Быков о графомании — Будь собой. Остальные роли уже заняты — LiveJournal

Быков о графомании - Будь собой. Остальные роли уже заняты  — LiveJournal Женщине

Быков о графомании

quills.jpg
«Где у творческого человека кончается плодовитость и начинается графомания?»

Достаточно очевидный ответ. Кстати, Борис Стругацкий часто об этом говорил: «Графоман получает наслаждение от процесса, а профессионал — нет». Это, кстати, очень заметно. Феномен интересного — почему тот или иной текст интересен? Феномен приятного чтения — почему приятно перечитывать одну вещь и неприятно другую? Эпштейн бился над этой проблемой. У Елены Иваницкой была блестящая статья о феномене интересного. Многие об этом писали. Можно погуглить и найти не меньше десятка вполне основательных работ. Но с наслаждением читаемое — это, как правило, то, что с наслаждением пишется. Это один из ответов на то, почему так приятно читать графоманов (не всех, конечно, но значительную их часть). Сорокин, например, на вопрос: «Почему приятно читать искусство соцреализма?» — сказал: «Наверное, потому что оно уже мёртвое и безопасное». Я бы сказал: потому что оно очень стилистически последовательное, очень стилистически цельное.

26 июня 2021 года

«Вопрос о феномене графомании. Мой близкий родственник, ныне покойный, был графоманом, и теперь я понимаю, что он так преодолевал своё косноязычие. Получалось прескверно, и я его не жалела, говорила об этом. Как вы относитесь к подобной поэзии?»

Видите ли, Оля, в чём здесь штука. К сожалению, у нас нет единого критерия (у меня, во всяком случае, нет) графомании и гениальности. Дело в том, что эпоха (это любимая моя мысль) высвечивает иногда того или иного графомана или безумца, потому что он совпадает с вектором этой эпохи. Я не думаю, что Хлебников — это первый поэт, который начал вот так писать, который начал внутри традиционного ямба располагать слова нетрадиционным образом. Хлебников — не первый человек, который решил уловить законы времени, не первый поэт евразийства и так далее. Я уверен, что подобные великие безумцы были всегда, но просто их всерьёз не воспринимали. А здесь луч эпохи как-то так упал на него, и случайно случилось Василию Каменскому прочитать один его рассказ самодеятельный и закричать: «Пришёл гений!» — и это напечатать. Это же Каменский привёл Хлебникова в литературу.

Примерно такая же история, например, с Введенским. Поэзия Введенского и поэзия Заболоцкого… Когда Зоя Бажанова, жена Павла Антокольского, впервые услышала эти стихи, она воскликнула: «Ведь это капитан Лебядкин!» Действительно, стихи Заболоцкого очень похожи на вирши капитана Лебядкина из «Бесов». Помните:

Жил на свете таракан,
Таракан от детства,
И потом попал в стакан,
Полный мухоедства.

И сравните у Олейникова:

Таракан сидит в стакане.
Ножку рыжую сосёт.
Он попался, Он в капкане
И теперь он смерти ждет.

Он печальными глазами
На диван бросает взгляд,
Где с ножами, с топорами
Вивисекторы сидят.

Лидия Гинзбург замечательно писала, что благодаря этим приёмам, благодаря сознательному упрощению техники, благодаря некоторой, если угодно, даже графоманизации дискурса «слово зазвучало». Лирика стёрла его, а вот такой пародический подход выявил его.

Поэтому графомания бывает иногда великой и пророческой. Это происходит в те эпохи, в которые традиционная лирика становится не способной отображать реальность. Свихнувшуюся, предельно упрощённую, во многих отношениях деградировавшую реальность поздних 20-х и ранних 30-х может отразить только сдвинувшаяся поэтика Хармса с её сдвинутыми смыслами, с её абсолютно на первый взгляд графоманскими приёмами. Почитайте «Комедию города Петербурга» Хармса или почитайте, скажем, стихи Заболоцкого сразу после «Столбцов» — тоже торжество земледелия, которое называли «юродством на тему коллективизации». А подите вы попробуйте ужас коллективизации и величие её сдвигов трагических описать другими словами — у вас ничего не получится.

Я тут заметил (эта мысль у меня будет в книжке), что ведь на смерть Маяковского не появилось ни одного хорошего стихотворения. Отчасти, конечно, это произошло потому, что он 20 предыдущих лет работы своей только и делал, что писал стихи на смерть Маяковского. После него это делать уже бессмысленно. Но проблема ещё в том, что просто поэтический язык был утрачен в это время. Хорошие стихи на смерть Маяковского мог бы написать, например, спившийся Есенин с уже его разложившимся сознанием, где он просто грамматическое управление путал, или Заболоцкий. Но Заболоцкий на это никак не отреагировал, а в рамках традиционной поэтики нельзя было ничего написать, уже язык сместился. Посмотрите, как плохи стихи Цветаевой на смерть Маяковского.

Как быть Леди:  БРЕД — Большая Медицинская Энциклопедия

17 августа 2021 года

«А стоит ли мне писать? Я чувствую, что я могу написать роман-эпопею, но стоит ли мне писать?»

Если у вас такие вопросы, то не стоит. Мне говорит что-то в душе моей, однако (я называю сейчас довольно вторичную причину), что главное — это всё-таки отсутствие у автора настоящей веры. А вера в горчичное зерно, как известно, двигает гору. Если вы глубоко убеждены, что вы можете написать судьбоносную (простите за выражение), реально переламывающую жизнь общества книгу, значит вам нужно это делать. Как раз графоману в этом смысле тоже даётся шанс. Маргарет Митчелл, когда она начинала писать, была заурядным графоманом, но постепенно она выписалась в писателя. Шолохов, начиная писать, писать не умел, а к четвёртому тому он писал гениально. То есть, видимо, нужно просто поставить задачу чрезвычайно масштабную.

Я тоже, кстати говоря, применительно к «Онегину» считаю, что лучшие там главы — это седьмая и восьмая. Начиная с шестой происходит некоторый перелом, мне кажется. Потому что то, что было продиктовано злобой и ненавистью к Раевскому, здоровой мстительностью, неприятием русского байронизма,— всё это иссякает к четвёртой главе, которая уже начинает несколько пробуксовывать. В пятой и шестой происходит перелом, а седьмая и восьмая — это шедевры.

Поэтому писатель возникает из великого желания и великого упорства. Вы можете выписаться в гения. Стартовая ситуация почти у всех одинаковая. Дело в том, что, как замечательно говорил Каверин, «книга пишет себя». Надо этого не бояться.

13 ноября 2021 года

«Стыдно ли вам за свою наготу перед людьми, когда они читают вас впервые? Есть ли у вас этот страх? Что делать, чтобы преодолеть это? И как отличить свой плохой текст от своего хорошего?»

К сожалению, нет надёжного критерия. Стругацкий Борис Натанович говорил: «Разница между профессионалом и графоманом та, что профессионалу не приятно, не нравится». Это не всегда так. Я могу всегда отличить собственный хороший текст, потому что… Пелевин иногда точно формулирует, он замечательно сказал: «Когда я перечитываю свой текст и мне кажется, что автор его не я, вот тогда хорошо». Такое бывает иногда. В процессе всегда понимаешь, хорошо или нет.

Сейчас сформулирую, пожалуй. Можно получать от творчества удовольствие, а можно — наслаждение. Это две разные вещи абсолютно. Удовольствие — гораздо более низменная вещь. Так вот, когда получаешь наслаждение, велик шанс, что пишешь бред. А когда получаешь просто грубое физиологическое удовольствие от написанного, почти всегда это будет хорошо, и будет хорошо читать. Наслаждение — это такое состояние, когда ты впадаешь в пророчества, в мистику, когда тебе кажется, что ты открыл что-то, чего никто не знает (а это знают все). А вот когда ты получаешь грубое физиологическое удовольствие от того, что пишешь, тебе смешно, тебе увлекательно самому, то тогда текст хороший.

13 ноября 2021 года

«Приходилось ли вам сталкиваться с феноменом, когда автор за всю жизнь пишет одно гениальное небольшое произведение, одно до мурашек стихотворение, небольшой рассказ, а после и до этого всё, что он ни напишет,— сплошная графомания?»

Не графомания, а просто классом ниже. Такие примеры многочисленные. Попробуйте почитать у Льюиса Кэрролла всё, кроме «Алисы». У Александра Кочетакова, например, было одно великое стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне», а остальные стихи просто хорошие, но не такого уровня. Я не буду сейчас называть многие имена, просто чтобы не обидеть фанатов, но я знаю очень много поэтов, у которых два-три хороших стихотворения — и всё. Но это немало. Это, помните, как у Полонского: «От большинства людей остаётся тире между двумя датами». Это нормальная вещь.

Как быть Леди:  Виртуальные отношения: виды, плюсы и минусы, советы специалистов

Понимаете, так сходятся звёзды, что человек оказывается в нужном месте в нужное время и переживает нужную эмоцию. Вот как Симонов. Он написал несколько гениальных стихотворений во время войны, потому что попал в очень интересную ситуацию,— в ситуацию, когда сначала он до войны влюблён, а ему как-то отказывают, с ним холодны, а после войны, после всего, что он пережил, уже он начинает диктовать условия. Это, кстати, ситуация очень многих мальчиков и девочек. И это трагедия Серовой. Кстати, братцы, я тут по своим профессиональным нуждам пересматривал фильм «Жди меня» 1943 года. Какая же потрясающая она актриса! Понимаете, у неё играет всё. Все остальные — они статуарные, они выполняют режиссёрское задание. А вот она живёт, у неё глаза играют, руки, она каждым жестом абсолютно органична. Это настоящая театральная школа. Понятно, что он [Симонов] там находил. А попробуйте почитать стихи Симонова 1947 года — ну это в рот взять невозможно, это невозможно вслух произнести!

4 декабря 2021 года

«Может ли графоман быть талантливым?»

Может быть даже гениальным. Понимаете, Андрей, в чём здесь штука? Я много раз цитировал это высказывание Луначарского, где он говорит: «Если бы Хлебников родился в другое время, он не был бы замечен вовсе». Иногда человек, которого считают безумцем (как Хармса, например), может оказаться в 30-е годы гением, потому что, как и многие безумцы, он с гораздо большей чуткостью и гораздо раньше ощущает катастрофические перемены. Родись в другое время Ахматова, она могла бы просто не состояться. Родись в другое время Маяковский, он мог бы стать правильным поэтом… И у него были такие шансы, его ранние стихи такими и были. В общем, никогда не поймёшь, никогда не знаешь. Поэтому то, что сегодня кажется графоманией, завтра может быть объявлено гениальным. Очень многое из того, что проходило по разряду «графомания» в 70-е годы, позднее оказывалось шедеврами. Я уже не говорю о том, что такая проза, как, например, проза Павла Улитина, или, допустим, проза любого из петербургских авангардистов, или стихи их — это могло показаться клинической графоманией в 40-е и 50-е годы.

Тут вопрос о Владимире Уфлянде, как я к нему отношусь. Я считаю, что Уфлянд — хороший иронический поэт, абсурдист. Скажем, Иртеньева я считаю гораздо более сильным поэтом, но Уфлянд — это такой чуть менее советский представитель пятидесятников, вот этого пятидесятнического послеоттепельного поколения, который в 60-е, на мой взгляд, ничего равного своим первым стихам не создал. Но вот Уфлянд по меркам 40-х годов котировался бы наравне, например, с Глазковым, которого одни считали гением, а другие — безумцем и графоманом. Здесь, к сожалению, границы размыты. Я считаю, что графоман очень часто может оказываться гением.

25 марта 2021 года

§

      Тема 1.

     *Новым председателем Центризбиркома стала Элла Памфилова, избранная в новый состав ЦИКа по «президентской квоте». Именно ей по итогам тайного голосования отдали предпочтение 14 из 15 членов * — вот именно членов, эрегированных членов Путина В.В, обеспечивших 93% результат голосования,  заведомо невозможный для демократической процедуры. Лихо начинает новый состав ЦИКа — полный консенсус в команде позволит проводить любые фальсификации на выборах без риска  вынести мусор из избы.

*По мнению Памфиловой, необходимо вернуть доверие к выборам. Она считает это своей главной задачей* — ути-пути, вернуть доверие… А когда это оно было утеряно и кем? Чурова наградили орденом — за подрыв доверия к выборам что ли? Нет уж, Элла Александровна, ваша задача чисто патологоанатомическая — придать трупу относительно приличный вид, чтоб на похоронах крышку гроба снять можно было, не шокируя родственников — что-то подкрасить, где-то прикрыть, и главное, устранить тошнотворный запах. А вы про какое-то доверие…

*Я хочу в самое ближайшее время пригласить Владимира Чурова и бывших председателей комиссии для того, чтобы, отдавая дань уважения к той работе, которую они делали, послушать советы, — отметила Э.Памфилова* — внимайте советам, Элла Александровна, впитывайте живительную силу знаний чуровской арифметики — это теперь для вас важнейшая из наук на ближайшую перспективу.

Как быть Леди:  Недолюбленный ребенок, синдром недолюбленности

Мое глубочайшее убеждение: приличный человек работать с  Путиным не станет — причем, это утверждение усугубляется тем обстоятельством, что и сам  Путин приличного человека на работу не возьмет. На репутации Эллы Памфиловой ставлю жирнющий крест.

Быков о графомании - Будь собой. Остальные роли уже заняты  — LiveJournal

  
Тема 2.

Известия11:54
/Отару Кушинашвили на три года запретили въезжать на территорию Украины/

РБК11:39
/Отару Кушанашвили запретили въезд на Украину после слов в адрес Яценюка/

Комсомольская правда11:36
/СБУ запретила Отару Кушанашвили въезд на Украину на три года/

     Вот так ептать… Это шедевральное событие три часа провисело на первом месте топа новостей Яндекса. Так и представляю Кушанашвили, бьющегося пропитой харей о пограничный столб, как дурная муха об оконное стекло. Три часа, Карл!!! Да похер на Кушанавили — меня на территорию Московского Кремля, кроме как в составе экскурсии не пускают — а я, между прочим, исконно русский и гражданин РФ.

Говорит Москва12:17
/В ГД предложили запретить украинским артистам въезд в РФ после ограничения для Кушанашвили/ — жду от ГД предложения о запрете въезда Путину В.В  в Кремль после ограничения прохода туда для Melchizedek2.

Быков о графомании - Будь собой. Остальные роли уже заняты  — LiveJournal

§

Сохраненное изображение 2021-1-18_4-16-36.671  

Давно мечтаю начать собирать в своём блоге музыкальную коллекцию хитов «всех времён и народов». И вот, наконец-то, созрела.)). Долго размышляла, с какого года начать? Первоначально планировала с 1985 по нынешний день.
Но до моего появления было столько непревзойдённых и любимых миллионами (мною, в том числе) хитов! Правильнее было бы начать с них.  Поэтому окончательно определилась с выбором — начинаю с 1970 года. Ну, а потом, возможно, дополню коллекцию временнЫм периодом до 1970-го.

Итак, приятных воспоминаний!

1. Sympathy-Rare Bird. Top Of The Pops-70

https://www.youtube.com/watch?v=j2x8oA5h5Jo

***
P.S.
— Муз.коллекция будет под тэгом «муз.хит-70» (затем, «муз.хит-80», «муз.хит-90» и т.д.) и «ино.музыка» (ранее размещённые композиции в моём блоге).
— Первоначально планировала давать краткую справку об исполнителях или композиции. Но передумала. Кому интересно, прочитают в Вики (самый лёгкий путь) .
— Музыкальными хитами (с сегодняшнего дня) буду начинать или завершать каждую мою Инет-сессию.
Если (вдруг) со временем какое-то видео будет недоступно (по причине его удаления с ютуба),
сообщите мне, пожалуйста. Буду вставлять замену.

***
Дополнение: под катом решила-таки оставлять ссылку на Вики (или другие компетентные источники), где можно прочитать о группе и композиции.

§

  • Центральная избирательная комиссия заключила соглашение со Всероссийским обществом слепых (ВОС) по обеспечению наблюдения на выборах в Госдуму.…

  • Новости духовных скреп… pic.twitter.com/pFmTzWgsUB— 𝕯𝖗. 𝕸𝖔𝖟𝖌𝖔𝖕𝖗𝖆𝖛 (@Dr_Mozgoprav_) June 20, 2021 с

  • *** Москва по ком звонят твои колокола? Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. (с) https://t.co/cTGMlUlXTE— Сольвейг…

  • М.Жванецкий pic.twitter.com/CV5RDOG6p7— Независимый взгляд 💥 (@zgldz) June 9, 2021 с

  • ВНИМАНИЕ! Встречается обсценная лексика https://www.youtube.com/watch?v=sIL3DbaP40M В.Соловей и Генерал СВР — кто они? Часть 1. * По…

  • IMHO – solvaigsamara Утро: Фельгенгауэр и Плющев от 22.12.20 Задание ведущих в самом начале эфира: набирающий неимоверную…

  • https://www.youtube.com/watch?v=ibqiet6Bg38&feature=emb_logo *** ***

  • §

  • https://www.youtube.com/watch?v=zO8F7lYNQyU&t=2s IMHO – solvaigsamara … Ах, как же хочется верить во всё лучшее и светлое в…

  • IMHO – solvaigsamara Да, дорогие друзья, увы, да – опять и снова, как говорится. Вновь этот самый мучительный, проклятый,…

  • Мы являемся свидетелями реализации недешевой геополитической хотелки бункер-карлика: воссоединения с Беларусью. И платить за этот проект будут…

  • Вчера п орадовало вот это невесёлое видео: https://www.youtube.com/watch?v=pn7Q-GXVErs На Дальнем Востоке (на «краю» Земли)…

  • «Хитрый лис» (оценочная характеристика моя – solveigsamara) В.Соловей в этом эфире буквально обрушил на слушателей шквал…

  • Кремль не оставляет попыток вмешательства в политику Запада, усиливая влияние на голосование в Европе и США. Эту тему затронула ведущая и…

  • https://www.youtube.com/watch?v=JZQtPz7KPXw IMHO – solvaigsamara Прошу всех жителей Подмосковья и тех, чьи родственники или друзья…

  • IMHO – solvaigsamara Друзья, скорее всего, многие не знают, не задумывались даже, что послужило катализатором, последней каплей,…

  • Оцените статью
    Ты Леди!
    Добавить комментарий