Новости: 10 сумасшедших, которые нас заразили — Эксперт — Новости экономики и политики. Новости сегодня. (6 марта 2008)

Новости: 10 сумасшедших, которые нас заразили - Эксперт - Новости экономики и политики. Новости сегодня. (6 марта 2008) Женщине

Почему умные люди страдают шизофренией?

Выдающиеся способности к наукам, музыке, рисованию и так далее сами по себе могут быть признаком одной из форм шизофрении, которая развивается еще в детском возрасте. Но в этом случае к пубертатному периоду «гениальность» обычно проходит, нарастают симптомы заболевания, которое часто принимает злокачественное течение.

Гении-шизофреники, которые достигли феноменальных успехов уже в зрелом возрасте, столкнулись с симптомами своего заболевания гораздо позже, чем перестали быть подростками. Более поздняя манифестация заболевания уберегла их психику от необратимой деградации, как это бывает при детской форме шизофрении.

Какова все-таки связь между гениальностью и сумасшествием? Современная наука выяснила, что у шизофреников некоторые отделы мозга работают по-другому, не как у здоровых людей. Возможно поэтому у известных людей так часто встречаются симптомы психических заболеваний – именно болезнь помогает им оказаться в числе «лучших из лучших».

Психологи тоже не остались в стороне от исследований. Они выяснили, что у психически здорового человека, не одаренного никакими гениальными способностями мышление в какой-то мере стереотипно. А мышление шизофреника, менее зависящее от социальных норм и правил — безгранично и непредсказуемо.

Ученые проводили исследования, где участников просили назвать ассоциации, которые возникали при просмотре какой-либо простой картинки. Гении-шизофреники смогли создать такую цепочку ассоциаций, которая и в голову не пришла бы обычным людям, и ассоциаций у них получилось в несколько раз больше, чем у здоровых людей.

Природа этого явления до конца не изучена, но однозначно то, что шизофреники видят мир совершенно иначе, не как здоровые люди – и именно поэтому их способности могут быть намного обширнее и глубже (хотя и не всегда).

Гениальность и помешательство

Журналист: Считается, что шизофреники — люди не только больные, но и по-особому одаренные…

Психиатр: Конечно, далеко не всякий душевнобольной есть человек творческий. Великий психиатр Эрнст Кречмер говорил, что душевная болезнь — это еще не пропуск на Парнас. Но в то же время Кречмер с убежденностью писал, что высокое творчество — это то, что создают душевнобольные.

Не обязательно быть шизофреником, можно быть психопатом, можно быть тяжелым невротиком, но все-таки получается, что истинное, подлинно высокое, тем более гениальное творчество — это всегда лечение от серьезного страдания. Я это всю жизнь изучал и вижу, что творчество, которое искусствоведы называют гениальным, — это творчество больных людей.

Журналист: Значит, недаром противники «официальной» психиатрии наделяют шизо­френию некой ценностью?

Философ: Внутри шизофренической личности всегда есть и что-то здоровое. Помните, как писалась «Роза мира»? Даниил Андреев сидел в тюрьме. Днем он был вполне нормальным — общительный, веселый, остроумный, добрый человек. А ночью он слышал голоса. Видимо, они не были мучительные, они были репаративного характера.

Дело в том, что у психоза есть две стадии. Первая — отказ от бытовой реальности, а вторая — такое патологическое излечение, репарация, то есть восстановление мира, но на фантастическом уровне, когда строится какая-то альтернативная реальность. И если человек талантливый, эта реальность может сыграть немалую роль в культуре.

С одной стороны, Даниил Андреев был больной, а с другой стороны, мы знаем, что «Роза мира» — это совершенно замечательное произведение. Там есть бредовые главы про метаисторических чудовищ, а есть очень убедительные интерпретации исторических личностей, например Александра I.

Психотерапевт: Это то, что Блейлер в свое время назвал «двойной бухгалтерией». Человек в бредовом состоянии обнаруживает знакомство со многими житейскими тонкостями, преодолевает, к примеру, большое количество бюрократических препон — напористо, остроумно, с реалистической хваткой, для того чтобы свой бред воплотить в жизнь. То есть в жизни такой человек может быть вполне социально адаптирован.

Журналист: Выходит, высшие достижения человеческого духа просто следствие каких-то поломок в организме?

Психиатр: Помните знаменитую «Меланхолию» Дюрера, гравюру на меди, которую он называл своим духовным автопортретом? Там сидит женщина в меланхолии, напряженная, окаменевшая, депрессивно неподвижная, с мучительным, полным сомнения взором. Великий смысл этой гравюры со­стоит в том, что страдания — это не просто какая-то гнилая болячка.

Душевное страдание несет в глубине своей противоядие, лечение в виде высокого творчества. Женщина ведет строительство дома, она на минуту застыла в своем мучительном сомнении, но вот-вот оно прорвется творческим озарением и строительство пойдет дальше. Дюрер страдал шизофренией, но знал, что страдание несет в себе лекарство в виде творчества.

Я не могу согласиться с тем, что душевная болезнь — миф, как и с тем, что Достоевский писал вопреки своей эпилепсии, а Кафка — вопреки своей шизофрении. Я убежден, что благодаря. Но когда я вижу гениальное произведение, созданное благодаря шизофрении, я не способен называть его шизофреническим, оно преодолевает патологию.

Гений не без порока: болезни великих писателей

Предупреждение: В этом посте будет многобукоф,  так что запаситесь терпением, заваривайте чай… или листайте в самый конец…

В этой истории будет лечение болезни, от которого за такой срок мрут, угрозы со стороны ФСБ, уголовные дела, заговоры государства и как итог психическое расстройство…

И так с чего все началось:

Неделю назад пользователь @DaniilKhazan выложил пост Столбняк в Санкт-Петербурге

22 Сентября 2021 года человек с помощью подручных средств удалил вросший ноготь.24 палец разболелся, 25 начал дёргаться. 27 обратился в травму, сказали что рана уже зажила и сделали профилактику столбняка. Спустя 3 недели у него начинают проявляться симптомы столбняка: Сжатие мышц челюсти, судороги и потягивание в области пореза.Спустя 3 месяца врачи собрались на консилиум, готовились к экстренной госпитализации, но Эпидемнадзор сказал все прекратить, потому что нет открытой раны. На данный момент он с трудом может кушать твёрдую пищу, рот тяжело открывается. Периодически наступает улучшение, раз в две три недели, потом опять ухудшение…

Потом ТС рассказывает, как бессильны поликлиники, как он ходил на приемы к Кандидату наук, у которого 46 лет стажа (

пруфов кстати не будет)

и тот подтвердил столбняк, ему отказывают во всех больницах куда бы он не обращался, за ним гоняется Эпидемнадзор и  запрещает что либо делать.

Анализов, фотографий пальца, жалоб в структуры мы не увидим

Первый пост выглядит довольно адекватно, прикреплены пруфы, документы обследований, поставлен даже диагноз:

Пост сразу же собирает 11к плюсов и народную поддержку, учитывая, что человек говорит:

Помогите распространить это сообщение как можно дальше. На всех уровнях. Соцсети, репосты, газеты, телефон, письма, рассказы знакомым, возможно кто то из вас спасёт жизнь одного, пусть и незнакомого человека.
ЛЮБОЙ из вас может оказаться на моём месте
Заключение, что это столбняк нет.

Тс утверждает, что он живет со столбняком

уже 3 МЕСЯЦА

и ему никто не помогает.

Дальше интереснее, люди предлагают человеку разные варианты, раз ему отказывают, то хотя бы поранить ногу и сказать, что столбняк.

@Tarky

предложил следущее:

Как быть Леди:  Лицемер - кто это такой? Что такое лицемерие?

Пациент 1

Эдгар Аллан По 1809–1849,  американский писатель, поэт

Диагноз. «Душевное расстройство», точный диагноз не установлен.

Симптомы. Страх темноты, провалы в памяти, мания преследования, неадекватное поведение, галлюцинации.

В статье Хулио Кортасара «Жизнь Эдгара По» имеется берущее за душу описание одного из приступов болезни писателя: «Где-то в июле 1842 года, впав в полубезумное состояние, он совершил путешествие из Филадельфии в Нью-Йорк, куда его вдруг повлекли воспоминания о Мэри Деверо, той самой девушке, дядю которой Эдгар когда-то отстегал хлыстом.

Мэри была замужем, и Эдгаром овладело абсурдное желание дознаться, любит ли она своего мужа. Ему пришлось несколько раз туда-сюда переправиться через реку на пароме, спрашивая у всех встречных адрес Мэри. Но он все же добрался до ее дома и устроил там безобразную сцену.

Потом остался пить чай (легко вообразить себе лица Мэри и ее сестры, которым против воли пришлось терпеть его, так как он проник в дом в их отсутствие). Наконец гость удалился, но прежде искрошил ножом несколько редисок и потребовал, чтобы Мэри спела его любимую песню.

История болезни: Уже с конца 1830-х годов Эдгар По страдал частыми депрессиями. Кроме того, он зло­употреблял алкоголем, что сказывалось на его психике не лучшим образом: под действием выпитого писатель порой впадал в состояние буйного помешательства. К алкоголю вскоре прибавился опий.

Существенно ухудшила душевное состояние По тяжелая болезнь его юной супруги (свою кузину Вирджинию он взял в жены тринадцатилетней; через семь лет брака, в 1842 году, она заболела туберкулезом, еще через пять лет умерла).

Пациент 10

Сергей Александрович Есенин 1895–1925, русский поэт

Диагноз. Маниакально-депрессивный психоз (МДП).

Симптомы. Мания преследования, внезапные вспышки ярости, неадекватное поведение (поэт прилюдно крушил мебель, бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления).

Несколько случаев есенинского помрачения не без смака описал в своих воспоминаниях Анатолий Мариенгоф. Вот один из них: «У меня в комнате, на стене, украинский ковер с большими красными и желтыми цветами. Есенин остановил на них взгляд. Зловеще ползли секунды и еще зловещее расползались есенинские зрачки, пожирая радужную оболочку.

— Вытри им носы!

— Сережа, это ковер… ковер… а это цветы…

Черные дыры сверкнули ненавистью:

— А!.. Трусишь!..

Он схватил пустую бутылку и заскрипел челюстями:

— Размозжу… в кровь… носы… в кровь… размозжу…

Я взял салфетку и стал водить ею по ковру — вытирая красные и желтые рожи, сморкая бредовые носы. Есенин хрипел. У меня холодело сердце…»

(«Роман без вранья»).

История болезни. Из-за часто повторявшихся приступов МДП, провоцировавшихся, как правило, чрезмерным употреблением спиртного, Есенин несколько раз про­ходил лечение в психоневрологических клиниках — во Франции и в России. Лечение, к сожалению, не оказало на пациента благотворного действия: через месяц после выписки из клиники профессора Ганнушкина Есенин покончил с собой, повесившись на трубе парового отопления в ленинградской гостинице «Англетер» (в 1970-е годы возникла также версия об убийстве поэта с последующей инсценировкой самоубийства; доказана эта версия не была).

Чем он нас заразил. Новыми интонациями. Есенин сделал стилистической нормой истероидную, со слезой и всхлипами, любовь к деревне и деревенскому жителю (прямые его последователи не в стилистическом, но в идеологическом смысле — «деревенщики»).

Есенин, много работавший в жанре городского хулиганского романса, по сути, задал канон современного русского шансона.

Иллюстрации: Мария Соснина

Пациент 2

Фридрих Вильгельм Ницше 1844–1900, немецкий философ

Диагноз. Ядерная «мозаичная» шизофрения (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, — одержимость), возможно, на фоне сифилиса.

Симптомы. Мания величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира — «храм»); помрачение рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильные головные боли; неадекватное поведение.

В медицинской карте Ницше, в частности, говорилось, что больной пил из сапога свою мочу, испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.

История болезни. Ницше перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения — к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиат­рических клиниках, дома о нем заботилась мать.

Чем он нас заразил. Идеей сверхчеловека (как ни парадоксально, именно этот прыгавший по-козлиному и выпячивавший левое плечо человек ассоциируется у нас со свободной, надморальной, совершенной, существующей по ту сторону добра и зла личностью).

Идеей новой морали («мораль господ» взамен «морали рабов»): здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна.

Идеологией фашизма: больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие — победить («Падающего толкни!»).

Допущением: «Бог мертв».

Пациент 3

Эрнест Миллер Хемингуэй 1899–1961, американский писатель

Диагноз. Острая депрессия, умственное расстройство.

Симптомы. Суицидальные наклонности, мания преследования, нервные срывы.

История болезни В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США. Его мучили частые депрессии, чувство страха и неуверенности, он практически не мог писать — а потому добровольно согласился пройти лечение в психиат­рической клинике. Хемингуэй перенес 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он отозвался так:

«Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают… Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли».

По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства, однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошел повторный курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив предварительно оба ствола.

Чем он нас заразил. Болезнью «потерянного поколения». Хемингуэй, как и его товарищ по эпохе Ремарк, имел в виду конкретное поколение, перемолотое жерновами конкретной войны, однако термин оказался уж больно соблазнительным и удобным — с тех пор каждое поколение находит причины для того, чтобы считать себя потерянным.

Новым литературным приемом, «методом айсберга», — когда скупой, сжатый, бесцветный текст подразумевает щедрый, душераздирающий подтекст.

«Мачизмом» нового образца, воплощенным и в творчестве, и в жизни. Герой Хемингуэя — суровый и немногословный борец, который понимает, что борьба бесполезна, но борется до конца. Самым бескомпромиссным хемингуэевским мачо стаэёл, пожалуй, рыбак Сантьяго («Старик и море»), в уста которого Великий Хэм вложил фразу:

«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Сам Хемингуэй — охотник, солдат, спортсмен, моряк, рыболов, путешественник, нобелевский лауреат, чье тело сплошь покрывали шрамы, — к огромному разочарованию многих, «до конца» бороться не стал.

Пациент 4

Джон Форбс Нэш род. в 1928 американский математик, лауреат Нобелевской премии. Широкой публике известен по фильму Рона Ховарда «Игры разума»

Диагноз. Параноидальная шизофрения.

Симптомы. Мания преследования, навязчивые идеи, бред, трудности самоидентификации, разговоры с несуществующими собеседниками.

История болезни. В 1958 году журнал Fortune назвал Нэша восходящей звездой Америки в «новой математике». В том же году у него проявились первые симптомы заболевания. В 1959-м Нэш был уволен с работы и помещен в психиатрическую клинику в пригороде Бостона (McLean Hospital) для принудительного лечения.

После курса химиотерапии состояние его несколько улучшилось, он был выписан из больницы и вместе с женой Алисией Лард уехал в Европу, где пытался обосноваться в статусе «политического беженца». Нэшу отказали в политическом убежище, через некоторое время он был депортирован из Франции в США. Семья поселилась в Принстоне. Джон Нэш не работал; болезнь его быстро прогрессировала.

В 1961-м он был помещен в Trenton State Hospital в Нью-Джерси, где прошел курс инсулиновой терапии. Однако после выписки Нэш снова сбежал в Европу, оставив жену и ребенка (в 1962-м Алисия оформила развод, но продолжала помогать бывшему мужу).

По возвращении в США Нэш стал регулярно принимать антипсихотические средства, и состояние его улучшилось настолько, что коллеги устроили его на работу в Принстонский университет. Однако через некоторое время он отказался от лечения, опасаясь, что лекарства могут повредить его умственным способностям и научной работе, — случилось очередное обострение.

На протяжении многих лет Нэш наносил визиты в Принстон, записывая на досках непонятные формулы и беседуя с «голосами»… Студенты и профессора уже привыкли к нему, как к безобидному привидению, когда в середине 80-х Нэш, ко всеобщему удивлению, пришел в себя и снова занялся математикой.

В 1994 году 66-летний Джон Нэш (совместно с Райнхардом Зелтеном и Джоном Харсани) получил Нобелевскую премию по экономике «за анализ равновесия в теории некооперативных игр».

Как быть Леди:  6 признаков, что у тебя проблемы с эмпатией – HEROINE

В 2001-м Нэш снова женился на Алисии Лард.

Чем он нас заразил. Новым научным подходом к экономической теории игр и так называемой математике конкуренции: Нэш отказался от стандартного сценария «победитель — проигравший» и сконструировал математическую модель, при которой обе конкурирующие стороны лишь проигрывают от продолжения соперничества.

Пациент 6

Жан-Жак Руссо 1712–1778 французский писатель и философ

Диагноз. Паранойя.

Симптомы. Мания преследования.

История болезни. В результате конфликта писателя с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры, он вел жизнь скитальца и нигде не задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют против него либо в чем-то его подозревают (так, Руссо однажды решил, что обитатели замка, в котором он гостил, считают его отравителем умершего слуги, и потребовал вскрытия покойника).

Чем он нас заразил. Педагогической реформой. Современные пособия по воспитанию детей по многим пунктам повторяют «Эмиля…»: 1) взамен «репрессивному» методу воспитания Руссо предлагал метод поощрения и ласки; 2) он полагал, что ребенка следует освободить от механического затверживания сухих фактов, а объяснять все на живых примерах, и лишь тогда, когда ребенок будет психически готов к восприятию новой информации; 3) задачей педагогики Руссо считал развитие заложенных природой талантов, а не корректировку личности; 4) наказание, по Руссо, должно быть естественным следствием поведения ребенка, а не проявлением власти сильного над слабым; 5)

матерям Руссо советовал самостоятельно вскармливать своих детей, а не доверять их кормилицам (сегодняшняя педиатрия полагает, что только материнское молоко положительно сказывается на здоровье ребенка); 6) Руссо высказывался даже против пеленания, ограничи­вающего свободу движений младенца.

Новым типом литературного героя и новыми литературными направлениями. Порожденное фантазией Руссо прекраснодушное создание — слезливый «дикарь», руководствующийся не разумом, но чувством (однако чувством высоконравственным), — дальше развивалось, росло и старилось в рамках сентиментализма и романтизма.

Идеей правового демократического государства (прямо вытекающей из сочинения «Об общественном договоре»).

Революцией (именно «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер).

Подборка книг «шизофрения/психопатология. психология шизофрении. пограничные состояния. исторический экскурс. психотерапия»

Шизофрения — самое загадочное заболевание нашего времени. Являясь болезненным отражением разобщенности, отчужденности и расщепленности личности в современном обществе, этот недуг обсуждается в тысячах монографий, учебников и научных работ.

Научные труды, посвященные проблеме шизофрении, являются попыткой описать и объяснить это заболевание с позиций современной медицины. Такой подход, подразумевающий перечисление и нюансировку симптомов и синдромов, входящих в структуру болезни, и поиск причин ее возникновения и развития, привел исследователей к подтверждению вывода, который еще в начале нашего столетия сделал Ойген Блойлер: шизофрения — это группа болезней, объединенных основным свойством расщепления психической деятельности и вызванных множеством биологических и психологических причин.
Научный подход к шизофрении, характерный для начала и середины XX века, подразумевает анализ ее проявлений с точки зрения наблюдающего и лечащего врача, т. е. рассматривает больного как объект медицинского или психологического исследования. Подобный подход уже сам по себе вызывает отстраненность от предмета исследования, косвенным образом поддерживая отчужденность больных от общества и то отношение к больным как к чужим, изгоям, неполноценным людям, которое породило массу общественных суеверий и предрассудков, столь характерных для нашей страны и для оценки места и роли душевнобольных в ней. Наши социологические доктрины, отношение к больным в семье, в их творчестве, при их трудоустройстве и т. д. в значительной мере определяются именно этой высокомерной субъект-объектной позицией.
Книга «Шизофрении», впервые предложенная российскому читателю, по-своему уникальна. Она представляет удачную попытку не просто описать и объяснить те душевные расстройства, которые объединены понятием «шизофрения», а понять и осмыслить эти расстройства с позиции переживаний самого больного. Такое осмысление, основанное на безупречном знании клиники шизофрении и психологических концепций этого заболевания (в частности, психопатологических описаний Конрада, гештальтпсихологичес-ких и других доктрин), помогает приблизиться к больному человеку, сопереживать ему, способствует построению концепции в разрозненном мире переживаний больного и признанию субъективного смысла шизофренического инакомыслия и мировоззрения, по значению равного для больного коперниковскому повороту в самосознании человечества.
Но понять и осмыслить значит изменить отношение к больному человеку, реорганизовать систему взаимоотношений с ним, отнестись с максимальным уважением к его личностным особенностям, на основе равноправия помочь больному найти свое место среди нас. Таким образом, эта книга является психотерапевтическим средством, позволяющим больному найти общий язык с окружающим его миром, и прежде всего — со своими родственниками.
Понять больного, понять его внутренний мир, его мотивы и побуждения так же трудно, как трудно самому больному найти общий язык с обществом. Вот почему книга Д. Хелла и М. Фишер-Фельтен по-настоящему ценна: она адресована прежде всего родственникам душевнобольных и всем тем, кто хочет, может и должен общаться с больными шизофренией и желает обучиться этому искусству. Это путь к сердцу и душе больного и от него — к сердцам и душам его близких и медицинского персонала.
Книга «Шизофрении» своими конкретными практическими рекомендациями не только помогает установить взаимопонимание между больным и обществом, но и способствует созданию организационных структур, призванных реабилитировать больных, сформировать группы самопомощи душевнобольных и их родственников, возродить в них веру в выздоровление и в возможность приспособиться к нашему сложному миру.
Перевод книги «Шизофрении» сделан в тот период, когда в российском обществе постепенно меняется отношение к душевнобольным. Отчуждение общества от больных и злоупотребления психиатрией, характерные для тоталитаризма, сменились стремлением к правовому решению социальных проблем, касающихся психически больных. Так, с января 1993 года введен в действие Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Показателем изменения отношения общества к психически больным является создание в России благотворительного фонда «Душа человека» и Ассоциации родственников душевнобольных «Острова надежды», по инициативе которой и осуществляется издание этой книги.
Мы благодарны издательству «Шпрингер» и авторам книги за предоставленную российскому читателю возможность ознакомиться с этим гуманным и столь необходимым трудом.
Надеемся, что широкий круг читателей, к которому мы, в первую очередь, относим родственников больных, самих больных, а также психиатров и медицинских психологов, воспримут книгу с таким же энтузиазмом, с каким она была написана и переведена, и с новыми силами возьмутся за великую работу взаимного приспособления больных шизофренией и общества, гражданами которого они являются.

Шизофрения — самое загадочное заболевание нашего времени. Являясь болезненным отражением разобщенности, отчужденности и расщепленности личности в современном обществе, этот недуг…

§

Никакое другое психическое заболевание не причиняет человеку столько страданий, сколько шизофрения. Лиц, страдающих этим недугом, постоянно преследуют галлюцинации или бредовые мысли или же они испытывают разного рода дефициты, которые не позволяют им адекватно функционировать в психологическом и социальном плане. Близкие очень обеспокоены их заболеванием, поскольку они часто не понимают его причины и не имеют представления, как помочь. Общество обязано попытаться обеспечить помощь больным шизофренией с длительным и неблагоприятным течением заболевания.
Исследования шизофрении и методы ее лечения развивались по сложному пути. Довольно часто больных помещали в учреждения, где им либо оказывали незначительную помощь, либо их не лечили вообще. Когда же больные получали терапию, она в основном проводилась препаратами, вызывавшими серьезные кратковременные и длительные побочные эффекты, которые доставляли пациенту существенный дискомфорт. В отношении затраченных материальных средств следует сказать, что на исследования по шизофрении их отпускалось меньше, чем на такие заболевания, как рак, рассеянный склероз или диабет.
Последнее десятилетие привнесло много улучшений в наше понимание болезни и лечение больных шизофренией. В области терапии отмечались наиболее выраженные достижения, которые принесли значительную пользу пациентам. Краеугольный камень всей системы лечения психоза в рамках шизофрении — использование антипсихотиков для снятия таких психотических симптомов, как галлюцинации и бред. Препараты типа клозе-пина и рисперидона продемонстрировали свою способность произвести существенные улучшения у больных шизофренией. Клозепин был своего рода «прорывом» в лечении резистентной шизофрении и показал, что способен значительно улучшить состояние пациентов, длительное время считавшихся некурабель-ными. Рисперидон недавно поступил в продажу, причем заверяли, что он будет так же эффективен, как и традиционные давно известные антипсихотики, но не будет вызывать выраженных кратковременных побочных эффектов типа скованности и тремора, наблюдаемых в рамках экстрапирамидных реакций. Кроме того, обещанные преимущества этих двух новых препаратов вызвали значительный интерес к «новому слову» в психофармакотерапии шизофрении. Это «возбуждение» среди клиницистов помогло «закрепить» достижения, отмечаемые в других сферах лечения шизофрении. Один из примеров тому — реабилитационные программы, которые ныне широко доступны больным шизофренией. Эти реабилитационные программы, особенно при использовании их у деинституционализирован-ных пациентов в домашних условиях, обеспечили значительные улучшения в качестве жизни и даже в трудовой деятельности таких пациентов. Новые средства, такие как клозепин и риспе-ридон, помогли в том плане, что позволили больным достигнуть значительного улучшения без серьезных побочных эффектов, которые причиняли бы им существенный дискомфорт.
Вызывают беспокойство результаты последних исследований по шизофрении. Неинвазивные функциональные и структурные визуальные методы позволили нам отчетливо увидеть, что в головном мозге больных шизофренией есть изменения. Пока между полученными данными нет согласованности, но они помогают подтвердить тот важный для медицинской общественности факт, что шизофрения — это не просто функциональное расстройство, а скорее заболевание ЦНС. Генетические исследования, показывающие связь особых допаминовых генов и функциональных возможностей таких препаратов, как клозепин, — хороший пример того, как взаимосвязаны исследовательская и клиническая сферы, что способствует лучшему пониманию шизофрении.
Благодаря этому научному интересу, а также благодатной почве в 1994 г. состоялась конференция по шизофрении. Последнее десятилетие исследований по клинической терапии шизофрении показало, что вряд ли появится какой-то один метод или подход, который предоставит ответы на все вопросы или же лечение всех симптомов. И, учитывая это, участники конференции «Шизофрения 1994: Изучение спектра психозов» сосредоточились на целом ряде проблем исследований и терапии шизофрении. Книга состоит в основном из пленарных докладов, сделанных на этой конференции. Они соответственно исследуют мир психозов, но применительно не только к шизофрении, но и к другим психотическим расстройствам. Этот серьезный акцент позволяет читателю почерпнуть важную информацию о психозах и их лечении и, возможно, применить их к шизофрении так, как это ранее делалось редко.
Спектр тем, обсуждаемых в этой книге, широк: от базовых исследований, например, по развитию мозга (Daniel Weinberger) до оценки активности рецепторов и воздействия на них медикаментозных средств (Stephen Stahl). Вопросы психосоциальной реабилитации, рассмотренные в главах, написанных Gerald Hogarty и Robert Liberman, показывают, как можно улучшить прогноз у больных шизофренией. John Talbot и Leona Bachrach в своих главах представляют привлекательные социальные перспективы для тех методов лечения, которые использовались у больных шизофренией в течение последних десятилетий.
Лежат ли Ваши интересы в области базовых биологических исследований или же в сфере психосоциальной реабилитационной терапии или медикаментозного лечения больных шизофренией, я думаю, что книга покажется Вам интересной и волнующей. Я считаю, что она отразила сущность захватывающей конференции «Шизофрения 1994».

Как быть Леди:  Две сущности нейролингвистического программирования / Хабр

Никакое другое психическое заболевание не причиняет человеку столько страданий, сколько шизофрения. Лиц, страдающих этим недугом, постоянно преследуют галлюцинации или бредовые…

Священное безумие

Журналист: А кем были шизофреники до открытия шизофрении — безумцами?

Философ: Не всегда. Часто на вершинах культуры оказывались люди, которых мы бы сегодня сочли психически нездоровыми.

Журналист: Мы дошли до опасной темы — библейские пророки или Мухаммед слышали голоса, описывали свои видения…

Философ: Специалисты считают, что у Мухаммеда была эпилепсия или какая-то эпилептоидная истерия. Но я имел в виду не религиозных деятелей, а, скажем, Ньютона, у которого была точно шубообразная шизо­френия и по законам которого человечество тем не менее жило 300 лет — до тех пор, пока не появился еще один шизофреник, Альберт Эйнштейн.

Журналист: Если уж раздавать диагнозы, то вряд ли можно обойтись без обсуждения религиозных деятелей — люди тысячелетиями жили, руководствуясь «голосами», которые что-то сообщали пророкам.

Психотерапевт: Здесь мы не располагаем, конечно, адекватным материалом для постановки диагноза. В моей клинической практике был случай, когда девушка пришла в церковь и объявила, что ей было явление Богоматери, отправившей ее на служение. Священники, поговорив с ней и посовещавшись, вызвали психиатрическую перевозку. Совершенно ясно, что в иные времена ее участь была бы другой и ей светила бы карьера святой или ясновидящей.

Журналист: Студентом я ходил на практику по психиатрии, там был сварщик, который взял в библиотеке словарь атеиста, прочитал его и понял, что он бог. Дальше он исходил только из этого и считал себя ответственным за все события в этом мире. Это была не только болезнь, но и мощный духовный опыт.

Психотерапевт: Наш с Рудневым друг и коллега из Израиля Иосиф Зислин — один из тех, кто исследовал так называемый иерусалимский синдром. Сюжет здесь такой: человек приезжает в Иерусалим и начинает представлять себя богом или мессией. Внешне это выглядит так, будто психоз обусловлен именно этим местом. Но оказывается, что почти все до этого уже наблюдались у психиатров.

Журналист: Чем эти люди отличаются от мессий и пророков прошлого?

Философ: Очень трудно судить о таких вещах. Допустим, первобытное магическое мышление — оно вроде психотическое по формальным признакам. Но для того чтобы вы­явить психозы, нужна норма, а нормы-то и нет. Если человек слышит голоса — это нормально, если все вокруг тоже слышат голоса.

Ученые

Например, Исаак Ньютон – английский ученый, сделавший великие открытия в области физики и математики, по мнению современных ученых, имел диагноз «приступообразная прогредиентная шизофрения».

И в детстве, и в зрелом возрасте ученый был замкнутым, нелюдимым, любил проводить время за книгами. Как и все великие люди, страдающие шизофренией, Исаак Ньютон не осознавал свой недуг, он был полностью поглощен своими исследованиями. Его внимание было целиком направлено в науку и совершенно отсутствовало в бытовых сферах. Ученый забывал поесть, или мог поесть дважды, так как не помнил о факте приема пищи.

Патологическая забывчивость сыграла с ученым злую шутку – непотушенные вовремя свечи спровоцировали пожар, уничтоживший все его записи. Позже у Ньютона усилилось чувство беспокойства за свои труды – ему казалось, что кто-то хочет незаконно завладеть ими, и этот «кто-то» готов ограбить дом ученого или даже убить его.

Одни ученые считают, что шизофрения Исааку Ньютону передалась по наследству от отца, другие это связывают с тем, что ученый проводил много лабораторных опытов, и его мозг был поврежден отравляющими веществами, третьи видят причину в напряженной работе.

Другой ученый-шизофреник — математик Джон Нэш. Первые проявления параноидальной шизофрении начались у него в возрасте 30 лет. Они с женой хотели скрыть наличие симптомов, но болезнь быстро прогрессировала, Нэш попал в клинику, где проходил медикаментозное лечение.

Спустя несколько лет болезнь вернулась, ученый стал о себе говорить как о постороннем человеке, вслух вести диалоги о нумерологии и о политике. После прохождения инсулинокоматозной терапии вновь наступил период ремиссии.

Приступы параноидальной шизофрении преследовали математика всю жизнь, но несмотря на это, за труды в области математики был награжден Нобелевской премией. Его незаурядная личность привлекла внимание журналистки Сильвии Назар, которая написала о нем книгу, а позже по книге был снят фильм «Игры разума».

Характер: полифонический

Журналист: Можно ли распознать склонность к шизофрении по каким-то чертам личности человека?

Психиатр: Психолог Елена Добролюбова использует хорошее название — «полифонический характер». Психиатры с давних пор знали, что если в характере одновременно встречаются яркие истерическая, психастеническая, эпилептоидная стороны, то есть опасность шизофрении.

В полифоническом характере сочетаются предрасположенность к материалистическому мироощущению и к идеалистическому мироощущению. Я убежден, что существуют два природных полюса предрасположенности к определенному мироощущению, которые будут определять особенности мышления и творчества человека, как его ни воспитывай.

Человек с полифоническим характером способен смотреть на вещи одновременно справа и слева, снизу и сверху, снаружи и изнутри — так и возникают самые необыкновенные научные и художественные произведения. Мы видим у Гоголя как будто бы матерый реализм, его образы даже слишком материальны, и в то же время это особая волшебная сказочность. Так же и у Булгакова, и у Дюрера, и у Малевича, и у Сезанна…

Журналист: А разве не считается, что шизо­френия — это полюс развития шизоидного характера, связанного с уходом от телесной реальности в фантазии?

Психиатр: С этого все начиналось, в эту теорию верил Блейлер. Но я считаю, она не оправдала себя. Люди с «шизоидным характером» — это люди идеалистического, или аутистического, склада, у которых очень развито аутистическое мышление, как его называл Блейлер.

Символ — это не просто знак, как при переходе через улицу. Юнг говорил: «Знак меньше вещи, а символ — больше». Символ — это знак, который несет в себе потаенный смысл из мира вечного, изначального, подлинного. Идеалисты, мыслящие символами, склонны к теоретической деятельности, а не к шизофрении.

Журналист: Шизофрения всегда связана с полифоническим характером?

Психиатр: В психиатрии давно известно, что существуют так называемые предсмертные ремиссии. Я это видел, когда работал два года в деревенской психиатрической больнице в Калужской области. Там лежали бездомные, больные шизофренией, да еще часто страдавшие туберкулезом, и врачи провожали их из жизни.

Когда тяжелый, уже слабоумный больной медленно умирает, он начинает светлеть, умнеть, он становится душевно теплее. Он вспоминает родственников, которых не вспоминал много лет. Он начинает говорить интересные, тонкие вещи, которые совсем не ожидаешь от него услышать.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий