Агностицизм — Agnosticism — abcdef.wiki

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wiki Женщине

Во что верят агностики

Агностицизм – это не только своеобразное отношение к религии, но и общая скептическая позиция в познании, которая затрагивает разные сферы.

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wikiДавайте рассмотрим основные принципы и идеи агностиков:

Атеистический

Согласно Ричарду Докинзу , различие между агностицизмом и атеизмом громоздко и зависит от того, насколько близко к нулю человек готов оценить вероятность существования любой данной богоподобной сущности. О себе, продолжает Докинз, «я агностик только в той мере, в какой я агностик в отношении фей на дне сада».

Докинз также выделяет две категории агностиков; «Временные агностики на практике» (TAP) и «Постоянные агностики в принципе» (PAP). Он заявляет, что «агностицизм в отношении существования Бога прочно относится к категории временного или ТАР. Либо он существует, либо нет.

Бернард иддингс белл

Каноник Бернард Иддингс Белл (1886–1958), популярный культурный обозреватель, епископальный священник и автор, восхвалял необходимость агностицизма в книге «За гранью агностицизма: книга для уставших механистов» , назвав ее основой «всего разумного христианства».

Агностицизм был временным мышлением, при котором человек подвергал серьезному сомнению истины того времени, включая то, как человек верил в Бога. Его взгляд на Роберта Ингерсолла и Томаса Пейна заключался в том, что они осуждали не истинное христианство, а скорее «грубое его извращение».

Частично неправильное понимание возникло из-за незнания концепций Бога и религии. Исторически богом была любая реальная, ощутимая сила, которая управляла жизнями людей и вызывала восхищение, любовь, страх и почтение; религия была практикой этого. Древние народы поклонялись богам с настоящими аналогами, такими как Маммон (деньги и материальные вещи)

, Набу (рациональность) или Баал (ненастная погода); Белл утверждал, что современные люди все еще отдают дань уважения — своей жизнью и жизнями своих детей — этим старым богам богатства, физических аппетитов и самообожествления.

В « Немодных убеждениях» (1931) он критиковал полную веру Просвещения в человеческое чувственное восприятие , подкрепленное научными инструментами, как средство точного постижения Реальности. Во-первых, это было довольно новое нововведение западного мира, которое изобрел Аристотель, а Фома Аквинский возродил в научном сообществе.

Во-вторых, отделение «чистой» науки от человеческого опыта, проявившееся в американской индустриализации , полностью изменило окружающую среду, часто обезображивая ее, чтобы предположить ее недостаточность для человеческих потребностей.

В-третьих, из-за того, что ученые постоянно производили все больше данных — до такой степени, что ни один человек не мог охватить их все сразу, из этого следовало, что человеческий разум был неспособен достичь полного понимания Вселенной; следовательно, признание тайн ненаблюдаемой вселенной было действительно научным.

Белл считал, что есть два других способа, которыми люди могут воспринимать мир и взаимодействовать с ним. Художественный опыт — это то, как человек выражает смысл посредством речи, письма, рисования, жестов — любого вида общения, которое разделяет понимание внутренней реальности человека.

Мистический опыт заключался в том, как можно «читать» людей и гармонировать с ними, будучи тем, что мы обычно называем любовью. Таким образом, человек был ученым, художником и любовником. Не тренируя все три, человек становится «однобоким».

Белл считал гуманиста человеком, который не может по праву игнорировать другие способы познания. Однако гуманизм, как и агностицизм, также был временным и в конечном итоге приведет либо к научному материализму, либо к теизму . Он выдвигает следующий тезис:

Бертран рассел

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wiki

Бертран Рассел

Бертран Рассел (1872–1970) в 1927 году провозгласил « Почему я не христианин» — классическое утверждение агностицизма. Он призывает своих читателей «встать на ноги и смотреть на мир честно и справедливо с бесстрашным отношением и свободным умом».

В 1939 году Рассел прочитал лекцию о существовании и природе Бога , в которой охарактеризовал себя как атеиста. Он сказал:

Существование и природа Бога — это тема, из которой я могу обсудить только половину. Если по первой части вопроса приходит к отрицательному выводу, то вторая часть вопроса не возникает; и моя позиция, как вы, возможно, уже догадались, является отрицательной по этому поводу.

Однако позже в той же лекции, обсуждая современные неантропоморфные концепции Бога, Рассел заявляет:

Я думаю, что такого рода Бога нельзя опровергнуть, как, на мой взгляд, всемогущий и доброжелательный создатель.

В брошюре Рассела 1947 года «Атеист я или агностик?» (с подзаголовком «Призыв к терпимости перед лицом новых догм» ) он размышляет о проблеме того, как себя называть:

Как философ, если бы я выступал перед чисто философской аудиторией, я бы сказал, что должен называть себя агностиком, потому что я не думаю, что существует убедительный аргумент, с помощью которого можно было бы доказать, что Бога нет. С другой стороны, если я хочу произвести правильное впечатление на обычного обывателя, я думаю, мне следует сказать, что я атеист, потому что, когда я говорю, что я не могу доказать, что Бога нет, я должен добавим также, что я не могу доказать, что гомеровских богов не существует.

В его эссе 1953 года « Что такое агностик?». Рассел заявляет:

Агностик считает невозможным познать истину в таких вопросах, как Бог и будущая жизнь, которыми занимается христианство и другие религии. Или, если не невозможно, то, по крайней мере, невозможно в настоящее время.

Агностики-атеисты?

Нет. Атеист, как и христианин, считает, что мы можем знать, существует ли Бог или нет. Христианин считает, что мы можем знать, что Бог есть; атеист, которого мы знаем, нет. Агностик приостанавливает суждение, говоря, что нет достаточных оснований ни для утверждения, ни для отрицания.

Позже в эссе Рассел добавляет:

Я думаю, что если бы я услышал голос с неба, предсказывающий все, что должно было случиться со мной в течение следующих двадцати четырех часов, включая события, которые казались бы крайне маловероятными, и если бы все эти события затем произвели, я бы мог произойти. убедиться хотя бы в существовании некоего сверхчеловеческого разума.

В чем суть агностицизма

В переводе с древнегреческого слово agnostic означает “непознанный”. Агностицизм – это философская концепция, согласно которой мир не поддается полному познанию и люди не могут знать ничего достоверного о Боге или божествах, а все сверхъестественное неизвестно и непостижимо.

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wikiЕсли говорить простыми словами, то агностицизм находится где-то посередине между верой в Бога и полным неверием. Соответственно, агностик – это человек, который верит в Бога 50 на 50. Он не опровергает существование непознанного, но при этом и не пытается ничего доказать, поскольку истина, по его собственному убеждению, непостижима для человеческого сознания.

Дальнейшее чтение

  • Агностицизм . Забытые книги. С. 164–. ISBN 978-1-4400-6878-2.
  • Александр, Натан Г. «Атеист в большой шляпе: Забытая история агностицизма». Гуманист , 19 февраля 2021 года.
  • Аннан, Ноэль. Лесли Стивен: Безбожный викторианский (U of Chicago Press, 1984)
  • Cockshut, AOJ Неверующие, английская мысль, 1840–1890 (1966).
  • Докинз, Ричард. «Бедность агностицизма», в «Боге иллюзий» , «Черный лебедь», 2007 г. ( ISBN  978-0-552-77429-1 ).
  • Хаксли, Томас Х. (4 февраля 2021 г.). Место человека в природе . Courier Dover Publications. стр. 1–. ISBN 978-0-486-15134-2.
  • Юм, Дэвид (1779). Диалоги о естественной религии . Penguin Books, Limited. стр.  1 -.
  • Кант, Иммануил (28 мая 2021 г.). Критика чистого разума . Издательство Локи. ISBN 978-0-615-82576-2.
  • Кьеркегор, Серен (1985). Философские фрагменты . Religion-online.org. ISBN 978-0-691-02036-5. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 9 февраля 2021 года .
  • Лайтман, Бернард. Истоки агностицизма (1987).
  • Ройл, Эдвард. Радикалы, секуляристы и республиканцы: популярная свобода мысли в Великобритании, 1866–1915 гг. (Manchester UP, 1980).
  • Смит, Джордж Х. (1979). Атеизм — Дело против Бога (PDF) . ISBN 0-87975-124-X. Архивировано из оригинала 9 февраля 2021 года . Проверено 9 февраля 2021 года .

Демография

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wiki

Процент людей в различных европейских странах, которые сказали: «Я не верю, что существует какой-либо дух, Бог или жизненная сила». (2005)

Службы демографических исследований обычно не делают различий между различными типами нерелигиозных респондентов, поэтому агностики часто относятся к той же категории, что и атеисты или другие нерелигиозные люди.

Опрос 2021 года, опубликованный в Encyclopædia Britannica, показал, что нерелигиозные люди или агностики составляют около 9,6% населения мира. Опрос, проведенный в ноябре – декабре 2006 г. в Financial Times, дает оценки для США и пяти европейских стран.

Исследование, проведенное исследовательским центром Pew Research Center, показало, что около 16% людей в мире, третья по величине группа после христианства и ислама , не имеют религиозной принадлежности. Согласно отчету Pew Research Center за 2021 год, агностики составляли 3,3% взрослого населения США.

В исследовании религиозного ландшафта США , проведенном исследовательским центром Pew Research Center, 55% респондентов-агностиков выразили «веру в Бога или универсальный дух», тогда как 41% заявили, что, по их мнению, они чувствовали напряжение, «будучи нерелигиозным в обществе». общество, в котором большинство людей религиозны ».

По данным Австралийского статистического бюро 2021 года , 22% австралийцев «не исповедуют религию», в эту категорию входят агностики. От 64% до 65% японцев и до 81% вьетнамцев являются атеистами, агностиками или не верят в бога. Официальный опрос Европейского Союза показал, что 3% населения ЕС не уверены в своей вере в бога или духа.

Значение слова «агностицизм» в 11 словарях

(от греческого ágnōstos ≈ недоступный познанию), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины .

Позиция А. разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного), а в некоторых случаях, ≈ и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии .

Термин «агностицизм» введён английским естествоиспытателем Гексли в 1869, однако выражение позиции А. можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора , софистов , в античном скептицизме . Первоначальные формы А. возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания. Это особенно относилось к проблеме первоначальных оснований всего сущего: уже на ранних ступенях развития философии было предложено большое количество вариантов картины мироздания, каждая из которых опиралась на свой особый набор таких первоначал или на одно из них; но ни один из вариантов не обладал достаточной логической убедительностью. Осознание этого факта и породило скептицизм, а его крайней формой выступил А. ≈ принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей.

Наиболее последовательно в истории философии А. проведён в системе Юма . Утверждая, что единственным источником познания является опыт , Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке, а отсюда следовала, по его мнению, и невозможность установить адекватность между данными опыта и объективным миром. Например, понятие причинности возникает как результат многократного повторения следования одного явления за другим. Обобщая эту повторяемость, мышление делает вывод о существовании причинно-следственной связи между соответствующими явлениями. Однако в действительности, полагал Юм, такой вывод есть лишь продукт мышления. Аналогичным образом и всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

Точка зрения Юма и его предшественников явилась своеобразным выражением понимания того, что познание не есть простое копирование действительности, а является сложным процессом освоения объекта субъектом, причём в этом процессе многое определяется творческой активностью субъекта. Но если у Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его позитивного содержания. Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение « вещи в себе » (которая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Отсюда возникла его постановка вопроса об условиях познания, в том числе и условиях самого опыта. Один ряд этих условий создаётся самим объектом, другой ≈ познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте познания необходимо различать то, что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления. Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных (см. Априори ) форм чувственности и рассудка. Эти формы, будучи свойственны лишь субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т. о. непосредственно участвуют в формировании системы знания. Позицию Канта можно рассматривать как логическое завершение линии А. Показав, что чисто логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных возможностей субъекта, Кант ≈ и именно в силу свойственного ему А. ≈ фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

В некоторых направлениях и школах послекантовской буржуазной философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма . Ещё в начале 20 в. Ленин подверг критике А. махизма и эмпириокритицизма . В настоящее время одним из характерных выражений А. является гносеологическая позиция т. н. конвенционализма , согласно которой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием ≈ чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Но в действительности между различными языками описания обычно могут быть установлены достаточно жёсткие соответствия, не говоря уже о том, что различные, описания, если они соответствуют действительности, дают в принципе одинаковый результат при их практическом применении. Другой характерной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания и действительности под предлогом того, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения. Неубедительность этой позиции доказывается уже самой историей неопозитивизма, который, вопреки первоначально провозглашенным тезисам, всё более и более вовлекается в обсуждение «метафизических» проблем.

Позицию А. защищает и критический реализм . Один из главных представителей этого направления, Сантаяна , утверждает, например, что познание носит принципиально символический характер и что самое большое, на что можно надеяться, ≈ это окружить объект подходящей символикой, а затем, быть может, посредством удачного проникновения воображения (которое само по себе недостоверно), постичь сущность объекта (см. G. Santayana, Scepticism and animal faith, N. Y., 1923, p. 106 и сл.). Согласно Сантаяне, убеждение в истинности познания коренится в конечном счёте в свойственной человеку животной вере. Эта, как и все другие многообразные современные формы А., основывается на преувеличении отдельных сторон процесса познания, на игнорировании органической взаимосвязи мышления и предметно-практической деятельности.

Как быть Леди:  Что значит агностик - Значения слов

Развивая поставленную немецким классическим идеализмом проблему активной природы познания, диалектический материализм подверг последовательной критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность, «посюсторонность» мышления нельзя установить, оставаясь на точке зрения созерцательного подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувственной деятельности человека, причём сам человек должен быть понят как исторически-конкретный общественный субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и действительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики . Если общественно-историческая практика позволяет человеку всё более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать общественые отношения, развивать методы и средства мыслительной деятельности, то это значит, что познание всё более адекватно отражает действительность. Например, расшифровка генетического кода обосновывается не только и даже не столько чисто теоретическими соображениями, но прежде всего тем фактом, что она открывает путь к реальному управлению изменением природы живых организмов.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, гл. 2; Спиркин А. Г., Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966, гл. 5; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965.

Э. Г. Юдин.

Игностицизм

Смежное понятие — игностицизм , точка зрения, согласно которой необходимо дать логичное определение божества, прежде чем вопрос о существовании божества может быть осмысленно обсужден. Если выбранное определение не является последовательным, игнорирование придерживается некогнитивистской точки зрения, согласно которой существование божества бессмысленно или эмпирически непроверяемо. А. Дж.

Айер , Теодор Дрейндж и другие философы считают атеизм и агностицизм несовместимыми с игностицизмом на том основании, что атеизм и агностицизм принимают «божество существует» как значимое утверждение, которое можно аргументировать за или против.

Известные представители концепции

До того как Гексли ввел в обиход термин “агностицизм”, идеи данного понятия разрабатывались еще в XVIII веке. Среди сторонников теории были Герберт Спенсер, Уильям Гамильтон, Джордж Беркли, Дэвид Юм и другие.

Юм полагал, что познание человека основывается на его чувственном опыте, поэтому однозначные и объективные выводы о реальности сделать априори не получится.

С ним был солидарен еще один яркий представитель агностического мировоззрения – Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии. Он утверждал, что все вокруг человек познает через свои органы чувств, а значит, то, что не воздействует на людей напрямую, не может быть познано.

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wiki

Агностиками называли себя и Чарльз Дарвин, и Альберт Эйнштейн. И английского натуралиста, и немецкого физика-теоретика считали атеистами, но сами они категорически это отрицали.

Сторонники агностицизма есть и в наше время, в том числе в области науки. Так, приверженцем данного направления философии считает себя американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон. Несмотря на то, что он исследует просторы космоса, Тайсон не отрицает существование Бога и готов поверить в него, если получит весомые доказательства.

Индуистская философия

На протяжении всей истории индуизма существовала сильная традиция философских спекуляций и скептицизма.

Ригведа принимает агностический взгляд на фундаментальный вопрос о том , как были созданы Вселенная и боги. Насадия Сукта ( Гимн Творения ) в десятой главе Ригведы говорит:

Но, в конце концов, кто знает и кто может сказать,
Откуда все это произошло и как произошло творение?
Сами боги позже творения,
так что кто знает, откуда оно возникло?

Откуда все творение произошло,
Он, создал ли он это или нет,
Тот, кто наблюдает за всем этим с высочайших небес,
Он знает — или, может быть, даже не знает.

Квалифицирующий агностицизм

Шотландский философ эпохи Просвещения Дэвид Хьюм утверждал, что значимые утверждения о вселенной всегда допускают некоторую степень сомнения. Он утверждал, что склонность людей к ошибкам означает, что они не могут получить абсолютную уверенность, за исключением тривиальных случаев, когда утверждение истинно по определению (например, тавтологии, такие как «все холостяки не женаты» или «все треугольники имеют три угла»).

Критика

Агностицизм критикуют с самых разных точек зрения. Некоторые атеисты критикуют использование термина агностицизм как функционально неотличимое от атеизма; это приводит к частой критике тех, кто использует этот термин, избегая ярлыка атеиста.

Лесли уэзерхед

В 1965 году христианский богослов Лесли Уэзерхед (1893–1976) опубликовал книгу «Христианский агностик» , в которой он утверждает:

… многие провозглашающие агностики более близки к вере в истинного Бога, чем многие обычные прихожане, которые верят в несуществующее тело, которого они неверно называют Богом.

Несмотря на радикальность и неприязнь к традиционным теологам, агностицизм Уэзерхеда далек от агностицизма Хаксли и даже слабого агностицизма :

Конечно, человеческая душа всегда будет иметь силу отвергнуть Бога, поскольку выбор важен для ее природы, но я не могу поверить, что кто-то наконец сделает это.

Роберт г. ингерсолл

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wiki

Роберт Г. Ингерсолл

Роберт Г. Ингерсолл (1833–1899), юрист и политик из Иллинойса, который превратился в известного и востребованного оратора в Америке XIX века, был назван «Великим агностиком».

В лекции 1896 года под названием « Почему я агностик» Ингерсолл рассказал, почему он был агностиком:

Существует ли сверхъестественная сила — произвольный разум — восседающий на престоле Бог — верховная воля, колеблющая приливы и течения мира, — которой подчиняются все причины? Я не отрицаю. Не знаю, но не верю. Я верю, что естественное является высшим — что из бесконечной цепи нельзя потерять или разорвать звено, что нет сверхъестественной силы, которая может ответить на молитву, нет силы, которую поклонение может убедить или изменить, нет силы, которая заботится о человеке.

Я верю, что бесконечными руками Природа охватывает все — что нет никакого вмешательства — нет шанса — что за каждым событием стоят необходимые и бесчисленные причины, и что за каждым событием будут и должны быть необходимые и бесчисленные следствия.

Есть ли Бог? Я не знаю. Бессмертен человек? Я не знаю. Одно я знаю точно: ни надежда, ни страх, ни вера, ни отрицание не могут изменить факт. Это так, как есть, и будет так, как должно быть.

В заключение своей речи он просто резюмирует позицию агностика следующим образом:

Мы можем быть настолько же честными, насколько и невежественными. Если да, то на вопрос о том, что находится за горизонтом известного, мы должны сказать, что не знаем.

В 1885 году Ингерсолл объяснил свой сравнительный взгляд на агностицизм и атеизм следующим образом:

Агностик — атеист. Атеист — агностик. Агностик говорит: «Я не знаю, но я не верю, что Бог существует». Атеист говорит то же самое.

Теистический

Теистические критики утверждают, что агностицизм невозможен на практике, поскольку человек может жить только так, как если бы Бога не было ( etsi deus non-daretur ), или как если бы Бог действительно существовал ( etsi deus daretur ).

Томас генри хаксли

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wiki

Томас Генри Хаксли

Агностические взгляды так же стары, как философский скептицизм , но термины агностик и агностицизм были созданы Хаксли (1825–1895), чтобы обобщить его мысли о современных разработках метафизики относительно «безусловного» ( Уильям Гамильтон ) и «непознаваемого» ( Герберт).

Уильям стюарт росс

Уильям Стюарт Росс (1844–1906) писал под именем Саладин. Он был связан с викторианскими вольнодумцами и организацией Британский светский союз. Он редактировал « Секулярное обозрение» 1882 г .; он был переименован в Agnostic Journal and Eclectic Review и закрыт в 1907 году. Росс выступал за агностицизм в противовес атеизму Чарльза Брэдло как к открытому духовному исследованию.

Как быть Леди:  Уволилась Не могу жить, как жалею - Вопрос психологу - 03 Онлайн

В книге «Почему я агностик» (около 1889 г.) он утверждает, что агностицизм — это «полная противоположность атеизму».

Христианин

По словам Папы Бенедикта XVI , сильный агностицизм, в частности, противоречит сам себе в утверждении силы разума знать научную истину . Он винит исключение рассуждений из религии и этики в опасных патологиях, таких как преступления против человечности и экологические катастрофы.

«Агностицизм, — сказал Бенедикт, — всегда является результатом отказа от того знания, которое фактически предлагается человеку … Познание Бога существовало всегда». Он утверждал, что агностицизм — это выбор комфорта, гордости, власти и полезности над истиной, и ему противостоят следующие установки: острая самокритика, смиренное выслушивание всего сущего, настойчивое терпение и самокоррекция человека. научный метод , готовность очиститься истиной.

Католическая церковь видит заслугу в изучении того, что он называет «частичную агностицизм», в частности те системы , которые «не направлены на построение полного философии непознаваемым, но исключая специальные виды истины, в частности религиозной, из области знаний».

Однако Церковь исторически противостоит полному отрицанию способности человеческого разума познать Бога. Совет Ватикана заявляет, «Бог, начало и конец всего, может естественным светом человеческого разума, известно с достоверностью от работ по созданию».

Блез Паскаль утверждал, что даже если бы на самом деле не было доказательств существования Бога, агностики должны учитывать то, что теперь известно как пари Паскаля : бесконечное ожидаемое значение признания Бога всегда больше, чем конечное ожидаемое значение непризнания его существования, и, таким образом, оно более безопасная ставка на выбор Бога.

Чарльз дарвин

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wiki

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин (1809–1882) вырос в религиозной среде и учился на англиканского священника. В конце концов, сомневаясь в некоторых аспектах своей веры, Дарвин продолжал помогать в церковных делах, даже избегая посещения церкви.

Дарвин заявил, что «абсурдно сомневаться в том, что человек может быть ярым теистом и эволюционистом». Несмотря на то, что он сдерживал свои религиозные взгляды, в 1879 году он написал, что «я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Бога. — Я думаю, что в целом … агностик был бы наиболее правильным описанием моего состояния. разум.»

Чем отличается агностик от атеиста

Многие путают два этих понятия. Даже некоторые священнослужители считают агностиков атеистами, но это неверно. Поэтому предлагаем разобраться.

Различия:

  1. Атеист категорически отрицает существование Бога, а агностик лишь сомневается, но допускает такую вероятность.
  2. Атеисты – это материалисты в чистом виде. Для них материя всегда первична, а сознание и воля вторичны. Среди агностиков много идеалистов, т. е. людей, для которых идея первична, а материя в сфере бытия является вторичной.
  3. Сознание атеиста закрытое, а у агностика оно открытое. Агностик может легко менять свою точку зрения, если ему попадутся какие-либо доказательства, опровергающие его первоначальную позицию. Он открыт всему новому. Атеист на протяжении всей жизни стойко придерживается своей убежденности.

У агностиков и атеистов есть сходство – отсутствие веры как врожденного явления. Иными словами, никто из нас не рождается верующим. Мы с самого начала либо атеисты, либо агностики. Уже позже семья и общество прививают нам взгляды и мы решаем, какую “сторону” принять. Кроме того, и агностики, и атеисты – люди мыслящие. Они умеют анализировать происхождение тех или иных вещей или явлений.

Агностицизм - Agnosticism - abcdef.wikiЧасто агностики – это бывшие теисты, т. е. верующие, которые усомнились в существовании божественного. Кто-то перешел на “другую сторону” по причине тяжелой утраты, кто-то просил у Бога помощи и не дождался ее.

Этимология

Агностик (от древнегреческого ἀ- (a-)  «без» и γνῶσις (gnōsis)  «знание») был использован Томасом Генри Хаксли в речи на собрании Метафизического общества в 1869 году для описания своей философии, которая отвергает все претензии на духовное или мистическое знание.

Ранние христианские церковные лидеры использовали греческое слово гнозис (знание) , чтобы описать «духовное знание». Агностицизм не следует путать с религиозными взглядами, противостоящими, в частности, древнему религиозному движению гностицизма ;

Термин агностик также связан с санскритским словом Ajñasi, которое буквально переводится как «не познаваемый», и относится к древнеиндийской философской школе Ajñana , которая предполагает, что невозможно получить знание метафизической природы или установить истинную ценность философского предложения; и даже если бы знание было возможно, оно бесполезно и невыгодно для окончательного спасения.

В последние годы в научной литературе, посвященной нейробиологии и психологии, это слово использовалось в значении «не познаваемый». В технической и маркетинговой литературе термин «агностик» может также означать независимость от некоторых параметров, например, «платформенно-независимый» (относится к кроссплатформенному программному обеспечению ) или « аппаратно-независимый ».

Юм, кант и кьеркегор

Аристотель ,
Ансельм ,
Фома Аквинский ,
Декарт и Гедель
представили аргументы, пытаясь рационально доказать существование Бога. Скептически эмпиризм Дэвид Юма , в антиномии из Иммануила Канта и экзистенциальная философия Серен Кьеркегор убедили многие более поздние философов отказаться от этих попыток, считая , что невозможно построить любое неприступное доказательство существования или несуществования Бога.

В своей книге 1844 года « Философские фрагменты» Кьеркегор пишет:

Назовем это неизвестным чем-то: Богом. Это не что иное, как имя, которое мы ему даем. Идея продемонстрировать, что это неизвестное нечто (Бог) существует, вряд ли могла прийти в голову Разуму. Ведь если бога не существует, конечно, это было бы невозможно доказать; и если он действительно существует, было бы глупо пытаться это сделать. Ибо с самого начала, в начале моего доказательства, я бы предположил его не как сомнительный, а как определенный (предположение никогда не вызывает сомнений по той самой причине, что оно является предпосылкой), так как иначе я не стал бы начинать, легко понимая что все было бы невозможно, если бы он не существовал. Но если, когда я говорю о доказательстве существования Бога, я имею в виду, что предлагаю доказать, что Неизвестное, которое существует, есть Бог, то я, к сожалению, выражаюсь. Ибо в этом случае я ничего не доказываю, в особенности существование, а просто развиваю содержание концепции.

Юм был любимым философом Хаксли, называя его «принцем агностиков». Дидро написал своей любовнице, рассказывая о визите Юма к барону Д’Хольбаху и описывая, как слова для обозначения положения, которое Хаксли позже охарактеризовал как агностицизм, похоже, не существовало или, по крайней мере, не было общеизвестным. в то время.

Заключение

Мы с вами разобрали значение слова агностик. Это человек, который считает, что мир непознаваем в полной мере, но в то же время готов поверить во что-то сверхъестественное, если получит весомые доказательства. Фраза “Я знаю лишь то, что ничего не знаю” неплохо вписывается в данную концепцию.

Бернард Шоу как-то сказал, что агностик – это самый обыкновенный атеист, у которого просто не хватает сил признаться в своих взглядах.

Лично нам больше импонирует открытое сознание, которое готово принять новое и непознанное. Люди долгое время верили в плоскую Землю, а мореплаватели, которые рассказывали, что в море есть край, откуда вода льется далеко вниз, только подтверждали это убеждение. Со временем были найдены доказательства шарообразности планеты и предыдущее “знание” было разрушено.

Такая же история приключилась и с материей. Никто не сомневался в том, что все в мире состоит из атомов. Но позже ученым удалось доказать, что есть еще более мелкие частицы: электроны, протоны и нейтроны.

Получается, что убеждения могут меняться до бесконечности. Это лишь вопрос времени и технического прогресса.

А к какой категории относите себя вы?

До скорого!

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий