Что такое когнитивный диссонанс простыми словами?

Что такое когнитивный диссонанс простыми словами? Женщине

Обоснование усилий

Когнитивный диссонанс возникает у человека, который добровольно занимается (физически или этически) неприятными действиями для достижения цели. Психическое напряжение, вызванное диссонансом, можно уменьшить, если человек преувеличивает желательность цели.

В «Влияние серьезности инициации на симпатию в группе» (1956), чтобы претендовать на допуск в дискуссионную группу, две группы людей подверглись смущающему инициированию различной психологической степени тяжести. Первая группа испытуемых должна была прочитать вслух двенадцать слов сексуального характера, которые считались непристойными; вторая группа испытуемых должна была прочитать вслух двенадцать слов сексуального характера, не считавшихся непристойными.

Обе группы получили наушники, чтобы они неосознанно слушали записанную дискуссию о сексуальном поведении животных, которую исследователи сочли скучной и банальной. В качестве субъектов эксперимента группам людей сказали, что обсуждение сексуальности животных на самом деле происходило в соседней комнате.

В работе « Смывание своих грехов: угроза морали и физическое очищение» (2006) результаты показали, что мытье рук — это действие, которое помогает разрешить когнитивный диссонанс после принятия решения, потому что психическое напряжение обычно было вызвано этически-нравственным самообладанием человека. отвращение, которое является эмоцией, связанной с физическим отвращением, вызванным грязной окружающей средой.

Исследование «Нейронная основа рационализации: уменьшение когнитивного диссонанса при принятии решений» (2021) показало, что участники оценили 80 имен и 80 картин в зависимости от того, насколько им нравятся имена и картины. Чтобы придать смысл решениям, участников попросили выбрать имена, которые они могли бы дать своим детям. Для оценки картин участников просили основывать свои оценки на том, будут ли они выставлять такое искусство дома или нет.

Результаты показали, что, когда решение имеет значение для человека, определяющего ценность, вероятная оценка основана на его отношении (положительном, нейтральном или отрицательном) к имени и к рассматриваемой картине. Участников также попросили дважды оценить некоторые объекты и поверить в то, что в конце сеанса они получат две картины, которые они оценили положительно.

Результаты показали значительное увеличение положительного отношения участника к понравившейся паре вещей, а также усиление отрицательного отношения к парам неприятных вещей. Двойные оценки пар вещей, к которым участник рейтинга относился нейтрально, за период рейтинга не изменились.

Что такое когнитивные искажения?

Когнитивные искажения — это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям. Наш мозг не способен обрабатывать всю поступающую извне информацию, поэтому стремится упростить картину, объясняет нобелевский лауреат Даниел Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро».

Ученые насчитывают десятки когнитивных искажений, вот лишь несколько примеров:

  • Ошибка атрибуции — стремление оправдывать собственные ошибки, но осуждать чужие промахи. Если кто-то опоздал на встречу, то мы считаем, что это непунктуальный человек. А если опоздали мы сами, то у нас, безусловно, были уважительные причины задержаться.

  • Генерализация частностей — стремление делать выводы на основе единичных событий. Если кто-то из близких человека погиб в авиакатастрофе, то этот человек начинает бояться самолетов, хотя шанс попасть в катастрофу остается минимальным.

  • Феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, что вещь, о которой человек недавно узнал, начинает попадаться ему повсюду. Например, вы прочли, что в этом сезоне модны белые брюки — и они сразу начинают бросаться вам в глаза на улице здесь и там.

  • Селективное восприятие — стремление верить только тем фактам, которые отвечают сложившимся ожиданиям. Если вы уверены, что коллега желает вам зла, то все его ошибки воспринимаются как намеренные, а все одолжения — как лицемерие.

  • Подчинение авторитету — готовность сходу согласиться, что наделенный властью человек прав, даже если его неправота очевидна. Страшные последствия этого искажения продемонстрировал печально известный эксперимент Милгрэма.

  • Эффект ореола — стремление по первому впечатлению судить о человеке или явлении и в дальнейшем. Например, если вы сначала узнали о новом знакомом что-то хорошее, то впоследствии даже отрицательные его черты будете оправдывать.

  • Эффект фрейминга — склонность по-разному реагировать на одну и ту же информацию, изложенную разными словами. Например, покупатели лучше отнесутся к «лекарству, эффективному в 50% случаев», чем к «лекарству, бесполезному в половине случаев» — хотя речь идет об одном и том же.

Эти «ментальные ловушки» появились в процессе эволюции, поскольку помогали человеку быстро принимать решения в критических ситуациях и не тратить время на второстепенные задачи. От когнитивных искажений нельзя избавиться, как нельзя перестать видеть оптическую иллюзию, объясняет Канеман.

Но можно сознавать, что эти искажения существуют, и не доверять слепо своему «здравому смыслу». Не спешите с оценками и суждениями, перепроверяйте важные факты, сравнивайте информацию из независимых источников и верьте статистике больше, чем частностям, советует в связи с этим Канеман.

Читайте подробнее: Эффект якоря и эффект гориллы. 6 психологических ошибок, которые нами управляю

Визуализация

Исследование нейронной активности предсказывает изменение отношения при когнитивном диссонансе (Van Veen, Krug и др., 2009) выявило нейронные основы когнитивного диссонанса с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ); нейронное сканирование участников воспроизвело основные результаты парадигмы индуцированного соответствия.

Находясь в сканере фМРТ, некоторые участники исследования утверждали, что неудобная механическая среда аппарата МРТ, тем не менее, была для них приятным опытом; некоторые участники из экспериментальной группы сказали, что им больше нравится механическая среда сканера фМРТ, чем участникам контрольной группы (оплачиваемые актеры), которые спорили о неудобной экспериментальной среде.

Результаты эксперимента по сканированию нейронов подтверждают первоначальную теорию когнитивного диссонанса, предложенную Фестингером в 1957 году; а также поддерживают теорию психологического конфликта, согласно которой передняя поясная извилина функционирует в ответной реакции, чтобы активировать дорсальную переднюю поясную кору и переднюю часть коры островка ; степень активации указанных областей мозга предсказывается степенью изменения психологического отношения человека.

Что такое когнитивный диссонанс простыми словами?

Биомеханика когнитивного диссонанса: данные МРТ показывают, что чем сильнее психологический конфликт, о котором сигнализирует

передняя поясная кора

, тем больше величина когнитивного диссонанса, испытываемого человеком.

В качестве применения парадигмы свободного выбора исследование « Как выбор выявляет и формирует ожидаемый гедонический результат» (2009) показывает, что после выбора нейронная активность в полосатом теле изменяется, отражая новую оценку человеком объекта выбора; нейронная активность увеличивалась, если объект был выбран, нейронная активность снижалась, если объект был отвергнут.

Более того, такие исследования, как «Нейронная основа рационализации: уменьшение когнитивного диссонанса во время принятия решений» (2021 г.) и « Как выбор изменяет предпочтение: нейронные корреляты обоснования выбора» (2021 г.) подтверждают нейронные основы психологии когнитивного диссонанса.

Нейронная основа рационализации: уменьшение когнитивного диссонанса во время принятия решений (Jarcho, Berkman, Lieberman, 2021) применила парадигму свободного выбора к ФМРТ-исследованию процесса принятия решений в мозге, в то время как участник исследования активно пытался уменьшить когнитивный диссонанс.

Как быть Леди:  Любовь мужа и жены – возможна ли любовь в браке

Результаты показали, что активное снижение психологического диссонанса увеличивало нервную активность в правой нижней лобной извилине , в медиальной лобно-теменной области и в вентральном полосатом теле , а нервная активность снижалась в передней островковой части .

Вынужденное соответствие

Что такое когнитивный диссонанс простыми словами?

Совершив диссонансное поведение (

ложь

), человек может обнаружить внешние, согласные элементы. Следовательно, продавец

змеиного масла

может найти психологическое самооправдание (большую выгоду) для пропаганды медицинской лжи, но, в противном случае, может потребоваться изменить свои убеждения в отношении лжи.

В работе « Когнитивные последствия принудительного подчинения» (1959) исследователи Леон Фестингер и Меррил Карлсмит просили студентов потратить час на выполнение утомительных задач; например, поворачивать колышки на четверть оборота с фиксированными интервалами.

Задачи были разработаны таким образом, чтобы вызвать у испытуемых сильное негативное психологическое отношение. После того, как испытуемые выполнили задания, экспериментаторы попросили одну группу испытуемых поговорить с другим испытуемым (актером) и убедить этого самозванца-испытуемого в том, что эти утомительные задания были интересными и увлекательными.

В конце исследования, когда их попросили оценить утомительные задачи, испытуемые из второй группы (заплатившие 1 доллар) оценили задачи более положительно, чем либо испытуемые в первой группе (заплатившие 20 долларов), либо испытуемые контрольной группы. ; ответы оплачиваемых испытуемых свидетельствовали о когнитивном диссонансе.

Исследователи Фестингер и Карлсмит предположили, что испытуемые испытывали диссонанс между конфликтующими познаниями. «Я сказал кому-то, что задание было интересным» и «На самом деле мне оно показалось скучным». Испытуемые, заплатившие один доллар, были вынуждены подчиниться, вынуждены усвоить психологическую установку «интересное задание», потому что у них не было другого оправдания.

Испытуемые, заплатившие двадцать долларов, были вынуждены подчиниться посредством очевидного внешнего оправдания усвоения психологической установки «интересная задача» и испытали меньшую степень когнитивного диссонанса, чем те, кто заплатил только один доллар.

Опровержение убеждений

Противоречие убеждения, идеала или системы ценностей вызывает когнитивный диссонанс, который может быть разрешен путем изменения оспариваемого убеждения, однако, вместо того, чтобы произвести изменение, возникающее в результате психическое напряжение восстанавливает психологическое согласие человека путем неправильного восприятия, отказа или опровержения. противоречие, ища моральной поддержки у людей, которые разделяют противоречивые убеждения, или действует, чтобы убедить других людей в том, что противоречие нереально.

Ранняя гипотеза о противоречии верований, представленная в книге «Когда пророчество терпит неудачу» (1956), сообщала, что вера усилилась среди членов апокалиптического религиозного культа, несмотря на провалившееся пророчество об инопланетном космическом корабле, который вскоре приземлится на Земле, чтобы спасти их от земной порчи.

В определенном месте и времени культ собрался; они верили, что только они переживут планетарное разрушение; но космический корабль не прибыл на Землю. Проклятое пророчество вызвало у них острый когнитивный диссонанс: не стали ли они жертвами обмана?

Неужели они напрасно пожертвовали свое материальное имущество? Чтобы разрешить диссонанс между апокалиптическими религиозными убеждениями о конце света и земной, материальной реальностью , большая часть культа восстановила свое психологическое созвучие, решив поверить в менее психологически напряженную идею для объяснения пропущенного приземления: что инопланетяне имели дали планете Земля второй шанс на существование, что, в свою очередь, дало им возможность перенаправить свой религиозный культ на защиту окружающей среды и социальную защиту, чтобы положить конец человеческому ущербу планете Земля.

В исследовании «Ребе, Мессия и скандал ортодоксального безразличия» (2008) сообщается о противоречии верований, которое произошло в ортодоксальной еврейской общине Хабад , которая считала их Ребе (Менахем Мендель Шнеерсон) Мессией.

Когда он умер от инсульта в 1994 году, вместо того, чтобы признать, что их Ребе не был Мессией, некоторые из прихожан оказались безразличными к этому противоречивому факту и продолжали утверждать, что Шнеерсон был Мессией и что он скоро вернется из мертвых.

Парадигма запретного поведения

В статье Эллиота Аронсона и Карлсмита « Влияние серьезности угрозы на девальвацию запрещенного поведения» (1963), вариант парадигмы индуцированного подчинения , исследуется самооправдание у детей.

Детей оставили в комнате с игрушками, включая очень желанную паровую лопату, запрещенную игрушку. Выйдя из комнаты, экспериментатор сказал половине группы детей, что будет строгое наказание, если они будут играть с игрушкой паровой лопатой, и сказал второй половине группы, что будет мягкое наказание за игру с игрушкой. запрещенная игрушка.

Позже, когда детям сказали, что они могут свободно играть с любой игрушкой, которую захотят, дети из группы мягкого наказания с меньшей вероятностью будут играть с паровой лопатой (запрещенной игрушкой), несмотря на устранение угрозы мягкого наказания. .

Детям, которым угрожало мягкое наказание, приходилось оправдываться перед самими собой, почему они не играли с запрещенной игрушкой. Степень наказания была недостаточно суровой, чтобы разрешить их когнитивный диссонанс; детям приходилось убеждать себя, что игра с запрещенной игрушкой не стоит усилий.

В работе «Эффективность музыкальных эмоций, спровоцированных музыкой Моцарта для примирения с когнитивным диссонансом» (2021), вариант парадигмы запрещенных игрушек, показал, что прослушивание музыки снижает развитие когнитивного диссонанса.

Контрольной группе четырехлетних детей без фоновой музыки было сказано, чтобы они не играли с запрещенной игрушкой. Играя в одиночку, дети контрольной группы позже обесценили важность запрещенной игрушки. В переменной группе на заднем плане играла классическая музыка, а дети играли одни.

Музыка — это стимул, который может уменьшить диссонанс после принятия решения; в более раннем эксперименте « Отмывание после принятия решений» (2021) исследователи указали, что мытье рук может подавлять когнитивные способности, которые вызывают когнитивный диссонанс. Позже это исследование не удалось повторить.

Поведение потребителей

Удовольствие — один из главных факторов в нашей современной культуре потребления. После того, как потребитель решил приобрести конкретный товар, он часто опасается, что другой выбор, возможно, принесет ему больше удовольствия. Диссонанс после покупки возникает, когда покупка является окончательной, добровольной и значимой для человека.

Этот диссонанс представляет собой психический дискомфорт, возникающий из-за возможности неудовлетворенности покупкой или сожаления о том, что не купил другой, потенциально более полезный или удовлетворительный товар. Следовательно, покупатель будет «стремиться уменьшить диссонанс, увеличивая воспринимаемую привлекательность выбранной альтернативы и обесценивая невыбранный товар, ища информацию для подтверждения решения или изменяя отношение, чтобы соответствовать решению».

Другими словами, покупатель оправдывает свою покупку любым возможным способом, пытаясь убедить себя в том, что он принял правильное решение, и уменьшить сожаление. Обычно это чувство сожаления более распространено после покупок в Интернете, чем после покупок в магазине.

Это происходит потому, что онлайн-покупатель не имеет возможности полностью ознакомиться с продуктом и должен полагаться на информацию, доступную через фотографии и описания. С другой стороны, покупки в магазине иногда могут быть даже более серьезной проблемой для потребителей в отношении импульсивных покупок.

В то время как импульсивным покупателям трудно сопротивляться легкости совершения покупок в Интернете, покупатели в магазине могут зависеть от того, с кем они находятся. Шоппинг с друзьями увеличивает риск импульсивных покупок, особенно по сравнению с покупками с такими людьми, как родители.

Как быть Леди:  Дедлайн (deadline) - что это значит и где применяется

Диссонанс после покупки влияет не только на потребителя; бренды зависят от лояльности клиентов, и когнитивный диссонанс может повлиять на эту лояльность. Чем больше положительных впечатлений и эмоций у покупателя ассоциируется с определенным брендом, тем больше у него шансов купить у этого бренда в будущем, порекомендовать его друзьям и т. Д.

Исследование Beyond Reference Pricing: Understanding Consumers with Unexpected Price (2003) показало, что когда потребители сталкиваются с неожиданными ценами, они применяют три метода уменьшения когнитивного диссонанса: (i) использовать стратегию постоянного информирования; (ii) использовать изменение отношения; и (iii) заниматься минимизацией .

Потребители используют стратегию постоянного информирования, проявляя предвзятость и ища информацию, которая поддерживает прежние убеждения. Потребители могут искать информацию о других розничных продавцах и заменять товары, соответствующие их убеждениям.

В качестве альтернативы потребители могут изменить свое отношение, например, переоценить цену по сравнению с внешними справочными ценами или связать высокие и низкие цены с качеством. Минимизация снижает значимость элементов диссонанса; потребители склонны преуменьшать важность денег и, следовательно, делать покупки вокруг, экономить и находить более выгодную сделку.

Психология психического напряжения

Результаты, представленные в книге «Истоки когнитивного диссонанса: данные от детей и обезьян» (Egan, Santos, Bloom, 2007), указывают на то, что за снижением когнитивного диссонанса в действиях детей дошкольного возраста и обезьян-капуцинов может стоять эволюционная сила. когда предлагался выбор между двумя подобными вариантами, декалями и конфетами.

Затем группам был предложен новый выбор между невыбранным объектом выбора и новым объектом выбора, который был столь же привлекателен, как и первый объект. Полученный в результате выбор человека и обезьяны соответствовал теории когнитивного диссонанса, когда и дети, и обезьяны выбирали новый объект выбора вместо объекта выбора, не выбранного при первом выборе, несмотря на то, что каждый объект имел одинаковую ценность.

Гипотеза модели процессов когнитивного диссонанса, основанная на действии (Harmon-Jones, Levy, 2021), предполагает, что психологический диссонанс возникает в результате стимуляции мыслей, которые мешают целенаправленному поведению. Исследователи составили карту нейронной активности участника при выполнении заданий, которые вызывали психологический стресс при противоречивом поведении.

Участник зачитывает напечатанное название цвета. Чтобы проверить наличие когнитивного диссонанса, название цвета было напечатано другим цветом, чем слово, прочитанное вслух участником. В результате участники испытали повышенную нервную активность в передней поясной коре головного мозга, когда экспериментальные упражнения вызвали психологический диссонанс.

Исследование « Когнитивная неврология социальных эмоций и их значение для психопатологии: изучение смущения, вины, зависти и злорадства» (Jankowski, Takahashi, 2021) выявило нейронные корреляции с конкретными социальными эмоциями (например, завистью и смущением) в качестве меры когнитивного диссонанса.

Было обнаружено, что нервная активность эмоции зависти (чувство неудовольствия по поводу удачи другого человека) привлекает нервную активность из дорсальной передней поясной коры. Такая повышенная активность в дорсальной передней поясной коре головного мозга имела место либо тогда, когда самооценка человека находилась под угрозой, либо когда человек испытывал смущение (социальную боль), вызванное заметным, восходящим социальным сравнением, снобизмом социального класса .

То , что социальные эмоции, такие как смущение, чувство вина, зависть и злорадство (радость в несчастье другого человека) коррелируют с пониженной активностью в островной доле , и с повышенной активностью в стриарном ядре ; эта нейронная активность связана с уменьшением чувства эмпатии (социальной ответственности) и повышенной склонностью к антиобщественному поведению (правонарушение).

Снижение

Теория когнитивного диссонанса предполагает, что люди стремятся к психологической согласованности между своими ожиданиями от жизни и экзистенциальной реальностью мира. Чтобы действовать в соответствии с этим ожиданием экзистенциальной последовательности, люди постоянно уменьшают свой когнитивный диссонанс, чтобы привести свои познания (восприятие мира) в соответствие со своими действиями.

Создание и установление психологической согласованности позволяет человеку, страдающему когнитивным диссонансом, уменьшить умственное напряжение посредством действий, которые уменьшают величину диссонанса, реализуемого либо изменением, либо оправданием, либо безразличием к экзистенциальному противоречию, которое вызывает ментальное противоречие. стресс. На практике люди уменьшают величину своего когнитивного диссонанса четырьмя способами:

  1. Измените поведение или познание («Я больше не буду есть этот пончик»).
  2. Обоснуйте поведение или познание, изменив конфликтующее познание («Мне разрешено время от времени изменять свою диету»).
  3. Обоснуйте поведение или познание, добавив новые модели поведения или познания («Я потрачу тридцать дополнительных минут в спортзале, чтобы отработать пончик»).
  4. Игнорируйте или отрицайте информацию, которая противоречит существующим убеждениям («Этот пончик не содержит сахара»).

Три когнитивных предубеждения являются компонентами теории диссонанса. Предубеждение, что у человека нет никаких предубеждений, предубеждение, что он «лучше, добрее, умнее, моральнее и лучше среднего», и предвзятость подтверждения .

То, что для функционирования в реальном мире требуется последовательная психология, также было указано в результатах Психологии предубеждений (2006), в которых люди способствуют своему функционированию в реальном мире, используя человеческие категории (например, пол и пол , возраст и раса, и т. д.), с помощью которых они управляют своим социальным взаимодействием с другими людьми.

На основе краткого обзора моделей и теорий, связанных с когнитивной согласованностью, из многих различных научных областей, таких как социальная психология, восприятие, нейропознание, обучение, моторный контроль, системный контроль, этология и стресс, было даже предложено, что «любое поведение вовлечение когнитивной обработки вызвано активацией несогласованных познаний и функций для повышения воспринимаемой согласованности «; то есть все функции поведения направлены на уменьшение когнитивной несогласованности на определенном уровне обработки информации.

Действительно, вовлечение когнитивной несогласованности уже давно предлагалось для поведения, связанного, например, с любопытством , агрессией и страхом , в то время как также предполагалось, что неспособность удовлетворительно уменьшить когнитивную несогласованность может — в зависимости от типа и размера несоответствия — привести к стрессу .

Ссылки[]

  1. [1] Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов вузов /Г. М. Андреева. — 3-е изд., перераб. и доп. /ред. Э. М. Харланова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
  2. [3] Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. /пер. с англ. З. Замчук; зав. ред. Л. Винокуров. — СПб.: Питер, 2006. — 794 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
  3. [2] Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: пер. с англ. — А. Анистратенко, И. Знаешева. — СПб.: «Ювента», 1999. — 318 с, ил.
  4. 1,01,11,2Андреева
  5. 2,02,12,22,32,42,52,62,7Фестингер
  6. 3,03,13,23,33,4Майерс

Теория когнитивного диссонанса

Автор теории – американский психолог Леон Фестингер. Он объяснил ее в 1957 году. Изложим тезисно суть теории когнитивного диссонанса:

  1. Два когнитивных элемента (мысли, убеждения, ценности и прочее) входят в противоречие при условии их взаимосвязи (одно следует из другого).
  2. Психологический дискомфорт, возникающий из-за диссонанса, заставляет человека двигаться в сторону консонанса (гармонии) или предпринять действия по уничтожению противоречия.
  3. Если рассогласованность сохраняется, то человек будет избегать любых ситуаций и условий, способных усилить или заново запустить дискомфорт из-за противоречия.
Как быть Леди:  ТОП 10 романтических игр для двоих влюбленных| Интернет-магазин настольных игр Мосигра в Москве

Леон Фестингер подробно изложил свою теорию в книге «Теория когнитивного диссонанса». Главная мысль теории: человек всегда стремится к внутренней гармонии.

Фестингер определил несколько вероятных типов отношений между когнитивными элементами. На их основе он назвал несколько форм когнитивного диссонанса. Рассмотрим все по порядку.

Типы отношений между составляющими противоречия:

  1. Обе стороны не относятся или относятся к ситуации, делу, объекту.
  2. Элементы согласованны или несогласованны между собой.
  3. Элементы могут быть изолированными, то есть не имеющими отношения друг к другу.
  4. Части входят в диссонанс из-за того, что каждая из них исключает другую или противоречит ей.
  5. Стороны находятся в консонансе, если одна из них дополняет другую.

Формы когнитивного диссонанса (по условиям возникновения):

  1. Выбор одного варианта из нескольких альтернатив. Диссонанс возникает из-за того, что противоположное решение не ликвидировалось, а отодвинулось в сторону. То есть внутри себя человек продолжает думать о другом возможном решении. Например, девушка выбирает между двумя мужчинами, ухаживающими за ней. Она видит разные перспективы в отношениях с каждым из них и рассматривает это внутри своей системы ценностей. Выбирает одного из мужчин, но ежедневно думает: «Интересно, а вот с тем как бы все сейчас было. А вдруг это он — моя настоящая любовь, а я не поняла этого. Вдруг спустя годы пожалею».
  2. Ситуация выбора, когда в результате принятого решения человек получит наказание или награду. Диссонанс возникает в первом случае, то есть когда выбор приводит к негативным последствиям. Например, мужчина думал признаться девушке в измене или нет. Он хотел признаться, но понимал, что дальнейшее развитие событий имеет два сценария: разрыв отношений или прощение и доверительные, еще более крепкие отношения. С другой стороны, сокрытие информации тоже имеет два сценария: девушка так и не узнает ни о чем, но мужчина продолжит испытывать муки совести или девушка сама обо всем узнает и тут уж разрыва точно не избежать. В итоге мужчина решает признаться и теряет девушку. Он начинает думать, что не надо было говорить об измене.
  3. Осознанное или случайное знакомство с новой информацией. Если новые данные противоречат тому, что уже было известно субъекту, возникает диссонанс. Например, человек узнает о своем товарище что-то неприятное. При этом он уверен, что тот человек, которого он знает, не мог так поступить – это совершенно не похоже на него.
  4. Несогласие с мнением группы. Если один из участников группы выражает мнение, отличное от группы или ее лидера, то у остальных членов группы возникает когнитивный диссонанс. Например, сын говорит, что не хочет быть врачом, как настаивают родители, а решил стать строителем. Остальные члены семьи и сами родители входят в состояние когнитивного диссонанса: «Как так, как он смеет идти против семьи, ослушаться родителей?!».
Интересно! Теория Фестингера подвергалась жесткой критике. Ее обвиняли в сомнительности и неоднозначности терминов и трактовок тезисов, искусственности и неэтичности экспериментов, слабой валидности, чрезмерной обобщенности. Однако до сих пор на эту теорию опираются, правда, уже не проводят исследований на ее основе.

Несмотря на острую критику, теория помогла психологии сделать несколько важных выводов об особенностях поведения людей:

  1. Чем больше человек входит в группу, тем авторитетнее она для него становится.
  2. Люди предпочитают отказаться от того, что причинило им боль, и возненавидеть это, вместо того, чтобы принять это как ценный опыт.
  3. Люди склонны оправдывать себя и избегать личной ответственности, ссылаясь на недостатки других («Все так делают»).
  4. Люди с разными взглядами склонны по-разному интерпретировать одни и те же факты. Чтобы избежать диссонанса, человек акцентирует внимание на том, что поддерживает его позицию, а остальное он не замечает.
  5. Если человек вынужден причинить боль другому, то он склонен унижать побежденного. Это позволяет избежать когнитивного диссонанса.
  6. Если человек вынужден поступать несправедливо, то он убеждает себя в том, что другие сами виноваты, заслужили такое отношение. Аналогично если человек не может кому-то помочь, то он убеждает себя, что такова судьба этих людей, что они сами выбрали бедную и несчастную жизнь.

Очень часто человек избавляется от когнитивного диссонанса при помощи рационализации. Это защитный механизм, при котором субъект находит рациональное объяснение, оправдание тому, что не укладывается в его голове. Например, дети, подвергшиеся насилию со стороны родителей, убеждают себя, что это за дело или во благо.

Эмоциональные корреляции

Результаты, представленные в « Вкладах исследований гнева и когнитивного диссонанса в понимание мотивационных функций асимметричной лобной активности мозга» (Harmon-Jones, 2004), показывают, что возникновение когнитивного диссонанса связано с нейронной активностью в левой лобной коре , структуре мозга. также связано с эмоциями от гнева ; кроме того, гнев функционально мотивирует нервную активность в левой лобной коре.

Применяя направленную модель мотивации подхода , исследование Anger and Behavioral Approach System (2003) показало, что связь между когнитивным диссонансом и гневом поддерживается нейронной активностью в левой лобной коре, которая возникает, когда человек берет на себя управление социальной ситуацией, вызывающей когнитивный диссонанс.

И наоборот, если человек не может контролировать или не может изменить психологически стрессовую ситуацию, у него или нее нет мотивации изменить обстоятельства, тогда возникают другие, отрицательные эмоции для управления когнитивным диссонансом, такие как социально неприемлемое поведение.

В передней части поясной извилины активность возрастает , когда ошибки возникают и в настоящее время отслеживаемые, а также имеющие поведенческие конфликты с самооценки как формы более высокого уровня мышления. Было проведено исследование, чтобы проверить предсказание того, что левая лобная кора будет иметь повышенную активность.

Студенты университетов должны были написать работу в зависимости от того, было ли у них выбрано высокое или низкое условие. Условие малого выбора требует, чтобы студенты написали о поддержке 10% -ного увеличения оплаты за обучение в их университете.

Смысл этого условия состоял в том, чтобы увидеть, насколько значительным может быть ответный выбор на способности человека справляться с ситуацией . Условие высокого выбора требовало от студентов писать в пользу увеличения платы за обучение, как если бы это был их полностью добровольный выбор.

Исследователи используют ЭЭГ для анализа студентов до того, как они написали эссе, поскольку в это время диссонанс достигает максимума (Beauvois and Joule, 1996). Участники с высоким уровнем выбора продемонстрировали более высокий уровень левой лобной коры, чем участники с низким уровнем выбора.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий