Что такое искусственный интеллект и как он работает

Что такое искусственный интеллект и как он работает Женщине

Основные функции

Общий интеллект выполняет различные функции и задачи.

Функция интеллекта.Пример из жизни.
Познание окружающего мира в целом.Ребенок появляется на свет, постоянно познает новое, изучает мир, жизнь.
Формирование целей и задач, преодоление препятствий, возникающих на пути.Школьник поставил перед собой цель учиться на одни пятерки. Ему не давалась химия, но при помощи интеллектуальных усилий и регулярных занятий он смог разобраться с материалом.
Возможность прогнозировать события, предугадывать результаты своих действий.Человек понимает, что если он будет грубить окружающим, то его не будут уважать, поэтому он старается общаться вежливо.
Управление окружающим миром, создание новых реалий.Немецкий изобретатель Карл Бенц изобрел автомобиль, а раньше люди не могли представить себе ничего подобного.
Способность накапливать в процессе деятельности опыт, передавать его другим.Человек научился грамоте, обучил этому своих детей.
Возможность занимать определенное положение в обществе.Мужчина хорошо учился в школе и институте, стал инженером. Благодаря совокупности своих умственных способностей, он смог занять высокую должность, получить уважение среди коллег, хорошую характеристику от работодателя и рекомендации.
Развитие существующих умений.Школьник научился решать задачи на складывание и вычитание. Благодаря интеллектуальным усилиям, на основе этого он освоил деление и умножение, решение уравнений.
Возможность проявить свой талант.Девушка с детства занималась музыкой, что позволило ей занять призовое место в городском конкурсе талантов.
Самоутверждение, реализация себя как личности.Интеллект помог начинающему писателю создать качественное литературное произведение, заявить о себе.

Девять типов интеллекта: узнай свой

1. Визуально-пространственный интеллект

Не каждый может создавать в своей голове 3D-модели, решая геометрическую задачу или рисуя объемное изображение. Такая способность характерна для людей с визуально-пространственным интеллектом.

Сильные стороны: создание визуальных и пространственных образов, легкое оперирование ими. 

Характеристики человека: 

  • любит читать, писать, рисовать;
  • быстро собирает пазлы;
  • хорошо интерпретирует картинки, графики и диаграммы;
  • запоминает карты и ориентируется на местности.

 Потенциальная карьера:

  • архитектор;
  • художник;
  • инженер.

2. Лингвистически-вербальный интеллект

Этот вид интеллекта относится к способности человека эффективно использовать слова, чтобы выразить то, что он имеет в виду.

Сильные стороны: эффективная работа с информацией, быстрое изучение языков и письма.

Характеристики человека:

  • хорошо запоминает письменную и устную информацию;
  • любит читать и может написать хороший текст;
  • произносит убедительные речи;
  • умеет хорошо объяснять;
  • часто использует юмор, рассказывая истории.

Потенциальная карьера:

  • писатель или журналист;
  • юрист;
  • учитель.

3. Логико-математический интеллект

Обычно наиболее очевидными показателями, используемыми при определении интеллекта, являются логические и математические способности. В концепции Гарднера — это один из типов интеллекта.

Сильные стороны: способность распознавать закономерности и анализировать информацию, концептуальное мышление и быстрое решение математических задач. 

Характеристики человека:

  • отличные навыки решения проблем;
  • мыслит абстрактно;
  • любит проводить научные эксперименты;
  • хорошо решает сложные вычисления.

Потенциальная карьера:

  • ученый;
  • математик;
  • программист;
  • инженер;
  • бухгалтер.

4. Телесно-кинестетический интеллект

Высокая координация сознания и тела присуща людям с телесно-кинестетическим интеллектом. 

Сильные стороны: высокая двигательная активность, четкая координация, ловкость, тактильная память. 

Характеристики человека:

  • хорошо танцует и любит спорт;
  • любит создавать вещи своими руками;
  • отличная физическая координация;
  • физическая выносливость.

Потенциальная карьера: 

  • танцовщик;
  • строитель;
  • скульптор;
  • актер.

5. Музыкальный интеллект

Если у человека есть талант разбирать музыкальные композиции на элементы и отслеживать все звучащие в ней инструменты, то он обладатель музыкального интеллекта. 

Сильные стороны: чувство ритма, слух и музыкальный талант.

Характеристики человека:

  • любит петь и играть на музыкальных инструментах;
  • легко угадывает музыкальные композиции;
  • хорошо запоминает песни и мелодии;
  • понимает музыкальную структуру, ритм и ноты.

Потенциальная карьера: 

  • музыкант;
  • композитор;
  • певец;
  • учитель музыки.

6. Межличностный интеллект

Эмоции тесно связаны с вашим интеллектом. Межличностный интеллект относится к способности ощущать чувства других людей, а также понимать мотивы их поведения.

Сильные стороны: эмпатия и взаимодействие с другими людьми.

Характеристики человека:

  • умеет оценивать эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих;
  • хорошо коммуницирует;
  • имеет навык в невербальном общении;
  • видит ситуации с разных точек зрения;
  • создает позитивные отношения с другими;
  • способен разрешать конфликты.

Потенциальная карьера: 

  • психолог;
  • консультант;
  • коуч;
  • продажник;
  • политик.

7. Внутриличностный интеллект

Самосознание также является формой интеллекта. Если человек понимает себя, свои желания, знает, что чувствует и почему он это чувствует, то с уверенностью можно сказать, что он обладает внутриличностным интеллектом.

Сильные стороны: самоанализ и саморефлексия.

Характеристики человека:

  • хорошо понимает свои сильные и слабые стороны;
  • любит анализировать теории и идеи;
  • отличное самосознание;
  • четко определяет свое эмоциональное состояние.

Потенциальная карьера: 

8. Натуралистический интеллект

Способность «читать» и понимать природу и всех живых существ, населяющих ее, является главной характеристикой натуралистического интеллекта.

Сильные стороны: способность к изучению окружающей среды.

Характеристики человека:

  • интересуется такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • хорошо разбивает информацию на категории;
  • может наслаждаться кемпингом, садоводством, походами и прогулками на свежем воздухе;
  • не любит изучать незнакомые темы, не имеющие отношения к природе.

Потенциальная карьера: 

  • биолог;
  • защитник природы;
  • садовник;
  • фермер.

9. Экзистенциальный интеллект

«Почему и зачем мы живем?», «что происходит с нами после смерти?» — типичные вопросы для человека с экзистенциальным интеллектом.
Сильные стороны: глубокая чувствительность и высокая способность решать фундаментальные вопросы в сочетании со страстью к поиску ответов на эти вопросы.

Характеристики человека:

  •  ищет ответы на вопросы о смысле жизни;
  • склонен к постоянным рассуждениям;
  • любит дискуссии и споры;
  • изучает концепции и идеи других людей.

Потенциальная карьера: 

  • психоаналитик; 
  • религиозный деятель;
  • художник;
  • артист.

История развития искусственного интеллекта

Авторство термина «искусственный интеллект» приписывают Джону Маккарти – основоположнику программирования, изобретателю языка Лисп. В 1956 году будущий лауреат престижной премии Тьюринга продемонстрировал в университете Карнеги-Меллон прототип программы на основе ИИ.

Как быть Леди:  Что такое сензитивный период развития? — Блог Викиум


Умными роботами человечество начало грезить в первой четверти 20 века. Известный литератор Карел Чапек в 1924 года поставил в лондонском театре пьесу «Универсальные роботы». Представление поразило публику, а слово «робот» прочно вошло в обиход.

В 1943-45 годах закладываются основы для понимания и создания нейронных сетей, а уже в 1950 году Алан Тьюринг публикует в научном издании анализ интеллектуальной шахматной игры. В 1958 году появляется первый язык программирования искусственного интеллекта – Лисп.

В период с 1960 по 1970 ряд ученых доказали, что компьютеры способны понимать естественный язык на достаточно хорошем уровне. В 1965 году разработали Элизу – первого робота-помощника, который мог говорить на английском языке. В эти же годы направление ИИ стало привлекать правительственные и военные организации США, СССР и других стран. Так Министерство обороны США уже к 70-м годам запустило проект виртуальных уличных карт – прототип GPS.


В 1969 году ученые Стэнфордского университета создали Шеки – робота с ИИ, способного самостоятельно перемещаться, воспринимать некоторые данные и решать несложные задачи.

В Эдинбургском университете четырьмя годами позже (1973) был создан робот Фредди – это шотландский представитель семейства ИИ мог использовать компьютерное зрение для того, чтобы находить и собирать разные модели.

В СССР искусственный интеллект также развивался стремительно. Академики А.И. Берг и Г.С.Поспелов в 1954-64 годах создают программу «АЛПЕВ ЛОМИ», которая автоматически доказывает теоремы. В эти же годы советскими учеными был разработан алгоритм «Кора», который моделирует деятельность человеческого мозга при распознавании образов. В 1968 году Турчиным В.Ф создается символьный язык обработки данных РЕФАЛ.

80-е годы XX века стали прорывными для ИИ. Учеными были разработаны обучающие машины – интеллектуальные консультанты, которые предлагали варианты решений, умели самообучаться на начальном уровне, общались с человеком на ограниченном, но уже естественном языке.


В 1997 году создали известную шахматную программу – компьютер «Дип Блю», который обыграл чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. В эти же годы Япония приступает к разработке проекта компьютера 6-го поколения на основе нейросетей.

Интересен факт, что в 1989 году другая шахматная программа Deep Thought обыграла гроссмейстера международного уровня Бента Ларсена. После этого поединка машины и человека, Гарри Каспаров заявил:

«Если интеллектуальная машина сможет переиграть в шахматы лучшего из лучших, значит, она сможет писать самую лучшую музыку, сочинять самые лучшие книги. Я не могу в это поверить. Когда я узнаю, что ученые создали компьютер с рейтингом интеллекта 2800, то есть равному моему, я сам вызову машину на шахматный поединок, чтобы защитить человеческую расу»

В 2000-е годы вновь появился интерес к робототехнике. ИИ активно внедряется в космическую отрасль, а также осваивается в бытовой сфере. Появляются системы умного дома, «продвинутые» бытовые устройства. Роботы Кисмет и Номад исследуют районы Антарктиды.

Чтобы сделать интеллект заметно выше среднего, важно вести активную мозговую деятельность, но делать это правильно:

  1. Решать задачки, уравнения, складывать и вычитать в уме большие числа.
  2. Тренировать собственную память (выучивать наизусть стихи, тексты песен, отрывки прозаических произведений).
  3. Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни (правильно питаться, отказаться от вредных привычек, заниматься спортом, почаще гулять на свежем воздухе).
  4. Найти баланс между работой и отдыхом, давать мозгу передышку, высыпаться.
  5. Завести полезную ежедневную привычку – читать хотя бы по нескольку страниц в день. Это заставляет мозг работать, расширяет кругозор, пополняет словарный запас, повышает уровень образованности.
  6. Найти интеллектуальные развлечения. К ним относится посещение библиотек, интересных лекций и семинаров, походы в музеи, разгадывание кроссвордов и головоломок, чтение научной литературы.
  7. Изучать иностранные языки. Это тренирует память, улучшает деятельность мозга.
  8. Изменить своим многолетним привычкам. Например, в выходные не лежать на диване перед телевизором, а отправиться в поход с палатками всей семьей. Утром пойти на работу другим путем. Вместо привычных котлет приготовить на ужин блюдо, например, монгольской кухни.
  9. Осваивать новые навыки. Если давно хотелось научиться танцевать бальные танцы, то стоит записаться в танцкласс. Увлекающимся историей – присоединиться к археологической группе. Пишущим стихи – посетить литературную гостиную.

А вы повышаете собственный интеллект? При помощи каких упражнений делаете это? Поделитесь с другими читателями в комментариях.

Как повысить интеллектуальные способности ребенка

Чтобы ребенок демонстрировал высокие интеллектуальные способности, нужно:

  1. Следить за тем, чтобы в его рационе было достаточно необходимых питательных веществ, минералов и витаминов.
  2. Поощрять физическую активность ребенка, а если он не проявляет таковой, то постепенно прививать ему ее через личный пример.
  3. Не отказываться от посещения детского сада. Если ребенок ходит в детский сад, то развивается коммуникабельность, навыки самообслуживания, независимость. Это формирует благодатную почву для развития высокого интеллекта.
  4. Прививать ребенку любовь к творчеству, предложить ему заняться музыкой, живописью, танцами или чем-либо другим по душе.
  5. Заниматься совместным чтением, ведь оно способствует интеллектуальному развитию, учит жизненным ценностям, активирует воображение.
  6. Не отказываться от разговоров с ребенком, интересоваться, как прошел его день, что он узнал нового, как складываются отношения с другими детьми и т.д.
  7. Учить ребенка управлять своими эмоциями, настроением, понимать других людей, ставить себя на их место.
  8. Поощрять желание ребенка брать на себя ответственность. Можно поручить ему небольшие домашние обязанности (следить за тем, чтобы не кончался сахар и вовремя предупреждать о его покупке родителей, сортировать белье перед стиркой, наводить порядок в своем ящике с одеждой).

Также есть игры, которые помогают развивать интеллект:

  1. Игра «Пиратские сокровища». Вместе с ребенком нужно переодеться в пиратов (или представить себя ими), нарисовать карту квартиры. Попутно объяснить ребенку, что такое карта, как она составляется, для чего нужна, как по ней ориентироваться. На карте отметить место, где будет спрятано сокровище. Задача ребенка – разыскать его. В качестве клада может выступать конфета, новая игрушка или любой другой интересный ребенку предмет.
  2. Игра «Что на чем растет». Заранее нужно нарисовать на бумаге плодовые и лиственные деревья, вырезать из бумаги листочки и фрукты. Задача ребенка – понять, что на чем растет, правильно сложить картинку.
  3. Игра «Лепесток». В нее можно поиграть, если к ребенку придут в гости друзья или одноклассники. Суть игры – нарисовать или сделать большой цветок с разноцветными лепестками. Один лепесток посвящен одному присутствующему ребенку. Ведущий отрывает по очереди лепестки, дети говорят комплименты тому, чей лепесток выпал.
    Игра развивает эмоциональный и социальный интеллект.
  4. Игра «Угадай эмоцию». Ведущий изображает без слов какую-либо эмоцию. Задача ребенка – распознать ее.
Как быть Леди:  Что такое интеллект - определение интеллекта, виды, суть, как его развить

Благодарим за прочтение статьи. А были ли у вас в жизни ситуации, когда интеллект помогал достичь высот, или наоборот, избежать серьезной неудачи? Расскажите о своем опыте в комментариях, нам будет очень интересно с вами пообщаться.

Делайте репосты статьи, отправляйте ее друзьям, сохраняйте себе, чтобы не потерять упражнения, ведь развитый интеллект – это основа жизни человека.

Как повысить уровень интеллекта

Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.

Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.

Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.

В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия.

Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.

На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.

Принципы ии

Прежде чем описываться технологические принципы, без которых немыслимо развитие искусственного интеллекта, стоит познакомиться с этическими законами робототехники. Их в 1942 году вывел Айзек Азимов в своём романе «Хоровод»:

  • Робот или система с искусственным интеллектом не может навредить человеку своим действием или же своим бездействием допустить, чтобы человеку был приченен вред.
  • Робот должен повиноваться приказам, которые получает от человека, кроме тех, которые противоречат Первому закону.
  • Робот должен заботиться о своей безопасности, если это не противоречит Первому и Второму Законам.

До выхода в свет романа Азимова, искусственный интеллект ассоциировался с образом Франкенштейна Мэри Шелли. Искусственно созданное подобие человека с разумом восстает против людей. Эту же страшилку перенесли и в знаменитый блокбастер Голливуда «Терминатор».


Интересен факт, что в 1986 году Айзек Азимов дописал еще один пункт к законам робототехники. Писатель предпочел назвать его «нулевым»:

0. Робот не может навредить человеку, если только не докажет, что в конечном итоге это (вред) будет полезно для всего человечества.

Разобравшись с этическими законами, перейдем к технологическим принципам искусственного интеллекта:

  • Машинное обучение (МО) – принцип развития ИИ на основе самообучающихся алгоритмов. Участие человека при таком подходе ограничивается загрузкой в «память» машины массива информации и постановкой целей. Существует несколько методик МО: обучение с учителем – человек задает конкретную цель, хочет проверить гипотезу или подтвердить закономерность. Обучение без учителя – результат интеллектуальной обработки данных неизвестен – компьютер самостоятельно находит закономерности, учится думать как человек. Глубокое обучение – это смешанный способ, главное отличие в обработке больших массивов данных и использование нейросетей.

    Что такое искусственный интеллект и как он работает

  • Нейросеть – математическая модель, которая имитирует строение и функционирование нервных клеток живого организма. Соответственно в идеале – это самостоятельно обучаемая система. Если перенести принцип на технологическую основу, то нейросеть – это множество процессоров, которые выполняют какую-то одну задачу в масштабном проекте. Другими словами суперкомпьютер – это сеть из множества обычных компьютеров.

    Что такое искусственный интеллект и как он работает

  • Глубокое обучение относят в отдельный принцип ИИ, так как этот метод используется для обнаружения закономерностей в огромных массивах информации. Для такой непосильной человеку работы, компьютер использует усовершенствованные методики.
  • Когнитивные вычисления – одно их направлений ИИ, которое изучает и внедряет процессы естественного взаимодействия человека и компьютера, наподобие взаимодействия между людьми. Цель технологии искусственного интеллекта заключается в полной имитации человеческой деятельности высшего порядка – речь, образное и аналитическое мышление.
  • Компьютерное зрение – это направление ИИ используется для распознавания графических и видеоизображений. Сегодня машинный интеллект может обрабатывать и анализировать графические данные, интерпретировать информацию в соответствии с окружающей обстановкой.

    Что такое искусственный интеллект и как он работает

  • Синтезированная речь. Компьютеры уже могут понимать, анализировать и воспроизводить человеческую речь. Мы уже можем управлять программами, компьютерами и гаджетами с помощью речевых команд. Например, Siri или Google assistant, Алиса в Яндексе и другие.

Кроме того, трудно представить существование искусственного интеллекта без мощных графических процессоров, которые являются сердцем интерактивной обработки данных. Для интеграции ИИ в различные программы и устройства необходима технология API – программные интерфейсы приложений.

Как быть Леди:  Гиперактивный ребенок - Что делать родителям. Советы и рекомендации психолога | FindMyKids Blog

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль.

Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно.

Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни.

Уровни интеллекта

Интеллектуальный уровень – это тот самый IQ. Согласно данным, которые получаются в результате опроса, уровни интеллекта представлены в таблице.

Выше 140Человек обладает отличными творческими способностями, может добиться значительных успехов в разных отраслях научного знания. Они известны своими выдающимися способностями, вносят вклад в науку и развитие общества в целом. Представители – Билл Гейтс, Стивен Хоукинг.
От 131 до 140Очень высокие показатели уровня интеллекта, ими обладают лишь 3% населения людей. Их можно охарактеризовать как очень одаренных, успешных людей. Они также способны достичь высот в науке, творчестве. Представители – Николь Кидман, Арнольд Шварцгнеггер.
От 121 до 130Показатель выше среднего, наблюдается у 6% населения. Такие люди сразу видны в старших классах школы, в университетах. Без особых усилий они отлично успевают по всем предметам, ведут активную общественную и творческую деятельность, получают красные дипломы и золотые медали. В выбранных профессиях такие люди достигают особых высот, успешно продвигаются по карьерной лестнице.
От 111 до 120Представители – очень усидчивые и трудолюбивые люди, которые всю жизнь пытаются узнавать что-то новое, учиться, развиваться. Таких людей приблизительно 12%.
От 101 до 110Средний уровень интеллекта, который позволяет человеку добиться заметных высот, но не грандиозного успеха. Расстраиваться не стоит, ведь такой интеллект можно развивать, прокачивать, подобно тому, как спортсмены наращивают мышечную массу.
От 91 до 100Также средний показатель интеллекта. При должных усилиях, такие люди способны хорошо учиться в школе, закончить ВУЗ. В качестве будущей профессиональной деятельности обычно выбирают профессии среднего звена, которые не требуют серьезных интеллектуальных усилий.
От 81 до 90Представители такого уровня интеллекта в школе учатся неплохо или средне. Высшее образование получают редко, предпочитают ограничиться техникумом, колледжем. Успешно трудятся в сферах, где нужно применять физическую активность и уметь работать руками.
От 71 до 80Люди обычно имеют умственную отсталость в легкой степени. Они заканчивают общеобразовательные школы со средними или удовлетворительными отметками, могут обучаться в специализированных школах.
От 51 до 70Более серьезная форма умственной отсталости, но такие люди могут самостоятельно себя обслуживать, выполнять работу, не требующую интеллектуальных усилий, являться полноправными членами общества. Учатся они в специализированных школах.
От 21 до 50Такой уровень интеллекта присущ 2% населения, он характеризуется как выраженное слабоумие, средняя степень умственной отсталости. Люди не обучаемы, но могут справляться с элементарными бытовыми вещами. Для более сложных манипуляций им требуется помощь опекунов.
До 20Тяжелая форма умственной отсталости, люди не поддаются обучению и воспитанию. Они существуют в своем собственном мире, в современных реалиях не смогут выжить без помощи опекунов.

Уровни интеллектуальной активности

https://www.youtube.com/watch?v=HgAxezdioSA

Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня:

  • Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
  • Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.

В этом случае выделяются два уровня:

  • Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.

Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер.

Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни.

В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Эмоции характеризуются тремя компонентами:

  1. Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
  2. Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
  3. Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.

Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.

 Эмоции

 Чувства

 Эмоции кратковременны.

Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции  кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.

 Чувства длительны и устойчивы.

Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную  эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека.  Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость,  ощущать «тепло» внутри.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?

Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас  неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.

Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное  время.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий