Конфликтология. Шпаргалка. 7. Методы конфликтологии (Наталья Шаш, 2009)

Конфликтология. Шпаргалка. 7. Методы конфликтологии (Наталья Шаш, 2009) Женщине

Основы конфликтологии

Социальные науки призваны отражать состояние общества. Пусть не всегда это происходит адекватно, но они отображают потребности социума. Современное общество наиболее склонно к различного рода конфронтациям, но наряду с этим оно стремится и к сотрудничеству, согласию.

Формирование и развитие конфликтологии припало на середину шестидесятых годов прошлого столетия. Предметом ее стало толкование процессов жизнедеятельности, функционирования и образования общественных систем при помощи категории конфликта, означающей столкновение, противостояние субъектов, преследующих несхожие, зачастую даже противоположные задачи, стремления, интересы и цели.

Современная конфликтология является теоретико-прикладной наукой, то есть ее содержание состоит из таких уровней знания, как теоретическое толкование конфликта в качестве социального явления, изучение его функций и места системе социальных взаимодействий, анализ его сути, динамики, обусловленности общественными отношениями, изучение конкретных типов конфликтов, зарождающихся в различных сторонах социальной жизни (семейные отношения, коллектив), технология их разрешения.

Ключевой специфической особенностью данной дисциплины является ее комплексность. Ведь конфликты – это неотъемлемая составляющая человеческого взаимодействия.

Противоречия существуют во всех областях социального бытия, а также абсолютно на всех организационных уровнях общества. Вследствие чего конфликтами интересуются последователи различных социальных отраслей науки. Политологи, социологи, экономисты, психологи, правоведы, менеджеры, управленцы, а также ученые, изучающие точные науки, исследуют различные стороны социальных конфликтов, их развитие и пути предотвращения.

Целью, объединяющей все смежные области знаний, является обнаружение и объяснение механизмов, которые управляют социальными процессами, имеющими связь с противоречиями и их динамикой, доказательство возможности предвидения поведенческих актов субъектов в ситуациях конфронтации.

Современная конфликтология богата многообразием методов, которые условно подразделяются на:

— методы анализа и оценки личности (тестирование, наблюдение, опрос);

— методы изучения и оценивания социально-психологических феноменов в общностях (социометрический метод, наблюдение, опрос);

— методы диагностики и разбора противоречия (анализ итогов деятельности, наблюдение, опрос);

— методы управления конфронтациями (метод картографии, структурные методы).

Кроме того, методы конфликтологии делятся на субъективного характера методы и объективные. Субъективные методы предполагают понимание конфликта как вполне естественного социального феномена. Объективные – рассматривают конфликт с учетом его оценивания испытывающим индивидом и противоположными агентами.

Виды конфликтов в психологии

По виду различают следующие типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, между группами, а также международные конфликты.

Внутриличностный конфликт – это разногласие между различными элементами внутренней структуры человека. Он носит в себе одновременно мотивы разного характера, которые противоречат друг другу. Такого рода конфликты являются причиной невротических состояний.

Межличностные конфликты могут возникать по самым различным причинам. Их протекание во многом зависит от психологических характеристик вступающих в разногласие индивидов, от степени их совместимости.

Конфликт между личностью и группой обусловлен несовпадением взглядов группы и отдельно взятого человека. Он может носить как разрушительный характер, так и созидательный.

Межгрупповым конфликтам также свойственен самый разнообразный характер. Данный тип конфликтов отличается своей масштабностью. Они могут возникать по разным причинам: политическим, экономическим, социальным.

Международные конфликты возникают между странами или группами государств.

Также конфликтологами различается еще два типа разногласий. Эти две подкатегории выделяются в зависимости от ущемленных потребностей одной или обеих сторон: конфликты интересов и когнитивные конфликты. Последние связаны с разногласиями мнений, точек зрения на различные вопросы. Конфликты интересов имеют отличную природу. Они связаны с нарушением непосредственных нужд.

Как этому научиться?

Продолжая разговор о врождённых и приобретённых навыках, важно сказать, что с рождения у человека нет никаких знаний. Любая информация впитывается человеком с течением времени

Аналогичным образом развиваются и навыки. Если же у человека есть предрасположенность к чему-либо, в нашем случае, к грамотному функционированию в конфликтных ситуациях, с практикой его умения будут оттачиваться и приносить пользу в жизни. Но если человек не обладает подобной предрасположенностью, учиться приходится исключительно методом проб и ошибок.

Но главное – это учиться, ведь, как гласит известная пословица: «Тяжело в учении – легко в бою». Причём, человек обладает потрясающей способностью обучаться чему угодно, естественно, приложив усилия. Обучаться же можно двумя способами: изучая теорию и применяя знания на практике.

  • Конфликтология в теории – это информация, которую вы можете найти в книгах, учебниках, получить от других людей и из прочих источников;
  • Конфликтология на практике – это использование полученной информации в реальной жизни.

Однако не являются исключением ситуации, когда человек дальше теории не идёт. Да, он владеет информацией, но она не приносит ему никакой пользы. И это не оттого, что информация некачественна или бесполезна, а оттого, как правило, что он просто не знает в какое русло направить свои усилия, чтобы что-то начало получаться.

Учитывая этот нюанс, мы и разработали наш тренинг. Его целью является не просто познакомить читателя с мощной теоретической базой, но довести до его сознания идею её практического применения, научить использовать в своей жизни.

Имейте в виду, что наш тренинг по конфликтологии имеет и теоретический и практический аспекты. Теоретическая часть познакомит вас с основами конфликтологии и ответит на самые распространённые вопросы в рамках рассматриваемой темы. А практическая часть содержит в себе ценные советы, рекомендации и методы, которые вы будете применять. Причём, как теория, так и практика, дополнены простыми наглядными примерами, дабы исключить фактор недопонимания.

Конфликтология, как наука

Одним из важнейших феноменов сегодняшнего существования и политической жизни являются конфронтации, которые выражаются столкновением сторон, противоречием, противостоянием. Поскольку жизнь индивида в социуме наполнена двойственностью, расхождениями во мнениях, это часто приводит к столкновению позиций, как отдельных индивидуумов, так и больших коллективов, а также незначительных по количеству субъектов групп.

Становление конфликтологии

В истории цивилизации человечества существовало и насчитывается по сей день множество всевозможных конфронтаций. Одни столкновения возникали между отдельными субъектами, например, вследствие борьбы за ресурсы, другие охватывали одновременно несколько народов и держав.

Нередко в противостояния вовлекались даже целые континенты. Люди издавна стремились разрешить завязывающиеся противоречия, мечтая об утопическом социуме, в котором места нет конфронтациям. Возникновение государственности также свидетельствует о попытке человечества сотворить многофункциональный механизм, направленный не только на предотвращение, предупреждение, но и на разрешение противоречий.

Конфликты считаются основной причиной гибели людей в двадцатом столетии. В прошлом веке, вследствие двух мировых войн, военных конфликтов местного значения, постоянной вооруженной борьбы за обладание ресурсами и власть, многочисленных самоубийств, убийств, расхождений между отдельными индивидами погибло около трехсот миллионов человек.

Глобализация мира в целом, рост динамичности жизни и скорости проистекающих изменений, усложнение существования и взаимоотношений субъектов, повышение уровня стресса, напряженность – все это можно отнести к факторам, повлиявшим на возникновение конфликтологии как отдельного научного направления.

Становление конфликтологии как отдельного научного ответвления произошло в прошлом столетии.

Конфликтология сегодня представляет собой отдельную отрасль науки, которая изучает закономерности зарождения, развития, разрешения различного рода конфронтаций, а также принципы и способы конструктивного урегулирования противоречий.

Объектом этой отрасли науки является все многообразие противоречий, которыми наводнено бытие человека в процессе его взаимодействия с социумом.

Предмет конфликтологии – все то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния. Основополагающей целью конфликтологии считается исследование, изучение всех видов конфронтаций, интенсивное развитие теоретической базы.

Конфликтология это отрасль знания, которая для исследования конфликтов объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первый черед психологические методы, такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование.

Конфликтология характеризуется тесной взаимосвязью со смежными отраслями науки: она многое берет из различных направлений и одновременно обогащает их. Прежде всего, конфликтология имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей.

Также она тесно взаимосвязана и с историей, объясняющей причины человеческого поведения. Кроме того, конфликтология характеризуется зависимостью от политологии, этиологии, экономики и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов.

Проблемы конфликтологии как отдельной области знаний связаны с огромным влиянием на нее психологической науки. Психология все больше оказывает влияние на современную конфликтологию из-за значительной роли психологических причин в зарождении и эскалации конфликтов.

Понятие и общая характеристика методов конфликтологии

Определение 1

Методы конфликтологии – это совокупность социально-психологических, философских, логических, политических и иных приемов и способов познания, уникальность набора которых, с одной стороны, способствует признанию конфликтологии в качестве самостоятельной сферы научного знания, а с другой – способствует аккумулированию сведений, составляющих научную теорию социального конфликта.

Развивая представленное определение можно прийти к выводу, что сущностными признаками методов конфликтологической науки могут признаваться:

  1. Методы конфликтологии в наиболее общем виде следует определять как способы получения, а также систематизации и обоснования конфликтологического знания, а также составляющих его принципов, категорий и идей;
  2. Одной из качественных характеристик методов конфликтологии выступает их алгоритмический характер – представляя собой систему аналитических приемов, соответствующие методы активно применяются в практике прогнозирования, предупреждения и разрешения разнообразных конфликтов, складывающихся в обществе.

При этом как и в большинстве социальных наук методы конфликтологии могут быть дифференцированы в зависимости от своей универсальности на общие, частные и специфические, подробнее о примерах и содержании которых будет сказано ниже.

Как быть Леди:  Почему люди совершают самоубийства: советы психолога, как отговорить человека от суицида | - новости Челябинска

Предмет и методы конфликтологии

Конфликтология, активно развиваясь, рассматривается сегодня как самостоятельная наука. Для этого она должна определиться с предметом исследования, объектом и непротиворечивыми методологии адекватными методами исследования.

Конфликтология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития, разрешения конфликтов и их роль в жизни общества и человека.

Объектом науки конфликтологии являются конфликты.

Предмет конфликтологии — общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов.

Изучение закономерностей возникновения, развития и разрешения конфликтов требует своего определенного и специфического инструментария, как уже имеющегося, так и разрабатываемого в настоящее время. При этом необходимо отметить, что в области изучения конфликтов, как и в изучении любого сложного явления, требуется строгое соблюдение общих для всех наук и специфических для отдельной науки или ее отрасли методологических принципов.

Рассматривая методологию как систему изучения конфликта, иерархически выделяют три ее уровня:

  • философский (высший), изучающий наиболее общие принципы и закономерности познания конфликтов в спорте, например: возможность познания и значение биологических детерминант конфликтного поведения тренеров, спортсменов, функционеров и т. д.; конкретное содержание диалектического метода в процессе познания спортивных конфликтов и т. д.;
  • общенаучный, следующий по иерархии уровень методологии познания конфликта, рассматривающий возможности использования в процессе изучения конфликтов общенаучных методов;
  • конкретно-научный уровень, который подразумевает исследование конфликтов, используя возможности и принципы чисто научных методов для выявления конкретных закономерностей отношений и поведения конфликтных систем: анкетирования, социометрии, наблюдения, тестирования и т. д.

Для обеспечения результативного исследования конфликтов А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов считают необходимым использовать принципы, сформулированные на разных уровнях методологии. Объединяя философский и общенаучный уровни, ими были выделены следующие принципы в изучения конфликтов:

  • • развития, который требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции. Знания закономерностей эволюции помогает, помимо понимания содержания конфликтов, давать более точный и долговременный прогноз возможных вариантов их развития;
  • • всеобщей связи, смысл которого заключается в том, что при изучении конфликтов «необходимо не ограничиваться рассмотрением его отдельных элементов, а стремиться исследовать максимально большее количество связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами»;
  • • диалектического единства теории, эксперимента и практики, несоблюдение которого может явиться важной проблемой конфликто- логического исследования. Авторами предлагается проводить исследования конфликтов, опираясь на построение содержательных моделей трех типов: концептуальных (теоретических), процедурных и эмпирических;
  • • системного подхода, при котором конфликты необходимо рассматривать «как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие в свою очередь в качестве подсистем в систему более высокого уровня»;
  • • конкретно-исторического подхода позволяет при исследовании конфликтов учитывать все конкретные условия, в которых они развиваются: место, время, конкретная сложившаяся обстановка в конкретном коллективе;
  • • объективности, который, по мнению Анцупова и Шипилова, является одним из важнейших принципов научного анализа конфликтов и требует «минимизировать влияние личностных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов».

Авторы предлагают при исследовании конфликтов учитывать и методологические принципы самой конфликтологии:

  • • междисциплинарности, ориентирующий на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии;
  • • преемственности, требующий максимально полного знания «всего, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он (конфликтолог) представляет»;
  • • эволюционизма, основанный на необходимости выявления и учета основных закономерностей конкретных видов конфликтов при их исследовании. Авторы отмечают, что, не зная «различных уровней эволюции конфликтов, трудно, если вообще возможно, объяснить их динамику, сделать прогноз и дать рекомендации по конструктивному урегулированию»;
  • • личностного подхода, формулирующий необходимость выявления и учета индивидуальных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов практически всех уровней.

Разнообразие подходов в изучении природы конфликтов приводит к различным исследовательским стратегиям, наличию своего специфического тезауруса, что, в свою очередь, может порождать конфликт в системе знания о конфликте. Так, различия методологических аксиом позитивистской и понимающей парадигм в социальных науках с неизбежностью приводили к специфике методов социального исследования в русле каждого из выделенных направлений. Эти различия в русле социально-психологического исследования могут быть обобщены следующим образом. Исходя из позитивистской парадигмы, всякая дисциплина приобретает статус научной, если начинает использовать количественные методы анализа своего объекта и следует принципу этической нейтральности психолога. Конечно же, это естественно — научная парадигма требует опоры на строгий фундамент фактов, на применение строгих методов исследования, где ценностные суждения могут снижать качество знаний.

Истоки понимающей ориентации усматривают в «философии жизни» В. Дилътея, который считал, что иррациональный поток жизни, открывающийся человеку, есть «последняя» социальная реальность. Внутренний опыт становится для Дильтея главным источником, а интроспекция — важнейшим методом познания человеческой реальности. Наиболее яркое проявление специфики понимающего подхода и социально-психологическое явление — широкое использование монографического, биографического методов изучения личности, кейс- стади и др. «В социальной психологии, может даже больше, чем в других ветвях психологической науки, кроме собственно научных методов, образующих довольно целостную систему, наличествуют и те методы, которые строго научными и назвать никто не осмеливается», — отмечает В. В. Новиков. Это методы, которые автор относит к разряду «здравого смысла», но которые помогают человеку решать конкретные обыденные психологические задачи.

Следовательно, рефлексия ограничений и достоинств методов, поиск их оптимального сочетания — актуальная задача конфликто- лога-исследователя, а развивающаяся конфликтология обязана уже сегодня строиться на системе логически последовательных методологических и организационно-технических процедур, которая должна быть подчинена одной задаче: получить достоверные знания о конфликтах с целью эффективного управления ими. Здесь важна «диалектика принципов», так как она связывает теорию и практику в деятельности конфликтолога.

Каждая наука обладает системой объяснительных принципов, предельно общих представлений, использование которых позволяет относительно непротиворечиво и последовательно понимать и объяснять изучаемые явления. Именно эти представления выступают в роли некоторой системы координат, помогающих исследователю ориентироваться в огромных массивах эмпирических данных, классифицировать и интерпретировать их.

Социальная психология, конфликтология, как правило, пользуются системой объяснительных принципов, созданной в рамках фундаментальных дисциплин. Поэтому сформулированные в общей психологии принципы являются едиными для всех отраслей психологической науки. Ради точности следует оговориться, что принципы не являются универсальными и действуют в пределах только одной психологической школы, в рамках которой они и были разработаны. Например, объяснительные критерии психоанализа не применимы в гуманистической психологии. И наоборот. Постулаты, о которых речь пойдет ниже, сформулированы в рамках традиций отечественной психологической школы и основаны на идеях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Сегодня идет процесс осмысления наследия Б. Г. Ананьева, «в психологии осознается тенденция интеграции многочисленных и зачастую противоположных научных подходов и направлений». Реализованная им и его последователями идея комплексного изучения человека сохраняет эвристический потенциал до сего времени и является одним из методологически обоснованных оснований при подборе методов комплексного исследования человека. Это ведет к необходимости комплексного использования исследователями различных методов, которые бы позволили дополнять друг друга и устранять недостатки в применении того или иного метода, но были бы адекватны исходным теоретическим основаниям. К сожалению, проявляющийся и имеющийся в исследованиях авторов эклектизм при выборе методов исследования не всегда обоснован исходными теоретическими основаниями и имеет характер неустранимой проблемы. Автор межпарадигмального диалога В. А. Янчук полагает, что эклектика позитивна в науке, так как это выборка всего лучшего из имеющегося, и надо ее не игнорировать, а наоборот, пользоваться ею в науке. Предложенный им трехмерный биопсихосоциальный континуум фокусируется на сложности взаимодействия трех разнокачественных природ — биологической, психической и социальной. Признавая его авторское право на такую теоретическую объяснительную модель, необходимо отметить, что при проведении эмпирического исследования преодолеть этот методологический разрыв очень сложно, так это разные парадигмы психологии. В. А. Мазилов, автор концепции коммуникативной методологии, считает, что наибольшую трудность являет собой «несоразмерность», «несопоставимость» различных психологических концепций. При этом автор отмечает, что новая психология должна стать наукой о всей психике и в этой науке должно найтись место как для классических подходов, так и для новых, которые сегодня имеют статус нетрадиционных. При осмыслении взаимодействий человека и мира, где конфликт рассматривается как одна из форм взаимодействия, хочется отметить, что внимание российских исследователей сегодня направлено и на использование таких идей, как нелинейность, флуктуация, диссипация, фрак- тальность. Но такого рода диалог предполагает и разработку соответствующего определения предмета психологии, объединяющего различные ракурсы изучения человека, иначе это может порождать наукообразие и множество сущностей, не имеющих отношение к науке и не подкрепленных адекватным инструментарием.

Бесспорный авторитет имеют онтологический и деятельностный подходы, разработанные С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, а также принцип социокультурной детерминации, показывающий зависимость ментальных ориентаций от духа эпохи.

Активно развивающаяся современная конфликтология есть система более или менее связанных научных парадигм, каждая из которых объясняет определенные стороны конфликтов. Это яркий пример плюрализма в науке, где конфликт рассматривается как одна из форм взаимодействия человека с миром. Активно заявляются авторские концепции, реализуется идеи, программы с учетом как мирового опыта, так и российского менталитета. Н. В. Гришина изучает конфликт с позиций ситуационного подхода, основоположником которого является К. Левин. Системная концепция конфликтов, разрабатываемая А. Я. Анцуповым, предполагает реализацию междисциплинарного подхода и включает 11 понятийно-категориальных групп.

Как быть Леди:  искренне — Викисловарь

Следуя логике системного подхода, целесообразно, как нам кажется, опираться на разрабатываемую нами пространственно-временную модель конфликта, которая включает переменные «пространство — время». Конфликт определяется нами как форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, представлениями, образами конфликтной ситуации, осознаваемыми или неосознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие противоречия. Введение в науку категории «субъект» и последовательное обоснование онтологически ориентированного субъектного подхода способствуют сегодня решению проблемы всестороннего и многоуровневого выявления закономерностей и механизмов работы внутреннего мира и его влияния на актуальное поведение человека.

В 1959 г. Й. Галтунг заложил основы Международного института исследований мира, им была предложена и разработана определенная концепция «мира». Его учение положило начало теории «Трех поколений мира»: Несовершенный, Нейтральный, Мульти-интер-транскуль- турный миры. В Гранадском университете последовательно реализуют идеи Галтунга и развивают новое направление — «иренологию», науку о мире. В сфере изучения вопросов мира и конфликта, в рамках науки иренологии, предлагается концепция интеркулътурного мира, где фокусируется внимание на изучении проблем интеркультурных отношений. Третье поколение мира стремится к равновесию между этническим разнообразием посредством изучения перехода от плюрикультуры к транскультуре, через мульти- и интеркультурные отношения. С точки зрения последователей Галтунга, данные отношения достигают наибольшего равновесия, где важную роль играет воспитание, основанное на трех нормах/ценностях интеркультурной этики: 1) автономии/достоин- ства; 2) взаимности/уважения; 3) рефлексивности/ответственности. Большое значение имеют диалог; уважение к разнообразию культур; признание — вместо «толерантности»; интеграция; равенство в разнообразии; осознание взаимообогащения культур; предупреждение конфликта, вместо его разрешения.

С учетом «сложности» изучения мира, проблема конфликта не разрабатывается ими так фундаментально, как это делают российские психологи. Им импонирует российская психология конфликта, так как на сегодняшний день она является фактически единственной строгой научно-методической основой конфликтологической практики. Идеи российских психологов понятны зарубежным коллегам, так как они имеют системный характер, а практические занятия на всех этапах обучения медиации спроектированы с учетом онтологических механизмов регуляции конфликтного поведения.

Таким образом, отечественная психология, сохраняя свою уникальность и взаимно обогащаясь, становится привлекательной для зарубежных коллег, что является основанием для создания с ними перспективных проектов и развития нового направления — иренологии.

Одной из актуальных задач конфликтологии является поиск подходов для научного анализа конфликтов. Трудности этого этапа обусловлены, на наш взгляд, двумя причинами. С одной стороны, в отечественной психологии наблюдается этап методологического кризиса, когда становится традиционной необязательность материалистических представлений о происхождении, функционировании и развитии психики. Это, в свою очередь, ведет к подмене объективного субъективным как в выборе методов исследования, так и в толковании результатов.

С другой стороны, это объясняется рядом особенностей самого такого социального явления, как конфликт.

Во-первых, конфликты относятся к числу социальных явлений, границы которых расплывчаты и четко не просматриваются. Во-вторых, любой конфликт имеет множество сторон, аспектов, что требует комплексного подхода к его изучению. В-третьих, при анализе конфликтных ситуаций практически неустранимы идеологические и ценностные ориентации или даже предвзятость исследователя, обусловленная его научными интересами.

На современном уровне развития теоретических представлений о природе, содержании и путях разрешения конфликтов необходимо провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований. Систематизация в этом направлении представляется актуальной, так как разночтения о природе конфликтов становится фактором торможения исследований; она будет способствовать целенаправленному поиску эффективных путей разрешения сложных ситуаций в различных видах деятельности. Это необходимо также потому, что развитие цивилизации сопровождается возникновением и развитием самых разнообразных конфликтов, причудливо сочетающихся в различных комбинациях. Стало очевидным, что конфликты, являясь составной частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; разные по масштабу, причинам, структуре, длительности и «стоимости» они требуют единой методологии как в исследованиях, так и в практическом их регулировании.

Проблема понимания конфликта как социального явления и определение его роли в социогенезе, определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее время направления конфликтологии.

Конфликту принадлежит особое место в ряду социальных явлений, он имеет свое содержание, структуру. Возникает необходимость создания понятийного аппарата для описания этого явления. Универсальная понятийная схема описания конфликтов, предложенная Л. Я. Анцуповым, как мы уже упоминали, включает 11 понятийно-категориальных групп:

  • 1) сущность конфликтов;
  • 2) их классификация;
  • 3) структура;
  • 4) функции;
  • 5) генезис;
  • 6) эволюция;
  • 7) динамика;
  • 8) системно-информационное описание конфликтов;
  • 9) предупреждение;
  • 10) завершение;
  • 11) исследование и диагностика конфликтов.

Таким образом, в рамках эволюционно-междисциплинарной теории конфликтов разработана универсальная понятийная схема описания конфликтов.

Целесообразно в теоретико-методологическом плане разводить понятия «методы», «методики» и «техники диагностирования», в том числе конфликтологического.

Под методом следует понимать один из универсальных способов постижения, познания, описания явлений действительности, в основе которых лежит какой-то один принцип.

Под методикой целесообразно понимать совокупность методических, технических приемов, модифицирующих данный метод своеобразием, последовательностью и взаимосвязью этих приемов.

Методики в отличие от метода, который носит более универсальный характер, всегда «привязаны» к изучению какого-либо конкретного предмета (например, методика ДМО — диагностики межличностных отношений Т. Лири).

Под техникой диагностирования принято понимать совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода (например, приемы статистического анализа, приемы контроля надежности информации, приемы измерения количественных характеристик и т. д.).

Представляет интерес классификация методов социальной психологии, которую приводят В. Е. Кузьмин и В. Е. Семенов в монографии «Методы социальной психологии». В этой классификации вся совокупность методов упорядочивается следующим образом.

  • 1. Методы эмпирического исследования:
    • • наблюдение;
    • • изучение документов;
    • • опрос (интервью, анкетирование);
    • • специализированные социально-психологические методы (социометрия; экспертная или групповая оценка личности и т. д.);
    • • тесты;
    • • эксперимент.
  • 2. Методы моделирования.

Примечательно в этой классификации то, что в первом блоке методы социально-психологической диагностики расположены в определенной логической последовательности.

Во второй блок авторы включают методы моделирования, которые, по их мнению, могут выступать как в качестве источника эмпирической информации, так и в качестве средства для теоретических построений.

Для диагностики конфликта имеют ценность методы эмпирического исследования или сбора первичной информации о диагностируемом объекте (1) и методы анализа первичной информации (2). Второй блок следует значительно расширить, как это делается во многих работах, посвященных методологии и методикам конкретных социологических и социально-психологических исследований. В частности, В. А. Ядов в этот блок помимо социального моделирования включает методы описания и классификации, типологизации, статистический анализ, системный анализ, генетический и исторический анализ.

Говоря о проблемах использования в рамках данной отрасли конкретных экспериментальных методик, многие авторы справедливо отмечают относительную бедность их арсенала. «Практически все методы современной психологии находят свое применение в области изучения конфликтов, хотя они далеко не всегда способны обеспечить психологов надежной информацией», — отмечает Я. В. Гришина.

В поисках приемлемых методов исследования поведения в конфликтной ситуации в отечественной психологии выделяется несколько подходов. Первый состоит в опоре на экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях. Начало его широкого применения положил А. Р. Лурия, который был убежден, что «лишь синтетическим путем, т. е. путем искусственного создания скелетов того или иного процесса мы можем подойти и к вопросу о лежащих в его основе механизмах». В. С. Мерлин для стимулирования экспериментального конфликта подвергал резко отрицательной оценке выполняемые испытуемыми действия. Но подобные исследования поведения в конфликте связаны с большими трудностями организационного плана, с одной стороны, а с другой — некоторые из них неэтичны по отношению к испытуемым.

Во-вторых, на основе простых, в значительной степени управляемых конфликтов нельзя делать строгие выводы применительно к жизненным реальным ситуациям. Все это в целом привело к тому, что эксперимент в настоящее время довольно редко применяется для изучения поведения в конфликтной ситуации. Но ролевые игры и моделируемые конфликтные ситуации являются составной частью социально-психологического тренинга «Деловое общение».

Второй подход заключается в изучении конфликте генных явлений в группах: предрасположенность к агрессивному поведению отдельных лиц, наличие микрогрупп с отрицательной направленностью и др. С этой целью применяются различные личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии. Но получаемая таким образом информация представляет собой данные о том, как человек оценивает свое поведение в типичных конфликтных ситуациях, а не о конкретном поведении в конкретном конфликте. Кроме этого, зафиксированные личностные особенности, характеризующие склонность к ригидному или агрессивному поведению в отношениях с другими людьми, подвергаются ситуативному изменению. Это требует дополнительных исследований применительно к конкретным ситуациям.

Третье направление ориентировано на методы анамнеза и самооценки. Оно заключается в описании конкретных конфликтов или конфликтных ситуаций, которые уже имели место в прошлом, уже состоялись. Подробному анализу подвергаются участники конфликта, причины, поведение, завершение. Но и этот подход не лишен недостатков, так как очень важно, кто описывает конфликт, поскольку он вольно или невольно занимает определенную позицию.

Перечисленные проблемы в применении методов привели к необходимости комплексного использования психологами различных методов, которые бы позволили дополнять друг друга и устранять недостатки в применении того или иного метода.

На наш взгляд, перспективным является соотношение номотети- ческого с идиографическим подходом к описанию и объяснению поведения человека в конфликте.

Как быть Леди:  Амбициозность целей человека, признаки амбициозности в работе

Идиографический способ исследования должен быть ориентирован на описание и объяснение сложного целого. Описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент, т. е. личность, должен быть представлен как уникальный феномен. Номотетическое исследование в противоположность этому ориентировано на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая. Основные структуры и процессы раскрываются с помощью экспериментальных процедур.

В адрес идиографического метода раздаются упреки, главный из которых — отсутствие объективности. Под этим подразумевается, что полученные результаты в определенной степени зависят от теоретической ориентировки интервьюера и его опыта. Утверждается, что с помощью этого метода невозможно открыть общие законы. Противники метода обвиняют приверженцев радиографического исследования в использовании специфических терминов и в излишнем многословии.

Однако номотетический подход также подвергается критике. Действительно, на его основе можно открыть общие законы, но, зная эти законы, невозможно составить достаточно полное представление о личности, поскольку каждая личность уникальна.

Резкое противопоставление идиографического и номотетического типов описания нередко приводит к путанице. Идиографическое описание иногда отождествляют с описанием какого-либо случая. Однако первые исследователи, представляющие описание отдельных случаев, пытались отыскать общие законы поведения. Например, 3. Фрейд при исследовании внутриличностных конфликтов пытался установить общие механизмы, вызывающие истерию. Существуют однако исследователи, изучающие отдельные случаи, чтобы понять субъективные смыслы, образующие внутренний мир конкретного человека. Г. Хермане пришел к заключению, что не существует противоречия между номотетическими и идиографическими исследованиями. Психология должна стремиться вывести общие законы. Но общие законы не следует отвергать только потому, что они не могут быть полностью применены в специфических случаях. Законы должны быть адаптированы для конкретных ситуаций. У. Маккей утверждает, что в психологии общие законы могут быть специфицированы применяемо к определенным контекстам, которые способны различаться с точки зрения времени, места и участвующих лиц.

Прикладные методы урегулирования и разрешения конфликта

Большое внимание в прикладной конфликтологии уделяется выявлению и описанию методов урегулирования конфликтов, которые в общем виде можно дифференцировать на три группы, для каждой из которых характерны собственные условия применения, сильные и слабые стороны:

  • Первую группу составляют методы предотвращения развития конфликта: диагностика и выявление причин вновь возникшего конфликта на ранних стадиях, с целью предотвращения его последующего разрастания. В настоящее время а рамках названной группы активно применяются алгоритмы компьютерного анализа;
  • Вторая группа методов, применяется с целью разрешения тех противоречий, которые способствовали возникновению конфликта: одним из центральных методов в рамках обозначенной группы является правильно организованное, эффективное общение между конфликтующими социальными группами, с целью изменения восприятия сторонами тех или иных причин конфликта;
  • Третья группа методов урегулирования конфликта применяется с целью снижения текущего уровня противостояния сторон и переходу к поиску взаимовыгодного компромиссного решения проблемы. Иными словами, в рамках обозначенной группы используются методы, направленные на перевод имеющейся ситуации из открытого противостояния в рациональный план действий по поиску решения.

При этом анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что методы урегулирования и разрешения конфликта редко применяются по отдельности вне какой-либо модели. В этой связи, в рамках прикладной конфликтологии выработан ряд стратегий выхода из конфликтных ситуаций, уже включающих в себе определенный набор приемов и способов разрешения соответствующей ситуации.

Так, одной из наиболее распространенных концепций является «компромиссное» разрешение конфликта, которое предполагает приход конфликтующих сторон к согласию в результате совершения ряда взаимных уступок, а также выработки терпимости к несовпадающей по содержанию позиции противника.

Замечание 1

Однако в литературе также отмечается, что данная концепция не всегда приводит к окончательному разрешению и устранению конфликта, однако однозначно эффективна в тех ситуациях, когда необходим некий промежуточный этап, позволяющий сторонам более детально разобраться в сложившейся ситуации.

Принуждение как исход конфликта

Этот способ является самым худшим, так как в процессе его действия полностью игнорируются интересы одной из сторон. Такой тип разрешения конфликта – хотя его очень сложно назвать выходом из ситуации – часто присущ супружеской жизни. Один из партнеров может считать, что имеет право заставлять другого выполнять какие-либо действия по своему усмотрению – например, стирать одежду в предназначенное для отдыха время.

Способ принуждения также часто используется в отношениях между руководителем и подчиненным. К сожалению, многие руководители не осознают границ своих полномочий либо их мотивы на самом деле не совпадают с продуктивными ценностями тех или иных компаний.

Далее, следующей сферой, где применяется принуждение, являются отношения между родителем и ребенком. И здесь, как и в предыдущих примерах, постоянным навязыванием своей воли авторитарный родитель не добьется никаких позитивных результатов. Он либо воспитает личность со множеством психологических комплексов, чем распишется в собственной несостоятельности как родитель и взрослый человек вообще. Либо – в ближайшем времени или более отдаленном – он столкнется с тем, что чадо начнет проявлять бунт.

Конфликтология – это отрасль знания, теоретического осмысления и применения на практике полученной информации. Поэтому применять методы разрешения разногласий, разработанные конфликтологами, можно в любой конкретной сфере – начиная от международных отношений, заканчивая семейными.

Социальная конфликтология

Конфликтология становится социальной не только потому, что споры возникают между людьми, но и потому что здесь включаются многие социальные факторы. Конфликт может возникать внутри одного индивида, между двумя людьми и даже между группами и государствами.

Конфликт может, к примеру, возникнуть на основе того, что человек должен выполнять сразу несколько ролей, что требует совершения определенных действий, которые могут не согласовываться между собой.

Таким образом, социальная конфликтология изучает сам процесс конфликта, начиная с его зарождения и продолжая его развитием, которое основывается на том, что думают и делают люди в процессе спора.

Специфические методы и методологические принципы конфликтологии

Наряду с традиционными приемами и способами исследования, применяемыми в процессе проведения исследований социальных конфликтов, в специальной литературе выделяются также специфические инструменты, в том числе:

  • Методологический принцип единства и борьбы противоположностей, объясняющий естественный и объективный характер социальных конфликтов, а также прохождение их жизненного цикла при нормальных условиях от становления через развертывания к их логическому разрешению;
  • Принцип неотъемлемости конфликта в социальной жизни. В процессе выработки приемов и способов изучения конфликтов в рамках методологии соответствующей науки прочно укрепилась идея о том, что конфликты представляют собой нормальное явление. Это привело к тому, что в процессе проведения соответствующих исследований конфликт не оценивается в качестве экстраординарной формы социального взаимодействия;
  • Принцип историзма, указывающий на необходимость учета конкретно-исторических условий в процессе изучения конфликтов;
  • Метод аналогии, выражающийся в допустимости наложения ранее полученных результатов исследования на анализ будущих конфликтов.

Способы разрешения конфликта

Конфликтология – это отрасль знания теоретического характера, с одной стороны; но с другой – она направлена на решение вполне прикладных вопросов. И главной ее целью, разумеется, является устранение конфликтов и восстановление мира. Всего различают несколько таких способов.

  1. Компромисс. Он характеризуется взаимными уступками сторон.
  2. Уход от проблемы. При этом один из участников конфликта начинает игнорировать конфликт и отказывается от реализации своих интересов. Такой способ, скорее, будет говорить не о разрешении, а об угасании ситуации разногласия.
  3. Уступки одной из сторон. Фактически это приспособленческий способ решения, однако при больших потерях он неизбежен и более выгоден.
  4. Привлечение третьих сторон. Люди или социальные группы, которые не заинтересованы в объекте разногласий, помогают разрешить конфликтную ситуацию. Часто это бывает единственным выходом.
  5. Сотрудничество. Наиболее продуктивный способ. Он характеризуется умением усмотреть интересы другой стороны и помочь оппоненту добиться своей цели. Это происходит на взаимной основе.

Выявленные способы разрешения конфликта, с одной стороны, могут прилагаться ко многим типам конфликтных ситуаций, то есть носят теоретический характер. С другой стороны, конфликтология направлена на решение конкретных реальных задач. Поэтому отчасти можно сказать, что также конфликтология – это отрасль знания прикладного характера. Но, как видно, это лишь частичная ее характеристика.

Структура конфликта

Несомненно, что в некоторой степени конфликтология – это отрасль знания теоретического характера, поскольку она не может не опираться на методы и наработки теоретических наук. Абстрагируясь от конкретной ситуации, исследователь вычленяет те составляющие, которые являются общими для любого конфликта. Учеными на основе такого абстрагирования выделено несколько стадий ситуации разногласия.

  1. Предконфликтный этап. Характеризуется возрастанием напряжения между пока еще не находящимися в противоборстве сторонами. Причинами начала этого этапа является либо действительное ущемление интересов одной из сторон, либо искаженное восприятие поведения, либо ложная информация о поведении одного из оппонентов.
  2. Далее происходит эскалация конфликта. Это очень опасный этап, так как при противоборстве процесс будет только усиливаться, тем самым усугубляя конфликт. На этом этапе необходимо применение тех знаний, которые имеются в арсенале конфликтологии, и недопущение дальнейшего возрастания конфликта.
  3. Стадия разрешения. Достижение этой стадии происходит, когда стороны понимают, что необходимо осознавать ситуацию такой, какой она реально является. Нужно учитывать фактическую информацию, понимать, что цена успеха может быть непомерно выше, чем возможные потери.
  4. Переговоры. На данном этапе разногласия завершаются окончательно. Выясняются возможные варианты решения оставшихся вопросов, подписываются необходимые бумаги, достигаются определенные договоренности.

Как уже было сказано, наиболее сенситивной частью процесса конфликта является стадия эскалации. На ней разногласия могут пойти по совершенно другому сценарию.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий