Наука лени. Как правильно лениться, не зарастая при этом мхом: объясняет психолог — Нож

Наука лени. Как правильно лениться, не зарастая при этом мхом: объясняет психолог — Нож Женщине
Содержание
  1. А может, это вовсе и не лень?
  2. Идеалом античных философов была жизнь, освобожденная от физического труда и посвященная созерцанию, беседам и познанию — именно таким вырисовывался мифический «золотой век» человечества в трудах овидия, платона, дикеарха и других мыслителей.
  3. Как победить лень?
  4. Лень как она есть. мина замедленного бездействия
  5. Немецкий психоаналитик эрих фромм высказывает совершенно иную точку зрения: «лень — это далеко не нормальное качество, это симптом психопатологии».
  6. Прокрастинация, ничегонеделание, созерцательное отношение к жизни становятся новыми ценностями, возникающими в противовес бесконечной гонке за достижениями, выиграть в которой невозможно: всегда найдется кто-то, кто добился большего, чем ты.
  7. Самосбывающееся пророчество
  8. Японская философия победы над ленью — методика кайдзен
  9. Однако «идеальный», по народной версии, сценарий развития персонажа, позволяющего ему жениться на царевне и в конечном итоге самому стать «идеальным» правителем — не «перевоспитание» и не совершение героического подвига, а случайное обретение волшебного помощника.

А может, это вовсе и не лень?

В быту за лень часть принимают целый ряд физиологических и психологических состояний: например, человек целыми днями занимается необременительными делами — ест, спит, читает, смотрит видеоролики или сериалы, а то и просто лежит и смотрит в стену. Если ему приходится всё же выполнять бытовые или рабочие обязанности, он делает это с явным усилием и нередко жалуется на усталость.

В такие моменты не стоит спешить с упреками и «мотивирующими пинками»: возможно, за «бездельничанием» скрывается одно из распространенных нарушений, в том числе:

  • депрессия — стойкое расстройство эмоциональной регуляции, выраженное в подавленном настроении, апатии, снижении интереса к жизни, продолжающихся в течение длительного времени;
  • астенический невроз — патологическое состояние психики, проявляющееся в высокой утомляемости даже при небольших нагрузках и отсутствии чувства бодрости даже после длительного отдыха;
  • абулия — психопатологический синдром, заключающийся в отсутствии или сильном снижении способности к волевой регуляции, вызванной органическими нарушениями в головном мозге;
  • анемия — снижение количества эритроцитов или содержания гемоглобина в крови, нарушающее снабжение органов и тканей кислородом и вызывающее субъективное чувство постоянной слабости и упадка сил;
  • гипотиреоз — недостаточная выработка гормонов щитовидной железы, среди симптомов которой отмечаются сонливость, вялость, снижение физической выносливости; и др.
Как быть Леди:  Что означает слово деградировать и кто такой деградант, признаки деградации

Кроме того, под маской «лени» могут скрываться и психологические реакции на внешние стимулы. Так, упорное нежелание приниматься за вроде бы нужное и важное дело (например, поход к врачу) может объясняться тем, что человек таким образом привык справляться со стрессом: в психологической литературе его называют «избеганием».

Если сам факт выполнения деятельности (например, лечение зуба) или ожидаемый от нее эффект (например, выявление неизлечимого заболевания) пугают и нервируют, то «оттягивание» болезненных переживаний, прячущееся за словами «мне неохота», может быть попыткой «убежать», закрыться от негативных переживаний.

Еще одно состояние, внешне сходное с ленью, — прокрастинация, то есть постоянное откладывание дел «на потом», представляющее собой один из адаптивных механизмов психики.

Идеалом античных философов была жизнь, освобожденная от физического труда и посвященная созерцанию, беседам и познанию — именно таким вырисовывался мифический «золотой век» человечества в трудах овидия, платона, дикеарха и других мыслителей.

Лень, бездействие описывались как необходимое условие умственного и нравственного развития, доступное высшим сословиям по праву происхождения.

В Средние века под влиянием христианского учения произошла заметная перемена в восприятии трудолюбия и лени как противоборствующих сторон человеческой природы. Так, в работах Фомы Аквинского труд описывается как «богоугодное дело», а трудовая деятельность — как подобие акта божественного творения, доступное человеку.

Вместе с тем в средневековой философии, как и в античной, явно прослеживается идея о том, что для людей, представляющих разные социальные классы, «обязательность труда» существенно различается: для правящих элит праздность понимается как само собой разумеющаяся норма, в то время как для низших слоев (рабов, крестьян, ремесленников) она описывается как непростительный грех.

Это противоречие отчетливо прослеживается и в народных сказках: всем известный Емеля — эталон ленивца, прозванный за свое безделье «дурачком»:

«Два брата умных весь день работают, а Емеля целый день на печке лежит, ничего не делает и делать ничего не хочет».

Как победить лень?

Универсального способа, как бороться с ленью, к сожалению, не существует. Здесь можно только дать советы, однако каждый выберет свой путь. Для начала, я хочу поделиться своим методом, который срабатывает всегда на 100%. Заключается он в следующем:

  1. Каждое утро я начинаю с зарядки (да-да, именно с нее). Это позволяет быстро включить тело в работу и настроить мозг на труд.
  2. Затем я планирую свой день. То есть, я не просто думаю, что сегодня мне нужно сделать то-то и то-то, а ставлю точные временные рамки.
  3. Также оставляю время для отдыха.
  4. Приступая к работе, я никогда не думаю о величине ее объема. Руководствуюсь принципом «главное – начать».
  5. Если вдруг меня одолевает лень, я становлюсь посреди комнаты и полностью бездействую (можно на одной ноге). Сначала это кажется смешным, но очень скоро такое времяпровождение надоедает, и мозг сам начинает «выпрашивать работу».

Вот собственно и весь секрет как побороть лень . В моем случае это руководство помогает всегда. Однако на всякий случай я приберег несколько других интересных советов:

  1. Прием витаминов. Иногда хроническая усталость является признаком нехватки полезных микроэлементов в организме.
  2. Сначала самое тяжелое. Выполнив с утра то, что вызывает наиболее сильные негативные эмоции, весь оставшийся день можно провести с чувством выполненного долга и гордостью за победу над ленью.
  3. Похвала. Поддержка и одобрение окружающих помогают быстро «воспрянуть духом». Если же они скупы на похвалу, делать это можно и самому. Хотя бы за то, что где-то в глубине души вы уже готовы на борьбу с ленью.
  4. Разделение труда. Если поставленная задача кажется невыполнимой, то часть дел можно переложить на кого-нибудь другого. Нет, это не лень, это разделение труда во благо общества (семьи и т.д.).

Подводя итог, хочется отметить еще одно свойство человеческой лености. По сути, лень – это своеобразный бумеранг, чем дальше его бросаешь, тем с большей силой он возвращается назад. Поэтому просто примите ее как данность и позвольте себе изредка бездельничать. Однако не забывайте и о намеченной цели. И начните же уже действовать, наконец!

Алевтина, г. Красногорск

Лень как она есть. мина замедленного бездействия

Русские пословицы о лени: «Лень старше нас», «У ленивого что на дворе, то и на столе», «Лень мужика не кормит», «Лежи на печи да ешь калачи», «Спать долго — жить с долгом», «Больше спишь, меньше грешишь», «Лежебоке и солнце не в пору всходит!», «На полатях лежать, ломтя не видать».

Лень — это явление, которое родилось вместе с нами. Не зря же народная мудрость создала сотни пословиц о лени. Русский народ вообще жалует это явление. Вспомните только сказку про Емелю, который лежит на печи и решает все проблемы… Положительный герой. Только бы ничего не делать. Только бы все решалось само собой.

Но проблема лени и сейчас более чем актуальна. С ростом материального благополучия, когда не нужно бороться за кусок хлеба, за крышу над головой, у людей становится все меньше мотивации что-то делать в этой жизни. Лень жить, лень работать, лень даже просто встать с дивана. Кто-то ищет ответ на вопрос «Как преодолеть лень?», а кто-то махнул рукой и сделал выбор в пользу дивана. И жизнь течет-протекает мимо.

Если мы посмотрим на пословицы о лени под увеличительным стеклом системно-векторной психологии, мы сможем понять причины возникновения лени и увидеть пути избавления от нее.

«Лень прежде нас родилась»

Лень действительно стара как мир. Одной из основных причин возникновения лени является соотношение в человеке сил либидо и мортидо, открытых основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом и его учениками. Термином «либидо» Фрейд обозначал сексуальное желание, или половой инстинкт, и применял его для описания разнообразных проявлений сексуальности. Мортидо — это энергия распада, противостояния жизни и развитию, стремление к статичному состоянию.

Оба эти понятия получили свое развитие в системно-векторной психологии. Под либидо мы подразумеваем уже не просто сексуальное влечение, а жизненную силу, которая движет человеком. Лень является проявлением силы мортидо, стремлением к угасанию жизненной силы, активности, стремлением к неподвижности, статичности.

Когда ребенок рождается — либидо, жизненная сила, у него максимальное. Сила мортидо тоже присутствует, но она очень незначительная. Малыш активно ползает, тянется за игрушкой. Его не надо подталкивать — либидо подталкивает его к развитию.

Но при взрослении соотношение сил либидо и мортидо меняется. До 16 лет сила либидо преобладает над мортидо, но когда человек выходит наружу, в общество, эти две силы уравновешиваются. И начинается постепенное уменьшение либидо. С 27 лет мортидо начинает преобладать.

«Хоть три дня не есть, а с печи не слезть»

С пубертата человек уже должен совершать усилие, чтобы двигаться по жизни, развиваться. Ему самому приходится делать выбор между жизнью и смертью.

В архетипичной стае все было просто: не хочешь идти за мамонтом — умрешь с голоду. Или придет леопард и съест тебя. Это была первая, мышечная фаза развития человечества, когда человек руководствовался только одной задачей — выжить и продолжить себя во времени. Голод был основной движущей силой человека.

Примерно 6 тыс. лет назад ночной охранник стаи — звуковик, вслушиваясь в звуки саванны снаружи, впервые отделил себя от окружающего мира и задал судьбоносный вопрос: «Кто Я?», ознаменовав тем самым переход в анальную фазу развития. Тогда у человека впервые возникла потребность познания себя, и, как следствие, стали развиваться науки, философия, религия. Появился и новый элемент коллективного управления — идея. Можно иногда услышать выражение: «Идеи правят миром».

Так было, но сейчас это не так. В кожной фазе развития человечества, в которую мир шагнул после Второй мировой войны, мы вышли из-под прямого управления как голодом, так и идеями. Мы больше не страдаем от постоянной нехватки пищи и не должны бороться за нее. Нет больше таких идей, которые бы были способны поднять нас на подвиги. Что же принуждает нас совершать усилия?

«У нашей непряхи — ни одежи, ни рубахи»

Желание получить наслаждение никуда не исчезло. Оно и не может исчезнуть, потому что является сутью человека. Мы все очень разные, но одинаковы в одном: хотим испытывать наслаждение. Каждый по-своему желает быть счастливым. Это и есть тот рычаг, который заставляет нас двигаться, развиваться, совершать усилия.

Когда ребенок ленится, не хочет что-то делать, надо подталкивать его к действию, которое ему нравится. Давать ему небольшое задание в соответствии с теми природными склонностями, которые у него есть. С помощью системно-векторной психологии эти склонности (векторы) легко читаются уже в трехлетнем возрасте. Пока у ребенка большое либидо, нужно сразу приучать его двигаться в правильном направлении, получать удовольствие от правильных действий.

У современного поколения желание к наслаждению возросло многократно. И это можно использовать при воспитании. Ребенка нужно приучать к получению наслаждения там, где это ведет к всеобщему благу. Заложенная в детстве привычка к совершению усилий сослужит хорошую службу взрослому человеку, в корне избавив его от проблемы лени.

«День в день, а топор — в пень», «Смотрю не на работу, а на солнышко»

Знать проявления лени — половина решения проблемы. Лень есть во всех векторах. Но у кого-то она больше, а у кого-то — меньше. Как ни парадоксально, чем больше либидо, тем больше в потенциале лень, чем меньше либидо, тем меньше лень. С этой точки зрения самая большая лень может быть у уретральников, а самая маленькая — у мышечников. Но у всех она имеет свои особенности.

Сила либидо у уретрального ребенка с малолетства настолько мощная, что толкает его к внешней реализации, к действиям. Он привыкает действовать и сохраняет активность до конца своей жизни. Но в его жизни бывают периоды, когда он наполняет свои желания и начинает лениться на полную катушку, совершенно не ощущая вины за собственное бездействие. Когда желание снова накапливается, он срывается с места и начинает активно действовать.

В этом и кроется причина того, что русский народ жалует лень. Носитель уретрального менталитета, когда ситуация не требует от него активных действий, ленится в свое удовольствие. Как страну защищать — встаем единым фронтом в едином порыве, а в остальное время можно и на печи полежать.

Мышечный — это единственный вектор, в котором лень есть проявление невроза вектора, его минус-свойство. Невроз возникает в детстве от сверхстресса, сверхдавления, когда ребенок отказывается от своих желаний, потому что нет возможности их наполнения. Для мышечного ребенка это может быть отделение от своих, потеря «МЫ», одиночество, изоляция, отрыв от родной земли, от «пуповины». Он очень привязан к земле, даже на уровне микроэлементного состава, и при переезде в другое место может испытывать из-за этого проблемы со здоровьем. Но самое главное — будет маяться, не находить себе места, лениться, особенно при отсутствии правильного воспитания, развития его вектора.

А чтобы мышечник никогда не ленился, нужно всего лишь с детства приучать его к физическому труду, от которого он получает огромное удовольствие. Тогда он становится настоящим трудоголиком.

«Проглотить-то хочется, да прожевать лень»

Примерно посередине между уретральным и мышечным векторами по силе лени находится кожный вектор. Его либидо и мортидо практически сбалансированы, поэтому ему проще себя организовать и вытащить из лени. Кожнику все время некогда, он все время в движении. Но если он начинает лениться, то это проявляется в патологической экономии во всем, даже в мелочах. Он стремится совершать как можно меньше движений и сокращает свое потребление до болезненного состояния.

«Работа — с зубами, а лень — с языком»

Не зря в русском фольклоре появилась такая пословица. Если оральник ленив, то все его действия будут заключаться в сотрясении воздуха. Он будет цветисто говорить, на словах строить грандиозные планы, но дальше этого дело не продвинется.

«Люди жать, а мы под межою лежать»

Очень тяжело проявляется лень в обонятельном и анальном векторах. У обонятельника лень обусловлена тем, что, когда он испытывает состояние меланхолии, полного отсутствия эмоций и движения, он совершенно лишается запахов. Для него это состояние наибольшей защищенности, ведь тогда он становится невидим для окружающих. Такой ребенок может лежать часами неподвижно на кровати, и даже мать не увидит его. Он ленится телом, стремясь выполнить свою видовую роль — выживание любой ценой.

Если родители не препятствуют такому поведению ребенка, то из него вырастет настоящий паразит, который будет использовать окружающих в своих эгоистических целях, потребляя только в себя, ничего не отдавая наружу. Имея мощный объем психического, он не станет большим ученым, политиком, финансистом, спасающим стаю, а заодно и себя вместе с ней. Он будет использовать свой потенциал в минус-направлении — например, станет большим вором.

Поэтому для обонятельного ребенка лень может обернуться очень крупными неприятными последствиями. Лучшая ее профилактика — сверхдавление, выталкивание его в мир, в садик, в школу, куда он идти совсем не хочет. Если другие векторы в такой ситуации получают невроз, то обонятельник развивается наилучшим образом.

Анальники склонны к лени в двух ситуациях: на этапе начала нового дела и в случае обиды. Их психическое направлено в прошлое, а фактор новизны является стрессом, поэтому им очень сложно начать что-то делать. Они могут постоянно откладывать дело под разными предлогами, оправдывая это объективными причинами, но в душе мучаясь чувством вины за свое бездействие.

Обида в анальном векторе, накапливаясь как снежный ком, приводит к полному бездействию по жизни. В пубертате человек выходит в социум, пытается адаптироваться к миру. И часто на этом этапе происходит сбой. Мир сейчас находится далеко не в самом здоровом состоянии, поэтому очень легко обвинить окружающих в том, что все проблемы от них («куда ни придешь, везде одни сволочи»), и уединиться на диване, переживая обиду. Такого рода лень очень распространена среди людей с анальным вектором, которым сейчас очень сложно вписаться в существующую социальную жизнь, обусловленную кожной фазой развития человечества.

«Голова удатна, да лень перекатна»

Если говорить о кожной фазе, то нужно отметить еще один момент. Сейчас все определяет квартель информации (звуковой и зрительный векторы), и поэтому становится актуальна тема лености ума.

Сегодня, как никогда, важно напрягать ум, развивать нейронные связи мозга. Эти способности наиболее ярко проявлены у звукового и зрительного векторов, первый из которых склонен к абстрактному мышлению, а второй — к познанию материального мира.

Знаете известную в бизнесе формулу: необходимо 80 % усилий, чтобы получить 20 % результата? Она была такова, потому что результат определялся усилиями нижних векторов. Сейчас формула звучит так: необходимо 20 % усилий, чтобы получить 80 % результата, так как результат идет от верхних векторов. Но, к сожалению, это пока в теории, потому что звук и зрение находятся в плачевном состоянии. Мы имеем суеверных, с неразвитым умом зрительников и депрессивных, неадаптированных звуковиков.

А все почему? Потому что думать очень энергозатратно. Это тяжелее, чем копать землю. Вот и ленимся шевелить мозгами.

Думать — это видовая роль звукового вектора. Имея развитый звук, можно получать самое большое удовольствие от жизни, но, к сожалению, носители звукового вектора об этом не знают. Узнав об этом на тренинге, они уже больше никогда не возвращаются к своим негативным состояниям.

Надо учиться думать: читать сложные тексты, учить иностранные языки. Люди, которые постоянно тренируют свой ум, живут дольше. Им не страшна болезнь Альцгеймера. Для звуковиков, чья видовая роль — развитие ума, это будет наиболее полной реализацией, приносящей истинное удовольствие от жизни.

Для зрительников познание материального мира даст прекрасную реализацию их интеллектуальному потенциалу и навсегда избавит от суеверий и верований, которые являются следствием лености ума.

«Ехал бы воевать, да ленив вставать»

В нашем психическом всегда идет бессознательный расчет: мы идем туда, где получим больше удовольствия. Когда мы не осознаем этот расчет, то очень часто совершаем ошибки.

Например, кожно-зрительный мальчик решает заняться бизнесом, заработать побольше денег. Но это занятие совершенно не согласуется с его природным способом получения удовольствия. Он очень старается. И хотя сейчас ему очень плохо, он надеется, что в будущем будет хорошо. Но хорошо не будет, потому что он выбрал не свою цель. В такой ситуации очень возможно возникновение лени, когда в какой-то момент он просто не сможет заставить себя совершать усилия.

Говорить себе: «Давай не ленись! Иди и делай!» — не поможет. Надо изначально делать правильные расчеты. Надо знать свои векторы, свои природные способы получения удовольствия, и когда они будут реализовываться, у лени не будет никаких шансов.

«Либо ткать, либо прясть, либо песни петь»

Любой человек испытывает лень души и тела. Но известные творческие люди, которых мы часто видим по телевидению, настоящие профессионалы в своем деле, — не ленивые. Они и на отдыхе работают, получая реализацию от своих действий. И это наивысшее наслаждение для них.

А мышечник… Отработал неделю на заводе, а в выходные вкалывает в своем хозяйстве: забор починил, дров наколол, крышу отремонтировал — хорошо отдохнул! Реализуется как на работе, так и на отдыхе.

«На чужую работу глядя, сыт не будешь»

Человек — социальное животное. Мы коллективны душой и телом. Нам только кажется, что мы можем жить сами по себе. Кожник, например, хоть и держит дистанцию, но не может без людей: некого будет организовывать и ограничивать.

Когда человек уединяется, ему труднее справиться с ленью. А если он среди людей, то они не дают ему лениться, подталкивают, поддерживают. Человек — это тот, кто проявляет себя в физическом мире. Мы взаимодействуем внутри вида, получаем внутри вида. В любом верном действии заключена награда — наслаждение. Но поскольку это действие правильное и проявляет себя в материальном мире, то наградой нам становится еще и материальное вознаграждение.

«Ты что делаешь?» — «Ничего». — «А он что?» — «Помогать пришел»

Существует и коллективная лень. Стая или идет за мамонтом, или погибает. Если группа ленива, то она исчезает. Выживают пассионарные группы, в которых существует приоритет общего над частным.

Осознание нашей взаимозависимости, того, что подлинная реализация возможна только в отдаче обществу, не позволит человеку лениться и оправдывать свое бездействие. А понимание себя и других людей, которое дает системно-векторная психология, поможет выйти из порочного круга обвинений других в собственных проблемах и не выносить себя за скобки происходящего.

«Ленивый и могилы не стоит»

Лень — естественное явление, но рецепт от нее есть:

— осознавать свои природные свойства и, полностью реализуя их, научиться получать удовольствие от жизни;

— осознавать природные свойства окружающих и помогать им, реализуя их природные свойства, получать удовольствие от жизни;

— выяснить опытным путем, что, когда ты что-то делаешь не ради себя, а на отдачу, ты получаешь гораздо больше удовольствия от жизни.

Взяв на вооружение этот рецепт, вы увидите, что лень все реже будет посещать вас. Можете проверить это сами на тренинге «Системно-векторная психология». Поднимает даже самых закоренелых диваносидельцев!

Корректор: Наталья Коновалова

Немецкий психоаналитик эрих фромм высказывает совершенно иную точку зрения: «лень — это далеко не нормальное качество, это симптом психопатологии».

По его мнению, леность — результат нездорового социально-экономического устройства общества, при котором продукт труда отчуждается от самого трудящегося: это приводит к чувству бесполезности и бессмысленности его работы. В работах Альфреда Адлера и его последователей лень и вовсе понимается как защитный механизм, своего рода «ширма» для оправдания комплекса неполноценности — субъективного переживания человеком собственной слабости и уязвимости.

В представлениях основоположника отечественной педагогической психологии Петра Каптерева лень «есть наименьшая деятельность при наибольшем числе приятных состояний, минимум деятельности при максимуме удовольствия». При этом ученый однозначно определяет ее как «порок», источники которого кроются одновременно и в пассивности как врожденном свойстве человеческой натуры, и в «неправильном» воспитании детей и юношей.

Прокрастинация, ничегонеделание, созерцательное отношение к жизни становятся новыми ценностями, возникающими в противовес бесконечной гонке за достижениями, выиграть в которой невозможно: всегда найдется кто-то, кто добился большего, чем ты.

Ученые, впрочем, отмечают, что это явление нельзя назвать новым: еще в XVIII веке английский публицист Сэмюэл Джонсон выпустил серию эссе, посвященных восхвалению праздности, а спустя столетие французский политик Поль Лафарг издал сочинение «Право на лень», в котором активно критиковал идею о первостепенном значении труда для нравственного развития человека.

Эстетизация лени присутствует и в искусстве. Исследователи находят ее элементы в произведениях русских классиков И. А. Гончарова, А. С. Пушкина и других, о ней писали сочинения художники-авангардисты К. Малевич, М. Стилинович, и т. д.

Самосбывающееся пророчество

Один из часто встречающихся механизмов формирования паттерна поведения, который мы называем «ленью» — так называемый сценарий «самосбывающегося пророчества». Человеческая психика чрезвычайно зависима от социального взаимодействия: через общение с другими людьми мы не только усваиваем культурные ценности и нормы, но и познаем самих себя, отталкиваясь от обратной связи окружающих людей.

Процесс формирования «я-концепции» непрерывен в течение всей жизни, но особенно важный его период — дошкольный и младший школьный возраст. В силу особенностей детского восприятия, замечания взрослых или сверстников о личности или характере ребенка часто принимаются им как объективные факты, без фильтрации и критического анализа.

Если окружающие манипулируют чувством вины ребенка или ранимого взрослого, формируя токсичное чувство стыда за проявления «лени»: «Как тебе не совестно без дела болтаться! Пошел бы матери помог (уроки выучил, денег заработал — нужное подставить)», — происходит реактивное искажение «я-концепции».

Японская философия победы над ленью — методика кайдзен

Как победить лень по-японски? Самураи, склонные любое занятие подводить под философские системы, в вопросе борьбы с ленью поступили так же. Методика называется «Кайдзен», в западной культуре известна под названием «принципа одной минуты».

Японцы используют ее для бизнеса и подразумевают постоянное поэтапное улучшения всех участников работы, от генерального директора до мойщика окон. Однако эта же философская практика прекрасно подходит для применения в повседневной жизни.

Все очень просто, как в школе: двигайтесь от малого к большому. Выберите дело, которое является необходимым, но вызывает у вас абсолютное нежелание им заниматься – и уделяйте ему по одной минуте в день. Такая нагрузка даже у самого отьявленного лентяя вызовет усмешку – всего минуту!

Повторяйте это каждый день, постепенно увеличивая время. Три минуты, пять минут – это ведь все сущие мелочи, не требующие усилий, а потому даваться будут легко; вы сами не успеете заметить, когда начнете уделять делам куда больше времени. Формирование новых, полезных привычек таким путем требует много времени, но зато гораздо эффективнее, чем рывок с места.

В этом есть своя логика: если на неподготовленного человека взвалить сразу большую нагрузку, он попросту не справится. Дела начнут вызывать отвращение, и лень только усугубится. Изначальная проблема – как победить лень – останется нерешенной.

Однако «идеальный», по народной версии, сценарий развития персонажа, позволяющего ему жениться на царевне и в конечном итоге самому стать «идеальным» правителем — не «перевоспитание» и не совершение героического подвига, а случайное обретение волшебного помощника.

Щука позволяет Емеле добиваться фантастических результатов, не прикладывая к тому ни малейших усилий. Аналогичные мотивы можно найти и в преданиях других народов мира, например, в японской сказке «Веер Тэнгу» или в английской «Ленивый Джек».

Советская идеология, основанная на марксистской философии, беспощадно клеймила леность как недостойный порок. Идея всеобщего «права на труд», постепенно превратившаяся в «обязанность трудиться», разрослась до практики уголовного преследования «тунеядцев» — людей, не имеющих официального места работы без уважительных (с точки зрения законодательства) причин.

Но несмотря на пропаганду, далеко не все граждане разделяли эту идею: в ответ на ужесточение мер по борьбе с «леностью» появился целый ряд практик, позволяющих обойти их при внешнем соблюдении правовых и моральных норм.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий