Лидер «АукцЫона» спрятал Хармса в новом клипе — Афиша Plus — Фонтанка.Ру

Лидер «АукцЫона» спрятал Хармса в новом клипе - Афиша Plus - Фонтанка.Ру Женщине

«дети – это гадость»

Специфично отношение Хармса к детям. Не будем забывать, что речь идет о профессиональном детском писателе. В его дневниковых записях встречаются такие фразы: «Я не люблю детей, стариков, ста¬рух и благоразумных пожилых». «Травить детей – это жестоко.

Почему же Хармс писал для детей? Дело в том, что детское мышление, не связанное привычными логическими схемами, более склонно к восприятию свободных и произвольных ассоциаций, которыми пестрят книги писателя-чудака.

Свою нелюбовь к детям Хармс не скрывал и находил ей объяснение, которое носило бредоподобный характер. В дневниковой записи от 1933 года читаем: «Все вещи располагаются вокруг меня некими формами. Но некоторые формы отсутствуют. Так, например, отсутствуют формы тех звуков, которые издают своим криком или игрой дети.

«охранная грамота» шизофреника

В конце тридцатых годов образ жизни Хармса остается таким же экстравагантным. «Подошел голым к окну. Напротив в доме, видно, кто-то возмутился, думаю, что морячка. Ко мне ввалился милиционер, дворник и еще кто-то. Заявили, что я уже три года возмущаю жильцов в доме напротив.

Даниил был очень «суеверен», у него были на все свои приметы – плохие или счастливые предзнаменования. Он выходил из трамвая, если на билете была цифра 6, или возвращался домой, встретив горбуна. Человек с веснушками означал удачу. Молоко на даче пил, только если были закрыты все двери и окна наглухо. Даже небольшие щели на балконе затыкал ватой.

Все дневниковые записи Хармса 1937 – начала 1938 года полны ощущения отчаяния и безнадежности. В его жизни пе¬реплелись полное отсутствие денег, творческий кризис, истощение жизненной энергии. Зато появлялись идеи бредоподобного характера: так, в июле 1938 года он придумал «Орден равновесия с небольшой погрешностью» и раздавал знакомым выписанные самим «членские билеты».

С осени 1939 года Хармс начинает изучать литературу по психиатрии с целью «симулировать психиатрическое расстройство». А в 1939 году и в самом деле попадает в психоневрологическую больницу. Врачи ставят диагноз – шизофрения. Сейчас уже не выяснить: был ли писатель действительно болен или его болезнь – очередная артистическая мистификация, цель которой – получение «охранной грамоты», спасавшей от ареста. Ведь совсем недавно были арестованы его друзья.

Записи врачей в истории болезни Хармса почти дословно повторяют описания шизофрении в учебнике психиатрии. «За время пребывания отмечено: бредовые идеи изобретательства, отношения и преследования, считает свои мысли “открытыми и наружными”, если не носит вокруг головы повязки или ленты, – записывали врачи в заключении при выписке.

– Проявлял страх перед людьми, имел навязчивые движения и повторял услышанное. Выписан был без перемен». 5 октября 1939 года Даниил Хармс выписывается из больницы, «обеспечив себе защиту от самых разных невзгод и опасностей». Но продлевает себе жизнь лишь на полгода.

23 августа 1941 года его снова арестовывают. Но вскоре освобождают от уголовной ответственности и переводят на принудительное лечение в психиатрическое отделение больницы при пересыльной тюрьме. В этой больнице писатель и скончался в самые тяжелые блокадные дни.

Все данные великого человека: как жил и умирал даниил хармс

30 декабря (по новому стилю) 1905 года родился Даниил Хармс. Через 36 лет, во время Блокады, умер в неотапливаемой психушке. Хармс говорил: «Прав тот, кому Бог подарил жизнь как совершенный подарок».

Зато о нем говорили, что если бы Даниил Иванович Хармс (по рождению Ювачёв) решил отпраздновать свое столетие, он бы его отпраздновал, сидя …на шкафу.

Почему на шкафу? Потому что не в кухне на табуретке и не в комнате на диване. Потому что верхом на гардеробе — парадоксальней. Оттуда видней, что вокруг происходит. Или происходило. Или собирается произойти. И в нынешнюю некруглую годовщину Хармсу было бы тоже видней.

Даниил Иванович, безусловно, бессмертен. Однако физически – так, чтобы шумный юбилей закатить, он давно уже отпраздновать ничего не может: умер молодым, в 36, в ледяной блокадной тюремной психиатрической больнице, в 42-м… Туда отправила его советская гэбуха, чтимая у нас кое-кем и до сих пор.

Ну так что ж… Зато мы возьмем и отпразднуем какой-нибудь некруглый его юбилей. И довольно-таки широко и в чем-то даже театрально. Мы – это все те, кто любит и чтит выдающегося отечественного поэта и писателя. Необычайно остроумного мастера слова, который однажды сказал: «Прав тот, кому Бог подарил жизнь как совершенный подарок».

И рассказал, как происходило вручение этого подарка:

«Теперь я расскажу, как я родился и как обнаружились во мне первые признаки гения. Я родился однажды. Произошло это вот так: мой папа женился на моей маме в 1902 году, но меня мои родители произвели на свет в конце 1905 года, потому что папа пожелал, чтобы его ребёнок родился обязательно на Новый год. Папа рассчитал, что зачатие должно произойти 1 апреля, и только в этот день подъехал к маме с предложением зачать ребенка».

Даниил Хармс размывал границы между игрой воображения и изображением при помощи слов, играя ими. Он, наверное, потому и придумал (и одновременно не придумал), что сразу после рождения его сперва хотели запихнуть туда «обратно», в тесноту дородового заключения, то есть и вправду сразу по рождении поместили в какой-то инкубатор, где он провел свои первые четыре месяца жизни, ибо, по его словам, «родился на четыре месяца раньше срока».

Он был точен в предсказании своей творческой особенности, которую проявил в первых детских письмах (корректоры, орфографию не трогать!):

«Милый Папа. Я узнал, что ты болен и попрасил Маму чтобы она тебе послала коробку конфет, от кашля и другие лекарства. Ты их принимай как закашлишь. Дети здоровы. Я и Лиза были больны но типерь тоже здоровы. У меня маленький кашель. Мама тоже ничего».

И вот это детское послание уже созвучно с его произведениями, которые он, став взрослым, писал для детей и публиковал в таких детских журналах, как «Чиж и Еж»:

«Иван Торопышкин пошел на охоту, с ним пудель пошел, перепрыгнув забор. Иван, как бревно, провалился в болото, а пудель в реке утонул, как топор».

Он и для взрослых столь же «приятно» писал. Вспомним его единственную и относительно большую повесть «Старуха», его многочисленные короткие рассказы и небольшие драматические сценки, в одной из которых оба наших классика, Пушкин и Гоголь, спотыкаются друг об друга со словами: «Об Пушкина!», «Об Гоголя!». А в финале другой его пьесы, «Неудачный спектакль», маленькая девочка выходит на сцену и говорит:

«Папа просил передать вам всем, что театр закрывается. Нас всех тошнит!»

Из такого же, самого известного, на слуху его рассказы «Вываливающиеся старухи», «Случаи», «Оптический обман» и другие произведения, не очень большие, короткие, слов, «знаков», как сейчас говорят, там совсем мало. Но не следует пересчитывать слова. Достаточно прочитать, к примеру, рассказ «Столяр Кушаков», завершающийся тем, что «Столяр Кушаков постоял на лестнице, плюнул и пошел на улицу». О чем это? Что, дескать, с одной стороны, плевать и ходить по улице умеет не только столяр Кушаков, а с другой…с другой… Как тут «анализировать»? Здесь всякий литературовед, хоть какой умный, ноги себе сломает: начнет было, да и переломает, господи прости. Лучше и не браться, смысла не имеет.

Как быть Леди:  Таблетка для хорошего любовника: нужно ли лечить преждевременную эякуляцию? * Клиника Диана в Санкт-Петербурге

Остается «только понюхать». Тем более что «Некоторые помойки так пахнут, что за версту слышно, а другие, которые с крышкой, совершенно найти невозможно» («История», 8 января 1935).

Еще более многозначительный смысл имеет заметка Даниила Ивановича «О Пушкине». В своем сравнительном анализе творчества Александра Сергеевича он пошел значительно дальше всех исследователей творчества нашего всего:

«Пушкин великий поэт. Наполеон менее велик, чем Пушкин. И Бисмарк по сравнению с Пушкиным ничто. И Александры I и II, и III просто пузыри по сравнению с Пушкиным. Да и все люди по сравнению с Пушкиным пузыри, только по сравнению с Гоголем Пушкин сам пузырь».

