- Что такое маскулинность?
- Что такое гендерная социализация
- Что такое маскулинность и почему мужчинам не легче, чем женщинам? • расшифровка эпизода
- Гендерные стереотипы
- Для здоровья мужчины
- Как женское меняется вместе с мужским
- Как формируется маскулинность
- Как формируется маскулинность?
- Стереотипы о маскулинности
- Токсичная маскулинность
- Традиционные черты маскулинности
Что такое маскулинность?
Маскулинность – это набор физических признаков и особенностей поведения, которые принято считать мужскими. Данное понятие объединяет как биологические свойства мужского тела и психики, так и социокультурные особенности поведения и внешности, связанные с восприятием мужчин в современном обществе.
Понятие маскулинности охватывает и вторичные половые признаки (мужской тип фигуры, волосяной покров, грубые черты лица), и внешний вид (щетина, короткая стрижка), и особенности поведения (смелость, грубость, бесцеремонность).
Не следует путать маскулинность с мужественностью. Под мужественностью обычно подразумевается совокупность положительных черт характера, таких как храбрость, решительность, уверенность в себе и своих силах. И если, к примеру, женщину называют мужественной, то имеют в виду именно эти черты.
Существенную роль в понимании того, какие черты внешности и особенности поведения следует считать мужскими, а какие – женскими, играет общество. К примеру, в Древней Греции боги и герои мифов обычно изображались в виде стройных безбородых юношей без лишних волос на теле.
Противоположностью маскулинности считается фемининность (или феминность) – совокупность внешних признаков, особенностей характера и поведения, свойственных женщинам. Каждый человек сочетает в себе маскулинность и фемининность, и разница лишь в пропорциях.
К примеру, для мужчины привычка следить за своей внешностью считается признаком фемининности. При этом такое поведение никак не умаляет его мужественность. Аналогично женщина может демонстрировать признаки маскулинности в поведении, будучи грубой и бесцеремонной, но сохранять при этом женственность во внешности.
Что такое гендерная социализация
Под гендерной социализацией понимается усвоение личностью общепринятых понятий о маскулинности и феминности.
Гендерная категория. | Чего ждут от мужчины. | Чего ждут от женщины. |
Внешность. | Мужчине не обязательно хорошо выглядеть (мужчина должен быть чуть красивее обезьяны). В первую очередь обращают внимание на его характер и личность. | Даже у маленькой девочки общество формирует стремление быть красивой. Ее одевают в неудобные платья, колготки и туфли, которые мешают ей быть активной. Рано заплетают очень тугие косы с бантами, прокалывают уши. В дальнейшем СМИ диктует женщинам концепцию идеальной внешности. Из-за этого они изнурят себя тренировками, сидят на диетах, делают пластические операции. |
Брак, отношения, создание семьи. | У мальчиков нередко воспитывают негативное отношение к семье, браку и отношениям. Нередки фразы «женился и стал подкаблучником», «Только глупые мужчины женятся рано». Стремление оставаться завидным холостяком в обществе поощряется, а множественные половые связи оправдываются полигамной натурой. | Гендерный подход утверждает, что основная цель девушки – замужество и рождение детей. Она должна беречь себя для одного единственного, половые связи до замужества осуждаются. Иногда общество видит в женщине только репродуктивную функцию. |
Карьера, профессиональное становление. | Мужчина должен быть лидером и карьеристом, получать стабильно высокую зарплату. | Если женщина хочет учиться, развиваться и делать карьеру, общество часто ее за это осуждает. Во многих случаях женщину не воспринимают всерьез, особенно в мужском коллективе. |
Смотрите видео о маскулинности, в нем диалог девушек и их видение. Четыре приглашенных гостя рассказывают о «мужских» ситуациях, о том, как мнение со стороны мешало и помогало. Как это отразилось на их жизни.
А что вы думаете о гендерной социализации и гендерных нормах? Какие знаете ее положительные и отрицательные стороны? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях, постараемся ответить всем.
Благодарим за прочтение статьи. Делайте репосты статьи и отправляйте ее друзьям, а также сохраняйте себе, чтобы не потерять и при необходимости возвращаться к материалу.
Что такое маскулинность и почему мужчинам не легче, чем женщинам? • расшифровка эпизода
В прошлой лекции мы говорили о празднике 8 Марта. Давайте вернемся к нему еще раз. Праздник — это важный ритуал, который проявляет и подтверждает нормативные роли. В данном случае для нас важны гендерные. Однако в основном мы говорили о женщинах. А что же мужчины? Некоторые дарят цветы, поднимают тосты «за прекрасных дам», другие занимают профеминистскую позицию и присоединяются к дебатам о солидарности. Но сегодня все больше становится тех, кто не вполне понимает, какую позицию занимать и что не так в подарках и цветах. Значит, образцы стали изменяться.
Какую же цену приходится платить мужчинам за соответствие образу «настоящего мужчины»? Как изменяются образцы и почему усиливается консервативное движение, прославляющее традиционную маскулинность? Об этом и пойдет речь в данной лекции.
Начнем с того, как смотрят на проблему маскулинности в гендерных исследованиях. Внимание к положению мужчин в обществе было первоначально связано с феминистским движением второй волны. Ее датируют 1960–70-ми годами, и о ней мы говорили в первой лекции. Исследователи обнаружили, что не только женщины ограничены своей социальной ролью, привязывающей их к домашнему хозяйству, но и мужская роль тоже достаточно узкая и ограничивающая. Любому мужчине предписывается быть добытчиком или защитником. От него ожидается рациональность, решительность, смелость, соревновательность, ответственность и так далее. Предполагается, что «настоящие мужчины» не проявляют эмоции. Они не должны заботиться о новорожденных детях, заниматься домашним хозяйством. Исследователи не только обнаружили социальное в гендерных ролях, но и увидели разнообразие моделей мужского поведения, норм и образцов. С критики мужской роли как узкой и ограничивающей и началось формирование отдельной области гендерных исследований — исследований маскулинности. Их также называют критическими исследованиями мужчин. Критическими они являются потому, что не признают «естественность» гендерных иерархий: напротив, считают их изменчивыми и культурно обусловленными.
Социально-конструктивистская методология, то есть методология, рассматривающая гендер как социальный конструкт, позволила увидеть множественность маскулинностей. Маскулинности занимают разные места в гендерной иерархии в зависимости от культурного и политического контекста. На самом верху иерархии находятся те, кто соответствует образцам гегемонной, или доминирующей, маскулинности. Ее образцы также изменчивы, но в целом в современном обществе это белые обеспеченные гетеросексуальные мужчины среднего и высшего класса, которые обладают значительными материальными и символическими ресурсами. Ресурсы помогают поддерживать ту гендерную идеологию, которая обеспечивает привилегии и является привлекательной для многих. На смену культивированию физической силы в этом социальном слое приходят профессионализм, знания и престижная занятость.
А кто же не имеет необходимых ресурсов и статуса? Более низкие позиции в иерархии занимают мужчины не белой расы или не гетеросексуальные. То же самое — мужчины без гражданства или мигранты, а также мужчины с инвалидностью. Безработные или занятые на низкооплачиваемых должностях, в том числе в сферах женской занятости, не имеют основного материального ресурса, и поэтому они в системе престижа тоже иерархически субординированы. Таким образом, хотя существуют образцы, которые предписываются всем мужчинам, например быть добытчиком или защитником, в современном мире нет единых норм и моделей. Эти нормы и модели различаются в зависимости от возраста, класса, расы, сексуальности, состояния здоровья, гражданства. Изменялись эти модели и исторически, существенно различаясь в разных слоях. Нормы мужчины — русского дворянина XIX века имели мало сходства с нормами, организующими жизнь крестьянина.
Для исследования таких различий используется термин «интерсекциональность», или интерсекциональный подход. Он позволяет понять, что система привилегий и иерархий сложна и не все привилегии патриархата распространяются на всех мужчин. Гомосексуал не будет иметь привилегий гетеросексуального мужчины, безработные — привилегий высокооплачиваемых. Наоборот, в современном мире некоторые группы мужчин все более дискриминируются. Чтобы разобраться в этом феномене, нам нужно вернуться к образу «настоящего мужчины» и понять, какую цену приходится платить за соответствие данному образу.
Итак, образцы «настоящих мужчин», или гегемонной маскулинности, поддерживаются посредством культуры. Они тиражируются в СМИ, рекламе, искусстве, в текстах, в государственной политике, в праздниках. Это героические мужчины в масскультуре (в сагах, балладах, вестернах, триллерах), это защитники Отечества. Таким мужчинам присуща брутальность, агрессивность, от культивирования которой недалеко и до насилия.
Если обратиться к советскому времени, то невозможно не вспомнить «Москва слезам не верит» и героя Алексея Баталова Гошу. Гоша — успешный уважаемый гетеросексуальный рабочий интеллигент, олицетворение принципов гегемонной маскулинности. Он укрощает эмансипированную Катю, провозглашая свою символическую власть. Цитирую: «Все и всегда я буду решать сам — на том простом основании, что я мужчина». Гоша не только зарабатывает, как он думает, больше своей подруги — он готов применить силу в защите слабого, способен на принятие решений и сильные чувства. Однако таким образцам могут соответствовать лишь небольшое число мужчин. Для остальных они недосягаемы. К тому же сегодня к этим образцам добавлены еще и спортивные достижения, и сексуальная привлекательность, это и ухоженность, и следование моде, и престижное потребление. Но и те, кто им соответствует, и те, кто к ним лишь стремится, должны много и интенсивно работать. Их рабочие места связаны с высоким уровнем ответственности, стрессом, нагрузками, то есть факторами риска. И хотя здоровый образ жизни получает распространение в современных обществах, в том числе и в России, мужчины в гораздо большей степени, чем женщины, вовлечены в практики, которые разрушают их здоровье. Они больше курят, употребляют больше алкоголя.
Еще один фактор риска и потенциального стресса, сопряженный с предписаниями гегемонной маскулинности, — контроль выражения эмоций. Умение скрывать те эмоции, которые отождествляются со слабостью, — еще одно правило мужского поведения. Мужчины чаще умирают от тех причин, которые можно было бы предотвратить: в ситуациях криминала, аварий или вовремя не обратившись за медицинской помощью. Они реже посещают врачей, так как забота о здоровье не входит в практики «настоящего мужчины»: он в идеале не жалуется и не болеет. Кроме того, мужчины хуже ориентируются в системе здравоохранения, в то время как женщина встраивается в эту систему в ходе репродуктивного цикла и заботы о детях. В результате во всех индустриальных странах существуют парадокс: женщины оценивают свое здоровье ниже, чаще обращаются к врачам, а мужчины умирают раньше. Преждевременная смертность — это цена, которую приходится платить за соответствие образцам гегемонной маскулинности и за патриархатные привилегии. Согласно данным ВОЗ, в тех странах, где выше уровень гендерного равенства, продолжительность жизни мужчин выше: меньше гендерных разрывов в заботе о здоровье, более равномерно распределяются нагрузки в семье и оплачиваемые занятости. Иными словами, гендерное равенство выгодно не только женщинам, но и мужчинам. Однако гегемонная маскулинность — это не только практика, но и мощная идеология. Под влиянием этой идеологии многие мужчины чувствуют себя ущемленными и пытаются вернуть себе утраченные привилегии.
Итак, далеко не все мужчины могут соответствовать желаемым образцам. Очень многие испытывают напряжение от своей гендерной роли. В современных обществах они уже не являются единственными добытчиками: женщины массово вовлечены в сферы оплачиваемого труда и политики. Они стали активными на рынке труда, в политике, образовании, семье и в обществе в целом. Социальные позиции и женщин, и мужчин существенно меняются. Издержки мужской гегемонии приводят как к эмансипации, так и к ностальгии по патриархату и «настоящим мужчинам». В последнем случае эмансипационные изменения воспринимаются как опасные, звучат призывы вернуться к «естественным», традиционным гендерным ролям. При этом представление о якобы нерушимых гендерных границах фактически уже разрушено. Исследователи используют понятие «кризис маскулинности», который связывается с невозможностью исполнения традиционных мужских ролей. А мужчины в этом дискурсе описываются как пассивные жертвы обстоятельств или эмансипации женщин.
Образцы гегемонной маскулинности в настоящее время пересматриваются во всем мире, включая и Россию. Примером, в частности, является последний всплеск внимания к феномену сексуального домогательства в отношении женщин, начавшийся в Голливуде и получивший широкое распространение по всему миру. Совсем недавно нормы поведения мужчин в публичном пространстве допускали проявление сексуального интереса, в том числе навязчивого, часто — без учета желания женщины. А привлекающую внимание в публичных местах женщину обвиняли в манипулировании и провокативности. В настоящее время такие паттерны утрачивают свою привлекательность, а их допустимость оспаривается значительной частью общества. Этот болезненный процесс становится симптомом конфликта разных гендерных образцов и ослабления патриархатной власти. С одной стороны, происходит размывание гендерной гегемонии, с другой — усиливается консервативное сопротивление, нацеленное на охрану и продвижение гендерных привилегий.
Для примера рассмотрим консервативное движение в США, где эти процессы привлекли внимание социологов. Американская исследовательница Арли Хохшильд, исследуя экономически неблагополучные штаты, задается вопросом: почему именно в регионах с низким уровнем жизни и плохой экологической ситуацией избиратели голосуют за сокращение государственных социальных поддержек? Автор обнаруживает, что победу республиканцам там обеспечивают белые мужчины среднего класса с уязвленным чувством собственного достоинства и оскорбленной маскулинностью. Такие мужчины полагают социальную политику демократов несправедливой и разрушающей основания их мужской идентичности. Республиканская партия традиционно выступает за сокращение государственных расходов на социальную сферу, а также на программы по защите окружающей среды. В свою очередь, идеология Демократической партии предполагает увеличение социальных расходов, защиту экологии, а также поддержку прогрессивного налогообложения — то есть увеличение налогов для богатых.
Почему же так происходит? Белые американцы среднего класса из южных штатов во многих поколениях выполняли свою традиционную гендерную роль: работали в частном бизнесе, платили налоги, достигали успеха. В итоге стоя, а точнее двигаясь «в очереди» из равных им конкурентов мужского пола, они приближались к осуществлению американской мечты. Они обладали привилегиями уважаемых кормильцев семьи и считали их заслуженными и справедливыми. И вдруг они почувствовали, что правила игры меняются. Благодаря социальной политике демократов поддержку вне очереди стали получать те, кто раньше не мог конкурировать с ними: женщины, темнокожие, мигранты, гомосексуалы и даже, представьте себе, бурые пеликаны Американский бурый пеликан имеет охранный статус и находится под защитой, средства на которую идут из бюджета..
Белые гетеросексуальные мужчины среднего класса увидели в такой политике, особенно в политике Барака Обамы, несправедливость. Они решили, что их предали в их собственной стране. Их недовольство порождает агрессию, которая в свою очередь политизируется. В результате представители среднего класса становятся так называемыми злыми белыми мужчинами. Та же линия рассуждения присутствует у другого исследователя — Майкла Киммела. Маскулинность «злых белых мужчин» утверждается через привилегии, которые их носители считают неотъемлемыми, естественными, данными от рождения. Киммел показывает, что в расово однородных школах культивируется жесткая гегемонная норма брутальной маскулинности. Те подростки, чье поведение или внешность не соответствуют этой норме, часто подвергаются травле. В ответ они пытаются восстановить свою маскулинность через насилие, вплоть до вооруженного нападения на учителей и одноклассников. Наоборот, там, где вместе учатся дети разных рас, сексуальности, разных физических возможностей, где не культивируется один-единственный тип мужественности, где шансы освоить иные модели маскулинности выше, потенциал возникновения ненависти снижается. Исследователь объясняет рост насилия в школах тем, что до сих пор мужская социализация культивирует образ мужчины-мальчика, ориентированного на успех и физическую силу. Мальчикам по-прежнему прививают навыки агрессивного поведения и применения насилия в условиях фрустрации и гнева. Напротив, чем вариативнее нормы, тем более безопасной является среда.
Итак, в современном обществе консенсус по поводу того, что значит быть мужчиной, в значительной степени утрачен. Патриархатные дивиденды, или выгоды, могут становиться более проблематичными, менее стабильными и доступными. Однако они продолжают существовать и во многих случаях считаются нормой. Некоторые мужчины могут не относиться к женщинам как к «слабому полу», да и быть защитником Отечества — идеал далеко не для всех. Однако в российском обществе у них все еще не так много возможностей переопределить свою маскулинность, включив в нее эмоции, заботу, вовлеченное отцовство, равноправное партнерство и тому подобное.
Гендерные стереотипы
Согласно стереотипам, бытующим в обществе, часто пагубным, маскулинным мужчинам полагается:
- Мужчине не место на кухне, он не обязан уметь готовить еду (разве только шашлык на природе).
- Маскулинные мужчины всегда зарабатывают больше, чем женщины, иначе это для них унизительно.
- Маскулинному мужчине полагается везде и во всем быть главным, за все нести ответственность.
- Мужчины от природы полигамны, поэтому в порядке вещей смотреть на других женщин, изменять жене или девушке.
- Парни должны драться, потому что ссадины, синяки и шрамы украшают мужчин.
- Делать «мужскую» работу по дому – качество настоящего маскулина. Мужчина сам собирает мебель, устанавливает унитаз, делает ремонт. Пользоваться услугами мастеров унизительно.
- Мужчины не плачут, не переживают, не страдают.
- Парням не стоит слишком уж ухаживать за своей внешностью. Увлажняющий крем и гигиеническая помада придуманы только для женщин.
- Настоящий мужчина должен любить мясо и есть его каждый день.
- У маскулинного мужчины должны быть соответствующие увлечения (рыбалка, охота, спорт, футбол).
- У каждого уважающего себя мужчины должна быть машина. На общественном транспорте позволительно ездить лишь старикам и школьникам.
- Все решения принимает мужчина только потому, что он – мужчина.
- Женщины любят настойчивых мужчин, поэтому нужно подходить и брать.
- Настоящий мужчина должен работать только на мужской должности (грузчик, электрик, строитель и т.д.).
- Мужчины не сюсюкаются и не проявляют никаких нежных, тонких чувств.
А какие вам известны гендерные стереотипы, связанные с маскулинностью? Присущи ли какие-то из перечисленных вам? Расскажите об этом в комментариях.
Для здоровья мужчины
Для самого мужчины. | Пример. |
Поощрение алкогольной зависимости. | По выходным настоящие маскулисты должны пить пиво и смотреть футбол по телевизору. |
Навязывание мысли, что боль нужно терпеть. | Мужчины в зале тренируются через силу, а если заболели, то обращаются к врачу только в самом крайнем случае. |
Необходимость скрывать свои эмоции. | Мужчины могут годами сдерживать свои эмоции, существовать в постоянном стрессе и ситуации профессионального выгорания. |
Снижение продолжительности и качества жизни. | Мужчины задействованы на более тяжелых и опасных работах, поэтому по статистике, в России мужчины живут на 10 лет меньше, чем женщины. |
Угнетение других мужчин за их внешний вид и образ жизни. | Если подросток в школе отращивает волосы, над ним обычно смеются. Если взрослый мужчина уходит в отпуск по уходу за ребенком, так как его жена зарабатывает больше, то в обществе он также сталкивается с осуждением. |
Рост числа самоубийств. | Токсичная гипермаскулинность порой доходит до того, что мужчина отчаивается и накладывает на себя руки (если потерял работу, то уже не мужик и не достойный член общества). |
Как женское меняется вместе с мужским
Процесс маскулинизации теперь гораздо меньше затрагивает женское начало. Есть тенденция к равноправию, хотя до настоящего равенства полов еще далеко.
Это хорошо заметно в быту:
- Женщина может попросить мужчину приготовить ужин или заняться уборкой. Да и мужчины часто сами не против кулинарных экспериментов.
- Мужчины сами ходят за покупками в супермаркет или на рынок.
- Женщине больше не приходится покупать мужчине одежду, он в состоянии сделать это сам. Кроме того, некоторые мужчины вполне умело и со вкусом выбирают вещи для всей семьи.
- Современные пары больше не делят работу по дому на «женскую» и «мужскую». Парень может разбираться со стиркой, а женщина – собирать мебельный гарнитур.
- Салоны красоты теперь предназначены не только для женщин, мужчины часто и охотно следят за своей внешностью.
- Женщина маскулинна порой не меньше, чем мужчина, когда ей приходится самой растить ребенка, принимать решения, обеспечивать материальное благополучие себе и детям.
- Непутевые папы, которые думают, что их ребенок ходит в детский сад (а на деле ребенок заканчивает техникум), остались в старых советских анекдотах. Женщина спокойно может оставить ребенка на мужчину и пойти куда-нибудь отдохнуть или по делам.
- Женщины осознают, что замужество не является самой важной целью в их жизни.
- Так как женщине часто приходится работать наравне с мужчиной, быт не ложится полностью на ее плечи. Пара поровну делит обязанности, а иногда и делегирует их домработнице, няне или гувернантке.
- Если женщина рожает ребенка без мужа, то в обществе это осуждается гораздо меньше. По крайней мере, этот факт больше не скрывается от родственников и вездесущих бабушек на лавочках.
- Сегодня никого не удивить тем, что женщина сама водит машину.
- Женщины не стремятся сразу после школы родить ребенка. Во многих странах первенец рождается у пары после 35 лет, и таких родителей больше не называют пожилыми или «старородящими».
- Женщины все чаще могут похвастаться наличием хорошего образования, и не по одному, а по двум и больше профилям.
Как формируется маскулинность
Маскулинизация развивается и формируется в процессе гендерной социализации. На протяжении веков в разных странах к мальчикам и девочкам всегда относились по-разному.
Гендерная социализация наступает еще тогда, когда ребенок не осознает своего пола. С рождением мальчика начинается его маскулинизация. Уже на выписку из родительного дома ему покупают одежду голубого, а потом, для повседневного ношения, и более темных цветов.
Иногда к маскулинизации призывают и родственники: «Что значит он хочет рисовать? Мальчики должны заниматься спортом и бегать во дворе!».
В процессе взросления мальчику выдвигают ряд требований, которые должны развить его маскулинность:
- Никогда не плакать.
- Заниматься только «мальчишескими» делами.
- Защищать слабых.
- Хорошо учиться, чтобы иметь возможность получить профессию.
- Отслужить в армии.
- Покинуть вовремя родительский дом.
- Устроиться на высокооплачиваемую работу.
- Жениться, завести семью.
- Родить детей.
В обществе считается, что все эти качества формируют в мужчине истинную маскулинность.
Как формируется маскулинность?
Понимание маскулинности в конкретном обществе зависит от множества культурно-исторических факторов. Некоторые черты могут быть общими для всех культур, но большинство из них является следствием традиций и стереотипов. Вследствие этого в некоторых обществах маскулинность выражена более сильно, но существуют и такие общества, где в мужском поведении присутствует заметно выраженная фемининность.
На маскулинность могут влиять этнические факторы. Вряд ли кого-то удивит утверждение, что некоторым нациям свойственны маскулинные особенности внешности, например, густые черные волосы на теле и грубые черты лица. Это же отмечается и в их поведении, поскольку представители этих наций обычно ведут себя более решительно и самоуверенно.
Также на уровень маскулинности влияет классовая принадлежность человека, его воспитание и образование. Как правило, мужчинам из богатых семей с хорошим воспитанием свойственно наличие феминных черт, таких как чистоплотность, повышенное внимание к собственной внешности, вежливость и тактичность в общении.
Для лучшего понимания того, что такое маскулинность и как она формируется, важно учитывать и тот факт, что социальная среда и воспитание могут приводить к тому, что женщина будет демонстрировать более маскулинное поведение, чем мужчина. Это особенно часто встречается в современном мире, в котором границы между маскулинностью и фемининностью постепенно сглаживаются.
Стереотипы о маскулинности
В любом обществе понятия маскулинности и фемининности представляют собой совокупность стереотипов о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины. При этом в большинстве современных обществ образ мужчины обычно связан с силой, трудом и высокой социальной активностью.
Интересно, что эти стереотипные представления на самом деле довольно далеки от реальности. Женщины в современном мире работают наравне с мужчинами, а мужчины принимают участие и в воспитании детей, и в работе по дому. Несмотря на это, описанные стереотипы продолжают существовать.
В фильмах 80-х и 90-х годов прошлого века весьма популярным был типаж сильного и бесстрашного мачо, не выделяющегося выдающимися интеллектуальными способностями. В центре сюжета практически любого боевика того времени находился такой персонаж, сыгранный Сильвестром Сталлоне, Жан-Клодом Ван Даммом, Джеки Чаном или другим популярным актёром. И каждый такой герой практически идеально вписывался в существовавший тогда типаж мужчины.
Интересно, что стереотипы не чужды таким наукам как психология и социология. В 19 веке в рамках этих дисциплин полагалось, что маскулинность и фемининность – противоположные и взаимоисключающие понятия. Но примерно в середине 20-го века стало очевидно, что не может быть четкого разделения всех качеств на «мужские» и «женские». И каждый человек совмещает в себе некоторое количество как маскулинных, так и фемининных черт.
Токсичная маскулинность
Это понятие заслуживает особого внимания. Токсичная маскулинность – это психологическая концепция, описывающая некоторые формы мужского поведения с высоким уровнем токсичности. Это поведение может быть направлено против женщин, всего общества или других мужчин, которые поддерживают общепринятые нормы и правила.
В качестве примера токсичной маскулинности можно привести мужчину, который ведёт себя агрессивно, постоянно демонстрирует сексуальный интерес ко всем привлекательным женщинам, придерживается точки зрения, что «место женщины у плиты», изображает из себя альфа-самца и насмехается над более спокойными мужчинами, считая их подкаблучниками. Кроме того, токсичная маскулинность практически всегда сопровождается безответственным поведением как по отношению к обществу, так и по отношению к себе.
Как правило, мужчины, которым в молодости свойственно токсичное поведение, в зрелом возрасте имеют серьезные проблемы с психикой. Они страдают от стресса и депрессии, многие из них погрязают в алкогольной или наркотической зависимости. Несмотря на то, что они по-прежнему изображают из себя альфа-самцов, их физическая форма обычно очень далека от совершенства, поскольку они не следят за собой и практически никогда не занимаются спортом.
Традиционные черты маскулинности
Перечень классических представлений о маскулинности довольно широк, но в качестве основных можно назвать такие черты как:
- уверенность в себе;
- уверенность в правильности сделанного выбора;
- непоколебимость;
- готовность отвечать за свои решения и поступки.
Также к мужским чертам характера относят импульсивность (мужчины чаще действуют сразу, не обдумывая риски), что далеко не всегда приводит к положительным результатам.
Среди негативных черт маскулинности в первую очередь следует выделить:
- грубость;
- стремление доминировать;
- черствость;
- бесцеремонность.
Мужчины меньше внимания уделяют своим манерам и внешности, не так аккуратны, как женщины. Они хорошо умеют концентрироваться на одной задаче, но многозадачность у них развита слабо, и попытки заниматься несколькими делами одновременно практически всегда заканчиваются неудачей.
Разумеется, перечисленные черты редко сочетаются в одном человеке. Это скорее собирательный мужской образ – именно такой, каким его рисуют существующие гендерные стереотипы. Но каждая из этих черт может встречаться как у мужчин, так и у женщин. И в зависимости от того, как много этих черт у конкретного человека и насколько сильно они выражены, можно говорить о его маскулинности.