7 советских литераторов, которые решили уйти из жизни и наложили на себя руки

7 советских литераторов, которые решили уйти из жизни и наложили на себя руки Женщине

Писатели-самоубийцы

(Список Г.Чхартишвили, изрядно дополненный и исправленный мной и моими френдами)

Адамич, Льюис (1899-1951) — американский писатель. Застрелился из охотничьего ружья.
Адамов, Артур (1908-1970) — французский писатель. Покончил с собой, приняв смертельную дозу снотворного.
Адаме, Фрэнсис Вильям Лодердейл (1862-1893) — англо-австралийский поэт, прозаик, драматург. Застрелился в период депрессии, вызванной болезнью.
Акен, Юбер (1929-1977) — канадский франкоязычный писатель. Застрелился из ружья на улице Монреаля.
Акоста, Урэль (Габриэль да Коста) (1585 -1640) — нидерландский публицист и мыслитель. Будучи иудеем по вероисповеданию, был за что-то наказан публичной поркой у порога синагоги. Не выдержал позора и застрелился.
Акунья, Мануэль (1849-1873) — мексиканский романтический поэт, драматург. Отравился цианидом.
Акутагава Рюноскэ (1892-1927) — известный японский писатель. Умер, приняв смертельную дозу веронала.
Альсберг, Макс (1877-1933) — немецкий писатель. Выбросился из окна.
Амери, Жан (1912-1978) — австрийский писатель, философ-неопозитивист. Умер, приняв смертельную дозу барбитуратов.
Ангел, Димитрие (1872-1914) — румынский писатель и поэт-символист. Застрелился в приступе ревности.
Аргедас, Хосе Мария (1911-1969) — перуанский писатель. Застрелился, но неудачно — агония продолжалась пять дней.
Аренас, Рейнальдо (1943-1990) — кубинский писатель-эмигрант. Отравился барбитуратами в своей нью-йоркской квартире. Причина: узнал, что болен СПИДом. В предсмертной записке написал: «Куба будет свободной».
Арима Ёритика (1918-1980) Японский писатель, автор остросюжетных романов. Идея покончить с собой родилась, когда он узнал о самоубийстве друга.
Арисима Такэо (1878-1923) — японский писатель. Повесился вместе с любовницей. При этом оставил сиротами троих детей (их мать умерла раньше).
Аристарх Самофракийский (II век до н.э.). Знаменитый александрийский филолог, считается чуть ли не основоположником литературной критики как жанра. Уморил себя голодом в возрасте 72 лет.
Аронзон, Леонид Львович (1939-1970) — ленинградский поэт. Застрелился в Средней Азии из охотничьего ружья. Считается, что из-за пристрастия к наркотикам.
Ахрамович, Витольд Францевич (1882-1930) — русский поэт, переводчик. Служил в ЧК. Застрелился на скамейке Петровского парка.
Баджелл, Юстас (1686-1737) — английский писатель и журналист. Утопился, набив себе карманы камнями.
Байер, Конрад (1932-1964) — австрийский писатель и драматург. Отравился газом.
Байон, Андре (1875-1932) — бельгийский франкоязычный писатель. Отравился в психиатрической лечебнице.
Барбара, Шарль (1817-1866) — французский писатель круга Шарля Бодлера. Выбросился из окна после смерти жены и сына.
Барбер, Маргарет Фэрлесс (1869-1901) — английская писательница. Прикованная к инвалидному креслу, решила уйти из жизни и перестала принимать пищу.
Барре, Вильям Винсент (1760-1829) — англо-французский публицист и поэт. Покончил с собой в Дублине при не вполне ясных обстоятельствах.
Барте, Арман (1820-1874) — французский поэт и драматург. Находясь в психиатрической больнице, кастрировал себя бритвой и умер от потери крови.
Башлачёв, Александр Николаевич (1960-1988) — русский поэт, автор и исполнитель песен. Выбросился с восьмого этажа. Кстати, мне приходилось с ним встречаться.
Беддоус, Томас (1803-1849) — британский поэт, драматург. Кончал с собой поэтапно: сначала перерезал себе вену на ноге, но его спасли (ампутировав ногу), через полгода отравился.
Бекфорд, Уильям (1760-1844) — самый богатый писатель своего времени. Выстроил себе готический замок и устраивал в нем гомосексуальные оргии. Уже в старости за разврат был выслан за границу. Был этим так расстроен, что перестал принимать пищу и умер от истощения.
Бем, Альфред Людвигович (1886-1945) — русский писатель-эмигрант. В мае 1945 был в Праге арестован советскими органами безопасности и выбросился из тюремного окна.
Бенедиктсон, Виктория (1850-1888) — шведская писательница. От безответной любви перерезала себе горло бритвой.
Беньямин, Вальтер (1892-1940) — немецкий еврей, писатель и эссеист. Отравился из-за преследования евреев.
Бергер, Лора (1921-1943) — швейцарская германоязычная писательница. Утопилась в юном возрасте, после чего стала популярной.
Берримен, Джон (1914-1972) — американский поэт. Покончил с собой, бросившись с моста на лед реки Миссисипи.
Бертон, Роберт (1577-1639 или 1640) — английский учёный и писатель. Повесился, чтобы подтвердить правильность составленного самому себе гороскопа.
Библ, Константин (1898-1951) — чешский поэт. Выбросился из окна из-за преследований коммунистической критики.
Бирни, Александр (1826-1862) — английский поэт, публицист. Перестал принимать пищу. Умирал в стогу сена на протяжении двух недель, описывая ощущения в дневнике.
Бич, Рекс Эллингвуд (1877-1949) — американский прозаик и драматург. Застрелился, узнав, что болен раком горла.
Блаунт, Чарльз (1654-1693) Английский эссеист. Застрелился из-за несчастной любви.
Бойе, Карин (1900-1941) — шведская писательница. Отравилась по причине любви к двум женщинам сразу. Ушла в лес, захватив с собой пузырек со снотворным. Тело обнаружили несколько дней спустя. Умерла от переохлаждения.
Болдырев, Иван Андреевич (1903-1933) — русский писатель. Был арестован НКВД, но сумел бежать из Сибири на Запад. Живя в нищете в Париже, отравился вероналом от безысходности.
Борель, Петрюс (1809-1859) — французский поэт и прозаик, убежденный пропагандист суицида. Сам выбрал для себя оригинальный способ: уехал в Африку и лег под палящим солнцем. Умер от солнечного удара.
Бори, Жан-Луи (1919-1979) — французский писатель. Застрелился во время депрессии.
Боровский, Тадеуш (1922-1951) — польский поэт и прозаик. Отравился газом.
Бояджиев, Димитр Иванов (1880-1911) — болгарский поэт. Покончил с собой из-за любви к замужней женщине.
Браак, Менно (1902-1940) Нидерландский литературный критик. Когда немецкие войска оккупировали Нидерланды, отравился от безысходности.
Браун, Джон (1715-1766) — английский поэт, драматург, публицист. Перерезал себе горло.
Брахман, Луиза-Каролина (1777-1822) — немецкая романтическая поэтесса и писательница. Убивала себя поэтапно: выбросилась из окна, но сталась жива. В итоге утопилась.
Брик Лиля Юрьевна(урождённая Лиля Уриевна Каган; 1891-1978) — российский литератор, гражданская жена В.Маяковского, отравилась снотворным, оставив предсмертную записку.
Бротиган, Ричард (1935-1984) — американский писатель и поэт. Долго жил отшельником и в конечном итоге застрелился.
Брэдфилд, Генри Джозеф Стил (1805-1852) — английский прозаик и поэт. Отравился мышьяком от нищеты.
Бургер, Герман (1942-1989) — швейцарский немецкоязычный писатель. Отравился снотворным. Перед этим написал целый трактат о самоубийстве.
Буссенар, Луи (1847-1910) — французский писатель, классик приключенческого жанра. Заморил себя голодом. Перед смертью разослал знакомым приглашение на свои похороны.
Бьёрнебу, Енс (1920-1976) — норвежский писатель, драматург и поэт. Повесился в знак протеста, узнав об аресте террористки Ульрики Майнхоф.
Вайль, Симона (1909-1943) Французская писательница, философ. Заморила себя голодом, протестуя против немецкой оккупации.
Вайнхебер, Йозеф (1892-1945) Австрийский поэт-нацист. Отравился, наоборот, протестуя против советской оккупации Австрии.
Вайс, Эрнст (1884-1940) Немецкий прозаик, драматург, поэт австрийского происхождения. Борец с нацизмом. Вскрыл себе вены, когда немецкие танки вошли в Париж.
Ван Говэй (1877-1927) Китайский писатель и философ. Утопился в пруду.
Ват, Александр (1900-1967) Польский прозаик, поэт, эссеист. Отравился.
Ваше, Жак (1895-1919) Французский поэт. Отравился и одновременно вероломно отравил двух своих друзей, зашедших к нему в гости.
Вебер-Хирьякова, Евгения Семёновна (1893 или 1895-1939) — русская журналистка, критик, прозаик, переводчица. Отравилась через несколько дней после нацистской оккупации Варшавы; пыталась отравить семилетнюю дочь.
Вейнингер, Отто (1880-1903) Австрийский писатель и философ. Проповедовал бисекусальность, но запутался в своих чувствах. Застрелился, специально для этой цели сняв комнату в доме, где умер Бетховен.
Венема, Адриан (1941-1993) Голландский писатель. Отравился, предварительно заранее известив всех о дате самоубийства. Подмешал яд в бокал с шампанским.
Вивьен, Рене (1877-1909) Французская поэтесса английского происхождения. Лесбиянка, подружка Сары Бернар. Заморила себя голодом.
Вид, Густав Йоханнес (1858-1914) Датский драматург, поэт, прозаик. Без видимых причин отравился цианистым калием.
Виноградов, Анатолий Корнелиевич (1888 — 1946) Советский писатель, автор исторических романов. Выстрелил в себя, жену и сына. Сын выжил.
Винья, Пьетро делла (1190-1249) Итальянский поэт и публицист. Был брошен в тюрьму и ослеплен раскаленным железом. Покончил с собой, разбив голову о стену.
Виткевич, Станислав Игнацы (1885-1939) Польский драматург, прозаик, художник, теоретик искусства. Перерезал себе шейную артерию. Это должно былобыть двойное самоубийство, но его любовница осталась жива.
Витткоп, Габриэль (1920-2002) Французская писательница. Решила уйти из жизни в день своего 81-летия. Ранее покончил жизнь самоубийством ее муж.
Вольфенштейн, Альфред (1888-1945) Немецкий поэт-экспрессионист. Отравился снотворным, находясь в госпитале.
Воронка, Иларие Лапе (1903-1946) Румынский поэт. Отравился снотворным, одновременно открыв газ.
Воячек, Рафал (1945-1971) Польский поэт. Выбросился из окна.
Вулф, Вирджиния (1882-1941) Английская писательница. Утопилась в реке, набив карманы камнями.
Габай, Илья Янкелевич (1935-1973) Русский поэт, участник диссидентского движения. Выбросился из окна.
Газенклевер, Вальтер (1890-1940) Немецкий писатель-антифашист, поэт, драматург. Отравился во Франции, так как французы собирались выдать его немцам.
Галгоци Эржебет (1930-1989) Венгерская писательница, журналистка. Отравилась во время депрессии.
Галич, Юрий Иванович (1877-1940) Русский эмигрантский прозаик и поэт. Повесился в Риге, вернувшись с допроса в НКВД.
Галл, Гай Корнелий Gains Cornelius Gallus (69 — 26 до н.э.) Римский полководец и поэт, друг Вергилия и Овидия. Покончил с собой, бросившись на меч.
Ганивет Гарсиа, Анхель (1862 или 1865-1898) Испанский писатель, философ, критик. Утопился со второй попытки.
Гари, Ромен (1914-1980) Французский писатель русского происхождения, единственный лауреат двух Гонкуровских премий. Застрелился, написав прощальное письмо: «Я сказал все».
Гаршин, Всеволод Михайлович (1855-1888) Русский писатель. Предполагая, что сходит с ума, бросился в лестничный пролет.
Гвердер, Александр Ксавер (1923-1952) Швейцарский немецкоязычный поэт и художник. Планировалось, что погибнет вместе с любовницей, но она была спасена.
Говард, Роберт Ирвин (1906-1936) — основоположник «героического фэнтези». Был так расстроен смертью матери, что закрылся в автомобиле и застрелился.
Голубков Дмитрий (1930-1972) — поэт, покончил с собой, использовав патрон, одолженный у прозаика Юрия Казакова (описано последним в рассказе «Во сне ты горько плакал..
Гордон, Адам Линдсей (1833-1870) Австралийский поэт. Застрелился, когда лишился наследства.
Гофман, Виктор Викторович (1884-1911) Русский поэт круга В.Брюсова. Застрелился со второй попытки.
Грабал, Богумил (1914-1997) Чешский писатель. Умер в больнице, выбросившись из окна. Причина: тяжелая болезнь и преклонный возраст.
Гуллберг, Ялмар (1898-1961) Шведский поэт и театральный деятель. Утопился в озере, узнав, что тяжело болен.
Гюндероде, Каролина фон (1780-1806) Немецкая романтическая поэтесса. Утопилась из-за несчастной любви.
Дагерман, Стиг (1923-1954) Шведский прозаик, драматург, поэт. Отравился выхлопными газами автомобиля (после многочисленных неудачных попыток самоубийства).
Дадзай Осаму (1909-1948) Прозаик, классик японской литературы. Утопился вместе с любовницей — напившись допьяна, бросились в резервуар для дождевой воды.
Дементьев, Николай Иванович (1907-1935) Русский поэт. Выбросился из окна после того, как ему предложили стать осведомителем НКВД.
Дери Тибор (1894-1977) Венгерский прозаик, поэт, драматург. Уморил себя голодом после перелома шейки бедра.
Джаррелл, Рэндалл (1914-1965) Американский поэт, прозаик, критик. Сначала перерезал себе вены, но был спасен. После чего бросился под машину.
Дидье, Шарль (1805-1864) Швейцарский франкоязычный писатель. Застрелился во время болезни.
Дмитриев, Виктор Александрович (1905-1930) Русский писатель. Совершил двойное самоубийство с молодой писательницей Ольгой Ляшко: согласно договоренности, застрелил сначала ее, потом себя.
Добычин, Леонид Иванович (1894-1936)Якобы покончил с собой на следующий день после собрания ленинградских писателей, где его раскритиковали. Однако труп не был найден.
Доррис, Майкл (1945-1997) Американский писатель. Отравился снотворным, надев на голову целлофановый пакет. Причина: его жена обвинила его в приставании к приемной дочери.
Доуэлл, Коулмен (1925-1985) Американский писатель. Выбросился из окна.
Дрие ла Рошель, Пьер (1893-1945) Французский писатель. Отравился таблетками, предварительно включив газ. Это была третья попытка самоубийства.
Друнина, Юлия Владимировна (1924-1991) Русская советская поэтесса. Оставив предсмертную записку, задохнулась от выхлопных газов в гараже. Из ее записки был сделан вывод, что причиной ее ухода из жизни стал распад СССР.
Дэвидсон, Джон (1857-1909) Английский писатель, поэт, драматург. Узнав, что болен раком, утопился в море.
Дюбель, Леон Lean Deubel (1879-1913) Французский поэт. Утопился в Марне в момент творческого кризиса.
Дюбю, Эдуар (1863-1896) Французский поэт и литературный критик. Принял смертельную дозу морфия в общественном туалете.
Дюпре, Жан-Пьер (1930-1959) Французский поэт. После того, как помочился в Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата, был помещен в психиатрическую лечебницу. Повесился.
Есенин, Сергей Александрович (1895-1925) — русский поэт. Перерезав себе вены, повесился.
Жильбер, Никола (1750-1780) Французский поэт. Умер от того, что проглотил ключ от сундука, в котором хранил свои сочинения.
Заар, Фердинанд фон (1833-1906) Австрийский прозаик, драматург, поэт. Застрелился. Перед этим его жена покончила с собой.
Игнатьев, Иван Васильевич (1882-1914) Русский поэт. Будучи гомосексуалистом, перерезал себе горло бритвой после первой брачной ночи, предварительно попытавшись убить жену.
Икута Сюнгэцу (1892-1930) Японский поэт, прозаик, критик, переводчик немецкой литературы. Утопился, запутавшись в отношениях с любовницами.
Имаз, Эухенио Eugenio Imaz (1900-1951) Испанский философ. Во время обеда с друзьями внезапно извинился и вышел из-за стола. Его нашли в шкафу повесившимся на собственных подтяжках.
Иннерхофер, Франц (1944-2002). Известный австрийский писатель. Повесился в своей квартире.
Йожеф, Аттила (1905-1937) Один из самых значительных венгерских поэтов XX века. Бросился под колеса поезда.
Кавабата, Ясунари (1899-1972) Японский писатель, лауреат Нобелевской премии. Отравился газом, подражая своему кумиру Мисиме.
Канаками Бидзан (1869-1908) Японский прозаик и поэт. Перерезал себе горло бритвой.
Каван, Анна (1901-1968) Английская писательница. Умышленно приняла сверхдозу героина.
Калкрёйт, Вольф граф фон (1887-1906) Немецкий поэт. Застрелился, не желая идти в армию.
Кано Асихэй Капо (1906-1960) Плодовитый японский писатель. Отравился, перетрудившись (написал 200 романов).
Карабчиевский, Юрий Аркадьевич (1938-1992) Русский эссеист, прозаик, поэт. Отравился снотворным.
Кариотакис, Костас (1896-1928) Греческий поэт. Застрелился. Накануне безуспешно пытался утопиться. Оставил предсмертную записку: «Очень не советую топиться тем, кто умеет плавать».
Кассиди, Нил (1926-1968) Американский писатель, любовник Аллена Гинзберга. Отравился.
Кастело-Бранко, Камило (1825-1890) Португальский прозаик, поэт, критик и драматург. Застрелился, потрясенный психической болезнью сына.
Като Митио (1918-1953) Японский драматург. Повесился из-за творческих неудач.
Кейн, Сара (1971 — 1999) Английский драматург, писала пьесы о самоубийцах. Покончила с собой после пребывания в психиатрической больнице.
Кентал, Антеро Таркиниу де (1842-1891) Португальский писатель, поэт, критик. Страдал от тяжелой болезни позвоночника. Застрелился на площади во время приступа боли.
Кёстлер, Артур (1905-1983) Английский писатель. Вместе с женой ушли из жизни одновременно, приняв смертельную дозу снотворного.
Ким Со Воль (1902-1934) Корейский поэт. Отравился опиумом. Причина: неудачный брак.
Кирога, Орасио (1878-1937) Латиноамериканский писатель. Случайно застрелил своего лучшего друга. Отравился цианидом.
Китамура Тококу (1868-1894) Японский романтический поэт и критик. Ударил себя в грудь кинжалом, но был спасен. Через полгода повесился.
Кларк, Генри Батлер (1863- 1904) Британский литературовед. Застрелился во время приступа меланхолии.
Клейст, Генрих фон (1777-1811) Немецкий драматург. Застрелился вместе с приятельницей на берегу Ванзее.
Клеппер, Йохан (1903-1942) Немецкий писатель. Автор исторических романов. Боясь гестапо, вместе с женой-еврейкой и дочерью втроем отравились газом.
Князев, Всеволод Гаврилович (1891-1913) Русский поэт, один из любовников Михаила Кузмина. Застрелился от несчастной любви к О.Глебовой-Судейкиной, чему посвящена «Поэма без героя» А.Ахматовой.
Кобаяси Миёко (1917-1973) Японская писательница. Отравилась снотворным, узнав, что заболела проказой.
Кодилл, Гарри (1922-1990) Американский писатель. Застрелился, измученный болезнью Паркинсона.
Колтон, Чарлз Калеб (1780- 1832) Английский поэт, публицист. Застрелился, испугавшись предстоящей хирургической операции.
Комаровский, граф Василий Алексеевич (1881- 1914) Русский поэт. Повесился в психиатрической лечебнице.
Кондратьев, Вячеслав Леонидович (1920-1993) Русский писатель. Застрелился, хотя многие полагают, что произошел несчастный случай.
Кордеруа, Эрнест (1825-1862) Французский поэт и публицист. Решил уйти из жизни вместе с женой и гонялся за ней по саду с пистолетом, но она сумела убежать. Перерезал себе вены.
Косинский, Ежи (1933-1991) Американский писатель польско-еврейского происхождения. Покончил с собой приняв дозу таблеток и надев на голову пластиковый мешок.
Коста, Клаудио Мануэль да (1729-1789) Бразильский поэт. Повесился в тюрьме.
Костафреда, Альфонсо (1926- 1974) Испанский поэт. Отравился, попав в больницу.
Кофман, Сара (1935-1994) Французская писательница и философ. Отравилась снотворным.
Кочетов Всеволод Анисимович (1912-1971). Застрелился, узнав, что у него рак.
Кревель, Рене (1900-1935) Французский поэт и прозаик. Отравился газом. Собственную кончину точно описал за 14 лет до самоубийства.
Крейн, Харт (1899-1932) Один из крупнейших американских поэтов XX века. Утопился, бросившись с корабля в воды Мексиканского залива.
Крефтнер, Герта (1928-1951) Австрийская писательница и поэтесса. Отравилась вероналом из-за несчастной любви.
Кризинель, Эдмон-Анри (1897- 1948) Швейцарский франкоязычный поэт и журналист. Утопился в озере Леман.
Крич, Томас (1659-1700) Английский поэт, переводчик. Повесился на чердаке, стоя на коленях.
Кросби, Гарри (1898-1929) Американский поэт. Застрелился вместе с любовницей.
Крэкенторп, Хьюберт Монтегю (1870-1896) Британский прозаик. Утопился в Сене после того, как жена ушла к другому.
Кубо Сакаэ (1901-1958) Японский драматург и писатель. Повесился в больничной палате.
Кулька, Георг Кристоф (1897- 1929) Австрийский поэт-экспрессионист. Отравился газом из-за распада семьи и творческих неудач.
Купала, Янка (1882-1942) — белорусский поэт. По официальной версии покончил с собой в гостинице «Москва».
Курочкин, Василий Степанович (1831-1875) Русский поэт, публицист, пародист, издатель журнала «Искра». Принял смертельнукю дозу лекарства.
Кусака Ёко (1931-1952) Японская писательница. Бросилась под поезд. Написала: «Послушав Четвертую симфонию Брамса, решила, что Кусака Ёко больше жить не будет».
Куэста, Хорхе (1903-1942) Мексиканский поэт и эссеист. Сначала кастрировал себя, потом повесился.
Кшиштонь, Ежи (1931-1982) Польский прозаик, драматург. Покончил с собой в психиатрической больнице.
Кэри, Генри (1687-1743) Английский поэт, драматург и музыкант. Повесился от бедности.
Леви, Примо (1919-1987)- итальянский прозаик, поэт, публицист. Узник Освенцима. Покончил с собой, бросившись в лестничный пролет.
Лехонь, Ян (1899-1956) — польский поэт, литературный и театральный критик. Неоднократно пытался совершить самоубийство, начиная с 1921 г. Сделал это, находясь в США.
Лозина-Лозинский, Алексей Константинович (1886-1916) — русский поэт, прозаик. Три раза покушался на самоубийство, в последний принял смертельную дозу морфия. Умирая, записывал ощущения в дневнике.
Лондон, Джек (1876-1916) — американский писатель, принял сверх дозу снотворного (версия о самоубийстве оспаривается)
Лоуренс, Маргарет (1926-1987) Канадская писательница. Покончила с собой, заболев неизлечимым раком легких.
Лукан, Марк Анней Marcus (39-65). Римский поэт, племянник Сенеки. Участвовал в неудачном заговоре. Пытаясь спастись, донес на собственную мать, однако Нерон все равно приказал ему покончить с собой. Умер, вскрыв вены.
Лукреций (99-55 до н.э.) — римский поэт, бросился на меч. О причинах самоубийства существует множество версий.
Лу Чжао-Линь (ок.634-ок.684) Китайский поэт. Покончил с собой, долго мучаясь болями от непонятной болезни.
Львова, Надежда Григорьевна (1891-1913) Русская поэтесса. Поклонница В. Брюсова, впоследствии его любовница. Брюсов, игравший в демонизм, понемногу приучал Л. к мысли о самоубийстве и подарил ей браунинг, из которого она в минуту отчаяния застрелилась.
Майлот Янош (1786-1855) Венгерский писатель, поэт, историк. Умер вместе с дочерью Ханрикой: наложили в одежду камней, связались веревкой и бросились в озеро Штарнберг.
Майробер, Матье-Франсуа (1727-1779) Французский писатель. Оказался замешан в финансовом скандале. Почитая себя обесчещенным, взрезал вены и застрелился.
Майрхофер, Иоганн (1787-1836) Австрийский поэт. Непосредственной причиной самоубийства стал страх заразиться холерой. Выбросился из окна.
Майсснер, Альфред фон (1822-1885) Австрийский писатель моравского происхождения. Друг Г. Гейне. Перерезал себе горло после обвинений в плагиате.
Манн, Клаус (1906-1949) — немецкий писатель, автор романа «Мефисто», сын Томаса Манна. Четырежды пытался покончить с собой. Умер от передозировки снотворного.
Мараи, Шандор (1900-1989) — венгерский писатель. Застрелился после смерти жены и сына.
Массон, Поль (1849-1896) Французский писатель. Покончил с собой так: стоя на берегу реки, вдохнул эфир, потерял сознание и утонул на глубине 1 метр.
Маяковский, Владимир Владимирович (1893-1930) — русский поэт. Застрелился.
Миллер, Хью (1802-1856) — шотландский писатель и геолог, застрелился, узнав, что болен.
Мисима Юкио (1925-1970) — Японский писатель, драматург. Совершил харакири.
Нерваль, Жерар де (1808-1855) — французский поэт, прозаик. Повесился на садовой решетке.
Одарченко, Юрий Павлович (1903-1960) — русский поэт, эмигрант первой волны. Отравился газом.
Павезе Чезаре (1908 — 1950) итальянский писатель, покончил с собой в отеле «Рома» в Турине.
Петровская, Нина Ивановна (1879-1928) Русская поэтесса-символистка. Рано пристрастилась к морфию, много пила. Не раз пыталась покончить с собой: сначала выбросилась из окна (осталась хромой), пробовала через укол булавкой заразиться трупным ядом, в конечном итоге отравилась газом.
Петроний Арбитр, Гай (ум. 66 н.э.) Римский писатель. Автор «Сатирикона». Был в числе приближенных императора Нерона, но завистники оклеветали его, донеся императору, что его любимец якобы участвовал в заговоре. Был арестован и, не дожидаясь приговора, перерезал себе вены. При этом забинтовал их, чтобы кровь вытекала не слишком быстро, и последние часы жизни провел в обществе друзей, отдавая последние распоряжения, слушая стихи и наслаждаясь музыкой.
Писарник, Алехандра (1936-1972) — аргентинская поэтесса, выпила яд.
Платт, Сильвия (1932-1963) — американская поэтесса. Покончила с собой, отравившись газом.
Поплавский, Борис Юлианович (1903-1935) — русский поэт, эмигрант. Отравился.
Потоцкий, Ян (1761-1815) — польский писатель. Покончил жизнь самоубийством, застрелившись пулей, сделанной из серебряного набалдашника сахарницы, которую предварительно освятил у священника.
Равич, Петр (1919-1982) — французский писатель польско-украинского происхождения, узник Освенцима.
Радищев, Александр Николаевич (1749-1802) — автор «Путешествие из Петербурга в Москву» и других произведений. Сначала принял яд, а потом еще и пытался зарезаться бритвой. Умер после долгих мучений.
Руссель, Реймон (1877-1933) — французский писатель.
Рыжий, Борис Борисович (1974-2001) — русский поэт. Повесился.
Савинков Борис Викторович (1879-1925) — писатель, деятель эсеровского движения. Приговорен к расстрелу, замененному 10-летним тюремным заключением. По официальной версии покончил с собой, выбросившись из окна.
Сампедро Рамон (1943-1998) — испанский писатель. Был парализован 30 лет и все это время боролся за право на эвтаназию. В конце концов сумел выпить цианид и умер. История рассказана в фильме «Море внутри», где его роль исполнил Хавьер Бардем.
Сафо (Сапфо) (ок.610-580 до н.э.) Греческая поэтесса. Считается, что воспевала лесбийскую любовь. Тем не менее покончила с собой из-за безответной любви к мужчине — кормчему Фаону. Скала, с которой она бросилась в море, впоследствии стала местом, где совершали самоубийство несчастные влюбленные.
Секстон, Энн (1928-1974) — американская поэтесса и писательница, отравилась (монооксид углерода).
Сенека Луций Аней (сын) (4 г. до н.э.- 65 после н.э.) — римский поэт, философ. Вскрыл себе вены в ванной, предварительно выпив яду. Вокруг сидели друзья и записывали его последние откровения.
Скуиня, Аустра (1909-1932) — латышская поэтесса. Утопилась.
Соболь Андрей Михайлович (1888-1926) — советский писатель, отец поэта Марка Соболя, застрелился среди бела дня, сидя на скамейке в московском сквере.
Стахура, Эдвард (1937-1979) — польский поэт, повесился в собственном доме, до этого бросался под поезд, который отрезал ему руку.
Табидзе, Галактион Васильевич (1891-1959) — великий грузинский поэт. Выбросился из окна лечебницы.
Тисдейл, Сара (1884-1933) — американская поэтесса Наглоталась таблеток, так как панически боялась инсульта и вдруг увидела, что у нее лопнул сосудик на руке.
Томпсон, Хантер (1937-2005) — американский писатель, написавший роман «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», экранизированный Терри Гиллиамом. Застрелился из ружья.
Турбина, Ника Георгиевна (1974-2002) — русская поэтесса. Выбросилась из окна (версия о самоубийстве оспаривается).
Успенский, Николай Васильевич (1837-1888) — русский писатель. Зарезал себя в переулке.
Фадеев, Александр Александрович (1901-1956) — русский советский писатель. Застрелился на даче, не выдержав разоблачений культа личности и погрязнув в алкоголизме.
Хвылёвый, Николай Григорьевич (1893-1933) — украинский писатель русского происхождения. Застрелился.
Хемингуэй, Эрнест (1899-1961) — американский писатель. Застрелился в канун своего дня рождения.
Хласко, Марек (1934-1969) — польский писатель, эмигрант. Отравился.
Хорват, Евгений Анатольевич (1961-1993) — русский поэт, с 1981 эмигрант в ФРГ.
Цвейг, Стефан (1881-1942) — австрийский писатель, критик, автор множества беллетризованных биографий. Отравился вместе с женой Лоттой.
Цветаева, Марина Ивановна (1892-1941) — русская поэтесса, прозаик, переводчица. Повесилась.
Целан, Пауль (Пауль Лео Анчель) (1920-1970) — немецкий поэт и переводчик еврейского происхождения, выходец из Румынии. Бросился с моста в Сену.
Цюрн, Уника (1916-1970) — немецкая и французская писательница и художница. Выбросилась из окна.
Чан, Айрис (1968-2004) — американская писательница китайского происхождения. Застрелилась в автомобиле.
Чаттертон, Томас (1752-1770) — английский поэт, выдавал свои произведения за средневековые поэмы. Отравился.
Чопич, Бранко (1915-1985) -сербский поэт. Спрыгнул с моста в Дунай. Мост теперь называется Бранков.
Шеф, Генрих Владимирович (1937-1991) — русский писатель, публиковался в самиздате, выбросился из окна.
Шпаликов, Геннадий Фёдорович (1937-1974) — советский поэт, киносценарист. Повесился.
Штырский, Индржих (1899-1942) — чешский писатель и художник.
Янищиц, Евгения Иосифовна (1948-1988) — белорусская поэтесса. Выбросилась из окна.
Янонис, Юлюс (1896-1917) — литовский поэт, бросился под поезд (был тяжело болен туберкулёзом).
Яшвили Паоло (Павел Джибраэлович) (1895-1937) — грузинский поэт. Застрелился перед неминуемым арестом в здании Союза писателей Грузии

Как быть Леди:  Внутреннее умиротворение как главная цель жизни

Самоубийства советских писателей

Автор: Владимир АБАРИНОВ
03.10.2021

Автор этого материала Юрий КРОТКОВ считался – да и был в 50–60-х годах прошлого столетия – довольно известным в стране драматургом и сценаристом. О второй своей «профессии» он весьма откровенно поведал сам в 1963 году, когда остался на Западе: «кооптированный сотрудник КГБ». Юрий Кротков знал многое из того, что было известно очень узкому кругу и о чём говорить было не принято, по крайней мере долгое время. Редакция предлагает вниманию читателей заметки Юрия Кроткова, опубликованные в американском издании «Новый Журнал», №91 за 1968 год

В 1925 году в Ленинграде повесился Сергей Есенин. Позже в Москве застрелился Владимир Маяковский. В разгар сталинского террора замечательный грузинский поэт Паоло Яшвили, поставленный Лаврентием Берией перед выбором: либо предать самого себя, либо быть арестованным и замученным в НКВД, заложил дуло охотничьего ружья в рот и нажал на спуск. Во время прошлой войны чудесная Марина Цветаева, вернувшаяся из эмиграции в Россию, в Елабуге покончила с собой – повесилась. Но если трагические смерти Есенина, Маяковского, Яшвили и Цветаевой до известной степени «изучены» и это уже в какой-то мере «прошлое», то много ли было сказано, как в СССР, так и на Западе, о самоубийствах таких советских писателей, я подчеркиваю это – советских писателей, как Александр Фадеев, Галактион Табидзе и Валентин Овечкин? Именно потому что об этих трёх самоубийствах почти ничего не написано, потому что мало исследованы обстоятельства, при которых они были совершены, я и попробую, как могу, опираясь на то, что мне, как московскому литератору, было известно, «обжить» эти белые пятна в истории моей страны. Прежде всего я должен оговориться. Валентин Овечкин покушался на самоубийство и стрелял в себя. Но врачи спасли его, и он выжил. Он скончался в Ташкенте. Смерть его была физиологически естественной. Поэтому его лучше назвать полусамоубийцей, хотя для общей темы – о причинах самоубийств советских писателей – это существенной роли не играет.

Начнём с Александра Фадеева
Кто в советской стране не знает Александра Фадеева, автора «Разгрома», «Последнего из Удэге», «Молодой гвардии»? Мы в наших писательских кругах всегда называли его маршалом. И конечно же, он был в советской литературе маршалом. Многолетний генсек Президиума Союза писателей СССР, многолетний кандидат и член ЦК ВКП(б) и ЦК КПСС, многолетний депутат Верховного Совета СССР, член бюро Всемирного Совета Мира, член Президиума Советского комитета защиты мира, дважды кавалер ордена Ленина, лауреат Сталинских премий, председатель Комитета по присуждению Сталинских премий, личный советник Сталина, его любимец… Куда же больше?
Думая о Фадееве, я сразу вспоминаю школьную скамью «трудовой семилетки» с хрестоматией по литературе, в которой на первом месте стояли «Железный поток» Серафимовича, «Чапаев» Фурманова и «Разгром» Фадеева. С юношеским жаром я увлекался этой захватывающей, талантливо описанной историей борьбы красных партизан на Дальнем Востоке.
Думая о Фадееве, я вспоминаю мою первую встречу с ним в его кабинете на улице Воровского около тридцати лет тому назад. Тогда я приехал из Тбилиси в Москву и поступил в Литературный институт Союза писателей. У меня было рекомендательное письмо к Фадееву от старейшего грузинского драматурга, в прошлом светлейшего князя, Шалвы Дадиани. Это было летом. Фадеев сидел за столом весь в белом: белые брюки, «украинка», парусиновые туфли, с седыми мягкими волосами, лицо его было красновато-бурым от загара, глаза весело блестели, кажется, он был «на взводе». Когда он говорил, на шее у него вздувались жилы, а голос звучал как-то странно, даже смешно, точно он говорил в полупустом зале, с натугой при этом. Фадеев был прост в обращении, доброжелателен и, я бы сказал, подчёркнуто демократичен, хотя на столе у него стояла «кремлёвка», или, как ещё говорят, «подкожный» телефон (у него такой аппарат был и на даче в Переделкине), во дворе дожидалась машина с правительственной сиреной – «кукушкой», а в приёмной – уйма терпеливо высиживавших просителей, как в приёмной у какого-нибудь крупного наркома.
Потом я встречал Фадеева на собраниях СП и в клубе литератора. Выступал он красиво, «с огоньком», себя не жалел, вкладывал в слова, так сказать, душу. Но его позиция в литературе никогда не отличалась оригинальностью. Трезвый Фадеев был откровенным апологетом того, что, с лёгкой руки Максима Горького, называли «социалистическим реализмом». Как-то драматург Владимир Соловьёв на одном из совещаний встал и сказал – просто, ясно и так верно:
– Вот тут призывают нас создавать образы наших великих современников: сталеваров, кузнецов, секретарей райкомов, дворников, милиционеров и пр. А я не знаю, что это такое. Я знаю, что такое страсти: любовь, страх, ревность…
Фадеев перебил Соловьёва, вскочил и дал ему «изничтожающую» отповедь, заявив, что, мол, чёрт с ним, с Соловьёвым, он и так сидит в «яме», но вот его слушают совершенно молодые (он имел в виду нас – студентов Литинститута) и это, мол, уже опасно.
Я встречал Фадеева и в начале войны в Казани, когда он приехал с фронта в военной форме с наганом на боку и с одним ромбом в петлицах – чин бригадного комиссара. Мне вспоминается, как в огромном зале Дома промышленности, разделённом чемоданами, тряпками и фанерными щитами, расположились семьями маститые представители советской литературы, эвакуировавшиеся из Москвы. Это было что-то вроде цыганского табора. «Великие» бегали за кипяточком, как на узловой станции железной дороги, стояли в очереди за манной кашей и кулёчками с сахаром, шёпотом обсуждали сводки Совинформбюро. И даже здесь «враждующие» не смотрели друг на друга. Когда вошёл Фадеев – как бы блеснул луч солнца. Со всех сторон раздалось: «Саша!.. Александр!.. Сан Саныч… Фадеев… Товарищ Фадеев!..»
Мне довелось присутствовать на праздновании пятидесятилетия Фадеева в 1951 году в Концертном зале имени Чайковского в Москве. Тогда Александр Александрович, в тёмном костюме, как знаменитый артист в день своего бенефиса, взойдя на концертную сцену, произнёс знаменитую речь, в которой вдохновенно, почти свято поклялся быть верным товарищу Сталину до «последнего вздоха», отождествляя, конечно, имя Сталина с идеей коммунизма.
Фадеев клялся в верности Сталину, и тогда, сидя в зале, я был уверен, что его клятва – правда. Парадоксально, что я тогда был уверен в этом, хотя и знал уже, что в пьяном виде из ресторана «Арагви» тот же Фадеев звонил на дом Борису Пастернаку и говорил:
– Боренька, ведь ты у нас один-единственный, кто не врёт…
Несколько лет спустя жена Пастернака, Зинаида Николаевна, рассказала мне несколько эпизодов, которые, несмотря на их как бы бытовой характер, по-моему, выходят за пределы житейской суеты.
В начале войны умер сын Зинаиды Николаевны от первого брака, Адик. Борис Леонидович обратился к Александру Фадееву, чтобы тот помог ему получить разрешение на похороны Адика в саду дачи, которую арендовал Пастернак, – в Переделкине. (Такова была последняя воля Адика.) Фадеев сделал это, хотя это и было вопреки советским законам. Больше того, перед возвращением Пастернака из эвакуации Фадеев приказал высадить у него в саду яблоневые деревья, и, когда Борис Леонидович приехал, он сказал ему:
– Боря, тебя ждут тяжёлые времена.
Фадеев часто навещал Пастернака, он приносил заветную бутылочку, просил Зинаиду Николаевну испечь картошки и, выпив, начинал говорить такое, что Борис Леонидович на следующее утро посылал с домработницей на дачу Фадеева записку: «Ты у нас не был и ничего не говорил».
Но вот совсем другое.
Во время музыкального конкурса, кажется, имени Шопена, сына Зинаиды Николаевны, пианиста Станислава Нейгауза, власти не пустили в Варшаву. (Даже в Варшаву!) Зинаида Николаевна побежала за содействием к Фадееву. Тот был абсолютно трезв и сказал ей:
– Нас, Зина, перед тем как выпускать за рубеж, основательно «обнюхивают». И, между прочим, делают правильно…
– Но ведь ты же знаешь Стасика, – ответила Зинаида Николаевна, – ведь он рос на твоих глазах.
Фадеев возразил, и притом с каким-то странным злорадством:
– Э-э-э, не скажи. Твоего Стасика ведь воспитывал Боря.
Зинаида Николаевна вспыхнула и, бросив: «Поздравляю тебя с этим открытием!» – ушла и долго после этого не разговаривала с Фадеевым.
Между прочим, до сих пор никто не знает, почему Сталин не арестовал Пастернака. Ведь почти все вокруг Пастернака были скошены, а Пастернак остался тогда цел. Высказывалось одно время мнение, что Бориса Леонидовича спас Фадеев, который в глубине души любил его и якобы сумел «отстоять» его в разговоре со Сталиным.
Поверить в это трудно, но мнение такое неоднократно высказывалось.
Спрашивается: что же происходило с Фадеевым, верил ли он действительно в Сталина или это были многоярусные внутренние приспособления, верил ли он в коммунизм или тут была замешана новоявленная советская смердяковщина, был ли Фадеев активным борцом за «социалистическое общество» или он спасался сам за тенью Сталина? Справедливо ли приписывать Фадееву слова: «Лучше ложь, чем ничего»?
Верил или не верил? Трудно и сложно говорить о подобных размежеваниях, когда речь идёт о советском человеке, даже таком, как Фадеев. Когда я жил в СССР, я не мог чётко ответить на этот вопрос по той простой причине, что я не мог честно и откровенно ответить на свой собственный вопрос: «А верю ли я Сталину?» И такой вопрос стоял почти абсолютно перед каждым мало-мальски думающим творческим человеком, в том или ином виде.
Мог ли Фадеев верить в Сталина, если тот вынуждал его визировать ордера на аресты друзей и товарищей Фадеева, литераторов? (А Фадеев, известно, завизировал аресты 20 писателей только из одного посёлка Переделкино, в том числе и арест Спасского.) Мог ли писатель Фадеев верить Сталину, если тот заставил его переписать роман «Молодая гвардия», посчитав, что автор недостаточно «осветил» в нём организаторскую роль коммунистической партии и слишком подчеркнул стихийное начало в период отступления Красной армии? А ведь посвящённые этому главы романа и были лучшими.
Фадеев пил, пил много, часто, запои продолжались порой по две-три недели, до очередного вызова Сталина, когда врачи приводили его в порядок, усаживали в машину с правительственной «кукушкой» и отправляли в Москву. Фадеев пил, и это, конечно, помогало ему ладить с самим собой, это и было ответом на все трагические вопросы, это как-то мирило совесть с террором, талант – с партийной директивой, пролетарское прошлое – с кремлёвскими пайками и так далее. И всё же мне кажется, что до смерти Сталина в трагедии Фадеева доминантой была пусть даже фальсифицированная, пусть даже циничная, но вера в Сталина и в идею, так как Фадеев по натуре своей не походил на приспособленца, конъюнктурщика и временщика в чистом виде. Я бы даже сказал, что советская власть была его властью, а сталинский режим был его режимом где-то в главном, в основном. И наконец, существовала спасительная русская поговорка: «Лес рубят – щепки летят». Без жертв, внешних и внутренних, общество не переустроишь, если такая задача поставлена. Значит, надо идти на эти жертвы, значит, надо было прежде всего ломать и калечить самого себя и очень часто во имя высоких лозунгов чёрное выдавать за белое.
Однако после смерти Сталина и особенно после разоблачительного доклада Никиты Хрущёва на XX съезде КПСС в жизни Фадеева наступил последний этап, когда доминанта веры в Сталина, в идею уступила место доминанте трезвой оценки действительности и, главное, своего места и своей роли в ней.
Оказалось, что лес рубили варварским способом, преступно…
И вот человек, который написал в финале «Разгрома»: «Нужно было жить и исполнять свои обязанности», 13 мая 1956 года выстрелил из револьвера себе прямо в сердце. Жизнь и обязанности кончились. Это было, вероятно, логично.
Но было ли это неизбежно? Разве Фадеев, как многие другие, не мог найти для себя оправдание и свалить все шишки на Усача? Разве он не мог усыпить свою совесть, наконец, просто обмануть самого себя, как делали многие другие?
Мог. Но не сделал этого. Не сделал, ибо в нём, по-моему, было не только писательское, но и гражданское дарование, он был всё же человеком, или, лучше сказать, в нём сохранилось что-то, какая-то частица от человека, так как он не был духовным трусом, так как он был готов платить за прошлое.
Утаить факт самоубийства литературного маршала было невозможно, хотя такие вещи и практиковались. У нас в советской прессе ведь до сих пор существует универсальное слово «скончался». А как скончался, от чего скончался, при каких обстоятельствах скончался, да естественной ли смертью – это советским гражданам знать не обязательно. (Так, между прочим, произошло и с Галактионом Табидзе.) Но в случае с Фадеевым передёрнуть карты было невозможно.
«Правда» сообщила, что самоубийство Фадеева явилось следствием болезни писателя, то есть алкоголизма. Но это была очередная неправда «Правды», так как в литературных кругах Москвы хорошо знали, что Александр Александрович последние три месяца перед выстрелом не пил. Он был всё это время совершенно трезвым, что вызывало общее удивление, и покончил с жизнью в состоянии ясного рассудка. Больше того, известно, что Фадеев долго и тщательно готовился к этому решающему акту. Известно, что он ездил по памятным местам, посещал старых друзей, как бы прощаясь с тем, что ему было особенно дорого…
Непосредственным поводом к выстрелу явилось следующее.
После того как началась реабилитация невинно пострадавших при Сталине (этот процесс назывался у нас «поздним реабилитансом», в отличие от «раннего ренессанса»), некоторые жертвы Фадеева, то есть те, которые были арестованы и посажены по ордерам, завизированным Фадеевым, вернулись в Москву. Среди них был писатель, которого я обозначу буквой М., так как с неё начиналась его фамилия. Этот писатель публично назвал Фадеева негодяем и чуть ли не плюнул ему в лицо. После этого М. повесился.
Что ж, и это молча проглотить? Были такие, которые глотали и даже улыбались. Но ведь писатель М. повесился, он вынес все невзгоды сталинских исправительно-трудовых лагерей, выжил, а вот вернулся и тут, в Москве, назвав Фадеева негодяем, повесился. Надо было быть полнейшим ничтожеством, чтобы не почувствовать глубины этого факта.
Тени жертв, видимо, стали преследовать Фадеева. Но это не всё, хотя одного этого уже было бы вполне достаточно для того, чтобы прийти к мысли, что наступил час расплаты за содеянное.
В 1954 году Фадеев опубликовал несколько глав из своего нового романа «Чёрная металлургия». Он попытался создать эпопею о жизни рабочего класса в СССР. Он работал над романом долго и упорно. Но в результате оказалось, что этот «индустриальный эпос» – просто-напросто липа. Оказалось, что материалы для романа, полученные Фадеевым в одном из союзных министерств, фиктивные и фальшивые. А Фадеев на них построил весь свой замысел. Труд пошёл насмарку. Но дело было не в труде. Тут обнаружилось нечто самое страшное для писателя. Фадеев вдруг с предельной очевидностью понял, что он как писатель кончился, иссяк, что он не может бороться с самим собой, что видение жизни в нём уже подменено придумыванием жизни, её схематизацией, стереотипизацией, что он давно уже занимается партийной алхимией, что, впрочем, было ясно и после романа «Молодая гвардия», основанного также, как теперь выяснилось, на весьма сомнительных документальных материалах.
Мне невольно вспоминается разговор, который как-то я имел с одной бабой в Переделкине. Она мне сказала:
– Лександр Саныч называл меня приятельницей, а я его приятелем. Вот мы так друг с дружкой и калякали. А в тот день [день самоубийства] встретились мы по случаю подле Бахметьевской дачи, он мне и говорит: «Эх, приятельница, всё у нас убивают и убивают. Вот пастух имеет свои заботы, вот у артиста, значит, пьеса, а что у писателя? А у писателя – думка. Так вот, приятельница, убивают думку, убивают». А опосля пульнул он в себя, сердечный… Перед тем, прослышала я, в двух сберкассах счета открыл, а сберкнижки, выходит, племянницам определил…
В Переделкине же до меня дошла информация, что Фадеев любил последние годы простую русскую женщину по имени Клава. Это была дородная красивая баба, которая работала в закусочной и жила в бараке тут же, в Переделкине, по соседству с библиотекаршей Еленой. Клава еле сводила концы с концами и воспитывала сына. Муж её, кажется, погиб на войне. Фадеев помогал ей. Это, возможно, было его последним внутренним прибежищем, миром, в котором он изолировал себя от реальности, уже понимая, что реальность для него – смерть. О чём он говорил Клаве? Открывал ли свою «думку»? Кто знает. Только после смерти Фадеева она исчезла, вернее, ей немедленно дали отдельную квартиру в Москве, и она смешалась с многомиллионной массой людей. Следов, так сказать, не осталось…
В тот роковой день, после обеда, Александр Фадеев поднялся к себе в кабинет, это было на даче в Переделкине, написал два письма, одно – жене, Степановой, актрисе Московского Художественного театра, второе – в ЦК КПСС, лёг на диван, обложился подушками и застрелился.
Урну с прахом Фадеева, если я не ошибаюсь, замуровали в Кремлёвской стене, рядом с прахом других выдающихся деятелей коммунистического государства. Когда же Михаил Шолохов, приехав в Москву, позвонил Ворошилову, который тогда был Председателем Президиума Верховного Совета СССР, и спросил его о письме Фадеева в ЦК КПСС, Ворошилов, как следует обругав покойника, сказал:
– Если бы вы знали, что он нам написал, вы бы не задавали этого вопроса.
Позже поэт Александр Твардовский задал тот же вопрос Хрущёву, поинтересовавшись содержанием письма Фадеева в ЦК КПСС. Хрущёв ответил:
– В партии есть такие тайны, которые могут знать только два-три человека, товарищ Твардовский.
Никому не известно, что же именно написал Фадеев в Центральный Комитет той партии, членом которой он состоял ни больше ни меньше как 38 лет. Но есть версия, конечно же придуманная, и не одним человеком – и в этом её обобщающая сила, по которой Фадеев написал в своём письме очень коротко: «Я стрелял в политику Сталина, в эстетику Жданова, в генетику Лысенко».
…Жизнь иногда свивает поразительные по причудливости узоры.
На углу площади Маяковского и улицы Горького в Москве, неподалёку от того места, где теперь советская молодёжь всё чаще и чаще устраивает демонстрации в знак протеста против тоталитарных действий властей, стоит дом, в котором живут, так сказать, высокопоставленные. Над входом в одно из парадных этого дома можно увидеть бюст-барельеф Фадеева. Тут находилась московская квартира Фадеева, ныне превращённая в квартиру-музей.
Так вот, в 1961–1963 годах мне пришлось заниматься кооперативным строительством по линии Союза работников кинематографии СССР. Как известно, советское правительство в этих случаях даёт кооперативам ссуду, но тщательно контролирует и строительство, и весь начальный процесс организации кооператива. Я хочу сказать, что вы за свои деньги не можете получить квартиру, которую бы вам хотелось получить. Вас ограничивают размером жилой площади, а если у вас уже есть жилплощадь, но она вам кажется недостаточной и вы хотите её увеличить, возникают неописуемые трудности.
Сын Фадеева женился на популярной киноактрисе Людмиле Гурченко. Они решили получить собственную квартиру и вступили в наш кооператив. В отделе по регулированию жилищной площади Краснопресненского района мне пришлось отстаивать их права быть членами нашего кооператива. Заместитель председателя райисполкома, некто Параскун, огромный детина, с толстой шеей, краснощёкий, безусловный выходец из «низов», с ехидной улыбкой сказал:
– Не пройдёт этот номер. Они могут жить в квартире по улице Горького.
Я ответил:
– Да, но ведь это квартира-музей писателя Александра Фадеева.
– Нам важен метраж.
Тогда я подумал, что для Параскуна (а Параскун – это ныне хозяин жизни) имя Фадеева ничего не значило, кроме того что Фадеев принадлежал к советской знати, а Параскун, мечтавший поскорее попасть в число этой знати, был только на пути туда. Я думаю, что формула Параскуна «нам важен метраж» была, пожалуй, самым страшным приговором для Фадеева, тем более что этот приговор был произнесён «товарищем по классу».

Как быть Леди:  Вся правда о женщинах и как добиться РЕАЛЬНОГО счастья и уважения в отношениях с девушкой | Пикабу

Галактион Табидзе
Знаете ли вы, что собой представляет орден Ленина и каков он на вид?
Прежде всего орден Ленина – высшая правительственная награда в СССР. Орден – золотой, а барельеф Ленина посередине сделан даже из платины. Вначале, как я помню, орден этот привинчивался просто на борту пиджака, потом его стали вешать на пиджак со специальной полосатой колодкой. Нарядный орден. Почётный. И представляете, какая это была редкость и ценность, скажем, в тридцатых годах, когда их было ещё очень мало. И вот однажды на последней странице газеты «Заря Востока», которая тогда была органом Заккрайкома ВКП(б) и ЦК КП(б) Грузии, появилось невероятное объявление. Сообщалось, что утерян орден Ленина и нашедшего просят вернуть его за вознаграждение в отдел объявлений «Зари Востока».
Утерян! Да ведь в те годы даже за утерю партбилета и то исключали из партии и чуть ли не сажали. А что такое партбилет – книжечка. А тут орден, да ещё орден Ленина! Разумеется, по Тбилиси сразу поползли слухи, и сразу, конечно, стало известно, кто утерял орден. Кавалеров ордена Ленина в те времена, повторяю, было немного. Их можно было счесть по пальцам. Пересчитали. Ордена Ленина недоставало на груди у народного поэта Грузии Галактиона Табидзе. Люди затаили дыхание. Что же будет? Неужели репрессируют? Оказалось, что Галактион потерял свой орден где-то в духане по пьяному делу. Неужели отправят в места «не столь отдалённые»? А в те времена люди исчезали с поразительной быстротой по самым пустякам.
Простили Галактиона Табидзе. Товарищ Сталин милостиво простил народного поэта Грузии, и, если я не ошибаюсь, ему был выдан орден-дубликат…
К чему я рассказал этот трагикомический случай? Мне кажется, что он в известной мере характеризует образ второго самоубийцы – Галактиона Табидзе.
С мальчишеских лет я помню Галактиона. Нередко гурьбой мы бегали за ним по улицам. В последние годы Галактион отрастил бороду и усы, прежде он брил лицо, и оно у него, даже в молодые годы, было круглым и одутловатым, несколько бабьим. Роста он был среднего, к старости сильно раздался, обрюзг. Голос у него всегда был чуть хриплый, «пропитой». Ходил он странно, как-то боком и вроде по диагонали, вероятно, оттого, что постоянно был пьян. Но пьяный грузинский поэт – это нормальный поэт. Ничего в этом предосудительного не было. Музы, как правило, дружат с Бахусом. А в Грузии вино пьют вместо воды, ибо вода не везде хорошая. Я вырос в среде грузинских поэтов, таких, как Тициан Табидзе, Паоло Яшвили, Никола Мицишвили, и др. Все они очень много пили и писали великолепные стихи.
Но Галактион был абсолютно иным. Он стоял особняком, и духовного или творческого родства, например, с «голуборожцами», которых я только что перечислил, у него не было, хотя в молодости он одно время и увлекался символистами и импрессионистами.
Галактион Табидзе, безусловно, был одним из наиболее популярных поэтов Грузии, и популярность его была поистине народной. То, что он единственный в Грузии имел звание народного поэта, было им заслужено. Его стихи были понятны простым людям. Его декламировали на улицах, его знали наизусть в деревнях. А песни на слова Галактиона распевались по всей Грузии. У меня и сейчас в ушах замечательная песня «Цхалтубо да Кутаиси…».
В 1944М году Галактиона Табидзе сделали действительным членом Академии наук Грузии. Потом он начал писать верноподданические поэмы. Много писал о «великом Сталине». И всё больше и больше пил. В 1937 году арестовали Тициана Табидзе, Паоло Яшвили застрелился, Никола Мицишвили также был арестован, и романист Джавахишвили, и многие, многие другие. Галактиона не тронули. Галактион остался на свободе и продолжал сочинять сталинские панегирики. И продолжал неуёмно пить. Однажды я видел его лежащим на улице, что у грузин никогда не бывает – любой пьяный грузин умеет добраться до дома, а там уже падает на пол. (Дома, но не на улице.) Галактион лежал на улице. Может быть, уже тогда он искал свой конец?
Возникает тот же самый вопрос: верил ли Галактион Табидзе в Сталина, служил ли он ему потому, что считал, что наступила «заря новой жизни», или же это был попросту компромисс, сделка с совестью, приспособление?
Ответ всё тот же. На мой взгляд, в Галактионе было поразительное, никогда ранее не виданное смешение веры с неверием, то и другое жило в нём одновременно, но так как и то и другое не могло жить одновременно длительное время, то жизнь неизбежно приводила к взрыву.
В начале 1959 года в той же «Заре Востока» появилось сообщение о смерти Галактиона Табидзе. Было написано, что он скончался. Просто скончался. Печатались некрологи, воспоминания о Галактионе, его поэмы. Словом, смерть народного поэта отмечалась соответственно. На панихиде присутствовали партийные и советские «боссы», даже представители Москвы и пр. Произносились, разумеется, пышные похоронные речи. И ни единого слова не было сказано о том, что Галактион Табидзе на 66-м году жизни покончил самоубийством. Ни единого слова не было сказано о том, что он выбросился из окна своего дома и лежал на улице до тех пор, пока не приехала «скорая помощь». Ни единого слова не было сказано о том, что сделал он это, будучи абсолютно трезвым. И наконец, ни единого слова не было сказано, и это весьма симптоматично, о том, что сразу за каретой «скорой помощи» нагрянули сотрудники КГБ, которые немедленно опечатали весь литературный архив Галактиона, как в своё время это было сделано с архивами Горького, Пильняка и многих других.
Галактион Табидзе сейчас лежит в пантеоне писателей Грузии Мтацминда на Ново-Вакинском кладбище в Тбилиси. Ах, если бы покойники говорили! Но даже архивы некоторых, увы, пока молчат…

Как быть Леди:  Прагматики простыми словами: основные правила, плюсы и минусы, черты характера

Валентин Овечкин
О том, что произошло с Валентином Овечкиным, могла бы быть написана пьеса. Может быть, она когда-нибудь и будет написана. Вероятно, драма? А почему бы и не трагедия?
Примечательно в трагедии Овечкина то, что жертвой коммунизма явился сам коммунист, что коммунистическая система уничтожает тех лучших, которые отстаивают её честно, искренне, тех, которые декларируют её сердцем.
Поразительная механика!
Этот советский Гамлет был стопроцентным пролетарием и по крови, и по духу, работал в юности сапожником, был учителем в ликбезе (школа по ликвидации безграмотности), затем уехал в деревню и стал там председателем колхоза, вступил, конечно, в партию, куда без неё, был даже где-то секретарём партийного комитета. Словом, «железная» биография. Комар носа не подточит.
Одно время «наверху» взяли Овечкина на вооружение. Его критические очерки и рассказы печатались чуть ли не в «Правде», на целую полосу. (Этой чести удостаивались лишь такие, как Корнейчук, Симонов, Шолохов.) Широкую известность получили очерки «Районные будни», «В том же районе», наконец, «Трудная весна». Автор выдвигал идею «хороших» и «плохих» руководителей. Он обычно противопоставлял бюрократу и дураку первому секретарю райкома КПСС умницу и гуманиста второго секретаря райкома КПСС. Я думаю, что Овечкин верил в эту идею, во всяком случае, он достаточно горячо об этом писал. И он писал, конечно, о том, что у него на душе наболело, о том, что было для него чрезвычайно важным.
Да, одно время события складывались так, что Овечкина «поднимали». Он был «избран» членом правления Союза писателей РСФСР, а затем и членом правления Союза писателей СССР.
А дальше случилось вот что.
Укрепившись у власти, Хрущёв начал вводить свои «новшества». Коснулось это и колхозов. Овечкин принял их настороженно, а затем и прямо в штыки. В тот период он жил в Курске и был членом Курского обкома КПСС. Хрущёвские новации вызвали недовольство и в руководящих кругах области. Не вникая в существо дела, скажу, что местные «тузы», собираясь вечерами за круглым столом и попивая водочку или выезжая на рыбалку (обычно этим и ограничиваются «культурные мероприятия» на верхах), не то чтобы открыто, но всё же поговаривали об «авантюризме» Никиты. В этих разговорах принимал участие и Овечкин. Не думаю, чтобы он был консерватором, но он был против Хрущёва. Больше того, он как бы возглавил местную «оппозицию», а так как перед созывом XXII съезда КПСС по стране проходили партийные конференции, Овечкин и предложил секретарям обкома партии и советским начальникам устроить нечто вроде партийного бунта. План Овечкина был прост, но в условиях нашей жизни невероятен, лучше сказать, почти невероятен. Овечкин хотел выступить на партийной конференции Курской области первым и выложить «правду-матку», с тем чтобы его поддержали секретари обкома КПСС, руководители облисполкома и т.д.
Овечкин искренне надеялся, что за ним пойдут и все остальные делегаты конференции, тем более что он был уверен – его идеи разделяются на местах, то есть в колхозах области.
На одном из «высокопоставленных» в масштабе области выпивонов было договорено о совместных действиях.
Валентин Овечкин с той же смелостью, с какой сам Хрущёв вышел на трибуну XX съезда КПСС, поднялся на трибуну партийной конференции Курской области. Он, что называется, толкнул речугу и… Что же произошло дальше?
Дальше произошло то самое, что было описано в рассказе Яшина «Рычаги». Сработал принцип «демократического централизма»: каждый в отдельности – против, все вместе – за. Словом, Овечкина не поддержали. Наоборот, боссы, которые накануне «подогревали» Овечкина, обещали вместе «выйти на баррикады», в последнюю минуту сдрейфовали и, опасаясь за свои мягкие кресла, за свои оклады, за свои партбилеты, сбежали в кусты. Нет, не только сбежали в кусты, а сами же набросились на Овечкина и объявили его чуть ли не предателем интересов Родины.
Вернувшись домой, осознав в полной мере свою катастрофу, поняв, что у него окончательно отняли веру в человека, в коммуниста, в его право на мысль, на суждение, на выражение собственного мнения; поняв вдруг, что это всё лежит в основе системы, что коллективная система жизни противоестественна, что коллектив, превращённый в догму, уничтожает человеческую личность, советский Гамлет неизбежно пришёл к логическому вопросу: «Быть или не быть?!»
«Не быть!» – тут же подсказал ему собственный голос совести.
Вероятно, в этот миг в представлениях Овечкина появилось нечто большее, чем идея коммунизма, чем партийный долг, чем обязанности советского писателя, чем даже интересы колхозов. Вероятно, в этот миг он переосмыслил всё, и прежде всего цену человека. Видимо, в этот миг он совсем иначе взглянул на себя и на то, что его окружало, видимо, в этот миг он почувствовал, по выражению Пастернака, «запах бессмертия». И, придя к этому, Овечкин взял в руки мелкокалиберное ружьё, которое висело у него на стене, заложил патрон и выстрелил себе в голову.
Конец не наступил сразу, может быть, дрогнула рука или мелкокалиберка оказалась не смертельным оружием. Овечкина в бессознательном состоянии на самолёте отправили в Москву. Здесь, в нейрохирургической клинике имени Бурденко, врачи сделали сложную операцию, и жизнь Валентина Овечкина была спасена. Но он потерял глаз.
В дни выздоровления по указанию властей к Овечкину в палату пускали только одного писателя – Константина Симонова, которого, кстати, Овечкин всегда недолюбливал и не раз говорил об этом при свидетелях и открыто.
Власти изо всех сил старались замолчать и приглушить «дело Овечкина». По всем правилам такой коммунист не мог избежать осуждения и за то, что он выступил против Хрущёва, и за то, что он пытался наложить на себя руки. То и другое было из области антипартийного, то и другое в КПСС карается беспощадно. Я знаю случаи, когда коммунистов-самоубийц по указанию властей просто не хоронили, ибо они считались, так сказать, изменниками. Но с Овечкиным поступили иначе. В период его пребывания в клинике в «Литературной газете» даже появилась какая-то его статья или очерк, из тех, которые он написал прежде. Этим самым нам, литераторам, дали понять, что, мол, статус-кво между Овечкиным и «верхами» установлен, что, мол, всё заняло подобающее место и что, мол, так и должно было быть. Симонов, вероятно, сыграл в этом случае роль партийного эмиссара. Несколько позже последовали даже «поощрения», лучше сказать, награды. Немного спустя Валентина Овечкина ввели в состав редакционной коллегии журнала «Новый мир», а на 4-м съезде Союза писателей СССР (1967 год) его «выбрали» в состав правления. И вроде бы всё стихло, угомонилось. И нигде не было написано ни о выстреле Овечкина, ни о его выступлении на Курской партконференции, ни о том, что он потерял глаз, и уж конечно ни слова о том, что говорили друг другу Овечкин и Симонов, и, наконец, о том, что спустя некоторое время после попытки самоубийства Валентин Овечкин попал в сумасшедший дом.
Почему же Овечкин попал в дом для умалишённых после того, как был установлен статус-кво? Надо думать, что «примирение» Овечкина с Хрущёвым не исчерпало того, что толкнуло Овечкина на самоубийство. Надо думать, что внутренние терзания, душевная борьба не оставляли его. Надо думать, что именно это и привело его к спасительному на определённое время алкоголю.
(О, как бы мы жили на земле, если бы не было вина?! Как бы
жили и Фадеев, и Галактион Табидзе, и Валентин Овечкин, да и Шолохов, и Твардовский, и Берггольц, и Юрий Олеша, и Михаил Светлов… Последний сказал мне: «Слушай, старик, разве можно в этой жизни быть всё время трезвым?»)
Как-то Овечкин приехал в Москву, остановился в гостинице «Москва» и, напившись, разделся и попытался выброситься из окна. Дело дошло до того, что была немедленно вызвана пожарная команда, под окнами его номера растянули брезентовый тент. Тут же, конечно, нашлись услужливые и «заботливые» люди, которые позвонили в нашу литфондовскую поликлинику, и оттуда же прибыла целая команда врачей. Врачи – народ тренированный и исполнительный, и прибыли они, разумеется, с заранее полученной сверху директивой. И Валентина Овечкина прямо из гостиницы «Москва» перевезли в больницу для умалишённых…
Группа московских писателей, так сказать, среднего поколения, которых вся эта история возмутила, что, на мой взгляд, делает им честь, отправилась в указанную больницу и попыталась выяснить, действительно ли Овечкин «спятил», то есть потерял рассудок. Официальные запросы ни к чему не привели. Ясного ответа у главного врача они не получили. Но некоторые из них, в прошлом «стреляные воробьи», решили действовать окольным путём. Им удалось остановить молодого врача, женщину, и поговорить с ней. Конечно же, она не рискнула прямо и открыто сказать им, что она думала о состоянии Овечкина. Вместо этого на вопрос московских писателей она ответила своим вопросом. Она спросила:
– А может быть, кто-то попросту заинтересован в том, чтобы Овечкин оказался умалишённым?
Точки над «

Авторы: 

Владимир АБАРИНОВ

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий