- Что такое ассоциативное мышление
- Что такое асоциальность?
- Что означает асоциальный образ жизни?
- Аддиктивный тип
- Аморальный тип
- В детском возрасте
- В подростковом возрасте
- Взрослые
- Виды ассоциаций
- Возможные причины
- Диагностика
- Диагностика и лечение
- Как избавиться от асоциальности
- Как избавиться от асоциальности – практика
- Как общаться с асоциалом
- Как общаться с такими людьми
- Может ли такое поведение быть положительным
- Нарушения ассоциативного мышления
- Общие признаки асоциальности:
- Определение и формы
- Подростки
- Преимущества ассоциативного мышления
- Преступный тип
- Признаки асоциального поведения
- Примеры проявления асоциальности в детстве:
- Причины асоциального поведения
- Причины асоциального поведения с примерами
- Причины асоциальности
- Противоправный тип
- Профилактика асоциальности
- Профилактические мероприятия
- Работа с детьми
- Рекомендации
- Социальные причины
- Сфера применения
- У взрослых
- Характеристики асоциальной личности
- Характерные проявления
Что такое ассоциативное мышление
Ассоциативное мышление — что это? Это выраженная словами связь между двумя или более понятиями. Подсознание работает с поступающей в мозг информацией, не применяя при этом способность проводить логический анализ. С ассоциативным мышлением связывают восприятие окружающего мира, способность принимать решения и генерировать идеи. Его развитие зависит от внимания, памяти, жизненного опыта каждой отдельной личности.
Что такое ассоциативное мышление, можно показать на примере. Допустим, вы познакомились с каким-то новым предметом или человеком. В этот момент ваш мозг начинает активно действовать. Он сравнивает то, что вы только что узнали, с тем, что знали до этого.
А теперь наглядный пример. Представьте человека, который первый раз в жизни увидел северное сияние. Он сравнивает его с чем-то знакомым, например, салютом или молнией. Звук, который сопровождает явление, похож на треск дров в печи. И так дальше. Встретив нового знакомого, человек отметит, что его голос похож на голос коллеги. Форма лица такая же, как у кого-то из родственников, а походка как у близкого друга.
Что такое асоциальность?
Асоциальность – качество личности, подразумевающее поведение, которое не соответствует правилам общественного поведения, моральным установкам. Асоциальных людей нельзя назвать нарушителями закона. Для них обычно характерны равнодушие, изолированность от общественности, собственная система ценностей и приоритетов, идущая в разрез с установленными правилами. Асоциальный человек не хочет вступать во взаимодействие с другими людьми. Он редко устанавливает социальные контакты.
С учетом слабой чувствительности у подобной личности обычно возникает агрессия в случае попытки навязать ей социальные нормы. Асоциальный человек считает, что допустимо агрессивно реагировать на различные раздражители. Для достижения намеченных целей он готов прибегнуть к манипуляциям, соврать, сыграть любые роли. Асоциальное поведение человека подразумевает адаптацию лишь в определенных случаях, когда это ему выгодно.
Асоциальность нельзя однозначно назвать негативным понятием. Например, интроверты можно причислить к асоциальным, так как они избегают участия в общественной жизни, предпочитают одиночество. Но такие личности, как правило, не представляют общественной опасности, а лишь абстрагируются от общественной жизни.
Что означает асоциальный образ жизни?
Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:
- получает образование,
- работает,
- общается со знакомыми,
- создает семью,
- воспитывает детей.
Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.
Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:
- кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
- кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
- кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.
Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.
Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:
- отсутствие средств к существованию,
- отсутствие дома,
- проблемы в отношениях с родными,
- развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.
В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.
Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.
Аддиктивный тип
Аддиктивная форма асоциальности – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.
Аддиктивное поведение может выражаться:
- алкоголизмом;
- наркоманией;
- анорексией;
- булимией;
- нимфоманией;
- трудоголизмом;
- религиозным фанатизмом;
- компьютерной и игровой зависимостью.
Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.
Чаще всего аддиктивное асоциальное поведение встречается у подростков и лиц младше 25 лет. Женщины подвержены ему в 2-3 раза сильней, нежели мужчины.
Аморальный тип
Аморальная форма асоциальности – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.
Характерные элементы аморального асоциального типа личности:
- промискуитетные связи;
- проституция;
- бродяжничество;
- попрошайничество;
- нежелание учиться и работать;
- агрессивное поведение;
- наркомания, алкоголизм;
- богохульство с целью разжигания ненависти;
- оскорбление других людей, в т. ч. близких.
Важно!Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.
В детском возрасте
Асоциальными проявлениями в детском возрасте считают:
- агрессивность и раздражительность ребенка;
- склонность ребенка закатывать истерики;
- девиации в поведении, стремление противостоять требованиям взрослых и общества;
- склонность ребенка обманывать сверстников и родителей;
- снижение познавательного интереса и учебной мотивации;
- отсутствие друзей и желания общаться;
- конфликтность, грубость в общении, драчливость;
- побеги из дома, бродяжничество, общение ребенка с преступными группировками;
- склонность к воровству;
- склонность к шантажу и манипулированию;
- садистские наклонности;
- жестокое обращение с животными.
Чтобы негативные признаки не перешли в антиобщественный образ жизни, уже в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно начинать психолого-педагогическую коррекцию.
В подростковом возрасте
В психологии подростков признаки асоциального поведения представлены шире, чем в любом другом возрасте. Это:
- низкий социально-психологический статус подростка в коллективе сверстников;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- принадлежность к тем или иным субкультурам;
- музыкальная фанатичность;
- любовь к риску, совершение необдуманных поступков;
- отсутствие доверия и искренности в общении с родителями;
- конфликтное общение с родственниками, отстаивание своих интересов в грубой форме;
- пренебрежение авторитетом родителей;
- отказ от выполнения минимального набора обязанностей по дому;
- слабое развитие познавательного интереса и учебной мотивации, прогулы школьных занятий;
- взаимодействие с криминальными авторитетами и антиобщественными ассоциациями;
- совершение противозаконных действий (мелкое хулиганство, воровство, разбойные нападения, насильственные действия);
- аутоагрессия, самоповреждающее поведение (через физическую боль подросток пытается справиться с душевными переживаниями);
- суицидальные попытки;
- ощущение безнаказанности;
- бродяжничество, беспризорность;
- беспорядочные сексуальные контакты, склонность к сексуальным извращениям;
- конформизм.
Взрослые
Во взрослом возрасте детские и подростковые асоциальные привычки лишь укореняются. Они могут усугубиться на фоне вредных привычек. Для взрослого асоциального поведения характерно:
- Отсутствие стабильного заработка денег.
- Неуважение к окружающим людям.
- Отсутствие постоянного места жительства.
- Совершение аморальных поступков.
Нередко асоциальными людьми считают так называемых непризнанных гениев, которые выделяются из толпы своими провокационными взглядами, идеями, творениями.
Виды ассоциаций
Согласно ассоциативное теории мышления, в создании ассоциаций участвуют разные органы чувств. Поэтому когда человек слышит какое-то слово, он практически мгновенно связывает его с каким-либо объектом. Например, характеристики «сладкий», «воздушный», «кремовый» напоминают ему о торте.
Ассоциации бывают нескольких видов:
- Контрастные, противоположные друг другу: огонь и лед.
- Похожие по смыслу: ветеринар — врач.
- Общие или обобщенные: лимон — цитрусовые.
- Те, которые подчиняют себе другие понятия: деталь — винтик.
- Смежные понятия, близкие друг к другу по времени и пространству: мясо — корова.
- Говорящие об отдельных частях целого организма: глаза — лицо.
- Ассоциации причина-следствие: дождь — зонтик.
- Одно слово дополняет другое: каша — масло.
Есть и другие виды ассоциаций. Друг от друга они отличаются способом и условиями использования. Они могут иметь одинаковый корень (мрачный — мрак), быть родственными в плане фонетики (кочка — почка) или относиться к одной теме (коктейль — бар).
Возможные причины
Асоциальное поведение не зарождаются на пустом месте, оно является последствием воздействия определенных факторов, которые могут иметь педагогические, медицинские или социальные корни.
К медицинским причинам относят:
К педагогическим причинам относят:
- завышенные требования к ребенку;
- безотказность в удовлетворении всех прихотей малыша;
- наличие отрицательного примера для подражания (родители или другие члены семьи);
- частые, и что главное, несправедливые наказания;
- полное игнорирование потребностей малыша;
- наличие гипо- или гиперопеки;
- отсутствие доверия в семье.
К социальным причинам относят:
Диагностика
Определением асоциальности могут заниматься клинический психолог или психотерапевт. На пути постановки диагноза может применяться ряд способов.
- Первичная беседа и осмотр. Специалист оценивает, в каком состоянии находится пациент, его эмоциональность, поведенческие черты, манеру речи.
- Сбор информации о пациенте. Доктор изучает, как медицинскую историю, так и отношения с работодателями, с другими людьми.
- Опрос членов семьи. Психотерапевт общается с близким окружением больного, уточняет их мнение о психоэмоциональном состоянии пациента.
- Психологическое тестирование. Могут использоваться опросник Айзенка, шкала тревожности и другие тесты.
- Проективные методы, направленные на выявление скрытых или подавленных эмоций у пациента.
Если диагноз подтверждается и ситуация действительно серьезная, то может назначаться медикаментозная, психотерапевтическая или психокоррекционная терапия.
Диагностика и лечение
Диагностикой патологии занимаются психиатры, психотерапевты и клинические психологи. Основными методами диагностической работы являются:
- беседа с индивидом, сбор анамнеза;
- беседа специалиста с членами семьи обратившегося человека;
- осмотр пациента;
- оценка речевых паттернов;
- использование психодиагностических методик, направленных на изучение эмоционально-волевой сферы, тревожности, акцентуаций характера;
- использование проективных методик для выявления вытесненных эмоций клиента.
На основании комплексной диагностики специалист выбирает наиболее подходящий вид психокоррекции и терапии.
Как избавиться от асоциальности
Чтобы избавиться от деструктивной модели поведения, нужно:
- Учиться общаться. Можно записаться на тренинг развития коммуникативных навыков. Работа в группе поможет асоциалу отработать конструктивные техники сотрудничества. В результате психокоррекционных занятий человек научится получать удовольствие от общения.
- Для успешного исправления деструктивных установок индивида ему необходимо включаться в коллективную деятельность. Только в условиях коллективной работы человек научится чувствовать свою значимость для достижения общей цели.
- Полезно общение с незнакомыми людьми. Это развивает эмоциональный интеллект.
- Асоциалу нужно привести в норму свою самооценку. Людям с заниженной самооценкой нужно научиться хвалить себя за достигнутые цели. Если же самооценка завышена, важно научиться критически к себе относиться, замечать свои недостатки и работать над их устранением.
- Важно сформировать вокруг себя позитивное социальное окружение. Для этого полезно начать заниматься спортом или каким-нибудь творчеством, так как эти занятия предполагают групповую форму организации и общение.
Как избавиться от асоциальности – практика
Развить собственную коммуникабельность и социальность можно, начать стоит прямо сейчас. Нужно ежедневно выполнять упражнения, а свои чувства, эмоции или даже опасения записывать в дневник. Это нужно для регулярности, повышения мотивации и отслеживания собственного успеха.
- Поработать над своей самооценкой. Часто асоциальные люди не уверены в себе, поэтому избегают общения.
- Упражнение «Поделись улыбкою своей». Асоциальные люди редко улыбаются, шутят, ведут себя расслабленно. Не стоит бояться делать этого. Если улыбаться людям и вызывать у них ответную улыбку, то и отношения с ними будут складываться лучше.
- Упражнение «Комплимент». Настроить человека на положительный поможет комплимент. Важно, чтобы комплимент подчеркивал достижения человека. Это помогает создать хорошее настроение как сказавшему добрые слова, так и получившему.
- Методика «Проявление интереса». В обществе принято интересоваться другими, искренне сопереживать им. Начать разговор может простой вопрос: «Как ты сегодня добрался до работы?» или «Как себя чувствует твой кот? Ему уже лучше?». Желательно, чтобы интерес к делам другого человека был искренним.
- Отказаться от негативного мышления. Например, не стоит отчаиваться и винить себя за то, что не получилось найти много друзей. Лучше думать о том, что все еще впереди, и ситуацию можно исправить.
- Упражнение «Дайте три». С негативными установками можно побороться необычным способом, к каждой негативной установке придумывать три положительных. Например, «Меня никто не любит, я совершенно никудышный человек». В противовес ей подойдут: «У меня есть хорошие черты и качества», «Скоро у меня будет много друзей» и «Я произвожу хорошее впечатление».
В дневнике напишите на каком уровне вы находитесь сейчас и что вы хотите исправить. Затем напишите план действий, какие упражнения и действия вы будете делать. Поделитесь в комментариях своими планами и успехами. Это поможет вам закрепить материал и замотивирует других участников.
Не всегда с асоциальностью получается работать самостоятельно. Если в жизни человека были серьезные травмирующие события (домашнее насилие, проживание в неблагополучной семье, потеря близкого человека), то за помощью стоит обратиться к психологу.
Спасибо за прочтение статьи. Поделитесь в комментариях, что вы думаете об асоциальных личностях? Часто ли замечали за собой или близкими такие черты?
Делайте репосты статьи, она непременно станет для кого-то полезной и поможет справиться с асоциальностью, полюбить людей и жизнь.
Как общаться с асоциалом
Психологи советуют ограничить общение с асоциалами, так как велика вероятность приобщения к такому образу жизни. Асоциалы могут провоцировать конфликты с помощью оскорблений и резких высказываний. В такие моменты важно дистанцироваться, прекратить общение.
Если человек чувствует в себе ресурс, он может попытаться вытащить асоциала из трясины, помочь ему жить полноценной жизнью. Но в ходе такой работы важно сохранять свои границы и не вступать в созависимые отношения. Лучше всего убедить асоциала в необходимости визита к психологу.
Как общаться с такими людьми
Асоциальный образ жизни многие не одобряют, но это не означает, что с такими людьми стоит обращаться грубо или неуважительно. Такое поведение вызовет лишь ответную волну агрессии. Вести себя стоит:
- Не вступать в открытые споры, конфликты, выяснение отношений. Лучше обойти острые углы.
- Стараться вести себя тактично и вежливо, тем самым предоставляя положительный пример для подражания.
- Если человек желает измениться или просит помощи, то стоит посоветовать ему обратиться к психологу, ведь проблему асоциальности можно корректировать, даже будучи взрослым.
- Тяжелее всего, когда асоциальный человек – это близкий родственник. Если не получается наладить с ним контакт, то разумнее всего будет свести общение к минимуму.
Может ли такое поведение быть положительным
Людей с асоциальным типом личности в современном обществе не поощряют. Однако, в некоторых религиях и религиозных традициях такое поведение может считаться положительным.
Асоциальность – это приближенность человека к богу, к которой он стремится, отказываясь от обычной земной жизни. Таких людей принято называть блаженными, юродивыми.
Асоциальность поощряется в христианстве, католицизме, буддизме. Именно в контексте приближенности к богу. Эти религии учат помогать другим людям, а не отворачиваться от общества.
А как вы думаете, может ли асоциальность сослужить человеку хорошую службу? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Пример асоциальности у гениальных людей в видео. Почему они одиноки?
Нарушения ассоциативного мышления
Отклонения в процессе ассоциативного мышления проявляются в изменении его скорости, целенаправленности, правильности. В каждой группе нарушений есть несколько подвидов.
По изменению темпа:
- Человек обрабатывает информацию быстро. Также быстро и импульсивно он генерирует новые идеи и принимает решения. Чаще всего это признак маниакальных состояний.
- Скорость мышления замедляется. Обдумывание вариантов решения проблемы сильно затягивается.
- В процесс внедряются посторонние мысли, которые мешают построению ассоциативных цепочек. В результате люди сбиваются с темы.
- Из-за обрыва мыслей мышление останавливается.
По живости:
- В процессе человек упоминает слишком много второстепенных деталей, ненужных подробностей.
- Приводится много дополнительных ассоциаций, нюансов.
- Ассоциативное мышление становится «вязким», непродуктивным. Нить разговора теряется.
По грамматике:
- В разговоре человек говорит шаблонными фразами, использует стереотипы, штампы.
- Постоянно повторяются слова, звуки и фразы, которые напрочь лишены смысла.
- Собеседник повторяет бессвязные, логически и грамматически неправильные фразы.
Самая большая система классификации нарушений ассоциативного мышления — по целенаправленности. Выделяют более 10 видов:
- Простая мысль выражается витиевато.
- При обсуждении какой-то темы человек пускается в рассуждения, использует неподходящие ассоциации. Но после все же возвращается к разговору.
- Беседа ни о чем. Пустые слова без конкретной темы.
- Разговор формальный. Проблема при этом остается нерешенной.
- Принять окончательно решение не получается, потому что много времени отводится на изучение разных точек зрения, мнений, оценок.
- Понять, что человек хочет сказать, не получается, потому что каждое последующее слово противоречит предыдущему. Такое явление называется аморфностью.
- Нарушается не только ассоциативное, но и логическое мышление. Из-за этого сложно установить связь между понятиями или объектами.
- Человек использует символы, понятные только ему одному.
- В словах появляется новый смысл. Так происходит, если собеседник придает значение, например, количеству букв или тому, как слово рифмуется с другими.
- Аутистическое мышление. Человек думает только о том, что находится внутри него. И этот мир закрыт для окружающих.
- Архаическое мышление. Основывается на старомодных шаблонах, стереотипах, взглядах, которые не имеют никакого отношения к реальному положению вещей.
- Персеверация. Человек упорно повторяет одну и ту же фразу или слово, даже если они уже и не подходят к разговору.
И, наконец, последнее нарушение ассоциативного мышления — разорванность. Предложения построены правильно. Но в рассуждениях и выводах совсем нет логики.
Общие признаки асоциальности:
- отсутствие друзей;
- резкие смены настроения;
- заниженная, завышенная самооценка;
- не умение сконцентрировать внимание;
- заниженный, чрезмерный аппетит;
- проблемы со сном, бессонница.
Асоциальные личности, как правило, импульсивны, умеют хорошо лгать. Но в некоторых случаях их интеллигентная маска помогает им остаться не замеченными в обществе.
Определение и формы
Асоциальный человек — это индивид, имеющий извращенное (отсутствующее или слабо развитое чувство ответственности), оперирующий низкими моральными ценностями, не проявляющий никакого интереса к другим членам общества.
Асоциальное поведение — это такое, которое противоречит общепринятой морали, социальным нормам.
Различают четыре формы асоциального поведения: аморальная, аддиктивная, преступная и противоправная.
- Аддиктивное поведение — это такое, которое характеризуется потребностью ухода от жизненных проблем. Человек зацикливается на себе, избегает общения с окружающим миром, уходя с головой в какую-то зависимость. Зачастую это игровая, компьютерная, алкогольная или наркотическая, но также может иметь место религиозный фанатизм или трудоголизм. Зачастую аддиктивная асоциальность проявляется у подростков и людей до 25 лет.
- Аморальная форма — наличие поведения, которое неприемлемо в обществе с точки зрения нравственности. Сюда относят проституцию, попрошайничество, нежелание работать и учиться.
- Противоправная форма включает в себя регулярное совершение асоциальных действий, которые нарушают нормы современного социума. Сюда относят драки, хулиганство, вандализм, кражи.
- Преступное асоциальное поведение — это однократное или постоянное совершение действий, за которыми следует уголовная ответственность. Сюда относят мошенничество, кражи с взломом, бандитизм, изнасилование, убийство.
Подростки
Если асоциальное поведение в детском возрасте не подвергалось коррекции, то высока вероятность, что оно останется с ребенком на всю его оставшуюся жизнь.
В подростковом возрасте асоциальное поведение углубляется, становится определяющим. Для асоциальных подростков характерно:
- Часто попадают в дурные компании, тяготятся заботой своих родителей.
- Асоциальный образ жизни воспринимают как нечто романтическое.
- Причисляют себя к молодежным субкультурам и заводят себе соответствующих друзей.
- Совершают показательно грубые, некрасивые поступки, испытывают гордость по этому поводу.
- Доказывать окружающим, что асоциальным поведением демонстрируют свою исключительность.
- Отказываются выполнять домашние задания, другие учебные поручения.
- Не признают авторитета учителей, родителей, других взрослых.
- Вступают в беспорядочные половые связи.
- Уходят из дома, занимаются бродяжничеством.
Преимущества ассоциативного мышления
Образное мышление помогает в решении задач как в повседневной жизни, так и в работе, учебе и т.д. Это лишь одно из его преимуществ. Есть ряд других:
- Способствует развитию воображения. Как сказано выше, у вас чаще будут появляться необычные, но интересные идеи. Также вам будет проще заниматься творчеством.
- Улучшает память. В головном мозге строятся длинные ассоциативные цепочки, которые позволяют запоминать большое количество нового материала.
- Повышает продуктивность. Здесь все понятно. Если вы быстрее усваиваете новую информацию, вы быстрее и качественнее выполняете поставленные перед вами задачи.
- Улучшает работу головного мозга. Еще одна особенность ассоциативного мышления. Во время построения ассоциативного ряда в мозге появляются новые связки нейронов.
- Упрощает восприятие. Вам легче воспринимать новые данные и связывать их с той информацией, которую вы уже знаете.
Еще одно неоспоримое преимущество — возможность ближе познакомиться со своим внутренним «Я». По мнению Зигмунда Фрейда, ассоциации открывают то, что спрятано глубоко в подсознании человека. Используя ассоциативное мышление, вы, возможно, откроете в себе ту информацию, которая поможет изменить вашу жизнь.
Наглядно увидеть преимущества ассоциативного мышления можно на примерах. Инженер Броун, который занимался строительством мостов, однажды увидел под кустом паутину. Это побудило его к созданию подвесного моста, креплениями для которого были тросы.
Или вспомните Жоржа де Местраля, создателя застежки-липучки. Он придумал ее после того, как под микроскопом рассматривал устройство колючек репейника. А его он в обилии снимал со своей собаки после каждой прогулки.
Преступный тип
Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.
К преступному поведению относят:
- кражи со взломом;
- грабежи и бандитизм;
- разбойные нападения;
- мошенничество;
- вымогательства;
- организация беспорядков;
- изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
- убийство, соучастие в убийстве.
Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.
Признаки асоциального поведения
К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:
- проблемы во взаимодействии с людьми;
- конфликты или отсутствие контактов с окружением;
- частая смена увлечений и круга друзей;
- отсутствие интереса к работе, учёбе;
- рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
- низкий уровень ответственности;
- нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
- повышенный или пониженный аппетит;
- частые перемены в настроении;
- равнодушие и жестокость к окружающим;
- заниженная либо завышенная самооценка.
Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.
Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:
- аддиктивная;
- аморальная;
- противоправная;
- преступная.
Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.
Примеры проявления асоциальности в детстве:
- ребенок начинает обманывать родителей, сверстников;
- у него исчезает интерес к школе;
- у ребенка нет друзей, потребности в контакте с ровесниками;
- он может вести себя агрессивно, попасть в плохую компанию, начать нарушать законы;
- ребенок убегает из дома, исчезает на несколько дней;
- после возвращения домой он сообщает, что больше так не сделает, но слово свое не держит;
- ребенок ведет себя агрессивно в отношении слабых людей, животных.
Причины асоциального поведения
Причины формирования асоциальности можно разделить на 4 группы:
Психологические | Социальные | Педагогические | Медицинские |
|
|
|
|
Большее влияние на формирование асоциальности имеют педагогические и социальные факторы. Медицинские и психологические факторы лишь создают предпосылки к развитию деструктивной модели поведения.
Причины асоциального поведения с примерами
Асоциальная личность не становится таковой просто так, этому предшествует ряд разных причин.
Социальные причины. | Медицинские причины. | Педагогические причины. |
Родители или партнер проявляли асоциальность, пытались самоутвердиться или добиться своего за счет человека. | Отклонения в психосоматической сфере (болезни, вызванные негативным эмоциональным состоянием). | Родители и другие родственники предъявляли ребенку завышенные требования, которые не соответствовали его возрасту. |
Человек находился в ситуации социального или материального неравенства. | Инфантильное поведение. | Малыш рос в атмосфере чрезмерной любви, ни в чем не знал отказа. |
Причиной асоциального поведения стали субкультуры, религиозные секты, другие общественные организации. | Развитие в детском возрасте синдрома гиперактивности и дефицита внимания. | У ребенка не было положительного примера для подражания и поддержки. |
Проживание в неблагополучной семье. | Нарушение внутриутробного развития ребенка, наличие инфекций. | Ребенка часто наказывали, делали это несправедливо и незаслуженно, применяли физическую силу. |
Тяжелый опыт физического, сексуального или эмоционального насилия. | Диагностированное шизотипическое расстройство личности, шизофрения. | Родители игнорировали потребности ребенка. |
Буллинг (издевательства, злые насмешки, травля). | Травмы или случай инфицирования головного мозга. | О малыше заботились недостаточно или, наоборот, чрезмерно опекали. |
Нарушение общения с ровесниками, одноклассниками. | В семье не сформировалось атмосферы любви, доверия, тепла. | |
Наличие зависимостей с дальнейшим формированием девиантного (отклоняющегося) поведения. | У ребенка не было эстетического воспитания, взрослые не прививали чувство прекрасного. |
Пандемия — как причина асоциальности, смотрите в видео ниже.
Причины асоциальности
В психологии существует несколько факторов, которые можно признать источниками асоциального поведения. Они делятся на 3 категории:
1. Социальные факторы — насилие в физической, вербальной форме. Ребенок, подросток могут стать жертвами насилия в домашних условиях, либо пострадать от своих ровесников. В некоторых случаях причинами асоциального поведения можно назвать нездоровую семейную обстановку, существование строгих ограничений, установленных родителями.
В указанных случаях возникает следующая модель асоциальности: девиантное поведение выступает в качестве определенной защиты от внешней агрессии, является единственным источником для противопоставления правилам и стереотипам, которые нужно соблюдать. Кроме того. отклонения в поведении могут возникнуть у личности, которая является членом культа, утратила свои материальные блага, завидует чужому благополучию.
2. Педагогические факторы, а именно — неправильное воспитание, которое существенно увеличивает шанс развития девиаций. Стремление к асоциальному поведению показывают личности, которые выросли в авторитарных семьях, предпочитающих сурово наказывать ребенка, подавлять его индивидуальность в детстве.
Наибольший риск испытывают дети, о которых совсем не заботились родители, или пострадавшие от гиперопеки. Дети первой категории пытаются привлечь к себе внимание, зачастую не соблюдая при этом общественные запреты. Дети второй категории чувствуют себя неполноценными, неспособными самостоятельно решать свои вопросы. Для своего самоутверждения они могут осуществлять противоправные поступки.
3. Медицинские причины, например, поражения головного мозга, серьезные психические заболевания. Люди, которым поставили указанные диагнозы, не всегда понимают, какие поступки они совершают и, порой, не могут осознать, что их поведение не соответствует установленным в обществе нормам.
В качестве стимула асоциальности можно назвать физические недостатки. Человек, для которого характерны некоторые телесные дефекты, может испытывать нормальное психическое состояние, но боится, что его могут отвергнуть, посмеяться над ним. В итоге он может начать вести себя агрессивно в отношении других людей, не вступать с ними в контакты.
Противоправный тип
Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.
К противоправным асоциальным деяниям относятся:
- хулиганство;
- драки и побои;
- поджоги и вандализм;
- оскорбления личности;
- угоны без цели хищения;
- мелкие кражи и грабежи.
Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.
Профилактика асоциальности
Заниматься лечением отклонений в поведении нужно в том случае, когда они начинают проявляться под влиянием физических, психических болезней. В остальных случаях главным методом для коррекции антисоциального поведения будет профилактика. Осуществлять ее рекомендуется с самого детства.
Психологи подготовили конкретные рекомендации, позволяющие предупредить девиантное детское поведение, помогающие сформировать адекватное отношение к себе и окружающим. Самыми результативными из них можно назвать:
- Личный пример. Родители, которые хотят вырастить достойного члена общества, должны обеспечить в своем доме атмосферу доброжелательности, демонстрировать уважение друг к другу, заботу. Это позволит ребенку сформировать нормальную самооценку, правильную в дальнейшем поведенческую модель, воспринимать окружающих людей, наладить гармоничные отношения в семье.
- Совместное времяпрепровождение. Для детей самое важное время, которое они проводят с родителями. Различные запоминающиеся события, такие, как семейные праздники, совместный отдых на природе, позволят ребенку сформировать такие качества, как уравновешенность, доброжелательность, общительность.
- Доверительное общение. Младший член семьи должен быть уверенным в том, что родители не будут его осуждать, помогут ему в любой момент. Страх наказания приводит к тому, что ребенок становится замкнутым, изворотливым, постоянно обманывает. Для сохранения доверия ребенка надо решать существующие проблемы в спокойной обстановке.
- Уместная похвала. Такой вид поощрения лучше использовать в тех случаях, когда есть для этого весомые причины. Похвала просто так лишь стимулирует возникновение эгоизма и самовлюбленности. Эти черты характера вызовут в будущем только адаптационные трудности, проблемы с соблюдением дисциплины в образовательных учреждениях.
- Исправление. Определив у ребенка отрицательные черты характера, его родители должны сразу перейти к конкретным действиям. Необходимо обязательно проанализировать сложившуюся ситуацию, не повышать на ребенка голос, рассказать, почему нельзя себя так вести, что может при этом случиться.
Самых стабильных результатов можно добиться благодаря профилактике. В ней должны принимать участие семьи, детские образовательные учреждения. Для предотвращения нарушений поведения, исправления существующих девиаций педагоги осуществляют программу, которая поощряет и призывает к здоровому образу жизни, позволяет воспитать духовные ценности, правильно выбрать будущую профессию. Проделанная работа часто позволяет получить положительные результаты.
Профилактические мероприятия
Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:
- прививание правильных ценностей и образа жизни;
- положительный пример родителей и других членов семьи;
- доверительные отношения внутри семьи;
- забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
- воспитательные меры: похвала, исправление;
- психологические консультации;
- информационно-профилактическая работа в школе.
Важно!В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.
Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.
Асоциальная личность – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.
Работа с детьми
Развивать мышление такого типа лучше с детства. Детям легче, чем взрослым устанавливать связи между предметами, событиями и явлениями. Как же помочь им развить способность мыслить ассоциациями?
Для начала расскажите ребенку о предметах, которые его окружают, и о том, что с ними можно делать. После переходите к обобщению. Например, объясните, что тарелки, чашки, кастрюли — это все посуда, а диван, шкаф и стул — мебель.
Эти упражнения подойдут для маленьких детей. Для тех, кто старше, нужны более сложные задания. Предложите ребенку определить правильную последовательность предметов или найти в них один общий признак.
Помните, что не всегда ассоциации будут позитивными. Иногда дети остро реагируют на тот или иной образ. Например, белый халат они связывают с врачом, а самого врача с уколом и т.д. Такие ассоциации называют подавленными. От них нужно избавляться.
Рекомендации
Заниматься нужно каждый день. Идеальный вариант — занятие продолжительностью около 2 часов. Начинать развивать ассоциативное мышление рекомендуется с 20 минут в день. Постепенно время увеличивать.
По мнению психологов, у женщин ассоциативное мышление развито лучше, чем у мужчин. Поэтому представителям сильного пола иногда нужна помощь. Для этого были разработаны специальные творческие блокноты. Выполняя задания в них, можно заметно улучшить способность строить ассоциативные связи.
Социальные причины
В социальных факторах девиантного поведения можно отметить следующие:
- проблемы в общении со сверстниками у детей и подростков;
- желание самоутвердиться за счёт других;
- материальное и социальное неравенство;
- проживание в неблагополучной семье;
- влияние религиозных сект, субкультур;
- травля, издевательства, насмешки;
- физическое и сексуальное насилие.
Также к социальным причинам относятся зависимости, провоцирующие девиантность.
Сфера применения
Образное или ассоциативное мышление способствует лучшему усвоению новой информации. Вы сможете не только генерировать креативные идеи, но и активно воплощать их в жизнь. Это поможет вам достигать успехов в работе и учебе.
Больше всего ассоциативное мышление пригодится людям творческих профессий. Речь идет о музыкантах, актерах, писателях. Используют его и маркетологи. Ассоциации нужны им для того, чтобы вызвать у покупателей желание приобрести тот или иной товар. Они создают максимально простые, но запоминающиеся образы. И вы, сами того не замечая, идете в магазин за очередной новинкой.
У взрослых
У взрослых асоциальные элементы в поведении проявляются следующим образом:
- эгоистичность;
- стремление самореализоваться и самоутвердиться за счет других людей;
- отсутствие способности переживать стыд и вину;
- отсутствие порядка в жизни (частые переезды, отсутствие эмоциональных привязанностей к близким, смена мест работы и сферы труда);
- отказ от брака и продолжения рода;
- отказ от алиментных обязательств и своевременного погашения долгов по кредитам;
- отсутствие мотивации к труду, отказ от трудоустройства или некачественное выполнение своих должностных обязанностей;
- привычка опаздывать;
- неуважительное отношение к окружающим, агрессивность, конфликтность;
- игнорирование морально-нравственных устоев общества, аморальное поведение;
- совершение мелких противоправных действий;
- ассоциативный характер переживания эмоций (радость и горе выражаются одинаково).
Характеристики асоциальной личности
Асоциальный образ состоит из следующих характеристик:
- низкий уровень ответственности;
- низкий морально-нравственный уровень, антиобщественные поступки;
- слабое развитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная черствость;
- слабое развитие произвольного внимания;
- трудности в вербализации своих чувств и переживаний;
- отсутствие совестливости;
- эгоистичность;
- патологическая самооценка (заниженная или завышенная);
- склонность применять манипуляцию в общении;
- склонность ко лжи;
- агрессивность, конфликтность;
- импульсивность;
- частые перемены настроения без видимых на то причин;
- харизматичность;
- лицемерие;
- замкнутость;
- социопатия;
- нарушение пищевого поведения;
- бессонница;
- стремление заниматься каким-нибудь видом деятельности в одиночестве;
- социальные контакты человека сведены к минимуму;
- круг друзей человека, ведущего асоциальный образ жизни, очень узкий;
- отсутствие желания произвести приятное впечатление на ту или иную группу людей;
- склонность к общению с людьми, имеющими отклонения от нормы (наркоманами, алкоголиками).
Асоциального человека нельзя считать антисоциальным субъектом, ведь он не ставит цели причинить вред окружающим.
Характерные проявления
Социальный и асоциальный человек различаются на основании взаимоотношений в обществе, наличия или отсутствия моральных установок, соблюдении социальных норм.
Асоциальность способна проявляться, начиная с младшего школьного возраста. Чаще всего отмечается в подростковый период. В детстве данное поведение может проявляться следующими признаками:
- ребенок начинает обманывать родителей, своих сверстников;
- пропадает интерес к обучению в школе;
- отсутствуют друзья, нет необходимости в общении с ровесниками;
- ребенок может быть агрессивным, попасть в плохую компанию, начать совершать правонарушения;
- уходит из дома, пропадая на несколько дней, отмечается тяга к бродяжничеству; по возвращению ребенок говорит, что больше не сбежит, однако, не держит свое обещание;
- проявляет агрессивное поведение по отношению к более слабым людям и животным.
Взрослого человека могут выдать такие проявления, указывающие на его асоциальное поведение:
- наличие недобросовестного отношения к работе — человек может прогуливать, постоянно опаздывать, халатно относиться к своим обязанностям или вообще не заниматься трудовой деятельностью;
- неумение планировать свое будущее, что приводит к частым сменам партнеров, места жительства, работы;
- отсутствие умения выражать собственные эмоции (так полярные чувства могут проявляться истериками);
- испытывает стремление к удовлетворению собственных потребностей, не задумываясь о нуждах других людей (эгоистичный, не испытывает стыда);
- отказывается выполнять материальные обязательства (не желает платить алименты, отдавать долги, помогать своим малоимущим родственникам);
- проявляется склонность к агрессивному поведению, способен на преступление. Агрессивность, как правило, направлена на супругу (а), маленьких детей или престарелых родителей.
К общим признакам также относят:
Асоциальных людей можно распознать по тому, как они бурно и болезненно реагируют на чувство своего неудовлетворения и жаждут избавления от ситуаций, предметов, приносящих им ощущение дискомфорта. Такие личности, как правило, импульсивны, являются отличными лжецами. Однако, иногда могут не распознаваться окружающими, так как способны носить маски интеллигентных людей.