Нейронные связи мозга — что это такое и как создавать новые связи

Нейронные связи мозга - что это такое и как создавать новые связи Женщине
Содержание
  1. Экспериментальные исследования на животных показывают, что обогащенная среда, то есть наполненная дополнительными или усложняющими жизнь примочками, позволяет лабораторным крысам и обезьянкам расти и развиваться быстрее, более адекватно реагировать на стресс, эффективнее учиться и увеличивать массу и толщину коры мозга.
  2. Что такое нейрон (нейронные связи)
  3. Как работает наш мозг: что нужно знать о нейронах и нейронных связях
  4. 7 факторов для построения новых нейронных связей головного мозга
  5. Виды нейронов и нейронных связей
  6. Восстанавливаются ли нервные клетки
  7. К примеру, регулярные поездки на дегустацию сыров и вин, то есть расширение обонятельно-вкусового спектра, по собственному предположению сузуки, поспособствовали росту новых нейронных клеток (согласно исследованиям, взрослые имеют только две области мозга, где еще возможен нейрогенез — гиппокамп и обонятельная луковица, также участвующая и в формировании вкусовых ощущений).
  8. Как это можно сделать?
  9. Книга нейробиолога венди сузуки
  10. Контекст
  11. Механизм формирования привычки
  12. Мотивация и спорт
  13. Нейрографика
  14. Один за всех… про нейроны
  15. Пластичность целых областей мозга
  16. Сколько нейронов в мозге
  17. Смена декораций — кратковременное путешествие — перезагружает систему и стряхивает налет автоматизма. это легко проверить по возвращении — эффект нового не бросает нас на паспортном контроле, и, по крайней мере первое время, мы воспринимаем прежнее знакомое пространство как изменившееся.
  18. Смена когнитивных установок с негативных на позитивные и с защитных на способствующие открытости — такой же побочный эффект долгих путешествий, как обгоревшие плечи, охапка историй и бортовой журнал для потомков.
  19. Строение нейрона
  20. Упражнения, направленные на повышение нейропластичности
  21. Участки мозга, отвечающие за эти и прочие «управленческие» функции,находятся в тесном контакте с зонами, ответственными за функционирование нашего ума. иными словами, чем больше прокачана наша способность к саморуководству, тем более продуктивно мы думаем.
  22. Функция производства белков
  23. Выводы

Экспериментальные исследования на животных показывают, что обогащенная среда, то есть наполненная дополнительными или усложняющими жизнь примочками, позволяет лабораторным крысам и обезьянкам расти и развиваться быстрее, более адекватно реагировать на стресс, эффективнее учиться и увеличивать массу и толщину коры мозга.

То же работает и для людей.

Венди Сузуки, доктор наук и руководитель интерактивной исследовательской лаборатории Нью-Йоркского университета, в своем простом и увлекательном путеводителе по нейропластичности описывает, как поездка за границу может стать идеальной обогащенной средой на примере своего путешествия во Францию.

Ее аналог «Ешь, молись, люби» включал в себя изучение новой области науки, освоение французского и игры на фортепиано (постепенное обучение), и более увлекательные вещи вроде романа с парижанином и привыкания к тому, что французы постоянно целуются, воспринимают азиатов как экзотику и в целом серьезно отличаются от американцев (эмоциональная встряска).

Глубокая культурная интеграция (начиная с изучения местной кухни и заканчивая привычкой лобзаться в общественных местах) серьезно подсобила развитию ее мозга.

Что такое нейрон (нейронные связи)

В переводе с греческого нейрон, или как его еще называют неврон, означает «волокно», «нерв». Нейрон – это специфическая структура в нашем организме, которая отвечает за передачу внутри него любой информации, в быту называемая нервной клеткой.

Нейроны работают при помощи электрических сигналов и способствуют обработке мозгом поступающей информации для дальнейшей координации производимых телом действий.

Эти клетки являются составляющей частью нервной системы человека, предназначение которой состоит в том, чтобы собрать все сигналы, поступающие из вне или от собственного организма и принять решение о необходимости того или иного действия. Именно нейроны помогают справиться с такой задачей.

Каждый из нейронов имеет связь с огромным количеством таких же клеток, создаётся своеобразная «паутина», которая называется нейронной сетью. Посредством данной связи в организме передаются электрические и химические импульсы, приводящие всю нервную систему в состояние покоя либо, наоборот, возбуждения.

К примеру, человек столкнулся с неким значимым событием. Возникает электрохимический толчок (импульс) нейронов, приводящий к возбуждению неровной системы. У человека начинает чаще биться сердце, потеют руки или возникают другие физиологические реакции.

Мы рождаемся с заданным количеством нейронов, но связи между ними еще не сформированы. Нейронная сеть строится постепенно в результате поступающих из вне импульсов. Новые толчки формируют новые нейронные пути, именно по ним в течение жизни побежит аналогичная информация.

Стабильная нейронная сеть выстраивается у ребенка уже к двум годам. Удивительно, но уже с этого возраста те клетки, которые не используются, начинают ослабевать. Но это никак не мешает развитию интеллекта. Наоборот, ребенок познает мир через уже устоявшиеся нейронные связи, а не анализирует бесцельно все вокруг.

Даже у такого малыша есть практический опыт, позволяющий отсекать ненужные действия и стремиться к полезным. Поэтому, например, так сложно отучить ребенка от груди — у него сформировалась крепкая нейронная связь между приложением к материнскому молоку и удовольствию, безопасности, спокойствию.

Познание нового опыта на протяжении всей жизни приводит к отмиранию ненужных нейронных связей и формированию новых и полезных. Этот процесс оптимизирует головной мозг наиболее эффективным для нас образом. Например, люди, проживающие в жарких странах, учатся жить в определенном климате, а северянам нужен совсем другой опыт для выживания.

Как работает наш мозг: что нужно знать о нейронах и нейронных связях

В последнее время модно говорить нейронах, нейронных связях и возможностях нашего мозга. Но что все это значит с научной точки зрения? Правда ли, что для здорового развития ребенка забота и любовь гораздо важнее арифметики и чтения? Публикуем отрывок из книги «Медицина для умных. Современные аспекты доказательной медицины для думающих пациентов», которая уже на этой неделе появится в продаже.

Книгу «Медицина для умных. Современные аспекты доказательной медицины для думающих пациентов» подготовили врачи клиники «Рассвет» — единственной клиники доказательной медицины в Москве. Автор этого отрывка — прекрасный врач-невролог Анна Мороз, которая, к большому сожалению, погибла в неравной схватке с Covid-19.

Что такое нейроны

Америку я не открою, структурной единицей мозга является нервная клетка — нейрон. Нейрон — клетка очень специфическая и очень отличается от остальных клеток организма человека.

Во-первых, эти клетки действительно не делятся. Есть ткани и органы в человеческом теле, клетки которых постоянно делятся и обновляются на протяжении жизни. Это и кожа, и слизистые, и ростовые зоны ногтей и волос. Клетки же нервной системы к моменту рождения уже практически не делятся, по мере взросления и развития детского мозга нейроны взрослеют вместе с ним. Они увеличиваются в размерах, обрастают многочисленными отростками и учатся коммуницировать друг с другом.

Эта длина достигается как раз за счет клеточных отростков, способных прорасти на половину длины туловища хозяина. Любознательные ученые даже пытались примерно рассчитать длину аксонов нервных клеток коры и получили значение около 1600 км!

В-третьих, нейроны очень чувствительные и хрупкие клетки. Это и понятно, имея такую длину, очень просто не уследить за каким-нибудь далеко убежавшим отростком и повредить его, да еще и поделиться и восстановить свою численность не выходит.

Именно поэтому мозг очень чувствителен к любым воздействиям, будь то дефицит кровоснабжения, инфекция, интоксикация или травма. Так что нейроны свои беречь надо с юных лет.

Как наш мозг развивается

Для того чтобы понять, насколько важны нейронные связи, расскажу пару слов о том, как развивается и созревает мозг у ребенка. Мозг младенца, только что появившегося на свет, очень недоразвит. Если детеныши большинства млекопитающих с первых дней способны передвигаться, то детеныш человека совсем ничего не умеет. На момент рождения у человека имеются только первичные корковые поля, нет ни памяти — вторичной коры, ни умения обобщать и анализировать информацию — третичной коры. Но, что очень интересно, все нейроны у малыша уже есть. На самом деле примерно к концу II триместра беременности все нейроны будущей коры головного мозга уже на месте, а после рождения нервные клетки не делятся и не поднимают свою численность.

Весь процесс созревания мозга ребенка, освоение двигательных навыков, обучение и интеллектуальное развитие — это постоянное образование новых клеточных отростков и новых межнейронных взаимодействий. За первые 5-6 лет мозг ребенка увеличивается в размерах в четыре раза, и все это за счет ветвления нейронов. В этот период уровень межклеточного взаимодействия максимально высок и превышает таковой взрослого человека.

Обычного окружения, освоения мира, общения с людьми и положительных эмоций вполне достаточно, чтоб мозг среднестатистического ребенка развился в полноценный крупный шустро работающий орган.

Сразу хочу оговориться, что особой разницы между детьми, которых родители таскают с пеленок на сотни развивашек и кружков, и детьми, коротающими счастливое детство в деревне среди цветов, бабочек и рогатого скота, нет.

Ребенок с сотней ненужных в его нежном возрасте навыков вроде кунг-фу, беглого чтения в 3-4 года и верховой езды (если вы, конечно, не растите профессионального спортсмена) и дефицитом родительской любви будет развиваться хуже и менее гармонично, нежели детеныш залюбленный, но не умеющий делать тройной тулуп на льду. А объясняется это все довольно просто. Когда малыш растет в стрессе, нехватке любви и заботы, постоянно переживает о том, придет ли мама с работы, ударит ли папа за разбитую тарелку, будут ли наконец совместные выходные или опять няня, включающая мультики «на отвали» и запрещающая хулиганить, то в его небольшом организме вырабатывается много гормона — кортизола.

Кортизол — гормон надпочечников, попадающий в кровь в стрессовых ситуациях. Доказано, что длительное повышение уровня кортизола в крови замедляет процессы развития мозга. У детей, растущих в условиях стресса, замедлены процессы формирования новых синапсов, снижается познавательная активность и когнитивные функции.

Не будем о грустном, возьмем ребенка, который растет в любви и спокойствии. Как только чадо научилось полноценно двигаться, перестало быть неуклюжим, научилось говорить, попадать ложкой в рот и освоило худо-бедно азы счета и письма, количество связей между нейронами несколько снижается. Ведь самое сложное, чему мог научиться человек, он уже сделал.

Есть в головном мозге еще один тип клеток, они формируют странную субстанцию — глию. Глия — это собирательный термин для ненейрональных клеток мозга. Они выполняют вспомогательную функцию, поддерживают нейроны и вырабатывают миелин, ту самую белую изоляцию нервных проводов, помните? И глиальные клетки как раз сохраняют свою способность делиться и обновляться на протяжение жизни человека. И это понятно, ведь если нейроны постоянно удлиняются, ветвятся и расползаются по голове, то их отростки постоянно надо окутывать новой изоляцией, чтобы информация была доставлена вовремя и в нужном направлении. <…>

Что такое коннектом и нейронные связи

В 2005 году был введен термин «коннектом». Он подразумевает все нейроны и все связи между ними. Примерно тогда же возникла и целая область нейронауки — коннектомика. Цель ее — картирование мозга и изучение нейрональных связей. <…>

У исследователей еще недостаточно ресурсов для полноценного изучения коннектома человека, не хватает ни знаний, ни мощности аппаратуры, однако определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Изучены отдельные участки мозга человека, выделены некоторые нейронные сети, которые оказываются очень важными в работе головного мозга и всего организма человека.

У каждого человека они уникальны и формируются по мере переживания им нового опыта. Если сравнить двух близнецов, абсолютно идентичных и внешне, и по набору генов, выяснится, что они все равно во многом будут различаться в своем поведении. Это и есть работа коннектома.

Как быть Леди:  Влияние смеха и плача на здоровье человека — Информио

Можно ли обогатить коннектом

Безусловно, многие вещи обусловлены генетически. Например, способность нейронов ветвиться, скорость, с которой нейроны могут образовывать новые связи, количество миелина, окутывающего нервные волокна. Но триггером для построения новых межнейронных контактов служит именно внешний стимул, оживленная беседа с товарищем, поход на выставку, попытка разгадать секрет простых чисел или вышивание крестиком.

Конечно, это всего лишь одна из гипотез, которая пока доказана не полностью, но она очень стройна и логична. Бессмысленно насильственным путем обучать ребенка, которому счет дается сложнее, чем одноклассникам; или рассчитывать, что один брат будет так же лихо играть на скрипке, как второй. Если нейроны образуют связи с разной скоростью, то и новый навык осваивается у каждого в свое время и со своей скоростью.

Надо просто искать индивидуальный подход к каждому человеку, чтобы понимать, в каких условиях ему комфортнее обучаться (т. е. какие должны быть дополнительные сигналы, поступающие от внешнего мира к мозгу, чтобы образовались новые нейронные связи). Я, например, всю школу делала уроки под музыку, обычно что-то из Led Zeppelin, чтоб уж наверняка, чем, конечно, вводила родителей в недоумение. Но потом поняла, что это не просто подростковые понты, мне так действительно легче и проще училось. А когда я готовилась к сессиям в университете и повторяла про себя не поддающиеся запоминанию каскады биохимических и физиологический реакций, обязательно нарезала круги по своей комнате. Вот так, сидя не запоминается, а при движении — легко!

Наша память, как полагается, также закодирована в межнейронных связях. Любопытно, что и при нормальном старении, и при различных заболеваниях мозга, приводящих к снижению памяти, первыми забываются недавние события. Сначала это обычная забывчивость: куда я положила свои очки? Как зовут женщину, с которой я познакомилась на той неделе? Постепенно снижение памяти может прогрессировать, но забываются, как правило, именно недавние события, в то время как воспоминания детства и юности в мельчайших подробностях долгое время остаются сохранными. Вероятно, и это явление отчасти можно объяснить с точки зрения коннектома.

Это правомочно и для эмоционально окрашенных событий прошлого, ведь не секрет, что яркие происшествия западают в память куда глубже. Это объясняется тем, что эмоции, как позитивные, так и негативные, служат дополнительным мощным стимулом для образования новых межклеточных контактов.

Так вот, чем больше контактов хранит воспоминание, тем крепче оно держится в голове, тем дольше оно будет с нами, пока мы стареем. А свежие воспоминания, полученные стареющим мозгом, который медленно и не всегда охотно образует новые связи, остаются поверхностными и не вызывают массивного образования новых синапсов, а потому и легко покидают нашу голову, вылетая в ухо.

Забегая немного вперед, хочется сказать пару слов о том, как поддерживать свой мозг в рабочем состоянии и профилактировать когнитивные нарушения, неизбежные при старении.

Второй факт, с которым, как это ни прискорбно, не поспоришь, заключается в том, что с возрастом и количество самих нейронов, и количество взаимосвязей между ними, и даже скорость образования этих связей снижается.

Делаем очевидный вывод: с юных лет надо вести разнообразную, богатую впечатлениями жизнь, развивать навыки многогранно (и творчество, и спорт, и иностранные языки, и чтение), получать положительное эмоциональное подкрепление (путешествия, театры, концерты, вкусная еда), много двигаться (да-да, движение активирует колоссальное количество нейронов в головном мозге, давно известно, что двигательная активность очень полезна для нервной системы), общаться с людьми.

Все эти виды активности банально повышают количество межнейронных связей и способствуют обогащению коннектома. При старении (а особенно при нейродегенеративных заболеваниях) и гибели нервных клеток мягче и незаметнее когнитивные нарушения будут обуревать тот мозг, чьи нервные связи многочисленнее. Заботиться о своем мозге и коннектоме надо с детства, с головой подходить к выбору профессии, хобби, планированию досуга и отпуска, выбору круга общения.

7 факторов для построения новых нейронных связей головного мозга

  1. Доброжелательное отношение с близкими, бережное отношение к «родственным связям».
  2. Необходимо иметь хорошие коммуникативные способности, уметь «обходить свои и чужие острые углы», которые у нас и у всех есть.
  3. Необходимо иметь устойчивое мировоззрение, и не «кидаться из одной крайности в другую», считаю это «осознанным отношением к жизни». Когда ты не перекладываешь свои ошибки на других людей, а берешь за них ответственность на себя.
  4. Умение принимать действительность такой как она есть. Наверное, многие хотели полететь в космос или стать великими балеринами. Но реальность сейчас показывает, что это не получилось по многим причинам. Значит, эту реальность спокойно стоит принять. И не корить себя каждый раз, что «вот если бы были деньги, муж или например, наследство, то я бы сделала все по-другому» … это вот об этом!
  5. Необходимо всю жизнь учиться чему-то новому, и еще эти знания применять в жизни. Понятно, что учиться балетному искусству вы в 60 лет вряд ли будете, но научиться просто хорошо двигаться в танце под музыку можете. Еще и здоровье, и ориентация в пространстве станут лучше. Стоит найти то занятие, которое вы почему-то всю жизнь откладывали. Например, приготовить что-то интересное или печь хлеб. Это принесет вам не только реализацию себя в жизни, но вы можете стать востребованным и принесете пользу окружающим.
  6. Сбалансированное питание в разы улучшит самочувствие и не даст вам набрать лишний вес. Пересмотрите свой рацион, ешьте небольшими порциями и считайте калории. А для поддержания здоровья стоит принимать периодически полезные БАДы с минералами и витаминами. Они улучшат самочувствие и вашу жизненную активность.
  7. Долой стресс из жизни, либо не «принимайте все же близко к сердцу» какие-то стрессовые ситуации. Выражение, что «все болезни от нервов» имеет там корни. И нервные клетки погибают от длительного стресса.

Виды нейронов и нейронных связей

Нейроны можно обнаружить в различных органах человека, а не исключительно в головном мозге. Большое их количество расположено в рецепторах (глаза, уши, язык, пальцы рук – органы чувств). Совокупность нервных клеток, которые пронизывают наш организм составляет основу периферической нервной системы. Выделим основные виды нейронов.

Вид нейронной клеткиЗа что отвечает
АффекторныеЯвляются переносчиками информации от органов чувств в головной мозг. У этого вида нейронов самые длинные аксоны. Импульс из вне поступает по аксонам строго в определенный участок головного мозга, звук — в слуховой «отсек», запах – в «обонятельный» и т.д.
ПромежуточныеПромежуточные нервные клетки обрабатывают сведения, поступившие от аффекторных нейронов и передают ее периферическим органам и мышцам.
ЭффекторныеНа заключительном этапе в дело вступают эфференты, которые доводят команду промежуточных нейронов до мышц и других органов тела.

Слаженная работа нейронов трех типов выглядит так: человек «слышит» запах шашлыка, нейрон передает информацию в соответствующий раздел мозга, мозг передает сигнал желудку, который выделяет желудочный сок, человек принимает решение «хочу есть» и бежит покупать шашлык. Упрощенно так это действует.

Самыми загадочными являются промежуточные нейроны. С одной стороны, их работа обуславливает наличие рефлекса: дотронулся до электричества – отдернул руку, полетела пыль –зажмурился. Однако, пока не объяснимо как обмен между волокнами рождает идеи, образы, мысли?

Единственное, что установили ученые, это тот факт, что любой вид мыслительной деятельности (чтение книг, рисование, решение математических задач) сопровождается особой активностью (вспышкой) нервных клеток определенного участка головного мозга.

Есть особая разновидность нейронов, которые именуются зеркальными. Их особенность заключается в том, что они не только приходят в возбуждение от внешних сигналов, но и начинают «шевелиться», наблюдая за действиями своих собратьев – других нейронов.

Восстанавливаются ли нервные клетки

При нормальном состоянии организма нейроны могут жить и функционировать очень долго. К сожалению, случается так, что они начинают массово погибать. Причин разрушения нервных волокон может быть много, но до конца механизм их деструкции не изучен.

Установлено, что нервные клетки погибают из-за гипоксии (кислородное голодание). Нейронные сети рушатся при отдельных травмах головного мозга, человек теряет память или утрачивает способность к хранению информации. В этом случае сами нейроны сохранены, но теряется их передаточная функция.

Отсутствие допамина ведет к развитию болезни Паркинсона, а его переизбыток является причиной шизофрении. Почему прекращается выработка белка не известно, спусковой механизм не выявлен.

Гибель нервных клеток происходит при алкоголизации личности. Алкоголик со временем может совершенно деградировать и утратить вкус к жизни.

Формирование нервных клеток происходит при рождении. Долгое время ученые полагали, что со временем нейроны отмирают. Поэтому с возрастом человек утрачивает способность накапливать информацию, хуже соображает. Нарушение функции по выработке допамина и серотонина связывается с наличием практически у всех пожилых людей депрессивных состояний.

Гибель нейронов, действительно неизбежна, в год исчезает примерно 1 процент от их количества. Но есть и хорошие новости. Последние исследования показали, что в коре головного мозга есть особенный участок, именуемый гипокаммом. Именно в нем генерируются новые чистые нейроны. Подсчитано примерное количество генерируемых ежедневно нервных клеток – 1400.

В науке обозначилось новое понятие «нейропластичность», обозначающее возможность мозга регенерироваться и перестраиваться. Но есть одна тонкость: новые нейроны еще не имеют никакого опыта и наработанных связей. Поэтому с возрастом или после заболевания мозг нужно тренировать, как и все иные мышцы тела: получать новые знания, анализировать происходящие события и явления.

Подобно тому, как мы усиливаем бицепс при помощи гантели, активизировать процесс включения новых нервных клеток можно следующими способами:

  • изучение новых сфер знаний, которые ранее были не нужны или не интересны. К примеру, математику можно начать изучать живопись, а юристу – основы физики.
  • через постановку сложных задач и поиск их решения;
  • составлением планов деятельности, которые включают в себя множество исходных данных.

Механизм возрождения прост. У нас имеются совершенно не задействованные новые клетки, которые нужно заставить работать, а сделать это можно лишь путем постановки новых задач и изучения неизвестных предметных сфер.

Как быть Леди:  Что такое искусственный интеллект и как он работает

К примеру, регулярные поездки на дегустацию сыров и вин, то есть расширение обонятельно-вкусового спектра, по собственному предположению сузуки, поспособствовали росту новых нейронных клеток (согласно исследованиям, взрослые имеют только две области мозга, где еще возможен нейрогенез — гиппокамп и обонятельная луковица, также участвующая и в формировании вкусовых ощущений).

Помимо чисто физиологических бонусов, подобная интеграция дает и более наглядные преимущества. По словам Адама Галинского, автора исследований о связи творчества и международных путешествий, адаптация к новой культуре «увеличивает когнитивную гибкость (умение переключаться между идеями), интегративность мысли и способность устанавливать глубинные связи между формами».

Еще один приятный бонус от адаптации — это способность к саморегулированию. Разобраться в правилах интуитивного вождения на азиатских дорогах, справиться с ударом судьбы в виде скачков курса евро и стремительно исчезающего бюджета, распланировать программу на ближайшую неделю и принять, что идея бесполезна и утопична, — даже небольшие бытовые «вызовы» учат нас самостоятельности и самоконтролю.

Как это можно сделать?

Принять тот факт, что нейроны головного мозга погибают, процесс этот называется апоптозом. И это нормальный процесс, когда организм избавляется от того, что не нужно и не используется. Но, хорошая новость, что они и образуются вновь. Это не что иное как «новые нейронные связи».

Читаем книгу «Пластичность мозга» Нормана Дойджа о нейропластичности мозга.

Мы знаем, что неправильный образ жизни и стресс мешают образованию этих новых нейронных связей. НО:

  • Процессы наслаждения и обучения способствуют появлению новых нейронных связей

Например, хорошая и вкусная еда, секс, любовь, смех, обучение чему-то новому, так считает главный редактор сайта «Нейроновости» А. Паевский и сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, психофизиолога Илья Захаров.

Нейрогенез зависит от выбросов нейромедиаторов и пока точно не удалось установить какие именно способствует образованию новых нейронных связей так считает И. Захаров, но считается что дофамин и серотонин точно участвуют в этом процессе.

Именно получение свежей, новой информации не дает умирать нервным клеткам и имеет положительный эффект для памяти. Однако важен и тот момент, что мы должны иметь и богатую окружающую среду, и полезные для нас социальные контакты, развлечения и какие-то «новые открытия».

Спорт не только накачивает мышцы тела, но и мозга. Оказывается, как мы писали ранее информацию по книге Венди Сузуки, мозг лучше запоминает информацию при физических упражнениях, старение мозга замедляется.

Здоровый сон — это для нашего мозга своего рода «дефрагментация диска». Во сне нейронные связи становятся лучше, прочнее, лишнее вычищается и убирается. Даже обучение чему-то новому требует полноценного сна, потому что процесс запоминания происходит лучше, если ваш мозг отдохнувший.

Флавоноиды и омега-3-жирные кислоты также положительным образом влияют на процесс нейрогенеза. Морепродукты и водоросли, красное вино, заваренный вкусный «неспешный чай» по китайской чайной церемонии принесут организму не только приятные эмоции, но и полезность.

Книга нейробиолога венди сузуки

Книга про нейронные связи головного мозга от известного нейробиолога Венди Сузуки в помощь. Мне в этой книге понравился совет о том, что нужно самому искать занятие физическими нагрузками «по душе». Бегать, гулять с друзьями или уединенно в парке или по берегу моря, неважно, главное, чтобы были физические нагрузки.

Авторская методика аэробных занятий от Венди Сузуки способна поменять вашу жизнь и образ мыслей. Рекомендую почитать ее книгу «Странная девочка, которая влюбилась в мозг».

Сделать свою жизнь счастливее можете только вы сами. Физические нагрузки хотя бы 10 минут в день, а лучше не менее 30 минут, причем ежедневно, дадут вам большой заряд энергии и позитива.

Венди Сузуки занималась со своими студентами во время занятий в аудитории, а потом благодаря этому исследованию доказала, что выброс нейромедиаторов (гормонов удовольствия) усиливают способности мозга и участвуют в построении новых нейронных связей мозга.

Мозгу всегда в любом возрасте нужно давать нагрузку, как умственную, так и физическую. Иначе он атрофируется. А нервные клетки все-таки «восстанавливаются» благодаря появлению новых нейронных связей!

Контекст

Челвеческий мозг на выставке в Сан-Паулу
Die Welt

03.09.2021

The Atlantic

25.06.2021

Aeon Magazine

30.04.2021

Helsingin Sanomat

22.04.2021

Механизм формирования привычки

Любое систематичное повторение новых приобретенных действий расширяет новую “тропу” и закрепляет ее. Открытым остается только вопрос о сроке формирования привычки. Многие считают, что для этого необходимо производить одно и то же действие в течение 21 дня. Но откуда взялась эта цифра?

Эксперимент Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства


В эксперименте участвовало 20 человек и их задача сводилась к тому, что на протяжении 30 дней 24 часа в сутки они носили специальные очки, в которых линзы переворачивали изображение вверх дном.

Спустя 20-25 дней их мозг настолько привык видеть мир перевернутым, что воспринимал эту реальность за действительность, а мозг стал сам переворачивать изображение.

Адаптация зрительных рецепторов и зрительных полей головного мозга происходила в течение всего эксперимента, но пик переворотов изображения пришелся на 21 день. Отсюда и пошло мнение, что привычку можно создать за 21 день.

Но есть одна небольшая деталь: испытуемые не снимали очки 24 часа в сутки, т. е. находились в них постоянно. Если подсчитать, то за вычетом сна, ушло более 300 часов на воспитание этой привычки.

Данный эксперимент наглядно демонстрирует механизм нейропластичности и он применим абсолютно к любой привычке, которую человек хочет закрепить, даже к занятиям спортом.

Мотивация и спорт

Совсем недавно ученые обнаружили область мозга, отвечающую за мотивацию к спорту.

Эксперимент ученых из Центра интегративных исследований мозга при Научно-исследовательском институте Детской больницы Сиэтла


В исследовании, опубликованном в журнале Journal of Neuroscience, ученые вживляли электроды генетически модифицированным мышам в дорсальную медиальную уздечку головного мозга (в области таламуса), блокировали сигналы от нее и смотрели, что из этого получится.

В результате подавления этих сигналов у грызунов наблюдалась вялость, нежелание пить подслащенную воду и потеря интереса к физической активности. До этого мыши с удовольствием бегали в колесе. Без функционирующей дорсальной медиальной уздечки мыши стали пассивными. “Физически они способны бегать, но у них нет мотивации, — говорит исследователь”. [9].

В силу структурного сходства дорсальной медиальной уздечки у мыши и человека, управление настроением и мотивацией у различных видов живых существ может проходить одинаково.

Нейрографика

Есть один интересный метод арт-терапии для гармонизации своего внутреннего состояния. Называется он нейрографика. Впервые он был придуман в 2021 году Павлом Пискаревым, психологом и коучем по личностному росту.

С помощью нейрографики можно дать выход своим негативным эмоциям, обрести душевное равновесие, решить какие-то проблемы и «прожить» их в рисунке, избавиться от страхов, успокоиться и пр.

Нейрографика – это, по сути, метод прокладывания новых нейронных связей.

Чаще в жизни мы используем левое полушарие, которое отвечает за логику, счет, продуктивность и меньше используем правое полушарие, которое отвечает за творчество, проявление фантазии. Особенно востребован этот метод если вас одолевает тоска, депрессивное настроение и вам всегда чего-то не хватает в жизни.

за что отвечают левое и правое полушария

Лист бумаги, краски и карандаши — вот то, что необходимо для рисования.

Антистресс на кончике маркера – видео-мастер-класс питерского художника Татьяны Лобановой о нейрографике.

Все мы хотим попасть из точки А в точку Б, путь не всегда простой в жизни. И вот мы начинаем его рисовать и думать о том, как его легче пройти. Это чисто интуитивный метод. Извилистые линии, разные фигуры, сглаживание острых углов на рисунке помогает нам вдумчиво и спокойно осознать проблему, найти новые идеи, успокоиться и принять решение…В каждой линии или фигуре есть смысл!

Круг ассоциируется у нас с солнцем, и мы ощущаем тепло, квадрат со стабильностью, устойчивостью, а треугольник – это всегда движение…

Если у вас под руками всегда бумага, где вы рисуете что-то, может даже простые и никому непонятные «загогулины». То стоит попробовать поучиться этому методу. А кто не рисует, нервничает «по мелочам» и тревожится, то рисование поможет расслабиться…

Поговорка «учиться никогда не поздно» тоже о нейропластичности… новости вот об этом!

Один за всех… про нейроны

С течением времени часто возвращаюсь к статьям, чтобы добавить что-то новое, интересное и полезное!

Нас часто пугают стрессом, при котором идут большие потери нервных клеток. Это действительно так. Запускается процесс окисления, хотя «никто не знает, что такое стресс», судя по словам Ханса Селье, ученого, основоположника учения о стрессе.

Хроническое недосыпание и усталость, депрессия и нейродегенеративные заболевания являются пусковым механизмом для процесса окисления. Но переживать об этом не стоит. Потому что нервные клетки очень «умные».

Оказывается, что признаки болезни Паркинсона (неустойчивая походка, слабоумие, тремор конечностей), начинают проявляться, когда погибли более 90% клеток головного мозга. Но есть хорошая новость, что клетки головного мозга очень пластичны, и эти 10% вполне могут помочь человеку совсем не потерять свое «качество жизни», а за счет оставшихся 10% ее сохранить. 10% клеток вполне могут работать за те 90%, которые утеряны.

Пластичность целых областей мозга

Области, отвечающие за определенные функции, могут увеличиваться и уменьшаться в результате тренировки. Например, в коре мозга людей, упражняющихся в игре на фортепиано, очень быстро увеличиваются области, которые отвечают за движения пальцев. Более того, области увеличивались, даже когда участники исследования лишь думали о том, как они будут играть.

На этом основан принцип реабилитации мозга после травмы или инсульта. Предположим, у пациента плохо работает левая рука. Ему предлагают ограничить движения здоровой руки и попробовать действовать поврежденной. Мозг начинает увеличивать размеры зоны, отвечающей за поврежденную руку, вовлекая в процесс управления рукой здоровую часть двигательного отдела, включая соответствующие зоны в противоположном полушарии. Таким образом, мозг реорганизует свою деятельность, адаптируется, и рука начинает шевелиться лучше.

Как быть Леди:  Психоанализ - классический и современный, его теория и методы | Дефектология Проф

На нейропластичности основаны методы, связанные с биологической обратной связью. Эти методы позволяют лучше научить мозг управлять разными функциями организма, например, зрением при некоторых видах его нарушения. Метод предполагает тренировки с приборами, дающими обратную связь при выполнении специальных упражнений.

По-видимому, наше зрение на три четверти делает мозг. Обучаясь адаптироваться к тем особенностям зрения, которые невозможно исправить, можно научить мозг корректировать неверную картинку и «неправильными» глазами видеть более «правильно». В школах зрения нейропластичность используется путем выполнения специальных заданий: читать надписи разного цвета и размера, оценивать расстояние до объекта. Задания предлагает программа, оценивающая прогресс пациента.

Сколько нейронов в мозге

Нервные клетки в составе головного мозга занимают порядка 10 процентов, остальные 90 процентов это астроциты и глиальные клетки, но их задача заключается лишь в обслуживании нейронов.

Подсчитать «вручную» численность клеток в головном мозге также сложно, как узнать количество звезд на небе.

Тем не менее ученые придумали сразу несколько способов для определения количества нейронов у человека:

  • Рассчитывается число нервных клеток на небольшой части мозга, а затем, количество умножается пропорционально полному объему. Исследователи исходят из постулата о том, что нейроны равномерно распределены в нашем мозге.
  • Происходит растворение всех мозговых клеток. В результате получается жидкость, в составе которой можно увидеть клеточные ядра. Их можно посчитать. При этом служебные клетки, о которых мы сказали выше, не учитываются.

В результате описанных экспериментов установлено, что число нейронов в головном мозге человека — 85 миллиардов единиц. Ранее, на протяжении многих веков считалось, что нервных клеток больше, порядка 100 миллиардов.

Смена декораций — кратковременное путешествие — перезагружает систему и стряхивает налет автоматизма. это легко проверить по возвращении — эффект нового не бросает нас на паспортном контроле, и, по крайней мере первое время, мы воспринимаем прежнее знакомое пространство как изменившееся.

Шкловский назвал бы это остранением, позволяющим взглянуть на привычное как на Другое и вырваться из пут закоснелого восприятия.

Во время самого путешествия новизна среды — звуки, запахи, вкусы, ощущения — заставляют активно пахать наши синапсы, небольшие промежутки, связывающие нейроны и служащие для фильтрации «шума» (бесполезной информации, поступающей извне).

Чтобы электрический импульс перемахнул от одного нейрона к другому, требуется технологически замысловатая процедура, но каждая последующая передача проходит все лучше и лучше: наш мозг пыхтит, но постепенно учится. Синаптические связи, фиксирующие удачный и неудачный опыт, формируются на основе вымученного-пережитого — либо через многократное повторение и постепенное обучение (как в случае с иностранным языком), либо через одномоментную эмоциональную встряску.

Именно поэтому смена декораций может легко и быстро перезагрузить систему, но для серьезной и долговременной пользы она недостаточна, как бы ни было приятно отключиться от рутины и поваляться на шезлонге у бара с подозрительно безвкусным алкоголем (зато «все включено»).

Смена когнитивных установок с негативных на позитивные и с защитных на способствующие открытости — такой же побочный эффект долгих путешествий, как обгоревшие плечи, охапка историй и бортовой журнал для потомков.

Близкое и достаточно долгое знакомство с чужой культурой и особенностями других стран понижают общий уровень тревоги относительно злого и абсурдного мира вокруг, где каждая сводка новостей предвещает или констатирует апокалипсис (Галинский: «мы обнаружили, что люди, путешествующие за границу, повышают уровень „общего доверия“, или „общей веры в человечество“.

При контакте с другими культурами мы встречаем разных людей и начинаем понимать, что большинство из них ведут себя по отношению к нам аналогичным образом. Это и увеличивает доверие»). В путешествиях мы становимся более открытыми и для изменений собственной личности — когда первостепенной задачей мозга становится адаптация, когда он сосредоточен на особенностях дивного нового мира вокруг, ему не до косности, предрассудков и тоталитаризма в отношении границ «я».

Путешествия с заявкой на смыслообразующие таким образом учат нас гораздо большему, чем простое расслабление, — они учат нас эмоциональной осознанности (последний и важный фактор развития EI — самосознание. Как умение слушать себя, осознавать свои сильные и слабые стороны, чувствовать свое влияние на внешний мир и наоборот и использовать интуицию для принятия решений). А также открытости внешнему опыту, что принципиально для познания.

Жизненный опыт обуславливает то, как мы связываем разрозненные элементы окружающего мира в единую картину. У каждого нейрона в нашем мозгу есть множество небольших отростков — дендритов, которые формируются через стимуляцию электрическими импульсами.

Чем больше мы открываемся для нового опыта, чем более беспрепятственно происходит восприятие, тем активнее наш мозг перекидывает импульсы в разных направлениях. Туда, где образуются электрические пики, тянутся отростки нейронов, все ближе и ближе к основному действию.

Строение нейрона

На рисунке приведено строение нейрона. Он состоит из основного тела и ядра. От клеточного тела идет ответвление многочисленных волокон, которые именуются дендритами.

Мощные и длинные дендриты называются аксонами, которые в действительности намного длиннее, чем на картинке. Их протяженность варьируется от нескольких миллиметров до более метра.

Аксоны играют ведущую роль в передаче информации между нейронами и обеспечивают работу всей нервной системы.

Место соединения дендрита (аксона) с другим нейроном называется синапсом. Дендриты при наличии раздражителей могут разрастись настолько сильно, что станут улавливать импульсы от других клеток, что приводит к образованию новых синаптических связей.

Синаптические связи играют существенную роль в формировании личности человека. Так, личность с устоявшимся позитивным опытом будет смотреть на жизнь с любовью и надеждой, человек, у которого нейронные связи с негативным зарядом, станет со временем пессимистом.

Упражнения, направленные на повышение нейропластичности

Все эти упражнения связаны с тем, чтобы предложить своему мозгу выполнять привычные для него вещи непривычным образом и собирать для этого «другие команды» нейронов. Тренируя мозг на непривычные действия, мы держим его в тонусе и улучшаем обучаемость.

  • Действовать не ведущей рукой

Для начала можно попробовать чистить зубы или есть другой рукой. По мере того как вам будет проще делать это, перейдите обратно на ведущую руку.

Попробуйте есть, принимать душ, делать другие привычные вещи с закрытыми глазами (только осторожно).

Найдите десять новых способов добраться до работы. Пообедайте не в том месте квартиры, где вы это делаете обычно.

  • Смотреть на мир перевернутым

Можно делать это, заглядывая «под коленки», как это делают дети, или переворачивать привычные предметы и разглядывать их в другом ракурсе.

По некоторым исследованиям, регулярная медитация и физические нагрузки также позволяют повысить нейропластичность.

Участки мозга, отвечающие за эти и прочие «управленческие» функции,находятся в тесном контакте с зонами, ответственными за функционирование нашего ума. иными словами, чем больше прокачана наша способность к саморуководству, тем более продуктивно мы думаем.

Самоконтроль помогает развиваться не только обычному, но и эмоциональному интеллекту (EI) — так американский психолог Дэниел Гоулман обозначил нашу способность распознавать свои и чужие эмоции, дифференцировать чувства и учиться эмоциональной гибкости, а также использовать информацию об эмоциях для руководства мышлением и поведением.

Согласно теории Гоулмана, EI больше, чем IQ, влияет на качество жизни и профессиональный успех (в особенности по части лидерства). Теорию до сих пор считают спорной, но мощь и значение эмоционального интеллекта никто не отрицает. Самоконтроль, по Гоулману, — один из ключевых пунктов для развития EI наряду с социальными навыками, способностью к эмпатии и мотивацией.

Кратковременные поездки вроде отпуска помогают избавиться от стресса: согласно исследованиям, женщины, отдыхающие меньше раза за два года, чаще страдают от депрессии и стресса, чем те, кто отдыхает не реже двух раз в год.

Стресс, частенько сопровождающий нашу повседневную жизнь, действует на мозг, как похмелье после запоя, то есть не лучшим образом влияет на высшие психические функции, такие как обучение, внимание, память и концентрация. Длительное нервное напряжение бьет по гиппокампу, отвечающему за эмоции и консолидацию памяти. Одним туром сбросить и то и другое — уже значит повысить работоспособность мозга и подсобить своему счастью.

В отличие от пакетного тура или поездки на «Розу Хутор» поесть шашлычков на фоне снежных склонов долговременные путешествия — обучение за границей, обкатывание половины мира с рюкзаком и пенкой за плечами, участие в волонтерских программах — могут быть и сами сопряжены со стрессом.

Но они, как мы выяснили, способствуют развитию наших когнитивных способностей — главных героев в процессе оценки реакций. Когнитивная теория рассматривает стресс как восприятие внешнего стимула в виде угрожающего. Согласно этой теории, именно от наших установок и когнитивной подвижности зависит то, станем ли мы воспринимать что-либо как угрозу.

Функция производства белков

Нейроны – настолько полезные клетки, что не ограничиваются только передаточными функциями. Нервные клетки вырабатывают необходимые для жизни человека белки. Опять же ключевую роль в производстве белков имеют нейротрансмиттеры, которые отвечают за память.

Всего в невронах индуцируется порядка 80 белков, вот основные из них, влияющие на самочувствие человека:

  • Серотонин – вещество, вызывающее радость и удовольствие.
  • Допамин – ведущий источник бодрости и счастья для человека. Активизирует физическую активность, помогает проснуться, переизбыток может привести к состоянию эйфории.
  • Норадреналин – это «плохой» гормон, вызывающий приступы ярости и гнева. Наряду с кортизолом его называют гормоном стресса.
  • Глутамат – вещество, отвечающие за хранение памяти.

Прекращение выработки белков или их выпуск в недостаточном количестве способны привести к тяжелым заболеваниям.

Выводы

1. Наш мозг ленив и стремится к покою и сохранению энергии.

Любое новое действие побуждает его тратить накопленную энергию и формировать новые связи, что отражается в явлении нейропластичности.

Зная механизм нейропластичности, можно любое новое действие или новый приобретенный опыт закрепить на регулярной основе и качественно повысить уровень жизни.

2. Отсутствие физических нагрузок влияет не только на тело, но и на мозг.

Сидячий образ жизни и малые физические нагрузки провоцируют уменьшение массы головного мозга, а также являются мощным фактором развития старческого слабоумия и дефицита когнитивных процессов.

3. Для появления привычки не достаточно 21 дня.

Формирование и закрепление новых привычек проходит путь длиною в 90 дней. Повторение необходимых действий, ведущих к результату, в течение этого времени позволит качественно повысить уровень жизни.

4. За спортивную мотивацию отвечает определенный отдел мозга.

Регулярная стимуляция этой области (посредством тренировок, питания) приводит к закреплению привычки, которая влияет на образ жизни и влечет за собой развитие и достижение гармонии с телом и средой.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий