ИНТРОСПЕКЦИЯ — что такое в Большом психологическом словаре

ИНТРОСПЕКЦИЯ - что такое в Большом психологическом словаре Женщине

Описание метода

Интроспекция очень полезна в познании человеком себя самого и своей деятельности. Этот метод практичный, он не требует дополнительных эталонов и инструментов. Его самое весомое преимущество перед другими методами заключается в том, что никто и никаким способом не может узнать человека лучше, чем он сам себя.

Метод очень хорош тем, что человек нуждается только в собственной помощи и желании. Он должен хотеть познать себя, уделить этому время.

Но у метода есть и недостатки, самые серьезные из них:

  • Необъективность – человек может преувеличивать, приукрашивать или не замечать, какие-то черты, искажая картину того, что видит в себе.
  • Субъективность – человек воспринимает свой внутренний мир таким, каким ему очень хочется его видеть, то есть может скрыть какие-то аспекты.

Взрослые люди, как считал Локка, совершают такие основные действия:

  • Познание окружающей действительности.
  • Переработка информации, полученной из этой действительности.

Дети вообще не способны осуществлять интроспекцию, так как их психика не достаточно сформирована.

Что такое интроспекция?

Интроспекция – это способ обращения человека вглубь самого себя с целью самопознания. Это самонаблюдение, самопознание, самоанализ с целью не осудить или дать оценку, а с целью понять самого себя. Вот чем интроспекция отличается от угрызений совести, когда человек начинает копаться в самом себе, а потом еще отрицательно оценивать свои мотивы и поступки, считать их неправильными.

Интроспекция – это способ познать самого себя. Для этого человек должен просто наблюдать за своими психическими процессами, возникновением желаний, эмоций и пр. Здесь не нужно ничего оценивать и осуждать. Нужно просто наблюдать. Если все делать правильно, то можно не просто понять себя, но и осознать, почему вы совершили так много ошибок, что вами управляет. Когда человек понимает самого себя, он может измениться в том направлении, в котором он сам пожелает.

Для того чтобы принять себя такими, какие вы есть, нужно начать с прощения. Все люди совершают ошибки. Порой человек винит себя больше, чем это делают другие люди. Порой только вы считаете себя в чем-то виноватыми, а другие люди вообще не держат на вас зла. Поэтому нужно сначала простить самих себя, чтобы увидеть, винят вас другие люди или нет.

Извиняясь перед кем-либо, люди порой сами себя не прощают. Как можно вас извинить, если вы сами себя во всем вините? Другие люди могут вас уже давным-давно простить, а вы продолжаете думать, будто они на вас обижаются. А знаете, почему так происходит?

Потому что вы сами себя вините и от этого переносите свои мысли на других людей. Вас уже все простили, но вам кажется, будто на вас обижаются, потому что вы не прощаете самих себя. Это называется «перенос», когда вы проецируете собственные мысли на других людей, думая, что они думают о вас точно так же, как и вы — сами о себе.

Простите для начала самих себя. Порой не нужно просить прощения у других людей. Иногда не нужно тратить свое время и нервы на получение прощения от окружающих. Самое главное – не винить самого себя. Пока вы вините себя и не прощаете, вам не помогут даже извинения других людей. Но если вы себя простите, то вам могут даже не понадобиться слова «прощаю» от окружающих.

Самое главное – прости самих себя. Тогда становится ясным, нужно ли тратить время на получение прощения от других людей или они уже вас давным-давно простили.

В процессе интроспекции важно не переусердствовать. Ведь человек может удариться в другую крайность – самокопание

Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны. Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие.

Смотреть что такое интроспекция в других словарях:

– метод познания и психическая деятельность, направленная вовнутрь и связанная с пристальным наблюдением человека за своими собственными желаниями, чувствами, мыслями, фантазиями, переживаниями.
С точки зрения философии, интроспеция является самонаблюдением, свидетельствующим о способности человека обращать внимание на свой собственный внутренний мир. С точки зрения психоанализа, инстроспекция не только играет важную роль в изучении нормальных и патологических процессов и выступает в качестве необходимого средства познания бессознательного, но и может обернуться патологическим проявлением чрезмерного интереса пациента к своей собственной личности.
З. Фрейд обратил внимание на такие особые виды интроспекции, как свободное ассоциирование и анализ сопротивлений. Тем самым он освободил интроспективное наблюдение от различного рода искажений, выступающих в форме всевозможных рационализаций. Вместе с тем он показал, что интроспекция может приводить к преобладанию фантазий в жизни человека и служить питательной почвой для возникновения нарциссических неврозов. Кроме того, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд высказал мысль, что при изучении нарциссических неврозов важно исходить из психологии Я, которая должна основываться «не на наших самонаблюдениях», а на анализе «нарушений и распадов Я».
Проблема двойственности интроспекции (как метода познания психических процессов и как одного из возможных источников невротических заболеваний) привлекла к себе внимание ряда психоаналитиков. В частности, американский психоаналитик Х. Кохут (1913–1981) подверг пристальному рассмотрению такие формы наблюдения, как внутренняя интроспекция и викарная интроспекция, то есть эмпатия, что нашло свое отражение в его докладах, прочитанных на заседании Международной психоаналитической ассоциации в Париже и в Чикагском психоаналитическом институте в середине и конце 1957 г., и в опубликованной им статье «Интроспекция, эмпатия и психоанализ: взаимоотношения между способом наблюдения и теорией» (1959).
Х. Кохут отметил, что в психоанализе бессознательное рассматривается в качестве психоаналитических структур не только потому, что психоаналитик подходит к нему с интроспективным намерением, но и потому, что пытается понять его в рамках интроспективного опыта. Вместе с тем он показал, что, как и любая наука, психоаналитическое познание имеет свои пределы, соответствующие интроспективному методу наблюдения, то есть границы психоанализа определяются границами возможностей интроспекции. Одновременно Х. Кохут подчеркнул, что активная интроспекция при нарциссических неврозах и пограничных состояниях приводит «к признанию борьбы неструктурированной души в целях поддержания контакта с архаическим объектом или едва заметной сепарации от него».
В современном психоанализе проблема интроспекции рассматривается в нескольких ракурсах: в плане потенциальных возможностей и ограничений психоанализа как специфического опыта познания бессознательного, основанного на психоаналитической интроспекции; с точки зрения того, как и в какой степени аналитик интроспективно переживается пациентом в рамках архаических межличностных отношений; в контексте невротических расстройств, имеющих нарциссическую природу и связанных с тревожностью, порожденной чрезмерной интроспекцией пациента; с позиций терапевтического воздействия, направленного на ослабление патологической интроспекции и усиления нормальной способности человека к самонаблюдению…. смотреть

(лат. introspectare — смотреть вглубь) — метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Хронологически первый метод психологической науки. Обязан своим появлением картезиан-ско-локковскому пониманию предмета психологии. Согласно Декарту в природе человека, проявляются два противоположных, независимых начала: душа и тело, проистекающие из двух различных субстанций: материи — субстанции протяженной и не мыслящей и души — субстанции мыслящей и не протяженной. В соответствии с этим Декарт ввел два новых понятия: рефлекс, управляющий деятельностью тела, и сознание как проявление духовной субстанции. Именно у Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становится центральным понятием психологии вплоть до конца 19 в. При этом сам Декарт термин «сознание» не употреблял, вместо него он использовал термин «мышление», которое он определяет как «все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно самим собой». Таким образом, Декарт ввел принцип И., самоотражения сознания в себе самом. Такое интроспективное понятие сознания, замкнутого в себе, отражающего не внешнее бытие, а самое себя, определило метод его изучения, долгое время остававшийся единственным методом психологии — И. В психологических исследованиях И. применялась не как тривиальное самонаблюдение, а как специально тренируемое. Испытуемые обучались самонаблюдению по специально разработанным правилам. Однако, практика применения И. показала ее крайнюю ненадежность. В показаниях различных испытуемых отсутствовала повторяемость, что исключало возможность каких-либо обобщений. Не удалось дать сколько-нибудь серьезных причинных объяснений полученных фактов. Но самым сложным оказалось разработать язык, на котором можно было бы говорить об элементах самого сознания, а не об отражаемых ими объектах. Причина этого в том, что человек воспринимает не свое восприятие, а окружающую его среду, переживает не свои переживания, а события своей жизни. Метод И. выступил основополагающим в психологии Вундта и его школы; наиболее последовательно был реализован в «структурной психологии» Э. Титченера и философско-психологических программах реконструкции непосредственных переживаний индивида (Брентано, К. Штумпф, О. Кюльпе); в психологии Вюрцбургской школы был дополнен методом ретроспекции. Реакцией на интроспективную психологию был бихевиоризм. В настоящее время И. или самонаблюдение является необходимым методом психологии, относящимся к классу методов наблюдения. Так или иначе он присутствует во всех остальных методах, т.к. испытуемый не может, например, дать самоотчет экспериментатору, заполнить анкету или участвовать в беседе и т.п., не наблюдая себя. Как самостоятельный метод И. дополняется объективным наблюдением, что позволяет результаты самонаблюдения проверить данными наблюдения внешнего. В социальной философии метод И. был актуализирован в рамках такого направления, как историцизм в ранних его версиях (см., например, трактовку Дильтеем И. как одного из адекватных методов «понимания жизни» — наряду с «вчувствованием», «вживанием» и др.). В. А. Поликарпов… смотреть

Как быть Леди:  Как повысить самооценку

(от лат. introspectare смотреть внутрь) процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих. В дуалистической философии, разделяющей вещественную природу (материю, включая человеческое тело) и духовную (содержание сознания), интроспекция является основой психологической методологии. Как таковая, она имела первостепенное значение для многих философов, включая Томаса Гоббса, Джона Локка, Джорджа Беркли, Дэвида Юма, Джеймса Милля, как и для живших в 19 в. основоположников экспериментальной психологии Вильгельма Вундта, Освальда Кюльпе, Э. Б. Титченера. Для всех них содержание сознания представлялось результатом непосредственного внутреннего опыта: наличие переживания означало знание о нем. В этом смысле интроспекция представлялась самодостаточной: она не могла солгать. Вундт и Титченер, так же как и Кюльпе в своих ранних работах (до 1893), придерживались мнения, что интроспекция обнаруживает в сознании динамический комплекс по преимуществу чувственных данных: ощущений как таковых, образов и переживаний, близко напоминающих ощущения. Этот взгляд известен под названием классической интроспекции и в результате позднейших исследований в значительной степени утратил популярность. Др. психолога, однако, обнаружили и иное содержание сознания. Франц Брентано и Кюльпе в своих более поздних работах заложили основы теории интенциональности, согласно которой содержание сознания не сводилось к сенсорному компоненту, но включало безобразное мышление. Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекции являются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям. К 40-м годам как концепция дуализма, так и термин *интроспекция* в основном вышли из употребления в научной психологии, где возобладал бихевиоризм, отрицавший значение сознания. В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина *интроспекция*, а не от самого метода. Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в (1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; (2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; (3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации)…. смотреть

(лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод самонаблюдения, наблюдения за деятельностью собств. психики. Идейным отцом метода И. считается Локк. Существует два источника знаний: объекты внешн. мира и деятельность собств. ума. На первые направляются внешн. чувства, и в результате получаются впечатления (идеи) о внешн. вещах. Вторые, к к-рым относятся мышление, сомнение, вера, рассуждения, познание и желания, познаются особым внутр. чувством — рефлексией. И. некогда была признана не только гл., но и единственным методом психологии. В основе этого убеждения лежали два бесспорных обстоятельства: 1) фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться, репрезентироваться субъекту; 2) закрытость тех же процессов для внешн. наблюдателя. По мере расширения исследований обнаружились крупные пробелы и трудности. Становилась все более очевидной бессмысленность такой «экспериментальной психологии». Накапливались противоречия в результатах —иногда даже у одного автора при работе с разными испытуемыми. Обнаруживались такие содержания сознания, к-рые никак не м.б. разложены на отд. ощущения или представлены в виде их суммы. К тому же систематическое применение И. обнаружило нечувственные, необразные элементы сознания. Наконец, стали выявляться неосознаваемые причины нек-рых явлений сознания. Так, вместо торжества психологии, обладающей столь уникальным методом, в ней стала складываться ситуация кризиса. Т.о., практика применения и углубленное обсуждение И. обнаружили ряд фундаментальных недостатков этого метода, столь существенных, что они поставили под сомнение метод в целом, а вместе с ними и предмет психологии, с к-рым тогда метод И. был неразрывно связан. Н.Д.Наумов … смотреть

субъективный метод в психологии, основанный на самонаблюдении сознания. Мы занимаемся самоанализом в целях самопознания, а не самоосуждения: в этом смысле интроспекция отличается от угрызений совести. В психологии роль интроспекции трудно переоценить: только она позволяет восприятие психической реальности в качестве таковой; она служит нормой и гидом при объективных анализах человеческого поведения. А. Бергсон паже считал интроспекцию методом самой метафизики, обнажающим перед нами пути «глубинного Я», внутренней «длительности» и интуиции абсолюта. Ретроспективная философия (Лашелъе, Ланъо) опирается на интроспекцию (восприятие умственного содержания: эмоций, чувств), чтобы при помощи рефлексии вывести из нее универсальное значение всего содержимого сознания и установить иерархию ощущений (связанных с действием, восприятием и творчеством) в общей структуре личности. Чрезмерная склонность к интроспекции может привести к подозрительному отношению к миру, нередкому у психастеников: замена реального и объективного мира миром внутренним характерна для «шизофрении». Интроспективному методу противоположен бихевиористический метод, довольствующийся объективным анализом поведения. … смотреть

субъективный метод в психологии, основанный на самонаблюдении сознания. Мы занимаемся самоанализом в целях самопознания, а не самоосуждения: в этом смысле интроспекция отличается от угрызений совести. В психологии роль интроспекции трудно переоценить: только она позволяет восприятие психической реальности в качестве таковой; она служит нормой и гидом при объективных анализах человеческого поведения. А. Бергсон паже считал интроспекцию методом самой метафизики, обнажающим перед нами пути «глубинного Я», внутренней «длительности» и интуиции абсолюта. Ретроспективная философия (Лашелъе, Ланъо) опирается на интроспекцию (восприятие умственного содержания: эмоций, чувств), чтобы при помощи рефлексии вывести из нее универсальное значение всего содержимого сознания и установить иерархию ощущений (связанных с действием, восприятием и творчеством) в общей структуре личности. Чрезмерная склонность к интроспекции может привести к подозрительному отношению к миру, нередкому у психастеников: замена реального и объективного мира миром внутренним характерна для «шизофрении». Интроспективному методу противоположен бихевиористический метод, довольствующийся объективным анализом поведения…. смотреть

субъективный метод в психологии, основанный на самонаблюдении сознания. Мы занимаемся самоанализом в целях самопознания, а не самоосуждения: в этом смысле интроспекция отличается от угрызений совести. В психологии роль интроспекции трудно переоценить: только она позволяет восприятие психической реальности в качестве таковой; она служит нормой и гидом при объективных анализах человеческого поведения. А. Бергсон даже считал интроспекцию методом самой метафизики, обнажающим перед нами пути «глубинного Я», внутренней «длительности» и интуиции абсолюта. Ретроспективная философия опирается на интроспекцию (восприятие умственного содержания: эмоций, чувств), чтобы при помощи рефлексии вывести из нее универсальное значение всего содержимого сознания и установить иерархию ощущений (связанных с действием, восприятием и творчеством) в общей структуре личности. Чрезмерная склонность к интроспекции может привести к подозрительному отношению к миру, нередкому у психастеников: замена реального и объективного мира миром внутренним характерна для «шизофрении». Интроспективному методу противоположен бихевиористический метод, довольствующийся объективным анализом поведения…. смотреть

Как быть Леди:  Как правильно трогать девушку (Книги По Пикапу) / Проза.ру

(лат. introspecto смотреть внутрь) – 1. самосозерцание, самонаблюдение. Большинство психопатологических феноменов стало известным только благодаря самоотчётам пациентов, что, с точки зрения бихевиоризма, вызывает серьёзные сомнения в научной адекватности таких описаний. Согласно результатам специальных опытов социальных психологов, ориентированных на бихевиоризм, люди в среднем гораздо чаще думают о чём-то другом или вообще ни о чём не думают, чем наблюдают за событиями своей внутренней жизни (на последнее уделяется будто бы всего около 8% времени), что может означать, что большинству участников таких экспериментов упомянутые события не представляют интереса, они бессмысленны, неприятны или хорошо известны. В отношении интровертов указанные данные, скорее всего, сильно занижены; 2. в психоанализе – взгляд внутрь, изучение своих мыслей и чувств. Отличается от самонаблюдения тем, что интроспекция используется для обозначения тревожной или нарциссической озабоченности собой, тогда как самонаблюдение подразумевает объективное исследование самого себя…. смотреть

— (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума (см. рассудок и разум), структурирующего сознание, и т. п. И. долгое время была главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека (см. интроспективная психология). Однако в начале ХХ века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии И. объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным. Тем не менее И. всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа (см. рефлексия) и т.п. приемах изучения внутренней духовной жизни человека, результатом чего являлись не только данные протоколов исследования, но и выдающиеся философские и литературные произведения, появление к-рых без внутреннего самоисследования, вчувствования и самоотождествления было бы невозможно…. смотреть

лат. intro— внутрь, spectare — смотреть) — наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение. И. связана с развитием высшей формы психической деятельности — с осознаванием человеком окружающей действительности, выделением у него мира внутренних переживаний, формированием внутреннего плана действий. И. доступно лишь осознанное. Результаты ее могут быть выражены в форме высказываний людей о своих мыслях, чувствах. Идеалистическая психология считает И. единственным или осн. методом изучения психических явлений, дающим якобы возможность непосредственного проникновения в их сущность. Материалистическая психология считает, что данные И. по своему познавательному значению не выходят за границы непосредственно-чувственного познания и для изучения сущности этих данных необходимы строго объективные методы. Т. обр., для научной психологии И. выступает и как метод, и как один из объектов психологического исследования. … смотреть

от лат. introspecto — смотрю внутрь), метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение. … смотреть

интроспе́кция,
интроспе́кции,
интроспе́кции,
интроспе́кций,
интроспе́кции,
интроспе́кциям,
интроспе́кцию,
интроспе́кции,
интроспе́кцией,
интроспе́кциею,
интроспе́кциями,
интроспе́кции,
интроспе́кциях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
самоанализ, самонаблюдение, самоуглубление… смотреть

интроспе’кция, интроспе’кции, интроспе’кции, интроспе’кций, интроспе’кции, интроспе’кциям, интроспе’кцию, интроспе’кции, интроспе’кцией, интроспе’кциею, интроспе’кциями, интроспе’кции, интроспе’кциях… смотреть

1 понятие и сущность интроспекции

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.

В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века.

Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.

Существуют варианты данного метода:

  • Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
  • Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
  • Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции может являеться его необъективность, субъективизм.

Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих своим истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка.

Основаны на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения.

Зачем тебе самонаблюдение

Сталкивалась ли ты с ситуацией, когда в ваш дом приходит продавец, например, парфюмерии? Он заводит с тобой беседу, рассказывает о товаре, который принес, дает тебе послушать разные ароматы. Через десять минут ты заходишь в квартиру накупив продукции, которая тебе, в общем-то и не нужна.

Сама не заметила, как это произошло. И такие сиюминутные покупки мы совершаем повсеместно. Решения, принятые спонтанно могут обернуться, как минимум, сожалением, а бывает, что и большими проблемами. Мы постоянно подвергаемся влиянию окружающих людей.

ИНТРОСПЕКЦИЯ - что такое в Большом психологическом словаре
Фото Brad Lloyd on Unsplash

Мы легко можем поддаться всеобщей панике. Как это работает? В ситуации страха и неизвестности в рамках ограниченного времени, мы не можем, а точнее, не успеваем принять решение куда двигаться, хотя адреналин требует от нас реакции (бей или беги). И вот, один человек побежал.

Но проблема в том, что этот человек может понятия не иметь куда он бежит, он поддался страху. Но в критической ситуации мы не успеваем все это проанализировать и просто бездумно следуем за ним.

Но если в нас развит навык самонаблюдения, то в сложной ситуации мы можем проанализировать ситуацию. Что я делаю? Чего я хочу? Почему я слушаю продавца, который говорит об уникальности этого мужского парфюма? Из вежливости? Я не хочу быть грубой? Но зачем мне мужской парфюм, если я живу одна?

Или в общении с токсичной личностью. Что этот человек от меня хочет? Каки чувства я испытываю, находясь рядом с ним? Зачем мне это нужно? Чего я хочу на самом деле? Может быть, уйти? А разве я не могу? Разве я обязана оставаться рядом с таким человеком? Кто мне внушил это?

Как быть Леди:  Как понять, что девушка тебя разлюбила: основные признаки

Так и в ситуации паники. Все побежали. Куда они побежали? За кем? Они просто поддались стадному инстинкту. Что я чувствую? Страх? Тревогу? Чего я хочу? Что будет для меня полезно? Стоит ли мне идти за толпой? Или мне нужно идти совершенно в другом направлении?

ИНТРОСПЕКЦИЯ - что такое в Большом психологическом словаре
Фото Max Felner on Unsplash

Все это – вопросы рефлексии, которые начинаются с наблюдения за собственными чувствами и мыслями.

Владея навыком самонаблюдения, ты перестанешь поддаваться сиюминутным порывам, манипулятивному воздействию окружающих и больше не будешь бездумно реагировать на внешние негативные стимулы.

Интроспективная психология

Интроспективная психология — обобщённое название ряда несвязанных между собой психологических концепций, исходящих из постулата о неопосредованности и принципиальной непередаваемости субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов.

При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения.

Теоретические основания этого методологического направления могут быть найдены в философии XVII века, в трудах Р. Декарта и Дж. Локка.

К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также исследования Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова. Философско-психологические идеи Декарта нашли своё развитие в феноменологии Э. Гуссерля.

Интроспекция в повседневной жизни

В повседневной жизни каждый может пользоваться этим методом для обретения гармонии с самим собой. Если внимательно прислушиваться к своим ощущениям, эмоциям, которые возникают в тех или иных ситуациях, можно наметить направления саморазвития. Если сочетать самонаблюдение с медитацией, можно развивать свою эмоционально-волевую сферу.

Кроме того, систематические занятия, обращенные к собственному внутреннему миру, развивают наблюдательность, помогают справиться с рассеянностью. Люди, освоившие данный метод, по-другому смотрят на мир: замечают детали в интерьере, учатся улавливать перемены настроения собеседника, считывать его эмоции по мимике. У них улучшаются навыки работы с информацией.

Однако обучить этому методу детей – практически непосильная задача, так как их психика подвижна, сосредоточиться на собственных ощущениях, мыслях и эмоциях им крайне трудно.

Интроспекция в психологии

Интроспекция популярна в психологической практике, однако здесь возникает немало проблем, которые в большей степени связаны с субъективным видением человека самого себя, а также его нежеланием рассказывать о себе всю правду окружающим. Специалист может использовать интроспекцию, однако она всегда будет неполной.

И все же интроспекцию можно использовать самостоятельно хотя бы ради того, чтобы просто познать самого себя. Самым главным критерием здесь остается наблюдение. Не пытайтесь оценивать и делить свои проявления на «плохие» и «хорошие». Просто наблюдайте и понимайте, что в вас это есть, не бегите от этого.

С самого детства всем людям сначала родители, потом воспитатели и учителя, затем друзья, другие люди и общество в целом что-то говорят, чему-то учат и указывают. Если в детстве ребенок еще все воспринимает на веру, то по мере своего взросления каждый человек понимает, что общество, родители и друзья тоже могут ошибаться. Более того, есть люди, которые используют, манипулируют, провоцируют тоже при помощи информации.

Таким образом, установки общества и родителей – это способ, чтобы человек действовал в их угоду, возможно, в ущерб самому себе.

Сколько людей жертвуют собой только потому, что когда-то им сказали, что нужно помогать ближним? Сколько людей готовы сами голодать, лишь бы накормить ближнего? Сколько людей тратят годы, чтобы получить высшее образование, вместо того чтобы работать и учиться уже на месте?

Сколько людей создают семьи, когда на самом деле этого не хотят? Таких примеров можно привести великое множество. И можно сказать, что люди страдают не потому, что жизнь тяжелая и несправедливая, а потому, что люди пытаются жить по чужим правилам, а не по своим.

Лучше слушаться самого себя, когда речь идет о том, каким человеком вам быть, к чему стремиться, как жить, кого любить, где работать и т. д. Все, что касается лично вас, должно оставаться той территорией, на которой никто другой не имеет права командовать.

Если в детстве вы не понимали, что происходит, то сейчас, во взрослом возрасте, у вас есть выбор. Если вы слушаетесь кого-то, то это ваш выбор. И не плачьтесь от того, что вам плохо живется. Если вы слушаетесь себя, то должны сами понимать, что все результаты – это ваша заслуга.

Как повысить точность метода?

Чтобы повысить точность метода интроспекции, нужно учитывать ряд рекомендаций:

  1. При проведении самонаблюдения следует отложить любые дела, попробовать разгрузиться. Нужно заниматься привычной деятельностью, общаться с семьей, друзьями, ходить на работу.
  2. Не стоит пытаться наблюдать за собой в моменты сильных переживаний, при депрессии, апатии, после тревожных событий, которые оказали негативное влияние на состояние человека.
  3. Необходимо везде носить с собой диктофон или записную книжку. Они нужны, чтобы отмечать информацию о проявлениях психики в разные жизненные моменты. Если пытать запоминать данные, отмечать их позднее, представление о них изменится, не сможет считаться точным.
  4. Рекомендуется интересоваться о своем поведении, проявлении эмоций у окружающих. Лучше, если этот будут родственники. Так можно сопоставлять собственные мысли о себе, с мыслями других. Важно, чтобы позиция других не изменила представление.

Фото 2211

Преимущества и недостатки

Положительные стороны:

  1. Если у человека нет проблем, которые его сильно волнуют, он пребывает в норме относительно психического состояния.
  2. Человек, который наблюдает за собой, знает свои ощущения, эмоции, чувства, поведение лучше других.
  3. Для проведения исследования не нужно использовать специальное оборудование, иметь практический опыт в проведении подобных практик.

Недостатки:

  1. Субъективность. Человек будет воспринимать внутренний мир зависимо от личных желаний. Поэтому практика самонаблюдения часто показывает ложные сведения. Участники не редко скрывают какие-либо моменты.
  2. Необъективность. Часто люди, которые наблюдают за собой для предоставления информации специалистам, уменьшают, преувеличивают или не замечают некоторых проявлений психики.

Фото 2210

Проблематика

Интроспекция — спорная методика получения информации в психологии. У нее есть некоторые проблемы. Основная из них — отличие восприятия собственных ощущений, чувств у разных людей. Одинаковые чувств, мотивы, желания могут изменяться под воздействием разных факторов.

С помощью этой методики рассматриваются не психические процессы, а только следы их проявления. Чувства, мысли развиваются стремительно, когда придет время делать выводы, они будут изменены.

Интроспекцию можно использовать не всегда. Например, она не даст результата при нестабильном психическом состоянии человека, наличии психологических заболеваний, депрессии, апатии. С ее помощью невозможно получить точные данные от детей, наркозависимых людей.

В XIX веке интроспекция занимала главную позицию в получении информации о проявлениях человеческой психики. После появления других практик она перестала быть востребованной. Быстрое снижение популярности связано с необъективностью и субъективность интроспекции. Из-за недостатков она была отнесена к ненаучным практикам.

Современная психология, интроспекция и рефлексия

В нынешних условиях интроспекция воспринимается как исторический этап развития психологических экспериментов. Теперь психологи проводят исследования с точностью до наоборот. По аналогии с классическим примером ранней психологии, интроспекция в которой занимала главенствующее место, берется тот же самый предмет – красное яблоко.

Но испытуемый должен сказать, что именно он держит в руке, не вдаваясь в аналитические изыски. Только так можно анализировать психологическое состояние человека на момент эксперимента. Аналитическая интроспекция и самонаблюдение на сегодняшний день – понятия различные. Постижение фактов собственного сознания именуется моноспекцией, а рефлексию заменяет прямое знание.

Психолог экспериментатор, при проведении тестового задания полагается на собственную изощренность ума, а не на замысловатые умозаключения испытуемого. Только в этом отношении метод интроспекции используется как инструмент собственного познания, и данные самонаблюдения представляют собой не что иное, как профессиональный опыт.

Относительно теории раздвоения сознания у психиатров сложилось несколько иное мнение, которое выражается в четкой формулировке – шизофрения. Что касается самопознания, оно не имеет к интроспекции никакого отношения.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий