязанности и, соответственно, нереальные ожидания. Гарантия брака – рождение детей. А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное. В тех регионах, где сохранилось традиционное общество – например, Северном Кавказе – браки более прочные. К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти. Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», – посетовал игумен.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. «Патриархальная семья в XVIII-XIX веке и мыслить не могла в понятиях “поженились-разбежались”, – напомнил он. – Такое, конечно, случалось, но считалось исключением из правил. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей. Поэтому и общественное мнение было иным. То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно».
«Нужно постепенно вырабатывать другое отношение к жизни – сразу не получится. И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно. Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша – руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать. Вот откуда такие берутся?» – вопрошает он.
«Нужно, чтобы общественное сознание повернулось лицом, начиная от школы, СМИ и заканчивая органами власти. Товарищи из богемы – певцы и режиссеры – должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», – заключил отец Георгий.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу. Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру. Мы же все время пытаемся что-то перестроить. В советскую эпоху отказались от прежних, патриархальных, взглядов и убеждений, пытаясь построить счастливое коммунистическое общество. Не получилось. А сейчас у нас и вовсе нет никакой идеологии».
«Запад навязывает нам свои “ценности”: гей-пропаганду, однополые “браки” – чтобы у нас разрушались семьи, рождалось меньше детей. Что нужно делать нам? Не бояться признать: мы – русские, и у нас свой путь, – подчеркнул пастырь. – Нужно ценить свою культуру, чтить традиции. Но не стоит впадать в крайности и отвергать все западное – лучшее нужно перенимать. Раньше в российских семьях было по 10–15 человек. Сейчас 1–2 ребенка. Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку. Высока статистика разводов».
«Почему распадаются браки? – задается он вопросом. – Во многом из-за эгоизма супругов, не имеющих представления о самопожертвовании. “Помогают” и СМИ. Кто в центре их внимания? – скандальные личности. А наша молодежь пытается им подражать. Преподаватели, родители пытаются учить детей “доброму, вечному”, а по телевизору, в интернете дети видят другие примеры. Иногда содрогаешься от цинизма: кем нужно быть, чтобы с издевкой писать о смерти человека? Недавний пример – трагическая история с эстрадной певицей Жанной Фриске. Сколько грязи вылилось на ее родных и близких! Со всем этим нужно что-то делать. Нам нужна государственная идеология. Мы должны гордиться страной, в которой живем».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что нужно как-то определяться с терминами. «Если сегодня условие нашего выживания – осознать необходимость восстановления исторических традиций, наверное, можно было бы использовать традиционные определения, не подменяя понятий», – уверен он.
«Незарегистрированная совместная жизнь молодых людей – это не брак, а сожительство, – пояснил пастырь. – Гражданский брак соответствует нормам гражданского общества, в котором мы проживаем. Ну и религиозным нормам. “Незарегистрированный брак” – это как осетрина второй свежести».
«Я не могу согласиться с рассуждениями экспертов о браке как об экономическом союзе, взаимовыгодном коммерческом предприятии: регионы, где сильны традиции, более благополучны по количеству заключенных браков и крепких семей, – отметил отец Филипп. – Это и Кавказ с его традиционно-патриархальной, а иногда кажущейся нам диковатой практикой (что касается женитьбы на несовершеннолетних или многоженства). Такова же и Тува с особым менталитетом жителей, которые ощущают себя, прежде всего тувинцами, а уж потом (и, кстати, не всегда) россиянами».
«Вторая причина роста количества браков и увеличения рождаемости тоже очевидна, – полагает он. – Когда общество, государство сталкивается с кризисом (экономическим ли, военным), оно начинает отметать все лишнее. И в этом смысле для нашей экономики санкции полезны – хотя многим россиянам, в том числе и мне как многодетному отцу, из-за этого жить сложнее. Нужно кормить детей, никуда не делись и другие расходы. Но это полезно с точки зрения нравственного оздоровления. Наша экономика наконец-то получила возможность окрепнуть, перестать быть сырьевым придатком для тех, кто готов проложить на своей территории трубу и качать российский газ. Если мы продолжили бы оставаться таким придатком, это привело бы нашу политическую и государственную систему к краху – у нас уже есть опыт прошлых лет, последствия которого мы переживаем до сих пор».
«Крым тоже вынужден был избавиться от всего лишнего – на его пороге стояла война, люди спасали свою жизнь. Крым – не Донбасс, его легко изолировать и провести там “зачистку”. Неудивительно, что люди, почувствовавшие легкое дуновение смерти, отодвинули второстепенное. У них на первый план вышли личные ценности. Поэтому я с мнениями экспертов не согласен, – заявил пастырь. – Но ситуация действительно удручающая – даже в благополучных регионах. А потому, что невозможно уничтожать себя 70 лет, а потом вдруг обрести себя заново – даже за 25 лет».
«Я испытываю глубочайшее уважение к величайшей стране в мире – Советскому союзу, народ которого перенес страшные испытания, подвергался геноциду и выстоял. Этот народ сумел победить в самой страшной войне, создать самую совершенную науку, медицину, образование, систему вооружения и многое другое. Но вот какая штука: оказалось, что все это громадное здание строилось на песке безверия. Было утрачено самое главное – связь с Богом. И остальное устоять не смогло – предложенная для выживания идеология вначале была революционно-бандитской, а позже стала идеологией коррупции, тунеядства, разложения. В результате государство исчезло. Свою же национальную идентичность мы не нашли до сих пор, – отметил он. – Мы стыдились своих корней, своей истории. Поэтому неудивительно, что даже в благополучных регионах совсем не благополучно. И это в России, которая в начале XX века была самой многодетной в мире!»
«Ну а что касается “пробных браков”, могу привести очень простую аналогию. Если мы возьмем скотч и приклеим его к чему-нибудь, а потом отдерем и попробуем приклеить вновь, затем во второй, в третий, в четвертый раз, он с каждым разом будет держаться все хуже. Так и “пробные браки” – это же не что иное, как блуд, – подчеркнул отец Филипп. – Они убивают в человеке способность любить – богоподобное свойство. Любовь бросала людей грудью на амбразуру, она приводила их к великим достижениям и открытиям, превращала злодея в праведника, ничтожество – в героя. Людям, которые думают: “если не начнем с физиологии, брака точно не получится, мы ведь можем друг другу не подойти”, хочется сказать: не обманывайте себя – “блудники царства Божьего не наследуют”. Любовь – это не физиология, это совсем другое – божественное состояние человека, потому что Бог есть любовь. Подменяя ее такими отношениями, завтра мы будем бороться за право регистрации брака уже не между людьми одного пола, а, например, с животными».
«Могут ли эти “пробные браки” принести счастье? Нет, – убежден отец Филипп. – С человеком, живущим в таком союзе, что-то происходит. Блуд изменяет его. И даже прекращенный, исповеданный, этот проступок имеет последствия. Такие союзы вопреки распространенному мнению, обречены. Они не только не приносят счастья – они убивают в человеке способность любить. Если мы спросим сейчас школьника: “Что такое целомудрие?”, – он не ответит. А мы знаем из истории: нация, которая теряла нравственное чувство, была обречена. Как правило, это происходило, когда она создавала великое государство. Советская империя прекратила свое существование. Есть ли будущее у сегодняшней России? – если не воспитывать нравственное чувство, а затем его не передавать следующим поколениям, нет».
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, согласился с Дмитрием Тихомировым, который описывает проблемы института семьи: высокие показатели разводов, «пробные браки». «К этому я бы добавил еще вот что: такое отношение к настоящему браку сложилось не на пустом месте. Когда у молодых (и не очень) людей постоянно перед глазами дурной пример, иначе быть не может. В фильмах, сериалах ситуацию с изменами или со “свободной жизнью” вне брака обыгрывают так, что зрители уверены: это нормально. А если еще и главный герой вызывает симпатию и ему сопереживаешь, эта уверенность крепнет. У нас не пропагандируют семейные ценности, традиции, создававшиеся на протяжении тысячелетия. Напротив: все хорошее разрушают. В этой ситуации другого ожидать трудно», – заключил отец Николай.
Источник: православное информационное агентство «Русская линия»
Когда я стану взрослым
Детям предложили написать, как они представляют свою будущую семью. И будет ли она похожа на семью их родителей? Я бы очень хотел, чтобы моя семья была похожа на нашу. Мама, например, когда папа на работе, успевает сделать все. Мама у меня любит порядок, редко бывает, чтобы в комнате не прибрано.
В общем, мама молодец! Да и папка отличный: любит юмор и его очень трудно вывести из терпения, я считаю, что это одна из самых замечательных черт характера человека. Я стараюсь быть похожим на него. Также папа мастер на все руки, что хочешь, то и сделает.Олег, 13 лет.
Моя семья самая обыкновенная. У нас почти никогда не бывает ссор. У меня есть старшая сестра Вика, мама и папа. Мы вчетвером любим ходить (хоть и нечасто) в театр, в кино. По вечерам мама вяжет и мы с Викой иногда вяжем или поем в три голоса, а папа нам басит в такт. Вот и все о моей семье. Мне в ней хватает и ласки и добра.Аня, 12 лет.
Не хочу, чтобы у меня была такая же семья. Потому что у нас в доме говорят тихо и стоит тишина.Ира, 11 лет.
Мой папа пьет, но, правда, не так уж часто. Я не хотела бы, чтобы мой муж тоже пил, а ведь сколько всяких слов я слышу дома, которые не должны бы слышать дети. Ну и ссоры у мамы с папой тоже бывают, и я тоже не хочу ссор.Ира, 12 лет.
Я живу с мамой, отца у меня нет. Живем вместе с бабушкой и дедушкой. У меня нет ни сестренки, ни братишки. И поэтому я не хочу, чтобы моя будущая семья была похожа на нашу. Отец ушел от нас, когда мне было несколько месяцев, и с тех пор ни одного письма не прислал.
Нет!!! Не хочу такой семьи, как у нас. Мама, да и папа, меня не понимают. Отец у меня военнослужащий, вечно он в командировках, а приедет — ходит по квартире злой. Меня постоянно унижают: «Учи уроки! Что ты себе думаешь? В уборщицы пойдешь!» У нас в семье главное — деньги.Девочка, 12 лет
Я не хочу, чтобы моя семья была похожа на нашу. Кроме мамы с папой у меня есть старший брат. Он скоро должен жениться, так они со своей невестой смеются над моей походкой, моими ушами и носом, они меня женихом сопливым зовут. У мамы с папой возникают какие-то конфликты.
И у нас с братом нелады. Иногда дело доходит до драки. Я представляю свою жену доброй, чтобы она не курила и была заботливой матерью. Я хотел бы иметь двух мальчиков и одну девочку. Я буду их воспитывать, что бы они заступались друг за друга.Олег, 14 лет
Я бы не хотела, чтобы моя будущая семья была похожа на ту, в которой я сейчас живу, потому что моя мама несчастлива. Наша семья состоит из меня, моего брата и мамы. Я представляю своего будущего мужа так: рыжий, с усами, красивый, спокойный. Я хочу, чтобы мой муж никогда не кричал на детей.
Таня
Нравственные проблемы распада семьи
Расставание супругов неизбежно вызывает сложности. Развод семьи становится причиной многих нравственных и социальных проблем:
- Дети не получают внимания одного из родителей. Если семья распалась, второй супруг уже не может проводить много времени с ребенком. Это наносит детям психологическую травму. Ребенок может винить себя в распаде семьи и страдать от нехватки общения.
- Ухудшение морального состояния. Часто люди очень эмоционально переживают развод и не в силах справиться со своими чувствами. Это является причиной сильного стресса, который может перейти в хроническую форму.
- Осуждение со стороны общества. В некоторых случаях сохранить семью не представляется возможным. Тем не менее, бывшие супруги часто сталкиваются с негативными комментариями в свой адрес из-за того, что не смогли сохранить отношения.
Правовые проблемы распада семьи
Развод несет не только нравственные, но и юридические трудности. С правовой точки зрения расставание семьи вызывает следующие последствия:
- Необходимость расторжения брака. Если у пары есть несовершеннолетние дети, развод возможен только по решению суда. С этим связана и необходимость определить место проживания ребенка, назначить сумму алиментов.
- Раздел имущества. Если супруги длительное время жили в браке, у них часто есть совместно нажитая собственность, которую нужно делить. Этот процесс сопровождается сложностями, поскольку нужно не только соблюсти требования закона, но и учесть степень вклада каждого партнера.
- Смена документов. Желая полностью разорвать отношения с супругом, женщины возвращают добрачную фамилию. Для этого необходимо заняться оформлением бумаг и потратить большое количество времени и денег на уплату пошлин.
Причины распада семьи
Частым поводом для развода является несовместимость супругов. Причин, почему распадаются семьи, существует множество:
- Финансовые трудности. Молодые семьи часто сталкиваются с нехваткой денег. На этом фоне обостряются конфликты и противоречия. Временные трудности способны стать причиной распада семьи, если супруги не смогут поддержать друг друга.
- Пристрастие к алкоголю или наркотикам. Распад семьи по этой причине происходит в 30% случаев. Зависимость одного из супругов становится тяжелым испытанием не только для второй половины, но и для детей.
- Супружеская неверность. Распад отношений по причине измены случается из-за неудовлетворенности жизнью в браке. Если второй супруг не сможет простить неверность, семейная жизнь закончится.
- Разные взгляды на жизнь. Причины развода часто заключаются в разном отношении супругов к важным вопросам. Это может быть несовпадение взглядов на количество детей в семье, место проживание, способ ведения домашнего хозяйства.
- Бытовое насилие. Это вторая по распространенности причина распада семьи после зависимости одного из супругов.