- Космополитизм начала xx века
- Безродный космополит[]
- Борьба с космополитизмом в ссср
- Другие определения[]
- Известные представители
- История
- Космополитизм – плюсы и минусы
- Космополитизм в современном мире как политическая философия
- Космополитизм, патриотизм и интернационализм[]
- Краткая история
- Определение космополитов[]
- Плюсы и минусы космополитизма
- Символ космополитизма
- Современный космополитизм
- Ссылки
- Заключение
Космополитизм начала xx века
Очередное возрождение космополитических идей началось, как и следовало ожидать, после Первой мировой войны, ставшей самой массовой и самой кровопролитной в истории на тот момент. Европейцы, осознавшие последствия конфликта, живо воспринимали идеи всеобщего братства и мира.
В 1921 году писатель и эсперантист Эжен Ларти основал Всемирную вненациональную ассоциацию SAT (известную также как «Эсперанто-ассоциация»). Надо заметить, что члены SAT по-своему понимали, что такое космополитизм. Их идеи выглядели пугающими, поскольку подразумевали устранение всех наций и едва ли не насильственное навязывание всему миру языка эсперанто в качестве основного.
Эжен Ларти сожительствовал с тётей Джорджа Оруэлла. Писатель иногда посещал встречи эсперантистов, и темы разговоров неприятно впечатлили его. Считается, что именно под этим впечатлением Оруэлл написал антиутопический роман «1984».
В 1931 году был издан «Манифест Безнационализма». Но в тот период SAT окончательно рассорилась с коммунистами и лишилась мощной поддержки основных сторонников. Идеи космополитизма снова потеряли популярность – до следующей войны.
Безродный космополит[]
Бранное выражение «безродный космополит» появившееся в конце 1940-х годов в советском партийном и пропагандистском лексиконе и применявшееся к интеллигентам, сочтённым представителями антипатриотических влияний (отнюдь не только к евреям[1]).
Его автор — А. А.
Жданов, советский государственный и партийный деятель, член Политбюро (один из инициаторов преследования А.
Ахматовой и М.
Зощенко). В январе 1948, выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС, он говорил:
«Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом.»
Год спустя в газете «Правда» появилась редакционная статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», отредактированная лично И. Сталиным. В ней говорилось:
«Эти критики утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят её движение вперёд. Им чуждо чувство национальной советской гордости.»
В статье космополитизм подразделялся на «ура-космополитизм», «оголтелый космополитизм» и «безродный космополитизм», но, в дальнейшем, в официальной советской пропаганде прижился лишь последний термин.
В СССР кампания борьбы с антипатриотизмом стала очевидной 28 марта1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены «суды чести», долженствующие, согласно их уставу, «повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации». В дальнейшем термин «антипатриотизм» был заменён на термин «космополитизм».
Борьба с космополитизмом в ссср
На территории республик бывшего Советского Союза многие люди воспринимают космополитизм как нечто негативное, имеющее прямое отношение к «тлетворному влиянию Запада». И это не удивительно, ведь в СССР считалось, что космополитизм — это безразличное и даже презрительное отношение к Родине, своему народу.
Данные взгляды приписывались исключительно империалистической буржуазии, а их приверженцев объявляли чуть ли не врагами народа. Кроме того, космополитическое мировоззрение считалось идеологией, служившей целям государств, стремящихся к мировому господству.
В СССР под предлогом борьбы с космополитизмом проводилась работа по выявлению и устранению инакомыслия и западной пропаганды. В связи с этим в той или иной степени страдали представители интеллигенции и евреи, которые считались наиболее опасными и вероятными противниками советского режима. Подобная практика проводилась во времена Сталина.
Другие определения[]
Космополитизм имеет несколько определений, зависящих о политических предпочтений того или иного пространства и времени, зачастую входящих друг с другом в противостояние:
- расширение идеи отечества на весь мир; в основе космополитизма лежит сознание единства человеческого рода и солидарности интересов отдельных народов и стран, как частей единого целого человечества; христианство по своему идеалу космополитично. Неправильно понимается космополитизма как противоположность патриотизму. Космополитизм не исключает любви к родной стране и родному народу; он даёт лишь высшее мерило для оценки, что истинное общественное благо заключается в соответствии всечеловеческим интересам. (Словарь Брокгауза и Ефрона)
- идеология так называемого «мирового гражданства»; реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национальных традиций и культуры, патриотизма, отрицающая государственный и национальный суверенитет. (БСЭ)
- теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода. (Словарь по общественным наукам)
- идеология, которая под прикрытием понятий «мирового государства» и «мирового гражданства» отвергает правонаций на самостоятельное существование и государственную независимость, проповедует отказ от национальных традиций и национальной культуры, от патриотизма.
- идеология так называемого «мирового гражданства», которая общечеловеческие интересы и ценности ставит выше интересов отдельной нации.
Известные представители
Среди тех, кто выступал за ликвидацию национальных границ, встречались как весьма достойные, так и эпатажные личности:
- Эразм Роттердамский.
Один из виднейших деятелей эпохи Возрождения, судьба и творческая деятельность которого прошла во всех великих европейских державах того времени: Франция, Швейцария, Англия, Священная Римская империя; - Одним из известнейших граждан мира был Лев Толстой
, никогда не питавших особенно теплых чувств к тому месту, в котором ему пришлось обитать; - Архитекторов русской революции (Ленин, Троцкий, Бухарин
) царская охранка также считала пасынками Родины. Прошло время, и новая власть стала трактовать их деятельность совершенно в ином ключе; - Эксцентричная Валерия Новодворская
, не скупившаяся на острое словцо для своего отечества, нередко подвергалась за это критике; - Из более современных примеров — Павел Дуров
, который сам себя неоднократно называл космополитом. В отличие от Новодворской, Дуров в своей критике не щадит ни Россию, ни Запад. Так, после откровений Сноудена он признался, что разочаровался в правительствах развитого мира.
История
Космополитизм зародился в Древней Греции, мысли о мировом гражданстве высказывал ещё Сократ, но впервые провозгласил себя «космополитом» Диоген[2]. В то время космополитизм развивался в учении киников, сильным импульсом для этого послужила Пелопоннесская война, приведшая к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма из-за потери независимости и значимости отдельных полисов.
В средние века космополитизм имел религиозный характер и просматривался в стремлении католической церкви создать папскуютеократию, но не развивался в теоретическом плане. Начиная с XVI века космополитизм носит преимущественно светский характер.
В 1544 годуГийом Постель заново изобретает термин «космополитизм», вкладывая в него не небесный, а земной смысл, представляя себе мировое государство как наднациональное и внерелигиозное братство, основанное на свободном выборе каждого.
Масонство стало первым крупным очагом распространения космополитизма благодаря развитой структуре братства и политическому влиянию[3]. Становление мировоззрения совпало с ростом пацифистских настроений уставших от войн европейцев, это привело к тому, что некоторые деятели эпохи Просвещения, такие как Монтескье и Вольтер, стали видеть решение проблемы в объединении Европы в единую республику, в которой страны должны стать провинциями.
На этом пути важную роль сыграли проекты «Вечного мира» Бентама и Канта, предлагающие создать в Европе постоянно действующий конгресс, главной целью которого было бы объединение держав в деле мира. В своих размышлениях Кант шёл дальше и видел в космополитизме венец истории, считая его естественным состоянием человека.
Возрождение космополитизма произошло в XX веке на волне сильных общественных потрясений, связанных с мировыми войнами и революциями. В это время в Европе отмечалось развитие движения безнационализма, который можно считать радикальной ветвью космополитизма.
В 1921 годуЭжен Ланти основал Всемирную вненациональную ассоциацию (SAT), в задачу которой входили способствование исчезновению всех наций как суверенных союзов и использование эсперанто как единого языка культуры. В 1931 году опубликован основной документ ассоциации — «Манифест безнационализма».
После Второй мировой войны космополитизм успешно развивается в капиталистических странах: 10 декабря1948 года принимается «Всеобщая декларация прав человека», закрепившая в международном законодательстве естественные права каждого жителя Земли, а в 1954 годуГарри Дэвис основывает «Всемирное правительство граждан мира» (World Service Authority), некоммерческую организацию, известную выдачей «Паспорта гражданина мира».
В XXI веке космополитизм продолжает своё развитие на волне всеобщей глобализации. Часть либертарианцев и коммунитаристов в противостоянии нигилизму и индивидуализму рассматривает космополитизм как один из важнейших столпов свободы человека[4].
Космополитизм – плюсы и минусы
Понятие «космополитизм» в советское время имело отрицательные черты, хотя многие известные деятели смело называли себя приверженцами этой идеи. Исследователи пришли к выводу, что она имеет ярко выраженные, как плюсы, так и минусы. Главные позитивные моменты:
- Не исключает любви к своей родине, а только определяет высшие категории оценки общественного блага.
- Блокирует проявления шовинизма, попытки возвысить одну нацию над другими.
- Пробуждает интерес к культуре других народов.
Основные отрицательные моменты:
- Стирает и нивелирует память предков, духовные и национальные ценности в сознании человека.
- Снижает чувство гордости за свою страну.
Космополитизм в современном мире как политическая философия
Космополитизм называют и буржуазной идеологией, и философией гражданства мира, суть ее в том, что она отрицает право на национальность и культурное наследие предков. Люди, признающие себя космополитами, призывали считать себя гражданами мира, чтобы искоренить распри между жителями разных стран и доказать, что все человечество должно жить в мире.
Космополитизм, патриотизм и интернационализм[]
Крайний космополитизм призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. «Единство человеческого рода» — вот главная его идея.
Космополитизм противоречит интернационализму в том, что считает нации пережитком, вторичными как по отношению к индивидууму, так и по отношению к человечеству в целом.
Весьма часто космополитизм берётся лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание часто рассматривается как неправильное.
Некоторые считают, что мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, например, к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма.
По их мнению, вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и решительное преимущество должно здесь, по их мнению, принадлежать благу целого человечества, будто бы включающему в себя и благо каждой части.
По мнению космополитов, современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы теряют статус автономных самодостаточных единиц.
Космополиты не ассоциируют понятие «Родина» с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в своё время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать чем-то ради неведомых им интересов государства.
Краткая история
Космополитизм — это мировоззрение, зародившееся еще в древности, когда политическая жизнь городов-государств того времени постепенно приходила в упадок, а философская мысль развивалась и предлагала новый взгляд на мир. Люди той эпохи, ранее бывшие гражданами городов, впоследствии утративших свою независимость, начинали осознавать себя частью империи и даже всего мира.
Некоторые историки считают отцом-основателем космополитического мировоззрения древнегреческого философа Диогена, который на вопрос о его происхождении отвечал: «Я — гражданин мира». В дальнейшем идеи космополитизма в той или иной степени воплощались в попытках создания всемирной монархии и даже в политике папской теократии. А множество мыслителей развивали и дополняли идею мирового гражданства своими взглядами и рассуждениями.
Определение космополитов[]
Космополит — свободный и независимый от местечковых амбиций и влияния человек, с пониманием относящийся к любым предпочтениям или пристрастиям отдельных личностей, чем оказывает уважение в первую очередь индивидууму, а не его территориальной или партийной принадлежности; не признающий каких-либо привилегий по расовому, политическому, национальному и (или) иным признакам.
Космополит не приемлет унижения, преследований и ущемлений в правах по вероисповеданию, цвету кожи (глаз, волос), физическим и умственным недостаткам, убеждениям или заблуждениям, личным пристрастиям, не оказывающим отрицательного насильственного влияния и давления на других людей, увлечениям и традициям.
Космополит, отметая явно устаревшие традиции, принимает и распространяет новое, что может оказаться лучшим, удобным и прогрессивным. Никогда не навязывают своего мнения, а лишь сравнительными примерами предлогают познать и понять возможные ошибки. Проявление космополитизма прослеживается в сообществах с разнообразными культурными традициями и (или) с явно выраженными тенденциями к отрыву от традиции устаревающего прошлого (учёные, спортсмены, деятели искусств и т. д.).
Вместе с тем имеется мнение, что есть такая категория космополитов, как воинственные космополиты. Эти люди пытаются навязать свою точку зрения тем, кто по их мнению ещё не настолько продвинулся в своей цивилизованности, что до сих пор пребывает в пелене национальных традиций, государственных границ и явно расовых предрассудков.
Но насильственного космополитизма не существует и это значение, зачастую, подменяется и применяется к понятию неонацизма (исключительности нового объединения народов по какому-либо признаку в новое целостное государство).
Космополиты не приверженцы рабской и услужливой идеологии, не стремятся к управлению, влиянию или владычествованию — навязыванию своей идеологии или своего мнения, их не привлекают выборы или назначение на высокие должности, они вне всякой зависимости насильственного объединения и не пропагандируют свою исключительность или приоритеты перед другими людьми ни в каком виде.
Одна из форм стихийного космополитизма — глобализация бизнеса и интеллектуальной собственности, свобода информации и её доступность для любого гражданина мира любого государства (Интернет, электронные энциклопедические словари, кино и телевидение, радио и т. п.), свобода на перемещение и проживание граждан в любой точке планеты, объединение государств.
Первые древние проявления космополитизма просматриваются в ненасильственном объединении племён, родов и сообществ различных народов по идеологическому, экономическому или религиозному признаку по необходимости выживания в диких природных условиях и обычаях, что являлось противоположностью воинственного или обманного образования в княжества, империи и государства по семейно-родовому или национальному признакам.
Плюсы и минусы космополитизма
Многим людям космополитизм кажется перспективной идеологией, которая в будущем неизбежно станет преобладающем. Однако нельзя отрицать, что его идеи полны спорных моментов. Разумеется, у него есть определенные плюсы, в частности следующие:
Отрицание национального шовинизма. Космополитические идеи исключают любые формы шовинизма и дискриминации по каким-либо признакам
Это важно, поскольку именно шовинизм послужил причиной (или поводом) большинства войн и геноцидов в человеческой истории.Повышение интереса к чужой культуре. Космополитизм не отрицает народных традиций, истории, культурных и прочих ценностей
Он подразумевает, что все культуры мира должны представлять одинаковый интерес.Свобода передвижения. Практически каждый из нас хотя бы однажды ездил в другую страну и знает, насколько хлопотным бывает улаживание всех формальностей. Космополитизм подразумевает, что в любой город на планете можно будет поехать или полететь так же, как и в соседний город в своей стране.
При этом есть и отрицательные моменты:
- многие языки, традиции, культурные и духовные ценности, исчезнут, несмотря на то, что представляют интерес для изучения;
- идеи космополитизма звучат красиво в умах людей, но непонятно, как реализовывать их на практике;
- эта концепция слишком сложна и неестественна для большинства людей (и не факт, что это поменяется в будущем).
Типичный современный космополит – это идеалист, мечтающий о том, что все люди будут жить в мире и согласии. При этом космополитам свойственно типичное заблуждение всех идеалистов – они судят всех людей по себе. Однако изменить человеческую природу невозможно.
Символ космополитизма
Знак космополитизма – эмблема на флаге Всемирного правительства граждан мира – организации, которая превозносит идею мировой гражданственности. Выдают паспорта гражданина мира, на сегодняшний день в ней зарегистрировалось 750 тысяч человек из разных стран.
Пока что такие документы принимают только Мавритания, Танзания, Того и Эквадор. На флаге изображена фигура человека, вписанная в глобус, как в круг. Это символизирует право любого человека считать своей родиной любую точку планеты, потому что родная земля – это весь огромный мир.
Современный космополитизм
После окончания Второй мировой войны идеи космополитизма снова обрели популярность. В частности, «Всеобщая декларация прав человека», которая была принята в 1948 году, вобрала в себя некоторые идеи из данной концепции, гарантируя всем людям мира определенные права, независимо от их национальной, культурной, религиозной и любой другой принадлежности.
Очередным популяризатором космополитизма стал американский актёр и общественный деятель Гарри Дэвис. В 1948 году он провозгласил себя гражданином мира, а в 1954 – основал организацию Всемирное Правительство Граждан Мира (WSA). И по сегодняшний день данная организация продвигает космополитические идеи и выдаёт «паспорта гражданина мира».
В современном мире на волне глобализации снова наблюдается повышенный интерес к космополитизму. Многие известные люди становятся сторонниками данной идеологии, но её развитие сдерживается противостоянием правительств большинства стран. В частности, все крупные страны отказываются признавать, что паспорт гражданина мира имеет хоть какую-то юридическую значимость.
Ссылки
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Заключение
Космополитизм – это идеология, которую можно рассматривать как систему взглядов человека или перспективную концепцию для будущего устройства мира. В первом смысле она актуальна уже сегодня, и её приверженцами являются многие мировые знаменитости, спортсмены, артисты, писатели и другие успешные люди.