Признаки морали, ее функции, принципы формирования

Признаки морали, ее функции, принципы формирования Женщине

Основные категории

Мораль всегда включает ряд категорий, понятия о которых становятся основополагающими в жизни той или иной группы людей:

  • добро;
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • достоинство.

Что такое мораль, ее категории и функции
Рис. 2. Категории морали

Воспитательная функция

Посредством воспитательных воздействий формируется нравственность. Перенимая от старших поколений образцы поведения, младшие усваивают законы жизни в обществе. Воспитание позволяет соединить в человеке общественные интересы и личные. Главная задача воспитания – научить человека добиваться своей цели, не ущемляя при этом интересы других людей.

Добро

Добро — это главная ценность, которая отождествляется с нравственным совершенством. Это залог целостности и гармонии как каждой отдельной личности, так и социума.

Добро по своей сути созидательно.

Достоинство

Относится к числу наивысших моральных категорий, которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими. Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями.

Достоинство определяет уровень ответственности личности за свои поступки перед самим собой. Оно заставляет ее совершать поступки во имя добра и вести себя соответственно нормам своей нравственности .

Значение морали в человеческом обществе

Для жизни современного человека значение морали – это определение способа взаимодействия с людьми. Этические условия совместной деятельности оправданы необходимостью взаимного уважения людей в коллективе.

Человек не может жить вне общества. Для успешной социализации и возможности быть полезным он должен подчиняться нормам и правилам группового взаимодействия. Когда человек стоит перед моральным выбором, он всегда должен думать о том, как отреагируют на его поступок близкие.

Интегрирующая функция

Данная функция призывает мораль устанавливать единство между человечеством в целом и духовным миром отдельной личности в частности.

Как формируется мораль

Морали свойственна некая условность. Причиной этому являются особенности менталитетов и поколений. Основы нравственности в определённой области земного шара складываются в процессе развития истории. На формирование морали так же влияют обычаи и традиции народа. Они передаются из поколения в поколение, постоянно трансформируясь.

Интересно знать! Некоторые общественные нормы приемлемые у одного народа, могут быть отвергнуты у другого. Каждый этнос проходит собственный путь формирования моральных ценностей.

Чтобы показать, как видоизменялись нравственные нормы в разные периоды существования человечества, стоит привести примеры из истории. В наше время кажется крайне негуманным кровопролитие по причине политических несогласий или применение гильотины по подозрению в наличии магических способностей. В Средневековье такие нормы правосудия не вызывали никаких вопросов у общества.

Нормы морали — это один из способов сохранения человеческого рода. Гуманное отношение к ближнему порождает потребность в создании семьи. Аморальное поведение напротив исключает возможность заключать браки. Некоторые принципы нам прививают в детстве, что-то мы узнаем в школе и в процессе получения жизненного опыта.

Контролирующая функция

Данная функция предписывает морали осуществлять контроль выполнения норм и правил поведения в обществе. В качестве способов реализации этой функции выступают осуждение, санкции и совесть.

Мораль в жизни человека и общества

В результате освоения материала данной главы студент должен:

знать

• основные этические понятия и категории;

уметь

• применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;

владеть

• навыками выбора и аргументации этически позитивной модели поведения.

Представление о природе морали относится к числу вопросов, наиболее очевидных и наиболее запутанных одновременно. В отечественной литературе по-прежнему довлеет сформировавшееся в предшествующую эпоху мнение, что мораль – это духовно-практическое отношение человека к миру. Однако с древнейших времен до нас дошло мнение конфуцианцев, усматривавших источник морали в «велениях Неба», и Сократа, не скрывавшего даже перед лицом суда, что основа добродетели – его собственный внутренний «демон». Поэтому и в наши дни существует противостояние мнений по поводу того, вовне или же внутри нас находится начало, питающее представления о должном.

Само положение морали в обществе исключительно противоречиво. Так, достаточно распространено мнение относительно социально-экономической обусловленности нравственных представлений, принципов, норм, оценок. Если согласиться с ним, то в этом случае останется неясным вопрос, почему возможно существование так называемых вечных ценностей (жизнь, честь, совесть и др.)? Ведь руководствуясь именно этим критерием, мы подходим к оценке экономики и политики, общественных нравов и деятельности государственных деятелей. Даже духовная культура как некая целостность может рассматриваться с точки зрения ее соответствия или же несоответствия идеалам гуманности, добра и любви.

В то же время не менее верно обратное положение, согласно которому мораль находится в состоянии непрерывной динамики. Несмотря на то что природе морали объективно присущ общечеловеческий характер, ее ценности прошли длительную историческую эволюцию. Исходя из этого, можно поставить под вопрос тезис о наличии некоторой степени автономии, присущей развитию морали но отношению к условиям и обстоятельствам ее социального бытия. Абсолютизм морального требования может быть оспорен, если мы, к примеру, попытаемся соотнести классическое для стоицизма представление о жизни и смерти с тем, как оно понимается в экзистенциализме или в русской религиозной философии.

Общечеловеческий характер морали означает, что в ней присутствует объективное содержание, которое ставит ее над узкогрупповыми интересами, корпоративностью, идеологическими или практическими соображениями, чем бы они ни диктовались в реальности. В этом качестве она всеведуща, объемлет и «верх», и «низ» социального организма, присутствует в экономике, политике, науке. Существуют базовые ценности добра и справедливости, общие для всех времен и народов. Стремление к добру и справедливости составляет стремление, смысл жизни нравственного человека. Однако понимание этих ценностей в конкретные исторические эпохи и представления о них разных социальных общностей людей в значительной мере не совпадают. Поэтому можно говорить о наличии некоторой степени идеологичности, которая находит отражение в требованиях морали. В этом проявляется согласие людей, принадлежащих к различным социальным группам и общностям, относительно базовых ценностей морали. Последние обладают равной значимостью в глазах индивидов, и чем большее число разделяет эти общие ценности, тем более действенна роль морали.

Конечно, в рамках тех или иных социальных групп требования морали претерпевают определенную эволюцию, отражающую условия их жизни и деятельности. Нравственные установки, которые регулируют внутригрупповые отношения, могут в значительной степени совпадать либо, наоборот, вступать в конфликт с общечеловеческим содержанием морали, ее вечными ценностями. В зависимости от того, преобладает ли первая или вторая сторона, можно соответственно говорить о большей либо меньшей степени морального единства в обществе.

Общечеловеческий характер морали проистекает из утверждения самоценности ее в жизни человека и общества. В этом своем значении она не может быть средством для достижения сколь бы то ни было возвышенной цели. Мораль сама по себе есть цель, хотя и не конечная: в качестве цели развития она замкнута на человека. Мораль самодостаточна. Это означает, что она не нуждается в оправдании и поддержке со стороны идеологии или чьих-либо узкогрупповых (классовых) интересов.

В морали нельзя усматривать нечто второстепенное, зависящее от нашего субъективного произвола. Даже закоренелые преступники, сознательно возводящие зло в принцип своей жизни, нередко вынуждены считаться с общепринятыми (наиболее очевидными) нормами человеческого общежития. В результате рождается стремление каким-либо образом замаскировать или даже обелить перед окружающими собственные поступки. Показательны в этом отношении попытки нацистов в годы Второй мировой войны сокрыть от общественности следы своих преступлений. Известия о гитлеровских лагерях – фабриках смерти стали неожиданным откровением не только для международной общественности, но и для миллионов самих немцев. Злодеяния против человечности, заклейменные Нюрнбергским трибуналом, должны рассматриваться не только как преступление против права, но и как грубейшее попрание начал морали.

Мораль не может выступать в качестве некоего минимума, превращающего биологическую особь в человека. Она изначальна по своей сути для каждого нового поколения людей и задает общие параметры, определяет цели и идеалы, являясь своего рода ядром, вокруг которого выстраивается все здание духовной культуры. Например, моральный человек (употребляем это сочетание с некоторой долей условности, предполагая, что потенция моральности присутствует в каждом) не может быть принужден к чему-либо, не согласующемуся с его нравственными убеждениями. Его моральность – в его свободе, и чем более развито это качество, тем менее он нуждается в чисто внешних ограничениях и контроле.

Как быть Леди:  Деменция - причины, формы, диагностика, лечение, ответы на вопросы

Мораль оказывается самым естественным качеством, характеризующим человека, и в этом значении не может быть сведена к некоему минимуму: она либо есть, либо ее нет. Между тем попытки рассматривать мораль как нечто внешнее, навязанное человеку извне, присутствовали в философии всегда. Достаточно вспомнить немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844–1900) с его критикой фарисейства, как он считал, христианской морали. Гуманизм же он рассматривал исключительно в плане внешнего ограничителя, препятствующего развитию жизненного начата в человеке.

В наше время своеобразные взгляды на ограничительную роль морали получили развитие в связи с дальнейшим распространением идей социального эволюционизма. Показательны в этом отношении воззрения Конрада Лоренца (1903–1989), австрийского биолога и философа, лауреата Нобелевской премии. По его мнению, на примере человечества мы наблюдаем своеобразную дисгармонию между резким возрастанием вооруженности, придающей исключительность доминированию вида Homo sapiens над окружающим миром, и прежними естественно-природными ограничителями, которые становятся явно недостаточными.

Мораль в соответствии с указанным подходом выступает своего рода «довеском» к обретенной социальности. «Гораздо полезнее скромно осознать, что она (мораль. – Примеч. авт.) “всего лишь” компенсаторный механизм, – замечает К. Лоренц, – который приспосабливает наше инстинктивное наследие к требованиям культурной жизни и образует с ним функционально единую систему» [1]. В результате может показаться, что мораль появляется как своеобразная реакция на потребность в инструменте сдерживания агрессивных инстинктов в человеке. В действительности же весь ход становления человечества связан с ростом нравственной свободы, благодаря которой только и можно сделать сознательный выбор в пользу добра.

Утверждение высокого статусного положения морали вновь подводит нас к такой уже упоминавшейся характеристике, как абсолютизм морального закона. Еще недавно этот вопрос был остро дискуссионным, ибо в нем, как в фокусе, отразились два прямо противоположных подхода.

Официальная точка зрения этики в советский период основывалась на безусловном отрицании абсолютизма, присущего нравственным представлениям и ценностям. Ведь если признать обратное, то возникнет вполне реальная возможность оценивать и судить по совести, а не на основе узко понятых групповых интересов. В этом случае реальные события в сфере политики и экономики, поступки партийных и государственных деятелей, решения органов государственной власти становятся объектом, на который направлено наше нравственное сознание. С одной стороны, мораль, обладающая достаточно ощутимой автономией по отношению к существующим политическим и социально-экономическим условиям, предполагает, что индивид способен критически воспринимать окружающую его обстановку. С другой стороны, личность в этом случае объективно выходит из-под влияния внешних контролирующих инстанций, будь то молодежные, профсоюзные, государственные или иные организации. Отдельно взятый человек обретает способность сознательно задавать себе высоту нравственных требований и самостоятельно контролировать свое поведение.

Осознание личностью своего долга выступает важнейшим мотивом ее нравственного поведения; совесть же оказывается единственной по-настоящему действенной контролирующей инстанцией. Абсолютизм морального закона зависит прежде всего от того, насколько он значим для самого индивида, насколько стал его внутренним «Я». «Моральная личность апеллирует к всеобщему закону не для того, чтобы предъявить его другим, – замечает современный российский исследователь этики академик А. А. Гусейнов, – а для того, чтобы избрать его в качестве закона собственной жизни» [2]. Речь идет именно о свободе морального выбора, который может принадлежать только самому индивиду. В противном случае, если это чей-то иной выбор, навязанный нам извне, мы вольно или невольно выходим за пределы морали, оказываясь в сфере действия несвободы, нравственно-психологического принуждения к определенным действиям.

Абсолютизм морального закона, разрушая ложно понятую зависимость нравственности от политической целесообразности, заставляет человека задуматься о подлинной цели своих поступков и личной ответственности за них. Объективно ответственность должна принадлежать лицу, которое совершает те или иные действия. Попытка государства или иной внешней социальной силы выступить в качестве инстанции нравственных требований и, основываясь на этом, осуществлять функцию контроля за нравственным сознанием и поведением людей, ставит под вопрос моральную автономию индивида, его способность самостоятельно осуществлять выбор в пользу тех или иных поступков и самостоятельно нести ответственность, руководствуясь нравственным долгом и совестью. Говоря о сфере нравственных отношений, мы имеем в виду не только ответственность, наступающую постфактум и предполагающую, например, административное или уголовное наказание. Важно наличие позитивной (актуальной) связи, которая способствовала бы совершению индивидами нравственно одобряемого поведения и воздержанию от поведения, подлежащего нравственному осуждению со стороны общества.

Недопустим прямой контроль государства за сферой нравственного сознания и поведения, когда нравственные требования, чтобы служить образцами поведения, должны получить санкцию свыше. Мораль в этом случае приобретает официальный, не свойственный ей оттенок, когда уже не индивиды, а сама власть выступает верховной моральной инстанцией. В то же время среди функций современного государства присутствует безусловная обязанность обеспечить посредством принятия и исполнения соответствующих законов защиту нравственного здоровья общества. По этой причине общество вправе ожидать от государственных органов надлежащих мер (правового контроля) в области торговли табачными изделиями и алкоголем, осмысленной политики в кино- и телеиндустрии, функционирования СМИ и ряде иных сфер, имеющих социально значимый характер.

Если отнять у человека экономический и политический статус, у него останется лишь то, что возвышает его над всем остальным миром, т.е. мораль. За вычетом требований, которые мораль предъявляет индивиду, мы получаем вседозволенность, нравственную глухоту, дефицит сострадания. Долг и совесть составляют исключительную принадлежность нравственно развитой личности. Они не могут быть делегированы в чью-либо пользу, поскольку это приводит к уподоблению людей «винтикам», а общества в целом – механическому неодушевленному агрегату, запускаемому в действие исключительно усилиями власти. Никакая организация, государственный орган или иной институт не могут отменить моральное начало в человеке.

Существует мнение, что мораль – это сфера героического. Она ставит человека выше пользы и обстоятельств. Мораль императивно требует от человека руководствоваться нравственными идеалами. Попытка отрицания абсолюта нравственного закона ведет к формированию установки, которая в литературе получила наименование ситуативной этики. Она основывается на представлении о чрезвычайной подвижности нравственных норм и принципов. Следовательно, можно говорить о релятивности такого подхода – вполне в духе этической установки софистов, подвергнутой столь жесткой критике еще Сократом. Релятивизм подрывает сами возможности для формирования объективных и устойчивых нравственных ориентиров. Кроме того, ситуативная этика устраняет нравственные императивы, регулирующие допустимость выбора индивидом той или иной линии поведения. Основанием этой установки как раз и выступают обстоятельства, соображения целесообразности, пользы и т.д.

Ситуативная этика исключительно удобна и неизменно служит для оправдания собственной беспринципности. Она оказывается своеобразным средством разрешения конфликта, возникающего между запретительными требования нравственной нормы и той пользой, которую можно извлечь из нарушения запрета. Аналогичным образом происходит столкновение повелительности морального императива, с одной стороны, и стремления найти причины, якобы извиняющие уклонение от исполнения долга, – с другой. Таким образом, ситуативная этика функционально служит тому, чтобы подавить в человеке угрызения совести по поводу совершения им абсолютно аморальных, нравственно сомнительных поступков либо вовсе бездействия в ситуации, требующей осознанного выбора в пользу добра.

Заметим, что требования морали всегда находятся в состоянии своего рода конфликта с нравами, которые реально характеризуют состояние духовной жизни на том или ином историческом отрезке развития общества. Мораль выше нравов, поскольку образует сферу идеального, того, к чему следует стремиться людям в реальной жизни.

Существует точка зрения, согласно которой постоянное ощущение личностью состояния раздвоенности между утвердившейся нравственной практикой и абсолютистскими требования морали ведет к формированию так называемого несчастного сознания (Гегель). Не значит ли это, что мораль может и должна быть максимально приближена к сущему, тому, что есть в действительности? Отметим в связи с этим ряд моментов.

1. Попытка отождествить мораль с нравами ведет к оправданию порядков, сложившихся в определенный период. В результате утрачивается ценность, которой объективно обладают тс или иные явления в глазах общества. С устранением противоречия между моральным идеалом и реальной действительностью оказывается, что более нет уже ни нравственных критериев, ни самого предмета оценки, нечего и не с чем сравнивать.

Тенденция сведе́ния морали к нравам присуща авторитарным, особенно тоталитарным, режимам. Так, в позднее советский период (60–80-е гг. XX в.) государственной пропагандой активно проводилась мысль о максимальном приближении нравственной жизни людей к требованиям социалистической морали, отступления от которой объявлялись «пережитками прошлого», «родимыми пятнами капитализма». В результате характерной чертой того времени было наличие гак называемой двойной морали: официальной, отражающей точку зрения правящих кругов, и действительной, максимально приближенной к нравам.

  • 2. На уровне конкретного человека попытка выдать нравственный идеал за нечто уже достигнутое только запутывает ситуацию. В реальной жизни всегда сохраняется зримое расхождение между общественными и государственными интересами, с одной стороны, групповыми и индивидуальными – с другой. Определенная идеализация способов и форм разрешения этого противоречия присутствует и сейчас. Не имеет существенного значения, чем в конкретном случае аргументируется необходимость поступиться общественными или индивидуальными интересами в пользу государства. Трагическая реальность этого опыта неизменно сопровождается недооценкой субъективного в морали, а вместе с тем и ее социальных оснований.
  • 3. Сведение морали до уровня существующих нравов лишало личность стимулов нравственного самосовершенствования. Только неудовлетворенность тем, что есть, толкает конкретного человека на поиск того, что и как должно быть. Веления нравственного долга не могут родиться из простого принятия внешних по отношению к индивиду требований. Эти требования могут быть именно приняты, а не усвоены, т.е. не превратятся во внутренние побудительные силы, властно напоминающие индивиду о его долге и обязанностях. Следовательно, они так же легко могут быть отвергнуты, если индивид столкнется с новыми обстоятельствами или испытает более сильный внешний нажим.
Как быть Леди:  Конгруэнтность личности по роджерсу, неконгруэнтность это в психологии

Такая ситуация усугубляется под воздействием двойной морали. Расхождение между официально прокламируемыми целями и идеалами и складывающимися в реальности отношениями разлагающе влияло на профессиональную и трудовую этику, порождало циничное отношение к наиболее простым и очевидным ценностям морали. Особую уродливость этому процессу придавало лицемерие «верхов», которые провозглашали одни стандарты поведения, а на практике следовали иным.

Мораль, устанавливая высокие требования, одновременно может и должна указывать индивиду определенные образцы добродетели, которые пробуждали бы в нем стремление быть лучше, добрее. Мораль гуманистична, поэтому она не может не находиться в конфликте с условиями, противоречащими природе человека. Отсюда – нравственный абсолютизм, который пугает людей, нетвердых в своих убеждениях либо приученных жить на основе постоянных компромиссов. Общечеловеческий характер морали предполагает как групповое, так и индивидуальное личностное преломление. Конечно же, рассматриваемые свойства по-разному реализуются на различных «этажах» морали как целого, в функционировании элементов и подсистем, составляющих ее структуру. Вот почему целесообразно обратиться к рассмотрению внутреннего строения морали.

Мораль и этика

Мораль и этика имеют определенное сходство. У них есть и различные черты. Главные различия этики и морали заключаются в следующем:

  • Этика с давних времен является наукой, которая содержит идеальные примеры социального поведения. Мораль не является наукой, это сторона реальной общественной жизни людей.
  • Этика отвечает на вопрос «Как должен себя вести человек?». Мораль отвечает на вопрос: «Зачем человеку соблюдать правила и нормы поведения?»
  • Этика – более широкое понятие. Мораль является предметом изучения этики.
  • Содержание этики является относительно постоянным, в то время как содержание морали меняется вместе с социально-экономическими изменениями в обществе.

Мораль: зачем она нам нужна?

Признаки морали, ее функции, принципы формирования
Ещё с древних времён люди ведут споры, зачем нужна мораль и нравственность в обществе, и как она со временем «трансформируется». Вспомните, как жили наши отцы и деды, какие у них были принципы, что ими руководило? А теперь подумайте, по каким принципам живёте Вы. Со временем всё меняется, даже мораль слегка трансформируется. Уже нет такого ярого патриотизма, как в годы Второй Мировой, нет той борьбы за сердце дамы, как было в средневековье, нет той безжалостной борьбы за пропитание, как в первобытное время. Мораль и принципы человека, с течением времени и с изменениями в обществе, так же свойственны трансформироваться.

Давайте разъясним. Никто не говорит, что мораль полностью меняется, и такие не писаные законы, как не убей, не укради, не прелюбодействуй, уже не играют роли. Это не так. До сих пор извечные моральные ценности имеют свою силу над человеком, просто в современном мире они слегка по-другому звучат, но смысл тот же.

Но откуда мы знаем эти правила морали? Ведь всем знакомы с детства такие правила, как «старших нужно уважать», и все знают, что нужно заботиться о близких и родных, и что обижать людей – аморально. Но откуда мы всё это знаем? Всё очень просто. Само общество придумало такое понятие как мораль, для избегания конфликтов между людьми.

Писатели, поэты, философы, церковь и политики, органы правопорядка и даже учителя в школе — это и есть те люди, которые придумали правила морали. Но нельзя забывать, что мораль необходима не только для поддержания порядка и закона в государстве, но и для духовного развития человека.

Как уже было сказано, мораль была придумана обществом и для общества. Тут нужно отметить ещё один принцип морали: в зависимости от общества, его ценностей и культуры, и исходят те или иные моральные законы.

Простыми словами в разных культурах существуют разные принципы морали. Если, к примеру, в европейских странах жертвоприношение является абсолютно аморальным поступком, то в африканских – это считается само собой разумеющееся.

Но можно ли сказать, что законы морали абсолютно безупречны? К сожалению, жизнь часто делает так, что законы морали часто не действует. Простой пример, закон морали «не укради». Если ребёнок, голодный и бездомный, украдёт у продавца яблоко, что бы просто поесть, можно ли сказать, что он нарушил закон «не укради»?

Или продавец, который не дал это яблоко ребёнку по собственному желанию, нарушил ли он мораль, что позвал сотрудника полиции, а не дал это яблоко? Сотрудник правопорядка, арестовавший мальчишку, будет ли его мучить совесть, что он арестовал ребёнка, который просто хотел поесть?

Общие моральные принципы и частные борются друг с другом, из-за этого часто происходят такие явления, как угрызения совести и само порицание.

Ответ на вопрос, зачем нам нужна мораль и всегда ли она действует во благо, до сих пор остаётся открытым. Ещё куча умов будут биться и спорить, утверждая, что одни законы морали нужны, от других нет толку, а третьи вообще выдумка. Нельзя точно ответить, что есть добро, и что есть зло.

Назначение морали в жизни человека

Моральностью пронизана вся жизнь человека. Это объясняется тем, что в повседневной жизни индивид взаимодействует с разными людьми. Люди зависят друг от друга, испытывают потребность в социальном взаимодействии и общении. Один человек не может достичь высоких результатов, но, работая в коллективе, он ощущает свой вклад в общее дело.

  • Моральное сознание;
  • Моральная деятельность;
  • Высоконравственные отношения.

Что значит «вести себя морально»? Это значит подчинять свои действия социальным этическим образцам. Регулирование действий одного человека является проявлением коллективной воли общества. Идеалы социального поведения – это результат попытки людей согласовать интересы одного индивида и позиции общества.

Мораль выполняет такие функции, как регулятивная, оценочная, воспитательная, контролирующая, интегрирующая.

Нормы и принципы морали

Моральные нормы – это регуляторы поведения людей во всех видах общественной жизни: дома, в семье, на работе, в общении с друзьями. Мораль распространяется и на отношения между группами в составе одного общества, а также на отношения между государствами.

Моральные нормы можно сравнить со шкалой для оценки правовых, политических и эстетических действий индивида. Понять, как морально организована жизнь в обществе, можно, если познакомиться с особенностями государственного управления в нем, его традициями и формами выражения общественного мнения.

Однако не всегда соблюдение моральных норм – это результат хорошего воспитания, сформированности у человека нравственных образцов поведения. Человек может контролировать свое поведение и поступки из страха наказания. Нарушение норм морали влечет за собой ответственность и санкции.

Принципы морали – это кратко сформулированные основные нравственные требования общества. Они направляют поведение людей и действуют одновременно на всех членов общества. Через них формируется национальная культура. К основным нравственным принципам относятся:

  • Принцип гуманизма, согласно которому человек – это наиболее важная ценность;
  • Принцип альтруизма, требующий бескорыстного служения близким;
  • Принцип милосердия говорит о том, что любовь должна быть сострадательной и деятельной, любящий человек должен быть готов помочь близкому;
  • Принцип коллективизма говорит о воспитании потребности человека содействовать достижению общей цели;
  • Принцип отказа от индивидуализма означает запрет противопоставления отдельного индивида группе, осуждение эгоизма;
  • Принцип сознательности отражает, насколько вдумчиво человек относится к своим поступкам.

Важно! Нравственные принципы являются критериями воспитанности граждан.

Нормы морали

Нормы морали перекликаются с основными религиозными представлениями о том, какие черты должен сочетать в себе настоящий человек, а именно:

  • Признаки морали, ее функции, принципы формирования
    Благоразумие по праву можно назвать неотъемлемой чертой любого по-настоящему сильного человека. Именно эта особенность отвечает за способность объективно воспринимать окружающий мир, строить гармоничные отношения с окружающими, принимать разумные решения и совершать достойные поступки даже в самых патовых ситуациях.

  • Воздержание подразумевает под собой запрет на построение отношений с лицами, состоящими в браке, и дальнейшее вмешательство в чужую семью с целью ее разрушить. Способность держать свои желания под контролем всегда вызывает общественное одобрение.
  • Справедливость предполагает, что все поступки, совершенные человеком, рано или поздно будут вознаграждены либо осуждены. Человек должен быть справедливым по отношению к другим, признавать ценность и уникальность каждой личности отдельно и в совокупности как части социума в целом. Также не стоит забывать о внимании и уважении чужих нужд и потребностей.
  • Стойкость, как черта характера, формируется в результате проявления способности переносить удары судьбы, извлекая из них бесценный опыт, который в дальнейшем поможет не повторить тех же ошибок. Если рассматривать стойкость как норму морали, то она выражается в стремлении к выполнению своего предназначения и достижении поставленных целей, невзирая на трудности.
  • Трудолюбие по праву считается ценным качеством и приветствуется в любом обществе. Под трудолюбием подразумевается увлеченность человека каким-либо делом, его готовность реализовать свои способности на благо окружающих. Суть трудолюбия заключается не только в собственном обогащении, но и в достижении целей, которые принесут пользу как можно большему числу людей.
  • Смирение проявляется в результате долгих душевных терзаний и страданий. Человек, обладающий умением вовремя остановиться, отказаться от мести и искренне простить обидчика может по праву считаться достойной личностью.
  • Вежливость является одним из важнейших атрибутов, необходимых для взаимодействия с окружающими. С помощью вежливости можно обойти различные конфликтные ситуации, зарекомендовать себя с лучшей стороны и найти верных друзей.
Как быть Леди:  Ориентация. Виды сексуальных ориентаций, о которых вы не знали

Определение морали в разных науках

Науки, изучающие поведение людей, право и законы, особенности разных слоев населения, предлагают различные толкования нравоучений. Однако все эти определения схожи в том, что мораль – это оценка человеком своих поступков с точки зрения их правильности или неправильности.

Первой наукой, в которой исследователи стали задаваться вопросом, что такое мораль, стала философия. Автором термина «мораль» является Цицерон. Античные философы отождествляли ее с этическими принципами поведения.

Физиологи и биологи установили, что в мозге человека в момент обдумывания вопросов морали не формируется отдельная когнитивная система. Решение вопросов, связанных с нравственным выбором, активизирует нейронные отделы мозга, которые отвечают за объяснение человеком намерений других людей.

Эти же отделы мозга отвечают за понимание человеком социальных эмоций. На основании этого исследователи сделали вывод, что мораль участвует в возникновении взаимопонимания между людьми. Физиологическим развитием отдела мозга объясняется и формирование нравственных основ личности в процессе ее взросления.

Психологи, отвечая на вопрос, что значит мораль, связывают ее с личностным развитием человека, с появлением у него способности сопереживать другим, анализировать свое и чужое поведение. С точки зрения психологии, формирование нравственности невозможно без воспитания.

Оценочная функция

Мораль разделяет все социальные явления на характерные группы: хорошие и плохие. Примерами такого разделения могут стать милосердие, помощь, взаимовыручка, оцениваемые людьми как положительные проявления личности; кража, обман, подлость, рассматриваемые как вред и безнравственное поведение.

Понятие и формирование морали

Мораль – это установленные обществом правила поведения и представления об этом поведении, тесно переплетенные с этикой. Под определением морали принято рассматривать и нравственные ценности, порядки и устои. Если человек совершает действия, противоречащие нормам морали, то их называют аморальными.

Человеческая мораль, в первую очередь, зависит от него самого, человек сам несет ответственность за все, что происходит в его жизни. От готовности и стремления личности соответствовать установленным общественным правилам зависит то, насколько успешным человек будет и какое именно место он займет среди окружающих.

Не секретом является то, что формирование личности начинается в раннем детстве. Первые зачатки морали вкладывают также родители, именно те люди, с которые впервые начинает взаимодействовать ребенок и играют непосредственную роль в формировании морали.

Также не стоит забывать и о роли ближайшего окружения, в котором растет человек. Если ребенок воспитывается в неблагополучной семье, то у него формируется неверное представление о мире и его месте в обществе. А вот когда семья вполне благополучна, то и ценности, вкладываемые в ребенка, вполне соответствуют общественным требованиям.

Принципы морали

Принципы морали существуют для фактического дополнения установленных норм в социуме. Их неоспоримая польза заключается в том, чтобы содействовать в формировании общих закономерностей, принятых в обществе.

  • Принцип нравственности подразумевает под собой следование христианским заповедям, гласящим о том, что никому не позволено причинить вред другому индивиду, будь-то материальный или моральный ущерб. Он взывает к совести человека, заставляет его помнить о внутренней гармонии и душе. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
  • Принцип «золотой середины» заключается в способности придерживаться меры в своих поступках и не нарушать гармонию. Он наглядно выражается в стремлении избегать крайностей и постепенно двигаться навстречу поставленной цели. Человек должен сам реализовывать свои задачи, а не полагаться на других или пользоваться результатом чужого труда.
  • Принцип справедливости формируется в обществе, где чтят равное отношение между всеми людьми. Суть данного принципа состоит в том, что каждая личность обязана соблюдать правила взаимодействия с окружающими и помнить, что проходящий мимо человек обладает теми же правами и обязанностями. Нельзя относиться к людям с пренебрежением и смотреть на них сквозь призму лицемерия, а после этого считать себя справедливым и достойным.
  • Принцип гуманизма по праву считается самым главным принципом морали. Он заключается в том, что каждый человек имеет четкое понятие о снисходительном отношении к окружающим. Гуманность – есть сопереживание, желание понять ближнего и помочь ему в минуту отчаяния.

Важно

Значимость морали нельзя переоценить, поскольку она затрагивает все сферы человеческого взаимодействия и помогает ему в выборе будущих поступков, которые будут восприняты обществом с одобрением и окажут благотворное влияние на его репутацию.

Регулятивная функция

Это главная функция морали. К ней относятся определение признаков допустимого поведения и самоконтроль действий индивида.

Справедливость

Мораль рассматривает справедливость как соразмерность в распределении выгод и тягот в жизни членов общества. Она определяет, насколько совершенен способ ведения совместной деятельности.

Что такое мораль, ее категории и функции
Рис. 3. Категории морали

Справедливость предусматривает награду за добро и наказание за зло.

Функции морали

Редко кто задумывается о предназначении морали и ее ценности. А зря. Мораль напрямую взаимодействует с совестью человека и защищает ее от неблаговидных поступков. Каждый человек должен четко осознавать, что за последствия своих действий он будет отвечать не только перед обществом, но и перед самим собой.

Мораль имеет ряд уникальных функций, которые помогают ей выполнять свое предназначение:

  • Оценочная. Данная функция связана с тем, как окружающие и сам человек воспринимает совершенные им поступки. Когда дело касается необходимости оценить то или иное действие, то личность зачастую склонна оправдывать свои поступки различными обстоятельствами. Но, если действия оценивать будет непосредственно общество, то можно столкнуться с неприятием социума, ведь он зачастую неумолим в своей критичности.
  • Регулятивная функция помогает определить те нормы, которые впоследствии могут перерасти в законы, предназначенные для неукоснительного соблюдения. Для того, чтобы ознакомиться и запомнить все имеющиеся в обществе правила поведения, не нужно заучивать многотомные учебные пособия, достаточно всего лишь оказаться в месте, где находится большое количество людей и, спустя какое-то время человек начинает бессознательно следовать законам, принятым в социуме.
  • Контролирующая функция выражается в проверке того, насколько личность способна следовать принятым в обществе правилам. Контроль необходим для достижения уровня максимальных высот поведения, что ведет к социальному одобрению. В случаях, когда человек не может или не хочет придерживаться общественных законов, он имеет все шансы столкнуться с осуждением со стороны окружающих.
  • Интегрирующая функция необходима для поддержания состояния внутренней гармонии человека. Когда личность совершает тот или иной поступок, то сама того не планируя, она начинает анализировать каждый свой шаг, пытаясь понять насколько порядочным и достойным он был.
  • Воспитательная функция предназначена для того, чтобы помочь человеку в осознании и принятии потребностей окружающих его людей, принимая в расчет их стремления и особенности. Если человек научится считаться с нуждами окружающих, то можно будет сказать, что он способен заботиться и нести ответственность не только за себя, но и за других. Мораль напрямую связана с чувством долга и присуща людям, которых отличает высокий уровень дисциплинированности, порядочности и ответственности.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий