Честолюбие и честолюбивый человек: как распознать и что означает, как избавиться

Честолюбие и честолюбивый человек: как распознать и что означает, как избавиться Женщине

Что такое честолюбие?

Честолюбие — это сознательное стремление человека занять высокое положение, получить признание в обществе, достичь заметных успехов, доказать свое превосходство в карьере, спорте, знаниях, личной жизни. Честолюбие – стимул постоянный. Оно или есть, или его нет.

Эта глубинная мотивация зарождается в раннем детстве, развивается на протяжении жизни, но не исчезает даже в глубокой старости. Именно честолюбие не позволяет человеку остановиться и сказать себе «я получил все, чего хотел».

Честолюбие проявляется и занимает грандиозное место там, где речь идет о деньгах, власти, славе, рекордах, мечтах покорить мир, создать нечто грандиозное. Оно невозможно без обязательных компонентов: обостренного самолюбия, амбициозности, тщеславия, высокой самооценки, состязательного азарта, новаторства.

Амбициозность — хорошо или плохо

С латинского языка ambitio переводится как «чрезмерное самомнение и обостренное самолюбие». Это претензии на уважение и признание, уверенность индивида в том, что он достоин самого лучшего.

Отличительные свойства амбиций:

  1. Заниженные. Они бывают у людей с заниженной самооценкой, слишком скромных и застенчивых, неуверенных в себе. Индивиду присуще чувство вины за свой успех. Существует множество факторов, сдерживающие желания: негативный внутренний диалог, зажатость и конфликты. Все это мешает людям увидеть собственный потенциал.
  2. Завышенные. Неверное соизмерение взятой ответственности с реальной способностью ее выдержать. Индивид не сопоставляет свои таланты и способности с реальной сложностью задачи. Он мнит себя центром Вселенной, хватается за все, а когда что-то не получается, то обижается на весь мир и уходит в себя.
  3. Адекватные. Баланс между способностями и сложностью задач — идеальная «золотая середина». Разумная расстановка приоритетов и грамотная оценка своих сил. При адекватных амбициях совершаются большие прорывы, индивид движется вперед, при этом, не теряя родных и близких из-за чересчур раздутого самомнения или, наоборот, мягкотелости.

Итак, быть амбициозным человеком — хорошо или плохо? С одной стороны, такие люди настойчиво добиваются своих целей. К тому же ни одна женщина не взглянет на мужчину, не имеющего больших планов на будущее. С другой стороны, это качество может приобретать очень негативные и деструктивные проявления.

Самое главное — достичь баланса между тем, чтобы добиваться своего, и тем, чтобы при этом не вредить другим. Если индивид хорошо воспитан и понимает, что при достижении поставленных целей не нужно ущемлять интересы других, наступать на их достоинство, то он добьется желаемого, не заводя себе врагов и недоброжелателей.

Необходимо добиваться желаемого, но не нужно при этом быть слепым и не замечать других людей. Следует выбрать мудрого опытного покровителя и доверять ему, соизмерять свои возможности с задачами, а также иметь достаточно здравого смысла, чтобы в случае неудач не винить никого, кроме себя, и извлекать из них ценный опыт.

В ролике разобран вопрос о важности целеустремленности в жизни

Как развить честолюбие

Иметь честолюбивые цели — это вовсе не плохо. Если вы поняли для себя определение этого слова и решили развить в себе это человеческое качество, то настоятельно вам рекомендуем придерживаться ценных советов, которые приведены ниже:

Кто, если не вы достигнет успеха в жизни? Люди, которые настраивают свое мышление исключительно на позитивный лад и повторяют довольно часто позитивные утверждения. Это своего рода заявления, которые являются комплиментами себе

Используя их, вам удастся поднять свою самооценку и улучшить свои навыки решения проблем в стрессовых и форс-мажорных ситуациях.Крайне важно сконцентрироваться на том, что вы можете приобрести, не зацикливаясь на том, что можете в результате потерять.

Необходимо рассматривать неудачи, как своеобразный процесс ликвидации и как данность.Учитесь наслаждаться вашими успехами, но не зацикливайтесь на них.Каждое слово должно быть подковано действием. Ставьте себе цели и продумывайте различные стратегии, которые позволят вам их достичь

https://www.youtube.com/watch?v=UjuZhNbWiTg

Ознакомьтесь с понятиями долгосрочных и краткосрочных целей. В данном случае является целесообразным награждать себя за достижение поставленных целей.

Общие сведения

Оно помогает индивиду ставить перед собой определенные цели и добиваться их, несмотря на возникающие трудности. Такой индивид по своей натуре победитель. Слово честолюбие описывает качество характера, проявляемое выраженными целями личности, желанием достичь первенства, необходимость быть признанным в своей сфере деятельности.

Порядочный человек может быть честолюбивым, при этом данное качество подтверждается его благородством, правдивостью. Честолюбие у такой личности не уничтожает человечность. У такой особы будет доброе сердце и чистый разум.

Данное качество развивается при потребности индивида доказать всем и самому себе собственную значимость. Честолюбие больше характерно для мужского пола. Мужчина, обладающий здравым честолюбием, будет стремиться добиться большего, продвинуться по карьерной лестнице, ведь он должен заботиться не только о себе, но и о своей партнерше, и о детях.

Честолюбие, как психологическая составляющая личности человека, является этическим качеством и определяется взаимодействием индивида с социумом. Если данное качество встречается у доброй личности, оно имеет положительные проявления, не вредит окружению.

У честолюбия есть два недруга: победы других людей и несбывшаяся мечта. Например, ситуация, когда индивид излишне самонадеянный, выявляет что у него недостаточно таланта. Тогда мечта, к которой он хотел стремиться, останется таковой до конца его дней.

Отношение к честолюбию в религиях.

Основные религиозные учения высказывают противоположные мнения о честолюбии.

В православии – это синоним тщеславия, стремления к суетной или пустой славе. Большая часть христианской жизни проходит в самоуничижении и борьбе с греховными навыками, а это невозможно без полного отказа от гордости и амбиций.

Иудаизм проповедует переходный этап. С одной стороны чрезмерное честолюбие и тщеславие свойственно людям ввиду их несовершенства. Но с другой – желать себе и своей семье благополучия, счастья – совершенно естественно.

Протестантская этика полностью одобряет честолюбие, без которого невозможны достижения цивилизации и высокий уровень жизни. В том, что человек хочет лучшего, нет ничего плохого. Ведь достижения и достаток обеспечивают его семье хороший дом, машину, образование.

Отрывок, характеризующий честолюбие

Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания.

Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате. – Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь.

В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова. 11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города.

Как быть Леди:  10 способов избавиться от болезненных привязанностей и стать свободнее |

Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России.

С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться.

И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой.

Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен.

Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст.

Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи.

Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол.

– Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А? Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся.

– И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали. – Что? – сказал командир. В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади. Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений.

К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России.

С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки.

Признаки честолюбивой личности

Человек в горах

Термин «честолюбие» можно разбить на два слова: честь и любить. Словосочетание «любить честь» звучит положительно только в том случае, если индивид, жаждущий чести, действительно делает хорошие поступки и добивается успехов на пути к поставленной цели.

Другая сторона этого аспекта – желание добиться поставленных целей несмотря ни на что, при этом ущемляя интересы окружающих и ставя собственную персону выше других. Это в психологии является показателем эгоистичного поведения, что не является положительным качеством личности. Многие великие психологи говорили о том, что эгоизм – это грех человеческой души.

Причины честолюбия

Психологи считают, что основные предпосылки честолюбия закладываются в детстве. В качестве наиболее частых причин они называют следующие факторы:

  • Особенности воспитания. Если родители с детства придавали большое значение достижениям ребёнка, поощряя чувство гордости, это создаёт предпосылки к тому, что во взрослом возрасте он станет честолюбцем.
  • Обделённость. Честолюбие может развиваться как реакция на нехватку материальных или иных благ. Человек, чувствующий себя в чем-то обделенным, стремится компенсировать это, добиваясь успехов в других сферах.
  • Давление сверстников. Если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, и он подвергается буллингу, у него может сформироваться потребность быть более умным, сильным и быстрым, чем другие.
  • Детские комплексы. Данный фактор может сработать, если бывший троечник вдруг добивается успеха в бизнесе или получает высокооплачиваемую работу. Он осознаёт, что может в чём-то превзойти отличника из своего класса, и начинает работать с удвоенной силой, стремясь стать ещё лучше и успешнее.

К слову, взрослый человек тоже может стать немного более честолюбивым, если ощущает, что ему это необходимо. В первую очередь надо поработать над самооценкой. Хороший результат может дать также применение позитивных аффирмаций, специально сформулированных для данной цели.

Психологический подход

Психологи заявляют, что честолюбие – это черта характера, то есть устойчивое, а не «точечное» проявление личности. Индивид ведет себя так всегда и со всеми.

Откуда берется чрезмерно завышенная самооценка, необузданная гордыня и нереалистичный взгляд на мир?

Американский психоаналитик Карен Хорни писала, что честолюбие – есть невротическая потребность (книга «Невротическая личность нашего времени»).

Это значит, что желание быть «впереди планеты всей» продиктовано детскими травмами: любой ребенок хочет быть любимым родителями, получать от них похвалу, быть им нужным. Если этого не происходит, то страдает самооценка: малыш делает выводы о своей никчемности, незначимости, ощущает себя пустым местом.

«Непринятые» дети быстро улавливают, что хорошие поступки вызывают у взрослых позитивную реакцию. С этого момента их ведущей стратегией по жизни становится лозунг «Я буду лучше всех, и тогда меня полюбят».

Черты честолюбивой личности, плюсы и минусы честолюбия

Каждый из нас хочет добиться в своей жизни уважения и признанию своих достоинств. Эта черта характера свойственна большинству людей. В этом нет ничего зазорного. Стать лучшим в своей профессии, занять высокий пост, прославиться на всю планету — цели у каждого разные.

Как быть Леди:  Что делать, если девушка не хочет отношений, но общается: как добиться любви | Playboy

Что же это такое?

Честолюбием называют стремление заслужить почести, добиться успеха, признания заслуженного уважения за реальные заслуги. Как можно понять состоит из 2-х слов «честь» и «любовь». Такие личности не хотят добиться славы любой ценой. Не приписывают себе несуществующие достижения. В этом состоит главное отличие подобного поведения от «тщеславия».

Они не склонны идти к успеху по чужим головам. Для них гораздо ценнее быть признанным, чем добиваться материальных выгод. В своей жизни выбирают путь, ведущий к одобряемым обществом ценностям, а не к большим деньгам. Им ближе по духу разные грамоты, кубки, публикации в СМИ, интервью, чем громадный счёт в зарубежном банке.

Характерные признаки 

Попробуем перечислить лишь основные признаки, по которым можно определить честолюбивого человека. Это:

  • Положительные амбиции и большой эгоизм. Ведь, для того чтобы стать успешным в какой-либо сфере деятельности, необходимо иметь чёткие планы и цели. Многим придётся пожертвовать ради их достижения.
  • Повышенная самооценка. Нередко они чересчур хорошего мнения о своих личных способностях. Могут преувеличивать трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, производительность, физические и интеллектуальные возможности.
  • Болезненно реагируют на справедливую критику. Часто считают себя непогрешимыми. Именно поэтому им трудно согласиться с другим мнением в свой адрес.
  • Искренне считают свою персону умнее, красивее, удачливей других. Никогда не стесняются об этом напомнить лишний раз.
  • Любят командовать везде, пытаются всё удержать под своим контролем.
  • Страдают привычкой давать пустые обещания зная заранее, что не выполнят их.

Честолюбивость , амбициозность и тщеславие

Во многом данное качество сходно с тщеславием. В честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются индивидом лишь постольку, поскольку они согласуются с его личными запросами. Оно связано с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды.

Под амбициозностью подразумевается стремление к воплощению намеченных планов. Основными целями являются достижение высокого положения и определенного статуса в обществе. При любых амбициях стоит учитывать мотивы, которые побуждают индивида к успеху. Но если стремлениями все и заканчивается, то они могут выглядеть нелепо.

Тщеславие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. Завышенная самооценка перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать в сделку с совестью, идти ради победы по головам.

Здоровые честолюбивые и амбициозные помыслы помогут достичь успеха в жизни, но если индивид подвержен гордыне и тщеславию, то он рискует остаться одиноким, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.

Честолю́бие

1. стремление делать что-либо лучше других и добиваться большего, чем другие, часто сопряжённое с жаждой известности, славы, с любовью к почестям ◆ Он решался жить в Петербурге и рассудил, что для удовлетворения своего тщеславия и честолюбия ему открыты две дороги: служба и большой свет; причём он и не подумал обманывать себя призраками пользы, обязанности или призвания. В. А.

Соллогуб, «Аптекарша», 1841 г. (цитата из НКРЯ)◆ Светлана Щелокова в моменты депрессий не раз была близка к суициду. Но покончили с собой оба — крайне честолюбивый министр не смог бы перенести позора неминуемого ареста и суда. «Звёздная пыль. Роль личности в милицейской истории.», 2001 г.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Честолюбие – это хорошо или плохо?

Так сложилось, что честолюбие воспринимается людьми негативно. Но это качество бывает разной природы.

Неадекватное честолюбие разрушительно для личности. Его отрицательные стороны выражаются в завышенном эгоизме, желании доминировать, получить много денег. Такой человек что называется «идет по головам», не считаясь с окружающими. Он, как правило, не вызывает доверия, уважения, любви и часто остается в одиночестве.

Адекватное честолюбие – мощный источник внутренней мотивации и энтузиазма, который помогает человеку прокладывать путь к успеху самостоятельно. Это позитивное качество побуждает выбирать сложные цели, не останавливаться при неудачах, стремиться к победам, постоянно находиться в процессе саморазвития. Амбициозность в плюсе – конструктивное качество. Без нее никак нельзя в спорте, менеджменте, предпринимательстве.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

Честолюбие честолюбивый

Честолюбие – выраженность в личности мотивов в достижении первенства, известности, общественного признания или почетного положения в некоей области деятельности.

Мужчина должен быть чЕстолюбивый, чИстолюбивый и чАстолюбивый!

Во время какого-то праздника в Афинах Алкивиад из честолюбия послал Сократу богатые дары. Ксантиппа была поражена дорогим подарком и попросила мужа принять его, он же сказал: — Пусть мы в честолюбии не уступим Алкивиаду и откажемся от всего этого.

В отличие от тщеславия, связанного с жаждой приобретения суетной, пустой, дешевой или выдуманной славы, честолюбие ориентирует человека на конкретные целевые действия – свершения, карьеру, индивидуальный успех. Реализуя свои честолюбивые цели, он стремится делать свое дело лучше других, постоянно совершенствует свое мастерство, мобилизует силу воли и личностный потенциал.

Честолюбие как качество личности выражается в стремлении приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание в какой-либо сфере жизни. “Честолюбие человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство – качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только теми, у кого ясная голова и доброе сердце», – писал английский писатель Ф. Честерфилд.

Когда б перед производственником поставили задачу выявить отличия между тщеславием и честолюбием, он бы сказал: «Тщеславие – это произвести дешевый эффект, а честолюбие – добиться эффективности производства на базе глубокой и продуманной программы». И он по-своему прав: тщеславие – пустоцвет, фигляр, однодневка, мотылек, в то время как честолюбие представляет собой целенаправленный серьезный и долговременный поход к успеху, на вершине которого всем будет виден блеск достоинств ее покорителя. Истинное честолюбие может удовлетвориться только заслуженной, а не дутой, надуманной славой. Это вызывает уважение.

Честолюбие обязательно для мужчины как уверенность в себе, целеустремленность и ответственность. Найдите женщину, которой бы понравился нечестолюбивый спутник, довольствующийся сегодняшним уровнем жизни? Женщина и желания – синонимы. Женские желания в разы превышают мужские и служат стимулом мужского честолюбия.

Честолюбие не в ладу с логикой. Если у него поинтересоваться: «Зачем тебе это надо?», оно не даст ответа. Конечно, оно может броситься в объяснения, что ему необходимы материальные блага, жизненный комфорт, финансовая независимость, но честолюбие и само не верит этим утверждениям.

Оно произрастает из внутренней потребности человека в самоутверждении, желания доказать себе и внешнему миру свою личностную ценность, полезность и значимость, получить зримые свидетельства своих заслуг. А кто пожелает трудиться, как каторжный, не видя впереди успеха и признания заслуг?

Как быть Леди:  Как научиться красиво говорить: 7 эффективных техник

Встроенное в состав комплекса психологической организации человека, честолюбие выступает этическим качеством личности и проявляется в его взаимодействии с обществом. Если честолюбие оказалось в «хороших руках», оно будет носить здоровый, конструктивный, позитивный характер для людей и, наоборот, если обладателем честолюбия стала деструктивная личность, общество, в ожидании потрясений, может заранее содрогнуться.

“У каждого человека есть свои стремления, свое честолюбие; разница только в том, что у людей глупых честолюбие тоже бывает глупым и устремлено не туда, куда следует, у людей же умных честолюбие законно и достойно всяческой похвалы”, – писал Ф. Честерфилд.

Общество заинтересовано воспитывать в людях здоровое карьерное и профессиональное честолюбие. Здоровое честолюбие – крайне позитивное качество личности, и развивать его необходимо, ибо оно мотивирует людей на продуктивную социальную деятельность. С. Паркинсон писал:

“Нет ничего естественнее стремления обеспечить свою семью жильем, а если удастся – отдельным домом с гаражом, садом и плавательным бассейном. Более чем естественно и желание человека дать своим детям лучшее образование, чем то, которое получил он сам, отправить их на каникулы за границу покататься на лыжах и поплавать на яхте.

Притча в тему.

Бараны и свиньи упрямились, ревели, хрюкали и не хотели идти на бойню. Тогда некто написал слово «Финиш» над воротами бойни, повесил на них ленточку и сказал:

— Начинаем соревнования. Кто первым добежит до ворот, тот молодец и их фотографии обойдут весь мир. А кто не побежит или добежит последним, будет бараном и свиньёй.

И тогда все бросились наперегонки к бойне. Барана и свинью, добежавших первыми сфотографировали, и их фото обошло всю землю. Правда, эти фото были наклеены на банках с тушёнкой.

Сама Природа позаботилась о «генетическом инвестировании» в человека честолюбия, давая понять, что лучшего стимулятора деятельности молодых пытливых умов не найти. Л. Ауэр, прекрасный педагог и знаток юношеской психологии, писал: «Я очень часто замечал, что действуя на честолюбие ученика, превращая какое-нибудь достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов».

Если людей лишить честолюбия, мы до сих пор бы охотились на мамонтов. Здоровое честолюбие – это личностный рост. Слившись в едином потоке с честолюбивыми планами других людей, оно превращается в полноводную реку прогресса. Иными словами, трудно вообразить прогресс человечества в отрыве от честолюбивых помыслов его самых инициативных и предприимчивых представителей. Только честолюбие понуждает встать с дивана и приступить к воплощению своих намерений.

Честолюбие само по себе, без связки с союзными качествами личности превращается в пустое фантазирование. Когда у него в союзниках целеустремленность, упорство, настойчивость, постоянство, решимость и ответственность, оно превращается в грозную, сокрушающую все препятствия, силу.

Воодушевленный и вдохновленный честолюбец неистово самоутверждается в избранной им среде. Честолюбие каждую свою калорию направляет к реализации цели, оно как сгусток колоссальной энергии направлено на цель. Оно не позволяет человеку отступить или остановиться и не признает импотентские глаголы «постараюсь», «попробую», «попытаюсь». Кровь из носа, а выдай цель на-гора. Честолюбие – вечно заряженная батарейка разума.

О многих качествах личности невозможно сказать со всей определенностью, каковы они по своей сути, позитивные, добродетельные или негативные, порочные. Все дело в мере. Это со всей очевидностью относится и к честолюбию. Непомерное, гипертрофированное, не подкрепленное собственной значимостью, честолюбие сближается по своим качественным свойствам с дешевым тщеславием.

Болезненное честолюбие, связанное, как и в случае с тщеславием с приобретением суетной славы, превращается для его обладателя в сущий кошмар, вызывая чувство хронической неудовлетворенности жизнью, страдания и переживания, зависть к чужим успехам, принесение в жертву любви к детям, супругу и друзьям.

«Великое окружено блеском, – писал молодой К. Маркс,- блеск возбуждает тщеславие, а тщеславие легко может вызвать воодушевление или то, что показалось нам воодушевлением; но того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решает случай и иллюзия».

Обманутые надежды честолюбия способны испепелить личность. Зная с каким опасным качеством личности имеют дело, честолюбцы, подобно масонам, хранят за семью замками тайное знание о своем честолюбии. Преклоняясь перед Его Величеством Случаем и фортуной, честолюбие с глубокой суеверностью охраняет секреты своего успеха.

Молодое честолюбие безразлично к мелочам жизни, оно покладисто и дружелюбно. Имея большую цель, не будешь рвать «тельняшку» из-за сиюминутных недоразумений жизни, не будешь сплетничать и исходить в недовольстве от мелких неурядиц своего пути. Честолюбие видит себя на вершине успеха, «весь мир на ладони, ты счастлив и нем», поэтому оно не видит соперников в своем окружении и со снисходительным великодушием со стороны наблюдает за низкими и мелкими страстями обыденной жизни.

Окружающие и не подозревают, что своей мелочностью, они невольно «укрупняют» честолюбие, придают ему особенную стать. Как тут не будешь признательным и доброжелательным к обыкновенным людям? А поскольку жизнь наполнена такими людьми, то и в целом честолюбие довольно жизнью. Ну, а когда ты доволен жизнью, жизнь становится довольна тобой.

У честолюбия два врага – несбывшаяся мечта и не своя, но достигнутая цель. Не хватило таланта, и мечта так и осталась мечтой. Французский писатель Вовенанг четко подметил: «Наградить человека честолюбием, не наделив талантом, – вот самое большое зло, какое может причинить ему судьба».

Когда так происходит, честолюбие ищет оправданий, списывая крах своих надежд на время, обстоятельства, невезение, злой рок и козни врагов. Во втором случае – пытается понять, почему вершина взята, а счастья как не было, так и нет. Еще больше страданий добавляет понимание, что шел к чужой, навязанной извне, цели.

Честолюбие: это хорошо или плохо?

Честолюбие – медаль о двух сторонах. Бытует мнение, что человечество обязано своими лучшими достижениями именно этому качеству. Оно заставляет человека двигаться вперед, создавать все принципиально новое. Безусловно, мы обязаны положительному воздействию честолюбия, ведь его плодами являются:

  • новейшие научно-технические разработки;
  • развитие медицины, создание новых средств для борьбы с опасными болезнями;
  • новые произведения искусства, пополняющие мировую копилку культурного наследия.

Всем хорошо известны такие имена, как Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг. Эти люди совершили настоящий переворот в науке и в сознании миллионов людей. И не в последнюю очередь благодаря здоровому честолюбию.

Но если главным ориентиром личности является не общественное благо, а мелочное удовлетворение своего «эго», то приходится говорить о честолюбии со знаком «минус». Двигателем славолюбцев является деструктивный комплекс, состоящий из зависти, ненависти, неоправданно высокого самомнения. В конечном итоге ничего, кроме духовного надлома, из таких устремлений не выходит.

Честолюбие: яд или лекарство?

Решая дилемму: «Честолюбие: это хорошо или плохо», важно помнить: любовь к почестям может как сломать человеку жизнь, так и вдохновить его на прекрасные свершения. Хорошо сказал об этом в свое время великий мыслитель Адам Смит: «Великая тайна воспитания – направлять честолюбие на подходящие предметы»

LiveJournal

LinkedIn

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий