Как справиться с ленью – советы психологов
Первое, что нужно сделать, – отодвинуть на время в сторону свои страдания из-за лени. Обоснованные переживания могут быть важным психическим ресурсом. Но всё же чрезмерные эмоции затмевают разум и мешают объективному анализу проблемы.
Столкнувшись с ленью, мешающей жить, нужно сначала определить, является она следствием лености как свойства характера, образа жизни или представляет собой симптом какой-то другой проблемы.
В первую очередь нужно проверить предположение, что лень – это сигнал о необходимости отдыха, то есть нужно просто отдохнуть. Если отдых есть, а усталость не проходит, надо уделить внимание переструктурированию своего жизненного графика.
Режим дня и питания, грамотное, разумное планирование дел, тайм-менеджмент – это средства, которые способны облегчить жизнь, но они требуют усилий для внедрения их в повседневность. И они являются своего рода показателем – действительно ли у человека усталость, а не леность или какая-то замаскированная психическая или физиологическая проблема.
При усталости, после небольшого отдыха, изменение режима, даже не слишком значительное для начала, вполне возможно. А как только немного высвободятся внутренние ресурсы, то человек и дальше сможет поддерживать и увеличивать долю здорового образа жизни.
Если же не хватает сил даже на малейшие изменения, сулящие пользу, то нужно понять, не является ли лень симптомом каких-то проблем со здоровьем. Проверяется это визитом к врачам и медицинским обследованием. Иногда «лень» вылечивается просто витаминным курсом или приемом иммуномодуляторов, иногда требуется лечение заболеваний, вызывающих астению и вялость.
Но даже если врач поставил диагноз, который обосновывает слабость и нехватку жизненных сил, нельзя полностью списывать нежелание трудиться на болезнь. Любые заболевания, даже, казалось бы, чисто физические, всегда связаны с определенным психическим настроем человека.
Уныние, вялость, астения, апатия, выходящие за пределы тела и пронизывающие душу человека, не только препятствуют лечению, но и способны изменить саму личность человека, в том числе – сделать его ленивым, оправдывающимся своей болезнью.
Вдобавок в жизни неизмеримое множество примеров того, как инвалиды – в тех областях, которые им посильны, – трудятся больше, чем вполне здоровые люди, и даже удивляют своими достижениями мир. Но для сохранения разумного трудолюбия в болезни надо суметь пересилить свое ощущение бессилия.
Перфекционистские наклонности как предпосылки лени легко преодолеваются в ситуации отсутствия выбора при сильной нужде. Если человек хочет есть, а никто, кроме самого человека, не может сделать и подать ему еду, то он делает ее хоть как-то и ест, даже если болен.
Речь идет именно о состоянии, когда человек мог бы что-то сделать, но не может себя заставить делать это, а не о состоянии болезненного бессилия, когда человек от недуга, можно сказать, парализован – или на самом деле разбит параличом.
Если же нет выраженной потребности в том или ином деле, то преодолеть леность сложнее.
Если анализ лени выявил наличие каких-то сопутствующих психологических причин, нужно прорабатывать эти проблемы, устраняя или смягчая внутриличностные конфликты. Если лишить себя основания лениться, то победить лень будет проще.
Однако при любой причине лености для того, чтобы справиться с ленью, придется приложить усилия по изменению собственных мысленных установок и привычек, а главное – вырабатывать в себе навык совершать волевые усилия.
И надо понимать, что справиться с ленью без желания ее преодолеть фактически невозможно. Если желание лениться перевешивает стремление развить трудолюбие, нужно вырабатывать личные мотивы для изменения характера и привычек.
При желании вполне можно развить в себе привычку к труду.
Помогут справиться с ленью различные психологические приёмы.
Самые основные действия, которые надо предпринять, – это регуляция режима дня и питания.
Ложитесь спать вовремя и старайтесь высыпаться.
Сократите потребление искусственных стимуляторов дофамина, ломающих нормальный дофаминовый цикл: алкоголь, курение и т.п.
Включите в рацион продукты, необходимые для выработки дофамина, а также постарайтесь вообще нормализовать свое питание – ешьте овощи, фрукты, употребляйте меньше жареного и т.п. Следите за достаточным количеством витаминов и микроэлементов.
Занимайтесь спортом: даже умеренные нагрузки по 5–10 минут в день повышают работоспособность.
Больше времени проводите на свежем воздухе и на солнце.
Вводите в свою жизнь периодический, а лучше постоянный информационный детокс: ограничьте поступление информации, особенно негативной. Сократите время пребывания за телевизором и в интернете. Если не получается справиться с собственной тягой к подобному времяпрепровождению, измените тип контента: выбирайте более спокойные и добрые передачи, читайте не социально-политические новости и комментарии, а познавательные статьи, игнорируя комментарии и дискуссии.
Ограничьте время пребывания в соцсетях и скроллинга новостной ленты. Дело не только в высвобождении свободного времени, но и в защите мозга от «перегрузки». Отсутствие избытка информации, а также устранение или сокращение количества негативной информации сохраняет эмоциональный ресурс и повышает продуктивность.
Займитесь тайм-менеджментом и организацией своего рабочего пространства.
Рационально выстраивайте свой рабочий график – вовремя отдыхайте, тяжелые долгие рабочие периоды разбивайте небольшим отпуском. Расслабляйтесь в конце рабочего дня. Не устраивайте регулярных чрезмерно активных, выматывающих мероприятий в выходные дни, чтобы они не получились тяжелее рабочих. Особенно важно не превращать выходные в «пьяные паузы».
Постарайтесь изучить свою работоспособность и понять, когда у вас самые ленивые, менее продуктивные часы. На это время планируйте самые простые дела.
Наведите порядок на рабочем месте и вообще вокруг себя. Организуйте необходимые для работы вещи так, чтобы вам было удобно и приятно трудиться.
Учитесь просить помощи при необходимости, а не ждать, пока кто-то догадается, что вам тяжело. Это не только даст вам возможность успешно справиться с делом, но и лишит вас повода раздражаться и испытывать нехорошие чувства в адрес «недогадливых» людей.
Помните, что мысли читать никто не умеет (возможно, и слава Богу!). Помощь может быть нужна не только для выполнения какой-то конкретной работы, но и для повышения мотивации – иногда простой разговор облегчает эмоциональное состояние, а в результате и работа дается легче.
Справиться с ленью и прокрастинацией помогает так называемое «правило двух минут». «Если дело можно выполнить за две минуты, то его следует выполнить именно сейчас».
Еще одно правило – правило пяти минут. Его суть в том, что надо решиться поработать хотя бы 5 минут. С большой вероятностью за это время вы увлечетесь и проработаете дольше.
Если лень выполнять какую-то конкретную работу, то нужно решить – планируете ли вы вообще ее выполнять или откажетесь от нее. Отказываться надо сразу, но при этом понимать, кто другой возьмет ее на себя и что случится, если эту работу не делать совсем.
Перекладывать работу на другого можно только с его согласия, для сохранения справедливости можно поменяться с ним делами или как-то иначе распределить ответственность.
Неприятную работу можно разбить на этапы, поменять способ ее выполнения. А некоторые не очень важные дела можно отложить – бывает так, что спустя совсем недолгое время, они потеряют свою актуальность, и их не надо будет выполнять. Например, многие руководящие указания на различных предприятиях очень часто следуют друг за другом, причем следующее вполне может отменить предыдущее.
В любом случае при составлении плана действий стоит быть реалистом – не нужно ставить глобальные цели, каждый рабочий этап должен быть выполнимым.
Однообразную работу, не требующую неустанного внимания, вполне можно довести до автоматизма, чтобы она не слишком отпечатывалась в сознании и «не перегружала» психику.
Лень часто является результатом отсутствия у человека личностно значимой цели.
Постарайтесь понять, почему вы не хотите выполнять работу – возможно, она вам просто неинтересна и не приносит удовольствия. Постарайтесь изменить свое отношение к работе, наполнив его личным смыслом.
Конечные стимулы – смыл работы, заработок, профессиональное развитие, даже просто ожидание окончания неприятной работы приносят чувство удовлетворения. А удовлетворение от стимулов распространяется и на саму работу, делая ее выполнение более приятным.
Приучайте себя осознавать, чувствовать смысл каждого выполненного дела, особенно в момент его завершения. Это приносит чувство удовлетворения, выполняет роль той самой награды, которая мотивирует на дальнейшую деятельность. Можно придумать себе дополнительную разумную систему поощрений.
Иногда преодолеть лень помогает ощущение соревнования с коллегами или другими людьми (даже если они об этом не знают). Но при выполнении такого совета психологов нужно не забывать о тщеславии и гордыне. Соревнование должно быть не с целью возвысится над другими людьми, а чтобы качественно выполнить работу, то есть стимулировать трудиться продуктивно и качественно.
Ведите список дел (чек-лист), в котором вы будете отмечать сделанное за день, или составляйте отдельный список выполненных дел в конце дня или недели. Это повышает самооценку, вдохновляет, мотивирует.
Если вам нужно выполнять какое-то дело, которое из-за лени постоянно «ускользает» от вашего внимания, можно напоминать себе о нем разными способами – от специальных приложений в телефоне до расклейки стикеров по местам, где вы будете постоянно на них натыкаться.
Иногда рекомендуют психологически отстраниться от работы, представив себя в другом образе. Например, убираться, словно Золушка.
Это приемы, позволяющие выполнять работу, которую лень делать, и в целом помогающие справиться с ленью.
Однако самым важным, ключевым для борьбы с леностью является преодоление интеллектуальной лени.
Нельзя позволять своему мозгу лениться. Только выполнение сложных задач позволяет ему не остановиться в развитии или, еще хуже – деградировать. Это могут быть специальные интеллектуальные игры и развивающие упражнения, критический анализ информации, сравнение разных точек зрения и т.п.
Если у человека будет активный, стремящийся к познанию ум, то он будет стремиться к преодолению самого себя, и в борьбе двух мотивов «надо» и «хочу» ему будет значительно легче делать волевое усилие для победы «надо». И тогда лень перестанет мешать его нормальной, продуктивной жизни.
Лень как греховная страсть
Лень мешает спасению. Апостол Павел пишет: «Благодатью вы спасены через веру, и это не от вас – Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9). Не может человек оправдаться перед Богом делами, если нет в нем веры. И, наоборот, по слову апостола Иакова, «вера без дел мертва» (Иак.2:26). Посему христианин призван сочетать в себе и веру, и дела, ведь мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). Христиане не спасаются делами, но они демонстрируют ими свою веру. А если христианин станет праздным, тяжелым на подъем для добрых дел, то это неминуемо наложит отпечаток на его духовную жизнь, будет мешать исполнению заповедей Божьих, и станет ощутимым препятствием в деле спасения.
Лень является одной из причин уныния, а также и его проявлением. Некоторые святые отцы отождествляют лень с унынием. Так, преподобный Амвросий Оптинский пишет, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом.
Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает». Лень в делах духовных – это не усталость, от которой избавишься, немного отдохнув. Стоит «взять паузу» в отношениях с Богом, как Его место тут же займет лукавый, который начнет подбрасывать «дрова в огонь» – различные искушения, которые приведут к унынию, порой в тяжелой форме.
Поэтому святые отцы видят уныние, среди прочего, следствием потери веры, результатом маловерия. Но начинается всё с банальной лени. Лень молиться, лень ходить в храм, лень регулярно исповедоваться и причащаться. В результате в сердце, не заполненное благодатью, входит, как к себе домой, лукавый.
Разделяют следующие формы проявления уныния в духовной жизни:
- безучастность, охлаждение к молитве, порой даже сомнения в её действенности;
- лень, ослабление духовной ревности, порой полное нежелание вести духовную борьбу со своими страстями и недостатками;
- суета, многоделание, стремление заниматься чем угодно – даже совершать внешние добрые дела на пользу ближнему, но не совершенствоваться в своей внутренней жизни. В целом – уход от внутренней духовной жизни в пользу внешнего делания, порой даже полезного.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет греховную страсть уныния следующим образом: «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному… Небрежение…Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою.
Перехождение с места на место… Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние». Список этот можно продолжать, указывая на различные проявления греха уныния. Так, например, пребывая в унынии, человек всем и всеми недоволен, ропщет на близких и на Бога, всегда и во всём ищет виноватых, но не видит своей вины.
Святитель Иннокентий Херсонский писал: «Уныние часто вызывает и сопровождается ропотом, который проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога.
Себя же считает безвинно страдающим, и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется.
В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти.
Зачастую именно с лени начинается поиск «виновных» – ленясь сделать какое-либо дело, человек ищет оправдания для себя, придумывает отговорки и не находит ничего лучшего, чем обвинить в своем бездействии других. У ленивого всегда найдется хотя бы какая-то причина, по которой не надо делать то или иное дело.
Методы борьбы с леностью и унынием могут быть как психологические, так и духовные. Важнейшим средством преодоления уныния является молитва. Ленивому человеку сложно начать молиться, поэтому стоит понуждать себя к молитве, пользу принесет даже молитва, совершаемая через усилие, через «не хочу».
Господь Иисус Христос противопоставляет молитву унынию – «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:
1). Апостол Павел призывает непрестанно молиться (1Фес.5:17). Лукавый не терпит молитвы, искренней и усердной молитвой разрушаются его козни и воцаряется мир в душе молящегося. Как и любой другой грех, уныние требует покаяния на исповеди.
Молитва из творений свт. Димитрия Ростовского:
«Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями!
– Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь».
Молитва об избавлении от уныния, св. Иоанна Кронштадтского:
Причины и маски лени
Леность как негативная привычка обычно корнями уходит в детство, ее причинами являются ошибки в воспитании.
В первую очередь, это неразумная любовь родителей – изнеживание ребенка, назойливая опека, оберегание его от усилий и усталости. Однако лень может быть и ответной реакцией на грубые требования родителей: человек с детства сопротивляется работе, если выполняемое задание не подкрепляется положительными эмоциями, вызывая лишь тяжелые чувства.
В то же время лень может быть унаследованной привычкой в семье, где нормальным является равнодушное или отрицательное отношение к труду. В результате неконструктивного воспитания у человека изначально формируются недисциплинированность и неорганизованность.
Но лень может появиться и у взрослого, ранее трудолюбивого человека реакцией на то, как складывается его жизнь.
Леность может быть связана с желанием избежать неудобств, в том числе – с желанием избежать неприятной или скучной работы, даже самой усталости. Это – лень ради сохранения комфорта. В то же время лень может быть следствием ощущения безнадежности и обиды на людей, на мир, на жизнь в целом. Такая лень вполне может перерасти в депрессию.
Проявляться лень может не только как очевидное нежелание действовать, но и как сдвигание дел на потом. Такое явление как прокрастинация – склонность откладывать на потом даже важные дела – вызывает множество житейских проблем и переживаний.
Безусловно, у лени порой есть реальные психофизиологические предпосылки: повышенная утомляемость после болезней; истощение организма из-за перегрузок; недостаток сил, астения из-за гормональных расстройств или других заболеваний; длительный стресс.
Получается, что лень – хитрая привычка, она коварно прячется от сознания человека под разными масками, притворяясь то болезнью, то усталостью, то чем-то еще.
Доктор биологических наук Дмитрий Жуков описывает два вида масок лени:
1) ложноположительные – поведение, которое часто принимают за лень, но ленью оно не является, так как имеет совсем другие биологические механизмы;
2) ложноотрицательные – формы поведения, за которыми трудно узнать лень, но которые при этом основаны как раз на потребности минимизировать расход энергии.
Например, за лень часто принимают отсутствие интереса к какой-либо работе (мотивационная маска) или же поведение, при котором человек не делает что-то, что кажется важным другим людям. При этом такой человек либо занимается вещами, не сулящими никакой практической пользы (прагматическая маска лени), либо его активность малозаметна постороннему наблюдателю (психологический тип).
А бывает наоборот – человек производит впечатление активного, образованного, инициативного. Однако в основе его поведения лежит самая настоящая лень. Например, стереотипия (интеллектуальная лень) связана с тем, что человеку не хочется тратить силы на преодоление своего стереотипного мышления.
Стереотипы являются результатом жизненного и профессионального опыта, они являются очень важными основами мировоззрения. Человек со сформированными стереотипами может быть даже энциклопедически образованным, но… при этом неспособным сомневаться в своих знаниях.
Это связано с тем, что преодоление стереотипов или же готовность принять множественность ответов на вопрос вместо одного четкого ответа требуют больших внутренних усилий. И если человеку лень тратить энергию на изучение других взглядов на предмет, если ему достаточно однозначных ответов на вопросы, то он становится заложником своих стереотипов и категоричного мышления. Интеллектуальная лень формирует упрямый и неуступчивый характер.
Есть еще псевдоинтеллектуальная маска лени – когда человек утверждает, что хочет быть умным, и он реально хочет много знать, но при этом стремится получить уже готовые знания, не тратить силы на обучение. Например, студенты считают многие предметы в вузах «бесполезными», ленятся изучать их, не понимая, что цель образования – не получение конкретных знаний, а развитие ума.
Весьма распространена сейчас маска лени, похожая на детский синдром гиперактивности и дефицита внимания, связанный с неспособностью контролировать своё поведение, концентрироваться, долго удерживать внимание на чем-то.
Но если у детей этот синдром вызван особенностями работы мозга, то у взрослых в основе неспособности концентрировать внимание лежит самая настоящая лень. Сосредоточение, особенно длительное, требует большого расхода энергии, а людям лень тратить силы на концентрацию внимания. Именно эта лень лежит в основе современной проблемы клипового восприятия, клипового мышления.
Люди с определенными личностными свойствами в большей степени подвержены риску стать ленивыми, представляя собой «группу риска».
Во-первых, это перфекционисты, то есть те, кто стремится доводить всё до совершенства. Такие люди попадают в ловушку мысленной установки «надо сделать всё идеально (лучше всех) – или не делать вообще». Изначально осознавая, что сделать что-то идеально не получится, перфекционист либо оттягивает начало работы, либо просто-напросто отказывается от дела вообще.
Во-вторых, лень может одолеть человека с низкой самооценкой, неуверенного в себе. Установка «я не справлюсь с этой работой» приводит к отсрочке или же вообще невыполнению дела. При этом человек обычно выбирает между двумя воображаемыми результатами «сделать и опозориться» и «не делать, чтобы не позориться».
Оба эти типа людей могут проявлять свой страх не достичь успеха (идеала) и опозориться затягиванием дел, отказом от деятельности, а иногда – безвольным бездельем как образом жизни.
Безусловно, если человек из-за внутренних страхов избегает делать лишь какие-то конкретные дела, это не делает его однозначно ленивым. Может происходить просто перераспределение трудовых задач. Человек при этом будет отказываться от каких-то видов работы, но останется весьма трудолюбивым в тех областях, где он уверен в себе.
Нужно отличать избегание сложных дел из страха неудачи и т.п. от нормального трудового выбора человека. Естественное трудолюбие сочетается с выбором работы, соответствующей большей или меньшей предрасположенности человека к каким-то делам, его способностям, оно основано на взвешивании реальной необходимости и желания трудиться в определенных областях.
Однако если происходит избегание именно сложных дел, причем, оно является не единичным случаем, а происходит систематично, то человек постепенно отказывается вообще от преодоления трудностей, в том числе от преодоления собственного внутреннего сопротивления.
Этот процесс словно захватывает всю психику человека. Чувство неполноценности из-за того, что работа кажется непосильной, постоянное избегание напряжения, осознание и ощущение собственной неспособности к волевым усилиям истощают душевные силы.
И обессиленному человеку становится трудно делать даже то, что раньше было ему вполне по силам. Работа начинает его слишком сильно утомлять, и он стремится работать всё меньше или работает менее продуктивно. А трудолюбию нужна постоянная практика. Если же ее нет, лень становится привычным поведением.
Для того чтобы понимать, как бороться с ленью, нужно понимать, что приводит к этому состоянию, помимо не привитой с детства самодисциплины и организованности.
Склонность к лени может быть результатом следующих причин:
Информационная перегрузка
Если на человека обрушивается слишком большое количество информации, особенно в короткий срок, то он не успевает ее воспринимать и перерабатывать. И тогда у него словно срабатывает внутренний предохранитель, заставляя его остановиться. При этом человек начинает неосознанно лениться.
Принуждение и несоответствие деятельности интересам самого человека
Если дело навязано человеку, если его заставляют что-то делать, или же вынуждают его делать что-то не в то время, когда он сам планировал это сделать, он будет внутренне сопротивляться даже тому, что ему было бы интересно при самостоятельном выборе труда и времени работы.
То же самое происходит, если человек занимается чем-то, что ему не по душе. Так происходит, например, при выборе профессии не по склонности, а по указаниям родителей. В таком случае человек часто инертен, ленив в отношении вроде бы своего, но по сути – не своего дела.
Иногда из-за личностных проблем человек не находит, чем хочет заниматься, и делает, что приходится, будучи ленивым в труде.
И это характерно для любых ситуаций, связанных с блокированием процесса реализации личности и «синдромом не своей жизни», при котором существует стабильный повседневный конфликт между «хочу» и «надо».
Недостаток поощрения и «упавшая» мотивация
Если человек не получает поощрения за свои труды (зарплата, благодарность, осознание ценности сделанного, удовлетворение от завершения дела, осознание важности, смысла своего труда и т.п.), то у него падает желание что-то делать. Еще хуже – когда его постоянно критикуют и обесценивают его заслуги, тем более – наказывают.
Однообразие жизни (монотония) или же, наоборот, круговерть событий (политония)
Интересно, что и давящая рутина, и перенасыщенность сознания яркими впечатлениями приводят к одному и тому же результату: снижению работоспособности, апатии, скуке. Нередко человек убегает от неспособности справиться с обыденностью или со стрессом в мир книг, компьютерных игр, сериалов (в мир, который он может контролировать) или просто безделья. А в отношении полезных дел он банально ленится.
Ложные убеждения
Лень может стать следствием иллюзий, стереотипов по типу «народной мудрости» или же родительских установок.
Например: «ты ничего не добьешься» (зачем тогда что-то делать?); «от нас ничего не зависит», «от судьбы не убежишь», «всё само собой решится» и т.п.
Недостаток умения ставить цели и планировать деятельность
Нежелание трудиться может быть реакцией усталости в результате перегруза по причине неграмотного планирования дел. Делающий слишком много дел человек, не способный перераспределять свои силы, не знающий, за что схватиться, вечно спешащий и при этом опаздывающий, ленью неосознанно пытается спастись от своей измотанности.
Лень как инфантильность
Лень может быть следствием неготовности и неспособности человека взять на себя ответственность за свою жизнь, то есть результатом психологической незрелости.
Физическая лень – гипокинезия
Отсутствие физических нагрузок, малоподвижный образ жизни (гиподинамия, гипокинезия) автоматически подтягивают за собой и психологическую инертность. Физически ленивый человек часто ленив вообще. Гипокинезия – состояние, вообще опасное для здоровья человека.
«Синдром Емели»
Представление о том, что можно добиться многого, ничего не делая. Не нужны амбиции, постановка целей, планирование, вообще какие-то телодвижения. Якобы, не пошевелив пальцем, можно получить всё, что ты хочешь. Эта позиция довольно распространена среди молодого поколения, приученного думать, что им всё должно достаться просто так по праву рождения (мол, родился – значит, мне должны всё обеспечить).
Эта позиция подкрепляется образами «емель» из жизни – тех, кто «хорошо устроился», благодаря протекции родных или удачному браку, выиграл в лотерею и т.п. Также ленивые «емели» обитают рядом с теми, кто за них всё делает (гиперопекающие родители, сверхзаботливые супруги и др.).
Токсичные (негативные, разрушающие) эмоции
Гнев, печаль, вина, тоска, обида, горе, зависть, страх, тревога часто прячутся под видом лени. Эти чувства ухудшают общее самочувствие человека и лишают его желания что-то делать. Прятаться от своих чувств человек может в пустых делах, будучи малопродуктивным и ленивым в чем-то действительно важном.
Депрессия
Это состояние, связанное с негативными эмоциями, стоит выделить отдельно из-за высоких рисков для здоровья и жизни. При депрессии у человека отсутствуют эмоциональные и физические ресурсы порой для жизни вообще, не говоря уж о труде.
И ему лень вообще всё. Причем, это такая унылая, отчаянная лень. Принуждение к труду вместо профессионального лечения и духовной помощи может закончится катастрофой для человека, страдающего от заболевания «депрессия». Однако важно дифференцировать депрессию как болезнь от тех состояний, которые люди сами себе диагностируют как депрессию, хотя их уныние имеет другие причины.
Внутренние психические процессы, связанные с проработкой жизненного опыта
Осознание, структурирование, принятие, интеграция различных внутренних открытий и эмоций могут влиять на работоспособность, так как на них тратится немало внимания и жизненных сил. Иногда такие процессы начинаются самопроизвольно из-за каких-то событий в жизни, нередко они сопровождают психотерапевтическую работу.
Внутренняя работа приводит к лени в плане житейских и рабочих дел. Хотя на самом деле представляет собой скорее перераспределение волевых и эмоциональных усилий, смещение их фокуса из повседневной жизни во внутренний, психический мир человека.
Такой же маской является подростковая лень.
В подростковом возрасте на перестройку организма тратятся огромные силы. Физическая и психическая адаптация к новому периоду жизни часто истощают подростка и приводят к тому, что он начинает лениться. В этот период ставить однозначный диагноз, выносить молодому человеку приговор «ленивый» не следует.
И одной из самых непростых для преодоления является интеллектуальная лень.
Это состояние, при котором активная интеллектуальная позиция сменяется пассивным «скучно, неинтересно». Этот вид лени приводит к тому, что мир кажется однообразным и унылым, теряется смысл любой активности, иногда и вообще смысл жизни.
Один из девизов интеллектуальных ленивцев «всё тлен». Восприятие мира становится пассивным, некритичным, однообразным, неэмоциональным. Человеку лень даже просто размышлять о чем-то. Причем, интеллектуальная лень – это состояние, не свойственное детям. Оно формируется именно у взрослых людей.
Часто это происходит из-за определенных условий жизни – если человеку информация предоставляется в понятном виде, думать и учиться он не приучен, на веру принимает, что такое хорошо и что такое плохо, на работе задачи рутинны, стандартны и однообразны, важные решения за него принимает кто-то другой.
Интеллектуальная лень очень опасна для мозга вообще, так как для ума необходимы постоянные тренировки. А при отсутствии или слабости умственной работы человек не только интеллектуально деградирует. Недостаточная активность мозга сказывается и на физиологическом состоянии этого важнейшего органа нервной системы, ухудшается мозговое кровообращение и т.д.
Более того, современные исследования показывают, что депрессивные и тревожные расстройства тесно связаны с нейродегенеративными заболеваниями, изменениями тканей мозга. То есть недостаточная интеллектуальная активность может привести и к нарушению психики.
Получается замкнутый круг – человеку лень развивать и поддерживать свой мозг, мозг деградирует, снижаются мыслительные способности, человек теряет понимание того, зачем вообще развиваться, соответственно, человек не видит необходимости делать волевые усилия и ленится развивать свой интеллект.
Интеллектуальная лень – явление, социально обусловленное, но при этом она корнями уходит в духовную часть человеческой жизни. Именно духовная направленность, мировоззрение человека, его нравственные установки способны защитить человека от корёжащего личность воздействия социальной среды.