Социальная перцепция и ее механизмы.
Общение, как уже говорилось, включает в себя три стороны:
Перцептивная сторону общения — это процесс восприятия людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.
Перцепция – это процесс восприятия, способствующий взаимо-пониманию участников общения[1].
Существует ряд механизмов межличностной перцепции, к которым относятся:
· идентификация, эмпатия и аттракция (посредством которых люди осуществляют познание и понимание друг друга);
· рефлексия (познание самого себя в процессе общения);
· каузальная атрибуция (интерпретации поступков и чувств другого человека и прогнозирование его поведения).
В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы воспринимаем и как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных. Это чтение проистекает бегло, но позволяет нам понимать его поведение.
Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесенных с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Поскольку в межличностном общении (МО) участвуют два человека, то попеременно они меняются местами.
мотивы и установки. Именно эти феномены принято относить к социальной перцепции.
Как происходит и чем характеризуется процесс считывания человека человеком? На что, прежде всего, обращают внимание люди в процессе общения, как случаются неточности и эффекты восприятия?
Психологи считают, что человека прежде всего обращает внимание на:
· мимику (выражение лица),
· внешний вид (одежда, прическа),
· особенности голоса и речи.
Увидев внешние признаки (одежду, прическу, макияж), поведение (совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимику и т.д.), мы оцениваем то что увидели и делаем умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах своего партнера по общению.
Профессия также накладывает отпечаток на процесс восприятия. Так, например, педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемого, милиционеры – на внешний вид, спортивные тренеры – на физическое сложение и т.д.
Очень важную роль в процессе восприятия имеют психологические установки.
Под установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. Установка действует на уровне бессознательного. Установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как преимущества, так и ограничения.
Психологические установки играют положительную роль, так как они:
· определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации.
· освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность при выполнении стандартных процедур или встречавшихся ранее ситуациях.
Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они:
· выступают в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;
· затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям.
Установки имеют три измерения:
· когнитивное измерение – это наши мнения, убеждения, это наш взгляд на веши, который является истинным
· аффективное измерение – положительные и отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они собственно и придают эмоциональную окраску установке и ориентируют нас на соответствующее поведение.
· поведенческое измерение установки – реакция человека, соответствующая его убеждениям.
Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается упрощенное устойчивое представление о каких-либо явлениях, предметах, людях. Стереотип – как бы уже привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время на то чтобы познать и оценить объект нашего внимания. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны профессиональные, этнические илинациональные стереотипы —представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.
[1]
Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся.
Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести Партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенно просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки.
Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам. Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д.
Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его.
Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. О превосходстве человека, например, в социальном положении мы обычно судим по ряду таких признаков, как место работы, статус, должность, звание, награды, внешний вид и атрибуты (одежда, украшения, прическа, драгоценности и т.п.), а также манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, смотрит и т.д.).
Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу. Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей.
Действие фактора привлекательностипри восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики[2].
Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.
И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше до которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.
Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека.
Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.
Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно.
Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.