Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в сфере образования

Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в сфере образования Женщине

1- внимание

Чтобы чему-то научиться, нужно обратить внимание. Поэтому, если в процессе обучения есть элементы, которые мешают уделить максимально возможное внимание, результатом будет плохое обучение.

Например, если ваше психическое состояние не самое подходящее, потому что вы сонливы, голодны или плохо себя чувствуете, это повлияет на вашу способность приобретать знания. То же самое происходит, если есть отвлекающие элементы.

2- удержание

Чтобы учиться, нужно уметь сохранять (запоминать или запоминать) то, на что мы обратили внимание. Именно в этом процессе воображение и язык вступают в игру. Мы сохраняем увиденное в форме мысленных образов или словесных описаний. Мы должны быть в состоянии использовать их, чтобы воспроизводить их в нашем поведении.

Прогнозирование и обучение в образовании

Бандура выделяет прогнозирование как очень важный элемент при обучении детей, поскольку они очень быстро усваивают каковы последствия их поведения, умея различать их в зависимости от ситуации.

Например, иногда родители спрашивают себя, почему с некоторыми учителями дети ведут себя прекрасно, а с другими плохо? Или, например, задают себе вопрос, почему ребёнок игнорирует родителей до тех пор, пока не выведет их из себя?

Это происходит из-за прогнозов, которые делают дети. Например, если каждый раз, когда Иван сидит на месте, учитель «А» это не оценивает (не хвалит его), Иван будет делать то, что ему нравится или интересно в данный момент. Если же учитель «Б» каждый раз, когда Иван пытается встать, ругает и делает замечание о том, что нужно оставаться на своих местах, то это научит детей не только сидеть на уроке, но и также садиться сразу, как учитель начинает повышать голос.

Именно поэтому, согласно теории социального научения, преподаватель не только учит детей как нужно себя вести, но и создаёт ситуации и модели ответного поведения.

С другой стороны, ожидания людей, в данном случае детей, необязательно должны быть связаны с личным опытом. Например, если самый популярный мальчик в классе демонстирует деструктивное или проблемное поведение, многие будут ему подражать, чтобы достичь того же: популярности и внимания.

Эти знания очень полезно применять в школе, главное — делать это правильно. Что действительно эффективно, это поощрение ученика за хорошие поступки для того, чтобы он стал примером для большинства других детей. Это гораздо эффективнее, чем заострять внимание на проступках.

Сохранение

Важнейшую роль играет память. Человек должен сохранить в своей памяти новый тип поведения для того, чтобы воспроизвести его в дальнейшем.

Воспроизведение

Кроме реализации на практике определённого вида поведения человек должен быть способен воспроизвести это поведение символически. Другими словами, даже если ребёнок будет много наблюдать за игрой любимого теннисиста, он не сможет так же бить по мячу, как он, поскольку для этого нужны определённые моторные навыки. Ребёнок может воспроизводить тип движения и действия, однако для корректного вопроизведения нужны повторение и тренировка.

Кроме того, необходимы определённые когнитивные способности, чобы суметь привести в действие все механизмы. Другими словами, ребёнок должен дойти до определённого уровня когнитивного развития.

Мотивация и обучение в образовании

Альберт Бандура считает, что последствия поведения (такие, как подкрепления и наказания) играют значительную роль соответственно в усилении или ослаблении того или иного типа поведения.

Это главное в мотивации и то, на чём базируется классическое обучение. Однако разница в модели Бандуры и Скиннера заключается в том, что, согласно теории Альберта Бандуры, последствия создают ожидания, которые, в свою очередь, будут усиливать или ослаблять данный тип поведения в будущем.

Поэтому, следуя предположениям Альберта Бандуры, предполагаемые последствия контролирует поведение больше, чем реальные. Это объясняет почему ребёнок так себя ведёт, понимая, что может не достичь желаемого. Почему ребенок целыми днями пытается привлечь всеобщее внимание на уроке, хотя зачастую у него это не получается?Потому что знает, что однажды у него это уже получилось.

Люди анализируют причинно-следственные связи и делают выводы из этой информации.

Мотивация

Даже если человек запоминает наблюдаемое им поведение, для того чтобы повторить его, нужно желание это сделать. Мотивы у нас могут быть самые разные, например:

  • Полученное подкрепление/наказание: на основе теории бихевиоризма или поведенческого подхода. Когда мы уже воспроизвели какой-то тип поведение и получили за это что-то хорошее (подкрепление). Это означает, что мы снова будем повторять данный вид поведения, чтобы получить это же подкрепление.
  • Будущие подкрепления/наказания: ожидания того, что мы хотим достичь. Мы представляем последствия.
  • Викарное подкрепление/наказание: то, что получила или достигла модель, за поведением которой мы наблюдали.
Как быть Леди:  Кто такой АБЬЮЗЕР – АБЬЮЗИВНЫЕ отношения

Мышление и регулирование когнитивных процессов в образовании.

Как мы уже выяснили раньше, согласно Альберту Бандуре, в основе поведения лежит мышление. Когда ребёнок учится, важно, чтобы он выстраивал концептуальные символические представления. Иными словами, понимал контекст, поведение и задавался вопросом — почему?

Альберт Бандура считает, что если ребёнок не понимает последствия свого поведения, он не сможет обучиться правильно.

Базируясь на теории социального научения, в школе мы должны объяснять детям, зачем они учатся, чего они достигнут и каковы цели обучения. В противном случае, соласно данной теории, они будут получать знания «на автомате», не понимая, зачем им это нужно.

Кроме того, постоянное осознанное повторение того или иного вида поведения приведёт к тому, что такое поведение будет естественным для детей, и они смогут лучше сосредоточиться на учёбе.

А вы когда-нибудь слышали об этом психологе? Есть ли у вас идея, как можно использовать в учёбе его теорию? Что вы думаете о теории социального когнитивизма? Вы с ней согласны?

5- саморегулирование

Речь идет о способности, которую мы должны контролировать, регулировать и моделировать наше собственное поведение. Бандура предполагает, что есть три шага. Первое — это самонаблюдение, которое заключается в том, чтобы наблюдать за нашим поведением и подсказывать ему.

Биография

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Мундаре, небольшой северной деревне на 400 человек к востоку от Эдмонтона, столицы канадского штата Альберта, в семье украинских и польских эмигрантов[3].

После окончания средней школы в течение года работал в Уайтхорсе в Юконе, где восстанавливал Аляскинскую трассу (шоссе в штат Аляска). Там, в тундре, он получил возможность вживую наблюдать делинквентное поведение личностей.

После окончания работ поступил в Университет Британской Колумбии, который окончил со степенью бакалавра по психологии. В 1949 году Бандура переехал в США, где продолжил образование в Айовском университете, окончив его в 1951 году со степенью магистра психологии, а в 1952-м получив степень PhD по психологии. С 1953 года преподаёт в Стэнфордском университете[4].

Был профессором в Стэнфордском университете. В 1956 году по программе натурализации принял американское гражданство[5].

11 августа1969 года была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения» («Principles of Behavior Modification»). К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её как «классику цитирования».

В 1974 году Бандура избран президентом Американской психологической ассоциации[6], а также являлся Почётным президентом Канадской психологической ассоциации[en] (1999−2000)[7].

Также работал спортивным тренером[8]. В 1980 году был избран членом Американской академии искусств и наук[6].

Кто такой альберт бандура и его интерес к исследованию процесса обучения

Психолог Альберт Бандура родился в Канаде 4 декабря 1925 г. Альберт Бандура проводил психологические исследования процесса обучения, отдавая решающую роль когнитивному аспекту.

На основе этого Альберт Бандура разработал свою знаменитую теорию социального или викарного научения, также называемую теорией социального когнитивизма или концепцией научения через моделирование.

Научные труды

  • Bandura, A., & Walters, R.H. (1959). Adolescent Aggression. Ronald Press: New York.
  • Bandura, A. (1962). Social Learning through Imitation. University of Nebraska Press: Lincoln, NE.
  • Bandura, A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt, Rinehart and Winston.
  • Bandura, A. (1971). Psychological modeling: conflicting theories. Chicago: Aldine·Atherton.
  • Bandura, A. (1973). Aggression: a social learning analysis. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
  • Bandura, A. (1975). Social Learning & Personality Development. Holt, Rinehart & Winston, INC: NJ.
  • Bandura, A., & Ribes-Inesta, Emilio. (1976). Analysis of Delinquency and Aggression. Lawrence Erlbaum Associates, INC: NJ.
  • Bandura, A. (1977). Social Learning Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
  • Bandura, A. (1986). Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory  (англ.). Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.
  • Bandura, A. (1997). Self-efficacy: the exercise of control  (англ.). New York: W.H. Freeman.
  • Bandura, A. (2021). Moral Disengagement: How People Do Harm and Live with Themselves. New York, NY: Worth.

От теории к практике

Чтобы эмпирически обосновать свою теорию, Альберт Бандура провёл эксперимент с куклой «Бобо». Таким образом он попытался применить на практике теорию обучения через наблюдение (иными словами, теорию о влиянии увиденной человеком модели поведения других людей на его собственное поведение) на примере агрессивности.

Как быть Леди:  Ханахаки: что это, кто придумал, существует или нет | NUR.KZ

Целью исследований было выяснить, как влияет на детей наблюдение за сценами насилия (в дальнейшем также было проведён эксперимент для изучения влияния увиденных по телевизору агрессивных действий).

В этом видео вы сможете увидеть как проводился эксперимент. Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Примечания

  1. выгрузка данных FreebaseGoogle.
  2. Shocked Fans Ask About Albert Bandura’s Cause of Death
  3. Canadian-born psychology legend wins $200,000 prize (неопр.). Архивировано 3 сентября 2021 года.
  4. Microsoft Word – BanduraCV.doc (неопр.). Дата обращения: 30 декабря 2021. (недоступная ссылка)
  5. Энциклопедический словарь. 2009.
  6. 12Book of Members, 1780–2021: Chapter B (неопр.). American Academy of Arts and Sciences. Дата обращения: 17 мая 2021.
  7. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 октября 2021.Архивировано 24 октября 2021 года.
  8. A history of psychology in autobiography (vol IX) (англ.) / M. G. Lindzey; W. M. Runyan.
  9. Альберт Бандура на сайте Мемориального фонда Джона Саймона Гуггенхайма
  10. Barry Zimmerman. Dedication: Albert Bandura. Contemporary Educational Psychology (October 1986), 11 (4), pg. 306
  11. 2008- Albert Bandura (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 21 февраля 2021 года.
  12. Governor General Announces 95 New Appointments to the Order of Canada (неопр.) (26 декабря 2021).
  13. «Virginia Belle Bandura, Dec. 6, 1921 — Oct. 10, 2021, Stanford, California» at Lasting Memories: An online directory of obituaries and remembrances of Mid-peninsula Residents. (accessed 6 December 2021)
  14. Marquis biographies online: Profile detail, Albert Bandura (неопр.). Marquis Who’s Who. Дата обращения: 6 августа 2021.

Психолог

Меня зовут Лариса Бандура — практикующий психолог с 10-летним стажем, аккредитованный гештальт-терапевт, сертифицированный  семейный психолог, сертифицированный сексолог.

Добро пожаловать на мой сайт, посвященный психотерапии и психологическому консультированию. Здесь я представила для вас некоторые свои работы, которые позволят Вам познакомиться ближе со мной и принять решение прийти ли ко мне на консультацию или в терапию.

Семья

Ещё будучи студентом в Айове, Бандура познакомился с Вирджинией Варнс — своей будущей женой. Свадьба состоялась в 1952 году[13]. У них родились две дочери — Кэрол и Мэри[14], подарившие ему внуков Энди и Тима.

Ссылки

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Теория личности бандуры

Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в сфере образования

В течение своей карьеры Бандура сосредоточился на изучении теории личности, подходящей с поведенческой точки зрения. Бихевиоризм — это школа психологии, основанная на важности экспериментальных методов. Основное внимание уделяется анализу наблюдаемых, измеримых и управляемых переменных. Поэтому отвергает все субъективное, внутреннее и феноменологическое..

При экспериментальном методе бихевиоризма стандартной процедурой является манипулирование переменной, а затем оценка ее влияния на другую. На основании этого создается теория личности, которая указывает на то, что среда, в которой развивается человек, является причиной его поведения..

Бандура говорит, что поведение человека на самом деле вызвано окружающей средой. Но он думал, что эта идея была упрощенной для изучаемого им явления, которое было подростковой агрессией. Вот почему он расширил спектр и добавил еще один компонент. Он повторил, что среда вызывает поведение, но отметил, что было и другое действие.

По словам Бандуры, поведение также вызывает окружающую среду. И к этому он назвал «взаимный детерминизм», что означает, что поведение людей и окружающей среды (социальной, культурной, личной) взаимно обусловлены.

Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в сфере образования

Вскоре после этого Бандура вышел за пределы своего постулата и начал рассматривать личность как взаимодействие между тремя переменными. Это было уже не просто окружение и поведение, но был добавлен еще один элемент: психологические процессы человека.

Эти процессы связаны со способностью индивидуума сохранять образы в уме и с аспектами, связанными с языком. И именно тогда, с введением воображения в изучение личности, Бандура отложил строгий бихевиоризм, чтобы начать приближаться к когнитивистам. Настолько, что его обычно считают отцом когнитивного движения.

Прибавляя воображение и язык к изучению личности, Бандура начинает с гораздо более полных элементов, чем те, которые были разработаны такими бихевиористами, как Б.Ф. Скиннер. Таким образом, психолог был введен в анализ важнейших аспектов человеческой психики, таких как обучение, в частности обучение наблюдению, также известное как моделирование.

Теория социального или викарного научения альберта бандуры. процессы

Альберт Бандура выделил четыре процесса, которые задействованы в социальном или викарном научении:

Необходимо, чтобы внимание наблюдающего было сфокусировано на модели, за которой он наблюдает. Любой отвлекающий фактор прервёт задание.

Теория социального или викарного научения: обучение через наблюдение

Согласно Альберту Бандуре,  та картина действительности, на базе которой мы действуем, является результатом нашего опыта, полученного от других людей (викарный опыт).

И таким образом мы обучаемся ежедневно. У каждого из нас есть люди, являющиеся примером для подражания в различных жизненных сферах: наши родители, преподаватели, коллеги по работе, друзья, публичные люди и «звёзды», которые нас вдохновляют и т.д.

Как быть Леди:  Бихевиоризм | Психология 108

Мы повторяем поведение других людей, практически не отдавая себе в этом отчёт. Тем не менее, это не происходит автоматически. Мы выбираем модель для подражания, внимательно наблюдаем, запоминаем, оцениваем, имеет ли смысл подражать или нет и т.д.

В рамках теории викарного обучения эта оценка крайне важна. По сути, это то, что отличает теорию Альберта Бандуры от других теорий обучения, и то, из-за чего вспоследствии его теорию назовут социально-когнитивной.

С помощью нашей памяти мы мысленно воспроизводим картины поведения, которые мы наблюдали у нашего объекта для подражания. Мы также используем внутренний диалог и вспоминаем, что происходило в тот момент. Затем мы принимаем решение, хотим ли мы повторить увиденную модель поведения или нет, сделаем ли мы это идентично или внесём изменения…Мы даже можем менять эту модель в зависимости от наших целей. Тут уже вступает в игру мотивация каждого человека и его заинтересованность в данном виде поведения.

Теория социального обучения бандуры

Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в сфере образования

Альберт Бандура сосредоточил свои исследования на процессах обучения во взаимодействии между учеником и социальной средой.

По словам Бандуры, бихевиористы недооценивают социальное измерение человеческого поведения. Его схема приобретения знаний сводится к тому, что один человек влияет на другого, а во втором существуют механизмы ассоциации.

В этом процессе нет взаимодействия. Для Бандуры обучение в соответствии с бихевиоризмом это просто вопрос отправки пакетов информации от одного человека к другому.

Вот почему психолог включает социальное измерение в свою теорию обучения и называет теорию социального обучения (CAS). Это включает в себя поведенческий фактор и когнитивный фактор, два важных компонента для понимания социальных отношений.

В соответствии с теорией социального обучения, так называемые поведенческие модели обучения учатся двумя различными способами: из собственного опыта (или также называемого непосредственным обучением) и посредством наблюдения поведения у других людей (или также называемого альтернативным обучением)..

Теория Бандуры считает, что поведение других людей приобретает большое влияние не только в обучении, но и в формировании конструктов, а также в собственном поведении. Для психолога обучение под наблюдением является наиболее распространенным.

Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в сфере образования

И, согласно Бандуре, поведение, которое имеет определенную сложность, может быть изучено только двумя способами: на примере или под влиянием поведенческих моделей. Исследователь отмечает, что обучение упрощается путем введения соответствующих и правильных моделей поведения. Таким образом, человек может подражать им или чувствовать себя им.

Теория социального обучения Бандуры также известна как обучение наблюдению или моделирование, так как это было ключевым аспектом его теории. В этом обучении человек может учиться, основываясь на наблюдении за тем, что делает другой человек..

Эта модель подчеркивает, что у человека как ученика непрерывного обучения психологические процессы являются частными. Тем не менее, они происходят, в частности, из социальной.

Самым известным исследованием, с помощью которого Бандура объяснила эту теорию, был эксперимент с куклой Бобо. Для этого исследования психолог использовал видео, записанное одним из его учеников..

В этом фильме вы можете увидеть девушку, которая бьет в надувную куклу в форме яйца, которая была нарисована как клоун. Девушка безжалостно избивала его молотками и садилась на него. Он также выкрикивал агрессивные фразы и неоднократно говорил «глупый».

Бандура показал видео группе детей из детского сада, которые он нашел очень смешными. Когда сессия с видео была закончена, детей забрали в игровую комнату, где их ждала новая кукла-бобо и несколько маленьких молотков. Немедленная реакция была имитацией. Дети начали бить куклу и кричать «глупо», как девушка в видео, которое они видели.

Хотя это детское поведение не удивит ни одного из родителей или учителей, выводы послужили подтверждением чего-то важного. Дети изменили свое поведение только в процессе наблюдения, без необходимости подкрепления, направленного на выполнение указанного поведения.

На протяжении всей своей карьеры Бандура практиковал различные виды терапии, связанные с теорией личности. Одним из них была терапия самоуправления, но наиболее популярной была модельная терапия..

Это состояло в том, чтобы собрать двух человек с похожими патологиями. В процессе один из предметов был посвящен наблюдению за вторым, пока он выполнял действие, которое привело его к преодолению проблемы. Цель состоит в том, чтобы первый учился у второго путем имитации.

Шаги процесса моделирования

Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в сфере образования

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий