Принятие
Помните, дети жаждут вашего одобрения. Безоговорочное принятие вами ребенка означает в его развитии все. Ребенок живет в соответствии с теми ожиданиями, которые вы возлагаете на него. Если своими словами и действиями вы отражаете мысль «Ты самый тупой человек, которого я когда-либо видел», у него сформируется очень низкая самооценка и не будет ощущения, что он сможет чего-то добиться.
Дети долго-долго находятся на седьмом небе от счастья всего лишь от одного комплимента
Только учтите, что этот комплимент должен быть правдивым, а не выдуманным (подробнее об этом ниже). Иначе любой ребенок вас раскусит. «А, я понял. Даже если я просто плюну на листок бумаги, они меня похвалят. Похоже, многого они от меня не ждут».
Если дети не находят безусловного принятия в доме, они будут искать его на улице, в школе и в интернете. Если вы будете постоянно критиковать его голубую челку, выбор музыки, нелепые (с вашей точки зрения) штаны, дома он сведет разговоры к минимуму (спасибо наушникам и телефону), зато начнет с удвоенной энергией искать одобрения у сверстников.
Значит ли это, что вы должны принимать любые его поступки и решения? Отнюдь! Каким бы сильным ни было влияние сверстников, это вы оплачиваете его телефон, мешковатые штаны и краску для волос. Просто старайтесь не запрещать и не критиковать все. Выберите то, что для вас неприемлемо, а то, что некритично — разрешите и примите. Большинство радикальных экспериментов начинается в подростковом возрасте и там же заканчивается.
Компетентность
Хотите расширить возможности своих детей? Наделите их ответственностью. Когда ребенок проявляет инициативу и хочет выполнить какую-то работу, будь то кормление собаки, починка велосипеда, приготовление ужина, скажите: «Молодец. Я рада, что ты этим займешься».
Ребенок должен почувствовать, что вы не только ему доверяете это дело, но и видите в нем достаточно способностей, чтобы сделать это особенно хорошо. В этот момент он думает: «Мама и папа верят, что я смогу это сделать. Я немного волнуюсь. Надо постараться. Они рассчитывают на меня».
Ребенок не преуспевает, когда родители делают все за него. По-настоящему у человека развивается самооценка, когда он вносит свой вклад в проект или выполняет его сам.
«Проекты» могут заключаться в том, чтобы достать молоко из холодильника или сделать бутерброды с арахисовым маслом и джемом, если ребенок маленький. Семилетний может приготовить себе обед в школу, а только что получивший водительские права — съездить за продуктами.
Если вы позволяете своим детям быть компетентными, они и будут такими. А если у них не получится? Они поймут, как в следующий раз сделать все по-другому. По мере того какувеличивается количество обязанностей, повышается их уверенность в собственной компетентности.
Вот так дети готовятся выйти во взрослый мир здоровыми, действующими членами общества.
Дети жаждут от вас принятия. Они хотят ощущать своюпринадлежность к семье. А еще они хотят показывать своюкомпетентность.
Если они не получат все это от вас, то станут искать в кругу своих сверстников. В мире ребенка вы значите гораздо больше, чем думаете, вот почему воспитание важнее, чем вы себе представляете.
Механизм влияния родителей на развитие детей
Личность ребенка и его психофизиологическое состояние во многом формируются под влиянием родителей и взаимоотношений в семье. Как только малыш рождается, взрослые уже вносят свой вклад в его развитие. Первые годы жизни самые важные. Сложно предположить, можно ли будет скорректировать те впечатления, которые получит малыш в самом начале. Влияние родителей на детей трудно переоценить: это те люди, которые воспитывают новую личность.
Стоит учитывать, что ребенок рождается без понимания того, где он находится и почему. Окружающий мир ограничивается его семьей: мамой и папой. Их отношения накладывают отпечаток на дальнейшее развитие малыша и восприятие жизни в целом.
Взрослые думают, что для оптимального развития детей достаточно дарить им свою любовь и время, делая акцент на правильном воспитании. Это, безусловно, важно. Но, кроме трепетного отношения и дисциплины, фундамент в формировании личности составляет сам опекун, кем он является как отдельный индивидуум.
Родители влияют на становление личности детей. Они, как губка, впитывают даже еле заметные проявления взрослых, их поведение, манеру общения, взгляды на жизнь. Все это формирует детскую индивидуальность.
Взрослые имеют свои личные качества, которые они также приобрели от своих родителей, от людей, оказавших значительное влияние на их становление, а также в результате жизненного опыта. Поэтому их влияние на детей может быть как положительным, так и отрицательным.
Ожидайте лучшего, получайте лучшее
В наши дни родители чрезмерно озабочены самооценкой ребенка. «Я хочу, чтобы Джонни был доволен собой», — говорит мать. И что же она делает? Изо всех сил старается убрать все препятствия в жизни ребенка и сделать за него то, что ему следовало бы выполнить самому.
Это как с однократным высказыванием. Если вы напоминаете детям больше, чем один раз, вы как бы говорите: «Ты такой тупой, я не думаю, что ты поймешь, поэтому повторю». Вообще-то, если сказать один раз, это явно повышает вероятность того, что вас услышат и последуют указаниям.
Многие дети «глухи к тому, что говорит мама», и на то есть причина. Во-первых, вероятнее всего, она повторит это несколько раз, во-вторых, через какое-то время она сдастся и сделает все сама.
Делать что-то за детей означает проявлять к ним неуважение
Ожидать «самого лучшего» с учетом того, что оно отличается в зависимости от вида деятельности, возраста детей и их особенных талантов, — это уважение. Каждый ребенок живет в соответствиис вашими ожиданиями от него. Не бойтесь ставить высокую планку (дети могут сделать гораздо больше, чем вы себе представляете), но и не забывайте давать ребенку время на заметный прогресс.
Двоечник не станет лучшим в классе, если два вечера подряд посидит за учебником. Но если вместо привычной двойки он принесет тройку — это повод отпраздновать! И четырехлетняя девочка, которая решила убрать свою комнату самостоятельно, вряд ли сделает все идеально. Обязательно оцените ее стремление и не бросайтесь на ее глазах переделывать ее работу.
Значит ли это, что вы никогда не должны помогать своему ребенку? Нет. Вы — капитан корабля «Хорошая семья», плывущего по морю жизни. Подобно всем отличным капитанам, вы должны нести ответственность за судно и знать, где скрываются рифы. А еще нужен порт, чтобы знать, куда вы движетесь.
Плохое поведение детей: советы родителям
Многие родители беспокоятся по поводу истерик и слишком активного, шумного поведения своих детей. Иногда им трудно определить, является ли поведение ребенка нормальным или оно свидетельствует о наличии признаков поведенческих расстройств. Воспользуйтесь советами, представленными в данной статье, и с их помощью вам будет легче справиться с определенными типами нежелательного поведения вашего ребенка.
Истерики
Зачастую по поводу истерик беспокоиться не стоит. Это способ, которым ребенок выражает свою фрустрацию (подавленность и разочарование). В первые годы жизни (в возрасте от одного до четырех лет) истерики случаются у большинства детей. Истерики могут быть громкими и бурными, и вполне естественно, что они вызывают у родителей смущение и огорчение.
Когда вы видите, что ваш ребенок находится в состоянии, граничащем с истерикой, можно попробовать отвлечь его чем-нибудь, например, попросить посмотреть на что-то интересное или предложить ему любимую игрушку.
Повышенная возбудимость
Маленькие дети, особенно в возрасте до пяти лет, часто бывают энергичными, шумными и легко возбудимыми. Обычно такая живость вполне нормальна. Иногда активные и шумные дети могут доставлять определенное беспокойство: они говорят без умолку, не слушаются и кажутся неугомонными (особенно мальчики, у них сверхактивное поведение более распространено). Хотя справиться с такими проявлениями порой трудно, только экстремально гиперактивное поведение является признаком расстройства.
Непослушание
Все дети непослушны: они пишут и рисуют на стенах, ссорятся с братьями и сестрами, дерзят и проявляют пренебрежение к требованиям – ведь все это неотъемлемые составляющие их взросления. Иногда такое поведение проявляется в единичных инцидентах, но нередко оно может быть целым этапом, через который вашему ребенку предстоит пройти.
Непослушное поведение малыша может служить ему проверкой вашей реакции, которая прольет свет на то, что допустимо, а что нет, либо вашей реакции на какое-то изменение в его окружающей обстановке (например, беспокойство по поводу похода в первый класс школы), чтобы лучше его понять. Такое поведение может принимать разные формы вплоть до ревности к брату или сестре, но может быть и просто способом привлечения вашего внимания.
Является ли непослушание проблемой, зависит от того, насколько долго оно продолжается, насколько серьезные формы принимает и в каких случаях происходит. Постоянная враждебность, вызывающее поведение, неповиновение и ослушание могут быть признаком того, что ваш ребенок страдает оппозиционно-вызывающим или более серьезным кондуктивным расстройством.
Что влияет на поведение ребенка?
На поведение ребенка оказывают влияние многие факторы.
Гены. Некоторые дети по природе своей более возбудимые и резвые. Часто это является семейной чертой.Они могут легко отвлекаться и получать удовольствие от компаний, а не от пребывания в одиночестве. Несмотря на шумный и оживленный характер таких детей, родители, как правило, могут контролировать их поведение.
Школа. Вы можете заметить изменения в поведении вашего ребенка, когда он начинает ходить в школу. Если у ребенка есть проблемы с обучаемостью или он усваивает материал медленнее, чем другие дети, это может снизить его уверенность в себе и самооценку и негативно повлиять на его поведение. Проблемы с чтением также усложняют для ребенка выполнение заданий и следование указаниям.
Поведение родителей. Проблемы – это часть повседневной жизни. Но если вы постоянно чувствуете себя несчастными и вынужденными только и делать, что бороться с проблемами, это очень ограничивает время, которое вы проводите с вашим ребенком. В этом случае он может попытаться привлечь ваше внимание с помощью шумного или вызывающего поведения. Вскоре он убедится в результативности такого подхода и будет использовать его, а не довольствоваться минимумом вашего внимания или вообще его отсутствием.
Если ребенок еще не знает точно, какое поведение допустимо, а какое является неприемлемым, это может привести к трудному поведению. Правила дают ребенку знание того, какой тип поведения вам не нравится. К тому же некоторые дети могут весьма умело манипулировать родителями, которые не придерживаются общих принципов управления поведением в отношении себя и своих детей.
Четкие, согласованные правила и установленные границы помогут ребенку научиться контролировать себя. Поэтому, если у вас полная семья, вы с супругом должны прийти к соглашению об установлении границ дозволенного. Если вы работающий родитель, правила поведения и ограничения необходимо обсудить также и с лицами, осуществляющими уход за вашим ребенком.
Чувствительность к пище или лекарствам. Нет сомнений в том, что пища может влиять на наше самочувствие. Вы можете обратить внимание на то, что некоторые продукты влияют на поведение вашего ребенка. Это могут быть, например, продукты или напитки с большим содержанием красителей, добавок или искусственных подсластителей.
Если вы считаете, что такие продукты приводят к повышению активности или вызывающему поведению вашего ребенка, просто благоразумно избегайте их. Во-первых, эти продукты, как правило, не относятся к категории здорового питания, а, во-вторых, в вашем распоряжении всегда имеются альтернативные и полезные напитки и закуски, например, фрукты, молоко с низкой жирностью и, конечно, вода!
Если вы обеспокоены рационом питания вашего ребенка, то должны проконсультироваться с врачом или диетологом. Детям необходим здоровый сбалансированный рацион.
Лекарства также могут влиять на поведение некоторых детей.
- Некоторые препараты, применяемые при астме, иногда приводят к гиперактивности, раздражительности ребенка или нарушению сна.
- Лекарственные средства от укачивания и антигистаминные препараты могут делать детей сонными или наоборот сверхактивными.
- Дети могут чувствовать раздражительность после вакцинации или тогда, когда лекарство вызвало головную боль.
- Лекарственные препараты, предписанные для лечения эпилепсии, также могут влиять на поведение.
Если вы считаете, что какой-то препарат заставляет вашего ребенка вести себя по-другому, поговорите с вашим лечащим врачом. Возможно, его поведение не имеет никакого отношения к лекарствам. Но если все же имеет, ваш врач может предложить альтернативное лечение.
Проблемы со здоровьем. Состояние здоровья может влиять на поведение вашего ребенка.
- Эпилептические припадки могут сделать ребенка сонливым, снижая концентрацию его внимания. Эпилепсия может также стать предпосылкой к необычным или трансгрессивным формам поведения (нарушающим общественную мораль и принятые нормы) и привести к патологии восприятия.
- Проблемы со слухом, такие как тугоухость или экссудативный отит, могут затруднить для ребенка следование указаниям. Ситуация, в которой ребенок чего-то не услышал, может ошибочно восприниматься родителями как нежелание подчиняться.
- Синдром Туретта сопровождается частыми неконтролируемыми подергиваниями лица или тела (моторными тиками) и внезапными выкриками или руганью (речевыми тиками). Иногда можно наблюдать у ребенка появление навязчивости (обсессии) и проблемы с контролем гнева.
- Аутизм и синдром Аспергера приводят к трудностям вербального и невербального общения, плохому развитию социальных навыков, воображения и навязчивой поглощенности чем-либо.
- Депрессии и тревожные расстройства могут привести к снижению концентрации, раздражительности и возбужденному состоянию.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является заболеванием, которое должно диагностироваться только специалистами. Родители часто говорят, что их дети гиперактивные, но СДВГ – это нечто большее, чем просто шумное, оживленное поведение. Характерными признаками СДВГ являются гиперактивное и импульсивное поведение и невнимательность.
Как справиться с трудным поведением
Истерики. Когда у вашего ребенка случается истерика, лучшее, что вы можете сделать, это сохранять спокойствие. Это сложно, конечно, особенно если истерика происходит в общественном месте. Постарайтесь не обращать внимания, потому что если вы реагируете или поддаетесь на уговоры ребенка, он будет думать, что истерика – это отличный способ добиться своего. Когда ваш ребенок начинает успокаиваться и вести себя лучше, не забывайте хвалить его за хорошее поведение. Это поможет остановить ребенка перед желанием впасть в новую истерику, к тому же вы дадите ему понять, какое поведение вы одобряете.
Повышенная возбудимость. Если ваш ребенок возбужден, и вы хотите его успокоить, предлагайте ему различные способы проводить время тихо и мирно, например, за рисованием, чтением или поделками. Кроме того, каждый день вы можете спланировать так, чтобы в нем было «тихое время», а также время побегать и пошуметь, раз уж ваш ребенок такой заводной. Когда он проводит время за тихими и спокойными занятиями, хвалите его за это и восхищайтесь его творениями, например, рисунками или поделками.
Непослушание. Хотя вы не можете рассчитывать на то, что ваш ребенок будет хорошо себя вести постоянно, последовательное дисциплинирование, похвала за хорошее поведение и внимание к ребенку могут значительно улучшить его поведение.
Когда стоит обращаться за помощью?
Если вы обеспокоены поведением вашего ребенка, поговорите с вашим участковым врачом. Он посоветует вам, как лучше справляться с истериками и другими формами неподобающего поведения, а также сможет исключить многие из медицинских причин поведенческих проблем. В зависимости от индивидуальной проблемы вашего ребенка он примет решение о направлении его на консультацию к узкому специалисту или психологу.
Беседа с другими родителями и дружеский совет – это тоже прекрасные способы выпустить пар и получить поддержку.
Позитивное влияние родителей на формирование личности детей
Чаще всего конфликты возникают в тех семьях, где родители игнорируют поведение и особенности своих детей. Где проявляются жесткий контроль, диктатура в воспитании, не учитываются желания и потребности ребенка. В таких случаях о доверительных отношениях можно не говорить.
С другой стороны, и гиперопека, когда мать проявляет чрезмерную заботу, может повлиять на дальнейшую социализацию ребенка. У него будет наблюдаться страх перед неизвестностью, повышенная тревожность, неспособность принимать решения. Обычно такие дети вырастают застенчивыми и осторожными.
Приведем несколько принципов того, как должны вести себя родители, чтобы их взаимоотношения с детьми не имели проблем:
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Стараться контролировать эмоции и уметь спокойно объяснить свое состояние, если чувства негативные.
- Уважать потребности всех членов семьи.
- Формировать отношения с детьми путем совместных занятий: прогулок, уборки дома, приготовлении еды, настольных и активных игр.
- Иметь семейные ценности и традиции. Это могут быть совместные прогулки по выходным, фирменный торт в честь дня рождения и тому подобное.
- Искренне интересоваться делами и переживаниями своих детей.
- Не навязывать ребенку свои убеждения, не формировать ожиданий, не пытаться реализовать через него свои детские мечты.
3 способа изменить негативные программы:
Любые насильственные методы негативно сказываются на каждом человеке. Тем более на ребенке. Детская психика очень восприимчива, и такие действия обязательно скажутся на отношениях с родителями в дальнейшем. Ребенку нужна любовь и принятие — это залог доверия, а значит, взрослые всегда будут для него авторитетом.
Уверенность в себе или уверенность по жизни?
Существует большая разница между детьми, которые, столкнувшись с проблемой, думают: «Я сумею с этим справиться», — и теми, кто уверен: «Все как-нибудь разрешится». Последним всего лишь нужно подключить к проблеме родителей, после чего можно расслабиться, потому что все с этого момента как-нибудь да решится.
Уверенный в своих силах ребенок, окончив школу, вылетит из гнезда. Тот, кого вы с пеленок оберегали от любых неурядиц, если и вылетит, то обязательно скоро вернется. Таких детей я называю «бумерангами».
Как-то раз на моем семинаре одна мамочка жаловалась на стресс от воспитания, выгорание и отсутствие возможности уделить внимание карьере и личной жизни. Я думал, у нее пара малышей-погодков, двух и трех лет, оказалось, у нее уже взрослые дети: один — выпускник школы, а второй — колледжа, и ни один из них не планирует покидать свои детские комнаты.
Была еще одна мама, которая старалась никогда не водить своего ребенка в магазин игрушек. Она боялась, что он увидит огромный выбор и расстроится, когда поймет, что больше одной игрушки ему не купят. Поэтому она ходила за игрушками исключительно сама, лишая ребенка и возможности самостоятельного выбора, и возможности пострадать оттого, что ты чего-то не можешь получить.
Чувствовать себя несчастным — это важный опыт. Сделать неправильный выбор и потом сожалеть о нем — это важный опыт. Осознать, что твоя мама не может купить тебе самую большую игрушку, и решить, что, когда вырастешь, обязательно заработаешь много денег и сам ее себе купишь, — это важный опыт.
Именно ощущение несчастья заставляет нас искать выход
В следующий раз выбрать игрушку, с которой можно играть долго и придумывать разные вариации игры. Договориться с мамой, что большую игрушку она купит на день рождения, и долго ее ждать. Решить откладывать на дорогую игрушку из карманных денег. Спросить у мамы, на каких условиях она купит большую игрушку, и приложить все усилия, чтобы эти условия выполнить.
Вы лишаете ребенка всех этих важных эмоций, размышлений, выборов, когда принимаете решение за него или, если что-то не понравилось, в ближайшее время просто покупаете ему следующую.