Причины и признаки асоциального поведения — Блог Викиум

Причины и признаки асоциального поведения — Блог Викиум Женщине

Асоциальный человек — что это значит?

Асоциальная личность – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо. Другое название асоциальной личности – социопат.

Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.

Важно!

При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели.

Аддиктивный тип

Аддиктивная форма асоциальности – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.

Аддиктивное поведение может выражаться:

  • алкоголизмом;
  • наркоманией;
  • анорексией;
  • булимией;
  • нимфоманией;
  • трудоголизмом;
  • религиозным фанатизмом;
  • компьютерной и игровой зависимостью.

Алкоголизм как один из способов убежать от проблем относится к аддиктивному типу

Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.

Чаще всего аддиктивное асоциальное поведение встречается у подростков и лиц младше 25 лет. Женщины подвержены ему в 2-3 раза сильней, нежели мужчины.

Аморальный тип

Аморальная форма асоциальности – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.

Характерные элементы аморального асоциального типа личности:

  • промискуитетные связи;
  • проституция;
  • бродяжничество;
  • попрошайничество;
  • нежелание учиться и работать;
  • агрессивное поведение;
  • наркомания, алкоголизм;
  • богохульство с целью разжигания ненависти;
  • оскорбление других людей, в т. ч. близких.

Разгульный образ жизни относится к аморальному типу асоциального поведения

Важно!

Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.

Асоциа́льный

1.книжн. не соответствующий нормам и правилам поведения людей в обществе ◆ В результате такой фрустрирующей ситуации эти подростки часто совершали асоциальные поступки, у них появлялись невротические состояния. Б. В.

Зейгарник, «Патопсихология», 1986 г. (цитата из НКРЯ)◆ К таковым относились люди самых разных категорий ― алкоголики, тунеядцы, бомжи, проститутки, все, кто не имел прописки, бывшие преступники и другие асоциальные элементы. Алексей Козлов, «Козел на саксе», 1998 г. (цитата из НКРЯ)

2.устар. далёкий от общественной жизни ◆ Деятели революции совсем не интересовались темами «Ивановских сред», а люди культурного ренессанса, спорившие по средам на «башне», хотя и не были консерваторами и правыми, многие из них даже были левого направления и готовы были сочувствовать революции, но большинство из них было асоциально и очень далеко от интересов бушевавшей революции. Н. А. Бердяев, «Русская идея», 1946 г.

Виды асоциального поведения

Следуя Википедии, в области психологии выделяют 4 основных вида асоциальных поступков:

  • противозаконные характеризуются нарушением норм в области права;
  • аморальное поведение подразумевает нарушение нравственности и морали;
  • аддитивное проявление заключается в зависимости, позволяющей уйти от реальности;
  • преступное выражается в совершении действий, которые являются уголовно наказуемыми.

Противозаконные действия могут заключаться в мелких кражах, угонах, а также оскорблении людей. За такие поступки человек не несет уголовной ответственности, но он является потенциальным преступником. Аморальные поступки часто осуждаются общественностью, хоть и не несут в себе прямой угрозы. Антисоциальное поведение подразумевает беспорядочные половые связи, попрошайничество и бродяжничество.

Виды правонарушений

В зависимости от опасности для людей, закон делит правонарушения на два вида: преступления и проступки.

Преступление – это деяние, за которое в УК предусмотрено соответствующее наказание. Ст. 14 п.1 выделяет малозначительные проступки, которые не представляют общественной опасности (кража в супермаркете коробки спичек). Является ли то или иное деяние малозначительным, решает суд. По таким деяниям уголовные дела не возбуждаются, а уже открытые дела подлежат закрытию.

Где грань между асоциальностью и антисоциальностью?

Несмотря на схожесть этих двух слов, они имеют разные значения. Иногда антисоциальность считают максимальным выражением асоциальности, иногда рассматривают как отдельный тип личности с патологиями психики.

Асоциальное поведение – то, которое не просто не соответствует принятым нормам социума, но нарушает базовые права других людей, несет риски для их безопасности и/или безопасности самого антисоциального человека.

Так, антисоциальными личностями являются люди с преступными наклонностями, не контролирующие свою агрессию или маниакальные устремления. Насильники, воры-клептоманы, маньяки, «домашние боксеры» – примеры антисоциальных людей. Они не всегда избегают общества, но их взаимодействие с другими людьми может нести угрозу.

Как быть Леди:  Женственность глазами мужчин: какие женщины считаются привлекательными ⇒ Блог Ярослава Самойлова

То есть, грань между асоциальностью и антисоциальностью – это то, контролирует ли человек степень опасности своих действий для других и готов ли преступать черту чужих прав.

Сайт www.tiledi.ru – Красивая и Успешная. Автор — Дарья Блинова. Подробнее про авторов сайта.

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1. Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2. Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3. Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4. Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5. Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

Диагностика диссоциального расстройства личности

Эта конституционная аномалия, наряду с другими (параноидное, ананкастное, тревожное, истерическое расстройство личности и т.п.) включена в Международную классификацию болезней десятого пересмотра под шифром F60.2, хотя в англоязычной литературе не считается нозологической формой психических заболеваний (обычно не относится к заболеваниям)..

Для того, чтобы диагностировать диссоциальное расстройство личности (социопатию), для начала требуется подтвердить наличие общих признаков расстройства личности: стиль поведения и восприятия аномален для данной культурной среды, дисгармония и недостаточная адаптивность затрагивает большинство сфер жизни, стабильны в течение длительного времени, не обусловлены психической или соматической болезнью.

Дифференциальная диагностика диссоциального расстройства личности базируется на наличии, как минимум, трех из следующих признаков:

  • черствость, равнодушное отношение к чувствам и потребностям других людей;
  • выраженная безответственность, стабильное пренебрежение к тем правилам, нормам и обязанностям, которые приняты в данном обществе;
  • отсутствие способности поддерживать социальную коммуникацию при отсутствии сложностей в установлении взаимоотношений;
  • чрезвычайно низкая способность выдерживать невозможность удовлетворения потребностей и желаний, склонность к раздражению, гневу, насилию;
  • неспособность испытывать чувство вины, обучаться на жизненном опыте, в том числе и на наказаниях;
  • тенденция во всех случаях оправдывать свои неблаговидные поступки, перекладывать ответственность на других.

В том случае, когда производится диагностика диссоциального расстройства личности, врач должен учитывать особенности среды, в которой пребывает пациент, поскольку культурные нормы могут существенно отличаться как для разных регионов, так и для разных социальных страт, живущих в одной местности.

Кроме того, провоцировать игнорирование общественных норм может какое-то событие в жизни человека: если он был обманут обществом, то это может привести к его протестному поведению и нежеланию следовать правилам (например, протестное поведение подростков). В такой ситуации говорить о диссоциальном расстройстве личности нецелесообразно.

Как ведут себя асоциальные люди?

Психологический портрет асоциального человека может варьироваться, но основная черта – избегание им социальных контактов везде, где только можно. То есть, иногда антисоциальные люди в прямом смысле становятся отшельниками-дауншифтерами: живут в малонаселенных поселках, минимизируют экономические отношения с «большим миром», пытаются выжить натуральным хозяйством, и т.д. Но таких уникумов, как вы понимаете, немного.

Более распространенный типаж – люди, которые редко выходят из дому, не стремятся обрастать знакомствами и социализироваться.

Иногда они из чувства ответственности пытаются учиться и работать, минимально контактируя с людьми – выбирают удаленную работу и т.п.

Но если предоставляется вариант жить, не обеспечивая свои нужды путем реальной деятельности среди других людей, они наверняка этим воспользуются. К этому типажу относятся хикки, игроманы, инфантильные «мамины сынки» и т.д.

Также асоциальными являются маргинальные личности – склонные к бродяжничеству, уходу из дому и семьи, не стремящиеся иметь личный заработок, не пытающиеся никак личностно развиваться.

Но иногда асоциальность – следствие сложившихся жизненных обстоятельств, неблагоприятной обстановки. Например, трудный подросток может сбегать из дому, где ему плохо, или изолироваться от общества сверстников, среди которых он пережил буллинг. При хорошем стечении обстоятельств такой подросток сможет социализироваться.

Медицинские причины

Шизофрения одна из причин асоциальности

К медицинским факторам, провоцирующим асоциальность, относят:

  • поражения плода внутри утробы;
  • инфекции и травмы головного мозга;
  • психосоматические отклонения;
  • шизотипическое расстройство,
  • шизофренические состояния;
  • инфантилизм, СДВГ, гебоидность.

Педагогические причины

Среди причин девиантности, проявляемым при неправильном воспитании, выделяют:

  • отрицательный пример родителей и других членов семьи;
  • излишне высокие требования к ребёнку;
  • гиперопека либо отсутствие опеки как таковой;
  • игнорирование потребностей ребёнка;
  • потакание всем прихотям;
  • частые и несправедливые наказания;
  • отсутствие доверительных отношений в семье.
Как быть Леди:  Эскапизм - что это? Признаки, причины, лечение

Излишняя забота о человеке приводит к асоциальному образу жизни

Преступный тип

Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.

К преступному поведению относят:

  • кражи со взломом;
  • грабежи и бандитизм;
  • разбойные нападения;
  • мошенничество;
  • вымогательства;
  • организация беспорядков;
  • изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
  • убийство, соучастие в убийстве.

Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.

Изнасилование может повлечь за собой принудительной лечение в психиатрических лечебницах

Признаки асоциального поведения

К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:

  • проблемы во взаимодействии с людьми;
  • конфликты или отсутствие контактов с окружением;
  • частая смена увлечений и круга друзей;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
  • низкий уровень ответственности;
  • нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • частые перемены в настроении;
  • равнодушие и жестокость к окружающим;
  • заниженная либо завышенная самооценка.

Частая смена настроения один из признаков социопатии

Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.

Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:

  • аддиктивная;
  • аморальная;
  • противоправная;
  • преступная.

Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.

Признаки асоциального поведения у детей

У ребенка дошкольного возраста антисоциальное поведение характеризуется агрессией, а также неумением нормально контактировать с другими людьми. Дети школьного возраста отличаются непослушанием. Основными причинами таких расстройств могут быть:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильные действия родителей при воспитании.
  3. Психологические факторы, которые могут сформироваться за счет неправильного воспитания или медицинских патологий.
  4. Материальное и социальное неравенство.

Когда проблема игнорируется родителями, это приводит к девиантному поведению, а в дальнейшем — к деликвентному.

Признаки асоциальности

Люди асоциальные проявляют свои личностные нарушения определенным стилем поведения, которое формируется уже в раннем возрасте. Дети с асоциальным расстройством склонны к следующей симптоматике:

  • они часто уходят из дома, могут пропадать на несколько дней, а по возвращении давать обещания, что такое больше не повторится, как правило, обещания не сдерживают;
  • часто дерутся, причем выбирают для проявления агрессии тех, кто слабее;
  • издеваются над животными;
  • постоянно врут сверстникам и родителям по разным причинам;
  • проявляют склонность к «дурным компаниям», где могут совершать поджоги, кражи и изнасилования;
  • не хотят учиться.

Симптомы асоциального поведения, проявляющиеся в дальнейшем во взрослой жизни:

  • трудности в работе, возникающие по причине лени и отсутствия мотивации (часто люди асоциальные не работают, хотя имеют для этого массу возможностей);
  • частые и ничем не обоснованные пропуски на работе;
  • раздражительность и агрессия, направленные как на окружающих посторонних людей, так и на членов своей семьи (избиение жены и детей);
  • склонность к уголовным проступкам;
  • игнорирование своих финансовых обязательств – асоциальная личность не отдает долги, не платит алименты детям, не помогает нуждающимся друзьям по причине отсутствия всякой ответственности;
  • неумение планировать собственную жизнь, проявляющееся частыми переездами и сменой работы.

Также во взрослой жизни у асоциальной личности не складываются семейные отношения по причине частого вранья, склонности к алкоголизму, отсутствие ответственности за здоровье и финансовое благополучие своих близких. Асоциальный интроверт думает только о собственных потребностях, часто уходит в мир собственных фантазий и не стремится выживать в гармонии с социумом.

Причины асоциальности

Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • социальные.

Также причина отклонений может заключаться в психологических патологиях. Они возникают при совмещении нескольких групп факторов и с трудом поддаются лечению.

Проступки бывают:

  • административными;
  • дисциплинарными;
  • гражданско-правовыми.

Совершивший административный проступок человек посягает на общественный и (или) государственный порядок, права и свободы отдельных граждан, принятый порядок управления. За административный проступок положена административная ответственность.

Гражданские правонарушения нарушают имущественные и неимущественные, договорные и недоговорные отношения. К примеру, это может быть заключение сделок, которые противоречат закону.

Дисциплинарные правонарушения искажают само понятие воинской, учебной, служебной либо трудовой дисциплины. Это может быть невыполнение приказа начальника, вышестоящего по званию, опоздание на работу, прогул и т. д.

Противоправный тип

Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.

К противоправным асоциальным деяниям относятся:

  • хулиганство;
  • драки и побои;
  • поджоги и вандализм;
  • оскорбления личности;
  • угоны без цели хищения;
  • мелкие кражи и грабежи.

Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.

Драка относится к асоциальному поведению

Профилактика

Основными профилактическими действиями являются правильные примеры, хорошее воспитание и удовлетворение потребностей ребенка, включая и эмоциональные. В данном случае нужно быть настроенным на формирование просоциального поведения. Кроме того, ребенку необходимо помогать развивать мозг, когнитивные функции и интеллектуальные способности. Делать это можно с помощью тренажеров Викиум.

Как быть Леди:  Про творчество и самовыражение - xommep — LiveJournal

Профилактические мероприятия

Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:

  • прививание правильных ценностей и образа жизни;
  • положительный пример родителей и других членов семьи;
  • доверительные отношения внутри семьи;
  • забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
  • воспитательные меры: похвала, исправление;
  • психологические консультации;
  • информационно-профилактическая работа в школе.

Важно!В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.

Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.

Асоциальная личность – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.

Проявления в подростковом возрасте

Чаще всего к асоциальности склонны подростки, поведение которых не поддавалось коррекции в младшем возрасте. Часто такая молодежь гордится своим антиобщественным поведением и безнаказанностью со стороны родителей и преподавателей. Для них характерными являются создание хулиганских групп, пристрастие к алкоголю, сигаретам и наркотикам.

Бывают случаи, когда вести себя подобным образом начинают подростки из благополучных семей. На такое поведение влияют следующие факторы:

  • деградация личности из-за плохого примера родителей;
  • влияние современных субкультур;
  • желание самоутвердиться;
  • физические проблемы из-за перенесенной болезни.

Социальные причины

В социальных факторах девиантного поведения можно отметить следующие:

  • проблемы в общении со сверстниками у детей и подростков;
  • желание самоутвердиться за счёт других;
  • материальное и социальное неравенство;
  • проживание в неблагополучной семье;
  • влияние религиозных сект, субкультур;
  • травля, издевательства, насмешки;
  • физическое и сексуальное насилие.

Также к социальным причинам относятся зависимости, провоцирующие девиантность.

Социальный человек – тот, которого определяют как «нормального»

Психология не использует понятие нормы как таковое, но простое житейское обозначение любого социального человека – нормальный.

То есть, возвращаясь к терминологии, — это вменяемый человек, который принимает основные моральные и социальные нормы окружающего его общества. Он соблюдает правила, позволяющие ему получить репутацию уважаемого члена этого общества и без затруднений вступать в коммуникацию с другими людьми. Он готов нести ответственность за последствия своих действий и старается действовать так, чтобы не вредить себе и окружающим. Ему важно, чтобы его признавали, ценили, вступали с ним в различные типы коммуникации.

Говоря еще проще – социальные люди стремятся учиться, работать, иметь личную жизнь, заводить и поддерживать знакомства, добиваться уважения других и успеха в важных для них областях деятельности.

Способствующие факторы

Факторов здесь можно привести множество:

  • проблемы в семье;
  • авторитет старших приятелей;
  • романтика бунтарского образа;
  • чересчур строгие опекуны или родители;
  • разнообразные болезни;
  • религия;
  • деградация из-за плохого воспитания и нищеты;
  • желание подражать свои кумирам;
  • членство в рядах адептов субкультуры.

Начинают злоупотреблять алкогольными напитками и наркотиками. Работать и заботиться о своей семье, добиваться успехов в работе и хранить верность своему партнёру — не их удел. В конечном итоге они оказываются на улице. Без семьи, работы и жилья.

Стоит отметить, что многие признанные всемирно гении, тоже кажутся не от мира сего. Погружённые в собственные мысли и идеи, они не обращают внимания на правила поведения. Эксцентричные поступки были свойственны Сальвадору Дали, Клоду Моне, Альберту Эйнштейну и многим другим. Они известны своим отказом от комфортных условий, эпатажностью и капризностью.

Профилактика

Для общества подобные типы людей является крайне нежелательным. Именно поэтому всеми силами пытаются с ними бороться и проводить профилактику среди подрастающего поколения. Лечение можно применять только в том случае, когда были ментальные или физические болезни.

Для правильного воспитания в семье могут пригодиться знания о правилах воспитания здоровой личности. Психологи рекомендуют придерживать 5-ти правил:

  • Открытость в общении. Все проблемы детей должны решаться дома и обсуждаться в спокойной обстановке. Необходимо им показать свою поддержку и понимание.
  • Справедливая похвала. Хвалить надо за хорошие, добрые поступки. Похвала должна быть заслуженной, иначе начнёт проявляться эгоизм.
  • Положительные примеры. Тёплая, уютная атмосфера в доме, любовь родителей и уважение выработают адекватную самооценку, от которой будет зависеть дальнейшее поведение в социуме.
  • Исправление ошибок. Ребенку надо спокойно объяснить, что и почему является неприемлемым: вредные привычки, плохие поступки и некоторые черты характера.
  • Занятия вместе. Сильно занятым родителям всё равно надо найти время для совместных отдыха, развлечений и праздников.

Девиантному поведению подвержены, как дети, так и взрослые, представители разных соц. групп и уровня образования. Оно может варьироваться от побега от реальной жизни до игнорирования моральных норм и их нарушений.

Ук рф делит преступления на типы:

  • небольшой тяжести;
  • средней тяжести;
  • тяжкие;
  • особо тяжкие преступления.

К первым трем группам могут относиться деяния, совершенные умышленно либо по неосторожности. В то же время особо тяжкие преступления бывают только умышленными.

Проступок – это правонарушение, которое не признано преступлением.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий