Фасилитация в бизнесе и обществе — Facilitation Dojo

Фасилитация в бизнесе и обществе - Facilitation Dojo Женщине

Виды фасилитации

Эффект фасилитация бывает:

  • психологический;
  • педагогический;
  • спортивный;
  • экофасилитация.

Во время тренинга фасилитатор использует следующие техники:

  1. Поиск будущего для компаний, которые заинтересованы в прогрессе.
  2. Выход за рамки, подразумевающий поиск новых способов взаимодействия.
  3. Мозговой штурм, где все участники обмениваются информацией.
  4. Поляризация мнений, с помощью которой избегают негатива при обсуждении.
  5. Открытое пространство, которое подразумевает пошаговый метод в поиске решений.

Фасилитация является очень гибким методом в общении с людьми. Именно поэтому руководители компаний используют социальную фасилитацию для сплочения коллектива. Так все сотрудники начинают смотреть в одном направлении и трудиться на благо всей компании, что в ближайшем будущем скажется положительно. Для сплочения коллектива также можно использовать курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн интенсив».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная фасилитация и ингибиция 460 руб.
  • Реферат Социальная фасилитация и ингибиция 250 руб.
  • Контрольная работа Социальная фасилитация и ингибиция 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

В психологии социальная фасилитация – это есть влияние оценки социума на производительность.

Безусловно, данное явление вызвало большой интерес в научных кругах и привело к тому, что начатые Н. Триплеттом, исследования, были продолжены. Позже было выяснено, если вокруг исполнителя находятся пассивные наблюдатели, то эффективность выполнения определенной задачи значительно снижается. Эти два феномена завели общую теорию фасилитации в тупик.

Замечание 2

Что касается социальной ингибиции, то она, подразумевает снижение продуктивности выполняемой деятельности, уменьшение её скорости и качества в присутствии посторонних людей, даже если они воображаемые.

Социальная ингибиция зафиксирована не только у людей, но и у животных.

Таким образом, фасилитация и ингибиция противоположны друг другу, но могут появляться в одинаковой степени.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Изучая этот феномен, Ф.Олпорт и Н. Трипплет подсчитали, какое количество людей обладает этими свойствами – около 40% проявляют эффект социальной фасилитации, 20% – эффект социальной ингибиции и 40% людей никак не реагируют на присутствие посторонних во время своей работы (их показатели не ухудшаются и не улучшаются).

В условиях интеллектуально сложной и простой, почти механической работы, феномен «фасилитация-ингибиция» проявляется принципиально по-разному. Интеллектуально сложная деятельность при наблюдателях ухудшается, а простая — активизируется.

Замечание 3

Феномен «фасилитация-ингибиция» зависит от социальных и социально-психологических характеристик личности.

Изучение механизмов социальной фасилитации

УДК 378

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФАСИЛИТАЦИИ

Владимирова М.М., 2Васина В.В., 1Мухаметзянова Ф.Г.

florans955@mail.ru

‘Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

2Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань, Россия

Аннотация: В статье представлены вопросы изучения феномена социальной фасили-тации. Авторы в рамках онтологического подхода рассматривают механизм социальной фаси-литации. Фасилитатор своим присутствием помогает взглянуть на себя и ситуацию со стороны. Это видение себя и своей миссии происходит и на более высоких уровнях сознания. Дихо-томичность мира предполагает противостояние противоположных интересов субъектов взаимодействия. Эти противоположности создают напряженность, которая проявляется в виде движущей силы и может перейти в созидающую силу. Социальная фасилитация необходима в профилактических целях в предконфликтных ситуациях при высоком уровне развития субъ-ектности участников взаимодействия. Эмпирически выяснено, что восприимчивость к фасили-тационному воздействию у студентов вуза приводит к изменению коммуникативной компетентности, стратегий поведения в конфликтных ситуациях, личностной идентичности и социальной активности под воздействием присутствия третьего лица. Готовность к психологической и педагогической фасилитации связана с оптимальными значениями коммуникативной компетентности, волевого потенциала и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации. Фасилитация проявляется как интегральная характеристика профессионала, готового к общению, эмпатии и присоединению. Статья представляет интерес для педагогов и психологов в системе высшего образования, готовых проявить себя как фасилитаторы.

Ключевые слова: социальная фасилитация, фасилитатор, наблюдатель, онтологический подход, конфликт, психосоциальный диссонанс, субъект социального взаимодействия, высшее образование, психолог, студенты, преподаватели.

DETECTION OF MECHANISMS OF FACILITATION

M. Vladimirova1, V. Vasina2, F. Mukhametzyanova1

florans955@mail.ru

‘Kazan Federal University, Kazan, Russia 2Kazan Innovation University V.G. Timiryasova, Kazan, Russia

Abstract: The article presents the issues of studying the phenomenon of social facilitation. Within the ontological approach, the authors consider the mechanism of social facilitation. The presence of the facilitator helps to look at himself and the situation from the outside. This vision of oneself and one’s mission occurs at higher levels of consciousness. The dichotomy of the world implies the opposition of the opposite interests of the subjects of interaction. These opposites create tension, which manifests itself in the form of a driving force and can turn into a creative force. Social facilitation is necessary for preventive purposes in pre-conflict situations with a high level of development of the subjectivity of the interaction participants. It has been empirically found that susceptibility to facilitation effects in university students leads to changes in communicative competence, behavior strategies in conflict situations, personal identity and social activity under the influence of the presence of a third party. Willingness to psychological and pedagogical facilitation is associated with the

optimal values of communicative competence, volitional potential and the choice of strategy of behavior in a conflict situation. Facilitation manifests itself as an integral characteristic of a professional ready for communication, empathy and affiliation. The article is of interest to teachers and psychologists in the system of higher education who are ready to prove themselves as facilitators.

Keywords: social facilitation, facilitator, observer, ontological approach, conflict, psychosocial dissonance, subject of social interaction, higher education, psychologist, students, teachers.

Введение

В связи с нарастающими темпами развития экономики, технологий, транспорта, связи и т.д. возрастает плотность социального взаимодействия. У субъектов взаимодействия расширение спектр представлений приводит к размыванию, растягиванию границ представлений. Возникает психосоциальный диссонанс, как несоответствие представлений и психическая напряженность между субъектами взаимодействия. Это предконфликтное состояние, которое может развиться по двум сценариям. Во-первых, конфликт и соответствующие последствия (разрушения социальных отношений, болезни и т. д.. Во-вторых, сотрудничество, как предпосылка для развития социальных отношений и самих субъектов взаимодействия. Согласно Халитову Р.Г., выбор делает сам субъект взаимодействия сознательно или бессознательно [1]. Что влияет на этот выбор? Предполагаемыми факторами, влияющими на выбор, являются: 1) личностные характеристики субъектов взаимодействия; 2) ситуация, в которой они взаимодействуют. Скорее всего, образы (представления) об этих факторах в матрице памяти субъектов взаимодействия. Изменения этих образов в матрице памяти субъектов взаимодействия приводят к изменениям социального взаимодействия.

При возникновении психосоциального диссонанса (несоответствия представлений и психической напряженности) между субъектами взаимодействия в предконфликтном состоянии, как отмечают в своем исследовании Васина В.В. и Халитов Р.Г., могут развиться два сценария: конфликт либо сотрудничество [2]. Субъект взаимодействия сознательно или бессознательно сам делает выбор, на который влияет фасилитатор (наблюдатель) через изменение в матрице памяти субъектов взаимодействия образов (представлений) ситуации взаимодействия и личностных характеристик взаимодействующих. Данная проблема также рассматривалась в работе Журавлева А.Л. «Менталитет, общество и психосоциальный человек» и других. [3-5].

Обычно исследования фасилитации ведутся в аспекте системного подхода в психологии по Леонову Н.И. [6]. Мы рассмотрим изучение механизма социальной фасилитации через онтологический подход. Приоритет в постановке онтологического подхода к человеку в отечественной психологической науке принадлежит С.Л. Рубинштейну, который анализировал ключевые аспекты бытия и характеризовал человека как субъекта жизни. Мы так же счи-

Владимирова М.М., Васина В.В., Мухаметзянова Ф.Г. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФАСИЛИТАЦИИ

таем, что необходимо изучать феномен фасилитации на основе субъектно-деятельностного подхода [7; 8].

В настоящее время онтологический подход для конфликтного поведения реализуется в изучении социально-психологических явлений такими исследователями, как А. Португал-Перез, К.М. Рут, [9;10] и российскими исследователями ( Н.А. Каримова (конфликтное поведение), Е.Н. Молчанова (политическое поведение), Т.А. Наумова (зависимое поведение), И.В. Павлова (общественно-активное поведение) и др.

Методы

В наших исследованиях мы опираемся на системный, онтологический и вероятностный подходы. Нами используется понятие психосоциального диссонанса, его модель и математическое (методика) определение. На этой основе для выявления влияния фасилитатора-наблюдателя на социальное взаимодействие были разработаны методики «Склонность к восприятию фасилита-ционного воздействия в конфликтных ситуациях» (по стратегиям поведения К. Томаса в модификации Васиной В.В.) и «Сенситивность к фасилитацион-ному воздействию (по тесту коммуникативных умений Л. Михельсона в модификации Васиной В.В.) Проводилась диагностика коммуникативного потенциала (присоединения, эмпатии, сенситивности к отвержению) по тесту А. Меграбиана и волевого потенциала (экстернальность-интернальность) по тесту Дж. Роттера для определения интегральной характеристики «Готовность к фасилитации».

Как быть Леди:  Как перестать нервничать по пустякам и любым поводам

Проведены пилотажные исследования. Выборка состояла из 300 человек студентов и сотрудников Казанского ( Приволжского) Федерального университета и Казанского инновационного университете им. В.Г. Тимирясова (г. Казань), средний возраст 26 (± 7) лет.

Реозультаты и обсуждение

Слово «фасилитация» в английском языке встречается нечасто и почти исключительно в психологическом контексте — как производное от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать, о чем также говорит в своем исследовании Р. Холланд [11]. Было показано, что присутствие наблюдателя заметно влияет на осуществление человеком практически любой деятельности. Причем влияние может быть, как положительным, так и отрицательным. Последний феномен получил название социальной ингибиции (подавления). Наряду с этой теорией появились и другие теории (Зайонц, А. Фертонани и другие) [12; 13].

Выделим механизм социальной фасилитации, где важную роль играет присутствие «других» людей, которые непосредственно в этот момент не взаимодействуют — постороннего, наблюдателя, фасилитатора. Основной характеристикой, меняющей уровни состояний при социальном взаимодействии, по нашему мнению, является идентификация: при смене персональной

на социальную, и наоборот, происходит смена уровня состояния системы. Итак, существуют состояния системы (человек, группа): основное и возбужденное (измененное). Наше видение, понимание онтологического подхода опирается на 4-х уровневую модель описания социально-психологических явлений (и его соответствие трехуровневой модели в философии):

1 — сепарабельный, предметный, материальный, физиологический уровень (реальный — с точки зрения философии); я в мире; внешний мир;

2 — энергетический, полевой, эмоциональный, уровень ощущений;

3 — информационный, психический, понятийный, категориальный уровень (действительный — с точки зрения философии); мир во мне; внутренний мир;

4 — несепарабельный, трансцендентный, квантовый уровень (возможный — с точки зрения философии), весь в целом мир.

Любые психологические задачи можно рассматривать в ракурсе этих четырех уровней и фазового психологического пространства характеристик. Взаимодействие происходит на всех четырех уровнях одновременно, но в каждый данный момент доминирует какой-то один уровень. Поскольку не важна персона фасилитатора, а важна роль, какую он играет во взаимодействии, рассмотрим по уровням:

1 уровень — фасилитатор воспринимается как отдельная сепарабельная персона, который может механически воздействовать на индивида.

2 уровень — фасилитатор воспринимается как «массовик-затейник», создающий ощущения, эмоции.

3 уровень — фасилитатор воспринимается как «идея», поднимающий на новый уровень.

4 уровень — фасилитатор воспринимается как все, что есть, как «Бог», как покровитель, любимый и любящий, дающий и т.д.

Исходя из вышесказанного, дадим следующее определение понятия социальной фасилитации — это повышение (изменение) продуктивности социальной деятельности субъекта (индивида, социальной группы, или общества) из-за актуализации (изменении) в сознании субъекта образа (представления) другого субъекта и ситуации в континууме фасилитация-ингибиция в присутствии наблюдателя (фасилитатора).

Васиной В.В. предложена концепция фасилитации социального взаимодействия на основе диагностики сенситивности к фасилитационному воздействию по адаптированному тесту Л. Михельсона и склонности к восприятию фасилитационного воздействия в конфликтных ситуациях по стратегиям поведения К. Томаса. Диагностика коммуникативного потенциала: присоединения, эмпатии, сенситивности к отвержению по тесту А. Меграбиана, полностью соответствует фасилитационной позиции К. Роджерса и основам гуманистической психологии, педагогики, и социальной политики. На основе корреляционного анализа было доказано, что основными чертами фасилита-тора могут быть безусловное принятие, эмпатийное слушание и понимание, конгруэнтность самовыражения и проявления своих чувств.

Владимирова М.М., Васина В.В., Мухаметзянова Ф.Г. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ФАСИЛИТАЦИИ

Из эмпирических данных корреляции выявлено, что стратегия поведения (Х) изменяет коэффициент ПСД (АК0) в присутствии фасилитатора-наблюдателя. Сравнивая результаты, можно увидеть разницу в коэффициентах корреляции: диагональные элементы, меняя свое количественное значение, остаются качественно такими же (с отрицательным знаком). Однако недиагональные элементы разнятся по стратегиям поведения.

Нами обнаружена отрицательная корреляционная связь между х и его изменением Ах по одной характеристике (х) говорит об устойчивости этой характеристики к изменениям в процессе фасилитации, влиянию фасилитато-ра. Чем более выражены характеристики социального взаимодействия (стратегии поведения), тем меньше воздействие фасилитатора по этой характеристике (диагональные элементы в корреляционной матрице).

Сущность социальной фасилитации заключается в недирективном управлении с использованием психологических механизмов изменения представлений в присутствии наблюдателя в предконфликтной ситуации. Предложенный диагностический комплекс измерения разницы значений в присутствии фасилитатор-наблюдателя и без него позволил нам эмпирически выявить восприимчивость к фасилитационному воздействию субъектов, связанную с высоким уровнем эмпатии, присоединения, сенситивности к отвержению, коммуникативной толерантностью, со способностью переключения с персональной на социальную идентификацию, со сменой стратегии поведения в конфликтной ситуации и с высокой экстернальностью.

Выводы

Нами выяснено, что восприимчивость к фасилитационному воздействию -это изменение параметров коммуникативной компетентности, стратегий поведения в конфликтных ситуациях, личностной идентичности и социальной активности под воздействием присутствия третьего лица в социальном взаимодействии. Готовность к фасилитации социального взаимодействия связана с оптимальными значениями коммуникативной компетентности, волевого потенциала и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации, это интегральная характеристика профессионала, которая складывается из оптимальных значений готовности к организационному общению, коммуникативного (эмпатия, сенситивность, присоединение) и волевого (экстерналь-ность-интернальность) потенциала, самоконтроля в общении.

Заключение

В рамках онтологического подхода механизм социальной фасилитации заключается в рассмотрении фасилитатора как наблюдателя, который своим присутствием помогает взглянуть субъекту взаимодействия на себя и ситуацию со стороны и изменить идентификацию субъекта с персональной на социальную. Эмпирически выяснены восприимчивость к фасилитационному воздействию и готовность к социальной фасилитации, которые связаны с оп-

тимальными значениями коммуникативной компетентности, волевого потенциала и выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Литература

1. Халитов Р.Г. Особенности психосоциального диссонанса коммуникативно-волевых компонентов психики в половозрастных группах // Автореферат дис… к. псх. н.: 19.00.05. Казань, 2021. 25 c.

2. Васина В.В., Халитов Р.Г. Фасилитация межнационального взаимодействия (на основе психосоциального диссонанса). Вестник УдГУ, Серия «Философия. Психология. Педагогика». Вып. 4. 2021. С. 5-18.

3. Ушаков Д.В., Юревич А.В., Журавлев А.Л. Менталитет, общество и психосоциальный человек (ответ участникам дискуссии). Психологический журнал. 2021. Т. 38. № 1. С. 107-112.

4. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Вавакина Т.С. Ориентация на принципы и нормы социального взаимодействия как фактор психологического отношения к деловому партнерству. Психологический журнал. 2021. Т. 38. № 1. С. 5-15.

5. Журавлев А.Л., Занковский А.Н. Тенденции развития организационной психологии. Психологический журнал. 2021. Т. 38. № 2. С. 77-88.

6. Леонов Н.И. Методы изучения конфликтов и конфликтного поведения. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2021. 288 с.

7. Васина В.В. Фасилитация в социальном взаимодействии: монография к. псх. н., доцент Васина В.В. Казань: «Печать-Сервис XXI век», 2021. 190 с.

8. Васина В.В. Фасилитация социального взаимодействия в рамках онтологического подхода. Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2021. Вып.51. Ч. 1. 352 с., С. 291-297.

9. Alberto Portugal-Perez, John S. Wilson Export Performance and Trade Facilitation Reform: Hard and Soft Infrastructure. World Development. Vol. 40. Issue 7, July 2021. P. 1295-1307

10. Cory M.Root, Kang I.Ko, AmirJafari, Jing W.Wang Presynaptic Facilitation by Neuropeptide Signaling Mediates Odor-Driven Food Search. Cell press Vol. 145, Issue 1, 1 April 2021, p. 133-144

11. Rachel Holland, Alex P.Leff, Oliver Josephs, Joseph M.Galea, Mahalekshmi Desikan, Cathy J.Price, John C. Rothwell, Jennifer Crinion, Speech Facilitation by Left Inferior Frontal Cortex Stimulation. Current Biology. Volume 21, Issue 16, 23 August 2021, p. 1403-1407

12. Anna Fertonani, Sandra Rosini, Maria Cotelli Paolo, Maria Rossini, Carlo Miniussi Naming facilitation induced by transcranial direct current stimulation. Behavioural Brain Research. Volume 208, Issue 2, 2 April 2021, p. 311-318.

13. Bart Rienties, Natasa Brouwer, Simon Lygo-Baker. The effects of online professional development on higher education teachers’ beliefs and intentions towards learning facilitation and technology. Teaching and Teacher Education. Volume 29, January 2021, p. 122-131.

Сведения об авторах

Владимирова Марина Михайловна, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Васина Вероника Викторовна, канд. психол. наук, доцент, Казанский инновационный университет, г. Казань, Россия.

Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, д-р пед. наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Дата поступления 15.12.2021

Истоки феномена

Первым исследователем сферы воздействия зрителей на поведенческие особенности и психику был психолог из американского института Индианы по имени Норман Триплет. Ученый был фанатом велогонок и заметил то, что участники соревнований показывают лучшее время при состязаниях группами по сравнению с одиночными заездами.

Прежде чем продемонстрировать находку публике, Триплет провел ряд опытов, которые подтвердили выдвинутые им гипотезы. Вскоре исследователь обнаружил, что соперничество помогает освободить скрытую энергию, что недоступно в обычных условиях.

Иные опыты, что проводились исследователями из разных стран, обнаружили, что наличие зрителя помогает испытуемым более эффективно производить самые простейшие действия. При этом ряд дальнейших исследований установил, что наличие наблюдателей далеко не всегда приносит положительный исход работы.

Определенные опыты продемонстрировали, что наличие посторонних зрителей оказывает отрицательный эффект на качество исполнения заданной работы. Тогда исследователи еще не могли создать на основе всего этого одну теорию, которая объясняла бы оба эффекта социальной фасилитации и ингибиции. По этой причине исследования в этой сфере были остановлены надолго.

Как быть Леди:  Эдипов конфликт и три гениальных фильма о нём — Моноклер

Ростовская школа логистики

Эффект социальной фасилитации – это мотивация, источником которой является присутствие соисполнителя или аудитории; он усиливает хорошо усвоенные реакции, т.е. социальные условия помогают выполнению задания в одном случае, и негативно влияют в другом.

Психолог Норманн Триплет (1898), интересовавшийся велогонками, заметил, что спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда «соревнуются с секундомером», а когда участвуют в коллективных заездах. Прежде чем предать гласности предположение о том, что в присутствии других человек работает более производительно, Триплет провел лабораторный эксперимент, один их первых в истории социальной психологии.

В дальнейшем было экспериментально доказано, что в присутствии других людей испытуемые быстрее решают простые примеры на умножение или вычеркивают из текста определенные буквы и прочее.

Пример:

Представьте, что в школе проходят соревнования на звание самого эрудированного ученика. В финал вышли двое старшеклассников: один из гуманитарного класса, второй – из математического. Победителем должен стать один из финалистов. Финал проходит в актовом зале, где присутствует руководство школы, преподавательский состав, школьники, которые выбыли из состязания, и болельщики. Задание на финал – доказать теорему.

Вопрос: кто из финалистов справится быстрее и почему?

  1. Ученик гуманитарного класса, т.к. эффект социальной ингибиции поможет участнику выполнить это задание;
  1. Ученик математического класса, которому эффект социальной фасилитации поможет показать улучшенные результаты.

Ответ: ученику гуманитарного класса не повезло – в финале попалось непривычное для него задание, т.к. большая часть уроков в классе с гуманитарным уклоном посвящена, естественно, гуманитарным дисциплинам. Ученик математического класса, наоборот, часто сталкивается с такими заданиями на уроках, для него они являются обычным делом.

Эффект социальной фасилитации в этом случае будет на стороне школьника из математического класса, так как для него это простая задача. Наблюдатели в данном примере будут только мотивировать его выполнить задание, поэтому он справиться быстрее, и даже оперативнее, чем если бы решал эту задачу в одиночку.

Результатом этих и других исследований стало открытие эффектов

  • социальной фасилитации – улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей,
  • и социальной ингибиции – ухудшения результатов такой деятельности.

Например, присутствие других людей при ответах на вопросы, касающиеся простых, хорошо известных вещей, помогает, ответы становятся более уверенными и точными. Тогда как присутствие посторонних при ответах на сложные, комплексные вопросы только мешает.

Роберт Зайонц в 1965 г. предположил, что, когда неизвестен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, бессознательная реакция на присутствие других затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно- следственных связей) и приводит к неправильному выводу.

Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. В этом случае присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует принятию правильного решения.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

  • количество окружающих людей: воздействие других возрастает с увеличением их числа; человек испытывает более сильные эмоции в окружении большего количества людей;
  • симпатии или антипатии внутри группы: при позитивных отношениях в группе увеличивается эффект социальной фасилитации, а при негативных возрастает эффект социальной ингибиции со стороны группы, т.е. в коллективе друзей нам легче показать все, на что мы способны, и напротив, когда мы сдаем экзамен, то зачастую забываем даже то, что прекрасно знали;
  • значимость для человека окружающих его людей: чем более они важны для него, тем больше он волнуется; следовательно, в такой ситуации простые задания человек решает быстрее, а сложные – дольше, чем в одиночестве;
  • степень пространственной близости между людьми: эффекты социальной фасилитации и ингибиции проявляются тем ярче, чем ближе друг к другу находятся люди.

В тренинге эффект социальной фасилитации может проявляться в успешности отдельных участников, особенно если конкретный участник силен в каком-либо упражнении, или, наоборот, очень слаб. В таком случае, под влиянием эффекта социальной фасилитации он будет проявлять более или, соответственно, менее успешное поведение, чем когда выполняет подобное упражнение в одиночестве. Эти моменты важно отслеживать и учитывать при организации группового взаимодействия.

Рекомендациитренеру:

Для ролевой игры в начале тренинга не следует выбирать участника, который является потенциальным аутсайдером в группе, так как будет проявляться эффект социальной ингибиции – этот участник не достигнет успеха в выполнении задания и группа может оценивать его более негативно, чем он того заслуживает.

В итоге, на тренинге может сложиться не самая благоприятная обстановка, когда один из участников становится «козлом отпущения». Это скажется не только на эффективности конкретного участника, но и на всей группе. Ведь способность подметить те же неэффективные модели поведения у себя самих значительно снизится и, как следствие, снизится и обучающий эффект.

Из практики:

Представьте себе, что на тренинге была проведена ролевая игра, где активным участником был сотрудник, не пользующийся авторитетом в коллективе. При этом цели, поставленной перед активным участником, достигнуть не удалось. Рассмотрим эту ситуацию с момента, когда тренер запрашивает у наблюдателей обратную связь.

Тренер: Пусть выскажутся те, кто наблюдал за этой ситуацией – что было сделано хорошо, а что можно было бы сделать лучше?

Наблюдатель1: Это у нас Иванов, как обычно, не может с клиентом поговорить по-человечески.

Наблюдатель2: Да, и поздороваться даже забыл!

Наблюдатель3: А мне кажется, что если мы так с клиентами общаться будем, то скоро компании придется уйти с рынка – у нас клиентов попросту не останется.

В результате, ролевая игра, целью которой было создать мотивацию на обучение, фактически превращается в травлю одного из участников. И любой опытный тренер скажет, что выровнять ситуацию будет, по меньшей мере, очень сложно, если вообще возможно.

Рекомендациитренеру:

В начале тренинга тренер может попросить участников разыграть ролевую игру «из реальной практики». За счѐт эффекта социальной фасилитации, действия активных участников этой ролевой игры будут далеки от идеала, они будут волноваться, допускать ошибки.

Анализируя игру, наблюдатели отметят все моменты, которые были выполнены хорошо, а также те, которые можно совершенствовать. На основе этих выводов группа как бы сама себе объяснит актуальность обучения, уточнит цели и будет готова активно воспринимать новые знания.

Пример: «Ролевая играна стадии лабилизации»

Тренер: Я предлагаю разыграть типичную ситуацию первых переговоров с клиентом, как бывает в практике вашей компании. Один участник будет продавцом, а второй – клиентом.

Продавец: Значит так, вот брошюровочный аппарат, если вы его купите, вы не пожалеете, это самая новая модель, у него огромная скорость и отличное качество, я думаю, это то, что вам нужно – этот аппарат может выполнять огромные объемы! Это классная вещь, я отвечаю!

Клиент: Погодите, я не уверен, что мне нужна именно такая модель!

Продавец: Я же вам говорю, вы не пожалеете!

Клиент: А сколько стоит?

Продавец: 238 000 рублей.

Клиент: Ого! Нет, это слишком дорого! Я слышал, у есть брошюраторы по 60 000.

Продавец: – это откровенное фуфло, а мы солидная компания. За 238 000 рублей вы получите брошюратор с самыми передовыми параметрами.

Клиент: Но мне не нужны передовые параметры, мы не так уж много брошюруем.

Продавец: Погодите, вы же меня для чего пригласили на переговоры…

Клиент: Да, но я думал, у вас есть машины подешевле … Продавец: Есть, но эта модель все равно лучше! Клиент: Мне нужен всего лишь брошюратор.

Продавец: Вы берете эту модель за 238 000 рублей?

Клиент: Нет, меня генеральный съест вместе с брошюратором…

Продавец: Ну, вот, а я старался, рассказывал. Ну, если хотите, могу рассказать про наши дешевые модели.

Клиент: Вы знаете, наверно, мы повременим с покупкой брошюратора, спасибо!

Тренер: Продавец, скажите, как вы оцениваете эту ситуацию? Насколько эффективны были переговоры?

Продавец: Просто клиент попался какой–то странный, так я бы его уговорил. Конечно, в данном случае продажа не получилась, не удалось понять, чего он хотел.

Тренер: Клиент, а вы как оцениваете ситуацию?

Клиент: Вообще, я был готов купить, но я исходил из того, что работаю в небольшой компании, где объемы брошюровочных работ невелики. А когда мне стали втюхивать брошюратор за двести с лишним тысяч рублей, я был в шоке, и потом даже не захотел слушать про дешевые модели, потому что продавец оказался чересчур настойчивым, даже агрессивным.

Как быть Леди:  Невропатолог

Продавец: Нет, ну если бы это была реальная ситуация, я бы вел себя по– другому, более сдержано. Я бы посмотрел на офис, на клиента, и примерно представил, какая машина может ему подойти. Клиент еще не типичный попался, что ему надо не говорит – слушал про одну модель, а потом отказался…

Тренер: А что думают наблюдатели? Насколько эффективна была продажа и что можно было бы сделать лучше?

Наблюдатель 1: Участник, который исполнял роль продавца, – один из лучших менеджеров у нас в отделе. Хотя я бы на его месте еще представился бы и о компании пару слов сказал, а то не понятно, кто он и откуда.

Продавец: Конечно, я обычно представляюсь, просто здесь подумал, что это уже другой этап и пора продавать.

Тренер: Как влияет представление на продажу?

Продавец: Конечно, влияет положительно! Еще и визитками обменяться для солидности – хорошее впечатление производит.

Клиент: Мне действительно было бы приятнее, а то я даже не успел сориентироваться.

Наблюдатель 2: И костюм деловой должен быть, это сразу располагает к деловому разговору.

Тренер: А что вы еще отметили для себя?

Наблюдатель 2: Про модель он хорошо рассказал, но не ко времени, вернее даже не для этого клиента, ему–то простые машины оказались нужны. В такой ситуации можно было просто спросить, какие параметры для него имеют значение, и потом уже рассказать о подходящей модели.

Тренер: А что было удачно сделано в этих переговорах?

Наблюдатель 3: Мне понравилось, что Продавец вел себя достаточно уверенно, поза была располагающая и в голосе столько обаяния, что я даже поверил, что это действительно лучшая модель.

Наблюдатель 4: Часто бывает так, что некоторых клиентов надо «дожимать» до покупки, поэтому его прием «берете или нет» иногда срабатывает, к тому же, клиент мог просто торговаться и сбивать цену. Хотя в этой ситуации это было маловероятно, здесь действительно было желание купить модель попроще.

Тренер: За время нашего обучения мы с вами сможем изучить все этапы продажи: от установления контакта и приветствия до переговоров о цене и завершения продажи.

Наблюдатель 3: И еще хотелось бы услышать о том, как и когда лучше рассказывать про продукт. А то на переговорах часто получается, как в этой ситуации: мы начинаем общение с рассказа о модели, которая клиенту не нужна, а в итоге он покупает другую, о которой снова приходится рассказывать.

Тренер: Спасибо всем, мы подробно коснемся этого вопроса в теме «Презентация продукта».

Из этого примера видно, что активный участник, исполнявший роль продавца, благодаря эффекту социальной ингибиции допускал ошибки, хотя знал, например, что на встрече с клиентом необходимо представляться и вести себя сдержанно, даже в ситуации, когда потребность клиента не ясна.

Рекомендациитренеру:

Ролевая игра в конце тренинга, напротив, позволяет участникам проявить все полученные и отработанные знания и умения. Поскольку все навыки практиковались в группе, изучались конкретные алгоритмы, то эта задача уже не является очень сложной, участникам понятен принцип ее решения, что дает почву для проявления эффекта социальной фасилитации, т.е. улучшения результата.

Обычно наблюдатели итоговой игры оценивают ее положительно, отмечают, что многое было сделано удачно. Благодаря получению позитивной обратной связи, участники понимают, что приобретенные знания действительно полезны, и использовать их можно и нужно.

Фасилитация в педагогике

Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.

При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности.

Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.

Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.

Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.

Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.

Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.

Фасилитация это в психологии

Степень выраженности и проявления явления фасилитация/ингибиция характеризуется зависимостью от некоторых факторов. С позиции психологической науки особый интерес вызывает влияние уровня групповой сформированности на выраженность описываемого феномена.

На практике было доказано, что в коллективах высокого уровня социального и психологического развития, присутствие посторонних и взаимодействие с ними обнаруживает отчетливо выраженное влияние фасилитации в процессе простой и сложной интеллектуальной деятельности.

Более ярко этот феномен проявляется при поиске решений проблемных вопросов, которые не имеют очевидного «единственно правильного» ответа и требуют креативного подхода. Кроме того, как показывают новейшие изыскания в сфере психологии менеджмента, наличие полноценной команды в современных условиях не только приносит пользу компании в целом, но зачастую является необходимым условием поиска действенных решений определенного рода задач.

Фасилитация что это такое в психологии? В узком смысле под социальной фасилитацией психологи понимают усиление мотивации индивида выполнить поставленное перед ним задание в присутствии наблюдателей. Снижение мотивации называется ингибицией.

Психологи-практики, специализирующиеся в области организационного консультирования, под социальной фасилитацией часто подразумевают повышение результативности деятельности группы под воздействием тренера, который именуется фасилитатором. Однако наиболее точным и общепринятым в социальной психологической науке содержанием понятия «фасилитация» считается его трактовка в контексте явления «фасилитация-ингибиция».

Каждому практическому психологу, планируя любое собственное индивидуально-специфическое или функционально-ролевое воздействие и взаимовлияние членов тренинговой группы, необходимо учитывать явление «фасилитация-ингибиции», а также отдавать отчет себе в том, что вызываемый фасилитационный результат может оказаться либо существенным ресурсом, обуславливающим достижение намеченных целей, либо серьезной преградой, которая не дозволит этих целей достигнуть.

Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии, организатор «групповых встреч», творец «клиент-центрированной» психотерапии К. Роджерс большое внимание уделял непосредственно личности фасилитатора. Поскольку он, являясь участником группы, способен смягчить групповые процессы, способствовать самоопределению клиента и решению его проблем.

Воздействие на личность клиента может быть ненаправленным и направленным. Первое наблюдается тогда, когда фасилитатор не стремиться спровоцировать определенную реакцию у клиента, но при этом обусловливает трансформации в нем. Второе – отмечается, когда фасилитатор намечает перед собой цель добиться необходимого результата и воплощает свой замысел.

Феномен фасилитации опасен тем, что может привести к деиндивидуализации, то есть к потере самоосознания и боязни оценивания. Чаще явление деиндивидуализации зарождается в групповом взаимодействии, которое обеспечивают анонимность процесса деятельности и не концентрируются на отдельном субъекте.

В ситуациях, повышающих самоосознание, например, перед камерами, при ношении бейджиков с именами, на ярком свете, в необычной обстановке деиндивидуализация снижается. Также она будет снижаться, если цель чрезмерно притягательна, а усилия каждого очень важны.

Кроме того, участники групповых взаимоотношений реже отлынивают от выполнения коллективного задания, когда перед ними поставлена неординарная, увлекательная задача. Принимая участие в нахождении решений исключительно трудного задания, индивиды могут воспринимать собственный вклад в качестве незаменимого.

Можно выделить на основе данных К. Роджерса четыре группы факторов, воздействующие в процессе фасилитации на продуктивность деятельности:

— непосредственно личность фасилитатора;

— индивидуально-психологические характеристики индивида, включенного в деятельность;

— специфика такой деятельности;

— характер взаимоотношений, зарождающихся в процессе взаимодействия участников группы.

Фасилитация в тренинге дает свободу самому фасилитатору и участникам, позволяет создать синергию, способствующую раскрытию потенциала и преодолению ограничивающих установок и убеждений.

Фасилитация в тренинге должна базироваться на современных научных подходах. Ее специфика в тренинге заключается в том, что ведущий в процессе обсуждения поставленного задания знает решение, к которому он ведет участников, одновременно с этим он сам является участником взаимодействия, в которое вовлечена группа.

Методы фасилитации можно использовать везде: будь то совещание или обучение.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий