Начало творчества
Желание учиться приводит его в студию, организованную Шарлем Глейром. Здесь он знакомится с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. В Академии состоялось его знакомство с Писсарро и Сезанном. Молодые художники были одного возраста, имели схожие взгляды на искусство. В скором времени они стали костяком, объединившим импрессионистов.

Портрет Камиллы Донсье, созданный художником в 1866 году и выставленный в салоне, сделал его известным. Первым серьезным произведением стала картина «Завтрак на траве» (1865-1866), написанная им вслед за одноименной работой Эдуарда Мане. Вариант Клода был в четыре раза больше по размеру. Композиция картины достаточно проста – на полянке возле леса разместилась группа нарядных женщин и мужчин.

Ценность картины – в ощущении движения воздуха, усиленного фактурными мазками. На выставку она не попала, так как художник не успел дописать большое полотно. Стесненному материально Клоду пришлось продать картину, чтобы забыть о голоде и не одалживать у друзей. Вместо нее художник выставил «Даму в зеленом» (портрет К.Донсье).

Следующее двухметровое полотно «Женщина в саду» полностью написано на пленэре. Чтобы словить нужное освещение, художник вырыл траншею, позволяющую перемещать холст вверх и вниз. Приходилось подолгу ждать нужного освещения, и только после этого браться за кисть. Несмотря на его стремление добиться совершенства, жюри салона работу отклонило.
Библиография
- Богемская К. Г. К. Моне. — М., 1984.
- Георгиевская Е. Б. К. Моне // Альбом — 2-е изд. — М., 1974.
- Кулаков В. А. Клод Моне [Альбом]. — М., 1989.
- Ревалд, Дж. История импрессионизма. / Пер. П. В. Мелковой — М.; Л.: Искусство, 1959. — 455 с.
- Рейтерсверд О. Клод Моне, [пер. со швед.] — М., 1965.
- Тайландье И. Клод Моне [Альбом]. — М., 1995.
- Сапего И. К. Моне // Альбом. — Л., 1969.
- Соч.: Письма, пер. с франц. // предисл. и прим. Н. В. Яворской, в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 5, кн. 1. — М., 1969.
- Christoph, Heinrich. Claude Monet. — Koeln: Tashen GmbH, 2007. — 96 p. — ISBN 978-3-8228-6368-8 (англ.)
- Fels M. de La vie de Claude Monet. Paris, 1929.
- Forge A. Monet. Chicago, 1995. (англ.)
- Geffroy G. Claude Monet, sa vie, son oeuvre. Paris, 1924, v. I, ch. IV.
- Hoschedé J.P. Claude Monet, се mal connu, v. 1—2, Gen., 1960. (фр.)
- Wildenstein D. Claude Monet. (англ.)
Детство и юность
Клод Моне родился в Париже 14 февраля 1840 г. Когда ему исполнилось 5 лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе мальчик ничем особым не отличался, кроме способностей к рисованию. У его родителей была бакалейная лавка, которую они надеялись передать сыну.

Дюжина самых дорогих картин клода моне
Christie’s
,
2008
Цена:
$41 480 000
Провенанс: Трудно себе представить более грандиозное начало для провенанса — эта картина была представлена на Второй выставке импрессионистов в 1876 году. Именно об этой выставке критик Альбер Вольф писал: «Я лично знаком с некоторыми из этих несносных импрессионистов. Все они очаровательные молодые люди,искренне убежденные в своей правоте и воображающие,что нашли собственный путь в искусстве. Общение с ними вызывает такую же скорбь,какую я испытал недавно,поглядев в Бисетре на беднягу сумасшедшего. Зажав в левой руке лопату,он упер один ее конец себе в подбородок наподобие скрипки и водил по ней палкой,словно смычком,уверяя окружающих,что исполняет „Венецианский карнавал“ — вещь,которая,по его словам,принесла ему бешеный успех среди знатоков. Следовало бы поставить этого виртуоза перед входом на выставку — тогда балаган на улице Ле-Пелетье обрел бы полную завершенность».
Первым владельцем картины стал оперный певец,знаменитый Жан-Батист Фор, один из немногих в те годы любителей новой живописи. Он купил полотно на знаменитом провальном аукционе в отеле Друо,где художники-импрессионисты решили продать по несколько полотен и заработать по несколько сотен франков на хлеб. Покупатели не сильно спешили платить,несколько картин купили ради рам. Но Фор и еще Гюстав Кайботт спасли ситуацию — купленные ими картины позволили хотя бы окупить затраты на холст и краски.
У картины внушительный список продаж и приобретений. Новый владелец,заплативший за полотно рекордный на тот момент для Моне 41 млн., пожелал остаться неизвестным.
О картине: В списке самых дорогих картин Моне эта — самая ранняя. Работы импрессионистов этого периода чаще хранятся в музеях и несут особую историческую ценность: наполняют залы лучших мировых выставок необузданной и витальной энергией грандиозного переворота в мировой живописи. Такой ,например,в 1873 году был вызовом,наглым и единогласно заклейменным позором дурновкусия. А главное — это оскорбление самого понятия«пейзаж», который должен изображать первозданную природу и позволять зрителю мысленно уноситься подальше от агрессивного города. А все эти заводы с дымящими трубами,монстрообразные мосты и гудящие паровозы,уродующие истинную красоту природы,вызывали негодование салонных критиков и,по их искреннему убеждению,не достойны были не то что кисти,даже взгляда со стороны художника. А Моне,на которого мост произвел ошеломляющее впечатление своей новаторской жесткостью и смелостью,сделал его еще и самым знаменитым мостом во французской живописи.
Импрессионизм
Новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм», стало переворотом в живописи. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Клод Моне был ярким представителем и основоположником этого направления. Он был художником пленэра, передающим естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства.

Летом 1869 г. в компании с Ренуаром он отправляется на пленэр в Бужевиль. В новых картинах, написанных крупными пастозными мазками, он отказывается от смешанных оттенков. Пишет чистым цветом и делает для себя множество открытий, касающихся техники живописи, особенностей светотени, влияния на цвет окружающих оттенков и т.д. Так появился и получил развитие импрессионизм – новаторское направление в изобразительном искусстве.

С началом франко-прусской войны Клод Моне, пытаясь уклониться от армии, едет в Англию. Он не поддерживал Наполеона III и был его убежденным противником. В Англии знакомится с Полем Дюран-Рюэлем – продавцом картин. Они станут хорошими друзьями и партнерами. Поль купит у художника большую часть картин этого периода его творчества.

Деньги от продажи позволили приобрести домик на родине, в Аржантее, в нем он прожил несколько счастливых лет до 1878 года. В этот период художник плодотворно работает, создавая свои картины, в том числе и знаменитое произведение Клода Моне «Впечатление.

Много времени Моне уделяет серийным композициям: изображает виды Лондона, Руанский собор, Стога, Маки и др. пейзажи. В импрессионистической манере передает неодинаковую освещенность в зависимости от погоды, времени суток и года, используя для каждого состояния свою тональность палитры. Для описания картин великого импрессиониста трудно подобрать слова, их нужно чувствовать и понимать.
Лилии в творчестве художника
В Живерни (фр. Giverny) Клод Моне прожил 25 лет. Художник создал пруд в японском стиле, сам занимался организацией и дизайном сада, создав мостик и украсив поверхность пруда кувшинками и лилиями, заботливо подбирая и высаживая семена, как местные, так и из других стран: Южной Америки и Египта.
Мир водной глади с цветами становится его единственной темой в поздних работах. Тема с водяными лилиями, которые Моне называл пейзажами-отражениями, была неизменной на протяжении последних 26 лет его жизни. Один и тот же пейзаж художник писал в различных вариантах более двухсот раз, обращаясь к этой теме вновь и вновь.
Картина «Водяные лилии» в 2021 году стала главным лотом аукционного дома Sotheby’s и была продана за рекордную сумму — $54 миллиона.[15]
Сад Моне в Живерни существует и в настоящее время, оставаясь неизменным местом паломничества туристов и поклонников его творчества.[16]
Примечания
- ↑Claude Monet // http://www.oxfordartonline.com/benezit/view/10.1093/benz/9780199773787.001.0001/acref-9780199773787-e-00124536
- ↑ 12Claude Monet // Internet Speculative Fiction Database (англ.) — 1995.
- ↑ 12Claude Monet // Discogs (англ.) — 2000.
- ↑Claude Monet // Gran Enciclopèdia Catalana (кат.) — Grup Enciclopèdia Catalana, 1968.
- ↑artist list of the National Museum of Sweden — 2021.
- ↑Museum of Modern Art online collection (англ.)
- ↑Claude MONET biography (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 января 2021.Архивировано 21 июня 2007 года.
- ↑Luncheon on the Grass // Monet. — Delphi Classics, 2021.
- ↑Thiebault Sisson. Claude Monet, интервью, опубликованное в Le Temps , 27 novembre 1900.
- ↑H. Edwards. The caricaturies of Claude Monet. // Bulletin of the Art Institute of Chicago, September — October 1943.
- ↑ 12Ревалд, Дж. История импрессионизма. / Пер. П. В. Мелковой — М.; Л.: Искусство, 1959. — 455 с. — С. 47.
- ↑И.Л.Комарова и Н.Л.Железнова. «Художники». — Библиографический словарь «Художники». — Ульяновск.: Издательство «Рипор классик», 2000. — С. 396. — 639 с. — 5000 экз.
- ↑Кувшинки Клода Моне
- ↑Водяные лилии (рус.). https://www.wm-painting.ru/. Дата обращения: 22 августа 2021.
- ↑«Водяные лилии» Клода Моне проданы на торгах Sotheby`s за $54 миллиона (рус.). https://ria.ru/. Дата обращения: 22 августа 2021.
- ↑Романтические сады Клода Моне в Живерни (рус.). https://dizaynland.ru/. Дата обращения: 22 августа 2021.
- ↑Kaushik.Monet’s Pond: The Pond Where Art Comes to Life (рус.). https://www.amusingplanet.com/. Дата обращения: 22 августа 2021.
- ↑Ресторан «Champagne Life» // 2 ноября 2021 года
- ↑«Сан-Джорджо Маджоре в сумерках» на Викискладе
- ↑«Стога сена (Конец лета)» на Викискладе
Пруд клода моне в японии
В префектуре Гифу (Япония) есть городок Секи, возле которого стоит небольшой синтоистский храм с прудом. Водоём был ничем не примечателен, на протяжении долгих лет снабжая водой рисовые поля. В настоящее время он также стал местом паломничества туристов, так как в нём были посажены кувшинки и лилии: так водоём получил имя художника и стал отражением его картин.
Ссылки
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Творчество художника
«Кувшинки» (фр. Nymphéas) — цикл приблизительно из 250 картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, выполненных в технике масляной живописи. Картины, изображающие кувшинки различных цветов усадьбы Моне в Живерни, составляли главный предмет творческих усилий художника в последние тридцать лет его жизни[13].
Склонность Моне к созданию серий картин, объединённых общей темой и перспективой, стала проявляться с 1877 года. Наиболее известными циклами картин Моне являются:
Художник импрессионист клод моне (1840-1926)
Камилла Моне на скамейке в саду , 1873 год, Музей искусств Метрополитен , Нью-Йорк
Оскар Клод Моне (1840-1926) является известным французским художником и одиним из основателей движения импрессионизма вместе со своими друзьями — Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль . Моне отклонил традиционный подход к пейзажной живописи и вместо копирования старых мастеров он стал учиться у своих друзей и самой природы. Моне наблюдал вариации цвета и света, вызваннае ежедневными или сезонными изменениями.
Le déjeuner sur l’herbe (правая часть), 1865-1866, с Густавом Курбе , Фредериком Базилем и Камиллой Донсье, первой женой художника, Музеем Орсе , Париж
Клод Моне в своем саду в Живерни.
Клод Моне родился 14 ноября 1840 на пятом этаже дома №45 по улице Лаффит , в девятом округе Парижа. Когда Клоду Моне исполнилось пять лет, он с семьёй переезжает в Гавр (Нормандия). Первого апреля 1851 года, Моне вступил Гавре в среднюю школу искусств. Он получил известность в местном масштабе за карикатуры , которые он продавал по стоимости от десяти до двадцати франков . Моне также брал первые уроки рисования у Жака- Франсуа Ochard , бывшего студента Жак-Луи Давид . На пляжах Нормандии примерно в 1856/1857 он встретился художником Эженом Буденом, который стал его наставником и научил его использовать масляные краски . Буден учил Моне » на пленэре » методам рисования.
Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё,, написанный в 1866 году («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла 28 июня 1870 года стала женой художника. У них родилось два сына: Жан (1867 год) и Мишель (17 марта 1878 года).
Камилла («Дама в зеленом»), Клод Моне, 1866, Кунстхалле, Бремен
После начала франко-прусской войны в 1870 г. Моне уезжает в Англию, где знакомится с работами Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.
После возвращения во Францию в конце 1872 года Моне пишет свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»). Именно эта картина и дала название группе импрессионистов и целому художественному направлению. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Знаменитый критик Леруа так писал об этой выставке: «На ней не было ничего, кроме впечатленчества».
Впечатление. Восходящее солнце.1872 холст, масло. 48 × 63 см Музей Мармоттан-Моне, Париж
С декабря 1871 по 1878 год Моне жил в Аржантее, селе на правом берегу реки Сены близ Парижа, популярном для воскресных прогулок парижан, где он написал некоторые из наиболее известных его работ. В 1874 году он на короткое время вернулся в Нидерланды.
Камилла в японском кимоно. 1876. Музей изобразительных искусств, Бостон
В 1878 году Моне переехал в деревню Ветей. 5 сентября 1879 года Камилла Моне умерла от туберкулёза в возрасте тридцати двух лет. Моне изобразил её на смертном одре.
Камилла на смертном одре, 1879. Музей Орсе, Париж
В 1883 году купил дом в Живерни. В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде́. Ещё до этого Алиса помогает художнику вести хозяйство и воспитывать детей от первого брака. В 1893 году Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Алиса умерла в 1911 году. Художник пережил и своего старшего сына, Жана, умершего в 1914 году.
Жан Моне на его хобби-лошади , 1872, Музей Метрополитен , Нью-Йорк
В 1912 году Клоду Моне врачи поставили диагноз двойной катаракты, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Но он не оставил занятий рисованием. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, в отличие от обычных людей, для которых они были просто белы
«Водяные лилии», около 1915 г. Новая пинакотека, Мюнхен
Клод Моне скончался от рака лёгких 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет и был похоронен на местном церковном кладбище. Художник перед смертью настоял, чтобы прощание с ним было простым, таким образом, всего 50 человек посетили церемонию.
Весна 1872, Художественный музей Уолтерса
«Садовая дорожка» 1901. Галерея Бельведер, Вена
«Белые кувшинки» 1899 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
«Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента» 1904 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
«Бульвар Капуцинок в Париже» 1873 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
«Мост, Амстердам» 1874 Музей Шелбёрна, Вермонт
«Охота (Выстрел)» 1876 Музей охоты и природы, Париж
«Тополя» 1891. Частная коллекция
«Стога сена. Эффект снега» 1891 Музей Шелбёрна, Вермонт
«Стога» 1894 Собрание Дж. Розензафта, Нью-Йорк
«Стога сена в Живерни» 1884 Частная коллекция
«Одуванчики» 1900-е ,Частная коллекция, Украина
«Розово-лиловые ирисы» 1910 Частная коллекция
«Фиолетовые Маки» 1866 Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
«Подсолнухи» 1880 Музей Мармоттан-Моне, Париж
Сливовые деревья в цвету в Ветёе 1879 Музей изобразительных искусств, Будапешт
«Камилла и Жан Моне в саду в Аржантёе» 1873 Частная коллекция
«Камилла Моне с ребенком» 1875 Музей изящных искусств, Бостон
«Цветущий сад в Сент-Адрессе» 1866 Музей Фабра, Монпелье
«Ваза с цветами» 1882 Институт искусства Курто, Лондон
«Уголок сада в Монжероне» 1877 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Дама в саду Сент-Адресс» 1867 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Поле маков в Живерни» 1890 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сад 1876 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Белый мак 1883 Частная коллекция
Банка с персиками 1866, Галерея Новых мастеров, Дрезден
«Лодка» 1887 Музей Мармоттан-Моне, Париж
«Церковь в Варанжевиле, пасмурная погода» 1882 Музей искусств Джеймса Спиида, Луисвилл
«Луга в Живерни» 1888 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Парк Монсо» 1878 Частная коллекция
«Анемоны в горшках» 1885 Частная коллекция Париж
«Большая набережная в Гавре» 1872 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878. Музей д’Орсе, Париж
Руанский собор, главный вход, 1894. Музей д’Орсе, Париж
«Автопортрет в своей мастерской» 1884 Музей Мармоттан-Моне, Париж
https://ru.wikipedia.org/wiki/Моне,_Клод
http://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/…monet-1840-1926-father-of.html