Главная — михаил обухов
На своих курсах я обучаю эффективным методам продаж и ведения переговоров, даю знания из области практической психологии, вместе с участниками разбираю сложные ситуации, с которыми они сталкиваются в своей повседневной работе. После того как определены причины неудач, участники закрепляют новое эффективное поведение в практических упражнениях.
Калужский клинический психолог михаил обухов: "вирус заходит в нервную ткань"
В редакции «Калужского перекрестка» прошла «Прямая линия» с калужским клиническим психологом Михаилом ОБУХОВЫМ.
Говорили мы о счастье, гиперответствености, мире в семье, последствиях перенесённого коронавируса.
Прямая линия прошла сразу в двух соцсетях — в наших группах ВК и Инстаграм.
От чего зависит счастье
— Михаил, сейчас, осенью, меняется погода, настроение портится. С чем чаще всего обращаются калужане?
— Проблемы те же, что и были, просто многие обострились: тревога, беспокойство, люди не находят себя, не знают, как им жить, как общаться друг с другом так, чтобы это было по минимуму травматично.
Оказалось, что мало кто умеет общаться. И дело не в Калуге. А в том, что сейчас пропагандируется эгоизм: надо себя любить, жить собой. Люди в это поверили, теперь пожинаем плоды и будем пожинать ещё долго.
— А счастливые люди вам встречаются?
— Конечно! Это люди, у которых правильно сформированы ценности, смыслы жизни, отношение к окружающим, к природе, ко всему. Они живут осмысленной жизнью, наполненной, с любовью, с радостью, с каким-то полезным делом, не обязательно большим, но таким, где человек на своем месте, и он спокоен. В каждом возрасте есть понятие «на своем месте»: сначала это учеба в школе, затем – в вузе, друзья, потом появляется семья, при этом частично отваливаются друзья, это нормальный процесс. Обязательно должно быть дело, что-то полезное, что человек даёт обществу, поскольку мы социальные существа.
— Счастье — это эмоция?
— Чувство. Плюс ощущение правильности всего происходящего. В психологии это называется адаптивностью. Есть какая-то ситуация, человек максимально ей соответствует, а через 5 минут он соответствует другой ситуации, и так в течение всего дня. Тогда можно сказать, что он счастлив. Если не прикручивает лишнего, не имеет ожиданий, опасений, тревог, беспокойства по поводу прошлого, озабоченности по поводу будущего.
Многое зависит и от наших настроек. Если настройки неправильные, то всё, что бы не происходило, нравится не будет. Одна из самых больших проблем сейчас в том, что люди злые и неудовлетворенные. Они отторгают реальность, которая разворачивается перед ними, не дружат с ней. То есть все, что человеку не дай, — это не моё, хочу чего-то другого. А чего именно, чаще всего не понятно. Такая большая не дружба с реальностью.
Пока человек не научится правильно размещать себя в обстановке, он не сможет ничего глобального добиться. Научили человека в детстве, что надо сначала учиться, потом работать, но никто не объяснил, зачем. Я часто родителей спрашиваю: «Вы своего ребенка на что настраивали?» Они говорят: «А на что его надо настраивать? Вырастет, сам настроится». Но это не так!
У нас есть ответственность за детей: дать им определенные ориентиры, и они в рамках этих ориентиров пусть дальше себя находят. Эти ориентиры очевидны — ценностная сфера личности: любовь, забота, доброта, семья, дружба, труд. И задача объяснить, как это приближено к реальности, чтобы они не питали иллюзий. Потому что жизнь в иллюзиях — большая проблема нынешнего общества.
— У некоторых счастье зависит от соцсетей.
— Или несчастье. Есть соцсети, в которых человек завяз. И есть понятие «психогигиена». Если мы хотим душевного здоровья, надо ограничивать нахождение в соцсетях. Но люди знают, как ограничивать питание, если им это необходимо, алкоголь, а соцсети не считаются таким явлением, которое надо ограничивать. Тут вопрос значимости: почему человек сделал виртуальны мир более значимым, чем реальный.
— Возможно так легче почувствовать себя счастливым: лайк поставили – и ты уже счастлив.
— Тогда человек расписывается в том, что на него влияет что-то внешнее. Если мое благополучие зависит от лайка-дизлайка, одобрения или неодобрения, я становлюсь заложником чего- т извне. А одна из жизненных задач — чтобы быть благополучным, надо перестать быть заложником и зависеть от чего-то из вне. Если человек хочет другого качества жизни, надо воспитывать автономию.
— Но есть окружающие люди, от которых зависишь, негативные события, есть что-то, что нас раздражает.
— Если что-нибудь раздражает, это вопрос к качеству работы нашей психики. Чтобы что-то раздражало, нас надо этому научить. Вспомните ребенка, у него есть простые формы: удовольствие – неудовольствие. Раздражение он должен скопировать у близких. Условно говоря, это то, что мы перенимаем в качестве модели. Просто неудовольствие — это сигнал организма, что что-то не так. А системное неприятие чего-то в жизни — черта личности, этому может научить другой человек.
— Можно ли это перевоспитать?
— Конечно!
— А другой человек может другого человека перевоспитать, например, жена мужа?
— Нет. До какой-то степени можно человеку подсказать, что что-то не то, что ему нужно что-то пересмотреть. Но уповать на то, что у нас есть большие полномочия по переделке других людей, нельзя. Нет таких полномочий в природе психики. У нас есть обязательство и полномочия перестраивать своих детей, влиять на их убеждения, причём до определённого возраста.
До экономической самостоятельности. Когда он отпочковывается от родительской семьи. Естественно, любую хорошую идею можно испортить. Здесь можно передавить. Я говорю о том, что надо мягко, с любовью, гармонично это делать. Не грубо, не авторитарно. Надо чётко понимать, что человек, который от нас зависит, не в состоянии сам сделать выбор. И у нас существует ответственность за него. Другое дело, что от ответственности, как правило, бегут.
Проведите эксперимент
— Михаил, а как справиться с гиперответственностью, если чувствуешь ответственность за близких, за порядок в доме, за дачу, хотя уже сил нет на ней работать, а бросить жалко.
— Распространенная история. Можно потихоньку приучать свою психику отпускать. Не в глобальном смысле, а в мелочах. Потому что с дачей решить вопрос не просто. Но если есть навязчивая идея постоянно наводить порядок, или мыть посуду, человек может разрешить себе не делать это прямо сейчас, дать полчаса передохнуть. И посмотреть, что случится? Оказывается, ничего страшного не случилось. Провести эксперимент, могу ли я дать чему-то происходить без меня. Вообще, ключевая идея сверхконтроля в том, что человек не позволяет чему-то в мире происходить без него. Нас приучили думать, что от нас всё зависит, мы хозяева жизни, мы сами себе всё выбираем. А где возникает ответственность, возникает и вина. А за виной следует наказание. И если наказания снаружи нет, можно самим себя наказать. Эта цепочка развязывается очень просто: позволением миру обходиться без нас. Ничего страшно не произойдет, если мы выключим себя из какие-то процессов.
Наладить отношения
— С какими проблемами к вам чаще обращаются семьи на грани кризиса?
— Наиболее частные претензии – измены, неправильное проведение досуга, например, женился, но по пятницам продолжает с друзьями пить пиво, а девушка гулять с подругами. Не меняют своего уклада, а его надо менять.
Люди не учитываю простой факт: когда они вступают в брак, в некотором смысле перестают себе принадлежать. Теперь они руководствуются интересами системы, даже не другого человека, а именно системы. Потом появляются дети, да хоть домашние животные появляются – это определённые изменения. Я уже не могу жить только своими интересами. А если обе стороны продолжают это делать, происходит то, что происходит. Почему статистика разводов зашкаливает? Потому что никто в загсе не объясняет, что теперь надо наступать на хвост своим хотелкам. Люди этого не понимают, игнорируют это.
— Можно наладить отношения и в каких случаях не стоит это делать?
— Наладить можно, для этого и существуют семейные психологи. Но не в каждом случае. Если у кого-то из партнёров есть клиническая форма психопатии (а это сейчас на каждом шагу), то первый вариант – научить человека жить с больным человеком. И второй — если мы понимаем, что, и больного не вылечить, и человека не научить с ним жить, тогда пусть расходятся, зачем мучать друг друга. Но, конечно, каждый случай — индивидуален. Все дешёвые советы от корифеев современной психологи, работают только на короткую дистанцию. И отсюда возникает иллюзия, что они правдивы. Возьмем Лабковского с его рекомендациями — делать, что хочешь и не делать того, чего не хочешь. Или госпожу Блиновскую с марафонами желаний. Абсолютно деструктивная вещь. Просто цензуры у нас нет, и нет механизмов, что с ними делать. Люди не критично воспринимаю информацию, которая к ним заходит, и в итоге – расстройство личности.
— Есть мнение, что брак в традиционном виде себя изжил?
— Мир сейчас разделился. Есть две формы общественной жизни, некий выбор: либо традиционализм, либо девиантность. Традиционалисты будут и дальше сохранять определённые формы, которые тысячелетиями до нас были. А девианты будут изгаляться, кто во что горазд, пытаться какие-то новые формы семейных, сексуальных отношений пропагандировать. Фантазия человека пределов не имеет. И у каждого из нас стоит выбор: либо мы за базу, за что-то фундаментальное, либо идём по не очень адекватному пути.
— Это из семьи идёт?
— Уже нет. Сказать, что всё идет из детства, можно было 50 лет назад, сейчас всё идет из Интернета. Ящик Пандоры открылся. Людям показали, что потребности и желания безграничны и не надо этому препятствовать.
Ковид влияет на психику
— Как часто к вам обращаются люди, которые потеряли близких от коронавируса.
— Не так часто. Вообще к психологам не часто обращаются по гореванию, утрате. Наверное, многие переживают это и так правильно. Зачем тратить большие деньги, чтобы в течение года правильно справиться со своим горем. Кроме того, есть горячие линии психологической помощи. Думаю, что большинство к психологу не пойдет по этому вопросу.
Может быть, у человека есть близкие, друзья, которые помогут эту боль разделить, прожить. Горевание — не та вещь, которая по щелчку пальца снимается. Год с хвостиком уходит на это, не надо ожидать быстрых результатов.
— Если мы затронули тему ковида, правда ли, что вирус влияет на психику?
— Неврологи утверждают, что да. Года полтора назад был доклад, где обрисовывалось, что вирус заходит в нервную ткань, производит в ней какие-то изменения. Но тут вопрос причины и следствия. Действительно ли органическая природа виновата, что нервная система пострадала, или это во многом компонент искусственно созданной паники?
Здесь большую роль играют СМИ, интернет, слухи, сплетни.
— Получается на нас влияет информация, мы все очень внушаемые?
— Да. Большинство людей внушаемые, не имеющие четкой жизненной позиции. В теле есть скелет, который его держит. И в психике должен быть скелет. Люди, чаще всего, такого скелета не имеют. Они живут непонятно как: от случая к случаю, от желания к желанию, от цели — к цели. Хаотично.
У нас после развала Союза неправильно выстроена система. Я не скажу, что там она была идеальной, но существовала какая-то предсказуемость. Был некий социальный лифт, когда система человека брала и с первого класса сопровождала по жизни.
А сейчас никто не может сказать: «Делай так, и будет гарантированный результат!». Разводят руками и говорят: «Ну, ты свободный человек, пытайся, пробуй, может что-то получится».
— Какие проблемы психики вызывает ковид?
— Можно говорить об утомляемости, страхах, тревоге. Но главное — истощение психики, нервной системы.
— Психика долго восстанавливается?
— Увы, мы сталкиваемся с тем, что есть предел для восстановления. И если человек уже допустил неправильное отношение к болезни, он может скатиться в ипохондрию, подмечать у себя симптомы. Развивается мнительность.
— Ну мнительность есть и у не переболевших ковидом.
— Да. Обостряется то, что и так было. Поэтому проблемы будут расти. Тревога не уменьшается.
То, о чем мы не можем говорить здесь, читайте в нашем телеграм-канале https://t.me/kp40ru. Подписывайтесь, комментируйте, предлагайте свое!
Обухов алексей сергеевич — психологическая газета
Кандидат психологических наук, доцент.
Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета. Ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, доцент департамента образовательных программ Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Научный руководитель проекта «Лаборатория проектной и исследовательской деятельности» НИУ ВШЭ. Научный руководитель психологической службы и методист по экспериментальной работе лицея №1553 «Лицей на Донской». Научный руководитель и руководитель тьюторской службы ЧОУ «Хорошевская школа». Научный руководитель MILSET Vostok – отделения международной организации по поддержке научно-технического творчества молодежи, научной руководитель Международной исследовательской школы (IRS).
Соучредитель и член Центрального совета Президиума Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН.
Главный редактор журнала «Исследователь / Researcher». Член редакционных коллегий журналов «Преподаватель. XXI век», «Новые российские гуманитарные исследования», «Школьные технологии», «Исследовательская работа школьников», «Санат» (Казахстан).
Член Совета Московского психологического общества. Член Российского психологического общества. Член Федерации психологов образования России, сопредседатель секций «Психология развития личности», «Психология исследовательского образования», член экспертных комиссий «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» и «Психолого-педагогическое образование». Член Союза журналистов Москвы.
В 1998 г. окончил факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета по специальности «Социальная педагогика с дополнительной специальностью психология». Дополнительно, за время студенческих лет, учился в «Школе жизни» Ш.А. Амонашвили. В 2001 г. окончил аспирантуру кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ. В период аспирантуры дополнительно обучался эволюционной психологии. В 2004-2007 гг. — докторант кафедры психологии развития МПГУ.
В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности личности в условиях традиционной преемственности русской деревни (на материале анализа этнического самосознания трех поколений жителей деревень Русского Севера)».
В 1990-2022 гг. — педагог дополнительного образования, методист Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.
С 1991 г. стоял у истоков основания и участвовал в становлении развитии экспериментальной школы «Донская гимназия» (основана в 1991 году) – ныне одна из лучших школ Москвы и России – лицей №1553 «Лицей на Донской». В 1995-2003 гг. — заместитель директора по социокультурной сфере и экспериментальной деятельности. Ведет в лицее исследовательскую специализацию «Социокультурная психология и антропология». Методист, педагог дополнительного образования. Научный руководитель психологической службы и методист по экспериментальной работе.
В 2000-2022 гг. – заместитель главного редактор журнала «Развитие личности».
С 2001 г. работает в Московском педагогическом государственном университете: доцент, заместитель заведующего по науке кафедры психологии развития, заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ; в 2022-2022 гг. — профессор, организатор и заведующий кафедрой психологии образования факультета педагогики и психологии; в 2022-2022 гг. – руководитель Научно-образовательного центра «Психологическое сопровождение образования» МПГУ; в 2022-2022 гг. — организатор и заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, с 2022 г. — профессор кафедры.
В 2001-2022 гг. – координатор секции «Развитие личности» РПО.
В 2002 г. создал и стал главным редактором журнала «Исследовательская работа школьников», реорганизованного с 2009 г. в журнал «Исследователь/Researcher».
В 2022-2022 гг. — член Координационного совета при Правительстве Москвы по поддержке работы с одаренными детьми в городе Москве.
С 2022 г. работает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».
С 2022 г. — научный руководитель службы сопровождения и тьюторской службы ЧОУ «Хорошевская школа».
В 2022-2022 гг. — научный консультант по созданию системы школьного самоуправления ЧОУ «Летово».
С 2022 г. — научный руководитель Исследовательского центра «Точка варения» в парке «Усадьба Трубецких в Хамовниках» на базе Колледжа 26 КАДР.
В 2022 г. — методолог проекта «Город открытий» Комитета по туризму города Москвы.
Основные научные и практические интересы:
- психология человека
- возрастная психология
- психология развития
- психология образования
- психология исследовательской деятельности
- психологическая антропология
- социокультурная психология и антропология
- этнопсихология
- историческая психология
- нарративная психология
- исследования психологии человек в контексте культуры (как культура во всей истории человечества в целом, так и культура отдельного народа; как культура локальной общности, так и культура отдельной семьи)
Круг исследовательских вопросов. Как взаимосвязан образ мысли с образом жизни? Особенности проявления и репрезентации самосознания человека во взаимосвязи с социокультурной средой развития и бытия. Как человеку представлен этот мир и как он с ним, исходя из своего мировоззрения, взаимодействует? Как человек меняется во времени — времени своей жизни, в своей памяти о себе в прошлом, в своих планах на будущее, в истории своего рода и народа?
Соавтор концепции развития исследовательского подхода в образовании. Руководит научной группой по социокультурной психологии и антропологии. Ежегодно организует экспедиционные выезды в различные этнические регионы России (Алтай, Бурятия, Башкирия, Карелия, Русский Север, Северный Кавказ и др.) и за рубеж (Армения, Мексика, Молдавия, Турция и др.) с участием лицеистов и студентов. Ряд научно-исследовательских экспедиций провел в рамках международных проектов совместно с коллегами из Института географии РАН и Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.
Осуществляет научно-методическое руководство экспериментальной деятельностью в системе Департамента образования г. Москвы по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся; инициатор многих всероссийских и международных программ и проектов по развитию исследовательского подхода в образовании.
Гранты:
- Грант РГНФ «Становление субъектной позиции учащихся в учебно-исследовательской деятельности» (06-06-00367а).
- НИР «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных исследовательских технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования» в рамках задания № 2022/119 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки РФ, 2022 – 2022.
- ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» Россотрудничества, 2022.
- ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей-предметников» Россотрудничества, 2022.
- Проект по субсидии Департамента образования городам Москвы по приоритетному направлению №16 «Разработка типовых модулей по научно-практическому образованию для образовательной программы общеобразовательных учреждений (5 модулей для образовательных учреждений, работающих по программам лицейского, гимназического образования)», 2022 год.
По приглашению ректора МПГУ академика А.Л. Семенова с 2022 г. вместе с Е.И. Булин-Соколовой, С.А. Ловягиным, К. Бренан, В. Фтенакисом участвует в модернизации педагогического образования на основе субъектно-деятельностного подхода, подразумевающего погружение студентов в непрерывную педагогического практику с рефлексивным анализом своих психолого-педагогических наблюдений, проб и действий, а также выведения студента на субъектную позицию по отношению к своему профессиональному развитию, профессиональным и жизненным выборам.
Инициатор и соруководитель первой в стране магистерской программы по визуальной антропологии детства. Соавтор первой в стране магистерской программы по STEM-образованию.
Читает курсы:
- Погружение в новую педагогику
- Введение в исследовательскую деятельность
- Психолого-педагогическая антропология (для факультета начального образования)
- Педагогика и психология (для дефектологического факультета)
- Социокультурная психология и антропология детства
- Психология возрастных субкультур
Конференции:
- сопредседатель оргкомитета регулярной Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве»
- председатель оргкомитета ежегодной Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики и социокультурной антропологии (2005-2022)
- координатор конкурсной комиссии Смотра-конкурса проектов образовательных учреждений – участников движения «Москва на пути к культуре мира» (2002-2022)
- член оргкомитета Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся, посвященного 175-летию Д.И. Менделеева
- член оргкомитете Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок»
- член оргкомитета, руководитель научной программы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
- председатель большого жюри Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»
- председатель оргкомитета Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития» (2022-2022)
Основные публикации: более 400 работ, в том числе
- Психология личности в контексте реалий традиционной культуры. – М., 2005
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М., 2006, 2022
- Психология: учебник для бакалавров. – М., 2022, 2022 (в соавторстве)
- Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для бакалавров. – М., 2022 (в соавторстве)
- Введение в профессию: психолог образования. – М.: Юрайт, 2022, 2022 (в соавторстве)
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2022, 2022, 2022 (в соавторстве)
- Психология: учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт, 2022 (в соавторстве)
- Психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2022 (в соавторстве)
- Проектная и исследовательская деятельность в старшей школе: сборник программ дополнительного образования детей. — М.: Национальный книжный центр, 2022
Под редакцией А.С. Обухова издано более 30 книг и сборников, в том числе
- Академик А.М. Обухов: жизнь в науке. — М., 2001
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М., 2001
- Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. — М., 2005
- Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах. — М., 2007
- Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах. — М., 2009
- Исследовательская деятельность учащихся от детского сада до вуза: Научно-методический сборник в двух томах. — М., 2022
- Ребенок в истории и культуре. — М., 2022
- Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога: Научно-методический сборник в двух томах. — М., 2022