- Говорили буквально что угодно, чтобы избавить меня от боли и печали и направить мою жизнь в более приемлемое русло.
- Неудивительно, что столько страдающих от утраты людей отказывается от профессиональной помощи: ведь эта модель им совершенно чужда.
- Люди, испытывающие горе, сталкиваются с нетерпением окружающих именно потому, что не выполняют программу по преодолению невзгод, которую диктует наша культура.
- Эти радостные, искусственно присоединенные к грустным историям финалы начинают (очень медленно) выходить из моды.
- Пренебрежительные банальности со стороны окружающих могут заставить вас почувствовать, что вы остались одни в своей скорби — и это в тот самый момент, когда вам больше всего необходимо знать, что вас любят.
- Грусть, горе, боль — все эти слова означают: с вами что-то неладно.
- Психологическая помощь скорбящим: как вести себя и что говорить?
- Если вы продолжаете страдать, значит, вы что-то делаете не так.
- Мы думаем, что «счастливый» равно «здоровый».
- «застрять» в горе
- Бабочки, радуга и культура преображения
- Быстрый поиск в интернете по словам «горе» или «страдание» выдает сотни тысяч мемов с радугами, позитивными посланиями, фразами в духе «и это пройдет».
- Быть мужественным — значит стоять на краю бездны, которая открылась в жизни ближнего, и не отворачиваться от нее, не прикрываться для удобства нравоучениями в духе позитивного мышления.
- В нашей культуре горе рассматривается почти исключительно с негативной точки зрения.
- В нашей медицинской модели мира горе, которое длится больше шести месяцев, считается «расстройством».
- Внимательно наблюдайте за состоянием скорбящего.
- Вы должны полностью пройти через все пять стадий — или никогда не исцелитесь.
- Горе регулярно подвергается обесцениванию, осуждению, медикаментозной терапии и преуменьшению со стороны представителей «помогающих» профессий.
- До тех пор пока наших медицинских работников не начнут учить относиться к горю с теми уважением и заботой, которых оно заслуживает, людям будет сложно найти психотерапевтов, способных принять их страдание, не патологизируя его.
- Если мы действительно хотим помочь страдающему человеку, то должны быть готовы отвергнуть общепринятую теорию о боли как об аномальном состоянии, требующем преображения или исчезновения.
- Лечение танатофобии в клинике роса
- Люди, переживающие утрату, регулярно сталкиваются с осуждением, критикой и пренебрежительным отношением к их чувствам.
- Мета — подбор психотерапевта
- Модель принятия василюка
- Нарратив избегания горя и странные реплики
- Наша культура — культура преодоления.
- Не давить на скорбящего и не обесценивать его эмоции.
- Не оставлять скорбящего в одиночестве и предоставлять возможность выговориться.
- Но боль нельзя упорядочить. горе нельзя сделать аккуратным и предсказуемым.
- Но это неудивительно — ведь мы рассказываем массу историй о том, как пережить боль, и ни одной о том, как жить с такой болью.
- Новый героический эпос
- Патология распределения
- При необходимости обратиться за помощью к специалисту.
- Слишком долго — это сколько?
- Стадии горя и провал терапии
- Устойчивость нарратива
- Часть странного отношения нашей культуры к горю исходит, казалось бы, из невинного источника — развлечений.
Говорили буквально что угодно, чтобы избавить меня от боли и печали и направить мою жизнь в более приемлемое русло.
Но все эти высказывания блекнут перед историями, которыми со мной поделились пережившие утрату люди со всего мира.
Например: вы сами спровоцировали рак своего ребенка нерешенными личными проблемами. У вас есть еще два ребенка, вы должны быть за это благодарны. Если она умерла, значит, такова уж судьба. Здесь промысел Господа. Тебе правда пора всё забыть и двигаться дальше.
Он был не таким уж и хорошим человеком. По-настоящему просветленный человек не привязывается так сильно к другим людям. Ты явно со- зависим. Ты сам навлек на себя беду своими мыслями. Это было тебе необходимо, чтобы научиться чему-то. Нужды нет, что ты парализован горем. Некоторым вообще не удается разобраться в себе, а тебе выпал такой шанс.
Неудивительно, что столько страдающих от утраты людей отказывается от профессиональной помощи: ведь эта модель им совершенно чужда.
Кюблер-Росс выделила пресловутые пять стадий на основании своих наблюдений и разговоров с неизлечимо больными людьми. Ее работа начиналась как попытка понять чувства умирающих, но стала восприниматься как стратегия переживания горя. Считается, что столкнувшийся с трагической ситуацией человек должен пройти ряд четко разграниченных состояний — отрицание, гнев, торг и депрессию — и постепенно перейти в стадию «принятия», в каковой момент его «работа над горем» должна завершиться.
Эта распространенная интерпретация модели доктора Кюблер-Росс предполагает, что есть правильный и неправильный способы горевать, что есть упорядоченная и предсказуемая схема, которой следует каждый.
Люди, испытывающие горе, сталкиваются с нетерпением окружающих именно потому, что не выполняют программу по преодолению невзгод, которую диктует наша культура.
Если вы не «преображаетесь», если не находите красоты в своем страдании, вы неудачник. А если вы не успеете выполнить этот нарративный переход от трагедии к преображению, пока мы не отвлеклись на что-то новое, — значит, вы живете неправильно.
В реальной жизни и рассказываемых нами историях действует подписка о неразглашении правды. В нашей культуре люди не хотят слышать о чем-либо, что не может быть исправлено. В нашей культуре царит нежелание знать о той боли, что не будет вознаграждена.
Эти радостные, искусственно присоединенные к грустным историям финалы начинают (очень медленно) выходить из моды.
Честно говоря, я думаю, что именно в этом заключается причина успеха книг о Гарри Поттере: они мрачные. Дж. К. Роулинг погружалась в самую глубину, не пытаясь сделать ее приторной, милой или сладкой. В конце книги счастливого разрешения всех проблем не произошло, хотя финал и не лишен красоты. Утрата, боль и горе существуют в нашем мире, и они никуда не исчезли. Герои несли их в себе.
Мир Роулинг близок всем нам потому, что мы нуждаемся в историях, похожих на нашу.
Истории могущественны. На протяжении всего существования человечества мифология, космогония и сказки давали нам образы, на которые мы ориентируемся и которым подражаем. Они помогали нам найти место для наших переживаний в огромной картине мира. И до сих пор помогают. Нам всё еще нужны истории.
Пренебрежительные банальности со стороны окружающих могут заставить вас почувствовать, что вы остались одни в своей скорби — и это в тот самый момент, когда вам больше всего необходимо знать, что вас любят.
Ваш личный опыт оказывается напрямую связан со всеобщей неграмотностью нашей культуры в сфере реагирования на чужую скорбь. Если вы осознаете эту неграмотность, тот сложный период, через который вы проходите, может стать немного легче.
Вы не сошли с ума. Безумна наша культура. Проблема не в вас, а в нас.
Грусть, горе, боль — все эти слова означают: с вами что-то неладно.
Вы застряли в так называемых плохих эмоциях. Вы не преодолеваете стадии горя. Своей бесконечной скорбью вы мешаете собственному выздоровлению. Вы больны, и вам необходимо лечение.
Когда о горе говорят в более позитивном ключе, то всегда преследуют некую цель. В популярной психологии, книгах по самопомощи, фильмах, романах и духовной литературе удары судьбы превозносятся как путь личностного роста; преодоление таких испытаний становится важнейшей целью, а счастье — верным признаком хорошей жизни.
Ваше разбитое сердце оказывается абсолютно беспомощным перед этими догмами. Вы не можете просто чувствовать боль — она обязательно будет считаться патологией.
Психологическая помощь скорбящим: как вести себя и что говорить?
Каждый человек переживает боль утраты по-своему, повлиять на этот процесс извне достаточно сложно. Но это не значит, что скорбящий не нуждается в моральной поддержке. Часто люди не знают, как помочь своим близким в этот сложный период, о чем стоит разговаривать, а какие темы лучше обходить стороной.
В общении с людьми, пережившими утрату, следует придерживаться нескольких основных правил.
Если вы продолжаете страдать, значит, вы что-то делаете не так.
Подобные идеи прочно укоренились в нашей культуре, и сложно даже описать, что чувствует человек, встречающийся с такой «поддержкой». Сейчас я хотела бы сказать, что большинство переживающих сильное горе людей сталкиваются не только с непониманием, но и с полным равнодушием со стороны окружающих. Мы перестаем говорить «мне больно», потому что никто не слушает.
Мы думаем, что «счастливый» равно «здоровый».
Как будто счастье — та исходная позиция, та норма, к которой люди возвращаются из любых состояний и при которой мы живем так, как и должны жить.
Одним словом, «вернуться в норму» — это противоположность «застреванию в горе», и обретение нормального (счастливого) состояния должно произойти как можно быстрее.
«застрять» в горе
Меня часто спрашивают, что делать, когда друг или член семьи «застрял» в своем горе. На это я всегда отвечаю: «Что, по-вашему, означало бы „не застрять“? Каковы ваши ожидания?» По мнению большинства людей, «не застрять» означает, что человек возвращается к работе, восстанавливает чувство юмора, посещает мероприятия, не плачет каждый день и способен говорить на другие темы — помимо своей утраты и горя. Он снова кажется счастливым.
Бабочки, радуга и культура преображения
Невежество нашей культуры в отношении горя подпитывается из многих источников. Столь многое стоит за этими упрощающими, на первый взгляд безобидными банальностями! Мы уже говорили о восприятии горевания как проблемы, которую надо решать: именно на этой идее основано большинство высказываний окружающих о вашем состоянии.
Быстрый поиск в интернете по словам «горе» или «страдание» выдает сотни тысяч мемов с радугами, позитивными посланиями, фразами в духе «и это пройдет».
Мы признаём, что случаются тяжелые события, но уверены, что при должном усердии и правильном отношении всё снова станет замечательно. В конце концов, наши книги и фильмы о последствиях трагедии обычно живописуют вдовца или скорбящую мать, которые к концу истории чувствуют себя даже лучше, чем раньше.
Быть мужественным — значит стоять на краю бездны, которая открылась в жизни ближнего, и не отворачиваться от нее, не прикрываться для удобства нравоучениями в духе позитивного мышления.
Быть мужественным — значит дать боли распуститься и занять то пространство, что ей требуется. Быть мужественным — значит рассказывать эту историю.
Это жутко. И это прекрасно.
Именно такие истории нам нужны.
В нашей культуре горе рассматривается почти исключительно с негативной точки зрения.
Оно считается искажением, отклонением от «нормальной», счастливой жизни. Это состояние интерпретируется как расстройство. Мы думаем, что боль утраты — кратковременный острый ответ на трудную ситуацию, а потому его переживание должно занимать максимум несколько недель.
Горе, которое длится дольше, не растворяясь в приятных воспоминаниях и редких меланхолических улыбках, свидетельствует о том, что с вами не всё в порядке: вы не столь устойчивы, опытны или здоровы, как вам казалось.
В нашей медицинской модели мира горе, которое длится больше шести месяцев, считается «расстройством».
В число симптомов так называемого «осложненного» горя — требующего психологического вмешательства — входят тоска по умершему, чувство несправедливости и стойкое ощущение необратимости жизни (и другие формы так называемого «ощущения безнадежности»). В реальной жизни считается, что подобные симптомы должны исчезнуть намного раньше, нежели через шесть месяцев.
Многие психологи, священнослужители и психотерапевты уверены, что сильная реакция на утрату, длящаяся дольше двух недель, уже является неправильной. И эти верования врачей передаются населению, укрепляя представление о том, что вы должны вернуться в нормальное состояние как можно скорее.
Медикализация — и патологизация — здоровой, нормальной, естественной реакции на утрату смехотворна и вредна.
Внимательно наблюдайте за состоянием скорбящего.
Глубокие эмоциональные переживания часто накладывают сильный отпечаток на жизни человека. В стремлении уйти от действительности, многие прибегают к крайним мерам – злоупотреблению алкоголем или лекарственными препаратами, совершению рискованных поступков, немотивированной агрессии к окружающим.
Вы должны полностью пройти через все пять стадий — или никогда не исцелитесь.
Целью тут является избавление от отрицательных эмоций. Вы обязаны выполнить эту работу быстро и надлежащим образом. Если вы не проходите все нужные этапы, ваше горе не может считаться правильным.
В поздние годы жизни доктор Кюблер-Росс писала, что сожалеет о том, как сформулировала свою концепцию стадий, потому что большинство людей восприняли ее как линейную и общую для всех. Выделенные ею стадии не должны были объяснять людям, что им надлежит чувствовать и в какой момент.
Горе регулярно подвергается обесцениванию, осуждению, медикаментозной терапии и преуменьшению со стороны представителей «помогающих» профессий.
Наименее осведомленными людьми, независимо от методов терапии и от намерения помочь, часто оказываются психологи. В итоге многие переживающие потерю близких вынуждены сами излагать своим психотерапевтам, каково это в действительности.
До тех пор пока наших медицинских работников не начнут учить относиться к горю с теми уважением и заботой, которых оно заслуживает, людям будет сложно найти психотерапевтов, способных принять их страдание, не патологизируя его.
Так что я еще раз от лица всех представителей моей профессии хочу извиниться за то, что у нас здесь всё так непросто. На самом деле существует много прекрасно обученных психотерапевтов и врачей. Я встретила немало таких специалистов, пока работала над своим горем начиная с самых ранних его стадий.
Если мы действительно хотим помочь страдающему человеку, то должны быть готовы отвергнуть общепринятую теорию о боли как об аномальном состоянии, требующем преображения или исчезновения.
Мы должны перестать мыслить стадиями горя, они не должны быть всеобщим мерилом.
Рассказывая другие истории, мы создаем культуру, в которой люди научатся быть свидетелями чужой боли, просто лицезреть непоправимое. Рассказывая другие истории, мы научимся быть лучшими спутниками самим себе и друг другу.
Боль не всегда исчезает — даже в конце истории. Быть мужественным — быть героем — не означает преодолевать боль или превращать ее в дар. Быть мужественным — значит уметь просыпаться каждый день, когда хотелось бы больше не просыпаться. Быть мужественным — значит не изменять своему сердцу, когда оно разорвано на миллион кусков и никогда не станет вновь целым.
Лечение танатофобии в клинике роса
- Опытные и деликатные врачи с большим стажем работы в этой области.
- Круглосуточно.
- Возможность полного обследования физического и психического состояния.
- Помощь на дому. Возможность госпитализации в собственный стационар.
- Медикаментозные методы лечения. Немедикаментозная терапия.
- Анонимно.
Люди, переживающие утрату, регулярно сталкиваются с осуждением, критикой и пренебрежительным отношением к их чувствам.
Конечно, большинство утешителей руководствуются «благими намерениями», но разница между этими намерениями и реальными последствиями их слов огромна.
Дело в том, что зачастую тяжелое переживание утраты воспринимается как состояние, из которого надо выбраться как можно скорее. Как будто боль — это некий неожиданный, диковинный и неправильный ответ на исчезновение из вашей жизни любимого человека.
Есть лишь крохотный интервал, когда человеку дозволено выражать горе. А потом, пройдя эту острую фазу, вы должны вернуться к обычной жизни, неся с собой те дары, что почерпнули из ценного опыта. Предполагается, что вы станете мудрее, сострадательнее и наконец поймете, что по-настоящему важно.
Мета — подбор психотерапевта
Мне было около 32-х, когда я впервые испытала паническую атаку.
Меня постоянно преследовали мысли о болезнях и внезапной смерти и подкатывал липкий страх, что будет с дочерью, если я умру.
Подруга посоветовала мне психолога, с которым она работала около года назад. И я решила пойти на консультацию, чтобы посмотреть, чем она сможет мне помочь.
Психологом оказалась женщина лет 40-ка, невысокая, с рыжеватыми волосами. Она рассказала о том, что занимается длительной работой, так как работает с помощью глубинных методов психологии. Я сказала, что не уверена, что готова работать долго, так как у меня сложный график работы и маленькая дочь. Но я чувствовала себя ужасно от этих приступов страха и паники, и поэтому не знала, что мне делать.
Она сказала, что мы можем встретиться несколько раз, после чего снова вернуться к решению о том будем ли продолжать работать или нет. Мы договорились о 5-ти встречах.
Она рассказывала о том, что человека в кабинет к психологу обычно приводит симптом, но причина на самом деле скрывается глубже, в каких-либо травматических переживаниях или запретах на проявления чувств. Мне было сложно понять, с чем связан мой симптом и как от него избавиться. Психолог говорила, о том, что симптом похож на сигнальную ракету или флажок, который указывает, что на что-то необходимо обратить внимание. Потом мы подробно говорили о том, как протекает приступ паники и когда он появился впервые. А также о том, какие события предшествовали появлению страха смерти и болезни.
Понемногу мне становилось понятнее, что было много разных событий, которые запустили этот процесс.
Это и смерть дальней родственницы, молодой женщины, и болезнь подруги, и мои переживания за дочь, когда мы уехали с мужем в отпуск на неделю, а дочь осталась у бабушки. Это было первое длительное расставание с дочерью с момента ее рождения.
Мы говорили о том, как я переживаю о будущем дочери и о моих отношениях с собственной мамой. О том, что мне хотелось бы научить дочь быть счастливой и заботиться о себе, но сделать это не так просто. Ведь моя мама привыкла заботиться обо всех кроме себя. И у меня не всегда получается думать о себе, а не о близких. Ведь выделить час в неделю на свидание с самой собой – это неплохой способ потренироваться в заботе о себе. Но у меня по-прежнему не было решимости начать этот процесс.
Мы говорили о моих снах, и в них открывались какие-то неожиданные новые смыслы. Я рисовала рисунки, это было для меня чем-то похожим на мечту или сказку. Я очень люблю рисовать, но в постоянной суете мне сложно было найти время на это занятие.
И вот наши 5 встреч подошли к концу. Я сказала, что не готова к постоянной работе и хочу завершить. Психолог сказала, что так бывает, что человек еще не готов к работе с какой-то темой и тогда мы можем повести итог наших нескольких встреч. И тут я поняла, что страх за это время стал гораздо меньше, мое настроение стало спокойнее. Меня больше не преследовали постоянно мысли о смерти и болезнях. Не знаю, надолго ли мои тревоги покинули меня, но я вздохнула с облегчением.
Мы поблагодарили друг друга за работу и распрощались. Иногда даже несколько встреч могут помочь сделать жизнь приятнее и легче.
А я снова начала рисовать, и это приносит мне огромное удовольствие.
Модель принятия василюка
Отечественный психотерапевт Федор Ефимович Василюк также выделяет пять основных стадий принятия горя. По своей сути они схожи с моделью Кюблер-Росс, однако исследователь рассматривает переживания не как процесс, а в качестве особой формы деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия.
- оцепенение. Первоначальной реакцией на стресс, вызванный потерей близких, становится психологическое онемение. Человек осознает происходящее через призму нереальности и может не проявлять никаких эмоций;
- поиск. Постепенно на смену отрешенности приходит отрицание. В этот момент человек реагирует на окружающую среду и может откликаться на внешнее воздействие. Но он все еще не до конца верит в случившееся, питая иллюзию, что все еще возможно исправить;
- острое горе. На третьей стадии происходит бурный рост эмоциональности, отчаяния и дезориентации. Этот период становится наиболее морально тяжелым. Человек может испытывать самые темные эмоции: гнев, страх, отчаяние, боль и вину. Бушующие внутри эмоции часто находят выход в форме агрессии к окружающим людям, ухудшении общего состояния и неспособности сохранять концентрацию;
- остаточные эмоциональные толчки. Со временем происходит осознание трагедии и переход к тихой скорби. Общее состояние человека постепенно нормализуется, но периодически его все ее беспокоят приступы страданий. Однако горе постепенно перестает занимать все мысли скорбящего;
- завершение. Сознание преодолевает барьеры, препятствующие принятию горя, и обретает успокоение. Человек возвращается к привычной жизни.
Нарратив избегания горя и странные реплики
В первые дни после трагедии мне довелось услышать невообразимые вещи о горе, о моем умении справляться с ним и о самом Мэтте.Мне говорили, что я недостаточно правильная феминистка, если так расстраиваюсь из-за «потери мужчины». Утверждали, что мое личное и духовное развитие, видимо, было на низком уровне, раз я не способна воспринять эту ситуацию как дар.
Еще мне сообщали, что Мэтт никогда меня не любил, что ему лучше теперь, когда он отделен от своего тела, и что он пришел бы в ужас, если бы увидел меня в таком состоянии. Что мы с Мэттом сами создали эту ситуацию, намеренно. Что у нас был договор, пока мы живы, а раз он был, теперь нет никаких причин так расстраиваться.
При этом мне внушали и вроде бы очень хорошие идеи: что я сильная, умная и красивая, что я без всяких проблем найду себе кого-нибудь другого.
Что с течением времени смогу посмотреть на свою утрату как на дар, что я должна подумать обо всех тех людях, которым теперь сумею помочь. Что если я перестану так страдать, то почувствую наконец окружающую меня любовь (но только если перестану так страдать).
Наша культура — культура преодоления.
Случаются плохие события, но мы выходим из кризисной ситуации лучшими, чем были раньше. Именно такие истории мы рассказываем друг другу, и не только на экранах.
Исследователь в области социальных наук Брене Браун утверждает, что мы живем в «позолоченный век неудачи», когда истории выздоровления становятся фетишем благодаря их искупительному финалу, заслоняющему весь мрак и борьбу, которые ему предшествуют.
Наш культурный нарратив гласит, что несчастья помогают нам вырасти над собой и что какой ужасной ни казалась бы ситуация, конечный результат всегда стоит борьбы. Вы достигнете финала, надо лишь верить. Хэппи-энд будет блистательным.
Не давить на скорбящего и не обесценивать его эмоции.
При общении с оплакивающими свою потерю людьми следует помнить, что любые проявления горя в первые пару лет после трагедии абсолютно нормальны. Переживания могут выражаться с помощью различных эмоций: печали, гнева, отстраненности или перепадов настроения.
Часто люди стремятся окружить себя вещами покойных, чаще бывать в их комнате или посещать могилу. Не стоит их останавливать или пытаться убедить человека отпустить ситуацию и вернуться к нормальной жизни. Такие уговоры не приносят никакой пользы, а только еще больше угнетают скорбящего.
Тревожным знаком может служить только зацикливание на трагедии более 2 лет, неспособность сконцентрироваться на реальной жизни или развитие психосоматических отклонений.
Не оставлять скорбящего в одиночестве и предоставлять возможность выговориться.
Обсуждение проблемы практически всегда помогает облегчить тяжесть на душе. Человеку, потерявшему родственника, важно понимать, что он может говорить о своих чувствах, что его выслушают и поддержат. Его окружению следует проявлять терпение, быть внимательными и открытыми для общения.
Не стоит бояться разговоров об умершем, ведь они помогают быстрее пережить горе и перейти к стадии принятия. Важно, чтобы человек длительное время не зацикливался на боли от собственной потери, его можно мысленно направить к воспоминаниям об усопшем и необходимости сохранить его светлую память.
Если же человек не проявляет желания поговорить о случившемся, не стоит настойчиво принуждать его к этому. Разговор должен начать сам скорбящий, когда он будет к этому морально готов.
Но боль нельзя упорядочить. горе нельзя сделать аккуратным и предсказуемым.
Оно так же индивидуально, как и любовь: всякая жизнь, всякий путь уникальны. Нет никакой модели, никакого поступательного движения. Невзирая на убеждения многих «экспертов», нет никаких стадий переживания горя. Несмотря на убеждения широкой публики, никаких стадий переживания горя нет.
Правильность такого переживания измеряется исключительно личными ощущениями. Это означает, что надо прислушиваться к своей реальности. Признавать страдание, любовь и утрату. Позволить существовать истине этих фактов, не сковывая их никакими искусственными ограничениями, стадиями или требованиями.
Может быть, вы испытываете те чувства, о которых слышите от других переживающих горе людей, и это вам помогает. Но как можно сравнивать разные способы обходиться с утратой, словно пытаясь понять, который из них сработает? Это не принесет ни малейшей пользы.
Но это неудивительно — ведь мы рассказываем массу историй о том, как пережить боль, и ни одной о том, как жить с такой болью.
Ни одной о том, как быть свидетелем чужой боли. Мы не хотим говорить о печали, которую нельзя утолить. Это запрещено.
На самом деле нам нужны не новые инструменты избавления от горя, а умение жить с болью — со своей болью и болью ближнего.
Все мы несем в себе огромный груз горя; рассказы о нем никто не слушал, потому что нет такой истории, которая помогала бы нам выслушивать чужое горе. Нам нужны новые истории, выражающие правду о боли, о любви, о жизни. О мужестве перед лицом непоправимого. Мы должны помочь друг другу в этом, потому что боль есть. Беды случаются.
Новый героический эпос
Когда умер Мэтт, я искала истории людей, которые пережили подобную утрату. Тех, чья боль затмевала всё остальное. Такие рассказы мне были необходимы как пример для подражания. Но я находила лишь описания того, как преодолеть страдание, как «починить» свою жизнь, как преобразить горе как можно скорее. Вновь и вновь я читала о том, что если я так сильно расстроена, то со мной что-то неладно.
И я встречала это не только в книгах. Окружающие — друзья, знакомые, психотерапевты — все хотели, чтобы я была в порядке. Им было необходимо, чтобы я была в порядке, ибо такое страдание, как мое, как ваше, невероятно тяжело наблюдать. Наши истории очень тяжело слушать.
Здесь не было их вины. Почти не было. Они просто не умели слушать.
Патология распределения
Когда дело касается горя, мы все надеваем шоры. Программы подготовки клинических психологов уделяют крайне мало времени этому вопросу, несмотря на то что большинство клиентов приходят в сильно травмированном состоянии. Сегодняшнее обучение основано на давно устаревшей системе стадий горя, которая изначально не задумывалась как рекомендации по «правильному» переживанию утраты. То, чему учат медицинских работников, просачивается и в массы.
При необходимости обратиться за помощью к специалисту.
Самостоятельно справиться с эмоциями удается не каждому. В тяжелых ситуациях лучше всего поможет обращение к психологу. К сожалению, многие до сих пор считают, что обращаться за врачебной помощью необходимо только людям с очевидными психическими отклонениями.
Слишком долго — это сколько?
Помню, я рассказывала кому-то, что у меня был трудный день, — примерно через пять недель после того, как мой партнер утонул. «А почему, что случилось?» — спросил мой собеседник. «Ну, Мэтт умер», — ответила я. «Ах, да! Это тебя всё еще беспокоит?»
Всё еще беспокоит. Да. Через пять дней, пять недель, пять лет.
Стадии горя и провал терапии
Как психотерапевту мне часто приходится извиняться за свою профессию. С пугающей частотой я слышу страшные истории от переживающих трагедию людей, которые пошли к психотерапевту за поддержкой, а ушли потрясенные и разгневанные.
Устойчивость нарратива
Многие люди не воспринимают историй преображения, сами не зная почему. По крайней мере, мы хотя бы начинаем протестовать против них.
Часть странного отношения нашей культуры к горю исходит, казалось бы, из невинного источника — развлечений.
Все наши культурные истории — истории преображения. Истории искупления. Книги, художественные и документальные фильмы, детские сказки, даже те сказки, что мы рассказываем сами себе, — все они заканчиваются на позитивной ноте. Мы требуем счастливого финала.
Мы верим в волшебные сказки и в истории про золушек, где благодаря упорству и усилиям всё в результате складывается хорошо. Мы встречаем невзгоды с гордо поднятой головой. Мы не позволяем бедам ослабить нас, по крайней мере надолго.
Наши герои, реальные и вымышленные, — это образцы мужества перед лицом боли. Наоборот, злодеи, неприятные персонажи обычно отказываются побороть свою боль.