Можно ли было такой «литературоведческий анализ» публиковать на страницах советской печати? И не застрелился бы сразу после этого главред? Нет уж, такой вопрос и в богатейшем особняке Алексей Максимыча Горького на Малой Никитской улице, где и Сталин, бывало, пару рюмок коньяка мог пропустить, не мог быть задан, даже и после восьмой бутылки коньяка. Это все равно что усомниться в том, что «Даниил Иванович Хармс был самым выдающимся советским абсурдистом, но не был никогда советским знаменитым реалистом». Этой «официальной формулы» нет в дневнике Хармса от 16 октября 1933 года, сделанной в понедельник. Но тем же понедельником датирована другая запись: «Нужно ли человеку что-либо помимо жизни и искусства? Я думаю, что нет, больше не нужно ничего, сюда входит всё настоящее».

Короткий рассказ «Письмо» мастера собственных псевдонимов Хармса (Шармс, Шардамс, Школа клоунов) оказалось первым его взрослым прозаическим произведением, опубликованным в нашей «Литературной газете». На 16-й полосе, тиражом 2 миллиона экземпляров, еще при Советской власти. И при чтении его хохотала вся читающая эту самую «ЛГ» интеллигенция Советского Союза. Заканчивается «Письмо» необычайно оптимистично:

«Я сразу, как увидел твое письмо, так и решил, что ты опять женился. Ну, думаю, это хорошо, что ты опять женился и написал мне об этом письмо. Напиши мне теперь, кто твоя новая жена и как это все вышло. Передай привет твоей новой жене».

Датировано произведение автором 23 сентября 1933 года и в рукописи названия не имеет. Герои «Письма», естественно, лица, которые в СССР когда-то существовали. При полной неизвестности, кто они были такие и с какой целью, собственно, существовали. Тем не менее они философичны, грамотны, честны, невероятно глупы и ни в коей мере не могут быть причислены ни к советским, ни к постсоветским нормальным людям, которые (все и почти без исключения) имели своей целью жениться чтобы удобней было всей семьей строить для начала социализм, для продолжения коммунизм, а для конца капитализм. Если, конечно, не убьют за что-нибудь, непонятно за что.

Крупнейшие хармсоведы полагают, что «Письмо» носит все-таки автобиографический характер, а не какой-либо отвлеченный из жизни Шардамса или Школы Клоунов. Хотя вряд ли в произведениях Даниила Ивановича можно обнаружить что-либо конкретно автобиографическое. Кроме его дневника, некоторых заметок, «картинок с натуры», стихов, писем и им же написанной «Автобиографии». С другой стороны, поскольку всё, что он написал, наверняка в немалой степени отражало реалии тогдашней жизни, то парадокс тем более очевиден. Описывая в невинном вроде абсурдном пассаже («Один человек гнался за другим, тогда как тот, который убегал, в свою очередь гнался за третьим, который, не чувствуя за собой погони, просто шел быстрым шагом по мостовой») он намекает на тотальную слежку друг за другом — в спешке, бегом, чтобы успеть настучать.

Вообще нет ничего очевидней «парадокса наличия» прямой (или косвенной) связи многих произведений Хармса с жизнью живого автора как поэта и писателя. Это, таким образом, еще один «парадокс» Даниила Ивановича. Некий незабвенный абсурдизм, воссозданный им самим очень подробно и далеко не в одном варианте.

…Не один из любовных романов Даниила Ивановича был прерван им самим, но только один раз, в 1933 году, его самого оставила женщина, которая была актрисой и была хороша собой. К тому же она была молода. И ей, конечно же, хотелось всего: богатства, славы, денег, положения в обществе, счастья, семьи, квартиры, детей и ролей. Она умела плавать, носить красивые платья, белье, чулки, туфли, и, часто глядясь в зеркало, подводила брови. Она и танцевала очень хорошо. И любила Даниила Ивановича. Очень любила. Но тем не менее оставила его и уехала из тогдашнего Ленинграда в тогдашнюю Москву. А Даниил Иванович остался в Ленинграде и отреагировал на ее отъезд письмом к ней. Осенью 1933 года он ей написал: «…не то, чтобы вы стали частью того, что раньше было частью меня самого, если бы я не был сам той частицей, которая в свою очередь была частью… Простите, мысль довольно сложная…». Неизвестно, поняла ли она его, молодая красивая актриса, жаждущая жизни, писавшего ей в своей завуалированной манере, что он сам — частица огромного мира, той вселенной, куда никто не может войти, ибо она все время множится: если бы я не был сам той частицей, которая в свою очередь была частью.

Тем не менее так он ей и написал, этой немудреной женщине, которую звали Клавдия Васильевна Пугачева, которая была, повторюсь, молодой актрисой. Перед своим отъездом она сказала Даниилу Ивановичу: «Прощайте, я уезжаю в Москву и там, возможно, буду с кем-нибудь близка». Так оно ведь и получается, когда красивая молодая женщина с подведенными бровями уезжает из Ленинграда в Москву, не выдержав пошлого вызова нищеты в условиях развитОго сталинского социализма.

Опустим здесь свидетельства тех, с кем, наверное, была близка Клавдия Васильевна в Москве: не наше дело. Хармса эти свидетельства тоже мало занимали. Ведь теперь, оставшись один, он мог писать еще больше, чем в присутствии любимой женщины. Что он и начал незамедлительно делать. И написал много, очень много. Больше никто не мешал ему быть частицей огромного целого. Он работал, преодолевая удручающее безденежье и пошлейшую нужду, возникшие по причине полного отказа публиковать что-либо, сочиненное поэтом и писателем Даниилом Ивановичем Хармсом. Ибо писал он только то, что хотел, не скрывая, что от всего прочего «его просто тошнит». Он курил, любил выпить водки, ходил с трубкой в зубах, в шляпе и длинном пальто по каменному Ленинграду и открыто признавал: «Когда я вижу человека, мне хочется ударить его по морде. Так приятно бить по морде человека!» Он, естественно, острил, зная о влиянии его остроумия на окружающих: «Все вокруг завидовали моему остроумию, но никаких мер не предпринимали, так как буквально дохли от смеха».

В некоторых его произведениях той поры и в тех, что были созданы раньше и позже, слышны смешные и печальные отголоски того, что думал Даниил Иванович и о женщинах, и о любви, и обо всем на свете. А думал всегда откровенно. В его, «хармсовском», парадоксальном «смысловом и внесмысловом» смысле, жонглируя словами и фразами, персонажами и их феерическими приключениями. И выпадали старухи из окон, и какой-то рыжий и конопатый «убивал дедушку лопатой», и спотыкался Пушкин об Гоголя, а Гоголь об Пушкина, и автор сидел на шкафу, и почти все это находилось за пределами вероятного и вообразимого. Не без безжалостного отношения к героям этих произведений, их странному облику и идиотизму поведения. И подавал он это весьма емко и забавно.

Как быть Леди:  Как назвать сову: 2000 простых имён на 2021 год

Вот, например, рассказ «Лекция». Начинается он так: «Пушков сказал: — Женщина – это станок любви. И тут же получил по морде».А в рассказе «Помеха» — есть такой диалог: «– Я без панталон».- У меня очень толстые ноги, — сказала Ирина. – А в бедрах я очень широкая. — Покажите, — сказал Пронин. — Нельзя, — сказала Ирина. – Я без панталон».

…Дальнейшие и очень существенные разногласия и разночтения Хармса с Советской властью в понимании жизни, любви, труда, творчества, прозы, поэзии, будней, праздников и всего остального не позволили ему ни творить дальше, ни жить дальше. Ему не простили его словесной клоунады. Его убили за то, что он, кроме всего смешного и забавного, имел личную и нахальную дерзость быть до крайности смелым художником, который чувствовал, хотя и не без самоиронии, свое «величие и крупное мировое значение». За это его нигде не печатали, нигде не публиковали, но друзья иногда куда-нибудь звали и, как он сам рассказывает, однажды Евгений Шварц даже «пригласил меня к себе на обед».

Никогда и никого он не ставил выше себя. Вот здесь, в этом отрывке, неужели никто не заметил великой самоиронии?

«Я вот, например, не тычу всем в глаза, что обладаю, мол, колоссальным умом. У меня есть все данные считать себя великим человеком. Да, впрочем, я себя таким и считаю… Потому-то мне и обидно, и больно находиться среди людей, ниже меня поставленных по уму, и прозорливости, и таланту, и не чувствовать к себе вполне должного уважения… Почему, почему я лучше всех?»

Действительно, почему? И хотя это, выражаясь современным языком, «стёб», все не так просто: он ведь и правда был выше многих, если не всех. Потому что лучше многих понял и выразил дальнейший ход событий, что в жизни, что в литературе, хотя был как будто вне их: широкому кругу читателей Хармс стал известен поначалу «Письмом» — незадолго до бесславного конца советской власти, а затем уже, после ее конца, всем своим рукописным наследством, включая слова и выражения, а также целые строки с «намеренными орфографическими и синтаксическими ошибками».

Потому что он был один такой, Даниил Иванович Хармс, он же Ювачёв, Шармс, Шардамс и Школа Клоунов. Потому что хармсовский абсурд, в его величии – значительная, многозначительная, наконец, сверхзначительная часть нашей жизни, а может, и не часть, а вся наша жизнь, и потому мы порой говорим: «Ну прямо по Хармсу. Ну прямо по тому месту, где девочка говорит: «Нас всех тошнит». И по тому месту, где сам Хармс произносит: «На меня почему-то все глядят с удивлением. Что бы я ни сделал, все находят, что это удивительно».

…За несколько лет до своей гибели в ледяной психиатрической больнице он в одном из писем к Клавдии Васильевне, которую продолжал бесконечно любить, написал: «Когда траву мы собираем в стог, она благоухает. А человек, попав в острог, и плачет, и вздыхает, и бьется головой, и бесится, и пробует на простыне повеситься».

Говорят, что, когда его пришли арестовывать, Хармс сидел на шкафу…

Женщины и дети

Теперь, когда многие ранее не опубликованные произведения Хармса широко известны, предельно ясно: они и не могли быть напечатаны. Там нет прелестных пейзажей, как у Есенина, никакой нежной любви, тем более – ничего революционно-призывного, как у Маяковского, например.

Обэриуты искренне считали именно свое искусство реальным: вокруг – бардак, абсурд, и в их творениях бардака и абсурда в избытке. Тошнотворные физиологические подробности, троллинг, садизм, называйте, как хотите.

Вот достаточно невинная выдержка из рассказа «Лекция»:

«…- Я думаю так: к женщине надо подкатываться снизу. Женщины это любят и только делают вид, что они этого не любят.Тут Пушкова опять стукнули по морде. — Да что же это такое, товарищи! Я тогда и говорить не буду,— сказалПушков.Но, подождав с четверть минуты, продолжал: — Женщина устроена так, что она вся мягкая и влажная…»

Кстати, женщины Хармса очень даже любили. Поэт и ученый Дмитрий Быков утверждает: чем больше Хармс уважал свою спутницу, тем меньше испытывал к ней вожделение. Так или не так, мы теперь не узнаем, но женат Хармс был неоднократно. А вот детей не оставил.

Интересно, что даже в застойные советские годы были хорошо известны детские стихи Даниила Хармса, некоторые из них положены в сценарии мультиков, любили их читать и в суперпопулярной детской программе «Радионяня». К творчеству для детей Хармса и других обэриутов, которые рисковали умереть с голоду, привлек Самуил Маршак.

Из террористов в проповедники

Нельзя оставить без внимания и наследственность Хармса. Дед «тер полы, по которым ходил император Александр III», а его сын «предлагал друзьям-подпольщикам проект убийства царя во дворце». Но конспиратором отец Хармса был, видимо, никудышным. Его сразу (в 1883 году) арестовали и приговорили к пожизненной каторге, замененной на пятнадцатилетнее заключение.

В каземате Шлиссельбург¬ской крепости у отца Даниила произошла примечательная трансформация мировоззрения: из убежденного атеиста он превратился в столь религиозного человека, что ему даже предлагали перейти из крепости в монастырь. Многие из сидевших с ним заключенных пишут о его «религиозном помешательстве».

Представляется маловероятным, чтобы Даниил Хармс смог повторить жизненный сценарий отца и пережить такое же мировоззренческое преображение. Но кое-что общее у них все-таки было: необычность поведения сына и некоторая оппозиционность сыграли не последнюю роль в его печальной судьбе.

1 ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая с 1927 года до начала 1930-х годов в Ленинграде. В нее входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и другие.

Лидер «аукцыона» спрятал хармса в новом клипе

Группа «Федоров и Крузенштерн», в которую входят лидер «АукцЫона» Леонид Федоров и израильский рок-музыкант Игорь Крутоголов, выложила в Сети новый клип «Гвидон». Чёрно-белое видео показывает историю скитаний молодого немного абсурдного персонажа, путешествующего по сумрачному, холодному и сюрреалистичному Петербургу.

Главную роль исполнил Женя Анисимов, актёр театров DEREVO, AXE и «Такого театра». То там, то тут персонаж оставляет мешки с изображением хохочущего над жизнью Даниила Хармса. Текст песни основан на драматической поэме Хармса «Гвидон», написанной в конце 1930 года.

Релиз видео приурочен к выходу альбома Фёдорова и Крутоголова «Постоянство веселья и грязи», написанного на стихи Хармса. Музыканты представят пластинку в «Эрарте» 8 апреля. В преддверии этого события в Петербурге также запустили несколько абсурдистских художественных акций.

Так, утром 7 апреля в разных местах Петербурга появятся 14 мешков (именно столько треков в новой пластинке) с портретами Даниила Хармса. В них будут спрятаны диски с автографами Фёдорова и Крутоголова. Мешки расставят по знаковым для Хармса адресам, которые можно узнать на специально запущенном сайте hahahaharms.ru. Здесь во тьме кромешной значится призыв: «Чтобы найти веселье, часто нужно хорошенько покопаться в грязи».

Кроме того, у музея «Эрарта» появится гигантская пирамида из вышеозначенных мешков, откуда будут звучать композиции нового альбома. «Только наполненный грязью и мусором мешок открывает нам абсурдную сторону смешного, даёт увидеть бесконечное веселье», — считают создатели акции.

Кирилл Рейн, «Фонтанка.ру»

О данииле хармсе и его аресте из воспоминаний его супруги

Как быть Леди:  Цейтнот | Пикабу

На собрании жильцов, бабуля, заручившись поддержкой старшей по дому и еще нескольких пенсионеров, зачитала целую лекцию о перерасходе электроэнергии. Т.к. из всех молодых жителей подъезда был только я один, то практически единогласно «пенсионный фонд» принял решение, вкрутить самые слабые лампочки и подъезд погрузился во тьму.

Ладно, значит война! Чуть позже покупаю еще две лампы, вкручиваю и прихватываю их к патрону супер клеем, слабая бабуля их выкрутить не сможет, а если перегорят, то при должной сноровке их можно будет поменять. Расчет оказался верным, бабуля их не смогла выкрутить, тогда она своей клюкой просто расхуячила рассеиватели, но т.к. лампа диодная, то это не помогло. И казалось бы вот она ПОБЕДА!!! Но не тут то было, через пару дней вижу в нашем подъезде электриков, которые ебуться выкручивая диодные цоколи. На мой вопрос, че за хуйня, сказали, что бабуля подала заявку о разбитых лампочках в подъезде.
ШАХ и МАТ пособники Чубайсов-рептилойдов!

Ну а дальше ситуация с бабулей разрешилась сама собой, наступил ковид, бабуля заболела и отъехала в мир иной. Ну а в подъезде стало чуточку светлее.

Сын революционера

Свое рождение Хармс позже обрисовал в таких подробностях, что без подготовки может и затошнить. Дескать, папа его несколько раз «подкатывал» к маме именно первого апреля, чтобы ребенок родился в Новый год. Но на первый раз в шутку поздравил маму с Днем дурака, и поэтому пару лет Надежда Ивановна уклонялась от физической близости и только в апреле 1905 года смилостивилась.

Однако дитя родилось на четыре месяца раньше срока. Далее версии по Хармсу разнятся: то ли он в полуэмбриональном состоянии сидел на вате в инкубаторе, то ли его запихнули обратно, а через какое-то время матери дали слабительное и он вышел на свет подобно сами понимаете, чему.

Даниил Ювачев упорно считал днем своего рождения 1 января, но на самом деле он родился по старому стилю 17-го, по новому 30 декабря 1905 года, и отцом его был вовсе не записной шутник. Достаточно сказать, что Иван Павлович Ювачев был знаком со Львом Николаевичем Толстым и Антоном Павловичем Чеховым.

Тайник с рассказами

В последние дни 1931 года Хармс был арестован по ложному доносу. В тюрьме НКВД он провел около полугода, затем был сослан в Курск. В тюрьме и ссылке Хармс не мог приспособиться к окружающей обстановке. За нарушение тюремного режима его неоднократно переводили в изолятор.

Но и в ссылке легче ему не стало. В Курске Хармс сделал характерную дневниковую запись (1932 год): «Собачий страх находит на меня… От страха сердце начинает дрожать, ноги холодеют и страх хватает за затылок. Я только теперь понял, что это значит. Затылок сдавливают снизу, и кажется: еще немного и (тогда) сдавят всю голову сверху, тогда утеряется способность отмечать свои состояния, и ты сойдешь с ума».

Осенью 1932 года Хармс вернулся в Ленинград. Неприкаянный, неприспособленный («Я весь какой-то особенный неудачник»), голодающий, он, тем не менее, безуспешно пытался прожить только литературным трудом. Подрабатывать «на стороне» или не хотел, или просто не мог.

(Михаил Зощенко, оказавшись в 1946 году в аналогичной ситуации, работал в сапожной артели. Но Зощенко был невротиком, а не шизофреником.) Все написанное Хармс скрывал от окружающих и писал «в стол». В тридцатые годы он «с удивительным упорством отказывался от обнародования своего творчества». Однако в этот же период появляются его лучшие произведения – повесть «Старуха» и цикл рассказов «Случаи».

В последние годы мировоззрение Хармса сдвигается в более мрачную сторону. Трагизм его рассказов усиливается до ощущения полной безнадежности и бессмысленности существования. Подобную же эволюцию проходит и юмор: от легкого и ироничного – до черного.

Управляемый абсурд

Особенности мышления Даниила Хармса способствовали тому, что он стал основоположником литературы абсурда не только в России, но и в мире.

Трудно говорить, испытывал ли Хармс полное удовлетворение от своего сочинительства. Главное – мы в очередной раз убеждаемся, что оригинальное, очень своеобразное по своему содержанию и форме выражения литературное творчество создается если и не психически больным человеком, то крайне аномальной в психическом отношении личностью.

Усы, сюртук и зеленая собачка

В автобиографическом наброске «Теперь я расскажу, как я родился…» Хармс рассказывает о своем рождении: «…я оказался недоноском и родился на четыре месяца раньше срока. Папа так разбушевался, что акушерка, принимавшая меня, растерялась и начала запихивать меня обратно, откуда я только что вылез»2.

2 Художественные тексты Д. Хармса цитируются по книге: Полет в небеса. Стихи. Проза. Драма. Письма. Л.: Советский писатель, 1991.

Здесь мы сталкиваемся не только с эмоциональным изъяном (предметом насмешки становится мать), но и с крайне редкой символикой – идентификацией себя с фекалиями. В этом образе можно увидеть основу последующего жизненного сценария человека-неудачника, который даже «родился» не как все нормальные люди, безуспешно пытался реализовать себя в жизни. Дважды женатый, бездетный, отвергаемый редакциями и обществом, в иные годы буквально голодавший, дважды арестовывавшийся и закончивший свою жизнь в тюремной психиатрической больнице – может быть, именно такая судьба и соответствовала упомянутой символике?

Страсть к театрализованным мистификациям и экстравагантным проделкам проявилась у Хармса еще в училище. Он создал продуманную до мелочей – от одежды и собственного алфавита до стихотворных заклинаний и масок-псевдонимов – систему поведения. Ему нравилось чудить.

Из этих же соображений – быть не как все! – Хармс считал полезным развивать в себе некоторые странности. «Чудачества и даже тики как-то удивительно гармонично входили в его облик» и, вероятно, были необходимы для его столь своеобразного творчества.

На общем фоне борьбы за социалистическую индустриализацию страны джентльменство Хармса выглядело в лучшем случае как малопонятное чудачество, в худшем – как насмешка над окружающими. Так, отправляясь в кафе, он брал с собой серебряную чашку, вытаскивал ее из чемоданчика и пил только из своей посуды. Когда шел в театр, то наклеивал фальшивые усы, заявляя, что мужчине «неприлично ходить в театр без усов».

В 1927–1928 годах, когда обэриуты особенно часто появлялись перед публикой, Хармс в длинном клетчатом сюртуке и круглой шапочке поражал изысканной вежливостью, которую еще больше подчеркивала изображенная на его левой щеке зеленая собачка. Иногда, по причинам тоже таинственным, он перевязывал лоб узенькой черной бархоткой.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий