Распад семьи – последствия, нравственные и правовые проблемы, как предотвратить распад?

Распад семьи – последствия, нравственные и правовые проблемы, как предотвратить распад? Женщине

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье?

1. Объясните ему, что произошло, причем сделайте это просто, никого не обвиняя. Заверьте, что отец любит его. Скажите, что так бывает с очень многими людьми и потому пусть лучше будет так, как есть.

2. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временам становятся все реже и реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли.

3. Постарайтесь не менять место жительства чаще, чем это необходимо. Ребенок теперь больше, чем когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.

4. Не забирайте ребенка из школы сразу же после разделения семьи или развода. Он и так чувствует себя покинутым одним из родителей — вы только усилите это ощущение.

5. Помогайте ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы у него не сложилась чрезмерная и нездоровая зависимость от вас.

6. Постарайтесь, как можно проще разрешать возможные разногласия с вашими родителями по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат свою помощь, и вы будете принимать ее гораздо чаще, чем вам хотелось бы. Каждый конфликт с ними пойдёт во вред ребенку, будет рождать у него неуверенность и выводить вас из себя.

7. Если ребенок уже не маленький, создайте ему возможность встречаться со сверстниками и с какими-то другими мужчинами. Школы, спортивные лагери и в той мере, в какой позволяют средства, наблюдение психолога могут быть очень полезны.

8. И все же самое главное, что нужно сделать, — это как можно быстрее снова выйти замуж, заменить и достающего отца новым. Не пытайтесь быть одновременно и матерью и отцом для своего ребенка. Вам это не удастся. Вы останетесь только матерью, сделайте ребенка еще более зависимым от вас и создадите путаницу в его представлении о том, что должен делать в жизни мужчина, а что — женщина.

«почему современная семья распадается?» — азбука супружества

Извест­ные пас­ты­ри о «проб­ных бра­ках» и пла­чев­ной ста­ти­сти­ке разводов

Соглас­но дан­ным Рос­ста­та, в целом по Рос­сии с янва­ря по май на 1 тыс. рос­си­ян при­хо­дит­ся 5,4 бра­ка (в 2021 году этот пока­за­тель состав­лял 6) и 4 раз­во­да (ранее – 4,8). При этом в 2021 году на 1 тыс. бра­ков при­хо­дит­ся 734 раз­во­да, тогда как в про­шлом году было 806. Мож­но выде­лить несколь­ко реги­о­нов, где чис­ло заклю­чен­ных семей­ных сою­зов выше, чем рас­торг­ну­тых. В Севе­ро-Кав­каз­ском авто­ном­ном окру­ге чис­ло бра­ков (19 747) пре­вы­ша­ет чис­ло раз­во­дов (8912) более чем в два раза. Ана­ло­гич­ная ситу­а­ция в Кры­му (6029 бра­ков и 2755 раз­во­дов) и Туве (494 бра­ка и 207 раз­во­дов), пишет Regions.ru со ссыл­кой на газе­ту «Изве­стия».

По мне­нию руко­во­ди­те­ля сек­то­ра социо­ло­гии семьи Инсти­ту­та социо­ло­гии РАН Татья­ны Гур­ко, ста­ти­сти­ка по бра­кам и раз­во­дам ниче­го не гово­рит о проч­но­сти семей­ных пар: «Брак стал эко­но­ми­че­ским инсти­ту­том соб­ствен­но­сти. Сего­дня он нужен для того, что­бы где-то заре­ги­стри­ро­вать­ся, полу­чить граж­дан­ство и пр. Всё совер­ша­ет­ся в чисто эко­но­ми­че­ских инте­ре­сах. Часто люди живут вме­сте и заво­дят детей без реги­стра­ции отношений». 

Доцент кафед­ры поли­то­ло­гии и социо­ло­гии Рос­сий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го уни­вер­си­те­та име­ни Пле­ха­но­ва Дмит­рий Тихо­ми­ров счи­та­ет, что, несмот­ря на сни­же­ние, пока­за­те­ли раз­во­дов в стране кри­ти­че­ски высо­ки. По его мне­нию, это свя­за­но с него­тов­но­стью моло­де­жи к созда­нию семьи, завы­шен­ны­ми ожи­да­ни­я­ми от парт­не­ра, неуме­ни­ем решать кон­флик­ты и эко­но­ми­че­ски­ми труд­но­стя­ми. Одна­ко, по его мне­нию, важ­ным фак­то­ром так­же слу­жит отно­ше­ние рос­си­ян к добрач­но­му пове­де­нию. По сло­вам социо­ло­га, пред­став­ле­ния о нор­ме и ори­ен­ти­рах раз­ру­ше­ны не толь­ко у моло­де­жи – даже пред­ста­ви­те­ли стар­ше­го поко­ле­ния не явля­ют­ся носи­те­ля­ми норм сек­су­аль­но­го пове­де­ния и добрач­но­го целомудрия. 

«Сего­дня 10–13% моло­дых людей в Рос­сии живут в неза­ре­ги­стри­ро­ван­ном бра­ке, рас­смат­ри­вая его как проб­ный этап семей­ных отно­ше­ний. То есть они, всту­пая в сожи­тель­ство, пла­ни­ру­ют заре­ги­стри­ро­вать свои отно­ше­ния. Боль­шин­ство моло­де­жи, да и стар­шие воз­раст­ные груп­пы, счи­та­ют, что перед бра­ком луч­ше пожить вме­сте, узнать парт­не­ра, про­ве­рить свои чув­ства. Такой срок обыч­но состав­ля­ет от несколь­ких меся­цев до 3 лет. Это при­во­дит к тому, что люди к 30 годам име­ют опыт про­жи­ва­ния в несколь­ких парт­нер­ских сою­зах. При­чем боль­шин­ство счи­та­ют, что детей все-таки луч­ше рожать в заре­ги­стри­ро­ван­ном сою­зе, то есть детей в сожи­тель­стве заво­дить не пла­ни­ру­ет­ся. Это при­во­дит к тому, что жен­щи­на, состо­яв­шая в 1–2 таких сою­зах, выхо­дит замуж в более позд­нем воз­расте и может родить мень­шее коли­че­ство детей, к сожа­ле­нию», – счи­та­ет Тихомиров. 

Про­бле­мой в инсти­ту­те семьи, по сло­вам Тихо­ми­ро­ва, явля­ет­ся так­же сохра­не­ние в рос­сий­ском обще­стве поло­вой асим­мет­рии, осо­бен­но в сто­ли­це и круп­ных горо­дах: «В Москве же отно­ше­ния к вос­при­я­тию добрач­но­го пове­де­ния у юно­шей и деву­шек раз­лич­ны. Как пра­ви­ло, сыну поз­во­ле­но гораз­до боль­ше, чем доче­ри. И нор­ма­тив­ная сфе­ра для сына предо­став­ля­ет широ­кие воз­мож­но­сти выбо­ра пове­де­ния. Как ни пара­док­саль­но, боль­шин­ство людей одоб­ря­ет добрач­ные сек­су­аль­ные отно­ше­ния у моло­де­жи, но при этом боль­шин­ство моло­дых людей хоте­ли бы дев­ствен­ную неве­сту, а боль­шин­ство дево­чек хоте­ли бы, что­бы их буду­щий муж был уже сек­су­аль­но опытен». 

«Как бы вы про­ком­мен­ти­ро­ва­ли эти дан­ные Рос­ста­та? Чем, на ваш взгляд, мож­но объ­яс­нить, что три чет­вер­ти бра­ков рас­па­да­ют­ся, а реги­о­ны, где рас­па­да­ет­ся толь­ко поло­ви­на, уже ока­зы­ва­ют­ся на хоро­шем сче­ту? Поче­му «проб­ные сою­зы», вро­де бы при­зван­ные стра­хо­вать от неудач­но­го выбо­ра, на проч­но­сти семьи ска­зы­ва­ют­ся отри­ца­тель­но?» – с таки­ми вопро­са­ми кор­ре­спон­дент Regions.ru обра­тил­ся к священнослужителям.

Про­то­и­е­рей Сер­гий Рыба­ков, доцент кафед­ры тео­ло­гии Рязан­ско­го госу­ни­вер­си­те­та, пред­се­да­тель отде­ла рели­ги­оз­но­го обра­зо­ва­ния Рязан­ской епар­хии, задал­ся вопро­сом: «Поче­му совре­мен­ная семья рас­па­да­ет­ся?» «Еще в Раю было чет­ко уста­нов­ле­но: муж – гла­ва, а жена – помощ­ни­ца ему, – напом­нил он. – Так выстра­и­ва­ет­ся иерар­хи­че­ская систе­ма. Рань­ше в семьях был пат­ри­ар­халь­ный уклад, и он уста­нав­ли­вал риту­аль­ный обря­до­вый момент, когда жена под­хо­ди­ла за бла­го­сло­ве­ни­ем к мужу на дела на целый день и при­во­ди­ла детей, кото­рые полу­ча­ли бла­го­сло­ве­ние от отца и даже при­кла­ды­ва­лись к его бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­це. Вот это пат­ри­ар­халь­ный уклад пра­во­слав­ной семьи».

«Но потом под вли­я­ни­ем либе­раль­ных идей и духов­но­го оску­де­ния муж­чи­на пере­стал быть пат­ри­ар­хом. В резуль­та­те жен­щи­на не может выпол­нить то, что запо­ве­до­ва­но апо­сто­лом – не учить, а поучать­ся у мужа сво­е­го. Поучать­ся не у кого теперь, и житей­ской муд­ро­сти не хва­та­ет. И тогда душа жен­щи­ны оста­ет­ся голод­ной, в резуль­та­те начи­на­ет­ся сво­е­го рода бес­но­ва­ние: хочет­ся захва­тить власть в семье. Обос­но­ва­ни­ем часто ста­но­вит­ся ребе­нок. И про­ис­хо­дит пере­строй­ка все­го семей­но­го орга­низ­ма. Во гла­ве ста­но­вит­ся ребе­нок, кото­ро­му слу­жит жен­щи­на. Ребе­нок пре­вра­ща­ет­ся в идо­ла, жен­щи­на – в его жри­цу, а муж­чи­на – в эко­но­ми­че­ский при­да­ток. В резуль­та­те вся струк­ту­ра раз­ру­ша­ет­ся, и муж­чи­на ухо­дит из семьи, что­бы най­ти место, где он ком­форт­нее себя чув­ству­ет. Семья рас­па­да­ет­ся», – кон­ста­ти­ро­вал пастырь.

Как быть Леди:  Ляйсан Утяшева рассказала о самых романтичных моментах в отношениях с мужем - Новости Русского Радио | Москва 105.7

«Это под­твер­жда­ет ста­ти­сти­ка: где пат­ри­ар­халь­ность сохра­ня­ет­ся, там и раз­во­дов мень­ше – тот же Кав­каз. Пат­ри­ар­халь­ная семья более устой­чи­ва, обла­да­ет имму­ни­те­том к раз­но­го рода труд­но­стям. Если ста­ло чуть мень­ше раз­во­дов – зна­чит, все же какое-то коли­че­ство семей при­об­ре­та­ет пони­ма­ние пра­виль­но­го устро­е­ния семьи, хотя это дает­ся с боль­шим тру­дом. А то у нас мат­ри­ар­халь­ный уклад с дет­ства начи­на­ет­ся, онто­ло­ги­че­ский феми­низм пло­дит феми­ни­сток, кото­рые не гото­вы стать жена­ми и мате­ря­ми, и феми­ни­стов, кото­рые не гото­вы стать ответ­ствен­ны­ми мужья­ми и отца­ми. И пока не будет изме­нен педа­го­ги­че­ский настрой – через раз­дель­ное обу­че­ние и по раз­ным про­грам­мам – тол­ку не будет», – убеж­ден отец Сергий.

Про­то­и­е­рей Миха­ил Дуд­ко, глав­ный редак­тор газе­ты «Пра­во­слав­ная Москва», счи­та­ет, что «инсти­тут семьи у нас по ряду при­чин под угро­зой». «Когда три чет­вер­ти бра­ков рас­па­да­ет­ся, немно­го боль­ше или мень­ше – в любом слу­чае, это ката­стро­фа, – под­черк­нул он. – Сей­час слож­но гово­рить о какой-то одной при­чине кри­зи­са инсти­ту­та бра­ка, но важ­но иметь в виду, что сам брак, – как рань­ше гово­ри­ли, “ячей­ка обще­ства”, – раз­ру­ша­ет­ся. Жен­щи­ны и муж­чи­ны боят­ся заво­дить детей вне бра­ка, и это понят­но: жизнь меня­ет­ся, люди ста­ли без­от­вет­ствен­нее, к тому же они лише­ны закон­ных гаран­тий, кото­рые дает заре­ги­стри­ро­ван­ный брак. А меж­ду тем демо­гра­фи­че­ская ситу­а­ция в стране катастрофична».

«Социо­ло­ги и демо­гра­фы могут опре­де­лен­но ска­зать: чем креп­че брак, чем боль­ше бра­ков, чем боль­ше детей, тем боль­ше пер­спек­тив у того или ино­го обще­ства. Нам нуж­но при­ла­гать все уси­лия для того, что­бы коли­че­ство бра­ков рос­ло, и их при­вле­ка­тель­ность тоже, – при­звал пас­тырь. – Это могут быть эко­но­ми­че­ские, мораль­ные, но в первую оче­редь, рели­ги­оз­ные стимулы».

«На Кав­ка­зе бра­ки сохра­ня­ют­ся не толь­ко пото­му, что в обще­стве чтут тра­ди­ции – это обще­ство более рели­ги­оз­ное. По край­ней мере, в части испол­не­ния рели­ги­оз­ных норм и тре­бо­ва­ний. У нас же, несмот­ря на то, что око­ло 70–80 про­цен­тов рос­си­ян назы­ва­ют себя пра­во­слав­ны­ми, эти нор­мы не испол­ня­ют. Кто-то счи­та­ет допу­сти­мым гулять от жены, кто-то – жить в неза­ре­ги­стри­ро­ван­ном, невен­чан­ном, так назы­ва­е­мом «проб­ном бра­ке», но такой брак с цер­ков­ной точ­ки зре­ния не плюс, а минус. А “раз цве­ты обо­рва­ны, яго­док не жди­те”», – заклю­чил отец Михаил.

Игу­мен Ага­фан­гел (Белых), насто­я­тель Архи­ерей­ско­го подво­рья Свя­то-Нико­ла­ев­ско­го собо­ра г. Валуй­ки (Бел­го­род­ская область), отме­тил, что «реги­о­ны, где мень­шее коли­че­ство раз­во­дов, – это как раз те, где тра­ди­ци­он­ные уста­нов­ле­ния креп­че: и Кав­каз, и Тува, и Крым – рес­пуб­ли­ка мно­го­на­ци­о­наль­ная, что тоже очень важно».

«Дей­стви­тель­но, – про­дол­жил он, – в миро­вой прак­ти­ке брак счи­та­ет­ся, в боль­шей сте­пе­ни эко­но­ми­че­ским или соци­аль­ным сою­зом, имен­но с этим свя­за­но раз­ре­ше­ние одно­по­лых “бра­ков” – они при­зна­ют­ся или как соци­аль­ное или эко­но­ми­че­ское парт­нер­ство, не более того. Это невер­но. Мы зна­ем точ­но: брак – союз муж­чи­ны и жен­щи­ны, кото­рый слу­жит про­дол­же­нию рода. Гово­рить о том, что мы эту свя­щен­ную сущ­ность бра­ка теря­ем, конеч­но, необ­хо­ди­мо. Так назы­ва­е­мые “проб­ные сою­зы” – не что иное, как скры­тый блуд, он при­уча­ет моло­дых людей к без­от­вет­ствен­но­сти, раз­ру­ша­ет инсти­тут семьи. Это серьез­ная про­бле­ма, и о ней сле­ду­ет гово­рить. А нам нуж­но все-таки воз­вра­щать­ся к тра­ди­ци­он­но­му пони­ма­нию бра­ка – если это­го не про­изой­дет, мы выдер­нем камень из осно­вы наше­го зда­ния тра­ди­ций, и тогда может рух­нуть все остальное».

Игу­мен Сера­пи­он (Мить­ко), заме­сти­тель пред­се­да­те­ля Сино­даль­но­го мис­си­о­нер­ско­го отде­ла, член Меж­со­бор­но­го при­сут­ствия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, счи­та­ет, что «три чет­вер­ти бра­ков рас­па­да­ют­ся пото­му, что люди, их заклю­ча­ю­щие, зача­стую не пла­ни­ру­ют жить в бра­ке всю жизнь». «Цер­ковь гово­рит о нерас­тор­жи­мо­сти бра­ка, о том, что муж­чи­на и жен­щи­на соеди­ня­ют­ся таин­ством навсе­гда. Совре­мен­ные же люди в боль­шин­стве сво­ем заклю­ча­ют брак с ого­вор­кой, делая поправ­ку на воз­мож­ный раз­вод. А это сви­де­тель­ству­ет о несо­вер­шен­стве моти­ва­ции, отсут­ствии дове­рия друг дру­гу, и про­во­ци­ру­ет рас­тор­же­ние бра­ка. Кро­ме того, в осно­ве бра­ка лежит любовь, а совре­мен­ный чело­век слиш­ком эго­и­сти­чен, что­бы понять ее суть – само­от­да­чу», – пола­га­ет пастырь.

«Любовь по сво­ей при­ро­де жерт­вен­на, а для совре­мен­но­го чело­ве­ка она – насла­жде­ние. Часто брак заклю­ча­ет­ся не ради люби­мо­го чело­ве­ка, а что­бы решить соб­ствен­ные про­бле­мы – эко­но­ми­че­ские, воз­мож­но, пси­хо­ло­ги­че­ские. И это ведет к рас­па­ду сою­за. Кро­ме того, зача­стую у людей раз­ные взгля­ды на вза­им­ные обя­зан­но­сти и, соот­вет­ствен­но, нере­аль­ные ожи­да­ния. Гаран­тия бра­ка – рож­де­ние детей. А это в совре­мен­ных семьях часто рас­смат­ри­ва­ет­ся как нечто вто­ро­сте­пен­ное. В тех реги­о­нах, где сохра­ни­лось тра­ди­ци­он­ное обще­ство – напри­мер, Север­ном Кав­ка­зе – бра­ки более проч­ные. К сожа­ле­нию, тра­ди­ци­он­ное обще­ство в реги­о­нах с пре­иму­ще­ствен­но рус­ским насе­ле­ни­ем было раз­ру­ше­но еще при совет­ской вла­сти. Соот­вет­ствен­но, посте­пен­но раз­ру­шил­ся и инсти­тут семьи», – посе­то­вал игумен.

Свя­щен­ник Геор­гий Бело­ду­ров, кли­рик Вос­кре­сен­ско­го (Трех испо­вед­ни­ков) хра­ма Тве­ри, убеж­ден, что все зави­сит от вос­пи­та­ния. «Пат­ри­ар­халь­ная семья в XVIII-XIX веке и мыс­лить не мог­ла в поня­ти­ях “поже­ни­лись-раз­бе­жа­лись”, – напом­нил он. – Такое, конеч­но, слу­ча­лось, но счи­та­лось исклю­че­ни­ем из пра­вил. И дево­чек, и маль­чи­ков вос­пи­ты­ва­ли как буду­щих мате­рей и жен, отцов и мужей. Поэто­му и обще­ствен­ное мне­ние было иным. То есть весь ком­плекс куль­тур­ных и педа­го­ги­че­ских усло­вий, в кото­рых нахо­ди­лись люди, начи­ная с дет­ства, был дру­гим, и сего­дня так про­сто его вос­ста­но­вить одним ука­зом или даже мате­ри­аль­ны­ми поощ­ре­ни­я­ми невозможно».

«Нуж­но посте­пен­но выра­ба­ты­вать дру­гое отно­ше­ние к жиз­ни – сра­зу не полу­чит­ся. И осо­знать это долж­ны, преж­де все­го, взрос­лые, пото­му что зача­стую они отно­сят­ся к сво­им детям нера­зум­но. Сколь­ко раз при­хо­ди­лось слы­шать жало­бы учи­те­лей, что они пыта­ют­ся вос­пи­тать ребен­ка, но при­хо­дит потом мама­ша – руки в боки и начи­на­ет орать, что ей луч­ше знать, как его вос­пи­ты­вать. Вот отку­да такие берут­ся?» – вопро­ша­ет он.

«Нуж­но, что­бы обще­ствен­ное созна­ние повер­ну­лось лицом, начи­ная от шко­лы, СМИ и закан­чи­вая орга­на­ми вла­сти. Това­ри­щи из боге­мы – пев­цы и режис­се­ры – долж­ны учить­ся проч­но­сти семей­ных отно­ше­ний и высо­кой куль­ту­ре, посколь­ку луч­шие люди долж­ны пода­вать при­мер мораль­ных усто­ев в обще­стве, что­бы, гля­дя на них, тыся­чи людей посту­па­ли так же. А то все пода­ет­ся как сво­бо­да выбо­ра, но обо­ра­чи­ва­ет­ся сво­бо­дой гре­ха», – заклю­чил отец Георгий.

Иерей Андрей Миха­лев, насто­я­тель Свя­то-Тро­иц­ко­го хра­ма г. Орла, руко­во­ди­тель епар­хи­аль­но­го отде­ла по вза­и­мо­дей­ствию Церк­ви и обще­ства, руко­во­ди­тель комис­сии Орлов­ской мит­ро­по­лии по вопро­сам семьи, ска­зал: «Дей­стви­тель­но, ста­ти­сти­ка заклю­чен­ных бра­ков, дето­рож­де­ния у нас не совсем в пла­чев­ном состо­я­нии в основ­ном бла­го­да­ря Кав­ка­зу. Там бра­ки рас­па­да­ют­ся мень­ше: народ сумел сохра­нить свою куль­ту­ру, обря­ды, веру. Мы же все вре­мя пыта­ем­ся что-то пере­стро­ить. В совет­скую эпо­ху отка­за­лись от преж­них, пат­ри­ар­халь­ных, взгля­дов и убеж­де­ний, пыта­ясь постро­ить счаст­ли­вое ком­му­ни­сти­че­ское обще­ство. Не полу­чи­лось. А сей­час у нас и вовсе нет ника­кой идеологии».

Как быть Леди:  Как преодолеть застенчивость (с иллюстрациями)

«Запад навя­зы­ва­ет нам свои “цен­но­сти”: гей-про­па­ган­ду, одно­по­лые “бра­ки” – что­бы у нас раз­ру­ша­лись семьи, рож­да­лось мень­ше детей. Что нуж­но делать нам? Не боять­ся при­знать: мы – рус­ские, и у нас свой путь, – под­черк­нул пас­тырь. – Нуж­но ценить свою куль­ту­ру, чтить тра­ди­ции. Но не сто­ит впа­дать в край­но­сти и отвер­гать все запад­ное – луч­шее нуж­но пере­ни­мать. Рань­ше в рос­сий­ских семьях было по 10–15 чело­век. Сей­час 1–2 ребен­ка. Жен­щи­ны не хотят рожать детей, моло­дые люди не стре­мят­ся к бра­ку. Высо­ка ста­ти­сти­ка разводов».

«Поче­му рас­па­да­ют­ся бра­ки? – зада­ет­ся он вопро­сом. – Во мно­гом из-за эго­из­ма супру­гов, не име­ю­щих пред­став­ле­ния о само­по­жерт­во­ва­нии. “Помо­га­ют” и СМИ. Кто в цен­тре их вни­ма­ния? – скан­даль­ные лич­но­сти. А наша моло­дежь пыта­ет­ся им под­ра­жать. Пре­по­да­ва­те­ли, роди­те­ли пыта­ют­ся учить детей “доб­ро­му, веч­но­му”, а по теле­ви­зо­ру, в интер­не­те дети видят дру­гие при­ме­ры. Ино­гда содро­га­ешь­ся от циниз­ма: кем нуж­но быть, что­бы с издев­кой писать о смер­ти чело­ве­ка? Недав­ний при­мер – тра­ги­че­ская исто­рия с эст­рад­ной певи­цей Жан­ной Фри­с­ке. Сколь­ко гря­зи выли­лось на ее род­ных и близ­ких! Со всем этим нуж­но что-то делать. Нам нуж­на госу­дар­ствен­ная идео­ло­гия. Мы долж­ны гор­дить­ся стра­ной, в кото­рой живем».

Свя­щен­ник Филипп Илья­шен­ко, кли­рик хра­ма свя­ти­те­ля Нико­лая в Куз­нец­кой сло­бо­де, заме­сти­тель дека­на исто­ри­че­ско­го факуль­те­та ПСТГУ, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент, счи­та­ет, что нуж­но как-то опре­де­лять­ся с тер­ми­на­ми. «Если сего­дня усло­вие наше­го выжи­ва­ния – осо­знать необ­хо­ди­мость вос­ста­нов­ле­ния исто­ри­че­ских тра­ди­ций, навер­ное, мож­но было бы исполь­зо­вать тра­ди­ци­он­ные опре­де­ле­ния, не под­ме­няя поня­тий», – уве­рен он.

«Неза­ре­ги­стри­ро­ван­ная сов­мест­ная жизнь моло­дых людей – это не брак, а сожи­тель­ство, – пояс­нил пас­тырь. – Граж­дан­ский брак соот­вет­ству­ет нор­мам граж­дан­ско­го обще­ства, в кото­ром мы про­жи­ва­ем. Ну и рели­ги­оз­ным нор­мам. “Неза­ре­ги­стри­ро­ван­ный брак” – это как осет­ри­на вто­рой свежести».

«Я не могу согла­сить­ся с рас­суж­де­ни­я­ми экс­пер­тов о бра­ке как об эко­но­ми­че­ском сою­зе, вза­и­мо­вы­год­ном ком­мер­че­ском пред­при­я­тии: реги­о­ны, где силь­ны тра­ди­ции, более бла­го­по­луч­ны по коли­че­ству заклю­чен­ных бра­ков и креп­ких семей, – отме­тил отец Филипп. – Это и Кав­каз с его тра­ди­ци­он­но-пат­ри­ар­халь­ной, а ино­гда кажу­щей­ся нам дико­ва­той прак­ти­кой (что каса­ет­ся женить­бы на несо­вер­шен­но­лет­них или мно­го­жен­ства). Тако­ва же и Тува с осо­бым мен­та­ли­те­том жите­лей, кото­рые ощу­ща­ют себя, преж­де все­го тувин­ца­ми, а уж потом (и, кста­ти, не все­гда) россиянами».

«Вто­рая при­чи­на роста коли­че­ства бра­ков и уве­ли­че­ния рож­да­е­мо­сти тоже оче­вид­на, – пола­га­ет он. – Когда обще­ство, госу­дар­ство стал­ки­ва­ет­ся с кри­зи­сом (эко­но­ми­че­ским ли, воен­ным), оно начи­на­ет отме­тать все лиш­нее. И в этом смыс­ле для нашей эко­но­ми­ки санк­ции полез­ны – хотя мно­гим рос­си­я­нам, в том чис­ле и мне как мно­го­дет­но­му отцу, из-за это­го жить слож­нее. Нуж­но кор­мить детей, нику­да не делись и дру­гие рас­хо­ды. Но это полез­но с точ­ки зре­ния нрав­ствен­но­го оздо­ров­ле­ния. Наша эко­но­ми­ка нако­нец-то полу­чи­ла воз­мож­ность окреп­нуть, пере­стать быть сырье­вым при­дат­ком для тех, кто готов про­ло­жить на сво­ей тер­ри­то­рии тру­бу и качать рос­сий­ский газ. Если мы про­дол­жи­ли бы оста­вать­ся таким при­дат­ком, это при­ве­ло бы нашу поли­ти­че­скую и госу­дар­ствен­ную систе­му к кра­ху – у нас уже есть опыт про­шлых лет, послед­ствия кото­ро­го мы пере­жи­ва­ем до сих пор».

«Крым тоже вынуж­ден был изба­вить­ся от все­го лиш­не­го – на его поро­ге сто­я­ла вой­на, люди спа­са­ли свою жизнь. Крым – не Дон­басс, его лег­ко изо­ли­ро­вать и про­ве­сти там “зачист­ку”. Неуди­ви­тель­но, что люди, почув­ство­вав­шие лег­кое дуно­ве­ние смер­ти, ото­дви­ну­ли вто­ро­сте­пен­ное. У них на пер­вый план вышли лич­ные цен­но­сти. Поэто­му я с мне­ни­я­ми экс­пер­тов не согла­сен, – заявил пас­тырь. – Но ситу­а­ция дей­стви­тель­но удру­ча­ю­щая – даже в бла­го­по­луч­ных реги­о­нах. А пото­му, что невоз­мож­но уни­что­жать себя 70 лет, а потом вдруг обре­сти себя зано­во – даже за 25 лет».

«Я испы­ты­ваю глу­бо­чай­шее ува­же­ние к вели­чай­шей стране в мире – Совет­ско­му сою­зу, народ кото­ро­го пере­нес страш­ные испы­та­ния, под­вер­гал­ся гено­ци­ду и высто­ял. Этот народ сумел побе­дить в самой страш­ной войне, создать самую совер­шен­ную нау­ку, меди­ци­ну, обра­зо­ва­ние, систе­му воору­же­ния и мно­гое дру­гое. Но вот какая шту­ка: ока­за­лось, что все это гро­мад­ное зда­ние стро­и­лось на пес­ке без­ве­рия. Было утра­че­но самое глав­ное – связь с Богом. И осталь­ное усто­ять не смог­ло – пред­ло­жен­ная для выжи­ва­ния идео­ло­гия вна­ча­ле была рево­лю­ци­он­но-бан­дит­ской, а поз­же ста­ла идео­ло­ги­ей кор­руп­ции, туне­яд­ства, раз­ло­же­ния. В резуль­та­те госу­дар­ство исчез­ло. Свою же наци­о­наль­ную иден­тич­ность мы не нашли до сих пор, – отме­тил он. – Мы сты­ди­лись сво­их кор­ней, сво­ей исто­рии. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что даже в бла­го­по­луч­ных реги­о­нах совсем не бла­го­по­луч­но. И это в Рос­сии, кото­рая в нача­ле XX века была самой мно­го­дет­ной в мире!»

«Ну а что каса­ет­ся “проб­ных бра­ков”, могу при­ве­сти очень про­стую ана­ло­гию. Если мы возь­мем скотч и при­кле­им его к чему-нибудь, а потом отде­рем и попро­бу­ем при­кле­ить вновь, затем во вто­рой, в тре­тий, в чет­вер­тый раз, он с каж­дым разом будет дер­жать­ся все хуже. Так и “проб­ные бра­ки” – это же не что иное, как блуд, – под­черк­нул отец Филипп. – Они уби­ва­ют в чело­ве­ке спо­соб­ность любить – бого­по­доб­ное свой­ство. Любовь бро­са­ла людей гру­дью на амбра­зу­ру, она при­во­ди­ла их к вели­ким дости­же­ни­ям и откры­ти­ям, пре­вра­ща­ла зло­дея в пра­вед­ни­ка, ничто­же­ство – в героя. Людям, кото­рые дума­ют: “если не нач­нем с физио­ло­гии, бра­ка точ­но не полу­чит­ся, мы ведь можем друг дру­гу не подой­ти”, хочет­ся ска­зать: не обма­ны­вай­те себя – “блуд­ни­ки цар­ства Божье­го не насле­ду­ют”. Любовь – это не физио­ло­гия, это совсем дру­гое – боже­ствен­ное состо­я­ние чело­ве­ка, пото­му что Бог есть любовь. Под­ме­няя ее таки­ми отно­ше­ни­я­ми, зав­тра мы будем бороть­ся за пра­во реги­стра­ции бра­ка уже не меж­ду людь­ми одно­го пола, а, напри­мер, с животными».

«Могут ли эти “проб­ные бра­ки” при­не­сти сча­стье? Нет, – убеж­ден отец Филипп. – С чело­ве­ком, живу­щим в таком сою­зе, что-то про­ис­хо­дит. Блуд изме­ня­ет его. И даже пре­кра­щен­ный, испо­ве­дан­ный, этот про­сту­пок име­ет послед­ствия. Такие сою­зы вопре­ки рас­про­стра­нен­но­му мне­нию, обре­че­ны. Они не толь­ко не при­но­сят сча­стья – они уби­ва­ют в чело­ве­ке спо­соб­ность любить. Если мы спро­сим сей­час школь­ни­ка: “Что такое цело­муд­рие?”, – он не отве­тит. А мы зна­ем из исто­рии: нация, кото­рая теря­ла нрав­ствен­ное чув­ство, была обре­че­на. Как пра­ви­ло, это про­ис­хо­ди­ло, когда она созда­ва­ла вели­кое госу­дар­ство. Совет­ская импе­рия пре­кра­ти­ла свое суще­ство­ва­ние. Есть ли буду­щее у сего­дняш­ней Рос­сии? – если не вос­пи­ты­вать нрав­ствен­ное чув­ство, а затем его не пере­да­вать сле­ду­ю­щим поко­ле­ни­ям, нет».

Свя­щен­ник Нико­лай Свят­чен­ко, пред­се­да­тель Отде­ла по мис­си­о­нер­ской, моло­деж­ной и кате­хи­за­тор­ской рабо­те Гат­чин­ской и Луж­ской епар­хии Санкт-Петер­бург­ской мит­ро­по­лии, согла­сил­ся с Дмит­ри­ем Тихо­ми­ро­вым, кото­рый опи­сы­ва­ет про­бле­мы инсти­ту­та семьи: высо­кие пока­за­те­ли раз­во­дов, «проб­ные бра­ки». «К это­му я бы доба­вил еще вот что: такое отно­ше­ние к насто­я­ще­му бра­ку сло­жи­лось не на пустом месте. Когда у моло­дых (и не очень) людей посто­ян­но перед гла­за­ми дур­ной при­мер, ина­че быть не может. В филь­мах, сери­а­лах ситу­а­цию с изме­на­ми или со “сво­бод­ной жиз­нью” вне бра­ка обыг­ры­ва­ют так, что зри­те­ли уве­ре­ны: это нор­маль­но. А если еще и глав­ный герой вызы­ва­ет сим­па­тию и ему сопе­ре­жи­ва­ешь, эта уве­рен­ность креп­нет. У нас не про­па­ган­ди­ру­ют семей­ные цен­но­сти, тра­ди­ции, созда­вав­ши­е­ся на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тия. Напро­тив: все хоро­шее раз­ру­ша­ют. В этой ситу­а­ции дру­го­го ожи­дать труд­но», – заклю­чил отец Николай.

Как быть Леди:  Режим сна при сменном ночном графике. Секреты хорошего сна |

Источ­ник: пра­во­слав­ное инфор­ма­ци­он­ное агент­ство «Рус­ская линия»

Когда я стану взрослым

Детям предложили написать, как они представляют свою будущую семью. И будет ли она похожа на семью их родителей? Я бы очень хотел, чтобы моя семья была похожа на нашу. Мама, например, когда папа на работе, успевает сделать все. Мама у меня любит порядок, редко бывает, чтобы в комнате не прибрано.

В общем, мама молодец! Да и папка отличный: любит юмор и его очень трудно вывести из терпения, я считаю, что это одна из самых замечательных черт характера человека. Я стараюсь быть похожим на него. Также папа мастер на все руки, что хочешь, то и сделает.Олег, 13 лет.

Моя семья самая обыкновенная. У нас почти никогда не бывает ссор. У меня есть старшая сестра Вика, мама и папа. Мы вчетвером любим ходить (хоть и нечасто) в театр, в кино. По вечерам мама вяжет и мы с Викой иногда вяжем или поем в три голоса, а папа нам басит в такт. Вот и все о моей семье. Мне в ней хватает и ласки и добра.Аня, 12 лет.

Не хочу, чтобы у меня была такая же семья. Потому что у нас в доме говорят тихо и стоит тишина.Ира, 11 лет.

Мой папа пьет, но, правда, не так уж часто. Я не хотела бы, чтобы мой муж тоже пил, а ведь сколько всяких слов я слышу дома, которые не должны бы слышать дети. Ну и ссоры у мамы с папой тоже бывают, и я тоже не хочу ссор.Ира, 12 лет.

Я живу с мамой, отца у меня нет. Живем вместе с бабушкой и дедушкой. У меня нет ни сестренки, ни братишки. И поэтому я не хочу, чтобы моя будущая семья была похожа на нашу. Отец ушел от нас, когда мне было несколько месяцев, и с тех пор ни одного письма не прислал.

Нет!!! Не хочу такой семьи, как у нас. Мама, да и папа, меня не понимают. Отец у меня военнослужащий, вечно он в командировках, а приедет — ходит по квартире злой. Меня постоянно унижают: «Учи уроки! Что ты себе думаешь? В уборщицы пойдешь!» У нас в семье главное — деньги.Девочка, 12 лет

Я не хочу, чтобы моя семья была похожа на нашу. Кроме мамы с папой у меня есть старший брат. Он скоро должен жениться, так они со своей невестой смеются над моей походкой, моими ушами и носом, они меня женихом сопливым зовут. У мамы с папой возникают какие-то конфликты.

И у нас с братом нелады. Иногда дело доходит до драки. Я представляю свою жену доброй, чтобы она не курила и была заботливой матерью. Я хотел бы иметь двух мальчиков и одну девочку. Я буду их воспитывать, что бы они заступались друг за друга.Олег, 14 лет

Я бы не хотела, чтобы моя будущая семья была похожа на ту, в которой я сейчас живу, потому что моя мама несчастлива. Наша семья состоит из меня, моего брата и мамы. Я представляю своего будущего мужа так: рыжий, с усами, красивый, спокойный. Я хочу, чтобы мой муж никогда не кричал на детей.

Таня

Нравственные проблемы распада семьи

Расставание супругов неизбежно вызывает сложности. Развод семьи становится причиной многих нравственных и социальных проблем:

  1. Дети не получают внимания одного из родителей. Если семья распалась, второй супруг уже не может проводить много времени с ребенком. Это наносит детям психологическую травму. Ребенок может винить себя в распаде семьи и страдать от нехватки общения.
  2. Ухудшение морального состояния. Часто люди очень эмоционально переживают развод и не в силах справиться со своими чувствами. Это является причиной сильного стресса, который может перейти в хроническую форму.
  3. Осуждение со стороны общества. В некоторых случаях сохранить семью не представляется возможным. Тем не менее, бывшие супруги часто сталкиваются с негативными комментариями в свой адрес из-за того, что не смогли сохранить отношения.

Правовые проблемы распада семьи

Развод несет не только нравственные, но и юридические трудности. С правовой точки зрения расставание семьи вызывает следующие последствия:

  1. Необходимость расторжения брака. Если у пары есть несовершеннолетние дети, развод возможен только по решению суда. С этим связана и необходимость определить место проживания ребенка, назначить сумму алиментов.
  2. Раздел имущества. Если супруги длительное время жили в браке, у них часто есть совместно нажитая собственность, которую нужно делить. Этот процесс сопровождается сложностями, поскольку нужно не только соблюсти требования закона, но и учесть степень вклада каждого партнера.
  3. Смена документов. Желая полностью разорвать отношения с супругом, женщины возвращают добрачную фамилию. Для этого необходимо заняться оформлением бумаг и потратить большое количество времени и денег на уплату пошлин.
  4. правовые проблемы распада семьи

Причины распада семьи

Частым поводом для развода является несовместимость супругов. Причин, почему распадаются семьи, существует множество:

  1. Финансовые трудности. Молодые семьи часто сталкиваются с нехваткой денег. На этом фоне обостряются конфликты и противоречия. Временные трудности способны стать причиной распада семьи, если супруги не смогут поддержать друг друга.
  2. Пристрастие к алкоголю или наркотикам. Распад семьи по этой причине происходит в 30% случаев. Зависимость одного из супругов становится тяжелым испытанием не только для второй половины, но и для детей.
  3. Супружеская неверность. Распад отношений по причине измены случается из-за неудовлетворенности жизнью в браке. Если второй супруг не сможет простить неверность, семейная жизнь закончится.
  4. Разные взгляды на жизнь. Причины развода часто заключаются в разном отношении супругов к важным вопросам. Это может быть несовпадение взглядов на количество детей в семье, место проживание, способ ведения домашнего хозяйства.
  5. Бытовое насилие. Это вторая по распространенности причина распада семьи после зависимости одного из супругов.
  6. причины распада семьи

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий