- Абстракция – что это в психологии?
- Почему абстрактное мышление так важно
- Абстрактность (абстрактное мышление)
- В каких случаях наблюдается нарушение нормальных когнитивных способностей и можно ли это исправить
- Виды абстракции
- Виды абстракций
- Задачи
- Как можно развить абстрактное мышление
- Как развить?
- Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры
- Какой может быть абстракция? примеры в жизни
- Можно ли развить абстрактное мышление, каким образом и сколько времени на это уйдет
- От общества
- От ситуации
- Понятие
- Примеры
- Формы
- Характерные черты абстрактного мышления
- Умозаключение
Абстракция – что это в психологии?
Абстракция – это такой процесс познания, при котором происходит отвлечение от несущественных свойств, параметров, связей явлений или предметов с целью выявить их более важные обобщающие закономерности.
Иными словами, это обобщение, которое можно сделать над предметами или явлениями, процессами, отвлекаясь от некоторых их свойств.
С абстракцией связаны следующие понятия:
- Абстрактная логика. Она отражает способность человека рассуждать, мыслить, строить высказывания, оперируя не конкретными данными, а понятиями.
- Абстрактные образы – это образы, не соответствующие какому-либо реальному предмету.
- Абстрактные умозаключения – мысль, которая была сформирована на основе нескольких суждений о чем-либо.
Об основных положениях и идеях гештальтпсихологии читайте здесь.
Почему абстрактное мышление так важно
Человек, активно использующий абстрактное мышление в своей жизни, способен хорошо представить сложные идеи, разработать их, он читает невербальные подсказки тела для того, чтобы оценить текущую ситуацию. Те, у кого развиты навыки абстрактного мышления, могут принимать более обоснованные решения, опираясь на возможности, которые выходят за рамки конкретики.
Абстрактное мышление помогает лучше ориентироваться в жизни. А если одновременно прибегать и к абстрактному, и к конкретному мышлению, это даст тебе более широкое представление о любой ситуации. Понимание общей картины и проработка возможных событий поможет тебе принимать лучшие решения и предотвращать негативные последствия какого-либо совершённого действия.
Абстрактность (абстрактное мышление)
Абстрактность как качество личности – склонность мыслить отвлечённо, в отстранении от конкретной, реальной действительности; мысленно оставлять что-либо в стороне, намеренно не принимать во внимание; прибегать к отвлечённым рассуждениям, представлениям, понятиям, спорам.
Встречает мастер своего университетского преподавателя лет через восемь после окончания вуза, разговорились, вспомнили время былое. Профессор спрашивает: — Вот я вам читал три года высшую математику, скажи, в жизни тебе мои знания когда-нибудь пригодились? Студент, подумав:- А ведь был один случай.- Очень интересно, расскажите, я его буду на лекциях рассказывать, что высшая математика не такая абстрактная наука и в жизни бывает нужна.- Шел я как-то по улице, и мне шляпу ветром в лужу сдуло. Так я взял кусок проволоки, загнул его в форме интеграла и шляпу достал!
Все нации эгоистичны, примитивны и мыслят очень простыми категориями: немцев беспокоит, в каком магазине продается самая вкусная колбаса; француз думает, кого бы ещё полюбить; русский — что бы ещё спереть… И только американцы мыслят абстрактными категориями в масштабах всего человечества: их волнует, кого бы ещё отдемократить, кого бы ещё по уши задемократизировать, на кого бы кинуть демократичную атомную бомбу.
Познание без абстрагирования хромоного. Мир не понять без восхождения от живого созерцания, кажущейся случайной, груды фактов к абстрактному мышлению и от него к практическому воплощению нового знания. Абстракция, выделенная, как грамм радия из тонн урановой руды, позволяет по-новому увидеть полнокровную конкретность действительности.
Например, мы хотим найти основную причину всех войн. В истории человечества было множество войн. Поверхностному, верхоглядному уму видны лишь поводы для развязывания войн. Так, первая мировая война произошла якобы из-за Сараевского убийства 28 июня 1914 года австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда девятнадцатилетним сербским студентом Гаврилой Принципом, который являлся членом тайной организации «Млада Босна», борющейся за объединение всех южнославянских народов в одном государстве.
В 1325 г. между итальянскими городами Болонья и Модена началась война. Ее причиной стало обыкновенное ведро. Дело было так: в Модену сбежал один болонский кавалерист, присвоивший казенное ведро, из которого поил своего боевого коня. Представители Болоньи заявили, что на дезертира им наплевать, а вот ведро они хотели бы получить обратно, т.к. это городская собственность. Моденцы проигнорировали требования болонцев, и в результате между городами началась полноценная война. Длилась она 22 года, в результате погибло несколько тысяч человек. Кстати, злополучную емкость Болонья так себе и не вернула, ибо проиграла войну.
В первой половине XVIII в. Великобритания и Испания соперничали за островные территории в Карибском море. Британцы искали повод для войны, чтобы отнять испанские владения, и благополучно его нашли: в 1738 г. английский матрос Боб Дженкинс пожаловался парламенту страны на испанского капитана, который отрубил ему ухо за какую-то провинность. В доказательство своих слов Дженкинс показал свое ухо, которое хранил целых семь лет после окончания службы на испанском корабле, надеясь, что его как-нибудь пришьют. Парламент тут же решил объявить войну Испании за оскорбление британского подданного, хоть оно и было нанесено семь лет назад. В итоге англо-испанская война 1799-1742 гг. вошла в историю как «война за ухо Дженкинса». В ней не было победителя: обе стороны остались «при своих».
Абстрактность предлагает отбросить всё наносное, отвлекающее и выделить из него единую для всех сущность. Все войны имеют своей причиной зависть. Зависть и есть найденная нами абстракция, От неё можно идти к практике. То есть брать для анализа любую происходящую войну и находить в ней зависть. Тогда всё сразу станет ясно: кто кому завидовал.
Словом, абстрагирование для познания – вещь необходимая и незаменимая. Совсем иное звучание абстрактность имеет, когда в ней нет практичности, приземленности, когда она оторвана от живой жизни, отстранена от реальной действительности. Человек с проявленной абстрактностью начинает умничать, то есть прибегает к пустому жонглированию абстракциями, начинает рассуждать и спорить отвлечённо. На жонглирование абстракциями, которое демонстрирует сильный разум, скудный разум смотрит, как на феерическое чудо.
Невежественная абстрактность – сестра пустого теоретизирования. Теоретизирование – мастер бесполезных теоретических построений. Теоретизирование – инвалид абстрактного мышления. Не уважая факты, оно пренебрегает живым созерцанием действительности. Поэтому не может абстрагироваться от случайных, наносных, не сущностных сторон того или иного явления.
Поэт Александр Блок писал: «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен». Теоретизирование живет в мире надуманных абстракций, которые вышли не из анализа фактов, а из хаотичной игры ума с его болтовней и подчинением чувствам.
Путь познания идет, как известно, «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Когда отсутствует истинное желание подключить разум к анализу фактов, абстракции выглядят ощипанными и нежизнеспособными, им нечего делать на практике. Они не могут объяснить действительность через призму абстракций. Например, глядя глазами теоретизирования на безграничный мир товаров, можно сделать банальные выводы, далекие от реалий жизни. Однако в обилии товарной массы у каждого товара можно обнаружить два свойства – наличие стоимости и потребительной стоимости. Дальнейшее абстрагирование выведет на понятия абстрактного и конкретного труда. С высот абстракций товарная масса становится понятной. Теперь можно взять любой товар и разложить его «по полочкам».
Что такое абстрактное понятие? — спрашивает учитель. — Не знаю…- Тогда слушай. Это то, что нельзя потрогать, но можно подумать о нем. Сможешь теперь привести пример? — Да, раскалённое железо.
Петр Ковалев 2021 год
Другие статьи автора: https://tiledi.ru/karta-statej/
В каких случаях наблюдается нарушение нормальных когнитивных способностей и можно ли это исправить
Абстрактное мышление является типичной чертой человеческой личности, психики. Оно развивается не в один момент. Требуется некоторое время. Обычно в полной мере способности формируются к подростковому возрасту, возможны варианты с задержкой развития или его ранним складыванием.
Нарушение абстрактного мышления может быть результатом врожденных патологий генетического профиля, центральной нервной системы. К ним относят олигофрению в разных видах, синдром Дауна. Это основные диагнозы. Есть и прочие. Их объединяет выражено слабоумие, отсутствие способности к логическому мышлению.
Почти в 100% случаев страдают и прочие формы умственной активности. Наблюдается падение коэффициента интеллекта до критически низких отметок. При легкой степени олигофрении, дебильности, есть возможность совершения простых операций. При достаточной компенсации изменения минимальные.
Абстрактное отвлеченное мышление является мишенью при шизофрении. Особенно злокачественной или длительно существующей. Интеллект формально остается на нормальном уровне, но пациент не в силах пользоваться инструментарием, потому начинается подобие слабоумия.
Это разновидность дефекта, так называемая негативная симптоматика. Обычно такие состояние не подлежат обратному развитию или какой-либо коррекции. Однако же, современные психотропные средства имеют свойство бороться с негативными проявлениями патологического процесса.
Есть диагнозы, при которых нарушения имеют временный характер. Хотя могут быть существенно выражены. К таковым относят, например, депрессивные состояния, маниакально-депрессивные психозы, реактивные психозы.
Скорость абстрактного мышления падает при применении алкоголя, приеме наркотиков. Или же умственные способности серьезно ослабевают.
Вариантов может быть несколько. Вопрос диагностики — это уже не сфера психологии. Задача решается психиатрами, психотерапевтами, в некоторых случаях неврологами в тандеме со специалистами по психическому здоровью.
Справиться с этими проблемами можно не всегда. Все зависит от диагноза. Наиболее качественно коррекция проводится при устранении депрессий, алкогольных нарушений, последствий приема наркотиков.
Виды абстракции
Как это ни парадоксально, но этой категории присущи как четкая классификация по цели, так и весьма обширный и размытый перечень условных типов.
В соответствии с целью абстракция бывает:
- содержательной;
- формальной.
Содержательная форма подразумевает выделение частного через общее. То есть, вспоминая упомянутый выше пример, если при взгляде на небо в голову приходит слово «туча», то это содержательная абстракция.
Формальная же выделяет те элементы, которые сами по себе не существуют, например цвет. Формальная абстракция является основой в усвоении и передаче описаний внешних свойств, а также служит базой для теоретических размышлений.
К основным видам или же типам этой категории относятся:
- чувственная примитивная;
- обобщающая;
- идеализирующая;
- изолирующая;
- конструктивизирующая.
Отдельно учеными выделяется так называемая абстракция актуальной бесконечности. Выделяется она потому, что примеры абстракции основных типов можно найти в повседневной жизни, а вот наблюдать этот вид невозможно. То есть данная философская категория – это полностью теоретическое понятие.
В чем его суть? В том, чтобы мысленно отвлечься от аксиомы о том, что нельзя зафиксировать каждый из компонентов бесконечного множества. И тогда это множество станет конечным. Эта философская теория хоть и напоминает утопию, весьма серьезно рассматривается математиками.
Виды абстракций
Классификация видов абстракции основана на целях осуществления этой операции:
- Изолирующая абстракция. Конкретное явление выделяется из общего фона и изучается. Например, на столе лежит апельсин. Человек выделяет из него два признака: оранжевый цвет и сладко-кислый вкус. Такой абстракт (это конструкт, образующийся в процессе абстракции) позволяет в дальнейшем сравнить его, например, с мандаринами.
- Обобщающая абстракция необходима для получения общего образа, например, создания теоретической или эмпирической модели исследования. Пример – математические уравнения, которые решаются в целом, без дробления на составляющие.
- Идеализация нужна для составления идеальной картины изучаемого явления для достижения определенных исследовательских или практических целей.
Цель абстракции для совершения определенного класса мыслительных операций может различаться, но она всегда связана с конкретной задачей и ее вписыванием в более широкий контекст познавательной деятельности.
Задачи
Задачи на абстрактное мышление:
- Придумывание оксюморонов. Следует придумать несколько фраз, в которых слова будут противоположными по смыслу – например, черный снег, холодный огонь, яркая тьма.
- Обратное чтение. Для этого упражнения требуется прочесть художественную книгу по главам в обратной последовательности, пытаясь определить, чем именно началось повествование в книге, что предшествовало тому или иному событию.
Это достаточно тяжелое упражнение, поэтому лучше всего брать произведения с простым сюжетом.
- Функции предметов. Следует придумать максимально возможное количество способов применения той или иной вещи – например, на листе бумаги можно написать письмо, сделать из него конверт, разжечь с его помощью костер и т. п.
- Анализ общения. Вечером нужно представить людей, с которыми вы общались в дневное время, при этом вспоминая не только содержание разговора, но и тон, позу собеседника и его жесты, выражение лица, окружающую обстановку – и воспроизвести диалог в памяти максимально детально.
- Начальная буква. Следует написать любую букву на листе бумаги и за определенный временной промежуток попытаться вспомнить максимальное количество слов, начинающихся на эту букву.
Как можно развить абстрактное мышление
Даже если ты никогда не задумывался о том, что это такое, хотя бы раз в жизни ты точно к нему прибегал. Существует много способов использовать абстрактное мышление таким образом, чтобы развить его.
Подумай о концепции предмета или явления
Каждый раз, когда ты представляешь себе неконкретные ситуации, — это уже работа абстрактного мышления. Такие понятия, как любовь, уважение, поддержка, означают всё, у чего нет конкретной физической формы. Это те концепции, которые требуют абстрактного мышления.
К примеру, Статуя Свободы — это конкретная концепция. А свобода, правосудие и демократия — абстрактные концепции, которые напрямую связаны с конкретным предметом. Ещё один пример: твоя собака — это конкретный объект, а твои размышления о ваших взаимоотношениях, её развитии, заботе являются абстрактными мыслями.
Игра в ассоциации
Такой способ является одним из самых простых и привычных нам. Ты можешь подумать о том, какие ассоциации ты испытываешь при мысли о том или ином предмете, человеке, явлении, понятии. Мысленно сравнить, на что похожи облака, машины, созданные человеком роботы-пылесосы. Представить, на что похожи звуки и мелодии, провести параллель с каким-нибудь фильмом или книгой.
Если ты будешь выполнять это упражнение часто, то довольно скоро ты заметишь, как лучше стал воспринимать окружающий тебя мир, усваивать информацию и устанавливать причинно-следственные связи.
Развивай креативность
Ещё одним хорошим упражнением является следующее. Закрой глаза и подумай о тех, с кем ты общался за день или как-то контактировал. Вспомни в деталях их одежду, особенности речи, жестикуляцию, эмоции, отражённые на лице. Также постарайся вспомнить свои личные ощущения во время общения с этими людьми, переживания, состояние. Попробуй создать в голове их образы.
По такой же схеме ты можешь работать с образами эмоций, которые не привязаны к конкретными объектами. Или попробовать представить образ какой-либо идеи, термина или понятия. Отследи свои ассоциации и ощущения, свяжи их с символами представляемого.
Используй метафоры и аналогии
Всё время задавай вопросы
Чем чаще ты будешь задумываться о том, что происходит вокруг и внутри тебя, тем лучше будет развито твоё абстрактное мышление. Постоянно спрашивай «Почему?»: «Почему в этом проекте должны быть именно эти задания?», «Почему эта вещь должна работать именно таким образом?», «Почему человеку необходимо сделать это?»
Если вопросы, начинающиеся с «почему», не дают ответы, попробуй перефразировать их: «Что должно быть в результате моей деятельности?», «Могу ли я упростить эту проблему и как?», «Кому может это пригодиться?» Продолжай задавать себе вопросы, и ты сможешь увидеть общую картину проблемы, а не только её саму.
Как развить?
Применение ребенком абстрактного мышления начинается еще в дошкольном возрасте.
Как правило, это совпадает с тем временем, когда он начинает говорить.
Он сравнивает свои игрушки, находит отличия одного вида животных от других, учится писать и считать.
В школьный период уверенно мыслить абстрактно уже является необходимостью, так как появляются такие предметы, как математика, физика.
При этом, чем больше внимания было уделено развитию абстракции в детстве, тем более легко человек использует данный тип мышления и во взрослом возрасте.
Развитое абстрактное мышление дает человеку следующие преимущества:
- Отражение мира без потребности контакта с реальными предметами. Человек может оперировать с какими-либо данными без необходимости использовать органы чувств.
- Обобщение явлений. Это дает возможность более эффективно получать и использовать собственные знания в различных ситуациях. Человек получает какую-либо информацию, обобщает ее с уже имеющимися знаниями и впоследствии лучше ее запоминает и извлекает из памяти.
- Четкое изложение мыслей. Мыслительные процессы могут протекать даже без внутреннего диалога, однако конечное суждение легко преобразовывается в речь.
Хотя большое значение имеет развитие абстрактного мышления в детстве, даже взрослому человеку возможно натренировать его, выполняя определенные упражнения.
Важно, чтобы они имели систематический характер – только постоянные занятия могут привести к ощутимым результатам.
Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры
Формальные методы используют три основных способа мыслительной активности. Однако этим все не исчерпывается. Чтобы получить более глубокие знания о предмете исследования используется масса вспомогательных инструментов.
Анализ
Процесс умозрительного разделения целого объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от применяемого подвида, далее возможно исследование каждого отдельного компонента или выделение наиболее значимых черт. В качестве примера первого – понятие преступления в праве.
Включает в себя объективную и субъективную стороны, объект и субъект. Возможно разделение вполне реального объекта при анализе, физическое отделение частей. При исследовании механизмов, человеческих органов, тканей в рамках анатомии, патанатомии и т. д.
Если говорить о втором подвиде, типичнейший пример — это разработка определения понятия, выведение дефиниции. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, разумен, обладает способностью к мышлению и речи и т. д.
Синтез
Обратное анализу явление. Процесс объединения составных частей в целое. Особенно активно используется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при проведении диагностики и составлении единой клинической картины (далее выдвигаются гипотезы относительно заболевания). Мыслительные операции тесно соприкасаются с повседневной жизнью.
Систематизация (или классификация)
Распределение группы понятий или реальных объектов по классам. Имеет формальное основание — то есть та черта, по которой проводится разграничение. Пример – геометрические фигуры. Критерий — количество углов. Отсутствуют — овалы, эллипсы, круги. Три — треугольник.
Сравнение или компаративистский анализ
Заключается в сравнении двух структур, предметов. В выявлении схожих черт, различий. Имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурдно и не принесет никаких новых знаний, поскольку суть и так хорошо понятна.
Конкретизация
Или же дедуктивный метод. Основан на переходе от общего знания к частному случаю существования такого же явления. Если брать пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. Следовательно, в Украине летом жарко. По сути это разновидность умозаключения.
Индукция
Есть и обратное явление. Когда от частного знания проводится движение к общему знанию. Тут справедливо будет привести такой вариант. В Украине летом жарко. Украина — часть Европы. Следовательно, в странах Европы летом жарко. Тут возникает большая проблема.
Если дедуктивные умозаключения в большинстве своем истинны, то индуктивные могут быть с большой вероятностью ложными. Поскольку нарушается закон достаточного основания. Обобщения проводятся с большой осторожностью, и требует подтверждения эмпирическими методами.
Аналогия
Переведение свойств одного объекта на другой. Такой перенос также требует осторожного подхода, поскольку не всегда имеет место истина. Однако, это смелая методика, она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи. Применяется не только в научной деятельности, но и в прикладных сферах.
Указанные инструменты при правильном применении дают множество информации. Позволяют добиться качественных результатов в исследованиях и практической деятельности. Сферы могут быть самими разными. Формы абстрактного мышления в таком контексте также выступают инструментами, только более общими.
При анализе становится понятна разница между абстрактным и конкретным мышлением. Если первое имеет дело с логическими конструкциями и следует четким законам, второе стихийно и основывается на опыте, работе с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя и логическая разновидность может иметь дело с конкретными предметами, если они имеют значение в рамках ситуации).
Какой может быть абстракция? примеры в жизни
Как правило, категория воспринимается лишь как часть каких-либо пространных диалогов. На самом же деле каждый человек прибегает к ней ежедневно и не по одному разу.
Самым простым примером является ход мыслей, возникающий при взгляде на небо. Каждый современный человек знает о том, что над его головой находится атмосфера, представляющая собой несколько чередующихся слоев. Известно всем и о том, что состоит она из углекислого газа, кислорода и азота.
Но что возникает в голове при взгляде вверх? Просто слово «небо». Это пример естественной абстракции, не требующей специальных усилий. При этом в мозгу происходит отвлечение от известных смотрящему в небо человеку, но в данный момент времени ненужных подробностей и деталей. То есть нужный элемент определяется и вычленяется путем обобщения.
Если же при взгляде вверх возникает в мыслях слово «тучи», то это уже более сложная абстракция. В ней задействуется не только обобщение, но и выделение конкретного, важного элемента. Однако она тоже является естественной, не требующей специального усилия.
Примеры абстракции сознательной люди в повседневной жизни тоже видят достаточно часто. В любом разговоре, в котором для объяснения чего-либо рассказчик прибегает к отвлеченным аналогиям, задействована эта категория. То есть если человек приводит в пример случай из жизни, поясняя им то, что хочет сказать, он прибегает к абстракции и делает это сознательно.
Можно ли развить абстрактное мышление, каким образом и сколько времени на это уйдет
Как развить абстрактное мышление и вообще можно ли это сделать? Да, можно. Методики существуют. Однако, это не быстрый процесс. По разным оценкам, потребуется от нескольких месяцев до года, чтобы добиться качественного результата. Развить у взрослых людей такие способности проще всего.
- Устные упражнения. Рассуждения на конкретные темы с выводами и прочие. Позволяют развить еще и вербальный стиль мыслительной активности.
- Решение логических задач. Как можно больше. Желательно с постепенным повышением сложности и четким описанием хода размышлений. Догадки и простые совпадения должны быть исключены.
- Написание эссе по определенным темам. С высказыванием доводов за, против, собственной позиции и выводами по вопросу. Это позволяет развить не только абстрактное, но и критическое мышление.
От общества
Длительное пребывание в одном и том же обществе может негативно сказываться на человеке как на личности – постепенно в его жизнь входят социальные нормы этого общества, шаблоны мышления и восприятие тех или иных ситуаций. Это уменьшает гибкость поведения и реагирования в различных ситуациях.
Для того, чтобы абстрагироваться от общества, попробуйте дольше оставаться в одиночестве. При этом постарайтесь не вспоминать ваше окружение. Сконцентрируйте внимание на ваших собственных желаниях.
Выберите то занятие, которое вам больше по душе – прогулка по лесу, собирание грибов, рыбалка, медитация, чтение книги – такое, которое не требует присутствия рядом другого человека.
Смените род деятельности – новые впечатления заставят вас отвлечься от привычных шаблонов и переключиться на ваше собственное восприятие.
От ситуации
В затруднительных ситуациях ваши мысли могут путаться, а эмоции мешать принятию рассудительного хладнокровного решения.
В таких случаях нужно сосредоточиться на дыхании и сосчитать, например, до десяти.
Верная оценка может прийти только со временем.
Также попытайтесь представить себе, что вы находитесь вдали от данного места, или что ситуация происходит с другим человеком. Попробуйте откинуть незначительные отвлекающие детали, сконцентрировав внимание на самых важных вопросах.
Помочь научиться абстрагироваться может привычка планировать свои дела заранее, четкая постановка цели и следование ей.
В любой ситуации пытайтесь выделить важные и второстепенные моменты – возможно, для этого сначала придется проанализировать несколько случаев и выписать выводы в блокнот. Учитесь последовательности – не стремитесь выполнить несколько дел одновременно.
Абстрактное мышление используется нами во многих жизненных ситуациях, поэтому нельзя игнорировать умение быстро и правильно мыслить абстрактно.
Примите за должное, что мыслительные процессы сходны со спортивными физическими упражнениями – регулярные занятия помогут вам значительно развить ваши способности.
Понятие
Наиболее универсальная категория. Посредством понятийного аппарата человек имеет возможность определить любое явление, любой объект, процесс, все предметы окружающего мира во всем многообразии. Понятие отражает наиболее существенные признаки описываемой структуры, потому акцентирует внимание на отличительных чертах.
Это позволяет отграничить объекты друг от друга. Например, понятно, почему яблоко — это яблоко, а не арбуз, а автомобиль — не холодильник. Понятие разнятся по объему, наглядно их можно представить в виде кругов Эйлера. Есть несколько типов соотношений объемов в рамках определения понятийного аппарата:
- Одно понятие включает в себя другое. Например, фрукты, персики. Первая категория будет более общей по сравнению с другой. Потому она изображается в форме круга, заключающего в себя второй круг. И таких кругов может быть множество, поскольку помимо персиков можно формализовать понятия прочих фруктов.
- Понятия частично совпадают. Это скорее контекстуальные ситуации. Например, когда определены предметы, имеющие специфические черты и одновременно в чем-то схожие. Как вариант. Студенты, играющие в шахматы и студенты, играющие в футбол. Совпадение в понятиях будет в части студентов, играющих одновременно в шахматы и в футбол.
- Полное несовпадение. Когда понятия не имеют общего объема. Автомобили и слоны. Люди и груши.
Понятие должно быть четко определено, это основное требование. Поскольку без выделения существенных черт явления не может быть четкого определения сути. Дефиниция должна включать в себя основные признаки, те, которые позволяют вычленить объект из группы других и придать ему обобщенные моменты.
Примеры
Наглядный пример абстрактного мышления – математика.
При решении примеров мы оперируем только лишь цифрами, не имея представления, о каких предметах идет речь – имея ввиду только какую-то цифровую величину.
Тем не менее, совершая с этой величиной определенные действия и приходя к какому-то выводу.
Также абстрактное мышление проявляется при планировании. Человек ставит перед собой какие-либо цели, просчитывает собственные возможные шаги и ситуации, к которым они приведут.
В этом случае предполагаемая ситуация не существует в реальности, однако на основе умозаключений жизнь человека становится более предсказуемой, целенаправленной и организованной.
И все же абстрактное мышление не всегда приводит к верной оценке ситуации.
Например, женщина, которая получила негативный опыт общения с несколькими партнерами-мужчинами, может сделать суждение о том, что все представители мужского пола обладают определенными отрицательными качествами – ленью, грубостью, безразличием.
Формы
Существуют такие формы абстрактного мышления:
- Понятие. При этой форме мышления определяется общее свойство, присущее предметам, имеющим также и некоторые отличия. Например – телефон. Телефоны могут быть сенсорными, кнопочными или даже дисковыми, быть изготовлены из различных материалов, иметь совершенно различные дополнительные функции – фонарик, камеру или ИК-порт, но, абстрагируясь от этих отличий, можно выделить их общую функцию – совершать звонки.
- Суждение. Цель суждения – получить чему-либо подтверждение или опровержение. При этом суждение может быть как простым, так и сложным. В чашке нет воды – данное суждение простое. Оно однозначное и краткое, в нем нет никаких дополнительных действий или явлений. Пример сложного суждения – чашку опрокинули, из нее вылилась вода.
- Умозаключение. Эта форма представляет собой мысль, основывающуюся на двух и более суждениях.
Умозаключение включает в себя три этапа – предпосылку (исходные суждения), вывод (логический мыслительный процесс над исходными суждениями) и заключение (сформированное окончательное суждение).
Характерные черты абстрактного мышления
Для данного типа мыслительной активности типична группа специфических характеристик.
Отвлеченность, отсутствие связи с единым конкретным объектом
Продолжая названные выше примеры. Если говорят о яблоке. Имеется в виду класс фруктов, разновидность, а не какое-либо конкретное яблоко. Однако объектом может быть и конкретное яблоко, если относительно него делается какой-либо вывод. Например: «Яблоко лежит на столе.
Я не клал его на стол. В комнате со мной только мой сосед. Следовательно, яблоко на стол положил он». Путем нехитрого умозаключения человек логически приходит к выводу о действиях другого человека. Яблоко в этом контексте — всего лишь предмет, который используется в качестве конкретного понятия для получения конкретного знания, но абстрактными методами.
Обобщенность
То есть максимальная отвлеченность от незначительных моментов при получении нового знания. Нет необходимости акцентировать внимание на несущественные факты. Не важно, положил ли сосед яблоко левой или правой рукой, если говорить утрированно. При решении сложных задач такая обобщенность позволяет отказаться от множества моментов, которые не имеют никакого смысла в контексте решаемой задачи.
Оперирование с формальными единицами, понятиями, суждениями, умозаключениями
Человек при применении методов, названных выше, использует логические структуры. Они имеют четкие рамки. Это очень удобно, поскольку позволяет сконцентрироваться на методах, исключает возможные ошибки и дает возможность четко структурировать получаемую информацию.
Присутствие явного вербального компонента
Хотя и не во всех случаях он есть на раннем этапе. Речь идет о конечном продукте. Абстрактное мышление всегда имеет конечную фазу, продукт, который используется в рамках теоретизации или же выдвижения гипотез. Потому необходимо облекать выводы в словесную форму.
Описанные черты типичны для абстрактно-логического мышления. И только для него.
Умозаключение
Третья элементарная форма названного способа умственной активности. Считается способом получения новых знаний из уже известных. Присутствует несколько типов такового. Классический случай — силлогизм. Когда имеются две посылки, то есть два суждения, из которых можно сделать некие новые выводы. Как пример:
- все машины — механизмы;
- все механизмы работают на топливе;
- следовательно, все машины работают на топливе.
В этом случае человек получает знания опосредованно, с помощью простого инструментария. Можно опустить суть явления, довести его до абсурда, суть останется той же:
- все люди — груши;
- все груши любят спать;
- следовательно, все люди любят спать.
В формальной логике существуют схемы, определяющие конечный вывод из посылок. Так называемые фигуры силлогизма. Всего их четыре, по числу возможных исходных суждений (отрицающие все или в части, утверждающие все или в части).
Существуют и другие способы получения нового знания. Например, леммы и др. Они являются производными от основных и имеют собственные законы разрешения. Также индуктивные и дедуктивные умозаключения, которые исходят из других исходных суждений-посылок.
Абстрактное мышление напрямую связано с формальной логикой и математическими способностями. Развивая одно, параллельно развивается и другое.
Таким образом, к формам абстрактного мышления относится понятие, суждение и как способ получения нового знания — умозаключение.