Описание понятия деятельности: ее черты и компоненты, какие виды деятельности называют основными и почему |

Описание понятия деятельности: ее черты и компоненты, какие виды деятельности называют основными и почему | Женщине

2. Понятие принятия решений

Я предположил, что в каждой конкретной ситуации при осуществлении деятельности должен реализоваться конкретный вариант способа деятельности. Далее можно предположить, что сам процесс определения этого варианта в соответствии с наличной ситуацией мог бы выступить механизмом, обеспечивающим устойчивость способа.

Естественно также, что для реализации деятельности недостаточно определить вариант способа — требуется ещё его исполнить. Таким образом, определение конкретного способа в соответствии с ситуацией — как принятие решения — функционально соотносится с реализацией этого способа — как с исполнением решения.

https://www.youtube.com/watch?v=ZWD-Gdh9b4A

Принятие решений не всегда состоит в определении варианта способа деятельности. Оно может иметь и другое содержание. С другой стороны, определение способа деятельности в соответствии с ситуацией необязательно играет роль принятия решения. Например, оно может быть учебной задачей, и тогда исполнение решений не обязательно.

Однако если определение варианта способа играет роль принятия решения, оно — именно как принятие решения — всегда связано с исполнением решения. Это означает, что в связке принятие решения и его исполнение образуют целостность. Другими словами, в этом случае определение способа деятельности входит в состав самого способа, причём входит именно как составляющая, которая осуществляет компенсацию изменения ситуации и тем самым обеспечивает устойчивость способа деятельности. Отсюда следует, что факт принятия решения означает реализацию части способа деятельности.

Учитывая определённые выше границы вариации способа, при которых он ещё остаётся самим собой, и тот факт, что принятие решений само входит в структуру способа, я могу сделать вывод, что определение конкретного варианта способа по функции всегда есть его конкретизирующее доопределение.

Действительно, поскольку определение конкретного способа предполагает соотнесение способа и ситуации до «реального соотнесения» их в процессе осуществления деятельности, то в процессе принятия решений соотносятся не способы и ситуации, а их представления.

Для нас это означает, что принятие решений — мыслительный процесс. Если представление о способе ситуации подобно нашему, то доопределение способов осуществлялось бы именно как доопределение. Однако если в представлении связи способа и ситуации каждой ситуации поставлен в соответствие определённый вариант способа, то доопределение способа сводится к установлению ситуации, однозначно указывающей вариант способа.

Если же ситуация полностью не определена и в этой неопределённости ей соответствуют несколько представлений о вариантах способа, то доопределение реализуется как выбор из альтернатив. Иначе можно сказать, что принятие решений есть доопределение способа по понятию, тогда как по существованию принятие решений может принимать различные формы.

Тот факт что принятие решений входит в структуру способа, обуславливает необходимость отображать им самого себя, ибо реализация способа предполагает реализацию его составляющей — принятия решений. Это означает, в частности, что ситуация должна включать и факторы самого принятия решения.

При принятии решений необходимо учитывать время, требующееся на само принятие решения. Иными словами, принятие решений является рефлексивной единицей способа деятельности, предполагающей отображение в себе всего способа деятельности в целом. Но это же означает, что принятие решений рефлексивно определяет целостность способа деятельности и его фактическую структуру.

Из этого проистекает несколько следствий. Первое: необходимо уточнить сделанное выше утверждение относительно доопределения. Я теперь должен сказать, что в сфере деятельности доопределение «по понятию» означает наиболее эффективным способом.

Другим следствием из факта рефлексивности принятия решения является то, что реальные границы вариации способа определяются представлением способа, используемым в принятии решений. Если, например (согласно этому представлению) два варианта одного способа являются — с моей точки зрения — способами разных деятельностей, то их и следует рассматривать как разные, ибо процессы реализации деятельности будут соответствовать именно этому представлению.

Принятие решений оказывается, таким образом, наиболее устойчивым компонентом способа деятельности. Если в данной ситуации принятие решений неосуществимо, то не может осуществиться и сама деятельность.

Итак, принятие решений определено мной как составляющая способа деятельности. Её роль — обеспечить устойчивость способа деятельности относительно ситуации. Эта роль функционально связана с исполнением решений она реализуется как конкретизирующее доопределение способа через соотнесение с представлением о наличной ситуации, то есть как рефлексивная составляющая способа, определяющая его структуру в целом (рис. 1а).

Введённые выше представления о механизмах устойчивости способа деятельности неявно задают и структуру ситуации. Действительно, элементами структуры ситуации являются те морфологические фрагменты ареала деятельности, изменение которых влечёт за собой смену варианта способа.

Наконец, следует отметить, что соотнесение принятия решения и его осуществления функционально (то есть относительно). Это означает, что над самим принятием решений может рефлексивно надстраиваться принятие решений более высокого порядка (принятие решений относительно самого способа принятия решений), увеличивая степень устойчивости способа деятельности.

Например, если в данной ситуации не срабатывает принятое решение, то это может быть связано не с «безвыходностью» ситуации, а с неэффективностью способа принятия решения. Если при этом можно принять другое решение — заменить прежний способ (принятия решения) на более эффективный, то положение может быть спасено.

Как быть Леди:  Ментальность — что это такое, признаки ментального расстройства здоровья

В этом случае реализация нового способа принятия решений выступает одновременно в двух функциях — функции принятия решений по отношению к доопределяемому способу деятельностей и функции исполнения решения по отношению к принятию решения более высокого порядка (рис. 1б).

Виды деятельности человека.

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная

По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.

По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная — разрушительная.

По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

По особенностям проявления человеческой активности: внешняя — внутренняя.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд. Описание понятия деятельности: ее черты и компоненты, какие виды деятельности называют основными и почему |

Общение — вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.

Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникация — общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.

Структура общения:

Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Еще раз то же самое

Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.

Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства

Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):

  • органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • устная речь;
  • письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
  • технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции

общения:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
  • познавательная (олучение новой информации);
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
  • психологическая (эмоциональная поддержка);

Виды общения

Прямое — личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг другаДеловое (формальное) — общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот.Вербальное — общение посредством речи.Межличностное — общение между двумя людьми.
Косвенное — общение через других людей.Личное (неформальное) — разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми.Невербальное — общение посредством мимики, жестов, поз.Групповое — общение между тремя и более людьми.

Игра — это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс — отдых, развлечение.

Характерные черты игры:

  • Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
  • В процессе игры используются определенные предметы
  • Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
  • Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

Учение бывает:

  • Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)
  • Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)

Учение может приобрести характер самообразования. 

Труд — это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Как быть Леди:  Фасилитация в бизнесе и обществе. Как помогать группе прийти к лучшему… | by Nataliya Trenina | Facilitation Dojo | Medium

Характерные черты труда:

  • Целесообразность  
  • Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
  • Наличие мастерства, умений, знаний.
  • Практическая полезность
  • Наличие результата
  • Развитие личности
  • Преобразование внешней среды обитания человека

По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.

Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.

Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.

Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.

Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность.

Прогностическая деятельность — это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.

Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.

Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство — это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.

Духовное производство — производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.

Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.

Творчество — это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве — новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека.

Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.


В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Социальная направленность материал на тему

Социальная направленность обучения и воспитания, выявление и развитие личностного потенциала школьников,

Я считаю, что основными функциями школьного образования становятся социальная направленность обучения и воспитания, выявление и развитие личностного потенциала школьников, обеспечивающих максимально безболезненную адаптацию выпускников школы в социуме и наиболее полную реализацию своих способностей. Я строю изучение ОБЖ на базовом уровне и направляю на достижение следующей цели:

эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, подготовку к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях, физическую подготовку и изучение основ военной службы.

Для достижения поставленной цели учебный процесс строю на принципах личностно-ориентированного обучения (деятельности, самореализации, индивидуальности, субъектности, вариативности, психологической комфортности, творчества и успеха) и решаю следующие задачи:

• дать обучающимся качественное образование по ОБЖ;

• раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося, прививая навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

• совершенствовать формы организации учебной деятельности, развивать и укреплять интерес к ОБЖ;

• использовать новые педагогические технологии, эффективные

https://www.youtube.com/watch?v=9-EgkJPyKjs

методики обучения.

Один из трех компонентов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО) второго поколения – это требование к условиям и ресурсному обеспечению для реализации программы общего образования. Данный компонент имеет приоритетное значение и призван быть инструментальным сопровождением образовательного процесса.

Как быть Леди:  Я злюсь, и это нормально: почему не стоит бояться негативных эмоций — Нож

Моя деятельность направлена на управление активной и сознательной деятельностью обучающихся по усвоению учебного материала. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения.

Большую роль в активизации познавательной деятельности играет интерес учащегося к тому, что он делает. А одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой активности учащегося, является эффективное применение современных технологий.

В межаттестационный период работаю над темой «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ ». Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Меня как преподавателя ОБЖ волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций.

Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны большие возможности в гражданско-патриотической деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины».

В школе проводится немаломероприятий, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием.Задача школы выпустить не просто учащегося как выпускника, а человека, который готов к дальнейшей жизни и службе в вооружённых силах РФ.

В настоящее время в школе проводятся такие традиционные мероприятия как : « Парад Победы», который ежегодно проводится 9-мая. В подготовке и проведении парада участие принимают все учащиеся и учителя школы.

В программу парада входит: Поздравление ветеранов ВОВ которых осталось совсем уже мало. Прохождение юнармейцев торжественным маршем перед ветеранами и жителями посёлка. Возложение гирлянды славы и венков к обелиску. Возложение веточек на могилы ветеранов ВОВ.

В рамках месячника оборонно-массовой работыпроводятся такие мероприятия как: соревнования по подтягиванию и подниманию гири среди 8-9 кл и10-11 кл, стрельба из пневматического оружия среди 5-11 кл, традиционно проводится военно-спортивный конкурс а «А ну-ка,парни!», военно-спортивная игра «зарница», «Вперёд, мальчишки» Разборка сборка АК-74 среди10-11 кл.

На классных часах проводятся беседы на патриотическую тематику. Приглашаются выпускники школы отслужившие в рядах вооружённых сил РФ где ребята рассказывают о своей службе в каких войсках они служили, учащиеся 10-11 классов их слушают в дальнейшем задают вопросы об армии и о службе.

В школе работает стрелковый кружок с5 по11кл, спортивные секции по спортивным играм и различные другие кружки. В течении учебного года учащиеся нашей школы выступают на различных районных мероприятиях где неоднократно занимают призовые места.

По предмету ОБЖ есть раздел « основы воинской службы». Где с учащимися 10-11 кл изучаются такие темы, как: История создания ВС РФ, организационная структура ВС, основные функции и задачи ВС, НВП в войсках, размещение и быт военнослужащих, Патриотизм и верность воинскому долгу — качество защитника Отечества, Памяти поколений — дни воинской славы России, огневая подготовка, правовые основы военной службы, уставы и многое другое.

Юноши 10-классов проходят пятидневные военно-полевые сборы на базеЦаганаманской гимназии, где на практике обучаются таким воинским дисциплинам как: огневая, строевая, физическая, тактическая подготовка, уставы ВС РФ, практические стрельбы из мелкокалиберной винтовки и из АК-74, т,е юноши полностью знакомятся с жизнью и бытом в воинских частях.

В моей педагогической деятельности прослеживается главная задача учителя – управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, которая выражается схемой: организация – контроль – коррекция – достижение запланированного результата.

На уроках использую различные виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль осуществляю на уроке в виде срезовых работ, тестов, использую игры, что вызывает особый интерес у учащихся. Тематический контроль осуществляю по окончании изучения темы, который включает в себя выполнение практических работ, контрольных работ.

Мой учебный кабинет оснащен учебными таблицами, разнообразными наглядными пособиями, подобран разнообразный дополнительный материал по внеклассной работе, дидактический и методический материал для проведения школьных олимпиад.

По каждому классу к учебникам имею методическую литературу, дидактические материалы, тесты, творческие задания. Сам составляю тесты, задания для текущего и итогового контроля, раздаточный материал по уровням.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий