Значение целей, принципы и правила их постановки

Значение целей, принципы и правила их постановки Женщине

2. Видение, миссия и цели организации

Отправным моментом стратегического планирования является определение видения и миссии организации.

В современной научной литературе существует множество определений
понятия видения. Наиболее полным, по-нашему мнению, является следующее:
Видение – это руководящая философия организации, обоснование
существования фирмы, не сама цель, а скорее, чувство основной цели
фирмы.

Факторы, влияющие на формирование видения, приведены в табл. 2.2.
Формирования видения начинается с создания образа существующей
организации и его описания. Затем эксперты создают образ желаемого
будущего состояния организации и после составления описания указанного
образа определяют разрыв между желаемым будущим и настоящим состоянием
организации.

Таблица 2.2

Сущность, назначение и требования, предъявляемые к видению

Видение

Сущность видения

– образ, к которому стремится организация, но достичь не может

– не сама цель, а скорее, ощущение основной цели

– обоснование того, какой организация должна быть при самых благоприятных условиях

– объединение индивидуальных идеалов менеджеров и собственников организации

Назначение видения

– мотивирует к достижению определенных результатов

– объединяет деятельность многих в одном направлении

– помогает выработать критерии достижения целей

– создает эталоны ценностей

Видение должно
выражать

– мысленное путешествие от известного к неизвестному

– взгляд на организацию с высоты птичьего полета

– значительные качественные улучшения

Составлено по: [26].

В качестве примера приведем видение одной из известных компаний,
которое было сформулировано её персоналом в результате обсуждения
с командой управления: зрелая, сплоченная и системная организация,
которая чутко реагирует на источники развития; корпоративная культура
большинства работников ориентирована на развитие организации; от угроз
со стороны внешней среды организацию защищает вышестоящая структура,
и она же является источником поглощения результатов развития организации
[26].

Видение определяет миссию организации – это основная, генеральная
цель, цель существования организации, которая должна быть достигнута
в плановом периоде [40]. Миссия является более конкретным ориентиром,
чем видение. Она должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее
выполнение требовало напряжения сил организации, было связано
с определенным риском деятельности.

Факторы, влияющие на формирование миссии, приведены в табл. 2.3.
Последовательность шагов, позволяющих сформулировать миссию организации,
заключается в определении внешней и внутренней направленности
организации.

Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так
и в виде многостраничного программного заявления руководства компании,
в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп
и основные характеристики компании.


Примеры миссий различных компаний представлены в табл. 2.4.

Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы
помогает определение конкретных целей организации. Цель – это конкретное
состояние отдельных характеристик организации в будущем, достижение
которых является для нее желательным и на достижение которых направлена
ее деятельность.

Установление целей переводит стратегическое видение и направление
развития компании в конкретные задачи, связанные с производством
и результатами деятельности фирмы. Цели являются обязательством
управленческого аппарата добиться определенных результатов
в установленное время. Виды целей представлены в табл. 2.5.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных
структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается
иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого
уровня в цели более низкого уровня – дерево целей.

Дерево целей
позволяет сформировать сложную и объемную систему целей менеджмента
организации (стратегических, долгосрочных, краткосрочных и т.д.).
Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная
совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду
перевернутое дерево.

Таблица 2.3

Сущность, назначение и требования, предъявляемые к миссии

Миссия (основополагающая цель существования организации)

Сущность

миссии

Миссия
вовне
отражает

– отличие от других организаций

– наименование того продукта, который организация предлагает внешней среде

– впечатление, которое организация хочет произвести во внешней среде

Миссия
вовнутрь
вовне
отражает

– собственное представление о себе

– социокультурные ценности, принятые в организации

Назначение миссии

– формирует имидж организации

– ориентирует вектор интересов сотрудников в одном направлении

– идентифицирует организацию во внешней среде

– помогает работникам идентифицировать себя в организации

– устанавливает особую социокультурную среду в организации

Миссия должна

– отражать специфику организации

– отражать интересы субъектов целеполагания

– отражать пути осуществления миссии

– восприятие не должно вызывать затруднений и различных толкований

Составлено по: [26].

Высший уровень дерева-целей определяет глобальную цель (миссию
организации) формирования, функционирования и развития организации,
к эффективному достижению которой стремится организация в целом. Для
достижения глобальной цели перед системой управления организацией
необходимо поставить ряд целей по основным стратегическим направлениям.

Таблица 2.4

Примеры формулировок миссий

Как быть Леди:  Что такое моногамия у людей простыми словами и существует ли она

Компания

Формулировка миссии

XEROX

Распространение знаний с помощью документов

Samsung

Быть лучшей Цифровой Компанией

Центр управленческого консультирования «РЕШЕНИЕ»

Миссией нашей компании является оказание помощи руководителям
и сотрудникам российских предприятий в принятии и реализации решений,
направленных на совершенствование систем управления предприятиями,
и создании условий для их долгосрочного успешного развития

Росгосстрах

Защита благосостояния граждан России путем предоставления доступных и отвечающих их потребностям страховых продуктов

Ратимир

Ежедневное удовлетворение потребностей населения Дальнего
Востока России в высококачественных мясных продуктах широкого
ассортимента

Таблица 2.5


Классификация целей организации

Классификационный признак

Вид целей

1

2

По степени важности

– стратегические

– тактические

– оперативные

– локальные

– частные

По периоду охвата

– краткосрочные

до 1 года

– среднесрочные

от 1 года до 5 лет

– долгосрочные

более 5 лет

По содержанию

– технологические

– производственные

– административные

– научно-технические

– маркетинговые

– социальные

– финансовые

1

2

По форме выражения

– качественные

– количественные

По роли в жизни организации

– необходимые

достижение изменяет положение организации, подразделения, работников

– желаемые цели

достижение улучшает существующее положение

– возможные цели

достижение в данный момент принципиально ничего не меняет, но имеет значение для будущего развития

Стратегия организации формируется путем разработки и постановки
комплекса стратегических целей. Воплощение их в жизнь должно привести
организацию к осуществлению глобальной цели. Стратегические цели
определяют перспективные направления развития организации на реально
прогнозируемый период [37].

Кроме того, стратегические цели формулируют направления
совершенствования, преобразования и развития не только всей организации
в целом, но и подразделений или составляющих менеджмента, могут
содержать подходы и устанавливать ориентиры к осуществлению таких целей.

Реализация стратегических целей обеспечивается эффективной
постановкой и достижением тактических целей, которые определяют
программные действия текущего периода, к которым можно приступить уже
в данный момент. В качестве тактических целей в организации могут,
например, определяться:

> разработка и использование инноваций в технологии или управляющих системах;

> проведение конкретных мероприятий по обеспечению подбора и оценки персонала;

> осуществление программ повышения квалификации, профессионального перепрофилирования и т.д.


Тактические цели подкрепляются оперативными целями, которые
определяются конкретными периодами или сроками их выполнения, четко
установленными во времени. В качестве оперативных целей в организации
могут определяться, например:

> составление срочных прогнозов;

> осуществление разовых действий;

> формирование заказов и лимитов потребления на сырье, оборудование и т.д.

На следующем уровне планирования ставятся и реализуются локальные
цели, которые ограничены в пространстве местом реализации, предметом,
объектом, конкретными специфическими особенностями [37]. Этот уровень
максимально приближен к первичным подразделениям, определяя, например,
такие цели, как:

> проверка работы регионального представительства;

> проведение презентации в местном филиале;

> отгрузка или получение товара на складе и т.д.


Частные цели осуществляются в любых подразделениях, где регулярно
ставятся и решаются разовые проблемы функционирования и развития
организации.

Частные цели направлены на успешное разрешение конкретных ситуаций
по каждому случаю, в каждом подразделении в отдельности. Они могут
зависеть от системных и случайных (чрезвычайных), социальных,
психологических, экономических, технологических и других факторов. К ним
могут относится:

> внеплановая замена оборудования;

> ликвидация или компенсация отклонений;

> выполнение отдельных поручений и т.д.

Большинство частных целей не определяется заранее, а ставятся по
ходу решения самых разнообразных частных задач. Эти цели чаще всего
объединяются, разъединяются, пересекаются между собой в рамках
разрабатываемого и реализуемого единого дерева целей организации.

Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик (табл. 2.6).

Таблица 2.6


Требования к целям

Цели должны быть

Характеристика

Конкретными

качественно и количественно определены

Реальными

достижимы в данных условиях

Гибкими

способны к трансформации в связи с меняющимися обстоятельствами

Проверяемыми

позволяют контролировать их достижение

Известными

знакомы членам коллектива и партнерам

Признанными

разделяемы большинством работников

Стимулирующими активные действия по их достижению

связанны с вознаграждением

В завершении хотелось бы отметить, что цели будут значимой частью
процесса стратегического планирования только в том случае, если высшее
руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их
институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление
во всей организации.

Важность целеполагания

Целеполагание — один из важнейших моментов менеджмента, один из важнейших этапов в деятельности организации. Целеполагание является основой успеха управления и основой успеха любых стратегических инициатив.

Неправильное или нечеткое установление цели может привести к тому, что система управления, даже если она устроена должным образом, работает в полной мере, неэффективно, поскольку усилия управленческого аппарата расходуются нецеленаправленно. Это значит, что без четко сформулированных целей нельзя комплексно решать ни одну проблему, связанную с построением организации, с планированием деятельности ее, оценкой ее эффективности, разработкой стратегии.

Когда цель сформулирована не точно и нечетко:

  1. требовать четкой организации работ бесполезно, поскольку правильно выбрать средства достижения цели невозможно;
  2. невозможно выявить критерий, по которому можно сказать о достижении ее;
  3. невозможно рассчитать эффективность текущей работы организации, а также скоординировать деятельность ее структурных подразделений;
  4. практически невозможно организовать работу аппарата управления четко и оценить эффективность ее;
  5. нельзя рационально распределить обязанности между сотрудниками управленческого аппарата и оценить деятельность каждого из них.
Как быть Леди:  «Акселератка» - Как Правильно Пишется? - Как пишем

Негативные последствия ошибок при стратегическом целеполагании еще более разрушительны для компаний. Определение целей, соответствующих органичному и естественному развитию внутренней и внешней системы компании, является единственным путем к созданию фундамента для стабильного ее развития, которое составляет суть успеха каждой организации.

Важные факторы

планирование и целеполагание

  • учитывать индивидуальные требования ребенка, учителя, школы или другого учебного заведения, окружающего общества и социума, в котором проживают участники процесса;
  • изучить особенности экономического развития в данный момент, а также все обстоятельства, существующие внутри учреждения;
  • проанализировать возрастной фактор учеников, их возможности, а также атмосферу внутри коллектива.

Всегда нужно помнить главное: исходить нужно от малого к большему. То есть главным в процессе является индивидуум, личность.

Глобальные цели

целеполагание в педагогике

Глобальная цель в воспитательном процессе — создать личность со всесторонним развитием. Еще в древности ученые вывели эту идеальную формулировку. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков.

Значимость целей

Осознание организационных целей вносит определенную упорядоченность в деятельность фирмы за счет следующего:

  1. Цель является источником мотивации и вовлеченности. Благодаря ясности цели сотрудники понимают, к какому конкретно результату стремится организация в целом или же подразделение, в котором работают они. Стратегическая цель содержит ответ на вопрос «зачем организация существует». Определенный, исходя из данной цели, стратегический план может подсказать сотрудникам, какие действия на своем рабочем месте они должны предпринять для достижения общей цели. Цели способствуют самоопределению сотрудника, снижают нео-пределенность в делах и отношениях с другими, в возможной карьере. В свою очередь снижение неопределенности повышает мотивацию человека трудиться добросовестнее, если он разделяет искренне поставленные перед организацией цели.
  2. Цель является основой для принятия решений. Разрабатывая дерево целей и составляя план, менеджеры получают представление о том, к чему стремится организация, а значит, на своем рабочем месте им легче принять те решения, которые для общего дела будут полезны.
  3. Цель позволяет установить стандарты деятельности. При ясной цели известно, что и в какие сроки конкретно должно быть достигнуто. Цели задают результаты деятельности организации и выступают критерием их оценки.

Эффективная цель уже содержит в себе основные ресурсы, а значит, избавляет высшее руководство от пустого поиска стратегических ресурсов.

Значение целей достаточно велико, поскольку в организации должны приниматься только те решения, которые реализуют цели ее функционирования.

Менеджер, перед собой поставивший задачу совершенствования организации, но не уточнивший целей ее, рискует предложить лучший способ выполнения ненужных функций или лучший путь достижения неудовлетворительного конечного результата.

Итак, понятие цели в современном менеджменте — одно из ключевых. Без определения данного понятия, без выявления соотношения целей и средств достижения целей, оценки эффективности и путей достижения целей нельзя решить проблему эффективного управления. Цель – это самый первый шаг в управлении, а определение целеполагание — это начало любой управленческой деятельности.

Индивидуальные цели

этапы целеполагания

  • свободный стиль — цели ставятся совместно, после обсуждения и утверждения всеми;
  • жесткий стиль — цель ставится конкретно педагогом перед учениками, заранее определенная и спланированная;
  • интегрированный стиль — цель определяет педагог самостоятельно, а пути реализации и методы решения обсуждаются вместе с учащимися.

Какой стиль выбрать, зависит от ситуации, возрастной категории учеников и их возможностей, а также от специфики дисциплины.

Исторические цели

Этот масштаб цели более узкий и относится к конкретному этапу в развитии общества. Здесь учитываются особенности исторических событий на данный момент, важность тех или иных качеств на конкретном этапе развития государства. Именно тут учитываются такие факторы воспитания:

  • духовный аспект;
  • развитие чувства ответственности перед государством;
  • правовой аспект;
  • культурное саморазвитие,
  • толерантное отношение к окружающим;
  • умение адаптироваться как внутри любого общества, так и на трудовом поприще.

Все эти аспекты выражаются в целеполагании, но делается это уже с учетом конкретной обстановки и деятельности.

Компоненты целеполагания

Сделав анализ всего, что касается постановок целей, можно сделать определенный вывод по поводу компонентов этого процесса. Главными и основными компонентами целеполагания являются следующие:

  1. Первоначальное обоснование, а за этим и последующая непосредственная постановка задачи.
  2. Определение методов, с помощью которых она будет достигаться и выполняться.
  3. Преждевременный прогноз результатов, которые педагог ожидает получить.

Как ни крути, но эти три компонента должны обязательно выполняться, так как человек должен отчетливо видеть не только цель, но и каким образом он достигает результата, и что получит, когда достигнет его. Данное очень важно и считается основополагающим в этой сфере деятельности. Это своего рода мотивация и для педагога, и для учеников.

Как быть Леди:  А вы общаетесь с мамочками на площадке?

Общее понятие о целеполагании

целеполагание это

В педагогической деятельности целеполагание — это такой же процесс, только, в отличие от бизнеса, например, задача ставится образовательная. Говоря о целях, нужно понимать, что они могут иметь разный характер, то есть отталкиваться от масштаба. В зависимости от этого нам известны следующие цели:

  • государственного масштаба;
  • отдельной структуры или отдельного этапа в образовании;
  • воспитания для разных возрастных категорий;
  • при изучении разных дисциплин;
  • возникающие по ходу обучения и ставящиеся непосредственно перед изучением темы и т. д.

Как мы видим, задачи могут быть разными не только по формулировке, но и по подходу.

Построение дерева целей

Построение дерева целей может быть осуществлено по признакам, перечисленным в таблице 1.

Таблица 1 — Совокупность признаков целей, оказывающих влияние процесс построения дерева целей

Построение дерева целей может вестись с помощью метода декомпозиции цели нулевого уровня на основные и частные или же с помощью метода композиции целей высших уровней из целей низших уровней. Всегда существует несколько вариантов интеграции и дифференциации целей, при этом предпочтительным является вариант, наибольшей степени соответствующий дереву объектов управления.

Принципы постановки целей

Можно выделить следующие ключевые принципы постановки целей организации:

  1. Цель определяется назревшей потребностью и возможностями достижения ее. При возникновении любой проблемы или потребности стремление к ее решению является естественным. Но в данном случае цель может быть установлена настолько сложно, что ресурсы, имеющиеся в распоряжении, ее достичь не позволяют. Для формилировки целей важно знать потребности и проводить анализ возможностей удовлетворения таких потребностей. Цель должна быть реальной всегда.
  2. Цель должна быть конкретная и конечная для исполнителей, помимо формулировки иметь количественное выражение или возможность сопоставления с определенной базой, задаваться на конкретный временной период.
  3. Постановка цели производится в несколько этапов. Изначально цель ставится в соответствии с назревшей или прогнозируемой потребностью. Далее для ее достижения изыскиваются ресурсы с применением принципов системного подхода. И, наконец, определив все ресурсы, которые привлечь можно, уточняют цель и период достижения ее. Так, постановка цели осуществляется по схеме: цель — средство достижения ее — цель.
  4. Цели систем низшего уровня должны быть совместимыми с целями систем высшего уровня и направленными на достижение последних, т.е. в совокупности цели систем низшего уровня образуют цель системы вышестоящего уровня. Итак, цель объединения может быть достигнута, только если подцели, образующие ее, достигаются подразделениями объединения.
  5. Между деревом целей и деревом объектов управления желательно достижение наибольшего соответствия. Структура системы целей должна соответствовать структуре объекта управления, тогда каждая из целей достигается конкретным подразделением. В таком случае растет целенаправленность деятельности каждого из элементов производственной системы.

Целеполагание схематично

Для того чтобы правильно понять и запомнить, что целеполагание — это многофакторный процесс, представим вам схему, в которой мы постарались тезисно изобразить все потребности, а также факторы и условия, которые оказывают влияние на них в воспитании и обучении.

ПОТРЕБНОСТИЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ
РебенокСоциально-экономические условия
Родители
ПедагогиУсловия образовательного учреждения
Образовательная структураИндивидуальные особенности учеников и возрастная категория
Социальное окружениеУровень умственного и физического развития учащихся
Общество

Цель и целеполагание

педагогическое целеполагание

  1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
  2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
  3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
  4. Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
  5. В зависимости от всех факторов, вносятся исправления в первоначальный вариант, выводятся более точные формулировки.
  6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Вывод

В конце подведем итоги всего, что мы обсудили в статье. Итак, целеполагание — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

В зависимости от исторических событий, этапа развития общества, экономических условий выстраивается цепочка больших, мелких и промежуточных целей. Для того чтобы всегда правильно совершать целеполагание, педагогу нужно регулярно заниматься самоанализом, совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также тесно взаимодействовать как с ученическим коллективом, так и с образовательной структурой в целом.

И последнее, для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий