Как отучиться от мата и почему это так важно: 5 советов психолога

Как отучиться от мата и почему это так важно: 5 советов психолога Женщине

Зачем и почему люди мате­рятся

Сред­не­ста­ти­сти­че­ский рос­сий­ский матер­щин­ник — это семей­ный муж­чина до 45 лет с высшим обра­зо­ва­нием и довольно высо­ким уров­нем еже­ме­сяч­ного дохода. Среди женщин в 2–3 раза меньше матер­щин­ниц. А почти 80% женщин старше 55 лет кате­го­ри­че­ски не при­ем­лют мат.

Что инте­ресно, муж­чины чаще всего руга­ются матом для защиты — от реаль­ной угрозы, от соб­ствен­ного страха или чтобы скрыть свою зани­жен­ную само­оценку (то есть многие муж­чины мате­рятся, как и под­ростки, для само­утвер­жде­ния).

Так почему же довольно успеш­ные люди нуж­да­ются в таких сло­вес­ных защи­тах? Согласно опро­сам, матер­щин­ники обычно убеж­дены, что мат — это отлич­ный способ снять напря­же­ние и что матер­ная речь лучше дохо­дит до «неко­то­рых», так их лучше пони­мают. Спе­ци­а­ли­сты утвер­ждают, что мат выпол­няет несколько функ­ций:

  • Помо­гает адап­ти­ро­ваться к стрессу, снять напря­же­ние;
  • Помо­гает опо­знать «своих» и утвер­диться в команд­ной роли;
  • Служит для уси­ле­ния эмо­ци­о­нально-эро­ти­че­ской выра­зи­тель­но­сти речи и как фольк­лор­ное раз­вле­че­ние;
  • Сопро­вож­дает неудо­вле­тво­рен­ную сек­су­аль­ность;
  • Явля­ется сред­ством подав­ле­ния сопер­ни­ков.
  • При этом мат — симп­том дегра­да­ции сло­вес­но­сти и куль­тур­ных тра­ди­ций.

С точки зрения пси­хо­ло­гии склон­ность к упо­треб­ле­нию мата тесно свя­зана с уров­нем эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта. Поня­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта исполь­зуют в прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии для обо­зна­че­ния сово­куп­но­сти навы­ков чело­века, свя­зан­ных со спо­соб­но­стью рас­по­зна­вать и пони­мать эмоции — как свои, так и чужие, а также управ­лять эмо­ци­о­наль­ным состо­я­нием, уста­нав­ли­вать и укреп­лять эмо­ци­о­наль­ные связи.

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект под­ра­зу­ме­вает нали­чие у чело­века сле­ду­ю­щих качеств:

  • эмо­ци­о­наль­ная осо­знан­ность;
  • само­ува­же­ние;
  • спо­соб­ность заме­чать и пони­мать чув­ства других людей (эмпа­тия);
  • соци­аль­ная ответ­ствен­ность;
  • умение кон­струк­тивно общаться и отсут­ствие страха перед близ­кими отно­ше­ни­ями;
  • стрес­со­устой­чи­вость и реа­ли­стич­ная оценка дей­стви­тель­но­сти;
  • гиб­кость и спо­соб­ность сдер­жи­вать и кор­рек­ти­ро­вать свои эмоции, мысли, пове­де­ние;
  • умение фор­му­ли­ро­вать и решать про­блемы;
  • опти­мизм и спо­соб­ность чув­ство­вать удо­вле­тво­рен­ность жизнью и др.

И, в самом деле, заяд­лые матер­щин­ники в боль­шин­стве слу­чаев имеют спе­ци­фи­че­ский эмо­ци­о­наль­ный интел­лект: у них недо­ста­точ­ный уро­вень эмпа­тии, они не имеют при­вычки ста­вить себя на место собе­сед­ника и сочув­ство­вать людям, зача­стую они с нега­ти­вом отно­сятся к окру­жа­ю­щим (даже если пре­зен­туют себя общи­тель­ными людьми), редко пред­ла­гают свою помощь, пре­не­бре­жи­тельно отно­сятся к чув­ствам других людей — даже жены, детей, роди­те­лей.

Воз­можно, читая эти слова, склон­ные к сквер­но­сло­вию люди воз­му­тятся — мол, ничего подоб­ного. Однако такова реаль­ность — боль­шин­ство людей не одоб­ряют мат вообще или, как мини­мум, в обще­ствен­ных местах, но убеж­ден­ных матер­щин­ни­ков это не вол­нует, они отста­и­вают свое право мате­риться где угодно, и так и делают, не счи­та­ясь с жела­ни­ями и чув­ствами окру­жа­ю­щих.

Что делать матер­щин­ни­кам и как жить со сквер­но­сло­вом

Все­сто­ронне рас­смот­рев про­блему мата и сквер­но­сло­вия, необ­хо­димо дать совет тем, кто, будучи под­вер­жен гнус­ному пороку, хочет иско­ре­нить его из своей жизни.

Каждый чело­век, поз­во­ля­ю­щий себе хотя бы иногда матер­ное словцо, оправ­ды­ва­ясь стрес­сом, должен задать себе вопрос: можно ли исполь­зо­вать крат­ко­вре­мен­ный боле­уто­ли­тель, если при этом раз­ру­ша­ешь свою душу? Воз­мож­ный обез­бо­ли­ва­щий и обес­стра­ши­ва­ю­щий эффект мата слиш­ком крат­ко­вре­мен­ный.

А духов­ный вред матер­ной речи — огро­мен. Пагуб­ное воз­дей­ствие на пси­хику, на душу чело­века ока­зы­вает и мат сам по себе, и та сек­су­ально-окра­шен­ная агрес­сия, кото­рую он с собой несет. Поэтому, несо­мненно, стоит пре­не­бречь воз­мож­ными «выго­дами» мата.

«Ибо что пользы чело­веку при­об­ре­сти весь мир, а себя самого погу­бить или повре­дить себе?» (Лк.9:24-25)

Как и всякий грех, сквер­но­сло­вие тре­бует искрен­него пока­я­ния и твер­дого наме­ре­ния больше не гре­шить. Испо­ведь — первым делом. Молитва очень важна. Во-первых, молить Гос­пода помочь изба­виться от греха сквер­но­сло­вия. Во-вторых, в тот самый момент, когда с языка готово уже сорваться бран­ное слово, нужно в уме про­из­не­сти Иису­сову молитву или хотя бы корот­кое «Гос­поди, поми­луй».

Ото­всюду должно иско­ре­нять мат — с языка, из ума, из сердца. Будучи своего рода анти­мо­лит­вой, мат иско­ре­няем молит­вой, пока­я­нием и воз­дер­жа­нием языка. Нужно дер­жать в уме настав­ле­ние апо­стола Павла: «Ника­кое гнилое слово да не исхо­дит из уст ваших, а только доброе для нази­да­ния в вере, дабы оно достав­ляло бла­го­дать слу­ша­ю­щим.

И не оскорб­ляйте Свя­таго Духа Божия, Кото­рым вы запе­чат­лены в день искуп­ле­ния» (Еф.4:29-30).

Если затруд­ни­тельно сразу раз и навсе­гда пере­стать мате­риться, то весьма полез­ным будет начать хотя бы с обя­за­тель­ства обуз­ды­вать свой язык в дни мно­го­днев­ных постов. Мат, будучи гнус­ной при­выч­кой, будет иско­ре­няться, встре­чая сопро­тив­ле­ние ума.

Серьез­ной про­бле­мой явля­ется нали­чие в семье матер­щин­ника. Как пра­вило, это муж, хотя и жены нынче не сильно отстают от супру­гов. Бороться с матом в семье необ­хо­димо. Для того чтобы выбрать стра­те­гию пове­де­ния с матер­щин­ни­ком, нужно оце­нить ситу­а­цию: понять отно­ше­ние чело­века к мату и его готов­ность сопро­тив­ляться пороку.

Как быть Леди:  Опасность излишней дружелюбности

Можно выде­лить несколько вари­ан­тов матер­щины.

  1. Мат без ярко выра­жен­ной агрес­сив­ной подо­плеки:
  • Если чело­век изредка исполь­зует матер­ные слова в стрес­со­вых ситу­а­циях или для выра­же­ния особо ярких эмоций.
  • Чело­век мате­рится регу­лярно, но без осо­знан­ной агрес­сив­но­сти, то самое «он на нём раз­го­ва­ри­вает».
  1. Агрес­сив­ный мат:
  • Чело­век сбра­сы­вает свою агрес­сию матом, но обра­щает брань «в воздух» или на отсут­ству­ю­щих, не напа­дая на кон­крет­ного чело­века, нахо­дя­ще­гося рядом.
  • Чело­век мате­рит того, кто рядом, агрес­сивно сло­весно напа­дает на него, оскорб­ляет.

При этом стоит учи­ты­вать, хочет ли чело­век избав­ляться от мата (хочет, но пока не полу­ча­ется) или же не хочет, осо­бенно, если попытки оста­но­вить мат при­во­дят к агрес­сив­ной реак­ции и опас­но­сти наси­лия.

Если чело­век не про­яв­ляет агрес­сии, то воору­жив­шись аргу­мен­тами данной статьи, стоит пытаться вра­зум­лять матер­щин­ника. Если удастся зало­жить зерно сомне­ния в его душу, то оно может дать добрые всходы. Тогда нема­лое зна­че­ние будет играть жела­ние самого матер­щин­ника изба­виться от греха. Хотя бы малое, даже просто выска­зан­ное, при долж­ном усер­дии оно при­не­сет плоды.

Если матер­щин­ник упор­ствует в своем грехе, оста­но­вить мат не уда­ется, но он не напа­дает агрес­сивно на других людей, то можно поста­раться отне­стись к этому, как к испы­та­нию соб­ствен­ной души, к тому, удастся ли удер­жать самого себя от стра­стей гнев­ли­во­сти, обиды и т.п., взра­щи­вать в себе тер­пе­ние, сми­ре­ние.

Сми­ре­ние в данном случае не озна­чает совер­шен­ное при­ня­тие мата как нормы и мол­ча­ли­вое согла­сие с ним. Необ­хо­димо молиться, осо­бенно в моменты иску­ше­ний, и за самого матер­щин­ника. Особо усердно нужно молиться, если мат непо­сред­ственно связан с кощун­ством, оста­но­вить кото­рое чело­век не в силах. Про­из­не­се­ние в уме Иису­со­вой молитвы будет пра­виль­ным отве­том на мат.

Если же сквер­но­слов агрес­си­вен и мат — актив­ная сто­рона домаш­него наси­лия, то стоит рас­смат­ри­вать ситу­а­цию именно как про­блему наси­лия. (Домаш­нее наси­лие: хри­сти­ан­ское осмыс­ле­ние)

Очень важно пом­нить, что нельзя ста­вить знак равен­ства между матом и матер­щин­ни­ком. Бороться надо с грехом, а не с чело­ве­ком. Мат — это порок, гре­хов­ная страсть. Ведь собрав волю в кулак, при­неся пока­я­ние в сквер­но­сло­вии и укре­пив­шись молит­вой, чело­век может навсе­гда побе­дить грех. Лишь бы было жела­ние.

Духов­ное осмыс­ле­ние мата

Про­блема мата тре­бует и духов­ной оценки. «От избытка сердца гово­рят уста» (Мф.12:

34) — утвер­жда­ется в Свя­щен­ном Писа­нии. Если сердце чело­века обу­ре­вают нечи­стые стра­сти, то они неми­ну­емо выплес­ки­ва­ются наружу. Про­яв­ляться это может как в словах, так и в дей­ствиях. Слово — это, с одной сто­роны, дело про­стое, но в то же время и слож­ное.

Каза­лось бы, что может быть проще ска­зать что-то, бол­тать — не мешки тас­кать. Но послед­ствия у всего лишь одного слова могут быть очень раз­ными. Слово может быть сози­да­тель­ным, а может быть и раз­ру­ши­тель­ным. Одним всего лишь словом можно выра­зить любовь, и также одним словом объ­явить войну. Слово живо­тво­рит и слово уби­вает.

Сквер­но­сло­вие — это раз­ру­ши­тель­ное слово. Вот, что гово­рит об этом апо­стол Иаков: «Так и язык — неболь­шой член, но много делает. Посмотри, неболь­шой огонь как много веще­ства зажи­гает! И язык — огонь, при­краса неправды; язык в таком поло­же­нии нахо­дится между чле­нами нашими, что осквер­няет все тело и вос­па­ляет круг жизни, будучи сам вос­па­ляем от геенны» (Иак.3:5–6). Неве­ро­ятно глу­бо­кая и точная оценка того, как много значит и может слово. Это неуди­ви­тельно, ведь «словом Гос­под­ним небеса утвер­ди­шася, и духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). Бог сотво­рил все сущее Словом. Чело­век, создан по образу и подо­бию Божию, наде­лен даром слова и должен заду­мы­ваться о том, что про­из­но­сит. Неда­ром гласит народ­ная муд­рость: «слово не воро­бей, выле­тит — не пой­ма­ешь».

Гос­подь Иисус Хри­стос ука­зы­вает на стро­гость Суда Божьего за сквер­но­сло­вие: «Вы слы­шали, что ска­зано древним: «не убивай, кто же убьет, под­ле­жит суду». А Я говорю вам, что всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду; кто же скажет брату своему: «рака», под­ле­жит синед­ри­ону; а кто скажет: «безум­ный», под­ле­жит геенне огнен­ной» (Мф.5:21-22).

Доброе слово дает добрый плод, худое слово — худой плод, а сквер­но­сло­вие не может дать ничего, кроме скверны, кото­рая осквер­няет, в первую оче­редь того, кто его про­из­но­сит. Также оно дей­ствует и на окру­жа­ю­щих.

Совре­мен­ные иссле­до­ва­тели отно­сят про­ис­хож­де­ние мата к язы­че­ским вре­ме­нам. Мат был частью закли­на­ний, обра­щен­ных к язы­че­ским боже­ствам, матер­ные слова были свя­заны с риту­аль­ным при­зва­нием демо­нов. Его исполь­зо­ва­ние в оби­ходе, осо­бенно дома, было недо­пу­стимо, так как могло навлечь беду.

Как быть Леди:  Лекция 5. Культура телефонного общения

Вот что пишет об этом гнус­ном пороке епи­скоп Вар­нава (Беляев): «Сквер­но­сло­вие — гнус­ный порок, кото­рый в Свя­щен­ном Писа­нии при­рав­ни­ва­ется к смерт­ному греху (Еф.5:4-5). От него стонет Земля Рус­ская, им рас­тлены души… Сквер­ные чудо­вищ­ные пред­ло­же­ния суть на самом деле «свя­щен­ные», «молит­вен­ные» фор­мулы, обра­щен­ные к срам­ным демо­нам.

Хри­сти­а­нин! Упо­треб­ляя их, кому ты слу­жишь вместо Бога! Ты не просто совер­ша­ешь лег­ко­мыс­лен­ное дело, не просто грубую шутку допус­ка­ешь, но ты про­из­но­сишь  страш­ные закли­на­ния, ты накли­ка­ешь и при­вле­ка­ешь гнус­ней­ших бесов, ты в это время сатане при­но­сишь про­ти­во­есте­ствен­ную сло­вес­ную жертву!.. Ты дела­ешься, не зная и не желая этого, кол­ду­ном, магом, чаро­деем».

К сожа­ле­нию, склон­ность людей к сле­до­ва­нию стра­стям не всегда усми­ря­ется настав­ле­ни­ями Церкви. Поэтому в XV веке на Руси необ­хо­ди­мость огра­ни­чить пагуб­ное вли­я­ние мата при­вела к появ­ле­нию пер­вого зако­но­да­тель­ного запрета на матер­ные выра­же­ния.

Однако люди про­дол­жали мате­риться. Извест­ный автор рас­ска­зов о своем путе­ше­ствии с посоль­ством в Россию немец Адам Оле­а­рий в XVII веке писал: «Малые дети, еще не уме­ю­щие назвать ни Бога, ни мать, ни отца, уже имеют на устах непо­треб­ные слова».

Позд­нее законы пред­пи­сы­вали более суро­вые нака­за­ния за матер­щину. В 1648 году царь Алек­сей Михай­ло­вич издал указ, чтобы «песней бесов­ских не пели, матерны и всякою непо­треб­ной лаею не бра­ни­лися… А которы люди учнут кого бра­нить матерны и всяко лаею — и тем людям за такие супро­тив­ные хри­сти­ан­скому закону за неистов­ства быти от Нас в вели­кой опале и в жесто­ком нака­за­ньи».

Законы, вве­ден­ные Петром I, допус­кали острог и физи­че­ское нака­за­ния для того, «кто  дру­гого не оду­мав­шись с сердца, или опа­мя­то­ва­ясь, бран­ными сло­вами выбра­нит», если он не рас­ка­ется и не попро­сит хри­сти­ан­ского про­ще­ния, или не запла­тит день­гами, если «жестоко бранил».

Если же брань была матер­ной и оскор­би­тель­ной для веры, то нака­за­ние было жесто­ким: «кто Пре­свя­тую Матерь Божию Деву Марию и святых руга­тель­ными сло­вами поно­сит»,  «кто имя Божие… и службу Божию поно­сит, и руга­ется слову Божию и святым таин­ствам… хотя сие в пиан­стве или трез­вом уме учи­нится: тогда ему язык рас­ка­лен­ным желе­зом про­жжен, и потом отсе­чена голова да будет».

Должно осо­зна­вать, что матер­щина осно­вана, в первую оче­редь, на гнусно-оскор­би­тель­ном упо­треб­ле­нии слова «мать». То, что дорого чело­веку, что явля­ется для него одним из самых высо­ких поня­тий, низ­во­дится до цинич­ного, вуль­гар­ного и уни­чи­жи­тель­ного упо­треб­ле­ния. А.П. Чехов писал:

А поскольку мат имеет риту­аль­ное про­ис­хож­де­ние, то направ­лен он не против некой абстракт­ной матери, а, в первую оче­редь, против Той, кто наи­бо­лее дорога хри­сти­а­нину — Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Неуди­ви­тельно, что ярые матер­щин­ники не спо­собны к дея­тель­ной и осо­знан­ной молитве. Нельзя одними и те же устами при­зы­вать имя Божие и Его Пре­чи­стой Матери и мате­риться.

Свя­щен­ник Алек­сандр Шум­ский опи­сы­вает один инте­рес­ный опыт: «Раз я одному сквер­но­слову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испы­ты­ва­ешь ника­кой труд­но­сти, чтобы эти слова про­из­но­сить. А попро­буй хотя бы одну минуту гово­рить:

«Гос­поди, поми­луй!» Два слова — всего одну минуту!» И он не смог. Он разо­злился и еще меня матом обру­гал после этого. Вот такой печаль­ный экс­пе­ри­мент. Попроси чело­века пару минут вместо сквер­но­сло­вия помо­литься — хотя бы на спор. Ведь не про­из­не­сет даже корот­кую Иису­сову молитву. Будет еще злиться и драться поле­зет».

Но если в раз­го­вор­ной речи мат еще может быть связан с крат­ко­вре­мен­ным эмо­ци­о­наль­ным поры­вом, то исполь­зо­ва­ние мата в пись­мен­ной речи явно сви­де­тель­ствует об уко­ре­не­нии стра­сти.

С широ­ким рас­про­стра­не­нием кни­го­пе­ча­та­ния и появ­ле­нием раз­лич­ных жур­на­лов и газет про­блема мата остро встала и для пись­мен­ного слова. Неофи­ци­ально еще в XVIII веке исполь­зо­ва­ние бран­ных слов в печат­ных книгах и т.п. счи­та­лось недо­пу­сти­мым.

Как бросить материться(длиннопост)

Как быть Леди:  Слезы как терапия: Женщины и мужчины о проявлении эмоций — Wonderzine

Откуда взялись маты и чем они вредят

Удивительно, но общение с матами в таком обилии свойственно только для славянских народностей. Хотя и существует версия о том, что нецензурную лексику нам насадили татары и монголы, когда пришли захватывать наши земли. Но, как гласит история филологии славян, маты – лексика только славянская.

Интересно, что матерных слов всего 3, которые обозначают мужские и женские гениталии, а также непосредственно половой акт. Но никого сейчас не удивишь анатомическими названиями, так почему же маты стали ругательствами, сквернословием?

Славяне издавна придавали большое значение деторождению, так как от этого зависело благополучие отдельной семьи: много детей – много рабочей силы – богатство семьи. И эти слова всячески “оберегались”, чтобы не сглазить. Их не использовали в разговоре. Но потом их стали использовать колдуны, ворожеи, которые наводили порчу на людей.

Затем браниться стали низшие слои общества: рабы, отсидевшие в тюрьмах, продающие себя девушки. Так постепенно маты стали входить в речь людей и использоваться без отношения к объекту. Сегодня они часто употребляются для связки слов в предложении, чтобы показать свою “крутость”, что “мне закон не писан”. Это своего рода протест против существующих правил цензуры.

О влиянии таких слов на психику человека говорится много. И их негативное влияние, кстати, подтверждено научными исследованиями. Сейчас в РПЦ (Русской Православной Церкви) матерные слова считаются бесовскими. Собственно и раньше они считались призывом на себя и свой род темных сил.

Если человек материться, он проклинает себя, свою семью и род. Я это не придумала. Достаточно посмотреть значение матерного слова на букву “е”, которое в старославянском языке означает “проклинать”.

А теперь немного научных фактов. Заинтересовавшись вопросом о влиянии матерщины на человека и все живое, академик П. Гаряев доказал, что хромосомы белков в нашем организме впитывают всю информацию и используют ее для роста и развития. Наши гены реагируют на поступающую информацию, которая сильна их изменять. Каким образом это происходит?

Под воздействием постоянных матерных слов изменяется структура воды (человек на 75 % состоит из нее), молекулярные цепочки меняют свои свойства, изменяется генетический код наследственности. Мутированные гены приводят к ускоренному старению человека, болезням потомства, укорачивается жизнь.

Как быстро отучиться от мата и чем заменить нецензурную лексику: 5 сильных советов
Как мат влияет на ДНК

В сквернословии скрыта мощная разрушительная сила. Если у вас есть такая вредная привычка, не вините кого-то, что ваш ребенок часто болеет, у вас проблемы в семье. Получается, вы сами их навлекаете на себя?!

Хотите верьте, хотите нет, но вот еще один научный факт. В странах, где не используются ругательства, посягающие на детородные органы, практически нет заболеваний Дауна, ДЦП. Например, на востоке редко встретишь человека с нецензурной лексикой, да и сильно больных детей там поменьше.

Пси­хо­ло­ги­че­ский эффект мата

Многие матер­щин­ники сдер­жи­ва­ются в обще­ствен­ных местах, однако в своей ком­па­нии исполь­зо­вать мат не стес­ня­ются. Ста­ти­стика неумо­лима — сквер­но­сло­вят люди чаще в домаш­них усло­виях, среди близ­ких. На работе из-за началь­ства, кли­ен­тов или других причин люби­тели нецен­зурно выра­жаться не могут дать себе волю, поэтому «отыг­ры­ва­ются» дома. Во многих семьях, где есть чело­век, руга­ю­щийся матом, на этой почве воз­ни­кает огром­ное коли­че­ство про­блем

В отли­чие от жен­ского мата, кото­рый нередко явля­ется спо­со­бом сбро­сить напря­же­ние «в пустоту», муж­ской мат чаще агрес­си­вен и направ­лен на других людей. Причем, если даже бран­ные слова без­ад­ресны, агрес­сия может про­явиться в ответ на просьбу род­ствен­ни­ков не мате­риться.

«Посто­янно мне грубит»; «мат и бес­ко­неч­ное хам­ство в мою сто­рону»; «мате­рит послед­ними сло­вами»; «во всем меня вино­ва­той делает»; «обма­те­рит, а ты еще и вино­ва­той оста­ёшься»; «обзы­вает матом, гово­рит такие вещи, что врагу не поже­ла­ешь»; «я его скоро воз­не­на­вижу»; «долго тер­пела и пугала раз­во­дом»; «поду­мы­ваю о раз­воде»; «после раз­вода, когда говорю об али­мен­тах и помощи с детьми, мате­рит меня» — это всего несколько при­ме­ров жалоб женщин на пове­де­ние мужей.

Сто­рон­ники мата нередко исполь­зуют в каче­стве аргу­мента иссле­до­ва­ния зару­беж­ных ученых, кото­рые, якобы, дока­зы­вают пользу матер­ных слов.

Пси­хо­логи Ричард Сти­венс и Олли Роберт­сон из Уни­вер­си­тета Кила (Вели­ко­бри­та­ния), про­вели ряд экс­пе­ри­мен­тов, резуль­таты кото­рых были опуб­ли­ко­ваны в жур­нале Frontiers in Psychology. Сна­чала ученые под­твер­дили, что ругань спо­собна ока­зы­вать обез­бо­ли­ва­ю­щий эффект в экс­тре­маль­ных ситу­а­циях.

Затем они попы­та­лись опре­де­лить меха­низмы этого явле­ния, про­ве­ряя извест­ные гипо­тезы о том, что обез­бо­ли­ва­ние про­ис­хо­дит за счет эмо­ци­о­наль­ной реак­ции или же за счет отвле­че­ния вни­ма­ния. При этом про­во­дили срав­не­ние реак­ций на тра­ди­ци­он­ный мат, на при­ду­ман­ные новые руга­тель­ства и на нор­маль­ные слова.

В экс­пе­ри­менте при­няли уча­стие 92 доб­ро­вольца, сред­ний воз­раст 27 лет. Им пред­ла­га­лось опу­стить воду в ледя­ную воду и выкри­ки­вать матер­ные слова и слова созвуч­ные им. Когда боль невоз­можно будет тер­петь, испы­ту­е­мым нужно было выдер­нуть руку из холод­ной жид­ко­сти.

При этом про­во­ди­лись замеры сер­деч­ной дея­тель­но­сти и опросы. Было уста­нов­лено, что боле­вой порог и устой­чи­вость к боли повы­ша­лись только у тех, кто мате­рился. А вновь создан­ные руга­тель­ства, как и нор­маль­ные слова, не ока­зы­вали вли­я­ния на боле­вой порог и устой­чи­вость к боли.

В резуль­тате иссле­до­ва­ния уста­нов­лено, что обез­бо­ли­ва­ние про­ис­хо­дит не за счет отвле­че­ния вни­ма­ния, а, скорее всего, за счет эмо­ци­о­наль­ного воз­буж­де­ния. Причем вновь создан­ные руга­тель­ства вызы­вали эмо­ци­о­нально выра­жен­ную, но скорее юмо­ри­сти­че­скую реак­цию, и это не влияло на вос­при­я­тие боли.

Соот­вет­ственно, можно пред­по­ло­жить, что обез­бо­ли­ва­ю­щий эффект связан именно с тем эмо­ци­о­наль­ным воз­буж­де­нием, кото­рое вызы­вает в чело­веке упо­треб­ле­ние матер­ных слов. Бран­ная речь в созна­нии тесно свя­зана с агрес­сив­но­стью, сек­су­аль­но­стью и с юмором, вдо­ба­вок при­сут­ствует соб­ствен­ная эмо­ци­о­наль­ная реак­ция на исполь­зо­ва­ния табу­и­ро­ван­ных, запре­щен­ных в при­лич­ном обще­стве слов.

Поскольку зна­чи­мого вли­я­ния юмора на изме­не­ние боле­вого порога и устой­чи­во­сти к боли не выяв­лено, скорее всего, мат ока­зы­вает воз­дей­ствие на вос­при­я­тие боли через агрес­сию, сек­су­аль­ное воз­буж­де­ние и напря­же­ние от совер­ше­ния запрет­ного.

Все это согла­су­ется с физио­ло­гией чело­века: обез­бо­ли­ва­ние вызы­ва­ется выра­бот­кой гор­мо­нов эндор­фи­нов. Эти гор­моны вбра­сы­ва­ются в кровь под воз­дей­ствием трех видов эмоций: гнев, смех, сек­су­аль­ное воз­буж­де­ние.

Рос­сий­ский нев­ро­лог, ней­ро­фи­зио­лог Алек­сандр Будик в беседе на радио Sputnik  пояс­нил, что орга­низм вос­при­ни­мает мат как агрес­сию, кото­рая поз­во­ляет частично заглу­шить боль. Обсцен­ная (ненор­ма­тив­ная) лек­сика акти­ви­рует работу цен­траль­ной нерв­ной системы, поскольку агрес­сия при­во­дит орга­низм в состо­я­ние стресса.

На фоне стресса чело­век, дей­стви­тельно, может не заме­тить даже очень острую боль. Похо­жее состо­я­ние испы­ты­вают спортс­мены, про­дол­жая бороться даже после полу­че­ния травмы. «Что в обыч­ном состо­я­нии для чело­века будет силь­ная боль, то в воз­буж­ден­ном состо­я­нии он не почув­ствует», — объ­яс­нил врач.

«Юмо­ри­сти­че­ское» вли­я­ние мата, хоть он и не бло­ки­рует боле­вые чув­ства, тоже оче­видно — смех, свя­зан­ный с матом, спо­соб­ствует сбросу напря­же­ния в экс­тре­маль­ных ситу­а­циях.

Рос­сий­ский ученый Л. Китаев-Смык про­во­дил иссле­до­ва­ния пози­тив­ного и нега­тив­ного вли­я­ния матер­ной речи при под­го­товке меж­пла­нет­ного полета, в хирур­ги­че­ском отде­ле­нии Инсти­тута им. Н.В. Скли­фо­сов­ского, в боевых усло­виях на Север­ном Кав­казе и в рос­сий­ских тюрь­мах.

В ходе наблю­де­ний ученый со своими еди­но­мыш­лен­ни­ками убе­дился в том, что мат спо­соб­ствует выра­ботке эндор­фи­нов всеми тремя эмо­ци­о­наль­ными путями: мат агрес­си­вен, матер­ные шутки смешны, причем сам мат, по опре­де­ле­нию, осно­ван на грубой сек­су­аль­но­сти.

Поэтому мат бло­ки­рует гор­моны стресса и спо­со­бен умень­шить страх и боль. Однако Китаев-Смык под­чер­ки­вает, что сек­су­а­ли­за­ция речи может быть целе­со­об­разна только в ситу­а­ции стресса и только в муж­ской ком­па­нии, а в обы­ден­ной жизни она нано­сит суще­ствен­ный вред.

Несо­мненно, нельзя без­на­ка­занно часто или посто­янно нахо­диться в состо­я­нии агрес­сив­ного стресса или сек­су­аль­ного воз­буж­де­ния. Это вредно для орга­низма, так как создает лишнюю нагрузку на нерв­ную и сер­деч­но­со­су­ди­стую системы. Посто­ян­ное упо­треб­ле­ние мата под­дер­жи­вает в пси­хике чело­века более или менее выра­жен­ную фоно­вую сек­су­ально-окра­шен­ную агрес­сив­ность, а это может в опре­де­лен­ной сте­пени исто­щить нерв­ную систему.

Вдо­ба­вок  было уста­нов­лено, что мат с его эро­ти­че­ской подо­плё­кой спо­соб­ствует выра­ботке муж­ских гор­мо­нов андро­ге­нов. У мужчин избы­точ­ная выра­ботка андро­ге­нов может остаться без серьез­ных нега­тив­ных послед­ствий, однако жен­скому орга­низму допол­ни­тель­ная выра­ботка андро­ге­нов нано­сит одно­знач­ный вред.

Мат — это всегда эмо­ци­о­нально окра­шен­ная речь: даже при иллю­зии «спо­кой­ного» исполь­зо­ва­ния бран­ных слов перед самым их упо­треб­ле­нием, в момент выбора слов, есть побуж­де­ние, крат­ко­вре­мен­ное эмо­ци­о­наль­ное пере­жи­ва­ние. При исполь­зо­ва­нии мата это агрес­сивно-сек­су­аль­ное побуж­де­ние.

Многие люди болез­ненно вос­при­ни­мают мат. Кто-то счи­тает, что мат — это при­знак низ­кого уровня куль­туры, кто-то убеж­ден в его пси­хи­че­ской и духов­ной опас­но­сти. Столк­но­ве­ние с матер­щин­ни­ками у таких людей вызы­вает состо­я­ние дис­ком­форта, тре­вож­но­сти, даже если мате­рятся не в их адрес.

О том, какое вли­я­ние матер­ная речь ока­зы­вает на пси­хику самого чело­века, хорошо сказал доктор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щего кафед­рой пси­хо­ло­гии и педа­го­гики Алтай­ской ака­де­мии эко­но­мики и права Борис Алек­се­е­вич Сос­нов­ский:

«Какова речь — таково и мыш­ле­ние. И что пло­хого, что я матом руга­юсь? Да у меня пси­хика уже вся другая. Вместо того, чтобы опи­сать нечто кра­си­вое, я сказал — такая-то мать. И все закры­лось. Нет ничего, ничего больше не вижу. Нет всех нюан­сов.

Мне нра­вится, как над этим явле­нием изде­ва­лись Ильф и Петров. К при­меру, образ Эллочки Людо­едочки. Неболь­шого сло­вар­ного запаса ей хва­тало, чтобы обхо­диться в мире. То же самое и с матом. Огра­ни­че­ния, кото­рые накла­ды­вает эта лек­сика на пси­хику, потря­са­ю­щие.

Это гигант­ские потери. Про­ис­хо­дит не только редук­ция речи, но и редук­ция мысли, чело­ве­че­ской пси­хики. В данной связи мат не уни­ка­лен. При­кольно, клёво. Если бы эти слова засо­ряли только язык. Они засо­ряют пси­хику. Это потеря лич­ност­ная».

Неко­то­рые иссле­до­ва­ния под­тал­ки­вают к мысли, что мат акти­ви­зи­рует в мозге иные отделы, чем весь осталь­ной сло­вар­ный запас. По словам Ричарда Сти­венса, автора книги «Белая ворона: почему хорошо быть плохим», об иссле­до­ва­ниях кото­рого уже шла речь,  мозг обра­ба­ты­вает брань иначе, чем обыч­ную речь.

За послед­нюю отве­чают кора голов­ного мозга и ряд кон­крет­ных участ­ков в его левом полу­ша­рии, в то время как брань ассо­ци­и­ру­ется с более «при­ми­тив­ными» отде­лами мозга. «У людей, стра­да­ю­щих афа­зией (нару­ше­ни­ями сфор­ми­ро­вав­шейся речи), обычно есть повре­жде­ния левого полу­ша­рия мозга и затруд­не­ния с речью.

Но есть и немало опи­сан­ных слу­чаев афазии, при кото­рых паци­енты могли довольно сво­бодно поль­зо­ваться сте­рео­ти­пи­че­ским языком — то есть петь песни или сквер­но­сло­вить», — гово­рит Сти­венс. «Иссле­до­ва­ния паци­ен­тов с син­дро­мом Туретта, при кото­ром иногда наблю­да­ется импуль­сив­ное вле­че­ние к брани, дают осно­ва­ния пола­гать, что матер­ная ругань свя­зана с более глу­бо­кими отде­лами мозга — с его под­кор­ко­выми ядрами».

Рос­сий­ские медики давно обна­ру­жили, что когда чело­век вос­ста­нав­ли­ва­ется после инсульта или инфаркта, пер­выми сло­вами у него нередко бывают матер­ные. Это такая при­ми­тив­ная речь, поз­во­ля­ю­щая рабо­тать мозгу по упро­щен­ной схеме, вдо­ба­вок снижая страх и вос­при­я­тие боли.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий