- Основные виды двойственности
- Двойственность: один вопрос и два ответа | новый гипноз
- История термина
- Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение
- Как избавиться от амбивалентности?
- Как проявляются амбивалентные чувства
- Понятие «амбивалентность» в психологии и психиатрии
- Примеры амбивалентности
- Причины возникновения амбивалентности у человека
- Симптомы амбивалентности
- Симптомы и признаки
- Чем опасна амбивалентность?
- Подведём итог
- Заключение
Основные виды двойственности
Упомянутый Блейлер выделял три вида амбивалентности:
- Эмоциональная – одновременно негативное и позитивное отношение к предметам и событиям (например – отношение детей к родителям);
- Волевая – колебания между противоположными решениями, которые нередко заканчиваются отказом принимать решение вообще;
- Интеллектуальная – чередование противоположных суждений, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Также иногда выделяется социальная амбивалентность. Она вызвана тем, что социальный статус человека в различных ситуациях (на работе, в семье) может быть различен. Также социальная амбивалентность может означать, что человек колеблется между разнородными, противоречащими друг другу культурными ценностями, социальными установками.
К примеру, человек может жить по законам светского мира и в то же время посещать церковь, участвовать в обрядах. Нередко люди сами указывают на свою социальную амбивалентность, называя себя, к примеру, «православными атеистами».
Двойственность: один вопрос и два ответа | новый гипноз
Есть особый класс психологических проблем, которые имеют общий механизм. Причём очень часто этот механизм находится как бы «в тени» и выступает на первый план лишь в процессе психотерапевтической работы.
Я намеренно буду избегать излишнего психологизирования, чтобы постараться представить ситуацию «как есть». И сразу замечу: вовсе не обязательно рассматривать механизм, о котором я буду говорить, в рамках патологии. Для многих это один из естественных механизмов принятия решений. В какие-то моменты он включается, но при наличии здоровых адаптационных механизмов процесс не стопорится и продолжается до своего результата. Но в некоторых случаях механизм начинает сбоить и зацикливается.
Проявляется этот механизм по-разному. В самом простом случае у человека есть некая потребность, желание, которое он пытается реализовывать, но которое раз за разом даёт сбой. Человек как бы «ходит по кругу», каждый раз наступая на те же «грабли». Очень часто это связано с взаимоотношениями с другими людьми. Например, мужчина раз за разом пытается создавать отношения, которые очень быстро заканчиваются, причём всегда по одной схеме. Или женщина постоянно находит мужчин, с которыми разрывает отношения через одну-две встречи. Другой вариант — человек не может найти подходящую работу: или мало денег, или «плохие условия», или плохой начальник…
Как это может выглядеть?
Первый вариант: «Я хочу нормальных отношений (тут может быть любое другое желание), но у меня не получается: каждый раз, когда я с кем-то начинаю встречаться, у меня пропадает всё желание и хочется уйти. Сначала я думал/думала, что они все какие-то ненормальные, но через некоторое время пришла мысль — может быть, проблема во мне?»
Второй вариант: «Мне с ним/с ней не очень комфортно, но друг без друга мы не можем».
Или, например,: «Иногда меня бесит моя работа, но я не могу уйти, потому что не смогу работать нигде больше».
В подобных ситуациях есть одна общая черта: это наличие амбивалентности (есть аналогичный психиатрический термин, но я сейчас имею ввиду просто «двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства»). Эта двойственность может быть замаскированной, как в первом случае. Может показаться, что тут проблема просто с умением строить отношения. Но очень часто в этом кроется дилемма: с одной стороны, человек хочет отношений, но с другой стороны, он их по какой-то причине боится. Одна часть его постоянно подталкивает к поиску пары, с флирту, к знакомствам, а затем другая часть говорит ему: «Ну же, зачем тебе это надо?» Просыпаются страхи, сомнения и тревоги. А обоснования этого могут быть самыми разными.
В итоге внутренняя борьба продолжается и продолжается. Выражения её могут быть различными: отношений может просто не быть, а может присутствовать характерный сценарий их развития и, например, болезненного разрыва, который только подкрепляет сомнения и ослабляет здоровое и хорошее желание отношений.
Также двойственность может быть явной, как во втором варианте. Есть два очевидных варианта развития событий, ни один из которых не является полностью оптимальным, а человеку не хватает каких-то внутренних критериев, чтобы окончательно выбрать тот или другой. Такая двойственность, пожалуй, знакома каждому, кто влюблялся. Но это нормально в подростковом возрасте. Человек постепенно учится преодолевать эту двойственность и решать внутренние конфликты.
Где же собака зарыта?
С помощью гипноза можно достаточно легко разрешить эту двойственность и докопаться до её причин. А причины могут быть разными. Мне близко следующее понимание амбивалентности, которое хорошо согласуется с диссоциативными теориями гипноза и эриксоновским подходом.
Подобная амбивалентность эмоций всегда растёт из более глубокой концептуальной двойственности: в психике человека сосуществуют две идеи, которые друг другу противоречат, но одна из них недоступна для осознания. Скажем, есть желание (закономерное и здоровое для взрослого человека) близких личных отношений с человеком противоположного пола. И есть противоположная идея о том, что близких отношений нужно всячески избегать. Как правило, подобные идеи являются следствием внушений или самовнушений, которые человек получил в прошлом и благополучно забыл. Это либо чужие слова, либо собственные обеты и самовнушения, которые человек принял близко к сердцу (например, в детстве обещал себе никогда не жениться), а со временем совсем позабыл. Но идея может остаться где-то глубоко в бессознательной части разума и вести свою диверсионную деятельность (посредством идеодинамических механизмов). Идея как бы живёт своей жизнью и сама себя реализует: создаёт невесть откуда взявшиеся сомнения, страхи, влияет на поведение, на эмоции, «притягивая» неподходящих людей и заставляя совершать глупости.
Я как-то уже писал о т.н. негативном самогипнозе (см. статью «О гадалках и об отмене внушений«). Напомню, это особое самовосприятие, в основе которого лежат мощные самовнушения. Они давались авторитетными людьми, и потому воспринимаются некритично, а следовательно, ускользают от сознательного контроля. Фактически, эти внушения работают так же, как и обычные гипнотические внушения, но с одним важным отличием: они по сути своей не соответствуют или даже мешают естественным потребностям личности. Именно такие самовнушения очень часто становятся источником двойственного отношения к самым разным сторонам жизни.
Причём иногда амнезия таких внушений или самовнушений не обязательно проявляется полным исчезновением их из воспоминаний: человек может помнить, что когда-то давно мама говорила, что «ты никогда не найдёшь работу», но не придавать этому значения. Мало ли, кто что говорил. А иногда человек действительно забывает об этих внушениях. Они могут иметь и более общий характер и быть связанными с какими-то общественными или традиционными убеждениями, иногда — основанными на личном негативном опыте: «Отношения это больно», «Много зарабатывать стыдно» и так далее.
Cognosce te ipsum
В работе с двойственностью очень важно получить доступ к тем идеям и воспоминаниям, с которыми связана проблема. Главное лекарство здесь — осознание. Для этого в гипнозе существует множество эффективных техник. Многие ориентированы на работу с образами, очень эффективны также техники, задействующие идеомоторный феномен, например, левитацию и каталепсию руки. Противодействующие части сознания с помощью особых внушений ассоциируют с частями тела, после чего работают с телом.
На самом деле в некоторых случаях такие техники позволяют даже не выводить причины на сознательный уровень, а работать на бессознательном уровне, исключительно с помощью идеомоторного сигналинга (читайте о сигналинге в одной из предыдущих статей). А бессознательное само выявляет противодействующие элементы и интегрирует их. Такая работа возможна только в гипнозе.
Исследовать причины можно также с помощью других методов (например, аналитических, хотя и занять может намного больше времени) и даже самостоятельно, хотя при самостоятельной работе нужно быть осторожным и иметь возможность при необходимости быстро получить профессиональную помощь.
После того, как эти внушения и самовнушения «всплыли» из памяти, а их связь с проблемой осознана, появляется возможность заново интегрировать их в сознание и выработать новые пути самовыражения. И если до самой причины частенько можно дойти относительно быстро — за пару сеансов, то для последующей работы может потребоваться более длительное время, поскольку она может затрагивать довольно обширные разделы жизни человека.
В целом двойственность или амбивалентность — это нормальное явление, хотя мнение специалистов на этот счёт расходится. Практически каждый из нас переживал двойственность и успешно её решал. Нужно помнить, что если вы иногда испытываете в одной и той же ситуации противоположные эмоции — вы имеете на это полное право. Но если это длится месяцы годы, если это доставляет вам неудобства в жизни, мешает вашей самореализации и счастью, если все ваши попытки избавиться от двойственности не принесли результата, более того, если стали присоединяться какие-то другие проблемы — вероятно, стоит задуматься о том, чтобы попытаться решить эту ситуацию иначе или обратиться за помощью. В далеко зашедших случаях амбивалентность может стать настоящей проблемой и может даже указывать на более глубокие расстройства, с которыми намного сложнее и дольше работать. Всё же, согласитесь, лучше решать проблемы по мере их поступления.
История термина
Термин «амбивалентность» образован от латинских слов ambi (двойственный, оба) и valentia (сила, ценность). Его автором принято считать уже упомянутого швейцарского психиатра Эйгена Блейлера, который ввёл данное понятие в психологию в начале XX века. Он считал это состояние ненормальным и называл основным симптомом шизофрении.
Зигмунд Фрейд, в отличие от него, считал подобную двойственность в эмоциях или мыслях нормальной. Он указывал на то, что каждый человек при рождении уже склонен испытывать двойственные эмоции. Поэтому он считал, что подобные внутренние противоречия являются фундаментом личности.
Карл Юнг также связывал двойственность мыслей и эмоций с взаимодействием сознательного и бессознательного. Пытаясь объяснить, что такое амбивалентность, он пришёл к выводу, что так проявляется сосуществование в сознании и подсознании противоположных чувств, эмоций или стремлений, которые конфликтуют между собой.
Как избавиться от амбивалентности: диагностика и лечение
Диагностироваться амбивалентное состояние должно специалистами, которые работают с «душевной» сферой человека: это психологи (обычный и клинический), психотерапевт, психиатр.
Для выявления двойственного состояния применяются различные тесты. Это, к примеру, тест Каплана, диагностирующий биполярное расстройство; тест Пристера, выявляющий конфликтные ситуации; конфликтологический тест Ричарда Петти. Однако стандартного теста, который бы в точности определил наличие или отсутствие амбивалентного состояния, на сегодняшний день не создан.
Общепринятое тестирование, которое используется специалистами, включает в себя вопросы:
- Показывает ли человек другим, что он чувствует в глубине души?
- Обсуждает ли он свои проблемы с другими людьми?
- Чувствует ли он себя комфортно при откровенных разговорах с другими?
- Боится ли он, что другие люди прекратят с ним общаться?
- Волнуется ли он, если другим людям нет до него дела?
- Вызывает ли у него зависимость от других неприятные чувства?
Каждый вопрос предполагает оценку от 1 до 5 – диапазон от «полностью не согласен» до «полностью согласен».
Когда наличие двойственности установлено, можно приступать к её лечению. При этом следует понимать, что амбивалентность – это не самостоятельное заболевание, а проявление какого-то другого. Поэтому чтобы устранить амбивалентность, нужно избавиться от причины её возникновения.
Устранение амбивалентности производится как медикаментозным методом, так и посредством бесед с психологом и психотерапевтом, тренингов, групповых занятий.
Из лекарств применяются антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, седативные препараты. Они снимают эмоциональное напряжение, борются с резкими перепадами настроения, регулируют количество нейромедиаторов, избавляют от головных болей и оказывают другое воздействие; всё вместе позволяет устранить причины амбивалентного состояния.
Психотерапия для лечения амбивалентности важна не меньше, а зачастую даже больше, чем медикаментозный метод. При этом важен индивидуальный подход к каждому пациенту, необходимо учитывать особенности его личности, характера, склонностей.
Как избавиться от амбивалентности?
Вопрос, как лечить амбивалентность, должен возникать только в случае серьёзных психических патологий и проблем другого рода. Всем людям свойственно терзание перед тем, как сделать выбор, это естественно. Не стоит делать трагедию из того, что вас терзают противоречивые мысли из-за пустяка.
Многие люди также склонны периодически находиться в напряжённых отношениях с родителями, другими родственниками. Противоречивые ощущения после ссор – тоже нормальное явление, если они не становятся мотивом для причинения вреда себе или кому-то другому.
Если же амбивалентное поведение выходит из-под контроля – это повод задуматься о коррекции поведения. Диагностику проводит специалист с помощью разных тестов, и он же назначает лечение. В список возможных препаратов для лечения входят: витамины, антидепрессанты, снотворное, седативные препараты, нормомитики, нейролептики, транквилизаторы ноотропы.
Название аптечного препарата, дозировку и длительность приёма может определить только врач-психиатр. Психолог и психотерапевт используют немедикаментозные способы и БАДы, в случаях, когда амбивалентность не сопутствует серьёзным психическим отклонениям.
Как проявляются амбивалентные чувства
Основные проявления двойственности – это противоположное отношение к одним и тем же людям, противоречивые мысли, идеи, противоречивые стремления по отношению к одному и тому же объекту, постоянные колебания между противоречивыми решениями.
При этом поведение человека постоянно меняется: из спокойного он может превратиться в истеричного, скандального, агрессивного – и наоборот; из осторожного и даже трусливого может превратиться в храброго и безрассудного, а потом обратно.
Двойственное состояние для пациента оборачивается стрессовыми ситуациями, причиняет ему дискомфорт, вызывает панику и неврозы.
Конкретных проявлений амбивалентного состояния множество. Наиболее ярким примером является ревность: человек испытывает по отношению к своей «второй половинке» одновременно и любовь, и ненависть, и привязанность, и злость и отторжение. Сосуществование этих чувств вызывает скандалы, нервные срывы, истерики.
Ещё пример: человек не в состоянии сделать выбор между двумя простыми вещами. Он может, к примеру, отказываться от воды, испытывая сильную жажду; может протянуть руку партнёру для пожатия и тут же её отдёрнуть.
Амбивалентное состояние неоднократно описывалось в литературе. Один из наиболее ярких примеров – мысли Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. При этом герой, стремящийся совершить преступление и одновременно боящийся это сделать, явно страдает психическим расстройством, не совсем здоров.
Социальная амбивалентность довольно сильно распространена в Турции. Это страна, разрывающаяся между «европейской» и «азиатской» идентичностью. Зачастую турки боятся сразу двух вещей: нарушить исламские религиозные предписания и, вместе с тем, показаться иностранцам верующими мусульманами.
И если турчанка носит платок на голове, то перед иностранными гостями она спешит оправдаться – мол, это не из религиозных побуждений, а это просто красиво (или удобно). Если турок отказывается есть свинину, то он спешит заверить окружающих, что это только потому, что ему не нравится её вкус.
Впрочем, многие турки уже достаточно свободно пробуют свинину и даже пытаются её готовить, также в стране много свиноферм. Причина такой двойственности кроется, в частности, в экономике страны: всё в Турции «заточено» под европейских туристов, и стремление угодить английским, немецким и русским гостям буквально во всём сталкивается с привычкой следовать традициям.
Впрочем, в той или иной степени такая двойственность свойственна и жителям других стран. Итальянцы считают себя глубоко верующими католиками, однако они же известны и как яркие жизнелюбы, любители развлечений, весёлого времяпрепровождения и шумных возлияний.
В России социальная и культурная амбивалентность подчас приводила к резким поворотам в судьбе страны. К примеру, император Александр I слыл ярым республиканцем, он намеревался установить в России республику, отречься от престола, упразднить монархию и назначить свободные выборы.
Но через некоторое время «забыл» об этих обещаниях и начал проявлять себя как жёсткий самодержавный правитель. И. В. Сталин в стране, гордящейся свержением царизма и господства православной церкви, фактически возродил царизм, да ещё и возвысил православную церковь в придачу.
При этом если в других странах сосуществование противоположных идентичностей чаще всего не приводит к конфликтам и не отражается на психике граждан, то в России амбивалентность ощущается довольно мучительно. Многие россияне не имеют личного мнения по отношению к тем или иным реалиям и полностью доверяются государственной пропаганде, моде, советам различных «экспертов» из телевизора: ведь они одновременно мечтают «хорошо жить», ностальгируют по Советскому Союзу с его дефицитом, пуританством и декларативным атеизмом и верят в Бога.
Понятие «амбивалентность» в психологии и психиатрии
Психология и психиатрия – две «сестры», поэтому многие понятия и идеи в них пересекаются. Так же произошло и с понятием амбивалентности. Оно имеется в обеих науках, но в каждой из них понимание его несколько разное.
В психологии этим словом называют сложную совокупность чувств, которую человек испытывает к чему-либо. Амбивалентность в психологии признаётся нормой, поскольку большая часть явлений, с которыми человек сталкивается в жизни, оказывает на него неоднозначное влияние и имеет неоднозначную ценность.
А вот однополярные чувства (только положительное или только отрицательное) зачастую свидетельствуют о некоем психическом расстройстве, поскольку идеализация или полное обесценивание чего-либо являются отклонениями. Чувства «нормального» человека, таким образом, чаще всего амбивалентны, но он сам может этого не осознавать.
В психиатрии и клинической психологии под амбивалентностью понимается периодическое изменение отношения человека к одному и тому же объекту. Например, некто может утром относиться к другому человеку только положительно, вечером – только отрицательно, а на следующее утро – опять только положительно. Ещё такое поведение называют «расщеплением Эго», это понятие принято в психоанализе.
Примеры амбивалентности
С амбивалентными состояниями, мыслями и переживаниями хотя бы однажды сталкивался каждый человек. Наверняка и вы можете вспомнить ситуацию из своей жизни, когда не могли сделать выбор, потому что оба варианта казались вам правильными. Чтобы лучше понять, что такое амбивалентность, рассмотрим несколько распространенных примеров.
- Ревность. Это состояние заставляет нас противоречиво относиться к любимому человеку. Мысль о том, что он может нас обманывать, вызывает злость, которая конкурирует с любовными переживаниями и другими тёплыми чувствами. Мы подавляем плохие эмоции, но негатив постепенно накапливается, приводя в какой-то момент к скандалу или нервному срыву. Именно поэтому ревность так разрушительна для отношений.
- Отношение к родителям. Если ребёнка воспитывали строгими методами, жестоко наказывая за ошибки, это формирует у него амбивалентное отношение к родителям. Повзрослев, он хочет, чтобы они гордились его успехами. Но в то же время он старается «отгородиться» от них, не пуская их в свою жизнь.
- Симпатия и отторжение. Представьте ситуацию: девушку очень привлекает парень, ей приятны его ухаживания и знаки внимания. В то же время ей не нравится (и даже»бесит» её) его безответственность или другие недостатки. Поэтому она не хочет отталкивать его, но и на отношения не соглашается.
- Отношение к приёмным родителям. Приёмные дети обычно очень боятся, что в новой семье их тоже разлюбят и бросят. Поэтому они сохраняют двойственное отношение к приёмным родителям: радуются их заботе, но не позволяют себе сильно к ним привязываться и даже отталкивают их в глубине души.
Причины возникновения амбивалентности у человека
Причины возникновения двойственности бывают самые разные, так же как и разновидности этой двойственности. У здоровых людей могут встречаться только социальная и эмоциональная двойственность. Такие расстройства появляются вследствие острых переживаний, стрессов, конфликтов в семье, на работе. Когда причина амбивалентного отношения устраняется, исчезает и сама амбивалентность.
Также двойственность возникает из-за неврастенических и истерических состояний, вследствие неуверенности в человеке или другом объекте отношения. Амбивалентность отношения к родителям имеет место у детей, поскольку эти самые близкие для него люди, которые его любят, одновременно с этим вторгаются в его личное пространство.
Амбивалентность в отношении социальных и культурных ценностей является результатом противоречивого воспитания, жизненного опыта, амбиций человека. К примеру, конформизм и покорность государственной власти порождает такие явления, как, например, сосуществование в одном и том же человеке коммунистических, монархических и либерально-демократических идей, ненависть к «навязанным американцами ценностям» и одновременная любовь к американским товарам, музыке, фильмам.
Другое дело – амбивалентность при тех или иных патологиях. Она может возникать при ряде заболеваний:
- При шизофрении и шизоидных состояниях.
- При затяжной клинической депрессии.
- Во время обсессивно-компульсивного расстройства.
- В случае биполярного аффективного расстройства.
- При различных неврозах.
Психика человека, как здорового, так и больного, является сложными и непроходимыми дебрями, разобраться в которых может только специалист. И устанавливать точные причины двойственности тоже должны специалисты – врач-психотерапевт, психиатр, клинический психолог.
Симптомы амбивалентности
Чаще всего двойственность восприятия и поведения проявляется в виде таких особенностей как:
- противоположные мысли, которые противоречат друг другу, но при этом воспринимаются как одинаково важные;
- противоречивое отношение к одному и тому же человеку;
- склонность долго колебаться, делая выбор;
- различные желания и стремления по отношению к одному и тому же объекту.
Перечисленные особенности восприятия и поведения обычно мешают человеку, доставляют ему сильный стресс и дискомфорт. Постепенно этот стресс накапливается, вызывая неврозы и другие нежелательные психоэмоциональные состояния.
Симптомы и признаки
Для ориентации в проблемной ситуации вам могут помочь признаки и симптомы амбивалентности:
Человек не может разобраться в своих мыслях и ощущениях. Сложные решения даются с трудом, и он нуждается в помощи со стороны.
Внешние проявления внутреннего конфликта:
- Игнорирование грубости, хотя она причиняет боль, бытовой садомазохизм.
- Страх перед темнотой и жгучее желание увидеть источник звуков оттуда.
- Желание взрослых детей жить с родителями, но стремление избегать их нравоучений.
- Сильная материнская любовь, которая сменяется желанием отправить ребёнка на время к родственникам или в детский лагерь.
Чем опасна амбивалентность?
До начала прошлого столетия термин амбивалентный человек использовался только в медицине. После того как на это явление обратили внимание специалисты в области человеческой психики, появилась амбивалентность в психиатрии. С их точки зрения, большинство проявлений не выходят за рамки нормы. Нет смысла в том, чтобы вести внутреннюю войну с нею. Главная задача – следить за проявлениями и интенсивностью.
Однако амбивалентное расстройство может появиться из-за провоцирующих факторов. К ним относятся:
В психиатрии амбивалентное поведение не рассматривают как отдельное явление. Амбивалентность является симптомом других заболеваний. Последствия амбивалентности в таких случаях могут значительно влиять на жизнь как самого человека, так и окружающих, а также могут быть трагическими.
Подведём итог
Итак, мы выяснили, что значение слова «амбивалентность» – это двойственность. Противоречие в мыслях, чувствах, идеях, даже мировоззрении. Не стоит поддаваться панике, если вы вдруг ощутили в себе признаки этого явления. Для человека со здоровой психикой амбивалентное поведение является нормой. Для устранения беспокойства достаточно сходить к психологу.
Тревогу нужно бить в том случае, если вы замечаете за собой или за кем-то из близких поведение, чреватое саморазрушением или причинением вреда кому-либо. В таком случае нужно обратиться к услугам специалиста или пригласить его с визитом домой.
Заключение
Амбивалентность – это двойственность чувств, переживаний или отношения к чему-либо. С таким состоянием в определенные периоды своей жизни сталкивается каждый из нас. Но иногда амбивалентность сопровождает человека всю жизнь, доставляя ему массу хлопот.