«Я ничего не чувствую». Последствия эмоционального пренебрежения в детстве | Саморазвитие, Социум | Наша Психология

«Я ничего не чувствую». Последствия эмоционального пренебрежения в детстве | Саморазвитие, Социум | Наша Психология Женщине
Содержание
  1. Детям говорят, что злиться, обижаться и грустить — вредно
  2. Что вы чувствуете?
  3. Как дети начинают подавлять чувства?
  4. 10 характеристик, присущих людям, выросшим в среде эмоционального пренебрежения
  5. 20 утверждений, которые часто произносят люди с детским эмоциональным пренебрежением
  6. Эмоции можно и нужно подавлять — поможет в будущем
  7. Надо пытаться уберечь ребёнка от всевозможных ошибок и разочарований
  8. 6 признаков эмоциональной депривации у детей
  9. Как развиваются детские эмоции
  10. Как распознать детскую депрессию?
  11. Как учить детей чувствовать себя и других?
  12. Какие бывают эмоции
  13. Какие эмоции отрицают дети?
  14. Последствия неправильного эмоционального воспитания
  15. Признаки депрессии у подростков
  16. Признаки детской депрессии у дошкольников
  17. Причины детской депрессии
  18. Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии

Детям говорят, что злиться, обижаться и грустить — вредно

Наверняка многие хоть раз слышали в детстве: «Не ной, не реви — это проявления слабости». И это, наверное, одно из главных заблуждений родителей. Не запрещайте своёму ребёнку испытывать эмоции. И забудьте выражение «негативные эмоции», вместо этого называйте их «нежелательными».

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Как дети начинают подавлять чувства?

Дети до трех лет очень хорошо умеют чувствовать себя и чувствовать окружающих. С одним человеком ребенок идет на контакт, с другим — нет. Они четко знают, чего они хотят, и переубедить их бывает очень сложно. Дети этого возраста умеют жить в свое удовольствие.

А с появлением садика, школы в жизни детей это умение чувствовать себя не развивается, а, наоборот, притупляется. То есть дети понимают, что какие-то сферы в жизни стоит развивать, а какие-то нет. И, к сожалению, умение чувствовать себя не развивается в рамках образовательной системы.

Но от этого эмоции и чувства ребенок не перестает испытывать. Просто он не разрешает их себе проявлять или даже чувствовать.

Да, дети уже в 4–5 лет могут запрещать себе злиться на кого-либо. И эта злость, которая появилась внутри как нормальная ответная реакция на какое-то неприятное событие, не выходит наружу, не перерабатывается, не осознается. Она блокируется внутри и ощущается ребенком как непонятный дискомфорт.

Представьте: вы надели туфли, которые вам давят, вы ходите, но испытываете дискомфорт. И в таком состоянии вы продолжаете работать, общаться с людьми, со своими любимыми. Но постоянно внутри вас ДИСКОМФОРТ. И, конечно, это отражается на вашем самочувствии, на вашей реакции на события, вы становитесь более раздраженными, срываетесь на собеседников.

Так же и дети, когда испытывают внутренний дискомфорт от непроработанных переживаний и эмоций, неосознанно ведут себя более вспыльчиво, агрессивно или капризно. Они чувствуют, что что-то не так, но не могут понять в силу своего возраста, что именно с ними происходит и что делать.

Иногда эти эмоции влекут за собой реальное ухудшение здоровья.

Поэтому, прежде чем давать детям кучи лекарств, водить по врачам, иногда лучше сходить на одну консультацию к профессиональному психологу, который сможет увидеть их эмоциональное состояние и помочь без лекарств восстановить здоровье.

10 характеристик, присущих людям, выросшим в среде эмоционального пренебрежения

  • Чувство пустоты,
  • контрзависимость,
  • недостаточное знание себя,
  • малое сострадание к себе (вероятно, в пользу других),
  • склонность к чувству вины и стыда,
  • направленный на себя гнев и самообвинение,
  • глубокое чувство ущербности или непохожести на других,
  • сложности с заботой о себе,
  • проблемы с самодисциплиной,
  • трудности с идентификацией, опознаванием и пониманием того, как работают эмоции у себя и других.

20 утверждений, которые часто произносят люди с детским эмоциональным пренебрежением

  1. Не хочу беспокоить.
  2. Мне не нужна помощь.
  3. Все, чего ты хочешь, меня устраивает.
  4. Мне нечего сказать.
  5. Я ничего не чувствую.
  6. Извините.
  7. Я ленив/ленива.
  8. Какой в этом смысл?
  9. Мне ничего не нужно.
  10. Для меня это не имеет значения.
  11. Мне никто не нужен.
  12. Это моя вина.
  13. Я не знаю, что я чувствую.
  14. Я могу сделать это сам/сама.
  15. Я справлюсь.
  16. Я не такой умный/привлекательный/способный, как другие люди.
  17. Я никуда не вписываюсь.
  18. Почему ты не можешь просто быть счастливым?
  19. Просто перестань чувствовать себя так.
  20. Я не знаю, чего хочу.

Тысячи людей с опытом эмоционального пренебрежения в детстве то и дело повторяют эти фразы даже не задумываясь. Удивительно, но на самом деле это практически всегда очень далеко от реального положения дел!

Эмоции можно и нужно подавлять — поможет в будущем

Некоторые думают, что успеха в жизни добиваются те, кто не показывает свои эмоции и вообще их игнорирует. На самом деле, это не так: чувств невозможно избежать, человек всегда испытывает эмоции. Подавляя эмоции на публике, ребёнок автоматически будет делать это внутри себя.

Такие действия могут привести к нестабильному поведению и нервным срывам. Помните, что самые важные решения в своей жизни человек принимает потому, что он эмоционален. Друзья, отношения, работа — успех во всех этих сферах определяется эмоциональным комфортом.

Надо пытаться уберечь ребёнка от всевозможных ошибок и разочарований

Не хотите, чтобы ребёнок чувствовал разочарование в своих поступках, как это было у вас в детстве? Некоторые оберегают детей настолько, что ребёнок вообще не ошибается. И это плохо. Именно поражения учат избегать неверных решений в будущем. Если ошибаться позже, то будет намного больнее.

6 признаков эмоциональной депривации у детей

Представьте, что вы не получаете никаких проявлений любви от самых главных в вашей жизни людей. Именно так себя и чувствуют дети с эмоциональной депривацией. Будьте любящими родителями и заставьте своих детей почувствовать, насколько они важны для вас.

Как быть Леди:  Развод как социальная проблема. Контрольная работа. Социология. 2015-08-03

Поцелуи, объятия, ласка и добрые советы — это именно те признаки привязанности, которые родители должны демонстрировать своим детям. В противном случае, у них может возникнуть эмоциональная депривация. Это не пустая прихоть. Доказано, что демонстрация любви и заботы способствует хорошему психосоциальному развитию детей. Каким бы самостоятельным ни был ребенок, он практически полностью зависит от своих родителей или окружающих его взрослых.

Причем, не только с экономической или образовательной точки зрения, но и в эмоциональном и психологическом плане. Причины и последствия эмоциональной депривации у детей. Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы родители демонстрировали ему свою любовь и понимание. Когда ребенок растет в здоровой эмоциональной среде, он перенимает хорошие привычки, которыми затем руководствуется в общении с другими людьми. Тем не менее, многие дети испытывают недостаток любви. В этом виновата либо семья, либо их непосредственное окружение. Когда происходит такая эмоциональная депривация, ее последствия непосредственно влияют на поведение детей. Эмоциональная депривация у детей и ее признаки.

В детстве дети нуждаются в знаках любви и принятия со стороны близких. Без этого они не могут чувствовать себя любимыми и защищенными. К сожалению, по мере того как ребенок растет, родители, как правило, проявляют все меньше признаков привязанности. Иногда усталость от работы и современный образ жизни, полный суеты, заставляют взрослых забывать некоторые из своих основных семейных обязанностей. Речь идет о том, чтобы демонстрировать детям любовь и заботу, напоминать им, насколько они важны. Эмоциональная депривация приводит к тому, что дети постоянно чувствуют себя одинокими или покинутыми. Связь между родителями и детьми ослабевает, и это сказывается, в том числе, на самооценке. Чтобы узнать, достаточно ли вашему ребенку проявлений любви и заботы, вам стоит проанализировать данные признаки: Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми. Он всегда занимает оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него. Ребенок страдает от стресса. Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.

1. Неповиновение У детей с эмоциональной депривацией возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, закатывают истерику или плачут. Дети, которые хотят любви и внимания от своих родителей, часто устраивают сцены. Если они не достигают своей цели, то просто увеличивают интенсивность и частоту. Типичными признаками неповиновения у детей являются: слезы без причины агрессия гнев импульсивность внезапные перепады настроения

2. Агрессия В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. Таким образом, они будут чувствовать себя значимыми и обретут достаточную уверенность, чтобы рассказать о том, что их беспокоит.

3. Чувство незащищенности Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, то постоянно держат оборону. По этой причине недоверие со стороны ребенка является ясным сигналом о том, что что-то идет не так.

4. Страх Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое будет усиливаться по мере взросления. Страх быть брошенным существует у каждого ребенка. Однако когда дети не видят знаков любви со стороны родителей, он лишь усиливается.

5. Плохая успеваемость Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания. По мнению психологов, у детей с эмоциональной депривацией часто появляются проблемы с речью и с учебой. В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить гораздо позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.

6. Зависимость от гаджетов Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения удобно, что дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако, технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.

Заключение. Эмоциональная депривация у детей приводит к тому, что у них появляется страх потерять своих близких. В результате ребенок постоянно находится в напряжении. Он настороженно относится ко всему, что происходит вокруг него. Дети, которые растут в семьях, где не хватает любви, находятся в состоянии постоянной тревоги. Они постоянно стремятся к эмоциональным отношениям, которые могут удовлетворить их потребность чувствовать себя любимыми. Необходимо учитывать, что дети нуждаются в постоянном проявлении любви и привязанности. Они не могут нормально расти без ласки, поцелуев и объятий. Искренняя любовь и забота со стороны родителей имеют решающее значение для формирования личности и созревания мозга. Доказано, что если ребенок растет, не чувствуя любви, развитие нейронов идет медленнее, и это снижает познавательные способности. Эмоциональная депривация может привести к тому, что из ребенка вырастет очень неуверенный в себе человек. Он будет отличаться эмоциональной незрелостью, эгоизмом и проблемами идентичности. Когда дети растут в среде, где нет места проявлению чувств, у них в дальнейшем возникают проблемы с поддержанием стабильных отношений и часто случаются конфликты с окружающими.

Как быть Леди:  Андрогинность - это признаки третьего пола? Кто такие андрогины и что отличает их от остальных?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу.

Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден).

Как распознать детскую депрессию?

В разном возрасте признаки депрессии проявляются по-разному. У малышей дошкольного возраста – плохой аппетит, капризы, вялые движения, незначительная прибавка в весе по сравнению с нормой.

Депрессия в дошкольном возрасте напрямую связана с состоянием физического здоровья. У ребенка в этом возрасте можно заметить и характерные для взрослой депрессии признаки, такие как: печаль, тихий голос, скудная мимика, «шаркающая» стариковская походка.

У ребят младшего школьного возраста наблюдаются: снижение или потеря интереса к играм и хобби, ощущение тоски и печали, отсутствие друзей, безразличие к окружающему миру. Типичные жалобы ребенка будут звучать примерно так: «скучно», «плохо», «мне это не интересно», «как-то мне не так».

Сережа, 5 лет. Родители обратились к психологу с жалобами на повышенную тревожность и плохой сон у ребенка. Мальчик ходит в сад с 3 лет, всегда отличался эмоциональностью, тревожностью, плохим аппетитом и нарушением сна. Проблемы усугубились с началом подготовки к школе.

Психолог предложила мальчику нарисовать рисунок, показала комплекс дыхательных упражнений, направленных на саморегуляцию, а также дала специальный блок упражнений – «гимнастика для мозга».

В депрессивном состоянии отмечается повышенная слезливость. Чем младше ребенок, тем чаще он может плакать по поводу и без. Также отмечается повышенная чувствительность, жалостливость не только по отношению к себе, но и другим (случайно раздавленная букашка, надломленная ветка, сорванный цветок, бездомное животное).

По внешнему виду депрессивного ребенка видно невооруженным глазом. У него угрюмое, мрачное, тоскливое выражение лица. Такие ребята не верят в родительское принятие и своим поведением требуют подтверждения любви. Могут по много раз задавать один и тот же вопрос:

Как учить детей чувствовать себя и других?

Давайте вспомним, как маленький ребенок учится говорить, как знакомится с окружающим миром.

Взрослые сначала рассказывают ему про то, что его окружает, какое оно, какие звуки издает, к каким последствиям приводит.

«Это собачка. Она лает: гав-гав», «Это стол, он твердый», «Это снег, он холодный» и т.д.

Точно так же надо начинать знакомить детей с эмоциями. Показывать их, называть, объяснять, как они ощущаются, что их вызывает, что нормально испытывать разные эмоции.

«Мама расстроена», «папа устал», «ты радуешься/грустишь/злишься…»

Конечно, взрослым нужно начинать с себя. Сначала у себя научиться замечать эмоции и чувства, а потом помогать ребенку их отслеживать. Но это в идеале. В реальности можно развивать эмоциональную сферу вместе с детьми.

Главный момент — мы констатируем эмоции без оценки. Не «хорошо» или «плохо», а называем как факт, как данность, что такая эмоция сейчас возникла.

Это непросто. Не у каждого взрослого получается принимать негативные эмоции как факт и не выражать свое отношение к ним.

Есть волшебная фраза: «Это нормально! Я тоже в такой ситуации…» — и продолжаете по обстоятельствам. Она поможет и родителю вспомнить, что появление эмоций в ответ на какое-то событие — это норма. И детям привыкать к тому, что эмоции — это хорошо. Все эмоции — это естественная реакция организма на события во внешнем мире.

Что происходит, когда родители разделяют эмоции на хорошие/плохие и ругают детей за проявление «плохих»? Дети воспринимают это так: «Когда я испытываю плохую эмоцию — я плохой!»

И, как следствие, начинают у себя отрицать проявление негативных эмоций, ругают себя за них, злятся на себя, боятся тоже стать плохими, нелюбимыми и не нужными родителям.

Какие бывают эмоции

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Какие эмоции отрицают дети?

У разных детей разные эмоции попадают в разряд плохих, но чаще всего это ревность, агрессия, страх. Иногда у мальчиков это забота, любовь.

Как быть Леди:  Как убежать от реальности. Зависимость

Но эмоции, если появляются, не исчезают сами собой. Они остаются в теле в виде блоков, с которыми ребенок и идет во взрослую жизнь…

Знакомство с эмоциями, понимание, что испытывать их нормально, — это первый и очень важный этап. Здесь нам помогут два несложных упражнения.

1. «Называть эмоции»

Каждый день называйте ребенку свои чувства, эмоции, эмоции других людей, называйте чувства, которые он сейчас испытывает, чувства, эмоции, которые испытывает персонаж мультфильма, фильма.

«Я вижу, ты сейчас злишься. Это нормально. Я тоже иногда злюсь».

«Малыш, я сейчас раздражена (объясните причину). Давай через 30 минут поговорим».

«Папа радуется», «бабушка уставшая», «пес испугался», «Лунтик огорчен» и т.д.

Задавайте ему вопросы:

«Что у тебя сегодня в школе было самого смешного/грустного/странного?»

Уже через несколько дней вы заметите, как дети станут быстрее находить и называть свои эмоции, будут нормально реагировать на эмоциональные состояния родителей.

2. «Угадай эмоцию»

Играть можно вдвоем, а можно всей семьей, с друзьями.

Сначала один человек показывает без слов эмоцию, а остальные должны угадать, что это. Для детей можно подготовить список эмоций, чувств, состояний, чтобы им было легче показывать.

Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, дети научатся быть более внимательными к себе. Они будут лучше чувствовать других людей — кому доверять, кому нет. А многие поведенческие проблемы будут решаться легче и быстрее.

От редакции

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Признаки депрессии у подростков

Депрессия у подростков отличается своей яркостью. Гормональная перестройка всего организма, меняющаяся внешность только усугубляют и так непростое состояние. К физическим изменениям добавляются душевные переживания. Появляется ощущение своей незначительности, ущербности, ненужности.

Чувство вины перед самим собой («я ничего не могу», «у меня все плохо получается», «я не такой как все») и родителями («от меня все беды и несчастья», «я плохая и никчемная»). Проявляться такие переживания могут в поведении, когда подросток становится вялым и безразличным или наоборот ведет себя демонстративно грубо и вызывающе, а также в тревожных мыслях о своей внешности, здоровье.

Подросток утрачивает интерес к увлечениям, которые раньше доставляли радость и удовольствие. «Убивает» время перед телевизором, «зависает» в социальных сетях, уходит в компьютерную реальность, прогуливает уроки или вообще не ходит в школу. При этом может испытывать чувство вины за отсутствие силы воли.

Родители бывают твердо убеждены, что это все лень и «дурной» характер, пытаются его перевоспитать, наказывают. И получают за свои действия сполна – грубость, резкость, враждебность, а иногда и физическая агрессия. В семье начинаются конфликты, ухудшается коммуникация и отношения.

Признаки детской депрессии у дошкольников

В дошкольном возрасте признаки депрессии отличаются своим разнообразием. В некоторых случаях – одна, но постоянная жалоба, например, болит голова, в других – целый «букет». Наиболее часто малыши-дошколята жалуются на боли в животе, а ребята младшего школьного возраста на головокружение и головные боли.

У детей, склонных к депрессии, часто наблюдается повышенная тревожность, страхи, которые могут усиливаться к вечеру (ночи). Страхи также отличаются свои разнообразием:

Причины детской депрессии

Как и у любого заболевания, у детской депрессии есть определенные внешние и внутренние предпосылки и причины.

Самым распространенным психотравмирующим фактором у детей до 4 лет считается ранняя сепарация, когда ребенка по тем или иным обстоятельствам разлучают с матерью. Например, малыша помещают в больницу, детский сад или ясли, дом малютки.

Школьная дезадаптация, как признак детской депрессии

Дезадаптация в школьном коллективе проявляется сложностями в запоминании пройденного материала и, как правило, дает о себе знать постепенно. Ребята тратят много сил и времени на подготовку к занятиям, испытывают проблемы в освоении новых знаний, часто не понимают только что прочитанного материала.

Родители жалуются, что у ребенка плохая память, внимание, рассеянность, неусидчивость. Дома со взрослыми задания делает, а у доски рассказать не может. Не умеет решать самые простые математические задачи. Не может пересказать текст. Забывает дома учебники, тетради.

Дети начинают думать, что учителя их считают «бестолковыми», «тупыми», сверстники не хотят с ними общаться, а родители все свое внимание и любовь отдают братьям и сестрам. У ребенка появляется неуверенность в себе и своих силах, пропадает мотивация и интерес к занятиям, появляется социальная отчужденность.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий