Что такое маскулинность и почему мужчинам не легче, чем женщинам? • Расшифровка эпизода • Arzamas

Что такое маскулинность и почему мужчинам не легче, чем женщинам?  •  Расшифровка эпизода  •  Arzamas Женщине

Что такое маскулинность?

Маскулинность – это набор физических признаков и особенностей поведения, которые принято считать мужскими. Данное понятие объединяет как биологические свойства мужского тела и психики, так и социокультурные особенности поведения и внешности, связанные с восприятием мужчин в современном обществе.

Понятие маскулинности охватывает и вторичные половые признаки (мужской тип фигуры, волосяной покров, грубые черты лица), и внешний вид (щетина, короткая стрижка), и особенности поведения (смелость, грубость, бесцеремонность).

Не следует путать маскулинность с мужественностью. Под мужественностью обычно подразумевается совокупность положительных черт характера, таких как храбрость, решительность, уверенность в себе и своих силах. И если, к примеру, женщину называют мужественной, то имеют в виду именно эти черты.

Существенную роль в понимании того, какие черты внешности и особенности поведения следует считать мужскими, а какие – женскими, играет общество. К примеру, в Древней Греции боги и герои мифов обычно изображались в виде стройных безбородых юношей без лишних волос на теле.

Противоположностью маскулинности считается фемининность (или феминность) – совокупность внешних признаков, особенностей характера и поведения, свойственных женщинам. Каждый человек сочетает в себе маскулинность и фемининность, и разница лишь в пропорциях.

К примеру, для мужчины привычка следить за своей внешностью считается признаком фемининности. При этом такое поведение никак не умаляет его мужественность. Аналогично женщина может демонстрировать признаки маскулинности в поведении, будучи грубой и бесцеремонной, но сохранять при этом женственность во внешности.

Что такое гендерная социализация

Под гендерной социализацией понимается усвоение личностью общепринятых понятий о маскулинности и феминности.

Гендерная категория.Чего ждут от мужчины.Чего ждут от женщины.
Внешность.Мужчине не обязательно хорошо выглядеть (мужчина должен быть чуть красивее обезьяны). В первую очередь обращают внимание на его характер и личность.Даже у маленькой девочки общество формирует стремление быть красивой. Ее одевают в неудобные платья, колготки и туфли, которые мешают ей быть активной. Рано заплетают очень тугие косы с бантами, прокалывают уши. В дальнейшем СМИ диктует женщинам концепцию идеальной внешности. Из-за этого они изнурят себя тренировками, сидят на диетах, делают пластические операции.
Брак, отношения, создание семьи.У мальчиков нередко воспитывают негативное отношение к семье, браку и отношениям. Нередки фразы «женился и стал подкаблучником», «Только глупые мужчины женятся рано». Стремление оставаться завидным холостяком в обществе поощряется, а множественные половые связи оправдываются полигамной натурой.Гендерный подход утверждает, что основная цель девушки – замужество и рождение детей. Она должна беречь себя для одного единственного, половые связи до замужества осуждаются. Иногда общество видит в женщине только репродуктивную функцию.
Карьера, профессиональное становление.Мужчина должен быть лидером и карьеристом, получать стабильно высокую зарплату.Если женщина хочет учиться, развиваться и делать карьеру, общество часто ее за это осуждает. Во многих случаях женщину не воспринимают всерьез, особенно в мужском коллективе.

Смотрите видео о маскулинности, в нем диалог девушек и их видение. Четыре приглашенных гостя рассказывают о «мужских» ситуациях, о том, как мнение со стороны мешало и помогало. Как это отразилось на их жизни.

А что вы думаете о гендерной социализации и гендерных нормах? Какие знаете ее положительные и отрицательные стороны? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях, постараемся ответить всем.

Благодарим за прочтение статьи. Делайте репосты статьи и отправляйте ее друзьям, а также сохраняйте себе, чтобы не потерять и при необходимости возвращаться к материалу.

Что такое маскулинность и почему мужчинам не легче, чем женщинам? • расшифровка эпизода

Как оказалось, что «настоящих мужчин» больше нет, и почему это правильно

В прошлой лекции мы говорили о празднике 8 Марта. Давайте вернемся к нему еще раз. Праздник — это важный ритуал, который проявляет и подтверждает нормативные роли. В данном случае для нас важны гендерные. Однако в основ­ном мы говорили о женщинах. А что же мужчины? Некоторые дарят цветы, поднимают тосты «за прекрасных дам», другие занимают профеминистскую позицию и присоединяются к дебатам о солидарности. Но сегодня все больше становится тех, кто не вполне понимает, какую позицию занимать и что не так в подарках и цветах. Значит, образцы стали изменяться.

Какую же цену приходится платить мужчинам за соответствие образу «настоя­щего мужчины»? Как изменяются образцы и почему усиливается консерва­тивное движение, прославляю­щее традиционную маскулинность? Об этом и пойдет речь в данной лекции.

Начнем с того, как смотрят на проблему маскулинности в гендерных исследо­ваниях. Внимание к положению мужчин в обществе было первоначаль­но связано с феминистским движением второй волны. Ее датируют 1960–70-ми годами, и о ней мы говорили в первой лекции. Исследователи обнаружили, что не только женщины ограничены своей социальной ролью, привязываю­щей их к домашнему хозяйству, но и мужская роль тоже достаточно узкая и ограни­чивающая. Любому мужчине предписывается быть добытчиком или защит­ником. От него ожидается рациональность, решитель­ность, смелость, сорев­новательность, ответственность и так далее. Предпола­гается, что «настоящие мужчины» не проявляют эмоции. Они не должны заботиться о новорожденных детях, заниматься домашним хозяйством. Исследователи не только обнару­жили социальное в гендерных ролях, но и увидели разнообразие моделей мужского поведения, норм и образцов. С критики мужской роли как узкой и ограничивающей и началось формирование отдельной области гендерных исследований — исследова­ний маскулинности. Их также называют критиче­скими исследования­ми мужчин. Критическими они являются потому, что не признают «естественность» гендерных иерархий: напротив, считают их изменчивыми и культурно обусловленными.

Социально-конструктивистская методология, то есть методология, рас­сматривающая гендер как социальный конструкт, позволила увидеть множественность маскулинностей. Маскулинности занимают разные места в гендерной иерархии в зависимости от культурного и политического контекста. На самом верху иерархии находятся те, кто соответствует образцам гегемонной, или доминирую­щей, маскулинности. Ее образцы также изменчивы, но в целом в современном обществе это белые обеспеченные гетеросексуальные мужчины среднего и высшего класса, которые обладают значительными материальными и символическими ресурсами. Ресурсы помогают поддерживать ту гендерную идеологию, которая обеспечивает привилегии и является привлекатель­ной для многих. На смену культиви­рованию физической силы в этом социальном слое приходят профессио­нализм, знания и престижная занятость.

Как быть Леди:  Лечение нервного срыва — Брейн Клиник

А кто же не имеет необходимых ресурсов и статуса? Более низкие позиции в иерархии занимают мужчины не белой расы или не гетеросексуальные. То же самое — мужчины без гражданства или мигранты, а также мужчины с инва­лидностью. Безработные или занятые на низкооплачиваемых должностях, в том числе в сферах женской занятости, не имеют основного материального ресурса, и поэтому они в системе престижа тоже иерархически субордини­рованы. Таким образом, хотя существуют образцы, которые предписываются всем мужчинам, например быть добытчиком или защитником, в современном мире нет единых норм и моделей. Эти нормы и модели различаются в зависи­мости от возраста, класса, расы, сексуально­сти, состояния здоровья, граждан­ства. Изменялись эти модели и исторически, существенно различаясь в разных слоях. Нормы мужчины — русского дворянина XIX века имели мало сходства с нормами, организующими жизнь крестьянина.

Для исследования таких различий используется термин «интерсекцио­наль­­ность», или интерсекциональный подход. Он позволяет понять, что система привилегий и иерархий сложна и не все привилегии патриархата распространя­ются на всех мужчин. Гомосексуал не будет иметь привилегий гетеросексуаль­ного мужчины, безработные — привилегий высоко­опла­чи­ваемых. Наоборот, в современ­ном мире некоторые группы мужчин все более дискриминируются. Чтобы разобраться в этом феномене, нам нужно вернуться к образу «настоящего мужчины» и понять, какую цену приходится платить за соответствие данному образу.

Итак, образцы «настоящих мужчин», или гегемонной маскулинности, поддержи­ваются посредством культуры. Они тиражируются в СМИ, рекламе, искусстве, в текстах, в государственной политике, в праздниках. Это героиче­ские муж­чины в масскультуре (в сагах, балладах, вестернах, триллерах), это защитники Отечества. Таким мужчи­нам присуща брутальность, агрессивность, от культи­вирования которой недалеко и до насилия.

Если обратиться к советскому времени, то невозможно не вспомнить «Москва слезам не верит» и героя Алексея Баталова Гошу. Гоша — успешный уважаемый гетеросексуальный рабочий интеллигент, олицетворение принципов гегемон­ной маскулинности. Он укрощает эмансипированную Катю, провозглашая свою символическую власть. Цитирую: «Все и всегда я буду решать сам — на том простом основании, что я мужчина». Гоша не только зарабатывает, как он думает, больше своей подруги — он готов применить силу в защите слабого, способен на принятие решений и сильные чувства. Однако таким образцам могут соответствовать лишь небольшое число мужчин. Для осталь­ных они недосягаемы. К тому же сегодня к этим образцам добавлены еще и спортивные достижения, и сексуальная привлекательность, это и ухоженность, и следова­ние моде, и престижное потребление. Но и те, кто им соответствует, и те, кто к ним лишь стремится, должны много и интенсивно работать. Их рабочие места связаны с высоким уровнем ответственности, стрессом, нагрузками, то есть фактора­ми риска. И хотя здоровый образ жизни получает распростра­нение в современ­ных обществах, в том числе и в России, мужчины в гораздо большей степени, чем женщины, вовлечены в практики, которые разрушают их здоровье. Они больше курят, употребляют больше алкоголя.

Еще один фактор риска и потенциаль­ного стресса, сопряженный с предписа­ниями гегемонной маскулинности, — контроль выражения эмоций. Умение скрывать те эмоции, которые отождествляются со слабостью, — еще одно правило мужского поведения. Мужчины чаще умирают от тех причин, которые можно было бы предотвра­тить: в ситуациях криминала, аварий или вовремя не обратившись за медицинской помощью. Они реже посещают врачей, так как забота о здоровье не входит в практики «настоящего мужчины»: он в идеале не жалуется и не болеет. Кроме того, мужчины хуже ориентируются в системе здравоохранения, в то время как женщина встраивается в эту систему в ходе репродуктивного цикла и заботы о детях. В результате во всех индустриальных странах существуют парадокс: женщины оценивают свое здоровье ниже, чаще обращаются к врачам, а мужчины умирают раньше. Преждевременная смертность — это цена, которую приходится платить за соответствие образцам гегемонной маскулинности и за патриархатные привилегии. Согласно данным ВОЗ, в тех странах, где выше уровень гендерного равенства, продолжитель­ность жизни мужчин выше: меньше гендерных разрывов в заботе о здоровье, более равномерно распределяются нагрузки в семье и оплачиваемые занятости. Иными словами, гендерное равенство выгодно не только женщинам, но и муж­чинам. Однако гегемонная маскулинность — это не только практика, но и мощ­ная идеология. Под влиянием этой идеологии многие мужчины чувствуют себя ущемленными и пытаются вернуть себе утраченные привилегии.

Итак, далеко не все мужчины могут соответствовать желаемым образцам. Очень многие испытывают напряжение от своей гендерной роли. В совре­менных обществах они уже не являются единственными добытчиками: женщины массово вовлечены в сферы оплачиваемого труда и политики. Они стали активными на рынке труда, в политике, образовании, семье и в обще­стве в целом. Социальные позиции и женщин, и мужчин существенно меняются. Издержки мужской гегемонии приводят как к эмансипации, так и к ностальгии по патриархату и «настоящим мужчи­нам». В последнем случае эмансипа­цион­­ные изменения воспринимаются как опасные, звучат призывы вернуться к «естественным», традиционным гендерным ролям. При этом представление о якобы нерушимых гендерных границах фактически уже разрушено. Исследо­ватели используют понятие «кризис маскулинности», который связывается с невозможностью исполнения традиционных мужских ролей. А мужчины в этом дискурсе описываются как пассивные жертвы обстоятельств или эмансипации женщин.

Образцы гегемонной маскулинности в настоящее время пересматриваются во всем мире, включая и Россию. Примером, в частности, является последний всплеск внимания к феноме­ну сексуального домогательства в отношении женщин, начавшийся в Голливуде и получивший широкое распространение по всему миру. Совсем недавно нормы поведения мужчин в публичном пространстве допускали проявление сексуального интереса, в том числе навязчивого, часто — без учета желания женщины. А привле­кающую внимание в публич­ных местах женщину обвиняли в манипулировании и провокатив­ности. В настоящее время такие паттерны утрачивают свою привлекатель­ность, а их допустимость оспаривается значительной частью общества. Этот болезненный процесс становится симптомом конфликта разных гендерных образцов и ослабления патриархатной власти. С одной стороны, происходит размывание гендерной гегемонии, с другой — усиливается консервативное сопротивление, нацеленное на охрану и продвижение гендерных привилегий.

Для примера рассмотрим консерватив­ное движение в США, где эти процессы привлекли внимание социологов. Американская исследовательница Арли Хохшильд, исследуя экономически неблагополучные штаты, задается вопросом: почему именно в регионах с низким уровнем жизни и плохой экологической ситуацией избиратели голосуют за сокращение государствен­ных социальных поддержек? Автор обнаруживает, что победу республикан­цам там обеспечивают белые мужчины среднего класса с уязвленным чувством собственного достоинства и оскорблен­ной маскулинностью. Такие мужчины полагают социальную политику демократов несправедливой и разру­шаю­щей основания их мужской идентичности.  Республиканская партия традиционно выступает за сокращение государ­ственных расходов на социальную сферу, а также на программы по защите окружающей среды. В свою очередь, идеология Демократической партии предполагает увеличение социальных расходов, защиту экологии, а также под­держку прогрессивного налогообло­жения — то есть увеличение налогов для богатых.

Как быть Леди:  Александр Дюма- отец. «Гений Жизни... и Любви».: galkadan — LiveJournal

Почему же так происходит? Белые американцы среднего класса из южных штатов во многих поколениях выполняли свою традиционную гендерную роль: работали в частном бизнесе, платили налоги, достигали успеха. В итоге стоя, а точнее двигаясь «в очереди» из равных им конкурентов мужского пола, они приближались к осуществлению американской мечты. Они обладали привилегиями уважае­мых кормильцев семьи и считали их заслуженными и справедливыми. И вдруг они почувствовали, что правила игры меняются. Благодаря социальной политике демократов поддержку вне очереди стали получать те, кто раньше не мог конкурировать с ними: женщины, темнокожие, мигранты, гомосексуалы и даже, представьте себе, бурые пеликаны  Американский бурый пеликан имеет охран­ный статус и находится под защитой, сред­ства на которую идут из бюджета..

Белые гетеросексуальные мужчины среднего класса увидели в такой политике, особенно в политике Барака Обамы, несправедливость. Они решили, что их предали в их собственной стране. Их недовольство порождает агрессию, которая в свою очередь политизирует­ся. В результате представители среднего класса становятся так называе­мыми злыми белыми мужчинами. Та же линия рассуждения присутствует у другого исследователя — Майкла Киммела. Маскулинность «злых белых мужчин» утверждается через привиле­гии, которые их носители считают неотъемлемыми, естественными, данными от рождения. Киммел показы­вает, что в расово однородных школах культи­вируется жесткая гегемонная норма брутальной маскулинности. Те подростки, чье поведение или внеш­ность не соответствуют этой норме, часто подвер­гаются травле. В ответ они пытаются восстановить свою маскулин­ность через насилие, вплоть до воору­жен­ного нападения на учителей и одноклассников. Наоборот, там, где вместе учатся дети разных рас, сексуальности, разных физических возможностей, где не культивируется один-единственный тип мужествен­ности, где шансы освоить иные модели маскулинности выше, потенциал возникновения ненависти снижается. Исследователь объясняет рост насилия в школах тем, что до сих пор мужская социализация культивирует образ мужчины-мальчика, ориентированного на успех и физическую силу. Мальчи­кам по-прежнему прививают навыки агрессивного поведения и приме­нения насилия в условиях фрустрации и гнева. Напротив, чем вариативнее нормы, тем более безопасной является среда.

Итак, в современном обществе консенсус по поводу того, что значит быть мужчиной, в значительной степени утрачен. Патриархатные дивиденды, или выгоды, могут становиться более проблематичными, менее стабильными и доступными. Однако они продолжают существовать и во многих случаях считаются нормой. Некоторые мужчины могут не отно­сить­ся к женщинам как к «слабому полу», да и быть защитником Отечества — идеал далеко не для всех. Однако в российском обществе у них все еще не так много возможностей переопределить свою маскулинность, включив в нее эмоции, заботу, вовлеченное отцовство, равноправное партнерство и тому подобное.  

Гендерные стереотипы

Согласно стереотипам, бытующим в обществе, часто пагубным, маскулинным мужчинам полагается:

  1. Мужчине не место на кухне, он не обязан уметь готовить еду (разве только шашлык на природе).
  2. Маскулинные мужчины всегда зарабатывают больше, чем женщины, иначе это для них унизительно.
  3. Маскулинному мужчине полагается везде и во всем быть главным, за все нести ответственность.
  4. Мужчины от природы полигамны, поэтому в порядке вещей смотреть на других женщин, изменять жене или девушке.
  5. Парни должны драться, потому что ссадины, синяки и шрамы украшают мужчин.
  6. Делать «мужскую» работу по дому – качество настоящего маскулина. Мужчина сам собирает мебель, устанавливает унитаз, делает ремонт. Пользоваться услугами мастеров унизительно.
  7. Мужчины не плачут, не переживают, не страдают.
  8. Парням не стоит слишком уж ухаживать за своей внешностью. Увлажняющий крем и гигиеническая помада придуманы только для женщин.
  9. Настоящий мужчина должен любить мясо и есть его каждый день.
  10. У маскулинного мужчины должны быть соответствующие увлечения (рыбалка, охота, спорт, футбол).
  11. У каждого уважающего себя мужчины должна быть машина. На общественном транспорте позволительно ездить лишь старикам и школьникам.
  12. Все решения принимает мужчина только потому, что он – мужчина.
  13. Женщины любят настойчивых мужчин, поэтому нужно подходить и брать.
  14. Настоящий мужчина должен работать только на мужской должности (грузчик, электрик, строитель и т.д.).
  15. Мужчины не сюсюкаются и не проявляют никаких нежных, тонких чувств.

А какие вам известны гендерные стереотипы, связанные с маскулинностью? Присущи ли какие-то из перечисленных вам? Расскажите об этом в комментариях.

Для здоровья мужчины

Для самого мужчины.Пример.
Поощрение алкогольной зависимости.По выходным настоящие маскулисты должны пить пиво и смотреть футбол по телевизору.
Навязывание мысли, что боль нужно терпеть.Мужчины в зале тренируются через силу, а если заболели, то обращаются к врачу только в самом крайнем случае.
Необходимость скрывать свои эмоции.Мужчины могут годами сдерживать свои эмоции, существовать в постоянном стрессе и ситуации профессионального выгорания.
Снижение продолжительности и качества жизни.Мужчины задействованы на более тяжелых и опасных работах, поэтому по статистике, в России мужчины живут на 10 лет меньше, чем женщины.
Угнетение других мужчин за их внешний вид и образ жизни.Если подросток в школе отращивает волосы, над ним обычно смеются. Если взрослый мужчина уходит в отпуск по уходу за ребенком, так как его жена зарабатывает больше, то в обществе он также сталкивается с осуждением.
Рост числа самоубийств.Токсичная гипермаскулинность порой доходит до того, что мужчина отчаивается и накладывает на себя руки (если потерял работу, то уже не мужик и не достойный член общества).

Как женское меняется вместе с мужским

Процесс маскулинизации теперь гораздо меньше затрагивает женское начало. Есть тенденция к равноправию, хотя до настоящего равенства полов еще далеко.

Как быть Леди:  Что такое андрогинность?. Статья. Гендерная психология. Самопознание.ру

Это хорошо заметно в быту:

  1. Женщина может попросить мужчину приготовить ужин или заняться уборкой. Да и мужчины часто сами не против кулинарных экспериментов.
  2. Мужчины сами ходят за покупками в супермаркет или на рынок.
  3. Женщине больше не приходится покупать мужчине одежду, он в состоянии сделать это сам. Кроме того, некоторые мужчины вполне умело и со вкусом выбирают вещи для всей семьи.
  4. Современные пары больше не делят работу по дому на «женскую» и «мужскую». Парень может разбираться со стиркой, а женщина – собирать мебельный гарнитур.
  5. Салоны красоты теперь предназначены не только для женщин, мужчины часто и охотно следят за своей внешностью.
  6. Женщина маскулинна порой не меньше, чем мужчина, когда ей приходится самой растить ребенка, принимать решения, обеспечивать материальное благополучие себе и детям.
  7. Непутевые папы, которые думают, что их ребенок ходит в детский сад (а на деле ребенок заканчивает техникум), остались в старых советских анекдотах. Женщина спокойно может оставить ребенка на мужчину и пойти куда-нибудь отдохнуть или по делам.
  8. Женщины осознают, что замужество не является самой важной целью в их жизни.
  9. Так как женщине часто приходится работать наравне с мужчиной, быт не ложится полностью на ее плечи. Пара поровну делит обязанности, а иногда и делегирует их домработнице, няне или гувернантке.
  10. Если женщина рожает ребенка без мужа, то в обществе это осуждается гораздо меньше. По крайней мере, этот факт больше не скрывается от родственников и вездесущих бабушек на лавочках.
  11. Сегодня никого не удивить тем, что женщина сама водит машину.
  12. Женщины не стремятся сразу после школы родить ребенка. Во многих странах первенец рождается у пары после 35 лет, и таких родителей больше не называют пожилыми или «старородящими».
  13. Женщины все чаще могут похвастаться наличием хорошего образования, и не по одному, а по двум и больше профилям.

Как формируется маскулинность

Маскулинизация развивается и формируется в процессе гендерной социализации. На протяжении веков в разных странах к мальчикам и девочкам всегда относились по-разному.

Гендерная социализация наступает еще тогда, когда ребенок не осознает своего пола. С рождением мальчика начинается его маскулинизация. Уже на выписку из родительного дома ему покупают одежду голубого, а потом, для повседневного ношения, и более темных цветов.

Иногда к маскулинизации призывают и родственники: «Что значит он хочет рисовать? Мальчики должны заниматься спортом и бегать во дворе!».

В процессе взросления мальчику выдвигают ряд требований, которые должны развить его маскулинность:

  1. Никогда не плакать.
  2. Заниматься только «мальчишескими» делами.
  3. Защищать слабых.
  4. Хорошо учиться, чтобы иметь возможность получить профессию.
  5. Отслужить в армии.
  6. Покинуть вовремя родительский дом.
  7. Устроиться на высокооплачиваемую работу.
  8. Жениться, завести семью.
  9. Родить детей.

В обществе считается, что все эти качества формируют в мужчине истинную маскулинность.

Как формируется маскулинность?

Понимание маскулинности в конкретном обществе зависит от множества культурно-исторических факторов. Некоторые черты могут быть общими для всех культур, но большинство из них является следствием традиций и стереотипов. Вследствие этого в некоторых обществах маскулинность выражена более сильно, но существуют и такие общества, где в мужском поведении присутствует заметно выраженная фемининность.

На маскулинность могут влиять этнические факторы. Вряд ли кого-то удивит утверждение, что некоторым нациям свойственны маскулинные особенности внешности, например, густые черные волосы на теле и грубые черты лица. Это же отмечается и в их поведении, поскольку представители этих наций обычно ведут себя более решительно и самоуверенно.

Также на уровень маскулинности влияет классовая принадлежность человека, его воспитание и образование. Как правило, мужчинам из богатых семей с хорошим воспитанием свойственно наличие феминных черт, таких как чистоплотность, повышенное внимание к собственной внешности, вежливость и тактичность в общении.

Для лучшего понимания того, что такое маскулинность и как она формируется, важно учитывать и тот факт, что социальная среда и воспитание могут приводить к тому, что женщина будет демонстрировать более маскулинное поведение, чем мужчина. Это особенно часто встречается в современном мире, в котором границы между маскулинностью и фемининностью постепенно сглаживаются.

Стереотипы о маскулинности

В любом обществе понятия маскулинности и фемининности представляют собой совокупность стереотипов о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины. При этом в большинстве современных обществ образ мужчины обычно связан с силой, трудом и высокой социальной активностью.

Интересно, что эти стереотипные представления на самом деле довольно далеки от реальности. Женщины в современном мире работают наравне с мужчинами, а мужчины принимают участие и в воспитании детей, и в работе по дому. Несмотря на это, описанные стереотипы продолжают существовать.

В фильмах 80-х и 90-х годов прошлого века весьма популярным был типаж сильного и бесстрашного мачо, не выделяющегося выдающимися интеллектуальными способностями. В центре сюжета практически любого боевика того времени находился такой персонаж, сыгранный Сильвестром Сталлоне, Жан-Клодом Ван Даммом, Джеки Чаном или другим популярным актёром. И каждый такой герой практически идеально вписывался в существовавший тогда типаж мужчины.

Интересно, что стереотипы не чужды таким наукам как психология и социология. В 19 веке в рамках этих дисциплин полагалось, что маскулинность и фемининность – противоположные и взаимоисключающие понятия. Но примерно в середине 20-го века стало очевидно, что не может быть четкого разделения всех качеств на «мужские» и «женские». И каждый человек совмещает в себе некоторое количество как маскулинных, так и фемининных черт.

Токсичная маскулинность

Это понятие заслуживает особого внимания. Токсичная маскулинность – это психологическая концепция, описывающая некоторые формы мужского поведения с высоким уровнем токсичности. Это поведение может быть направлено против женщин, всего общества или других мужчин, которые поддерживают общепринятые нормы и правила.

В качестве примера токсичной маскулинности можно привести мужчину, который ведёт себя агрессивно, постоянно демонстрирует сексуальный интерес ко всем привлекательным женщинам, придерживается точки зрения, что «место женщины у плиты», изображает из себя альфа-самца и насмехается над более спокойными мужчинами, считая их подкаблучниками. Кроме того, токсичная маскулинность практически всегда сопровождается безответственным поведением как по отношению к обществу, так и по отношению к себе.

Как правило, мужчины, которым в молодости свойственно токсичное поведение, в зрелом возрасте имеют серьезные проблемы с психикой. Они страдают от стресса и депрессии, многие из них погрязают в алкогольной или наркотической зависимости. Несмотря на то, что они по-прежнему изображают из себя альфа-самцов, их физическая форма обычно очень далека от совершенства, поскольку они не следят за собой и практически никогда не занимаются спортом.

Традиционные черты маскулинности

Перечень классических представлений о маскулинности довольно широк, но в качестве основных можно назвать такие черты как:

  • уверенность в себе;
  • уверенность в правильности сделанного выбора;
  • непоколебимость;
  • готовность отвечать за свои решения и поступки.

Также к мужским чертам характера относят импульсивность (мужчины чаще действуют сразу, не обдумывая риски), что далеко не всегда приводит к положительным результатам.

Среди негативных черт маскулинности в первую очередь следует выделить:

  • грубость;
  • стремление доминировать;
  • черствость;
  • бесцеремонность.

Мужчины меньше внимания уделяют своим манерам и внешности, не так аккуратны, как женщины. Они хорошо умеют концентрироваться на одной задаче, но многозадачность у них развита слабо, и попытки заниматься несколькими делами одновременно практически всегда заканчиваются неудачей.

Разумеется, перечисленные черты редко сочетаются в одном человеке. Это скорее собирательный мужской образ – именно такой, каким его рисуют существующие гендерные стереотипы. Но каждая из этих черт может встречаться как у мужчин, так и у женщин. И в зависимости от того, как много этих черт у конкретного человека и насколько сильно они выражены, можно говорить о его маскулинности.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий