Выбрасывание злости (отреагирование)
Злость лучше всего выбрасывать, выбрасывая реальное физическое напряжение и агрессию. Что касается желания адресного выброса злости, то это лучше делать не реально, а метафорически.
Например, у клиента злость на отца. Психотерапевт просит представить отца, этому образу высказывается все, что не было высказано тогда (и часто это не только высказывается, но и выражается всеми подходящими способами).
Злопамятность
(злопамятство)как качество личности – склонность проявлять
стойкое, навязчивое воспоминание об обиде, оскорблении, причиненном зле и
вреде,не
утрачивать испытанное в связи с этим чувство злости, не иметь искреннего
желания простить а, зачастую, хотеть отомстить.Жители
одной деревни решили наказать своего сородича и бросили его в яму.
Те, кому он
навредил, решили, пусть каждый сам учинит суд над ним. Стоя на краю ямы, одни
плевали на злодея, другие бросали в него комья грязи. Вдруг в несчастного
полетел камень. Изумлённо посмотрел тот на бросавшего и спросил: — Всех здешних
я знаю.
А ты кто таков, почему бросаешь в меня камнем? Человек ответил: — Я
тот, кого ты обидел двадцать лет тому назад. Провинившийся удивился: — Где же
ты был всё это время? — Всё это время, — прозвучал ответ, — я носил этот камень
в моём сердце. А теперь, когда я увидел тебя в таком жалком положении, то взял
камень в руку.
Мужик приходит к стоматологу, садится в
кресло, трясясь от страха. Врач смотрит на него пристально и говорит, улыбаясь:
« А помнишь, Петров, как ты меня в шестом классе булавкой колол?»
В человеке есть основные и второстепенные качества. Нельзя умалять ни те, ни
другие, через малое проявляется большое и значимое. Злопамятство при
любых обстоятельствах не опустится до второстепенности, ему подавай главные
роли. Когда составляется психологический портрет личности, злопамятство, если
оно присуще человеку, всегда фигурирует в первых рядах выявленных качеств:
мстительный и злопамятный Гитлер, безвольный и злопамятный Николай II, жестокий
и злопамятный Муссолини.
Когда актера Михаила Мамаева попросили изобразить свой
автопортрет, он сказал: «Я коварный, злопамятный, воинственный и мстительный
кочевник-азиат с двумя-тремя чертами характера цивилизованного европейца. Опасайтесь
стать моим врагом — в таком щекотливом деле, как справедливое возмездие за
обиду, я не признаю сроков давности. Око за око и зуб за зуб! У меня и
стихотворение было такое: «И я живу, ни шпильки не прощая».
В словаре В.И. Даля находим: «Быть злопамятным, предаваться злопамятству —
долго помнить зло или обиду, даже и ненамеренную, не забывать и не прощать,
быть мстительным». Обычно злопамятство идет в одной связке с
мстительностью, коварством и лицемерием.
И то и другое предполагает скрытность,
а без него и злопамятству никуда не деться. Если человек открыто выражает свое
отношение к творимому по отношению к нему злу, гнев выплескивается наружу.
Внутри не остается ненависти, злобы и обиды. Обычно проявленные негативные
чувства и эмоции выветриваются, как нестойкие духи.
злопамятство —
не проявленный во время и к месту гнев за причиненную боль и зло.
Уязвленный
человек, не выдавая свою злость или обиду, ведет себя лицемерно и коварно,
обдумывая планы отмщения.
МолитваО ненавидящих
и обидящих нас прости, от всякого зла и коварства к братолюбивой и
добродетельной жизни обрати, смиренно мольбу Тебе приносим: да в согласном
единомыслии прославим Тебя, единого Человеколюбца.
Заключение
Мы – люди Нового Завета, христиане. Закон «око за око, зуб за зуб» Господь отменил еще во время Нагорной проповеди. И если бы злопамятные люди, считающие себя верующими, чаще обращались к Святому Евангелию, то понимали, что это чувство лежит вне границ Божьих Заповедей.
Это не просто греховное чувство, а преступление против Бога.