- Почему пациенты выбирают центр акме
- Как лечить и что будет, если не лечить
- Если всё слышу, но не понимаю, что говорят
- Внешние условия
- Особенности речи собеседника
- Опыт слушателя и индивидуальные особенности восприятия
- Уровень знания языка
- Афазия
- Дизартрия
- Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых
- Какие симптомы
- Резюме
- Решение 1. «догадаться по контексту»
- Решение 1. «ничего, кроме правды»
- Решение 1. «повторите, пожалуйста, ещё раз»
- Решение 1. «сильная позиция»
- Решение 2. «метод стивена кови»
- Решение 2. «подлежащее и сказуемое»
- Решение 2. «шурик»
Почему пациенты выбирают центр акме
Наш Центр более 10 лет помогает пациентам вернуться к здоровому и комфортному образу жизни. Эффективные методики, высокий профессионализм специалистов, позволяют справляться со всеми недугами и патологиями речи.
Звоните прямо сейчас по телефону 7 (495) 792-1202 и записывайтесь на прием к специалисту Центра АКМЕ! Мы знаем, как вернуть Вам и вашим близким здоровье!
Как лечить и что будет, если не лечить
Сначала специалисты клиники диагностируют степень нарушения и определяют, в чем заключается проблема, затем проводят логопедические занятия: выполняют пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику, чтобы речь была синхронизирована с дыханием, корректируют и закрепляют правильное произношение звуков и работают над выразительной речью.
Как и в случае афазии, важно начать коррекцию дизартрии как можно раньше. Речевые ошибки становятся привычными, поэтому чем позже пациент обратится в клинику, тем труднее и дольше будет восстанавливать артикуляцию, а это нелегкий процесс — вспомните взрослых, которые с детства септируют или неправильно произносят букву «р».
Если всё слышу, но не понимаю, что говорят
Снижение разборчивости речи у взрослого человека может происходить в двух случаях:
Прежде всего, с постепенным снижением слуха
Во-вторых, при заболеваниях нервной системы — после инсульта, при энцефалите, болезни Альцгеймера и некоторых других заболеваниях центральной нервной системы.
При прогрессирующем ухудшении слуха, особенно в области высоких частот, человек сам не осознает, что он плохо слышит. У него или нее создается впечатление, что все остальные говорят низким, неразборчивым голосом. В этом случае члены семьи узнают о потере слуха, когда человек начинает громко включать телевизор и задавать вопросы.
Не надо замыкаться и обижаться на весь мир — я же вас слышу, это все вокруг говорят тихо!
Надо обратиться к врачу сурдологу.
Надо проверить слух.
Если потеря слуха началась давно, то восстановить понимание речи помогут только специальные цифровые слуховые аппараты.
Внешние условия
Это шум, технические неполадки, все, что не зависит от нас и собеседника. Факторы, препятствующие общению.
Представьте, что вы едете на своем автомобиле в загородный дом и разговариваете по телефону. Когда вы выезжаете за город, связь прерывается. Что вы делаете? Обычно мы предупреждаем собеседника о том, что сигнал вот-вот пропадет, и просим его перезвонить позже или отправить сообщение.
Что мы делаем, когда не можем понять человека, говорящего на иностранном языке, в аналогичной ситуации? Обычно мы сразу же решаем, что проблема в нас самих. Подавляющее большинство людей, которые только начали изучать иностранный язык, стесняются задать вопрос. Или они вообще не знают, как это сделать.
Особенности речи собеседника
Диалект, акцент, сленг могут затруднить понимание. А также любые индивидуальные особенности речи собеседника — произношение определенных звуков, интонация, темп речи.
Пару лет назад я переводил для австралийской компании на торговой выставке. С моим уровнем родного английского языка мне пришлось потратить целый день, пытаясь понять австралийский диалект. После этого мы потратили еще полдня на то, чтобы научиться имитировать его.
Как справиться с такими ситуациями без лишнего стресса? Нереально выучить все диалекты. Почти в каждой немецкой деревне говорят на своем диалекте, и каждый человек имеет свои индивидуальные особенности.
Два эффективных совета были получены из моего опыта устного перевода. Сильную позицию можно использовать в определенных ситуациях, например, когда кто-то хочет вам что-то продать, если ситуация позволяет вам немного контролировать ход разговора. Второй совет лучше использовать, когда вам что-то нужно от собеседника, но «сильная позиция» еще не подвластна вам.
Опыт слушателя и индивидуальные особенности восприятия
Третья причина — это мы сами и то, как мы слышим, как воспринимаем слово. Это наши слабые и сильные стороны. Например, услышать и запомнить названия городов или фамилии может быть для нас легко, а вот с цифрами могут возникнуть большие трудности.
Немецкие составные числа имеют интересную особенность — их названия начинаются с единственного числа. Немецкое число 81 буквально означает «восемьдесят один». Французы сказали бы «четыре раза по двадцать плюс один». Представьте себе мой ужас, когда однажды утром мне пришлось переводить с немецкого на французский. Все дело было в деньгах и размере части. Цифры. Числа. Числа.
Уровень знания языка
Четвертая и последняя причина — это уровень ваших знаний. Одним словом, сколько слов и грамматических конструкций вы уже знаете и как часто вы их уже слышали. Да, да, да, слышали, а не просто видели или читали про себя. Если вы запомнили 100 слов из словаря, но никогда не слышали их раньше, это означает, что вы их вообще не знаете.
Это очень легко понять на примере моей любимой английской скороговорки: «У больного шейха шестая овца больна». Перевод также звучит странно: «У больного шейха заболела шестая овца». Представьте, что вы очень быстро слышите набор этих одинаково звучащих слов.
А пока применяйте «скорую помощь», чтобы спасти разговор, когда услышите незнакомые слова и грамматические конструкции.
Афазия
Это нарушение или даже отсутствие речи, которая у человека уже сформировалась. Существует от шести до восьми видов афазии, но причины их одинаковы: повреждение участков коры головного мозга, отвечающих за речь. Часто это происходит в результате инсульта, но черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, прогрессирующие заболевания нервной системы и воспаление мозга также могут привести к нарушению речи.
Дизартрия
Это также расстройство речи, но в первую очередь оно влияет на произношение — нарушается артикуляция звуков. Часто она возникает в детстве, но и у взрослых может быть вызвана инсультом, черепно-мозговой травмой, опухолью мозга и рядом заболеваний нервной системы: рассеянным склерозом, церебральным атеросклерозом, олигофренией, нейрофиброматозом и болезнью Паркинсона.
Какие нарушения речи чаще всего бывают у взрослых
Проблемы с речью возникают не только у детей, которые учатся говорить. По разным причинам взрослые, которые десятилетиями прекрасно говорили, могут начать терять речь; в нашей клинике мы занимаемся этими проблемами.
Поскольку взрослые разговаривают годами, многие их проблемы вызваны травмой или болезнью, поразившей мозг, и с возрастом шансы приобрести такие проблемы только увеличиваются. Афазия и дизартрия, которые часто возникают в таких ситуациях, часто лечатся в нашей клинике.
Какие симптомы
При афазии пациент не только испытывает трудности с речью, но и может не различать речь других людей или даже то, что написано в книге. Вот что может произойти при различных типах афазии:
Подбор слов для создания связного целого — трудная и трудоемкая задача, но часто она все равно не удается, и отдельные слова или конструкции могут приобретать новые значения.
Одни звуки и слова постоянно заменяются другими, переставляются и повторяются. Это начинается с, казалось бы, безобидной замены «б» на «р», а заканчивается даже непонятными сочетаниями слов и предложениями почти задом наперед. В некоторых случаях такие проблемы возникают и с письменным языком.
Бывает трудно понять, что говорят другие люди. В первые два месяца после болезни или травмы это может быть поток случайных звуков или слов.
Ритм и мелодика речи нарушены и не кажутся естественными: паузы слишком длинные, голос тихий, наполовину свистящий.
Трудно запомнить услышанную или прочитанную информацию. Проблема может возникнуть, как только четыре связанных слова появляются подряд. В такой ситуации трудно понять длинные предложения, поэтому их смысл теряется.
Трудно называть предметы и использовать обороты речи, крылатые выражения, пословицы. Также трудно их понять. Как лечить и что будет, если не лечить
Афазия может быть исправлена только в клинике. Во время лечения человек заново учится говорить правильно, как в детстве. С помощью логопеда ребенок учится воспринимать устную и письменную речь, правильно использовать речевой аппарат (органы дыхания, язык, губы) и произносить звуки.
Лечение может варьироваться в зависимости от типа заболевания, но важно начать его как можно раньше. Это происходит потому, что человек привыкает к своей манере говорить, и дефекты речи закрепляются. Пациент может воспринимать одни звуки вместо других, постоянно повторять часто употребляемые слова и неправильно строить предложения. Если коррекция афазии откладывается, то коррекция установленных нарушений займет еще больше времени и будет еще сложнее.
Резюме
Понимание на слух — это способность слышать и слушать иностранные языки. Трудности могут быть вызваны как внешними факторами (манера речи говорящего, фоновый шум), так и внутренними (восприятие и уровень владения языком). Но их можно и нужно преодолеть — надеюсь, мои практические советы помогут вам.
Решение 1. «догадаться по контексту»
Расслабьтесь, одной жизни не хватит, чтобы выучить все слова иностранного языка. Существует также множество терминов в различных профессиональных областях медицины, техники, экономики, политологии. Действительно ли вам нужно знать их все, даже если вы не знаете их на своем родном языке? Я не знаю термина «гора» на немецком языке, но если он мне понадобится в жизни, у меня есть для этого словарь.
- Выучите слова, необходимые для общения. Но выучите их так, чтобы вы могли слышать их в разных сочетаниях.
- Потренируйтесь угадывать значение незнакомого слова по контексту. Контекст — это все слова рядом со словом, которое вы не знаете. Это тема речи, фон и т.д. Для тренировки можно использовать упражнение «сломанный телефон», описанное выше.
Решение 1. «ничего, кроме правды»
Лайфхак — говорите правду. Даже в родном языке моей слабостью является способность переводить числа на слух. Это стало очевидным для моих собеседников в той ситуации. Я предложил записать все цифры, и клиенты были очень довольны. Переговоры даже ускорились без потери эффективности.
- Признайте, что вы не совершенны. Определите свои слабые стороны при аудировании на родном языке. Это могут быть даты, имена, сложные термины.
- Признайтесь собеседнику в том, чего вы не понимаете. Если вы предупреждены, значит, вооружены.
- Предложите собеседнику альтернативный способ решения проблемы: например, запишите все цифры, имена… все, что вы не можете полностью понять на слух.
Решение 1. «повторите, пожалуйста, ещё раз»
Когда происходит живое общение, нас иногда отвлекают внешние источники звука, такие как уличный шум, офисный шум и разговоры вокруг нас. Даже на родном языке мы не всегда можем услышать собеседника с первого раза, и это нормально. Однако, когда мы говорим на иностранном языке, мы забываем об этом.
При общении с иностранцами вам могут мешать посторонние звуки, да и без них вы можете не очень хорошо понимать их речь. Что вы можете сделать? Что делать, если внешняя обстановка не позволяет вам улавливать речь на 100%?
- Скажите об этом собеседнику!
- Спрашивайте снова, даже если вам кажется, что вы все поняли.
Решение 1. «сильная позиция»
Он состоит из трех стадий.
- Создайте рамки для собеседника — настаивайте на использовании литературного языка в разговоре. В Германии, например, почти все говорят на общем языке Hochdeutsch. Иногда исключение составляют пожилые люди или молодежь, которые не хотят отказываться от своего сленга.
- Распознавание моделей в разговоре, определение того, какие знакомые звуки произносятся по-разному. Если разговор не позволяет сделать это быстро, попросите говорящего указать на них. Например, гласные могут быть «о» вместо «а», а английское «spider» будет звучать как «spoider». Обычно все носители языка знакомы с этими шаблонами и будут рады помочь, если их вежливо попросить.
- Потренируйтесь слушать эти шаблоны. Современные видео- и аудиокурсы используют в процессе обучения различные записи. Здесь есть мужские, женские и детские голоса, речь пожилых людей и диалектные разговоры.
Решение 2. «метод стивена кови»
Это более продвинутый метод, чем просто задавать вопросы другому человеку. Автор этого принципа — американский психолог и автор бестселлеров Стивен Кови. Недавно я начал применять его метод в изучении языка, и результаты моих студентов очень вдохновляют.
- После прослушивания расскажите своими словами о смысле услышанного.
- Делайте это до тех пор, пока собеседник не подтвердит, что вы поняли его слова.
- Вы можете спрашивать значение отдельных слов, а также значение полных предложений.
Например: «Если я правильно вас понял, мне нужно прийти в понедельник в 15:00 на экзамен по китайскому языку? Это также повышает возможность выделить то, что вы услышали.
Решение 2. «подлежащее и сказуемое»
Живая речь гораздо более гибкая, чем письменный текст. Кроме того, мы не всегда готовы «ломать» шаблоны выученных грамматических структур.
- Будьте готовы к тому, что выступающий может говорить «не по теме».
- Определите главное подлежащее и сказуемое в услышанном фрагменте или предложении.
- Повторите услышанные структуры. Это живая речь и ваша реакция на нее.
Решение 2. «шурик»
Применяется в следующих ситуациях:
- Говорящий говорит очень быстро;
- Мы слушаем новости в СМИ;
- Мы только начали учить язык, и вся речь звучит как новости в СМИ.
Помните пьяного Шурика из «Кавказской пленницы» и его «помедленнее, я записываю»? Этот совет идеально подходит для начинающих слушать и слышать иностранный язык. Показать свое незнание совсем не страшно, а иногда даже полезно! В разговоре можно выбирать шаги, которые подходят к конкретной ситуации общения.
- Скажите собеседнику, что вы только что начали изучать иностранный язык.
- Попросите собеседника говорить медленнее.
- Скажите своему собеседнику, что вы ведете записи.
- Спрашивайте о значении слов, которые вы слышите, но не понимаете.
- Если вы слушаете запись, делайте паузы чаще, чтобы было легче понять.








