- «его стихов пленительная сладость» (по стихотворениям в. а. жуковского «вечер», «перчатка», «лесной царь» и др.)
- Как воспринимает чацкого софья? (по комедии а. с. грибоедова «горе от ума»
- Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы островского «бесприданница»
- Сны и письма в романе а. с. пушкина «евгений онегин»
- Философия безделья в романе «обломов»
«его стихов пленительная сладость» (по стихотворениям в. а. жуковского «вечер», «перчатка», «лесной царь» и др.)
Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей позиции мир человеческой души.
«Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее достойной для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина», – признавал В. Г. Белинский, искренне считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия «вышла из жизни», и оказавшего большое влияние на русскую поэзию.
Лирика Жуковского направлена на познание глубокого внутреннего мира человека. Именно поэтому каждое его стихотворение так богато волнующими образами, оно заставляет проникнуться всеми чувствами и мыслями поэта. Например, стихотворение «Вечер» – это лирические размышления о судьбах всего земного, о неразрывной и тесной связи между человеком и всем, что его окружает. Поэт с неторопливой интонацией говорит о красоте природы:
Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!
Приди, о муза благодатна…
Стихотворение «Вечер» относится к ранней лирике поэта, который вспоминает утраченных друзей, думает об уходящей молодости.
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
Ужели никогда не зреть соединенья?
Ужель иссякнули всех радостей струи?
О вы, погибши наслажденья!
Все лирические размышления, выраженные в стихотворении «Вечер», очень гармонично сливаются с описанием прекрасного вечернего пейзажа. Стихотворение заставляет читателя забыть обо всем, проникаясь неторопливыми мотивами лирики Жуковского.
Романтическая повесть в стихах «Перчатка» рассказывает о гордости рыцаря, который выполнил каприз вздорной красавицы. Она бросила перчатку в зверинец с дикими разъяренными животными.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».
Каприз женщины был выполнен, рыцарь достает перчатку и небрежно говорит той, чьи глаза засияли восторгом, холодные слова.
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицыны взгляды…
Но, холодно приняв привет ее очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды».
В этом произведении рисуется картина возвышенных и гордых проявлений чловеческого духа. Романтика стихотворения завораживает читателя, заставляет его понять весь трагизм ситуации. Каприз красавицы и гордость рыцаря заставляют ощутить накал страстей, о котором говорит поэт.
Романтическая поэма Жуковского «Лесной царь» одновременно трагична и удивительно похожа на легенду. Умирающий младенец на руках своего отца в бреду видит лесного царя.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;
Он в темной короне, с густой бородой». —
«О нет, то белеет туман над водой».
Поэт находит удивительные сравнения, для того чтобы создать образ загадочного и ужасного лесного царя. Лесной царь зовет к себе ребенка, пытается его заманить, обещая золото, жемчуга, радость. Отец не может понять сына, всякий раз успокаивает его, пытаясь развеять страшные видения лесного царя. Но тот не оставляет мальчика в покое:
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой». —
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ребенок предчувствует свою гибель, пытается найти помощь у своего отца. Мальчик ощущает действие страшной, непостижимой силы, которая отнимает у него жизнь. Но отец так и не смог понять, что происходит с ребенком.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.
Гибель ребенка в финале поэмы кажется закономерной. Человек не может противостоять пугающей и непонятной силе, которая способна отобрать у него самое дорогое. Поэма «Лесной царь» заставляет читателя задуматься о неизбежном, о хрупкости человеческой жизни.
Как воспринимает чацкого софья? (по комедии а. с. грибоедова «горе от ума»
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» – это печальная история о человеке, горе которого проистекает оттого, что он не похож на остальных. Ум, честь, благородство, нежелание выслуживаться – вот качества, из-за которых перед Чацким закрываются двери в общество фамусовых, молчалиных, скалозубов и загорецких. Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды.
И все было бы намного проще, если бы к этому конфликту органично не присоединялась личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье. Чтобы выяснить истоки этой драмы, необходимо понять, как же на самом деле относится к Чацкому Софья. Уже в разговоре с Лизой она говорит о том, что Чацкий был для нее лишь другом детства:
Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой…
Софья даже не хочет допустить возможности того, что Чацкий ее до сих пор любит:
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?
В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее из среды фамусовского общества. Это прежде всего независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит. Чацкий вбегает к Софье прямо из дорожного экипажа, горячо целует ей руку, в надежде найти ответ на прежнее чувство – и не находит. Его поразили две перемены: она необыкновенно похорошела и охладела к нему – тоже необыкновенно.
Это его и озадачило, и огорчило. Разговор Чацкого по-прежнему обильно посыпан солью юмора, ведь это прежде так нравилось Софье. Всем достается, всех перебрал он, от Фамусова до Молчалина, а какими меткими чертами описывает он Москву! Но все напрасно: нежные воспоминания, остроты – ничего не помогает. Чацкий терпит от Софьи холодность, пока, едко задев Молчалина, он не задел за живое и ее.
Она уже, едва скрывая злость, спрашивает Чацкого:
Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?
Хоть не теперь, а в детстве, может быть.
С этой минуты между Софьей и Чацким разгорается нешуточная борьба. Каждый шаг Чацкого, почти каждое слово в пьесе тесно связано с его чувствами к Софье. Чацкий чувствует какую-то фальшь в ее поступках, которую он и пытается разгадать. Несчастный влюбленный теряется в догадках, но так и не может понять, кем занято сердце Софьи. Молчалин или Скалозуб? Обморок Софьи при падении с лошади Молчалина приближает Чацкого к истине:
Смятенье, обморок, поспешность, гнев! испуга!
Так можно только ощущать,
Когда лишаешься единственного друга.
Чацкий понимает, что Софья для него потеряна навсегда. Но, став свидетелем встречи Софьи с Молчалиным, он разыгрывает роль обманутого возлюбленного, не имея на то никаких прав. Чацкий упрекает ее в том, что она его «надеждой завлекла» и не сказала прямо, что прошлое забыто.
Однако именно в этом Софью нельзя упрекать. Она только и делала, что едва говорила с ним и уходила при первой же возможности. Их старый детский роман Софья назвала «ребячеством» и даже намекнула, что «бог ее свел с Молчалиным». Софья не желает выслушать Чацкого, не хочет его понять, избегает объяснений с ним. Она несправедлива к нему, считая черствым и бессердечным: «Не человек, змея!»
В отношениях с Чацким героиня столь же слепа, как и в отношениях с Молчалиным. Чацкого оскорбила не только «измена», но и то, что Софья предпочла ему ничтожного Молчалина, которого он презирал: «Когда подумаю, кого вы предпочли!» Когда Чацкий убеждается, что Софья его не любит, все в Москве начинает раздражать его. Реплики и монологи становятся дерзкими, язвительными – он гневно обличает то, над чем раньше беззлобно смеялся.
Не следует забывать о том, что Софья – дочь своего отца, и при всех своих душевных задатках она все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру, именно поэтому она выбирает Молчалина.
Да, он жалок и низок, смысл его жизни – «угождать всем людям без изъятья». Но это выбор Софьи, и в финале комедии она расплатится за него сполна.
Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы островского «бесприданница»
Пьеса «Бесприданница» была написана Островским в 1878 г. Это было время, когда в России утвердился капитализм. В своей пьесе Островский раскрывает всю систему отношений, складывающихся между обществом и женщиной в это время. Лариса, главная героиня пьесы, живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота.
Жертвой этого бездушного, безразличного общества становится Лариса – главная героиня пьесы. Это обаятельная, чувствительная девушка с чистой и открытой душой. Лариса жадно тянется к светлой жизни, полной добра и любви, «к кому расположена, нисколько этого не скрывает».
Поэтому Ларису очень часто сравнивают с Катериной из пьесы «Гроза». Но Лариса не похожа на Катерину, она, скорее, ее антипод. У Ларисы нет главного, что было у Катерины, – цельности характера, способности на решительный, «энергетический», как говорил Добролюбов, поступок.
Она в принципе часть того мира, в котором живет. Но в то же время Лариса не может жить полноценной жизнью в обществе, где все продается и покупается. Судьба Ларисы предрешена еще с начала пьесы. Ее мать выдавала своих дочерей замуж только за богатых женихов.
Огудалова живет скромно, однако гостей в ее доме много. Можно было бы задаться вопросом: где же она берет деньги? Лариса создана для роскоши, своей красотой и талантом она доставляла удовольствие таким крупных дельцам, как Кнуров, Вожеватов, Паратов, но за удовольствие платить надо.
Лариса полюбила искренне, нежно «блестящего барина» Паратова. Для нее он – идеал мужчины, Лариса готова пойти за ним хоть на край света. Любовь настолько велика и глубока, что бедная девушка не может рассмотреть в нем обычного купца, стремящегося исключительно к личному обогащению.
Паратов неожиданно уезжает, глубоко оскорбляя чувства Ларисы. Любовь поругана, для Паратова девушка – лишь развлечение: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву». Затем Ларису жизнь сводит с кассиром, который засыпает деньгами ее и мать, но он оказывается шулером.
Лариса видит, в каком плачевном положении она оказалась, и решает выйти замуж за первого, кто к ней посватается. Она становится невестой небогатого чиновника Карандышева, который изо всех сил хочет войти в среду богачей, где его даже знать не хотят – «ну что такое Карандышев».
На Ларису и ее жениха обрушивается поток насмешек, осуждений и унижений, а с Карандышевым никак не хотят считаться. Лариса, видя это пренебрежение, хочет одного – уехать в деревню. Она жаждет уединения и спокойной семейной жизни, лишь бы навсегда покинуть это жестокое общество.
Однако она все еще мечтает о встрече с Паратовым. В глубине души она надеется на то, что Паратов вернется, и тогда, стоит только ему позвать Ларису, она бросит все и уедет с ним. Так и получилось. Паратов приезжает, и Ларису, как бабочку на пламя, влечет в его объятия.
Выстрел Карандышева приносит Ларисе избавление от страданий. Женщина благодарит убийцу за то, что он избавил ее от жизни в мире, в котором «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».
В пьесе «Бесприданница» Лариса – одинокая душа, страдающая от безразличия и непонимания. Она живет по глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. И она могла бы ему противостоять, но не смогла, а потому оказалась игрушкой в чужих руках.
Сны и письма в романе а. с. пушкина «евгений онегин»
«Евгений Онегин» – выдающееся произведение Александра Сергеевича Пушкина, в котором он выступил новатором во многих отношениях, используя различные приемы и средства художественной выразительности.
Сон как способ раскрытия характера героя встречается еще в балладах Б. А. Жуковского и связан с романтическим миропониманием и мировосприятием. Сон Татьяны Лариной – это реминисценции на сновидение из баллады Жуковского «Светлана», поэтому к пятой главе, в которой Татьяна видит свой вещий сон, предпослан эпиграф из баллады Жуковского.
Первой пишет письмо Татьяна. Она признается в любви Онегину, затем в восьмой главе Онегин пишет письмо Татьяне. Интересно, что письма написаны не онегинской строфой, как весь роман (это вставные элементы), в них отсутствуют перекрестная, смежная и опоясывающая рифмы.
Письмо Татьяны ярко характеризует ее как типичную девушку своего времени и класса, которая воспитывалась на сентиментальных романах. Именно в них она почерпнула идеал возлюбленного, который перенесла на Онегина. Пушкин переводит письмо Татьяны («Я должен буду письмо Татьяны перевесть»)
, так как Татьяна «по-русски плохо знала», «журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном». В письме легко читаются ее искренние чувства, не прикрытые лживыми словами. Она с нежностью обращается к Евгению: «милое виденье», «кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель…». Татьяна отдала себя полностью во власть Онегина: «То в высшем суждено совете, то воля неба: я твоя…».
Письмо Онегина отличается от Татьяниного. Он, как всегда, «предвидит все». В этом послании отсутствуют нежные слова. И хотя Онегин отдает себя в руки Татьяны, он боится «увидеть ее суровый взор», то есть он как бы предвосхищает ее реакцию. Письмо Онегина – это письмо светского человека, умеющего вести переписку.
В нем нет яркого и пламенного выражения чувств, лишь краткое упоминание о них. Но Евгений Онегин и не мог до конца быть откровенным, так как давно испробовал светскую жизнь, познал все, овладел «наукой страсти нежной», научился лицемерить и скрывать свои чувства.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!
Слова Онегина зеркально отражают былое послание Татьяны, некогда девочки, «несмелой, влюбленной, бедной и простой».
Сон играет важную роль в раскрытии образа Татьяны. Ему предшествуют описания природы в святки («морозна ночь, все небо ясно»), а также святочные гадания девушек на женихов. Татьяна собиралась ворожить, но ей «стало вдруг страшно», она ложится спать и видит «чудный сон».
Сновидение Татьяны – это предсказание будущего, скорой гибели Ленского от руки Онегина. Ей снится зимний лес, ручей, через который ее переносит медведь, ей снится стол, во главе которого сидит Онегин, а рядом с ним «рак верхом на пауке», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком» и т. д.
Татьяна видит сказочных персонажей, которые пируют вместе с Онегиным. Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Сон Татьяны пророческий. Героиня, «верившая преданьям старины», пытается объяснить этот сон по книге Мартына Задеки, но не находит, что сну суждено сбыться. И действительно все, что приснилось Татьяне, в точности сбывается.
Итак, в своем романе в стихах Пушкин применяет излюбленные приемы русской литературы, используя их для раскрытия образов своих героев.
Философия безделья в романе «обломов»
Политолог Борис Прокудин о «лишнем человеке», жизни Гончарова и социально-политическом строе Обломовки.
В рамках курса «Русский политический роман» политолог Борис Прокудин рассказывает, почему «Обломов» — это роман об общественном устройстве рая.
Один из самых симпатичных героев русской литературы — это Илья Ильич Обломов, написанный Иваном Гончаровым. «Многих людей я знал с высокими качествами, — говорит о нем его друг Штольц, — но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще». Обломов умный, мягкий, очень добрый человек, но почти весь роман он лежит на диване в своем халате, что-то думает, мечтает — и очень не хочет с этого дивана вставать. И мы привыкли воспринимать Обломова как лентяя, как воплощенный символ лени и бездеятельности. Но что стоит за этой ленью?
Три сценария «успешной жизни»
В первой главе романа в гости к Обломову приходит несколько человек, которые, напротив, являются символами деятельности и воплощают собой некие сценарии «успешной жизни».
Первый — человек светский. Он знаком со всеми влиятельными людьми, у него успех, имя, связи. Он поспевает в десять мест в один день, с кем-то общается по неотложным и крайне важным делам. «Несчастный! — думает про него Обломов. — И это жизнь! Где же тут человек?» Получается бессмысленная беготня.
Второй гость — человек карьеры. У него служба, чины, власть и деньги, но он занят делами целый день. И утром нет покоя, и вечером. «Зачем такая жизнь? — думает Обломов. — Жить ему некогда». Какая-то бессмысленная суета.
Третий гость — активный гражданин, публицист. Он пишет статьи, с чем-то вечно борется, высмеивает пороки общества, следит за политикой. «Несчастный! — опять думает про него Обломов. — Тратит душу свою на мелочи».
После этих описаний кажется, что употреблять в отношении поведения Обломова негативно окрашенное слово «лень» не совсем верно. Правильнее описать его через термин «недеяние». А что такое сознательное недеяние? Это попытка избежать зла. Не действуют, например, монахи: они уходят подальше от мирской жизни в монастыри, в скиты, в пустыню, чтобы не навредить людям и своей душе. Обломов тоже не ленится в традиционном смысле этого слова. Скорее он не действует, чтобы сохранить в чистоте свою душу и остаться человеком.
Заметим, что Обломов не только необычно чист душой, но и обладает более развитой рефлексией по сравнению с другими героями романа. Все сценарии якобы успешной жизни он видит в их завершенности. Видит все опасности и искушения на этом пути, а главное, понимает, что в обществе люди живут механической жизнью, повторяют заученные действия и за этой суетой теряется главное: человек утрачивает свою сознательную целостность.
Персонаж Обломова так интересен читателям и так глубок, потому что, в отличие от окружающих, от Штольца, от Ольги, он задается непостижимыми вопросами. В чем истинный смысл жизни? В чем назначение человека?
Но если карьера — это не то, деньги — не то, власть — не то, просто труд, который пропагандирует Штольц, тоже не то — что тогда то? А вот это он еще не знает.
И самое печальное, Обломов понимает, что просто лежать на диване, как он это любит и как все делали в его родной Обломовке, тоже не то. Подобное недеяние, конечно, лучше, чем жизнь карьериста или публициста, но вряд ли в этом счастье и назначение человека.
«Тихое счастье» Обломова
В одном месте романа Обломов придается мечтам о своем «тихом счастье». Он представляет себе летний вечер в деревне в компании друзей, красавицы жены и маленьких детей. Большой круглый стол, самовар, покой и любовь. Где-то балалайка играет. Тихая идиллия.
И вот к концу романа, уже после всех мытарств с Ольгой, попыток полезной деятельности, наш герой, кажется, приходит к обломовскому счастью. Он женится на Пшеницыной — прекрасной хозяйке, которая все время что-то готовит. Она, может быть, не играет на рояле, как мечтал Обломов об идеальной жене, не поет арии Беллини, но зато локти у нее удивительно круглые. У Обломова с Пшеницыной родился ребенок. Они живут как старосветские помещики, пьют кофей, гуляют. Одним словом, покой и любовь, как он и хотел.
И тут в гости приезжает неутомимый Штольц, смотрит на это все презрительно и говорит: «Ты теперь совсем погиб, Илья!» А тот в ответ: «Да, я погиб, Андрей!..» Почему Обломов так отвечает? А дело в том, что они разговаривают на разных языках. Когда Штольц говорит: «Ты теперь совсем погиб, Илья», он имеет в виду гибель для социальной жизни, активного труда и увеличения капиталов. Все это никогда не интересовало и не интересует Обломова. Когда же Обломов отвечает: «Да, я погиб, Андрей!», он горюет о том, что не смог победить лень душевную. Бог ему дал больше всех, и он был близок к тому, чтобы лучше понять смысл жизни, духовно возрасти, а ничего с этим не сделал. Вот его трагедия.
Гончаров как прототип Обломова
Нужно сказать, что Гончаров во многом писал Обломова с себя. Он тоже с виду был ленив, потому что, как и Обломов, всегда сомневался в правильности своих действий. Романы писал всегда очень медленно и помалу и завидовал писателям-помещикам: Толстому, Тургеневу — главным образом Тургеневу, который выпускал романы раз в два-три года. Толстой с Тургеневым были помещиками, за них все делали крестьяне. А у Гончарова, выходца из купцов, крепостных не было, и большую часть жизни у него отнимала служба, а романы он писал в летние отпуска.
Как Обломов, он задавался вопросом об истинном смысле жизни, но сам не мог на него ответить утвердительно. Гончаров выбрал путь писателя. «Я не знаю, в чем смысл жизни человеческой, — говорит он романом „Обломов“, — но я хотя бы поставлю этот вопрос перед вами».
Гончаров опубликовал «Сон Обломова» за 10 лет до появления романа, в 1849 году. Этот идиллический, почти сказочный рассказ о детстве Обломова он называл «увертюрой к неоконченному роману». Читатели ожидали продолжение рассказа о мальчике и были очень удивлены, что роман оказался о взрослом человеке. И на контрасте всем показалось, что аллегорический «Сон» как будто помещен в жизнь реального человека середины XIX века, написанного по принципам реализма. Но это не так. Жизнь взрослого Обломова — такая же аллегория, как жизнь сказочных обломовцев. Ведь если присмотреться, диван Обломова — это та же Обломовка, только уже в городе, где он снимает жилье.
«Что такое обломовщина?»
Очень долго, на протяжении целого столетия, доминирующим взглядом на роман Гончарова были суждения Николая Добролюбова. Его статья называлась «Что такое обломовщина?». Известный критик увидел в романе зарисовку общественной ситуации в России накануне Великих реформ. В это время, утверждал он, на первый план должны выйти новые люди, способные активно участвовать в реформировании российского общества, а лентяи-дворяне вроде Обломова, воспитанные в праздности, — уйти с дороги и не мешать. Но на самом деле роман Гончарова не о современном Добролюбову человеке середины XIX века, а о душе.
Жизнь в Обломовке
Одно из самых прекрасных мест, описанных в русской литературе XIX века, — это деревня Обломовка, изображенная в известной главе «Сон Обломова». Читая эту главу, невозможно понять: высмеивает автор Обломовку или любуется ею, сатира это или идеал несуетной жизни?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на отношения людей в Обломовке. Я занимаюсь изучением общественного идеала в русской литературе, и меня интересует, как устроен мир Обломовки с социально-политической точки зрения.
На первый взгляд Обломовка, то есть имение семьи Обломовых с дворней и тремя сотнями душ крепостных крестьян, — это запущенное имение. Это же сельскохозяйственная единица, но вот хозяйствование там происходит очень странно.
Основная забота помещиков Обломовых — кухня и обед. Об обеде совещаются целым домом и готовят его с самого утра, потом, поев, все ложатся спать. Проснувшись, пьют чай, дожидаются ужина и отходят ко сну, счастливые, что еще один день прошел.
Спрашивается: а в Обломовке работают? Помещик и крестьяне, триста обломовских душ? Кроме дворни, которая суетится на кухне и около кухни, люди в Обломовке скорее изображают деятельность. Помещик притворяется строгим барином, а крестьяне — покорными крестьянами.
Сам старик Обломов — отец Ильи Ильича, хозяин имения — управляет имением крайне необычно. Он целое утро сидит у окна и наблюдает за всем, что делается на дворе.
— Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? — спросит он идущего по двору человека.
— Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.
— Ну неси, неси; да хорошенько, смотри, наточи.
Потом остановит бабу:
— Эй, баба! Куда ходила?
— В погреб, батюшка, — донесся со двора голос остановленной бабы. — Молока к столу достать.
— Ну, иди, иди! … Да смотри, не пролей молоко-то!
Так старик Обломова руководит своим хозяйством, ни разу в жизни не поинтересовавшись ни о доходах имения, ни о расходах.
С точки зрения входившего в обиход XIX–XX веков культа европейской производительности такой способ ведения хозяйства вызывает улыбку. И правда, это способ, при котором крестьяне работают настолько неэффективно, что прибыли имения хватает только на еду для господ и дворни. Питаются в доме Обломовых плотно, но вот уже на новую мебель хозяевам трехсот душ денег не хватает, и старый барин сидит на кресле, кожи на котором «осталось только на спинке один клочок». Но барин этого не замечает, потому что это не главное, а главное — мир в душе.
Такой дедовский способ хозяйствовать, конечно, кажется смешным читателям романа. Но за ним можно увидеть утерянный старинный общественный договор, по которому крестьяне получали от бояр с дружинниками защиту, а за это должны были их кормить в прямом смысле слова. Если не брать в расчет отдельных злоупотреблений, до XVII–XVIII веков такой порядок не предполагал чрезмерного обогащения помещиков за счет крестьянского труда.
Но в Обломовке можно увидеть и элементы анархии, которые так дороги русскому сердцу. Да, формально есть помещики и крестьяне, но между ними нет антагонизма, они живут в состоянии согласия, самоуправления и отсутствия внешней власти, какой-то общей обломовской общиной.
Символ этого единения — «исполинский пирог», который в Обломовке пекут по воскресениям. Сначала его два дня едят господа, на третий и четвертый день остатки поступают в девичью. «Пирог доживал до пятницы, — пишет Гончаров, — так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу [конюху]».
Но есть и еще одно соображение по поводу Обломовки. Это место, «близкое к раю». Мы вполне можем говорить об Обломовке в таких словах, потому что она является герою во сне, в ностальгической грусти по утерянному раю детства.
Так вот, если попытаться вообразить себе место неподалеку от рая, как оно должно выглядеть? Во-первых, там должно быть вечное лето, солнце всегда в зените, тепло и зелено. Во-вторых, оно должно быть, конечно, отгорожено от внешнего мира: никаких властей сверху, никаких соседей, никаких вторжений. В-третьих, там должен быть всеобщий достаток и отсутствие проблем. Люди не болеют и почти даже не умирают. И в-четвертых, самое главное, в отношениях между людьми там должна быть любовь и согласие, а в душе у всех — мир и покой.
Вот вам Обломовка. Можно возразить, что написана она автором как комедия, все обитатели Обломовки смешные и нелепые. Но как иначе писать о сокровенном, если не защищаться иронией? Пусть критики клюнут на эту иронию и называют Обломовку царством обжор и лентяев, а наиболее идейные — даже сатирой над пережитками крепостничества. Мы-то знаем, что это место, где все люди друг друга любят.
Русский роман о человеческой душе
Добролюбов заклеймил Обломова как «лишнего человека», пример деградации дворянства, уже неспособного на прогрессивную деятельность. Пройдет всего несколько лет, и в русскую литературу ворвутся настоящие «люди действия»: через три года будет написан Базаров, через четыре — Рахметов и так далее. И Обломов останется один в своей «нелепой» асоциальности, выбравший недеяние ради поиска смысла жизни и души.
«Обломов» — это не повествование Гончарова о своих современниках. Это большой русский роман о человеческой душе.