Методики диагностики воображения

016_человек. его строение. тонкий мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

Количество таких опознавательных признаков, обеспечивающих правильное узнавание объекта, составляет порог восприятия. В узнавании объекта важную роль играет, кроме опыта, свойство целостности. Опознавательные признаки могут принадлежать различным уровням статической структуры объекта или его динамических состояний.

В этом плане некоторые люди склонны воспринимать признаки более высокого уровня обобщения, целостные (И. Павлов относил таких людей к художественному типу с доминирующим правым полушарием головного мозга).

Другие же, наоборот, начинают с выделения отдельных частей («мыслители») с доминирующим левым полушарием.

Восприятие движения и времени.В вопросах восприятия движения и времени накоплено больше фактов, чем сделано теоретических объяснений и изучено механизмов.

Основными признаками, на основании которых формируется перцептивный образ движущегося объекта, являются скорость, траектория, направление, ускорение движения и др. По вопросу восприятия движения в психологии имеются две основные позиции: 1. Перцептивный образ движущегося объекта формируется в результате последовательного слияния элементарных зрительных ощущений отдельных точек, которые последовательно обозначают траекторию движения. 2.

Перцептивный образ движущегося объекта возникает не простым суммированием отдельных ощущений движения, а сразу в виде неразложимого ощущения движения благодаря специфическим перцептивным переживаниям, которые соединяют ощущения соседних положений объекта.

В формирование образа движущегося объекта включены факторы: — предшествующий перцептивный опыт индивида, связанный с движущимися объектами, и интеллектуальное осмысление текущей конкретной ситуации, в которой наблюдается движение; — специальные типы мозговых клеток, реакции которых «специализируются» по различным скоростям и направлениям движения; — сигналы обратной связи, информирующие перцептивные центры мозга о перемещении головы и глаз человека в соответствии с перемещением объекта.

Движущиеся объекты лучше воспринимаются боковым зрением. Восприятие времени не было даровано человеку природой. В процесс формирования условных рефлексов восприятия времени включены многие физиологические и психологические механизмы.Это, в частности: — ритмические процессы в коре головного мозга (чередование сна и бодрствования в соответствии с чередованием времени суток и общей освещенности, смена процессов возбуждения и торможения), эти своеобразные «биологические часы»; — чередующиеся процессы возбуждения и торможения, сопровождающие выполнение какой-либо работы; — циклические явления сердцебиения, ритмы дыхания.

На восприятие времени человеком оказывают влияние: — его эмоциональные переживания (например, за приятной работой время «пролетает» быстро, а томительное ожидание его «растягивает»); — некоторые фармакологические средства, влияющие на вегетативную систему человека; — индивидуально-личностные свойства человека (например, для холерика время движется быстрее, а для флегматика медленнее, что используется в некоторых диагностических процедурах); — специальные тренировки (хороших результатов в оценке малых отрезков времени можно достичь в результате недельной тренировки; с возрастом оценка времени становится более точной).

25 стр., 12060 слов

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

Интересно, что воспоминания человеком событий прошлого подчиняются противоположным закономерностям по сравнению с восприятием продолжительности текущих событий.

Так, события прошлого, наполненные активной, интересной жизнью, воспринимаются как более продолжительные.

События «серого» периода жизни — как менее продолжительные. Восприятие речи. Восприятие речи состоит в ее распознавании.Причем речь воспринимается лишь в обязательной совокупности двух аспектов: как слухового раздражителя и как источника смыслового содержания воспринятых звуков.

Первый аспект реализуется слуховой или зрительной системой (в зависимости от формы речи — голосовая или письменная).

Восприятие смыслового содержания задействует более широкий круг психических механизмов человека — таламус, ассоциативную кору полушарий головного мозга и др. Выяснено, что основную роль в восприятии устной речи играет левое полушарие. Правое полушарие более чувствительно к таким характеристикам речи, как ее эмоциональная окраска, интонация, тембр.

Некоторые характеристики восприятия речи: — как слуховой раздражитель речь воспринимается лишь в том случае, когда ее скорость не превышает 2,5 слова в секунду; — как источник смыслового содержания речь воспринимается в том случае, когда, во-первых, фразы, произносимые без пауз, не превышают 5-6 с и, во-вторых, когда фраза состоит не более чем из 8-13 слов; — из общего объема высказываний человек воспринимает в среднем лишь 70% (слуховой аспект) и понимает 60% (смысловой аспект).

Кстати, восприятие речи зависит от пола: мужчина более эффективно воспринимает речь в первые 10-15 с, а затем занят тем, что обдумывает следующие фразы.

Еще одна особенность восприятия речи — вербализация зрительного опыта.При восприятии зрительных образов их опознавательные признаки тесно увязаны со словами. Так, североамериканские индейцы не делают различий между голубым и зеленым цветом, так как в их лексиконе присутствует лишь слово «голубой». Однако те из них, кто знает английский язык, без труда различают эти цвета.

В этой связи высказываются две гипотезы: — именно вербализация обусловливает величину так называемой зрительной единицы, т.е. тот минимальный по величине зрительный сигнал, из которого, как из кирпичиков, формируется общий зрительный сигнал; — процессу обнаружения чего-то нового предшествует процесс формирования соответствующего понятия с помощью слов.

Для человека наиболее значимыми оказываются социально обусловленные, личностные характеристики собеседника (степень его доброжелательности, способность к эмпатии, надежность в дружбе, постоянство взглядов и т.п.).

Оценка таких качеств осуществляется через перцептивные процессы: человек вглядывается в черты лица собеседника, его жесты, позы, мимику, походку, наблюдает поведенческие привычки и манеры.Результаты восприятия содержат изрядную долю субъективизма, базируются на персональном опыте личности.

Важную роль здесь играют эмоции, ассоциации, различного рода психологические эффекты, стереотипы и психологические эталоны, степень конформности.Например: — внешне привлекательный человек чаще эмоционально воспринимается как носитель позитивных качеств; — человек с высоким и широким лбом — как обладатель высокого интеллекта; — твердая походка с прямой осанкой воспринимается как признак уверенности в себе; — человек с чертами лица, напоминающими давнего обидчика, воспринимается негативно; — результаты восприятия собеседника в первые десятки секунд «прилипчивы» из-за известного в психологии «эффекта первичности».

Естественно, что формируемый на основе процессов восприятия образ человека оказывает существенное влияние на характер взаимодействия с ним. Так будучи представленным разным аудиториям в разных статусах, человек воспринимается по-разному (по возрасту, росту, принадлежности к слоям общества и т.д.).

Восприятие человека человеком характеризуется избирательностью.

Лучше воспринимаются те элементы, которые представляют текущий или профессиональный интерес Восприятие окружающей среды.

При восприятии окружающей предметной среды человек стремится найти в ней гармонию, отражающую соразмерность и упорядоченность частей и целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания объектов.Это естественно, так как он воспринимает все то, что его окружает, как сферу жизнедеятельности.

Внешняя дисгармония воспринимается как фактор неуравновешенности, нецелесообразности и вызывает соответствующие негативные психические состояния. Мировосприятие служит своеобразным критерием уровня общей культуры человека и общества в целом. Ведь человек преобразует внешний мир согласно своему ценностному отношению к нему и чувству прекрасного, которое отличается от утилитарно-полезного отношения бескорыстным характером.В восприятии окружающей среды активно участвуют эмоции и чувства, понимание и принятие воспринимаемого.

Другими словами, восприятие среды осуществляется под воздействием факторов, характеризующих формируемый перцептивный образ с разных сторон — когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Когнитивный аспект связан с тем, как окружающий предметный мир воспринимается человеком.

Установлено, что этот процесс завершается созданием связанной, целостной картины образа мира. То, что составляет проблему, разрешается как синтез совокупности взаимосвязанных факторов, но не как результат восприятия отдельных из них. Эмоциональная сторона определяет эмоциональное отношение человека к образу восприятия.

Возникновение и динамику проявления эмоций можно описать приближенно тремя парами полярных признаков: удовольствие — неудовольствие; возбуждение — успокоение; напряжение — расслабление.Поведенческая сторона характеризует активность иод воздействием формируемого человеком образа мира. На осознаваемом уровне в его поведении отражаются мотивы, потребности, воля; на неосознаваемом — установки, интуиция.

Результатом влияния когнитивной, эмоциональной и поведенческой сторон на формируемый образ окружающей среды является устремленность человека к гармоничной жизни с природой, частью которой является и он сам. Явления в области перцепции. Нарушения восприятия.

О нарушениях возникает в тех случаях, когда субъективный образ восприятия не идентичен по основным признакам образу воспринимаемому.Подобные нарушения могут носить характер: — ситуативных явлений, обусловленных складывающейся на данный момент времени ситуацией или текущим психическим состоянием человека; — патологических нарушений, вызванных различными поражениями коры головного мозга и подкорковых структур (рис. 3).

Рис.3. Основные виды перцептивных искажений.

К искажениям первого типа относят различного рода иллюзии, апперцепцию, галлюцинации, ко вторым — агнозию, дереализацию.Иллюзии (лат. illusio — ошибка, заблуждение) — это искаженное отражение действительности при восприятии реальных объектов и их отдельных свойств.

Природа иллюзий может быть различной: — физическая (например, ложка в стакане с водой кажется изломанной на границе поверхности воды); — физиологическая (например, если слегка надавить пальцем глазное яблоко сбоку, то предмет, на который направлен взгляд, раздваивается); — психологическая (например, на фоне человека высокого низкорослый воспринимается еще меньшим, чем это есть на самом деле).

По совокупности различных причин иллюзии иногда подразделяются на: — зрительные (реальные объекты предстают в некой фантастической форме); — вербальные (искажения слов и их смысла воспринимаются человеком как адресованные лично ему); — видимого движения (стробоскопического, индуцированного и автокинетического, при котором неподвижная точка в темноте кажется находящейся в хаотическом движении); — аффективные (возникают в состоянии сильного психического возбуждения); — оптико-геометрические (состоят в кажущемся искажении метрических соотношений компонентов объекта); — установочные (возникают под воздействием внешнего внушения) (рис. 4).

Как быть Леди:  Психология и мастерство при подготовке к шахматной партии.

Рис. 4. Виды иллюзий.

Иллюзорное восприятие возникает как у психически здоровых людей, так и у людей с расстройствами нервной системы.

Основа их лежит в психологических механизмах восприятия окружающей среды. Апперцепция — явление, характеризующее обусловленность восприятия личностными особенностями человека, его прошлым опытом, мотивацией и направленностью.Образ восприятия при этом может зависеть даже от чувства юмора.

В этой связи один и тог же реальный объект может отражаться в сознании разных людей по-разному. Как говорят, оптимист смотрит в лужу и видит отражение звезды, пессимист же в этой же луже видит только грязь. Очевидно, что один субъект восприятия окажется ближе к адекватному отражению реальности, а другой воспринимает ее с большими искажениями.

Апперцепция бывает двух видов: — личностная — зависит от относительно устойчивых характеристик личности (холерик воспринимает время не так, как флегматик); — ситуативная — зависит от текущих психических состояний индивида (эмоциональные состояния различной полярности по- разному влияют на восприятие времени).

Галлюцинации (лат. hallucinatio — бред, видение) — искажение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.

Галлюцинации есть следствие непроизвольного проецирования образов вовне с четким видением их формы, места расположения в пространстве и состояния.

Причем переживания этих образов происходят с той же интенсивностью, как если бы они существовали в реальности. Иногда галлюцинации относят к непроизвольным формам воображения на том основании, что реальный объект восприятия отсутствует. Однако образы воображения традиционно относят к продуктам творческой деятельности.

Агнозия — явление заключается в трудности узнавания объектов различной природы из-за потери способности анализировать и обобщать поступающую информацию (при сохранности простейших сенсорных — зрительных, слуховых и тактильных -функций).

Это расстройство проявляется в том, что человек не в состоянии объективно оценить свой рост, величину ног и рук, плохо воспринимает, откуда они растут.Порой ему кажется, что у него абсолютно отсутствуют отдельные части тела или, наоборот, их размеры стали слишком большими.

Правда, способность самоконтроля при этом не теряется полностью и мысли возвращают ему реальность собственного бытия. Но стоит человеку «погрузиться в себя», как симптомы агнозии возвращаются вновь.Дереализация — расстройство восприятия, проявляющееся в том, что человеку все окружающее (люди, животные, дома и т.п.) кажется отчужденным от натурального мира, неестественным, нереальным, словно нарисованным кем-то. Человек может лишаться возможности узнавать себя в зеркале.

Подобным дефектам восприятия могут подвергаться все сенсорные системы, включая и восприятие времени. При этом вполне осознается тот факт, что это лишь восприятие, но не действительность. Экстрасенсорное восприятие.Телепатия, ясновидение и т.п что это?

Занятия ловких и хитрых обманщиков, мечта человечества о реализации своих возможностей в полной мере или неопознанная и невоспринятая реальность? Энтузиасты парапсихологии гоняются за каждым заслуживающим внимания фактом и даже за слухами в надежде получить хоть какую-либо статистику аномальных явлений.

Что же касается исследований, проводимых в лабораториях с обычными людьми, то их результаты пока не обнадеживают. Масло в костер скептиков подливают многочисленные шарлатаны, происки которых, конечно же, достаточно быстро раскрываются.Как видим, недоверие к непривычному вполне оправданно.

И все же Полевые крысы и кошки обладают способностью предчувствовать землетрясение. В истории человеческой жизни в надлежащем порядке зафиксированы сотни случаев проявления человеком того, что получило название «свехвозможности». Вот некоторые из них, опубликованные в научной литературе известными учеными.

Даже если подобные способности были бы достигнуты за счет тренировок (что также невероятно), то все равно в современной науке объяснения этому не нашлось бы. Еще более удивительные возможности человека открываются иногда под воздействием гипноза (точное воспроизведение воспринятых многие годы назад образов, рассуждения клиентов на давно ушедших из практики народов языках и т.п.).

Кстати, самому явлению гипноза до сих пор нет удовлетворительного объяснения (но в существовании феномена гипноза давно никто не сомневается).

Действительно, знанию всегда во все времена предшествовали предположения, чувства, воображение.

Современный человек должен быть открыт всему новому.

Конечно, природное любопытство не должно заменять ему безграничной доверчивости. Он обязан поддерживать интерес к тем тайнам, которые с такой неохотой отдает нам природа. [3, C.58] 3. Воображение. Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными процессами .

Воображение — психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни.Продуктом воображения могут быть: — образ конечного результата реальной предметной деятельности; — картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности; — образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не: представляется возможным в ближайшем будущем.

Благодаря воображению человек может побывать как в прошлом, так и в будущем, превзойти свои текущие объективные возможности.Воображение — это тайное «действо» психики, которое ставит ее на высший уровень развития природы.

Процесс воображения свойствен только человеку и является специфическим видом его психической активности. Способность воображения опережать действительность, выходить за ее пределы, угадывать будущее в прошлом и настоящем подчеркивал еще М. Монтень: «Сильное воображение порождает событие».

Воображаемый образ — это своеобразная психическая модель продукта будущего. Этим оно способствует его предметному воплощению в реальную жизнь.Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, технике и технологиях идет воображение.

Даже в творческий процесс логика подключается после воображения, когда у человека сформировалась образная модель результата, его идеальное видение, подчинившее себе целиком интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них. В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты.

Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла. Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы.Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти.

Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!).

Образы воображения заранее непредсказуемы, динамичны, непостоянны.В сфере деятельности взаимодействие воображения с мышлением обусловлено уровнем неопределенности ситуаций: преобладание ситуаций с высоким уровнем неопределенности (отсутствие исходных данных, неизвестность механизмов решения задач, нечеткость ограничений) выдвигает на первый план процесс воображения.

Снижение уровня неопределенности подчиняет ситуацию законам мышления. Воображение как процесс преобразования представлений. Воображаемые образы только лишь кажутся полностью оторванными от действительности. Но они не возникают «из ничего». Источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека, его общая культура и индивидуальность.

Правда, воображение не задает строгой программы самой деятельности, хотя порой и заменяет эту деятельность. В любом случае формирование образа воображения включает мыслительные операции анализа, абстрагирования и синтеза. Анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта.

В результате синтеза порождаются разнообразные связи между образами элементов объекта, в совокупности приводящие к совершенно новому обра-зу нового объекта, не имеющему аналога в реальной жизни. Имеется ряд способов синтеза образов воображения: агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация. Агглютинация.

В ней было больше мечты, чем реальности. Однако же человечество все же сумело перекинуть мостик от образа воображения к действительности. Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе.

Таковы, например, образы политиков, бизнесменов, создаваемые в виде кукол в одноименной телевизионной передаче телевидения России. Типизация.Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем». В литературе, например, так поступают, когда описывают собирательный образ героя целой эпохи.

Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).

Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека.Физиологический механизм воображения до сих пор остается плохо изученным. На уровне физиологических процессов воображение представляет собой системную, интегративную психическую деятельность мозга, направленную на установление новых сложных ассоциативных связей между различными «следами», сохранившимися в памяти.

Считается, что образы воображения возникают в результате образования новых временных нервных связей, таких их комбинаций, которые ранее не образовывались.Конечно, в этот процесс вовлечены непосредственно мышление, речь и другие психические процессы. В этом процессе «сотрудничают» обе сигнальные системы человека.

Вторая же сигнальная система через слово является главным источником воображения. Воображение играет в жизни человека значительно большую роль, чем иногда это осознается (рис. 5).

Без воображения немыслима творческая деятельность.Оригинальные формы автомобилей, фантазии на темы «луча инженера Горина» и передачи изображений на расстояние (современное телевидение), мечты Э. Циолковского о межпланетных полетах и многое другое остались бы еще надолго в стороне от цивилизации, если бы человечество не было способно к воображению.

Революционные преобразования в России, осуществленные в 1917 г. большевиками, сопровождались не только чисто теоретическими разработками, но и связывались образами «завтрашнего дня». Модернизм в искусстве, разыгрываемые военными на штабных картах межконтинентальные баталии, угроза надвигающейся экологической планетарной катастрофы — все это плоды человеческой способности к воображению.

Как быть Леди:  КОНС - Сканворды, Энциклопедический словарь, Словарь русского арго, Синонимы, Словарь галлицизмов, Толковый словарь, Существительных, Орфографический словарь, Словарь ударений, Тезаурус русской деловой лексики, Словарь иностранных слов, Грамматический словарь, Пятиязычный словарь лингвистических терминов, Морфемно-орфографический словарь, Словарь народов и культуры, Трудности произношения и ударения, Антонимы

Ситуативное поведение человека также в значительной мере подвержено влиянию его воображения. Это сознавали еще древние мыслители. Вот как образно, а вместе с тем точно рисует воображение Б. Грасиан: «Управляй своим воображением.Где надо, придержи его, а где и подстегни, ведь в нем — все наше блаженство; само благоразумие порой у него на поводу.

Оно — тиран. Не довольствуясь мечтаниями, вмешивается в деяния, господствует над жизнью нашей, делает ее, по своей прихоти, радостной или тягостной; от него зависит, довольны мы собой или нет. Домашний палач глупцов, одним оно непрестанно рисует горести; другим, вселяя беспечность, сулит одни лишь удовольствия да приятные развлечения.Оно на все способно » Большую помощь воображение оказывает в деловой и межличностной сферах взаимодействия людей.

Способность вообразить реакцию на свое поведение, вообразить себя на месте собеседника дает возможность адаптироваться в социальной среде, избегать неконструктивных конфликтов в трудовых коллективах, влиять на людей в период предвыборных кампаний и т.п.

Мечты о желанной профессии или карьере удержат подростка от курения, алкоголя и асоциальных поступков. Здесь воображение выступает в качестве регулятора воли человека. Связь воли с воображением существеннее, чем это видится со стороны. Воображение иногда так захватывает творческого человека, что, опередив свое время, он вынужден противопоставлять свою волю и мужество нападкам и критике оппонентов.

Очевидно, каждому знакомо состояние, когда образ воображаемой ситуации вызывает чувство стыда, страха, учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, обильное потоотделение и др. Есть лица, способные силой воображения вызвать у себя любое недомогание или даже болезнь, реальные ожоги кожи. Эти примеры свидетельствуют о том, что воображение тесно связано с эмоциональной активностью личности.Виды воображения.

Различают активное, пассивное, воссоздающее и творческое воображение (рис. 6).

Рис. 6. Характер процессов воображения. Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими-то нереализованными потребностями человека. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. Пассивное воображение формирует образы спонтанно, «само собой».

Эти образы не предназначены для их воплощения в жизнь.Оно может проявляться в гипнотических состояниях, при сновидениях, в грезах и бредовых состояниях. Чаще всего этот вид воображения ориентирован на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение положительных, т.е. играет роль психологической самозащиты.

Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась нереализованной по каким-то причинам. Пассивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходимость действовать.Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта, существовавшего реально в прошлом, но представленного словесно, в схемах, чертежах, эскизах.

Например, воссоздание в воображении фрагментов Бородинского сражения 1812 г. по роману Л. Толстого «Война и мир» и воплощение образа в жизнь в виде создания соответствующей панорамы.Этот вид воображения постоянно эксплуатируется в деятельности командира: подготавливая наступление на вражеские позиции, он, глядя на карту местности, воссоздает картину будущего боя.

Именно этот образ далее разрабатывается в качестве одной из гипотез для раскрытия преступления.Творческое (продуктивное) воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире (образы кентавра, человека-паука).

Конечно, эти образы опираются на жизненный опыт, усвоенные знания. В сознании человека формируется модель будущей ситуации, явления, предмета на основе существующих элементов.

Трудность заключается в объединении этих элементов в единую цепь причинных взаимосвязей. Формы воображения.Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях (рис. 7).

Рис. 7. Формы проявления образов воображения. Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности.

Эта форма воображения часто используется на ранних стадиях проектирования организационных, технических и экономических систем, когда реальные эксперименты невозможны из-за дефицита времени, ограниченности материальных средств или связаны с опасностью для жизни людей, участвующих в разработке систем.

Фантазия — это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность.Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное.

В этом — инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность. Она порождает творческую активность человека, приближает будущее. Мечта — это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.

Между мечтой и ее воплощением в жизнь располагаются воля, решительность и целеустремленность.Эти личностные качества составляют подъемную силу мечты, дают ей крылья для полета. «Кто умеет летать в своих мыслях, у того вырастают крылья» говорил 3. Бядуля.

Между мечтой и фантазией четкой границы, конечно, не существует. Они могут переходить друг в друга. Грезы — это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир.

В грезах отсутствует воля индивида.Считается, что грезы свидетельствуют о наличии у него некоторых дефектов развития личности: безволия, плохой социальной адаптируемости, иждивенчества, крайней нерешительности, пассивности, неуверенности в себе, замкнутости.

Такой индивид тщетно ищет в грезах тишины, уюта, защищенности от чуждого ему внешнего мира. Грезы заменяют ему реальность, от которой он стремится убежать. Они отвлекают от несбывшихся надежд, перенесенных жизненных потрясений, смягчают повседневный гнет тяжелых мыслей.Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому.

Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время фазы быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований.

Осознание и субъективное переживание сновидения происходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения в самом невероятном сюжете переплетаются объекты различной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относящиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня. И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями.

Функции воображения.Воображение «проникает» в жизнь и деятельность человека через ряд функций: прагматическую, психотерапевтическую, психодиагностическую и познавательную (рис. 8).

Прагматическая функция проявляется в использовании формируемых в процессе воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей. Психотерапевтическая функция воображения состоит в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа. Рис. 8. Функции воображения и сферы их применения.

В частности, в психоанализе эта функция ориентирована на «прорыв» в сферу подсознания клиентов и выработку у них «оздоровительных легенд» на основе формирования у них соответствующих воображаемых образов специальными приемами.

Психодиагностическая функция использует образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния.При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Согласно феномену механизма проекции, человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные характеристики.

Другими словами, в продуктах воображения индивида отражаются его психологические характеристики. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы, а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой — оптимистической.

Следует ожидать ускорения возрастания роли воображения в структуре познавательных процессов. В первую очередь это коснется управленческих сфер независимо от их природы. Например, в настоящее время разрабатываются технологии управления макроэкономическими процессами на базе возникающих у человека виртуальных представлений об их текущих состояниях.

Индивидуальные различия и развитие воображения.Воображение имеет субъективную сторону, связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.).

В этом плане люди различаются по: — яркости образов (от явлений четкого «видения» образов до бедности представлений); — по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала); — по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения).

Считается, что развивать процессы воображения можно, но в рамках пределов, связанных с генотипически обусловленными возможностями человека.

Развитие воображения предусматривает его совершенствование по следующим признакам: — по разнообразию, разнохарактерности процессов воображения; — по оригинальности образов воображения, оцениваемой другими людьми; — по уровню детализации построения образов воображения; — по уровню интеллектуализированности образов воображения, проявляющемуся в их мысленной интерпретации другими людьми; — по эмоциональности реакций других людей на продукты воображения данного индивида.

У некоторых детей воображение проявляется уже в 2-3 года без специального обучения в этом направлении.

Другим даже в более позднем возрасте не помогают специальные приемы. Психологи в этой связи высказывают гипотезу об определенной врожденности воображения.Однако у людей, которые обладают воображением и заняты творческой деятельностью, наблюдается улучшение качественных характеристик процессов воображения.

Это говорит о возможности развивать воображение. Конечно, в реальной жизни не обходится без «сюрпризов». Так, например, А. Эйнштейн в детстве не проявлял высокого уровня воображения. Впоследствии же он разработал ту сферу научного знания, где успех не мог быть достигнут без богатого воображения теорию относительности.

Общие закономерности развития воображения заключаются в следующем. Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия.

Как быть Леди:  Смерть Блока » Литературно-художественный журнал "ЭТАЖИ"

В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.От 3 до 5 лет «подрастают» произвольные формы воображения.

При этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием. Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.

Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность. Заключение. Создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов.

Предметные психические образы создаются восприятием, в процессе которого в субъективном пространстве воспроизводятся не только качественные характеристики объектов, но и форма и местоположение предмета в точном соответствии с формой и местоположением объекта.

Психическая деятельность на уровне восприятия позволяет создавать субъективные предметные образы объектов мира, но не может обеспечить вычленения и обобщения отношений между объектами в чистом виде. Вычленение и обобщение этих отношений становится возможным на уровне мышления за счет использованием знаковых систем — языка.

Благодаря знаку становится возможным формирование понятий как систем отвлеченных отношений между объектами. Понятийное мышление беспредельно раздвигает границы человеческого познания, но в то же время вследствие искусственности зафиксированных в понятиях систем отношений оно может приводить и к заблуждениям.

Список литературы. 1. Реан, А. А. Психология и педагогика [текст] / А. А. Реан.— СПб.: Питер, 2002. — 432 с. 2. Хрестоматия — психологическая типология [текст] / Составитель К. В. Сельченок М 2000. 3. Козубовский, В. М. Общая психология: познавательные процессы [текст]: учебное пособие / В.М.

Козубовский 3-е изд Минск: Амал-фея, 2008 368 с. 4. Максименко, С. Д. Общая психология [текст] / С. Д. Максименко М.: “Рефл-бук”, К.:“Вак-лер” – 2004. – 528 с Серия “Образовательная библиотека”. 5. Немов, Р.С. Общая психология [текст] / Общая психология, под редакцией А.В.

Карпова М 2002. 6. Немов, Р.С. Психология, словарь – справочник [текст]: в 2-х частях / Р.С. Немов — М 2003, ч. 1 7. Аткинсон, Р. Психические познавательные процессы [текст] /Орел: 1999. 8. Рытченко Т.А Татаркова Н.В. Психические познавательные процессы [текст] / М.: 2001.

Методика «профиль аудитора»

Аудирование является одним из ведущих процессов речи. Он включает в себя слушание и одновременно понимание звучащей речи, и является самым частым по использованию: до 45 % общего времени. Его эффективность зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, формой представления речевой информации, интересности и важности тематики высказывания, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических особенностей аудитора, развития у него таких важных качеств, как свойства внимания и памяти.

Экспериментально было подсчитано, что до 70—80 % информации может быть потеряно, если эти факторы не будут учтены при организации приема речевой информации.С целью определения индивидуальных особенностей аудирования используют метод «Построение профиля слушателя», позволяющий проанализировать свои достоинства и недостатки в этой области.

Испытуемые отвечают на вопросы, которые касаются различных аспектов аудирования, и отмечают графически их оценки в баллах в соответствии с положением по осям. На оси абсцисс перечисляются номера вопросов. На оси ординат — ответы на них по развернутой шкале:

от 3 до -3 баллов. Градация оценок: 3 — характерно для меня, 2 — достаточно характерно для меня, 1 — иногда проявляется, -3 — никогда не может быть, -2 — обычно не бывает, -1 — почти никогда не бывает, 0 — не знаю.памяти аудитора. Вопрос 10 соотносился с его эмоциональной устойчивостью, умением отделять личные пристрастия от объективных данных.

Список вопросов к аудитору:

Легко ли я отвлекаюсь во время слушания?Не делаю ли я вид, что я слушаю?Не слушаю ли я просто из вежливости?Не мечтаю ли я, когда собеседник говорит медленно? Слушаю ли я, если слушать мне надоело?Часто ли я перебиваю собеседника?Может быть, я не слушаю, а обдумываю ответ?

Не делаю ли я поспешных выводов?Стараюсь ли я сохранить в памяти основные факты? Занимаю ли я негативную позицию к говорящему?Обработка данных. Соотнесение собственного графического профиля с идеальным профилем позволяет определить свои достоинства и недостатки в аудировании.

Первые 5 вопросов оценивают главное качество аудирования — внимание. Если испытуемый регулярно показывает низкие результаты, можно предположить, что именно в свойствах внимания надо искать причины недостаточно успешного аудирования. Вопросы 6, 7, 8 связаны с такими качествами аудитора, как его нетерпеливость, желание проявить свое Я. Вопрос 9 оценивает свойства

Вопросы и задания1. Мы полагаем, что психологи имеют право на типологию цивилизаций по ведущему познавательному процессу, населяющих их людей. С каким познавательным процессом ты соотносишь древний мир, средние века, эпоху просвещение, наше время?2. Б. Г.

Ананьев, изучая микровозрастные периоды умственного развития, уделял особое внимание не каждому познавательному процессу в отдельности, а их комплексам. Нарисуй свою ментальную карту, где столица и сколько областных центров на ней?3. Все методики и тесты можно заменить, утверждает студентка Оксана, рассказом о своей мечте.

Ты согласен или не согласен с этим утверждением?• Назови трех человек, каждый из которых за всю историю человечества имел лучшую память, лучшее мышление и самое богатое воображение.• Обоснуй тремя предложениями: успешный человек сегодня — это человек памяти, мышления или воображения.

• Младенец, скорее всего, станет святым, если он отказывается от левой или правой груди матери?• Девочка может быть зачата с помощью семени правого или левого яичка?Ответы на эти вопросы вы можете найти в книге М. Зденек «Развитие правого полушария» (1997).

Когнитивное развитие является необходимым, но не достаточным условием развития и формирования личности. Человеку самой природой предписано стоять на двух ногах, иметь две точки опоры. Такой взгляд на природу человека нашел свое отражение в китайском иероглифе: ren .

Левая черта иероглифа пишется первой и изображаемся раньше правой. Она символизирует мораль, добродетель, нравственность и этику. Правая черта иероглифа «человек» — короче, она обозначает способности, знания, одаренность и таланты (Кадол, Ф. В. Взаимосвязь обучения и воспитания в школах Китая: история и современность / Ф. В. Кадол, Я. Шивей //АiВ. – 2021. – № 1.).

Рекомендую, найди время и прочитать1. Психология: комплексный подход / М. Айзенк [и др.]. — Минск, 2002.2. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Ле- франсуа. — СПб., 20033. Лобанов, А. П. Когнитивная психология: учеб. пособие / А. П. Лобанов. — Минс; М., 2021.

Развитие памяти учащихся

Восприятие и воображение не дадут эффекта, если не будут закреплены в памяти. Память – это психический процесс сохранения, накопления и воспроизводства (использования) информации.

Виды памяти:

  • словесно-логическая, или смысловая (сохранение в сознании мыслей, выраженных в словах, что особенно важно при изучении социологии, так как все социологические понятия устанавливаются с помощью этого вида памяти);
  • эмоциональная (память на переживания, дающая нам сигнал об удовлетворении наших потребностей и либо побуждающая к действию, либо удерживающая от него);
  • образная (когда материал запечатлевается в форме зрительных представлений, что особенно важно при демонстрации средств наглядности);
  • сенсорная (сохранение двигательных, слуховых, осязательных, вкусовых, обонятельных, болевых и прочих ощущений, без чего человек не смог бы даже ходить на занятия или записывать лекции).

Процессы памяти:

  • запоминание – запечатление в сознании новой информации через мысленное установление связи между предметами;
  • сохранение усвоенного;
  • узнавание – припоминание старой информации при повторном ее восприятии;
  • воспроизведение – повторение сохраненной информации.

Виды запоминания

  • 1. Запоминание бывает произвольным (как целенаправленное зазубривание) и непроизвольным (без постановки цели и без специальных приемов усвоения новой информации). Для долговременного запоминания преподаватель должен давать лишь самые важные факты и идеи. Непроизвольное запоминание срабатывает тогда, когда изложенные педагогом факты задевают чувства и интересы учащегося. Но изучение социологии невозможно без произвольного запоминания, когда преподаватель специально говорит, что нужно знать студентам и что он спросит у них на экзамене.
  • 2. Запоминание бывает также логическим (осмысленным) и механическим (без полного понимания полученной информации). Педагог должен помочь осмысленному запоминанию, поскольку механическое идет с трудом и информация при нем не так долго сохраняется и хуже воспроизводится. Учащиеся младших курсов нередко начинают выполнять домашнее задание с заучивания отдельных фраз или бездумного копирования больших фрагментов текстов. Но нужно добиваться, чтобы они сначала ознакомились с содержанием текста, который предстоит проанализировать, а затем определили его смысл и выделили ключевые идеи. Применение логики позволит студентам сократить отпущенное на изучение текста время и лучше запомнить изложенные в нем факты и теоретические концепции.

Существует несколько способов рационального заучивания учебного материала.

  • 1. Группировка материала по содержанию.
  • 2. Деление его на части.
  • 3. Установление связи между частями.
  • 4. Выделение смысловых опорных пунктов.
  • 5. Озаглавливание всех частей материала.
  • 6. Составление плана будущего ответа.

Сохранению учебной информации помогают:

  • • частота повторений, для чего педагог должен регулярно спрашивать уже пройденный материал;
  • • разнообразие повторений, для чего следует давать учащимся задания разных видов, но касающиеся определенных пройденных тем;
  • • сравнение пройденного материала с каждой новой темой;
  • • применение полученных знаний при выполнении заданий;
  • • требование объяснения смысла основных теорий из пройденных тем;
  • • требование излагать факты взаимосвязанно – путем внесения их в планы, схемы или таблицы.

Различают два вида воспроизведения сохраненной информации – преднамеренное (с заранее поставленной целью) и непреднамеренное (когда образ прошлого всплывает в нашем сознании независимо от нашего желания). При выполнении учебных заданий студентам чаще всего приходится опираться на преднамеренное воспроизведение.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий