Менталитет: что это простыми словами, особнности народа, национальностей, стран, России, основа, влияние, понятие

Менталитет: что это простыми словами, особнности народа, национальностей, стран, России, основа, влияние, понятие Женщине

Что такое менталитет человека?

Менталитет — это сформированный историей и генетикой комплекс социальных и психологических черт у людей. Этимология слова, то есть его происхождение, тянется к греческим корням слова «mentis», что означает разум, мысли, душа, сознание, образ мышления.

Таким образом, одно слово обобщает многие особенности человеческого мышления и существования, что даёт почву для рождения разнообразных интерпретаций. Если дать определение фразе «менталитет, что это такое» простыми словами, то правильно будет сказать, что это социокультурное наследие, полученное человеком вследствие развития в определённом социуме.

Невыясненным остаётся факт, кто первым дал определение «менталитет», кто ввёл понятие? Антропологи считают, что впервые этим термином воспользовался французский философ антрополог, профессор Сорбоннского университета Люсьен Леви-Брюль. Он применил его к древним племенам, которые он изучал. Противопоставление мышления древних и современных людей, позволила Леви-Брюлю сформулировать определение менталитета.

Тем не менее широкое распространение понятие менталитет получило вследствие концепции Французской исторической школы École des Annales. Её основатели считали, что менталитет – это нечто такое, что объединяет всех представителей нации независимо от возраста, пола и положения в обществе. Иными словами, с их точки зрения, менталитет является именно общественным маркером, а не индивидуальной характеристикой.

Именно благодаря концепции École des Annales этот термин стал применяться преимущественно по отношению к представителям определённых наций и получил широкое распространение в публичной литературе.

Понятие «менталитет» имеет широкое значение. Это, в первую очередь:

  • мировоззренческие и личностные установки, идеология;
  • кодекс, стремления, вера;
  • конфликтные, коммуникативные, ролевые, мыслительные и этнические характеристики;
  • культурные и персональные знания;
  • жизненные установки, предпочтения в их достижении;
  • взгляды на мир и своё место в нём.

Когда упоминается менталитет определённой социальной группы, исследователи учитывают обычаи, историю и социальную среду. Рассматривая менталитет отдельного человека, можно обсудить его персональные качества, модели поведения.

Убеждения влияют на ход мыслей, решения и поведенческие нормы человека. Но учитывая особенности менталитета, можно составить прогноз поведения и деятельности отдельной личности. Это связано с тем, что коллективное сознание и личное мировоззрение связано воедино.

Умение воспринимать, давать оценку, размышлять не дана нам при рождении. Мы узнаём это в процессе общения в социуме. Основными средствами социальной адаптации являются такие факторы, как копирование поведения, самоопределение, стремление к идеалам.

Человек сравнивает себя с лидерами и авторитетными группами, перенимает их менталитет. В любом из нас есть личное и социальное, своя сфера сознания и своё бессознательное поведение.

В основе менталитета лежат черты, унаследованные человеком от родителей или приобретённые в процессе воспитания.

Изменения в менталитете также возможны, потому что человек набирается жизненного опыта или находится в отдельном узком социуме (в офисе, на производстве, в отдалённом населённом пункте и т. д.).

Аутизм

Признаков аутизма очень много, нет четких критериев, дети все разные и проявляются аутизм у всех по-своему. Но следующие особенности поведения и развития должны насторожить родителей:

  • был регресс в развитии, ребенок утратил часть уже сформировавшихся навыков (речь, самообслуживание, коммуникация, игровая деятельность). Речь начала развиваться по графику, но затем пропала и так и не вернулась, или ребёнок начал говорить на своём «птичьем», никому не понятном языке) и т.д.; распадаются навыки коммуникации (перестаёт смотреть в глаза, улыбаться и т.д.), самообслуживания
  • ребенка не радуют, а порой и пугают новые игрушки, новая одежда, новая мебель в комнате; может отказываться входить в комнату после перестановки в ней мебели;
  • ребёнок не реагирует на своё имя после трёх лет, трудно привлечь его внимание;
  • речь развивается с выраженной задержкой или ребёнок так и не начал говорить к трём годам; речь не используется для коммуникации, ребёнок говорит словно сам с собой, при этом в речи может быть сочетание лепетных слов и слов сложных – эскалатор, трактор и т.д.
  • у ребёнка частые, сильные капризы и истерики, причины которых определить не получается;
  • ребенок не всегда реагирует на громкие звуки, порой кажется, что у него нарушен слух, но при этом слышит даже тихие звуки в другом конце квартиры;
  • не понимает обращенную речь, не выполняет команды и элементарные просьбы;
  • нет указательного жеста, не пытается объясниться мимикой и жестами, речь монотонная или странно интонирована: голос высокий, напряжённый, или, наоборот, хриплый, глухой;
  • не обращается за помощью, добивается всего плачем или действует рукой взрослого; использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет, например, забирается по нему, как по дереву, чтобы достать конфеты с верхней полки;
  • не повторяет действия взрослых, нет копирования и повторения бытовых действий;
  • есть проблемы с приучением к горшку, не стремится овладеть навыками самообслуживания по подражанию;
  • ребенок редко смотрит в глаза или смотрит, но на лицо в целом, вскользь, его трудно дозваться или сфотографировать, не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»; не узнаёт себя в зеркале; на лицо собеседника словно «смотрит, но не видит», взгляд «зеркальный»;
  • ребенок редко ищет утешения у матери, не делится с другими людьми своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносит и не показывают другим предметы, которые ему нравятся)
  • ребенок не ищет общения. Не волнуется при разлуке с матерью; после трёх лет может легко уйти с чужим человеком. Может оставаться в комнате один, часто такие дети радуют в раннем возрасте взрослых тем, что они «удобные», «могут сами себя занять»;
  • уклоняется от ласк и прикосновений даже близких взрослых, на руках не принимает «удобную позу»: отстраняется, растекается или наоборот напрягается, сам не инициирует контакт;
  • к трём годам нет интереса к сверстникам, нет попыток взаимодействия и общих игр. Не умеет общаться, игнорирует других детей или раз за разом пытается наладить контакт непонятным другим способом;
  • тяжело воспринимает изменения в повседневной жизни, предпочитает пользоваться одними и теми же маршрутами на прогулке, даёт открывать книжку только на одних и тех же любимых картинках; смотрит одни и те же мультфильмы; сутками может слушать одну и ту же песенку;
  • у ребёнка появляются длительные странные игры с перекладыванием игрушек, сортировкой, может выкладывать игрушки в длинные ряды и т.д. Нет ролевых игр («дочки-матери» и т.д.). Настойчивое внимание к частям предметов, а не игрушкам в целом; может быть предпочтение неигровых предметов – верёвочек, кусочков ткани, цепочек и т.д.;
  • Может очень долго смотреть на какие-то предметы или действие, которые не соответствуют обычным детским интересам: банкоматы, рельсы, бегущую строку в транспорте, домофон, стиральные машины, крутящиеся колёса у машин и т.д.);
  • У ребенка регулярно наблюдаются повторяющиеся движения: взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами, или сложные движения всего тела. Может махать руками, начинает ходить на цыпочках, часто наклоняет голову, машет головой или бьется, теребит волосы или уши, качается, перебирает пальчиками у лица;
  • Выраженная негативная реакция на манипуляции с телом: стрижку волос, мытьё головы, закапывание в нос, попытку надеть на него варежки, шапки, носки и т.д.;
  • У ребёнка необычные страхи: пылесоса, дрели, фена, определённых предметов одежды или игрушек и т.д.;
  • У ребёнка нет чувства «края», опасности, создаётся ощущение, что он слишком бесстрашный: может вырывать руку, убегать без оглядки на родителей; залезать высоко на лестницы и горки на детской площадке, сидеть на подоконнике открытого окна. Это не проходит к 3 годам, когда в норме у ребёнка должно появиться чувство самосохранения в основных жизненных ситуациях;
  • возможна слабая либо слишком острая чувствительность к боли, — ребёнок словно не замечает, когда падает и сильно ударяется, даже когда рана сильно кровоточит;
  • мелкая и крупная моторика отстает от возрастного уровня, либо развита неравномерно: ребенок может быть неуклюжим, постоянно задевать углы, врезаться в стены, но при этом проявлять чудеса ловкости, когда дело касается его интересов: виртуозно собирать крошки с ковра, залезать на шкаф и в другие труднодоступные места.

Буржуазный

Распространен в настоящее время. К особенностям данного менталитета относятся умение зарабатывать и правильно распоряжаться деньгами. Высоко ценятся трудоголизм, экономность и способность инвестировать. Стремление к власти и наживе нередко подчиняет себе религиозные и моральные ценности.

Также менталитет делят на множество видов по разнообразным характеристикам.

Как быть Леди:  Учимся хамить красиво ? - больше 200 фраз

Например, по этническому признаку. Он обуславливается народом и гражданством.

  • русский;
  • украинский;
  • испанский;
  • германский и др.

Также существует классификация по идеалогическому признаку.

  • революционное;
  • консервативное.

Актуально еще и деление по возрастному мышлению. Именно из-за него возникает множество конфликтов из-за различия во мнениях:

  • подростковый;
  • пожилых людей.

Из-за деления общества на страты по экономическому принципу возникает классовый менталитет:

  • мировоззрение буржуазов;
  • мировоззрение люпменов.

Сильное влияние на взгляды и восприятие мира может оказать профессиональная деятельность, с которой человек связал свою жизнь:

  • актерский;
  • педагогический;
  • юридический;
  • врачебный.

Также существует деление по типу деятельности.

  • литературный;
  • научный;
  • производственный;
  • административный;
  • технический.

Детская шизофрения

Что может быть возможным признаком развития шизофрении у ребёнка и требует незамедлительной консультации специалиста?

  • Странные фантазии, отличающиеся особой стойкостью, ребёнок не проводит разницы между собой и персонажем, которого он отыгрывает: так, называя себя «кошечкой», принимает пищу только из мисок на полу, на вопрос: «Кто ты?» не называет своё имя, не говорит, что он мальчик или девочка, а упорствует в том, что он «кошка». Говорящие дети более старшего возраста могут просить, чтобы их называли другими именами, рассказывать о невидимых никому друзьям, которые приходят к ним.
  • Непонятные страхи – ребёнок либо сам не может объяснить, чего он боится, либо, напротив, чётко описывает «чудовищ» или людей, которые приходят к нему по вечерам, может чётко показать, где они стоят. Может упорно отказываться отвечать на вопрос, чего он боится.
  • Существенно ухудшился уровень бытового и социального функционирования: ребёнок перестал следить за собой, умываться; предпочитает играм с друзьями уединённое времяпрепровождение в своей комнате, хотя раньше был общительным; ухудшилась успеваемость на развивающих занятиях, в саду или в школе; ребёнок словно «глупеет», начинает вести себя соответственно более раннему возрасту.
  • Во время разговора ребёнок прерывает беседу и оглядывается по сторонам, словно прислушивается к чему-то, при этом теряет нить беседы. Порой речь становится бессвязной. Жалуется на голоса в голове, которые кричат, указывают, комментируют и т.д.
  • Немотивированная агрессия, жестокость; эмоции сглаживаются, уплощаются, становятся всё менее различимыми. Ребёнок может демонстрировать эмоции, неадекватные ситуации, например, смеяться, когда сообщают о грустном известии.
  • В рисунках появляется яркая контрастная цветность, не соответствующая сюжету (синяя трава, оранжевое небо и т.д.), вопреки сложившемуся мнению, чёрный цвет в рисунках далеко не всегда свидетельствует о развитии шизофрении, чаще свидетельствует о депрессивных расстройствах. Могут наблюдаться повторяющиеся, пугающие сюжеты: существа с зубами, оторванными конечностями, чрезмерно большими глазами.

Какие факторы влияют на менталитет?

Менталитет – это характеристика человека, сформировавшаяся под действием следующих причин:

  • место рождения;
  • влияние сообщества;
  • уровень образования;
  • религия.

Все эти факторы оказывают равнозначное влияние на формирование личности. Даже если некоторые из них отсутствуют (к примеру, учёная степень или религиозность), это тоже оставит непосредственный отпечаток на менталитете. Так, менталитет русских сформировался под влиянием православной религии, традиций и норм морали патриархального общества, испытаний многолетними войнами и других факторов.

Также можно выделить ряд причин, которые влияют на развитие личности. К таковым относятся:

✓ унаследованные качества;✓ родительское воспитание;✓ мировоззрение семьи, в которой растёт ребёнок;✓ школа, дальнейшее учебное заведение;✓ друзья и партнёры;✓ профессия;✓ культурное развитие.

В целом причины, которые формируют менталитет, разделяют на 2 категории:

1. Объективная: генетические особенности, географическое место проживания, культура, социальные отношения, то есть факторы, под влиянием которых формируется национальный менталитет.

2. Субъективная: психологические особенности, взгляды на мир, система ценностей, межличностные отношения.

Каждый год журнал «Форбс» опубликовывает «честный» рейтинг богатых людей, заработавших своё состояние, но не унаследовавших его. Некоторые из них выросли вне самых лучших условиях, не учились в колледже, получили плохое воспитание. Но это не помешало им добиться успеха.

Научные эксперты изучили успехи миллиардеров, заработавших самостоятельно, и разработали серию упражнений, меняющих сознание. Если генетические особенности или место рождения изменить нельзя, то изменить отношение к богатству и его приумножению реально.

Менталитет в социологии

Мировоззрение помогает изучить общественное сознание и имеет следующие эвристические возможности:

  • помогает понять уникальный духовный мир субъекта;
  • помогает понять специфическое восприятие мира;
  • объясняет поведение и деятельность субъекта.

Если исходить из того, чем определяется менталитет в социологии, то в данном случае — это система социально-психологических особенностей человека, либо общности. В основу такого мировосприятия положен генотип, создание которого было обусловлено природной и социальной средой, собственным духовным творчеством субъекта.

Существует три компонента менталитета:

  1. Уникальность. Это чувства, эмоции, идеи, стереотипы, которые присутствуют у одного субъекта, отсутствуют у других.
  2. Своеобразное сочетание определенных признаков, которые характерны только для определенного коллективного субъекта. Так, например, в профессиональной сфере это интеллектуальная честность, смелость, широкий кругозор, высокий .
  3. Количественное соотношение таких признаков. Например, по показателю IQ можно разделить людей по категориям: юристы, банкиры – 120%, авиамеханики, электрики, химики – 109%, маляры, водители – 98%.

Мировоззрение и менталитет | презентация к уроку по обществознанию (10 класс): | образовательная социальная сеть

Слайд 1

Тема32.Мировоззрение и менталитет Покровская О.В. Учитель истории и обществознания МОУ «Лицей №1»

Слайд 2

План работы 1.Структура мировоззрения 2.Типы мировоззрения 3. Уровни мировоззрения 4. Менталитет

Слайд 3

1.Структура мировоззрения О. Мировоззрение – высший регулятор человеческой деятельности О. Мировоззрение – обобщённая система взглядов человека на мир и на его место в нём. Формирование мировоззрения Мироощущение – чувственный, эмоциональный образ мира. Мировосприятие – обобщённый, но преимущественно чувственный Представление – осознанное на личном опыте Миропонимание – представление с причинно-следственной связью

Слайд 4

1.Структура мировоззрения Обобщённые знания Ценностно-нормативный компонент Эмоционально-волевой компонент Деятельностный компонент Задание : заполните структуру мировоззрения, используя материал учебника Психологический настрой Сила воли Поведение человека

Слайд 5

2.Типы мировоззрения Типы мировоззрения Мифологическая Религиозная Философская ? ? ? Задание : заполните содержание данных форм / типов мировоззрения, используя материал учебника (стр.181-182)

Слайд 6

3.Уровни мировоззрения Уровни мировоззрения Обыденное Теоретическое ? ? Задание : заполните содержание данных уровней мировоззрения, используя материал учебника (стр.182)

Слайд 7

4.Менталитет О. Менталитет, ментальность – образ мышления, особое восприятие, духовная настроенность, присущие определённой группе или индивиду. Задание Стр. 184. вопрос 2 (тетрадь) Стр.184-185 вопрос 4 (тетрадь)

Признаки ментального расстройства

Человеческая жизнь наполнена неожиданными трудностями, негативными явлениями, с которыми бывает сложно справиться.

Хорошо когда личность имеет гибкое мышление, способна приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях из-за неудач. Но нередко в таких ситуациях внутренних ресурсов попросту не хватает: тогда гомеостаз в организме (это что?) нарушается, что являет собой ментальное расстройство.

Ментальные болезни представляют собой расстройства на психическом уровне, проявляющиеся в виде невротических симптомов (речь идет об изначально психически здоровых людях).

Когда человек сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы, которые не может обойти, как вода обходит камни, то происходит следующее: осознанное или неосознанное несогласие с ситуацией – это сопротивление. А как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление рождает напряжение, которое растет с каждым днем.

Чрезмерное напряжение – это большое количество психической энергии, которая требует выхода.

И она его находит в виде следующих симптомов ментального растройства:

  1. человек ощущает беспричинное беспокойство – тревогу;
  2. он то плачет, то смеется – настроение меняется очень часто в течение дня;
  3. либо постоянно хочется спать, либо заснуть не представляется возможным;
  4. приступы агрессии сменяются подавленностью;
  5. реакции становятся неадекватными: раздражительность по пустякам, излишняя чувствительность, ранимость;
  6. человек может испытывать чувство стыда, вины – корить себя за свое состояние, но не знать, как его изменить;
  7. легкая тревога, которая была изначально, приобретает форму панических атак и различных фобий (страх открытого пространства, ножей, одиночества и т.д.);
  8. эмоциональные всплески приводят к тому, что организм истощается: появляется ощущение хронической усталости;
  9. страдают психические функции – внимание, мышление, память, логика и т.д.;
  10. постепенно круг контактов с социумом сужается (индивид стесняется появляться «таким» на людях – вдруг за психа примут), рядом остаются только члены семьи.

Примеры менталитета

Так как для основной массы людей менталитет связан с национальными особенностями, рассмотрим его на примере некоторых государств. Для начала стоит сравнить менталитет русских и европейцев.

Изучая особенности российского менталитета, историки и антропологи стали разделять историю на 6 исторических периодов: язычество, дохристианство, допетровские времена, империя, советская история, новейшая история. Каждый из этих периодов оказал влияние на становление русского менталитета. Сильнее всего на менталитет русской культуры повиляло принятие православия.

За весь период истории русских людей самым трепетным было отношение к предмету страданий. Счастье считалось наградой за страдания и муки. Эту связь можно проследить в русском фольклоре. Всем известны такие поговорки: «Счастье само не придёт, его надо добыть» или «Счастье с несчастьем через межу живут».

Как быть Леди:  Мальчики: секреты воспитания

В XIX веке один из идеологов официальных народностей граф С. Уваров написал знаменитые труды «Православие», «Самодержавие», «Народность». Позднее, уже при Сталине труд был сокращён до двух частей «Простота и народность». Но у литераторов, философов, культурологов дискуссии о ментальности никогда не стихали. Например, философ и культуролог Н. Бердяев собрал самые полные материалы по исследованию русского сознания.

В результате многочисленных исследований были выведены общие черты характера, особенности поведения и мышления, свойственные большинству русских людей независимо от пола, возраста и социального положения. К этим особенностям относится:

  • Зависимость от общественного мнения, страх осуждения и критики со стороны социума;
  • Чрезмерная самокритичность, неспособность объективно оценить свои достоинства;
  • Импульсивность, склонность к выбору нерациональных решений, продиктованных порывом чувств;
  • Неприветливость по отношению к незнакомым людям;
  • Желание получить что-то даром, не прикладывая никаких усилий;
  • Консерватизм.

О русских представители других народов говорят примерно одно и то же: они не улыбаются незнакомцам, любят поспорить и отличаются тяжёлым характером. А теперь сравним русских с представителями европейских народов.

Как такового «европейского» менталитета не существует. Каждый европейский народ отличается особенным менталитетом. Немцы знамениты своей пунктуальностью и педантичностью, англичане – чопорностью, французы – лёгким характером и любвеобильностью. Но при этом существование Европейского Союза уже наложило отпечаток на всех без исключения жителей Европы. Из общих черт европейцев можно выделить:

Из этого следует, что менталитет современного человека во многом формируется под влиянием общемировых трендов, которые находят отражение в законодательстве, моде и, как следствие, менталитете людей.

Роль менталитета и мировоззрения личности в активизации человеческого фактора (политологический аспект)

В основе менталитета той или иной нации лежит система наиболее глубоких ценностей, которые сформировались на протяжении столетий, ■обладают некоторой устойчивостью и определяют её жизнедеятельность. Весь ход исторического развития, свидетельствующий о том, что любой процесс обновления общества начинается с учета менталитета человека и его способности к восприятию новизне.

В нашем случае рыночные преобразования в Казахстане должны учитывать сложившийся национальный менталитет, рассматриваемый нами как важнейший элемент структуры человеческого капитала. Возможен и другой вариант — формирование новых, рыночных черт в структуре национального менталитета путем направленного идеологического воздействия.

В аспекте рассматриваемой проблемы нам представляются весьма аргументированными воззрения архитектора польских реформ Лещека Бальцеровича, изложенные им в книге «Социализм, капитализм, трансформация». По его мнению, результаты реформ зависят от оптимальности взаимодействия институтов (институциональных форм) и человеческого фактора. Под первыми он, в основном, понимает законодательную базу и создаваемые на ее базе различные институциональные структуры (организации), задающие для каждого человека определенную роль, в рамках которой он должен действовать. В составе человеческого фактора он выделяет инвариантные и изменчивые предпосылки. Инвариантная составляющая характеризует общие свойства человеческой природы, независимо от конкретной социокультурной среды:новаторство, предел в запоминании информации, ее искажение в личных интересах и др. Изменчивые предпосылки различаются по странам и времени и включают в себя как социально-психологические факторы (традиции, культура), так и запас знаний (человеческий капитал).

Согласно Бальцеровичу объясняют межстрановые и межрегиональные различия в уровнях развития, а также переход от одной институциональной системы к другой. Сразу же оговоримся, что под национальным менталитетом мы понимаем казахстанский менталитет, ибо русские и другие национальности в процессе длительного проживания на территории нынешнего Казахстана в значительной мере усвоили ценности, нормы и установки казахского этноса в их эмоциональном и поведенческом воплощении.

До 1917 г. казахский этнос жил в условиях родоплеменного строя (с зачаточными формами феодальных общественных отношений), где и реально, и в своем сознании, человек не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим роду. Бесспорно, что в этих условиях наблюдается высокое чувство коллективизма, верность общественному долгу, готовность прийти на помощь, а все управленческие процессы осуществляются в рамках форм общественного самоуправления, непосредственной демократии. Вместе с тем ориентация на род — как стержневая черта родоплеменного сознания -неизбежно порождает трайбализм, а уважение к власти и ее носителям может в определенных условиях приобрести самодовлеющее значение.

Построение демократической политической системы в нашей стране уникально, как уникален и сам процесс перехода от тоталитаризма к демократии. По определению А.С. Балгимбаева, в Казахстане, как и в других центрально-азиатских странах, важным фактором политических отношений остаются характерные для развивающихся стран связи общинного характера: семейные, клановые, этнолингвистические.

Исторический опыт этих стран не выработал идею самоценности человека. На основе таких связей формируются политические группировки, борющиеся за власть. Они выражают интересы не классов, а определенных кланов. Словом, политические противники разделяются не по социально-классовому, а по клановому признаку. На этой основе складывается патронально-клиентальный тип организации власти. Интенсивность таких отношений зависит от уровня культуры, но запас их прочности достаточно велик, несмотря на распад традиционных родоплеменных и клановых связей.

На процесс модернизации казахстанского общества вообще и развитие человеческих ресурсов в частности, решающее воздействие будут оказывать в дальнейшем И «логика пространства» и «логика синтеза» полиэтнической культуры, своеобразие национального менталитета, экономико-политическая компетентность и др.

Рассматривая особенности русского мировосприятия и специфические черты национальной психологии, К.Н. Леонтьев отмечает: «У нас гораздо больше лени, больше фатализма, гораздо больше покорности властям, больше распущенности, добродушия, безумной отваги, непостоянства, несравненно больше наклонности к религиозному мистицизму, чем у сербов, болгар, чехов и хорватов».

По мнению А.Нысанбаева, семантическим ядром традиционного мировоззрения казахов является ключевое понятие «кут», которое трактуется как «жизненная сила», «оплодотворяющее начало», «потенция жизни», а также «счастье, связанное с богатством», «изобилие», «благодать», «доля», «участь», «судьба». Это понятие связывает воедино антологию, антропологию и социальную философию, обнаруживая сущностный символизм реалий казахской традиционной культуры.

В ней отсутствуют «простые вещи», сводимые к утилитарному, прагматическому использованию, но все, что окружает человека и служит ему, обнаруживает свой двойственный характер: все природные объекты, предметы быта, жилище, одежда, пища выполняют не только утилитарную функцию, но являются символами, требующими интерпретации и выражающими не только причастность к миру трансцендентному, невидимому, но и социальные коды, организующие и коррелирующие связи, отношения людей согласно их полу, возрасту, степени родства, происхождения.

Фактом, характеризующим особенности социально-духовной жизни казахского общества конца XIX — начала XX веков, является усиление тяги к образованию. Это было связано со всеобщим оживлением общественной жизни империи и, в первую очередь, с активизацией деятельности первых казахстанских интеллигентов (Ш.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Кунанбаев), выступивших за получение образования, приобщение к мировым культурным и художественным ценностям. Но самая, на наш взгляд, веская причина — высокое место образования в иерархии духовных ценностей общества.

Вместе с тем, демократические преобразования в казахстанском обществе имеют свои специфические особенности. Разумеется, эти особенности во многом обусловлены менталитетом народа, его традициями, идущими из прошлого. Несмотря на партикулярность сознания людей, их правосознание развито слабо.

Западный опыт цивилизованного рынка опирался на систему базисных ценностей, которые складывались и шлифовались в течение длительного периода развития новоевропейской цивилизации, начиная с эпохи становления протестантской этики, как основы проанализированного Вебером «духа капитализма». Эта система в ее современном варианте предполагает индивидуальную свободу и личную ответственность, рациональность выбора и действия (имеющих не только близлежащие, но и долговременные ориентиры), правовое государство и единое правовое пространство как условия соблюдения договорных отношений субъектов рынка; справедливость и равенство понимаются, прежде всего, как равенство возможностей; признается ценность земного бытия как установки на постоянное и хлопотливое обустройство жизни.

В Казахстане индивидуализм в системе ценностей не занимает того приоритетного положения, как на Западе. Здесь большее значение имеют традиции коллективной жизнедеятельности, предполагающие объединение людей общей целью и общим делом, исходя не из принуждения, а из внутренних побуждений. В неустойчивых условиях Евразии (засуха, джут, набеги) снижалась ценность рациональных поступков, которая лежит в основе западного цивилизованного рынка.

В постсоветском пространстве сформировалось особое понимание законов, как социально несправедливых (не правовых). Практика решения многих жизненных вопросов не правовыми методами имеют давние традиции (непомерные налоги и поборы, произвол местных властей, крепостное бесправие и др.). В советское время законы часто подменялись подзаконными актами, инструкциями ‘ и устными указаниями. Отсюда неуважение к ним.

Этому же способствовали рассредоточенный тип расселения, громадная протяженность страны (трудно контролировать исполнение законов) и другие факторы, которые предопределили меньшую по сравнению с западными странами, законопослушность как казахского, так и русского народов.

Несомненно, что формирование цивилизованного рынка требует реформирования некоторых наших традиционных ценностей, воспитания традиций следования законам, ответственности (как альтернативы патернализма), инициативы и предприимчивости, привычки к повседневной, регулярной, кропотливой работе.

Как быть Леди:  Синдром Плюшкина, причины, как проявляется, как избавиться

Многие новые владельцы собственности, судя по состоянию экономики, оказались значительно хуже прежнего — государства. Их ментальность проявляется не столько в стремлении продуктивного развития экономики, сколько в рентоориентированном поведении, умении дать взятку, нежелании и неумении честно конкурировать и создавать новые предприятия, хОтя по М.Веберу и В.Зомбарту, социокультурный базис предпринимательства составляют устойчивые мещанские добродетели.

Кратко очерченные выше параметры сложившейся социально-экономической ситуации в стране свидетельствуют о том, что в казахстанском обществе произошел небывалый ранее процесс форсированного обогащения немногочисленного слоя населения страны за счет массового обнищания всех остальных. Таким образом, одним из основных конфликтогенных факторов социально-политической ситуации, на мой взгляд, становится конфликт «бедные-богатые».

К настоящему времени прослойка «новыхрусских» и «новых казахов» людей с высокими доходами, при внешнем благополучии находится в хронической конфликтной ситуации. Она испытывает, мягко говоря, неоднозначное отношение к себе (как к «новому эксплуататору») со стороны больших масс обедневшего населения.

Социально-политическая активность предпринимателей, как правило, имеет крайние формы. Либо демонстративная, с широким освещением в средствах массовой информации благотворительность, либо чисто символические, демагогического плана акции в политических целях. В целях избежания конфликтов наиболее эффективна и в самой малой степени задействована стратегия сотрудничества. Базируясь на идеологии урегулирования самых острых коллизий и технологий переговорного процесса, она позволяет с максимальной эффективностью решать возникающие в ходе конфликта проблемы.

Одним из мотивационных факторов, «генераторов» агрессивного отношения «малоимущего населения» и, прежде всего, люмпенов является неадекватность самооценки своей наличной социальной ситуации. Сама эта неадекватность может быть минимально-терпимой, воспринимаемой человеком не как резкий диссонанс, а как временный этап жизни. Но расхождение с реальностью может быть настолько значительно, что люди теряют базовые ориентиры в своей жизни (и в перспективе, и в обыденных аспектах).

В целом, общество переходного периода, новые экономические структуры предлагают работоспособному, но бездеятельному субъекту больше работать. Однако тому, даже лично для себя делать ничего не хочется. Это очень опасное для перспектив казахстанского капитала умонастроение широких слоев люмпенов («социальных нулей»). В системе социальной стратификации обновляющегося общества с новой рыночной экономикой для других социогрупп, «социальные нули» играют роль «знака возможной беды», которая их также ожидает, если они не изменятся в новых условиях жизни. Представитель «социальных нулей», опустившийся, раздавленный и примирившийся со своим бедственным положением человек также пессимистически оценивает перспективы. Предприниматели должны руководствоваться стратегией повышенной терпимости к обеспокоенным и раздраженным людям, которые в условиях экономического кризиса имеют большие основания для относительно неадекватных групповых настроений и практических действий.

Литература

  1. Глобализация и социальная жизнь (материалы семинара) // Общественные науки и современность. — 2000. — №6. — С. 120-145.
  2. Кшибеков Д.К., Кшибеков Т.Д. Казахстан. Переходный период: проблемы и трудности. — Алматы: Айкос, 1997.
  3. Назарбаева Д.Н. Содружество Евразия. — Алматы: Евразийский центр стратегических исследований, 2001.
  4. Нысанбаев А.Н. Проблема защиты прав и свобод человека в политической системе традиционного казахского общества // Становление гражданского общества в странах центральной Азии. — Алматы, 1999.
  5. Романова Н.В. Влияние политических процессов на национальной менталитет и консолидацию общества (На материалах Казахстана). — Алматы, 1999.
  6. ГельманBJL Постсоветские трансформации // Политические исследования. — 2001. — №1. — С. 15-23.

Стереотипы общества

Большинство здоровых психических субъектов современного общества насторожено относятся к ментальным инвалидам. Зачастую их воспринимают как непредсказуемых и опасных или, наоборот, как «овощей» без чувств, разума и эмоций. Практически во всех интервью звучат фразы об отказе таким людям в уважении, то есть в элементарном праве – быть просто человеком. А ведь уважения обычно достаточно, чтобы обеспечить такому гражданину хотя бы минимум условий полноценной жизни.

Почти все психиатры и люди, работающие с ментальными инвалидами, сетуют, что толерантности к таким пациентам в народе нет. Для того чтобы привить хоть какое-то сострадание рекомендуют проводить лекции в публичных местах, рассказывать об уважении к окружающим людям.

И также сами опекуны рассказывают, что при посещении официальных учреждений, регулярно сталкиваются с подозрениями что, они в очередной раз пришли «выпрашивать» или требовать себе очередные преференции. Пренебрежительное отношение – чуть ли не одна из самых распространенных проблем как для опекунов, так и для больных.

Подобные стереотипы очень быстро разносятся в современном обществе, поскольку ментальные инвалиды практически исключены из нормальной жизни – не посещают учебные заведения и не работают с обычными гражданами. Общедоступной информации о них слишком мало, хотя и за последнее десятилетие в России ее количество увеличилось благодаря созданию и функционированию благотворительных и родительских организаций.

Умственная отсталость

Какие признаки в развитии ребёнка могут указывать на возможную умственную отсталость?

  • Ребёнок с опозданием начинает ползать, сидеть, ходить, лепетать.
  • Ребёнок ведёт себя как более младший по возрасту. Иногда – и выглядит младше своих лет.
  • Равномерное интеллектуальное отставание, ребёнок либо «тугодум», либо отвечает сразу, но первое, что придёт в голову. При этом в интеллектуальном развитии нет областей, в которых ребёнок был бы ярко успешнее, чем в остальных;
  • К трём годам у ребёнка не появляется осознанной сюжетной игры. Он словно не может себя ничем занять: бесцельно бродит по комнате от одной игрушке к другой, берёт игрушку, бросает её и тут же тянется за следующей.
  • Навыки самообслуживания (еды, одевания, посещения туалета и т.д.) осваивает со значительным опозданием, и видно, что даются они ему непросто;
  • Ребёнок чрезмерно социально наивный, на детской площадке у него легко отобрать игрушку, он не пытается её вернуть, отстоять, в более старшем возрасте его легко обмануть, его часто выставляют виноватым в коллективных шалостях, зачинщиком которых был не он;
  • Ребёнку с огромным трудом даётся учебная деятельность, он постоянно неуспешен на занятиях в саду или школе в тех заданиях, которые его сверстники осваивают легко.

Генетические синдромы могут принимать самый разный облик: быть похожи на аутизм, умственную отсталость, сопровождаться дополнительными проблемами: эпилепсией, проблемами физического развития и т.д. Большая часть генетических синдромов сопровождается особенностями внешнего вида, нарушением рисунка на руках и пальцах.

Однако не всегда эти особенности столь очевидны. Порой эти черты довольно сглажены, и при внешнем осмотре довольно сложно понять: ребёнок похож на кого-то из родственников или его черты изменены из-за генетического заболевания? Однако, если у ребёнка есть задержка развития и при этом несколько специалистов кардинально расходятся во мнении относительно диагноза, имеет смысл обратиться за консультацией к врачу-генетику.

В любом случае, если родителям кажется, что есть какие-то проблемы в развитии у ребёнка – необходимо преодолеть страх и обратиться к специалистам. Даже если диагноз подтверждается – своевременно начатая коррекционная работа позволяет решить многие проблемы и в перспективе даёт ребёнку возможность жить полноценной жизнью.

Менталитет: что это простыми словами, особнности народа, национальностей, стран, России, основа, влияние, понятие
Об авторе:

Наталья Керре, автор книги «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребенку с отклонениями в развитии» — дефектолог, семейный консультант, лектор, блогер. Работает с особенными детьми более двадцати лет. Использует в работе семейно-ориентированный подход.

Чем менталитет отличается от ментальности?

По мнению многих исследователей, термин «менталитет» синонимичен с понятием ментальности, которое имеет латинское происхождение и в переводе с латыни означает mens («мышление», «ум») и alis («другие»). С психологической точки зрения, мышление — это умение людей размышлять, воспринимать, выражать реальную жизнь в мыслеформах.

Давайте рассмотрим такие явления, как ментальность и менталитет, определим, в чём разница между ними. Начнём с того, что такое ментальность.

▪️ Согласно словарю-справочнику по материалам прессы и литературы, ментальность – это образ мыслей, свойственный определённой социальной группе. Ментальность и менталитет являются синонимами, но между этими понятиями есть определённые различия.

▪️ Словом ментальность характеризуют образ мышления, которым меняется динамично, подстраиваясь под требования эпохи. Приведём достаточно жёсткий, но подходящий пример. В период Второй мировой войны жёсткость немецких солдат ужаснула весь мир. Более того – сами немцы по прошествии нескольких десятилетий были шокированы хроникой тех лет.

Этот феномен объяснить достаточно просто. Находясь под влиянием призывов харизматичного лидера, испытывая серьёзное психологическое давление из-за последствий Первой мировой войны, немцы преобразовали своё мышление. Это похоже на то, как меняется образ мыслей человека, попавшего в религиозную секту.

▪️ Менталитет, в свою очередь, формируется долго и также долго изменяется. Чтобы кардинально изменить менталитет народа, нужны годы, а то и десятилетия.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий