- Навык номер один. от реактивности к проактивности
- Понятие проактивности в современной психологии
- Примеры употребления слова реактивность в литературе.
- Проактивные люди проявляют инициативу
- Проактивный или реактивный: тест
- Реактивность организма человека
- Теория[править | править код]
- Экспериментальные исследования[править | править код]
Навык номер один. от реактивности к проактивности
Один из самых распространенных случаев реактивности – люди посвящают себя выполнению срочных задач, обеспечивающих кратковременный результат, а по-настоящему важные дела, соответствующие их личным ценностям и целям, откладывают на неопределенный срок. Например, вам предлагают посидеть в кафе, но вы отказываетесь, отвечая, что у вас слишком много дел: шеф поручил слишком много заданий и у вас совершенно нет времени, так как приходится работать больше. Знакомая ситуация? На первый взгляд, все выглядит так, будто никакого выбора у вас нет. Но это реактивное мышление, структура которого – «раздражитель – реакция». Если начать мыслить проактивно, то между этими двумя элементами возникает еще один, главный, элемент – выбор.
Разберем еще один пример. Вы устроились на работу в компанию своей мечты и проходите испытательный срок. Чтобы справиться с порученными заданиями, вам не хватает опыта, поэтому вы остаетесь на работе сверхурочно, чтобы освоиться, приобрести новые знания и усовершенствовать свои умения. Вместо дружеских посиделок или свиданий на выходных вы изучаете информацию, которая поможет работать эффективнее. В таком случае ваш отказ от приглашения приятеля будет проактивным решением. Как только ваш испытательный срок закончится, вы примете следующее решение – работать столько, сколько положено, но при этом непрерывно развиваться и находить время на личную жизнь. Это и есть проактивность.
Другая ситуация: вы недавно создали семью, и выходные – время, которое вы хотите провести вдвоем. При этом работа для вас тоже важна, но вы стараетесь укладываться в отведенное время и выполнять задачи в течение рабочего дня. Вы отказываетесь от работы по вечерам и на выходных, от встреч с приятелями, чтобы провести время в семье. Это решение тоже является проактивным, потому что речь идет об актуальных для вас ценностях. Проактивность – это принятие оптимального решения на основе ваших ценностей.
Способность подчинять импульсивную реакцию ценностям – и есть сущность проактивной личности. Реактивные люди движимы чувствами, обстоятельствами, условиями и своим окружением. Проактивные люди движимы ценностями – тщательно обдуманными, отобранными и принятыми. На проактивных людей тоже воздействуют внешние факторы – физические, социальные или психологические. Но их реакция на эти раздражители – спокойный выбор, основанный на их ценностях.
Сложно принять мысль, что ответственность за свою жизнь целиком и полностью лежит на каждом из нас. Намного проще делать то, что скажут, и оправдывать свои неудачи негативными обстоятельствами или действиями других людей. Реактивное мышление в каком-то смысле «удобно»: оно позволяет бездействовать и ощущать себя жертвой обстоятельств. «Невозможно заняться бизнесом в таком государстве», «семейные обстоятельства не позволяют продолжать образование», «отношения не складываются из-за сложного характера, который достался от отца» – суждения в таком духе характерны для реактивного мышления. Но до тех пор, пока мы не сможем открыто и честно сказать: «Сегодня я такой, какой есть, из-за выбора, сделанного мною вчера», – мы не будем способны изменить свое мышление и поведение – и сделать другой выбор.
Понятие проактивности в современной психологии
ОБЗОРЫ
УДК 159.9
ПОНЯТИЕ ПРОАКТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
А.И. ЕРЗИН*, Г.А. ЕПАНЧИНЦЕВА
Оренбургский государственный университет, Оренбургская государственная медицинская академия
В обзорной статье освещена проблема изучения относительно нового для отечественной психологии феномена проактивности. Представлены основные критериальные характеристики этого явления. К ключевым характеристикам указанного феномена отнесены осознание личностью своих поступков и их последствий, волевой компонент, спонтанность, ответственность, доминирование высших человеческих потребностей, а также ориентация при выборе моделей поведения преимущественно на убеждения, идеалы и ценности личности, а не на внешние факторы. По мнению авторов, отсутствие сформированной, целостной концепции проактивности и типологии проактивного поведения побуждает к исследованиям данной области в ближайшем будущем.
Ключевые слова: проактивность, проактивное поведение, сознание, воля, ответственность, потребности, направленность личности.
Введение. Поведение и деятельность.
Проблема поведенческой активности человека и факторов, ее детерминирующих, в начале XXI века не утратила свою актуальность. В современной психологической науке деятельность определяется как сознательная активность человека, обладающая целью, формирующаяся под действием определенных побуждений, сопровождаемая переживаниями и направленная на достижение результата [11]. В основе этого определения заложены ключевые компоненты, при отсутствии хотя бы одного из которых человеческую активность невозможно было бы в полной мере назвать деятельностью. Так, специфической чертой человеческого действия является его сознательный, целенаправленный характер.
© Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А., 2021
* Для корреспонденции:
Ерзин А.И.
аспирант Оренбургского государственного университета, ассистент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Оренбургской государственной медицинской академии Тел.: 7 (906) 835-81-31 E-mail: dr-wagner@mail.ru
Любое поведение, направленное на определенную цель, исходит из тех или иных побуждений (включающих в себя такие компоненты, как потребности, интересы и т.д.). Поскольку цель, побуждающая человека к действию, в той или иной степени является для него значимой, она всегда должна сопровождаться эмоциональными переживаниями. И наконец, деятельность, не имеющая конечного результата, утрачивает свой смысл. Трагичной становится ситуация осознания человеком абсурдности, бессмысленности своего труда [4].
Несмотря на столь простое и доступное определение деятельности человека, взгляд на нее в современной науке полностью не лишен противоречий. Деятельность осуществляется посредством действий. Действия различаются по своему характеру. Например, выделяют рефлекторные, инстинктивные, импульсивные и волевые действия [11]. Специфическим для человека видом действия выступает именно волевое действие, которое направлено на осуществление какой-либо цели.
Другим, не утратившим актуальность, представляется вопрос о соотношении внешних сил (условий) и внутренних по-
Теоретическая и экспериментальная психология • 2021 • Т. 6 • № 1 • С. 79-83
79
буждений в формировании поведенческой модели человека. В этом контексте обычно выделяют два противоположных вида поведения человека — реактивное и проактивное [10, 13, 14, 16]. Под реактивным поведением понимается активность, источником которой преимущественно выступают внешние раздражители, условия, в которых пребывает человек, обстоятельства и т.д., то есть некие внешние силы определяют характер и направленность поведения. Представление о проактивности провозглашает свободную независимую волю человека как главнейший фактор, оказывающий влияние на поведение.
Термин «проактивный» впервые употребил В. Франкл в работе «Человек в поисках смысла» [14]. Это понятие он использовал для обозначения личности, которая принимает ответственность за себя и свою жизнь, а не ищет причин происходящих с ней событий исключительно в окружающих людях и обстоятельствах. По мнению Г. Олпорта [10], человеку вообще свойственна проактивность как одно из важнейших личностных качеств, являющихся критериями психологического здоровья и определяющих успешность адаптации человека к меняющимся условиям.
Стоит отметить, что, несмотря на популярность понятия «проактивность» в литературе по менеджменту [6], в психологической науке оно еще недостаточно изучено и не оформлено в целостную концепцию. Подобная ситуация требует не только тщательного исследования данного феномена в различных группах людей, но и разработки методологического аппарата современной концепции проактивности личности, включая формулирование базовых критериев изучаемого понятия.
Воля. Ключевым понятием, через которое необходимо рассматривать феномен проактивного поведения, выступает воля. Она является многоуровневым, полифункциональным понятием, включенным в широкий мировоззренческий план сознания и поведения личности [1]. Философская
трактовка данного явления уходит глубоко в прошлое. Понятие воли в истории европейской философии имеет два основных значения: 1) это способность разума к самоопределению и порождению специфической причинности; 2) фундаментальное свойство сущего в рамках волюнтаристической традиции (Шеллинг, Шопенгауэр, Гартман, Ницше и др.). Аристотель рассматривал волю как специфическую причинность, отличную от «чистой» интеллектуальной сферы и от «чистых» аффектов. Фундаментальной способностью души, по Аристотелю, является стремление, а воля -это единственный вид стремления, который зарождается в разумной части души и представляет собой синтез разума и стремления. Плотин полагал, что воля — это специфическая способность разума, проявляющаяся до всякого действия. Декарт понятие воли рассматривал несколько шире понятия разума, в то время как Спиноза и Лейбниц отождествляли эти два понятия. И. Кант определял волю как «вид причинности живых существ, поскольку они разумны» [5]. П. Рикер понимал волю как «фундаментальную способность» — интеллектуальную интенцию, содержащую «проект» действия [17]. А. Шопенгауэр ставит во главу угла понятие «мировой воли» как сущности бытия, для него воля — это некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы [15].
В психологической науке под волей понимается способность человека сознательно управлять своей психикой и поступками. В более общем понимании воля представлена у С.Л. Рубинштейна. Согласно ему, любое волевое действие является целенаправленным действием, которое характеризуется осознанностью, целеустремленностью и регулированием человеком хода своей деятельности в соответствии с поставленной целью [11]. В сложном волевом действии Рубинштейн выделял 4 последовательные фазы: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) фаза возбуждения и борьба мотивов; 3) принятие решения; 4) собственно волевое действие —
выполнение программы [11]. Отечественными психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) доказано, что в механизмах волевого действия огромную роль играет система речевых сигналов. Воля, по мнению представителей отечественной психологии, тесно связана с сознанием и эмоциями человека.
Сознание. Другим ключевым понятием, характеризующим феномен проактив-ного поведения, является сознание. Эта не менее важная, чем воля, характеристика проактивности личности закономерно проистекает, в том числе, и из волевого действия. Под сознанием в философии понимается состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида [7]. Проблема изучения сознания восходит к античности. Так, Платон и Аристотель считали, что сознание существует как отдельная от материи онтологическая реальность. Парменид полагал, что бытие и мышление (сознание) едины. Позже, в Новое время сознание стало важнейшим объектом исследования в философии и психологии и было представлено в трудах Декарта, Спинозы, Локка, Юма. В зарубежной психологии проблема сознания представлена в работах В. Вундта, В. Джемса, Ф. Бретано, Э. Титченера, Анны Фрейд, Х. Гартмана, Р. Спитца, М. Малер, Э. Глоувера, Э. Эриксона и др.
Отечественными психологами и нейрофизиологами также накоплен громадный опыт по изучению данной темы. Феномен сознания в XX веке изучался такими выдающимися учеными, как И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.
Сознание выступает не только как процесс активного отражения окружающей человека реальности. Сознание является одним из главных, наряду с волей, регулятором поведения человека. Именно с помощью сознания личность становится способной к оценке себя и своих поступков. В этой связи надо отметить такие структур-
ные характеристики личности, как самосознание, самопознание, самооценка, саморегуляция, самокритика и пр.
Спонтанность. Кроме воли и сознания, среди процессов и личностных качеств, характеризующих поведение человека с точки зрения его проактивности, необходимо выделить спонтанность. Под спонтанностью понимается способность человека действовать под влиянием внутренних побуждений, а не только (не столько) под действием внешних причин. Спонтанная личность — это, прежде всего, личность самопроизвольная, способная поступать так, как ей хочется в конкретный момент времени. Важный вклад в изучение этого феномена внес создатель психодрамы Я. Морено. Он определял спонтанность как «новую реакцию на старую ситуацию» [9]. По мнению Морено, спонтанность представляет собой скорее не качество, характеризующее личность со стороны ее самопроизвольности, а некую энергию, которая, наряду с конституциональной обусловленностью и социальными влияниями, участвует в формировании поведенческой модели. Спонтанность следует понимать как изначальный импульс, необходимую для творчества энергию. Согласно Морено, спонтанность не накапливается, как, например, энергия либидо, она существует «здесь и сейчас». Именно наличие спонтанности определяет конструктивное начало в поведении человека — способность созидать новый продукт, будь то материальный или духовный. В этой связи еще одной характеристикой проактивного поведения надо считать творческую активность.
Метапотребности. Существенную роль в формировании проактивного поведения играет мотивационно-потребностная сфера личности. Мотив в отечественной психологии понимается как опредмеченная потребность [8]. Система мотивов, безусловно, формирует все варианты поведения человека — и реактивные, и проактивные. Однако человек, обуреваемый своими страстями, находящийся в плену у физиологи-
ческих потребностей, постепенно утрачивает способность к активному созиданию, к творчеству. Порой эти физиологические (дефицитарные, по терминологии А. Мас-лоу) потребности настолько доминируют в сознании человека, что он становится не способным выстраивать конструктивную линию поведения и адекватно реагировать на происходящие с ним события. Как писал К. Маркс, «чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом». Это утверждение в полной мере описывает человека исключительно реактивного, способного действовать лишь в соответствии с внешними обстоятельствами и под влиянием внутренних дефицитарных потребностей. В противоположность этому, проактивная личность не просто обладает способностью к сознательному контролю и управлению своими «практическими» нуждами. В сознании проактивной личности доминируют потребности высшего порядка — потребность в красоте, в познании, в саморазвитии и самореализации. Руководствуясь метапотребностями, личность отнюдь не игнорирует и не подавляет свои физиологически нужды — для нее высшей ценностью становится способность конструировать что-то новое в мире и в самой себе, познавать мир и себя, раскрывать свой внутренний духовный потенциал.
Мировоззрение. Важной в этой связи является способность человека действовать в соответствии со своим духовным арсеналом — мировоззренческой основой личности, определяющей ее социальный и духовный облик не менее, чем биологические основы и характер. Убеждения человека, его идеалы, вера, интересы, принципы определяют все многообразие направленности личности. Личность с большим мировоззренческим «багажом» -проактивная личность — способна не просто приспосабливаться к изменяющимся условиям существования, она способна воздействовать на эти условия, убеждать других, влиять на окружающих, выстраи-
вать конструктивную модель взаимодействия с другими людьми. Эти способности, вне всякого сомнения, будут определять степень проактивности человека, степень готовности действовать в соответствии с элементами высшего уровня личности.
Ответственность. И наконец, еще одной ключевой особенностью проактивного поведения является ответственность как личностная характеристика, описывающая способность человека тщательно анализировать ситуацию, заблаговременно прогнозировать последствия своих действий в данной ситуации и делать выбор модели своего поведения с готовностью принять последствия выбора. В истории философии этот феномен очень часто рассматривался наряду и вместе с понятием свободы человека (И. Кант, К. Ясперс, Ф.М. Достоевский, В. Франкл и др.). В некоторой степени ответственность можно рассматривать как некий внутренний ограничитель свободы, имеющий истоки, главным образом, в нравственной основе личности. Поэтому ответственность прямо проистекает из мировоззренческой сферы и теснейшим образом с ней связана. Ответственность является важнейшей характеристикой зрелой, проактивной личности. Именно с позиции ответственности можно судить о степени развития человека как организованной, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки личности.
Заключение. В заключение необходимо подчеркнуть, что в современной отечественной психологии только намечаются зачатки теоретического осмысления феномена проактивности. В частности, исследованию подвергаются психологические особенности проактивного поведения в рамках концепции совладающего поведения [2, 12]. Д.В. Иванов [3] выделил несколько аспектов, характеризующих современное состояние проблемы изучения регуляции активности личности в отечественной психологии. Они имеют отношение и к проблеме изучения проактивности. К сказанному необходимо еще добавить то, что на текущий момент в
российской психологии отсутствует единая классификация видов проактивного поведения с выделением ключевых характеристик каждого из них. Недостаток эмпирических данных о феномене проактивности требует подробного исследования этого явления в различных группах испытуемых, в том числе, и на материале людей, страдающих психическими заболеваниями. Разработка целостной концепции проактивности является сложной проблемой, попытка решить которую стимулирует исследования в этой области в ближайшие десятилетия.
Литература
1. Байдакова М.Ю. Проблема воли в философии и христианской антропологии. Ав-тореф. дисс. … канд. философ. наук. — М., 2008.
2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — 336 с. (Серия «Практикум»). С. 274-282.
3. Иванов Д.В. Регуляция различных видов субъектной активности. // Актуальные проблемы психологического знания. — М., 2021. — № 2. — С. 3-11.
4. Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь / Пер. с фр. О.И. Скуратович. — Мн.: Попурри, 2000.
5. Кант И. Метафизика нравов. Введение, 1. Соч. в 6 т. — М., 1965. — Т. 4 (1). — С. 268.
6. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты разви-
тия личности. — М.: «Альпина Паблишер», 2021.
7. Лекторский В.А. Сознание / Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, Академия, 2005.
9. Морено Я. Театр спонтанности / Пер. с англ. Авт. вступ. ст. Б.И. Хасан. — Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993.
10. Олпорт Г. Становление личности. — М.: Смысл, 2002.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000.
12. Старченкова Е.С., Подсадный С.А. К вопросу проактивного совладающего поведения / В кн.: Психология совладающего поведения: Материалы II Междунар. на-уч.-практ. конф. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2021.
13. Торндайк Э., Уотсон Джон Б. Бихевиоризм.
— М.: АСТ-ЛТД, 1998.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.
15. Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Том первый / Пер. Ю.И. Айхенваль-да под ред. Ю.Н. Попова. — М.: «Московский клуб», 1992.
16. Anderson C.A., Huesmann L.R. Human Aggression: A Social-Cognitive View / Chapter 14 in «The Sage Handbook of Social Psychology». Ed. by Michael A. Hogg & Joel Cooper.
— Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc., 2003.
17. Ricceur P. Philosophie de la volonté, t. 1. Le volontaire et l’involontaire. — Paris, 1950.
CONCEPT OF PRO ACTIVITY IN MODERN PSYCHOLOGY A.I. ERZIN, G.A. EPANCHINTSEVA
Orenburg State University, Orenburg State Medical Academy, Orenburg
Current review is devoted to the problem of investigating the phenomenon of proactivity. The main criterial features of this phenomenon are presented. The key characteristics of proactivity include personal awareness of the actions and their consequences, volitional component, spontaneity, responsibility, dominance of higher human needs, and orientation primarily on beliefs in the selection of the behavior model, ideals and values of the individual, not on external factors. According to the authors, the absence of formed, holistic concept of proactivity and typology of proactive behavior provokes research in this area in the near future.
Keywords: proactivity, proactive behavior, consciousness, will, responsibility, needs, personal orientation.
Примеры употребления слова реактивность в литературе.
Но реакторщику должно быть ясно, что если реактор выведен в критическое состояние и мощность поднята до 200 МВт, то при положительном быстром мощностном коэффициенте реактивности, а именно таким он был, нет препятствий для подъема мощности.Иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности кдругим антигенам.
Наблюдается преимуществоенно у детей, находящихся на искусственном вскармливании, при изменении реактивности организма, нарушении обмена веществ, недостатке в организме солей кальция и витамина Д, на фоне бронхопневмонии, рахита, хореи, спазмофилии, гидроцефалии, психической травмы, послеродовой травмы и др.
Всплеск нейтронной мощности мог привести к вскипанию воды и в каналах СУЗ и также к увеличению реактивности.
При движении стержня из верхнего положения в верхнюю часть зоны входит поглотитель и вносит отрицательную реактивность, в нижней части канала графитовый вытеснитель замещает воду и вносит положительную реактивность.
Чернобыльской аварии выяснилось: большой эффект вытеснителей, большой паровой эффект реактивности, образование чрезмерно большой объемной неравномерности энерговыделения в активной зоне в процессе аварии.
Чем вызвано замачивание графитовой кладки, вызвавшее снижение реактивности и возникновение объемных перекосов мощности?
Каким образом это повлияет на реактивность активной зоны — в сторону уменьшения или увеличения — зависит от соотношения в зоне ядер замедлителя и топлива.
Проектанты, видимо, исходя из экономических соображений, выбрали соотношение ядер замедлителя и топлива в РБМК таким, чтобы полная замена воды паром вела к увеличению реактивности на пять-шесть р.
Вот тут-то Акимову и Топтунову надо было бы повременить, не нажимать кнопку, тут-то ой как пригодилась бы система аварийного охлаждения реактора, которая была отключена, закрыта на цепь и опломбирована, тут бы надо было им срочно заняться главными циркуляционными насосами, подать во всасывающую линию холодную воду, сбить кавитацию, прекратить запаривание и тем самым подать воду в реактор и уменьшить парообразование, а стало быть, высвобождение избыточной реактивности.
В развития забования игрвют роль функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, неврологические нарушения, эндокринопатии, изменения реактивности организма, климатические факторы, эмоциональные перенапряжения, У женщин возможно появление розацеа во время климакса, при приеме гормональных противозачаточных препаратов.
В сущности нервное возбуждение это тоже простая реактивность, хотя на очень специальном и сложном химико-физическом субстрате.
На исходном уровне оно может быть представлено конституционально и антенатально измененной нервно-психической реактивностью при невропатии, перинатальной и постнатальной органической церебральной патологией, генетически трудным сочетанием контрастного темперамента родителей.
Все это указывает также на соматотропный спектр действия гипнотерапии, повышающей реактивность организма.
Шмальгаузен, — дает при достижении порога реактивности тканей организма лишь первый толчок, приводящий в действие внутренний механизм определенного комплекса формообразовательных процессов.
Проактивные люди проявляют инициативу
Вы все еще не уверены, проактивны вы или реактивны? Что ж, первое, что вам следует проанализировать, – проявляете ли вы инициативу или нет.
Инициатива связана с навыком, который высоко ценится на рабочем месте: проактивность.
Когда вы проявляете инициативу, вы выполняете определенные действия, которые делают вас лидером, а не последователем. Например, вместо того, чтобы ждать, чтобы найти работу, вы напрямую связываетесь с интересующими вас предприятиями. Вы можете сделать это, отправив им по электронной почте сопроводительные письма, в которых обсуждаются ваши интересы.
Это отличный способ узнать, проактивны вы или реактивны. Активные люди редко ждут. Они не боятся брать бразды правления , пробовать новое и двигаться вперед. Они экспериментируют и совершают ошибки вместо того, чтобы ждать, пока что-то произойдет
Если вы активный человек, вы не позволите закрытой двери, «нет» или неудаче остановить вас. Вы активны и продолжаете попытки. Верите вы в это или нет, но такой подход открывает для вас новые двери. Хотя это может принести плоды не сразу, в долгосрочной перспективе это поможет.
Брать на себя инициативу не означает быть назойливым, бесцеремонным или агрессивным. Это означает осознавать свою ответственность за то, чтобы события развивались определенным образом.
-Стивен Р. Кови-
Проактивный или реактивный: тест
Проактивная/реактивная позиция легко оценивается при помощи несложного теста. В нем нужно выбрать фразы, которые человек использует в разных ситуациях.
Нужно примерить оба варианта и выбрать предпочтительный. И оценить результаты.
Не стоит стремиться выбирать те сочетания, которые никогда не мелькают в голове и не звучат вслух. Это не верно. Да и не поможет дать истинное определение типа поведения.
Проактивный | Реактивный |
Я буду стремиться это изменить | Вряд ли с этим вообще можно что-то сделать |
Я изменю их мнение | Их вряд ли возможно переубедит |
Мне не очень нравятся люди, с которыми я работаю, но не так сильно, чтобы я принимал это близко к сердцу | Меня раздражают мои коллеги |
Я иду на работу | Я вынужден идти на работу |
Я решил (а), что поступлю именно так | Мне придется поступить так из-за того, что… |
Я найду время, которое посвящу этим делам | Я бы помог, но у меня нет времени |
Я придумаю, где найти средства для старта проекта | У меня ограничены финансовые возможности, я не смогу начать этот проект |
Странно, что это мало кого интересует, что сделать для того, чтобы это приносило пользу? | Никому это не нужно, ну и я не буду ничего делать |
Мне нужны связи. Я придумаю, где их найти | Здесь необходимы определенные связи. У меня их нет |
Я докажу, что лучше меня никто не сделает эту работу | Мне не доверят эту работу |
Что делать, если в списке есть «реактивные» фразы?
Работать с этим.
Есть простой алгоритм повышения проактивности, и если ему следовать то можно много добиться.
Реактивность организма человека
Реактивность (от лат. reactio —
противодействие) — свойство (способность) целостного организма отвечать дифференцированно изменением жизнедеятельности на действие раздражителей.
Реактивность определяет количественные и качественные особенности ответной реакции. От реактивности зависит в значительной степени способность человека (или животного) приспосабливаться к меняющимся условиям среды обитания, поддерживать гомеостаз. Реактивность определяет особенности реакции организма на те или иные воздействия.
Формы и показатели реактивности
Различают реактивность нормальную (нормергия), повышенную (преобладают процессы возбуждения) — гиперергия; пониженную (преобладают тормозные процессы) — гипоергия и извращенную (дизергия). В чистом виде эти формы имеют место в отдельных органах и системах. В целостном организме может преобладать лишь та или иная из них.
В клинической практике гиперер-гическими называют формы болезни с бурным течением, с ярко выраженными симптомами; гипоергическими — вяло текущие формы, со стертой симптоматикой. Следует учитывать, что реактивность может быть различной по отношению к разным факторам среды.
Основными качественными показателями реактивности являются:
— резистентность (от лат. resistere —
противостоять, сопротивляться) — устойчивость организма к действию чрезвычайных раздражителей, способность сопротивляться без существенных изменений постоянства внутренней среды; это важнейший качественный показатель реактивности;
— раздражимость — общее свойство всего живого, определяющее элементарные реакции;
— функциональная подвижность (лабильность) — «большая или меньшая скорость элементарных реакций, которыми сопровождается физиологическая деятельность данного аппарата» (Н. Е. Введенский);
— возбудимость — свойство (способность) некоторых тканей (нервной, мышечной и др. ) отвечать на действие раздражителя процессом возбуждения и передавать его другим тканям и органам;
— чувствительность — свойство (способность) целостного организма определять локализацию, силу и качество воздействующего раздражителя и информировать о нем соответствующие системы.
Виды реактивности
В основе реактивности здорового и больного организма лежит биологическая (видовая, первичная) реактивность, представляющая собой изменения жизнедеятельности, возникающие под влиянием адекватных для каждого вида воздействий окружающей среды, совокупность защитноприспособительных реакций, присущих животным данного вида.
Примерами видовой реактивности являются таксис, инстинкты, анабиоз, сезонный сон, устойчивость к различным воздействиям ( крысе нельзя привить сибирскую язву; гонококк патогенен только для человека и обезьяны). Видовая реактивность определяет свойства вида, его признаки и особенности, сформировавшиеся в процессе эволюции, и закрепленные в генотипе всех индивидов.
На основе видовой реактивности формируется индивидуальная и групповая (типовая) реактивность.
Индивидуальная реактивность
обусловливается наследственными и приобретенными свойствами организма. Она определяется полом, возрастом, функциональным состоянием всех органов и систем (главным образом — нервной и эндокринной), типом высшей нервной деятельности, конституцией и зависит от факторов внешней среды (питания, температуры, содержания кислорода и т. д. ).
Групповая реактивность
— реактивность определенных групп людей, сходных по тем или иным наследственно-конституционным особенностям (по типам конституции, высшей нервной деятельности, группам крови и др. ).
Индивидуальная и групповая формы реактивности могут быть физиологическими и патологическими.
Физиологическая реактивность
— реактивность нормального, здорового организма в благоприятных условиях существования, адекватно реагирующего на действие раздражителя.
Патологическая реактивность
возникает под воздействием чрезвычайного, болезнетворного фактора и проявляется снижением приспособительных возможностей болеющего или выздоравливающего организма, необычной формой реагирования на раздражитель. Она может возникать вследствие нарушения либо самой генетической программы (наследственные формы патологии), либо механизмов ее реализации (приобретенные формы патологии).
И физиологическая, и патологическая реактивность бывает специфической и неспецифической.
Специфическая (иммунологическая) реактивность
— это способность организма отвечать на антигенное раздражение выработкой гуморальных антител и комплексом клеточных реакций, специфичных по отношению к антигену.
Специфическая физиологическая реактивность
обеспечивает невосприимчивость к инфекциям; реакции биологической несовместимости тканей, трансплантационный иммунитет, противоопухолевый иммунитет, специфическую резистентность (устойчивость к какому-либо определенному агенту), адаптацию к определенному фактору среды (например, к недостатку кислорода).
Неспецифическая реактивность —
это способность организма отвечать однотипной реакцией на разнообразные раздражители.
Неспецифическая физиологическая реактивность
проявляется в форме адаптации к нескольким факторам среды, например, к недостатку кислорода и одновременно — к физической нагрузке, в форме стресс-реакции, неспецифической резистентности.
Специфическая патологическая реактивность
проявляется при иммунопатологических процессах (аллергии, аутоиммунных болезнях, иммуно-дефицитных и иммунодепрессивных состояниях), а также специфическими реакциями, формирующими картину болезни, данной нозологической формы (например, сыпь при инфекциях, формирование туберкулезного бугорка, спастическое состояние артерий при гипертонической болезни, поражение кроветворной системы при лучевой патологии и др. ).
Неспецифическая патологическая реактивность
проявляется неспецифическими реакциями, свойственными многим болезням, например, такими, как лихорадка, боль, парабиоз (Н. Е. Введенский), стандартная форма нейрогенной дистрофии (А. Д. Сперанский), общий адаптационный синдром (Г. Селье), а также при наркозе, шоке, эпилепсии и др.
Теория[править | править код]
Теория психологического реактивного сопротивления была разработана Джеком Бремом для объяснения реакции людей на уменьшение степени личного контроля над ситуацией. Согласно этой теории, главное стремление человека — восстановление этого контроля. Всякий раз, когда что-то ограничивает выбор или лишает человека возможности выбрать, возникает потребность сохранения свободы. Это заставляет человека желать запрещенный объект или недоступную возможность действия значительно сильнее чем прежде.
В теории Дж. Брема выделяется четыре основных понятия:
- ощущение свободы;
- угроза свободе;
- реактивное сопротивление;
- восстановление свободы.
Свобода рассматривается не как абстрактное понятие, а как внутреннее ощущение множества возможностей, которые связаны с реальным поведением, действиями, эмоциями и отношениями. Поведение считается свободным, если человек реализует его в настоящем или ожидает, что он сможет реализовать его в будущем. Любое событие, которое затрудняет осуществление человеческой свободы, представляет собой угрозу по отношению к ней.
Личная свобода выбирать, когда и каким образом управлять своим поведением, а также осведомлённость о степени собственной свободы влияют на возникновение психологической реактивности. Ситуация угрозы или действительное уменьшение поведенческих свобод воспринимаются человеком как некоторый сигнал к действию, вызов.
Выявлены несколько закономерностей, которые связаны со свободным поведением и реактивностью:
- Если определённая поведенческая свобода находится под угрозой нарушения или нарушена, то чем значимее эта свобода для человека, тем сильнее будет реактивное сопротивление.
- Уровень реактивного сопротивления связан не только с важностью свободного поведения, которое подвергается угрозе нарушения или уже нарушена, а еще и со степенью важности других свобод, которые имеются у индивида в то же самое время.
- Когда имеется несколько свобод, которые не были нарушены, то чем больше равномерность распределения нарушения или угрозы нарушения, тем больше будет общий уровень реактивного сопротивления.
- Когда важная свобода человека находится под угрозой нарушения, то чем сильнее эта угроза, тем выше будет уровень реактивного сопротивления.
- Когда человек теряет одну из своих свобод, то он считает, что и остальные его свободы находятся под угрозой прямо сейчас или позже.
- Одни поведенческие свободы могут быть нарушены или оказаться под угрозой нарушения тем, что будут угнетены или запрещены другие поведенческие свободы. Именно поэтому угнетение или запрещение свобод одного человека приводят к угрозе уничтожения поведенческих свобод другого человека.
При этом важно упомянуть, что феноменология реактивности не предполагает, что человек может знать о существовании данного явления. Когда люди осведомлены о том, что у них возникло реактивное сопротивление, то они могут проявлять большую самостоятельность в формировании дальнейшего поведения.
Экспериментальные исследования[править | править код]
Ключевые исследования, направленные на изучение данного феномена, приведены ниже.
Первый эксперимент был проведен Хаммоком и Бремом (1966). Ими исследовался вклад гендерных различий в данный феномен. В результате их исследования было показано, что мужчины больше всего хотели получить именно ту вещь, которая была для них недоступна.
В 1981 году Бремом было проведено исследование реактивности и привлекательности недоступных объектов у детей. следовались половозрастные особенности проявлений этого феномена. Исследование показало, как дети реагируют на эту ситуацию недоступности объекта, и что у детей также имеются мысли типа «у соседа трава зеленее».
Также была показана способность детей смиряться с недоступностью объекта в случае, если ребёнок обесценивает недоступные для него вещи. Эта работа доказывает, что в случае, когда дети не имеют желаемого, они испытывают сильные эмоциональные переживания, так как знают о существовании объекта, который они не могут получить в свое распоряжение.
Хейлман (1976) провела эксперимент, в котором прохожему на улице предлагалось подписать некую петицию, при этом во время процедуры подписания испытуемые сталкивались с разными по степени препятствиями в этом процессе. Результат оказался следующим: чем более интенсивными были попытки препятствовать индивидам в подписании петиции, тем с большей вероятностью они склонялись к тому, чтобы её подписать.
Миллер с коллегами в 2007 провели исследование, в котором изучалось влияние формулировки сообщения на восприятие информации. Сообщение, которое предъявлялось испытуемым, было посвящено заботе о своём здоровье. Было показано, что если это сообщение оканчивалось фразой, направленной на восстановление свободы, смысл которой заключался в праве каждого выбирать, следовать ли в дальнейшем этим советам и как проживать собственную жизнь, то реактивное сопротивление у читателей уменьшалось.