Когда зависть зашкаливает | Православие и мир

Когда зависть зашкаливает | Православие и мир Женщине

Зависть как неудовольствие при виде чужого счастья (гадаев алексей вениаминович) / проза.ру

   Мы живем в мире ,в котором есть не только радость, и нас часто окружает зависть и ненависть ближнего человека.

Поведение завистника – это мучительное переживание соперником вашего успеха. Он пытается сделать все, чтобы не дать вам возможность получить то, чему он завидует.

А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов в книге «Словарь конфликтолога» записано:

«Зависть — проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями. Подобно другим психическим состояниям зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) зависть, маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительностью, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных семейных драм, «немотивированны поступков и действий людей. В любом обществе зависть социально осуждаема, поэтому осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Преодоление зависти идёт по двум сценариям:

1) позитивному (конструктивному), при котором нравственный человек способен  справиться со своими негативными чувствами, более того — признание чужих успехов может послужить толчком для его собственных творческих достижений («белая зависть»);

2) негативному («чёрная» зависть), при котором человек, слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей зависти. Это может быть либо аутоагрессия («самоедство»), агрессия, направленная на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на другого), либо вовне направленная агрессия в виде конфликта с целью устранить чужой успех, благополучие, желание уничтожить источник мучительны переживаний. Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим, (через уничтожение или принижения соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и тому подобные действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведёт к разрушению и деградации личности, поскольку такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности»(с.102,103).

Сам  Эзоп завещал:»Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже[П.С. Таранов, с.15].

Ссоры, досада, ненависть, зависть — создают  сущий ад для человека.

Зависть (англ.envy) — враждебное отношение к людям более успешным, удачливым, счастливым, чем индивид считает себя сам[В.А.Жмуров, с 184].

Е.П. Ильин в книге «Эмоции и чувства» заявляет, что понимание зависти как враждебной, «черной» идет от философов.
Ф.Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию».
О том же писал и Р.Декарт: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но, и как могут, омрачают радость других».
Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы все успехи, заслуги, расположение других людей, богатство безраздельно принадлежали только ему.
А.Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — несчастье: «Зависть показывает, на сколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают».
Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее, как на врага своего счастья, и стараться задушить её, как злого демона.
Если у Б.Спинозы зависть — это ненависть, то Ф.Ларошфуко считал, что зависть ещё непримиримее, чем ненависть.

Отметим то, что зависть можно рассматривать как феномен, проявляющийся на трех уровнях:
* на уровне сознания —
— осознание более низкого своего положения;
* на уровне эмоционального переживания —
— чувство досады, раздражения или злобы  из-за такого положения;

* на уровне реального поведения —
— разрушение, устранение предмета зависти.

В соответствии с этим К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, непоследовательно проявляющиеся друг за другом:
1).- социальное сравнение( «В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти» — писал Ф.Бекон;

2).- восприятие субъектом чьего-либо превосходства;

3).- переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;

4).- неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;

5).- желание или причинение ему вреда;

6).- желание или реальное лишение его предмета превосходства.

Ещё зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего.
Она возникает только по поводу того,
— к чему у человека имеется пристальный интерес,
— что им высоко ценится и
— в чём у него имеется потребность.
Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать
Но бывает и открытое проявление зависти.
Г.Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

Бывает так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает своё благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.
Зависть может переживаться
— как досада,
— злость на того, кто, как кажется, получил незаслуженные блага, а с другой стороны,
— как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей.
Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит, я хуже него.
Происходит деформация личности:
— человек становится скрытым,
— тревожным,
— жалеющим себя,
— у него появляется чувство неполноценности,
— постоянного недовольства.
Нередко зависть мотивирует человека на то, чтобы овладеть этим объектом даже преступным способом или испортить его(Кляйн)

В новелле В.Г. Распутина `Уроки французского` понятно завистливое поведение соперников главного героя в игре на деньги Вадика и Птахи в непростой ситуации.
Главный герой, пытаясь выжить, не просил о помощи,понимая то, как всем живется плохо в военное время, не позволял себе играть в полную силу — и чтобы не выделяться среди других,  снизил свой энтузиазм в игре.

По модели Кляйн, чувство зависти появляется у человека с первых же мгновений жизни.
Зависть — это чувство гнева и алчности.
Алчность — признак властного и ненасытного желания.

К проявлениям зависти можно отнести и ревность!

Ревность — это подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности либо знанием о его неверности.
Обусловлена ревность опасностью потери ценного взаимоотношения с другим человеком в связи с реальным или воображаемым соперником (Parrott, 1991;Salovey,1991; Маслоу,1997).
В отличие от зависти, где есть две стороны —
— тот, кто кому завидует,
— и тот, кто завидует (диадические отношения),
ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения):
*первая — это ревнующий,
*вторая — тот, кого ревнуют и
*третья — тот(те), к кому ревнуют, воспринимаемый ревнующим как соперник, претендующий, как и он, на любовь родителей, благосклонность начальника и т.п.
Д.Кинсли добавляет ещё и
* четвертую строну — публику, которая всегда интересуется тем, как складываются взаимоотношения между партнерами и соперником.

Как быть Леди:  Грусть-тоска меня съедает: как перестать ревновать - ревность, как перестать ревновать, отношения, семья, психология

Если объект или субъект (человек) теряет свою ценность для завистника, то и зависть к нему не вызывается.

Кляйн считает, что если усилить ненависть и подавить любовь, то можно бороться с завистью.

Главное верить в свою доброту, расширять и увеличивать её.

Кляйн считает, что от благодарности зависит способность рассеивать зависть.

Источник равновесия (зависть-благодарность) — испытать чувство вины, принять на себя ответственность за отношения с человеком (объектом), каким бы образом они ни складывались (кроме человека  с  психопатическим характером или психически больного).

Зависть — чувство недовольства, вызванное желанием обладания и даже ненависти из- за «причиненного»  неудовольствия.
Но надо помнить:что завить может быть
— нормальной и
— патологической.
В *первом случае
-она служит стимулом для достижения желаемого,
во *втором — порождает недоброжелательное отношение к людям.
При проявлении патологической зависти, у человека будут доминировать фантазии и желания, например то, что его знакомый попадает в аварию и его машина превращается в груду металла.

При патологическом проявлении зависти человек одержим постоянной оценкой чужих успехов, его размышления о том, что о нем думают другие, и о том, чего кто-то добился, сопровождается заниженной самооценкой и постоянной неудовлетворенностью жизнью.
При этом зависть может выражаться в самых отвратительных формах, часто сопровождающих — ненависть, насилие, агрессивность.

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования.
Зависть может выродиться и в самобичевание.
П.Кутер отмечает: человек «Бледнеет от зависти», поскольку кровь не поступает к лицу, так как  сжимаются кровеносные сосуды и повышается кровяное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью.
У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком: чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими.
Такое желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков.
Зависть может подвигнуть молодежь на бессмысленные на первый взгляд бесчинства на улицах, когда бьют стекла у припаркованных автомобилей, громят витрины магазинов и т.д.
Факторы способствующие возникновению зависти, можно разделитьна
— внешние и
— внутренние.
*Внутренние — особенности личности,
— как эгоизм и себялюбие(Дескюрэ),
— тщеславие и чрезмерное честолюбие(Аристотель — «Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия»).

*К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего объекту власти.
Завистник, как правило, сравнивает своё положение и свои достижения, с  достоинством и  со статусом близко стоящих на социальной лестнице.
Ещё Аристотель отмечал, что «…люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе…»

Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой.
При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть (Mises,1981).
Слишком большое различие редко вызывает зависть.

П. Куттер, например, считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти.
«Зависть произрастает ещё и на почве реальной социальной несправедливости,- пишет он.
_Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми?
Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной буржуазной семьи, посещающих гимназию?
Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?
В данном случае более ощутимую пользу способны принести политические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы».

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требование равенства) и демократия, свержению «несправедливого строя», ко всеобщей уравниловке и т.д.
Зависть одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам.

Виды зависти.

И.Кант делил зависть на «черную» зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность.
Выделяют и другие виды зависти.
Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства.
Как в «злобной» так и «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство.
Но, как отмечает Дж.Нью(Neu,1980),
в первом случае
— человек говорит: «Я хочу, чтобы вы не имели того, что имеете», а
во втором:
-«Я хочу иметь то, что вы имеете».
Такое деление сходно с тем, какое имеется у К.Хорни (нормальная и невротическая зависть).
Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия.
Еще одна причина «черной» зависти — «казуальное заблуждение»(Schoeck,1969), т.е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.
Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но связанную с возникающим чувством несправедливости.

Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств.
В этом случае «белая» зависть может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти).
Дж. Нью пишет в связи с этим:
— «В случае злобной зависти человек хочет унизить другого(до собственного уровня или ниже);
—  в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)».

Впрочем, при «черной» зависти одна из задач психолога состоит в том, чтобы превратить её в здоровую конкуренцию.
«Вместо того, чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, пишет П.Куттер,- мы могли бы, следуя мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть.
Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности.
Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть».

Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — вот, по мнению Кутера, способы борьбы с завистью.
Тогда человек может сказать себе:» Если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него.».
Он будет спокойно относиться к своеобразию другого и  не испытывать  желания стать таким же.
Своевременно замеченная зависть может быть  преодолена.
Зависть и возраст.

Зависть проявляется у ребенка как результат эгоцентризма ребенка, неудовлетворения потребностей ребенка.
Часто зависть возникает к братьям и сестрам.
Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием, трепетом.
Зависть ребенка развивается, как результат соревновательного характера игр и  неудовлетворения потребности в признании.

Как быть Леди:  15 признаков того, что Вы имеете дело с очень злой женщиной — ведьмой

Устранению зависти в детском возрасте
— способствует повышение социального статуса ребенка,
— его идентификации со значимыми для него другими детьми,
— наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и
— общения[1,c.340-344].
Литература:
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПб.:Питер,2008.

Известно, что чувство зависти по отношению к окружающим и злорадства в случае чужой неудачи считается чем-то постыдным. Тем не менее, подавляющее большинство представительниц прекрасного пола регулярно испытывают подобные ощущения, даже вопреки собственным желаниям. Результаты недавно проведенных учеными исследований показали, что это зависит от определенного склада характера. Оказалось, что завидуют другим чаще всего те дамы, которые не могут порадоваться собственным успехам. При этом чужие неприятности, наоборот, приносят им радость и внушают чувство уверенности в себе.

В ходе эксперимента команда специалистов из Лейденского университета, расположенного в Голландии, наблюдала за 70 добровольными участниками, 30 из которых были мужчинами, а 40 – представительницы слабого пола. Всем им было предложено ознакомиться с результатами научной работы своего коллеги в виде его собственного отчета о них, в котором данный опыт описывался в положительном ключе, а затем – отзыв его научного руководителя, который, наоборот, разносил работу в пух и прах.

Было замечено, что все испытуемые не могли сдержать радостных улыбок, когда читали о том, насколько плоха была работа. При этом, чем ниже была у человека самооценка, тем более выраженные положительные эмоции он испытывал. В наибольшей степени это было свойственно девушкам, но и мужчины не остались в стороне: хотя бы в некоторой степени злорадство испытывали все участники эксперимента, что, по мнению психологов, позволяло им почувствовать собственную значимость(интернет).

А.Я.Анцупов,А.И.Шипилов Считают, что зависть — проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями. Подобно другим психическим состояниям зависть может быть осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесненная) зависть,маскируется под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и другие симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. В любом обществе зависть социально осуждаема, поэтому осознаваемая зависть сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавится от них.

Преодоление зависти идет по двум сценариям:

1. позитивному (конструктивному), при котором нравственный человек способен справится со своими негативными чувствами, более того — признание чужих успехов может послужить толчком для его собственных творческих достижений («белая зависть») ;

2. Негативному («черная зависть»), при которой человек, слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей зависти. Это либо аутоагрессия («самоедство», агрессия, направленная на себя, поскольку не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуаций на других), либо вовне направленная агрессия в виде конфликта с целью устранить чужой успех, благополучие, желание уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение может быть символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника) физическим («устранение с дороги», разорение и т.п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведёт к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности(1,с.102-103).
Литература:
1. Анцупов А.В., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога.СПб.: Питер, 2006.

Зависть
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/zavist00:00
Зависть – заостроенное внимание к чужому успеху и сравнивание с успехами своими.
Посмотрите фрагмент из фильм «9 рота»: за этим поведением психопата стоит обычная зависть: зависть к любви, которой в его жизни нет. Зависть — месть людям и жизни за то, что меня обидели, обделили…
Виды зависти
• Белая зависть — чужой успех радует и оказывается стимулом творческой активности, стремления к соревнованию.
• Черная зависть — чужой успех злит и рождает желание его уменьшить или разрушить. Черная зависть вредна в первую очередь для самого человека — испортишь себе и здоровье, и отношения с окружающими.
Как воспитывать детей, чтобы зависть не была для них характерна
Зависть — не врожденная эмоция. Как ситуативная реакция, зависть усваивается ребенком как результат некритического подражания на фоне морального эгоцентризма ребенка, конкурентного характера игр, лишения потребности в признании. Когда дети видят позитивные образцы взаимоотношений, верят в свои силы, радостны и знают, что их любят, зависть для них оказывается малохарактерна.
Пусть ребенок не завидует другим
Вопрос:
«Моя 13-летняя дочь очень завистлива. Эта черта характера проявилась у нее уже в раннем возрасте. Еще в детском саду она требовала, чтобы ей купили точно такую же Барби, как у Тани, такие же туфли, как у Лены. В школе продолжалось то же самое: в первом классе ей обязательно нужно было получить похвалу учителя, который похвалил кого-то другого, оценку не ниже, чем у соседки по парте и т.д.
И сейчас она завидует всем и во всем. Мне кажется, что эта зависть мешает, прежде всего, ей самой, заставляет ее не выбирать свой путь, а следовать другим. Или я не права?»
Наверно, все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми. Но не все знают, как этого добиться. Бразильский психоаналитик Норберто Р. Кеппе считает, что основной помехой счастью и здоровью является зависть. Согласно его точке зрения, здоровым, успешным и счастливым может быть только человек, который не завидует другим.
Зависть в белом халате
Материал
Автор — О. Белый. Источник — www.richdoctor.ru

Нищие не завидуют богатым. Они завидуют другим нищим, которым подают больше.
Народная мудрость.
Некий немецкий социолог Гельмут Шок написал большой научный труд «Зависть». Попробую некоторые тезисы оттуда «докторизировать» (или медицинизировать).
1. Зависть – спонтанное, естественное, всеобщее, и едва ли не врожденное чувство. Короче у вас она есть, доктор, и по отношению к вам она или есть у кого-то из коллег, или может быть. Медсёстры часто завидуют врачам. Я не в упрёк медсёстрам. Просто… кому-то же это надо понимать. Врачи-ординаторы нередко завидуют заведующим, главврачу, анестезиологи — хирургам, амбулаторные врачи — стационарным (и наоборот, в чужом огороде трава кажется зеленее) и т.д.
2. Зависть деструктивна — она опасна для тех, кому завидуют, и мучительна для завидующих. По возможности не провоцируйте зависть по отношению к себе, вам же самому безопаснее, дорогой наш Богатый Доктор.
3. Не существует обществ, лишенных зависти. Страшный вывод, честно говоря )). Но понимайте, что это не ваш коллектив «кривой», а так везде.
4. Зависть не возможно уменьшить благожелательным отношением или материальными подачками. Короче, доктор, если взяли денег с пациента больше, чем это делают обычно коллеги, то надо искать другие способы уменьшения зависти по отношению к вам. А не «делиться». Да, делиться надо, как правило, но не для снижения зависти. Это отдельная задача.
5. Завистью порождены подавляющее большинство эгалитарных направлений в социальной мысли – включая социализм и прогрессивное налогообложение. Поэтому популистские высказывания перед коллективами (медработников, например) или вообще перед электоратом… «работающие» высказывания обычно не про то, как вам будет хорошо. А про то, что у вас будет не хуже, чем у людей. Сделаем, чтоб люди не зажирались в т.ч.
6. Поскольку быть объектом зависти опасно и неприятно, появляется разнообразное и глобально распространенное поведение по избеганию зависити, культурной разновидностью которой является чувство вины перед обездоленными. Берущие нормальные деньги врачи нередко помогают пару раз в неделю и … пациентам, которые паразитируют на этом.
7. К числу проявлений «избегания зависти» относятся уменьшение или утаивание успехов. Да, иногда это надо, доктор. Не прячьте богатство с чувством словно что-то украли. А просто иногда намеренно и осознанно кое-что не сильно афишируйте, например.
8. Завидуют преимущественно людям в легко сравнимых, сопоставимых социальных ситуациях. Рабочий скорее завидует другому рабочему, чем профессору. В силу чего наименьший уровень зависти – в жестких сословных и кастовых обществах, наибольший — в демократичных обществах с высоким уровнем равенства. См. заглавие поста. И медсёстры, например, оказывается, завидовать будут скорее другим медсёстрам, чем врачам. А врач — скорее соседу по ординаторской, чем главному врачу. Скорее так.
9. Равенство не снижает уровень зависти, поскольку зависть становится чувствительным к ничтожным различиям. «Почему мне опять дежурство на праздники ставят, а ему ещё ни разу?»
10. Зависть воспринимается чрезвычайно неприличной, поэтому люди склонны любой ценой не признаваться в ней (даже самим себе), в лучшем случае заменяя ее понятием «ревность», что совсем не одно и тоже.
11. Зависть табуирована. Поэтому, возможно, завистники «в своё оправдание» (и самооправдание) очень активно находят недостатки в людях — объектах зависти. Поэтому один хороший доктор может «настучать» на другого. Потом он, наш хороший, будет жалеть, но сейчас «подставит».
12. Следствием табуирования зависти становится почти полное отсутствие работ о зависти в социологии и психологии – что совершенно необъяснимо, если отметить, какое значение имеет зависть в обществе. Anus, короче.
13. У зависти есть одно социально-позитивная функция: она стимулирует социальный контроль. Любой получивший преимущества становится объектом пристального внимания, и если его преимущества незаконны — на него воздействуют, в т.ч. доносят и т.д. Что из этого следует? Не выпячивай свои козыри, доктор.
Будем здоровы и богаты, и пусть нам завидуют!

Как быть Леди:  Сигналы-стимулы и активация стереотипов - Вольф Кицес — LiveJournal

Зависть — один из грехов против десятой заповеди закона Божия. Зависть состоит в том, что люди желают чего бы то ни было, что есть у ближнего..
Зависть — психическая энергия социального насилия.
Зависть
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 
За;висть — социально-психологическийконструкт/концепт, охватывающий целый ряд различных форм социального поведения ичувств,[1] возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо (материальным или нематериальным), чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Спиноза определял зависть как «неудовольствие при виде чужого счастья» и «удовольствие в его же несчастье»[2]
Исследования зависти
Разностороннее исследование зависти как культурного феномена, проявляющего себя по-разному в различных культурах, сообществах, сферах человеческой жизнедеятельности и исследовательских контекстах, представил Гельмут Шёк в своей работе «Зависть: теория социального поведения».[1]
Зависть — это настроения, связанные с желанием перераспределить некий ресурс в свою пользу. То есть зависть — это форма проявления агрессии, но часто в мягких формах, так как большей частью подобного рода настроения не переходят в реальное поведение. Морально-идеологическим обоснованием зависти может быть как самовлюблённость («представление индивида о собственной исключительности и достойности большего»), так и мнение о несправедливом характере распределения ресурсов в прошлом и/или в настоящем.»
— Ильясов Ф. Н. Терроризм — от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. № 6, 2007. С. 78-86.
Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi) показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.[3]
В психоанализе
По мнению Мелани Кляйн, зависть противоположна любовным отношениям. В своей книге «Зависть и благодарность» она отмечает, что
Завистливому человеку плохо при виде удовольствия. Ему хорошо только при страданиях других. Поэтому все попытки удовлетворить зависть тщетны.
— Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997. С. 19.
Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку. Поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу.
В религиях
В христианстве
В католическом богословии зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего»/«печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии. Зависть рождается, когда начинается благополучие другого и с прекращением его благополучия — заканчивается. Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень.[4] Выделяются следующие этапы развития зависти:
1. неуместное соперничество
2. рвение с досадой
3. порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.[4]
Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям как смирение, великодушие, благожелательство исострадание.
Преподобный Иоанн Дамаскин (VII век) указал на родство зависти и сострадания. Не называя их ни грехами, ни добродетелями, он относит эти понятия к неудовольствиям человека:
Зависть — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих благ; сострадание — неудовольствие, испытываемое по поводу чужих несчастий.
— Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Полн. собр. творений Св. Иоанна Дамаскина, СПб., 1913. С. 217.
В исламе]
Зависть — есть черта характера, осуждаемая в Коране. Согласно исламу, Аллах сотворил естество людей склонным к чувству зависти и ревности, как часть мирского испытания, но упредил тех, которые уверовали, что они должны избегать рождения в душе этого чувства. Существуют специальные советы для защиты от зависти.

Восемь главных грехов в православии

Чревоугодие | Блуд | Сребролюбие | Гнев | Печаль | Уныние | Тщеславие | Гордыня

Семь главных грехов в католицизме

Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий