Военная выправка.
Здоровая устойчивая осанка – это важный элемент профессиональной армии и сегодня. Воспитание и коррекция осанки традиционно входит в курс подготовки военнослужащих практически всех армий мира. Так, в боевом уставе США 1946 г. сказано “Хорошая осанка очень важна для солдата.
Во-первых, солдата часто оценивают по его внешности — мужчина с хорошей осанкой более напоминает хорошего солдата, он более овладевает вниманием окружающих. Во-вторых, общепринятый психологический факт — хорошая осанка связана с хорошей моралью — человек с хорошей осанкой чувствует себя лучше и более уверен.
Кроме умения принять осанку, важно уметь ее сохранять. Гвардейцы Почетного караула ВВС США должны всегда держать осанку, иметь военную выправку, даже если перед их лицом появляется резиновый цыпленок, издающий громкие звуки. Тест на резинового цыпленка проводят инструкторы в школе Почетного караула ВВС США.
Воспитание осанки у аристократии.
Воспитание осанки у детей из привилегированных сословий методически осуществлялась посредством таких занятий, как уроки танцев, верховая езда, фехтование, риторическая подготовка, этикет, а также привычкой к церемониальному общению. Для воспитания правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали держать высоко голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать живот».
Князь И. М. Долгорукий вспоминал: «Я учился немецкому языку, учился два года и слова не затвердил; славный Matecin учил меня фехтованию — и я принялся за ремесло рубаки прекрасно; Missoly и Grange выправляли мне ноги — и я плясал изрядно.
Жестким диктатом достигалась и внешняя выправка. Гувернантка должна была буквально ходить следом за воспитанниками и без конца повторять: «Держитесь прямо». Требовалось следить, чтобы дети ходили не раскачиваясь, не переваливаясь, ступали бы не на пятки, а на носки.
Для хорошей осанки, особенно важной для девочек, гувернантка, едва приступив к своим обязанностям, первым делом надевала на воспитанницу корсет. Считалось, что сделать это надо не позднее чем в семь лет, иначе никогда не будет тонкой талии. При признаках сутулости в корсете полагалось ходить круглосуточно, даже спать в нем.
Некоторые дамы так к этому привыкали, что потом всю жизнь спали в корсете. (Разумеется, это нездоровая процедура). Выправляли осанку и специальные упражнения: ходьба по комнате со сведенными лопатками и сцепленными за спиной руками; с толстой книгой на голове; ежедневные пятнадцатиминутные лежания плашмя на спине на полу и т. п.
В середине XIX века педагоги стали говорить об индивидуальном воспитании, о необходимости растить из ребенка сознательную личность с собственным характером. Новые воспитательные приемы, не отменяя внешней «выправки», без которой, как по-прежнему считалось, не могло быть порядочного человека, все же больше внимания обращали на нравственную и умственную стороны воспитания.
Об аристократах (кодекс аристократа) | тот самый киреев
Пролог.
Все чаще поднимается разговор о чести, о различиях между чиновниками, политиками, лидерами стран «Тут у нас» и «Там у них». «Посмотрите, кого выбирают в депутаты!», — слышится на каждом шагу. «Нам нужны новые люди!», — кричат им в ответ. Так каким должен быть новый политик, чтобы на него можно было равняться. Я считаю, что аристократом. Учтите, что аристократ, это совсем не ругательство. Таковым его сделали большевики, которые боролись с дворянством, часть представителей которого были именно аристократами.
А между тем великий Платон считал аристократию одной из самых совершенных форм правления государством.
В общем, вот некоторые заметки, описывающие аристократа в идеале. Автор — Андрей Новиков-Ланской.
Protection of honor where it is invisible to others.
Защита чести там, где для других она невидима.
Фрагменты из романа Андрея Новикова-Ланского «Аристократ» (2007)
Аристократу присуще ощущение избранности. Он чувствует, что рождён для осуществления высокой цели и миссии. Он отдаёт себе отчёт в том, что он – особый человек, не похожий на других, несущий особую ответственность перед миром и исполняющий особый долг и служение. Он гордится тем, что сделано им, но не тем, что принадлежит к числу аристократов. Его достижения и деяния на благо Царства являются высшей ценностью. Он горд, но не высокомерен. Он знает, что ничто так не унижает человека, как высокомерие.
Аристократ готов на любую работу, результат которой приносит пользу Царству. Польза и величие Царства является высшей ценностью для аристократа.
Аристократ проявляет хорошие манеры, даже наедине с собой. Он всегда любезен, вежлив, не демонстрирует превосходства. Аристократу свойственна осанка. Для него осанка, естественно приобретённая в детстве, является причиной и следствием чувства внутреннего достоинства. Даже если в старости тело аристократа сгорблено, в самом его образе чувствуется внутренняя осанка.
Аристократ имеет идеалы, убеждения и кодекс веры. Он открыто провозглашает их, но не вступает в идейные споры, встречая несогласие. Он с интересом, но спокойно воспринимает чужие взгляды. Аристократ почтительно относится к будущему. Он знает, что каждый его поступок и каждая его мысль определяют будущее. Он старается вести себя так, чтобы его потомки думали о нём не хуже, чем он думает о своих предках.
Аристократ не занимается торговлей. Его не интересует прибыль и коммерческая выгода вообще. При этом важно его личное неучастие в торговых отношениях, в которые могут быть вовлечены его представители. Участие аристократа в коммерции и финансовых делах может быть оправдано в том случае, если он занимается этим не ради получения дохода, а во имя иной, более достойной цели – например, для самопознания, благотворительности, на благо семьи или вступает в идейные споры, встречая несогласие. Он с интересом, но спокойно воспринимает чужие взгляды.
Аристократ – человек, способный давать и сдерживать обещания и клятвы. Он знает цену своему слову и ни при каких обстоятельствах не изменяет ему. Всё сказанное аристократом – часть его самого, и измена своему слову означает для него измену самому себе.
Аристократ соблюдает принятый этикет не для того, чтобы произвести впечатление, но потому что так ему удобнее. Он легко говорит о табуированных и запретных вещах, для него нет ничего неприличного. Однако он обладает вкусом и во всём чувствует меру. Он также свободен в резких выражениях, но использует их красиво и к месту.
Аристократу чуждо желание сделать состояние. Аристократ чувствует себя богатым вне зависимости от того, каково его подлинное состояние. Он уверен, что у него ровно столько денег, сколько ему нужно. Богатство требуется аристократу для поддержания его образа жизни, оно не ценно само по себе. Оно помогает достичь духовной цели, к которой аристократ стремится.
Аристократ равнодушен к деньгам. Он воспринимает их как что-то само собой разумеющееся. Если у него есть деньги, он ими пользуется. Если денег нет, он полагает, что в данный момент они ему не нужны, и обходится малым. Аристократ не копит денег. Он старается не брать и не давать в долг. Если кто-то придёт к нему с просьбой о деньгах, он скорее отдаст нужную сумму безвозмездно.
Для аристократа профессионализм является главным качеством. Аристократизм старается стать профессионалом во всем, чем он занимается. Аристократ всегда профессионал. Он больше ценит знания и навыки людей и не стыдиться признать свою неопытность и признать руководство профессионала над собой. Аристократ не стремится делать карьеру. Карьерист не может быть аристократом. Аристократу не нужно никому ничего доказывать. Все свои силы и ресурсы аристократ тратит на семью и на осуществление заданной цели и задач.
Аристократ осознаёт, что существуют силы выше его собственных – Бог и судьба. Он уважительно относится к судьбе, стремится установить диалог с ней и не испытывает её без нужды. Аристократ не совершает богохульных поступков, ибо всегда ощущает себя в божественном присутствии. Он понимает, что молчание Бога – это иллюзия, что Бог проявляет себя всегда и во всём, но человек может быть слеп и глух.
Аристократ дружелюбен и верен дружбе. В друзьях он видит собственные проявления. При этом он не считает аристократические проявления в других особенным достоинством. Напротив, он полагает, что только подобным образом и следует себя вести. И он с удовольствием отмечает и воодушевляет благородные качества в окружающих.
Аристократ внутреннее свободен. Никто и ничто не может лишить его свободы. Аристократ полагается только на себя. Он рад, если у него находятся сподвижники, но он не ожидает никакой помощи извне и не рассчитывает на неё всецело.
Аристократ точен и прост в высказываниях. Он избегает словесных излишеств, украшений и неясностей, хотя получает удовольствие от каждой своей фразы. Он знает, что неряшливость речи отражает неряшливость мысли – и то, и другое приводит к недоразумению. Ему также нравится вести изысканную переписку.
Аристократ знает, что тяжёлый физический труд возвышает и облагораживает человека. Аристократу свойственно воспринимать физический труд как возможность усовершенствовать этот мир собственноручно. Аристократ считает праздность преступлением. Свободное время необходимо для спокойного созерцания своей личности и работы над ней, общения с семьей и близкими ему людьми.
Аристократ заботится о своём теле, о телесном здоровье. Он знает, что является образцом для подражания, поэтому всегда опрятен и чист. Аристократ не тратит сил на сохранение молодости. Он знает, что старение благотворно, оно снимает лживую маску внешней привлекательности или непривлекательности. Его вещи и его интерьеры также содержатся в порядке. Аристократ неприхотлив в еде, хотя любит и знает хорошую кухню. Он употребляет лишь чистые и благородные напитки. Крайне редко употребляет спиртное.
Аристократ приобретает роскошь только в случае крайней необходимости. Он понимает, что большое богатство, также как и нищета, – не награда, а испытание. Он не страдает в ущербной обстановке и при отсутствии комфорта. Аристократ оценивает материальные вещи, не исходя из их рыночной стоимости, а тем, насколько вещь по-своему красива, богата своей историей, связана с его личными воспоминаниями, связана с его предками. Высшей ценностью для аристократа обладают его собственные вещи, он воспринимает их как часть самого себя. Аристократ так же уважает право собственности других.
Аристократ обладает чувством меры во всём. Он знает опасность крайностей и стремится избегать их. Он проявляет сдержанность, спокойствие и рассудительность в любых ситуациях. Его трудно вывести из себя. Он не позволяет себе гнева, истерики и других громких проявлений каких бы то ни было чувств. Аристократ обладает вкусом в поведении и искусстве. Он не допускает вульгарности и пошлости в одежде, поведении и речи. Его стиль индивидуален и комфортен. Его не беспокоит то, как другие оценивают его стиль. Он не следит за модой, но сам определяет моду.
Аристократ может себе позволить себе иронию и самоиронию, но не злоупотребляет этим, особенно если речь идёт о значимых для него вещах. Аристократ уважает чужое мнение и внимательно слушает достойного собеседника. Он не вступает в спор ради спора. Он не пытается переубедить собеседника, лишь объявляет свою точку зрения. Он избегает словесной перепалки, для него беседа – способ узнать что-то новое.
В основе всякого аристократизма лежит благородство. Часто присутствие этого качества обусловлено происхождением человека, достоинством его предков, однако это не является обязательным условием – лишь благоприятным фоном. Благородный человек любого происхождения должен считаться аристократом.
Мышление аристократа государственно. Он интересуется делами государства, но они являются определяющими в его жизни. Он не ищет никаких наград, восхищения или одобрения со стороны других. Уважение к себе он принимает как должное.
Аристократ не пускает страх и потрясения в своё сердце. Он стойко переносит болезни, катастрофы и другие удары судьбы. Он также не позволяет себе излишнего страдания, ибо чувствует в нарочитом страдании нечистоту и неблагодарность. При этом аристократ – человек сочувствующий и испытывающий жалость к страждущим. Видя несчастья других, он может брать на себя вину и ответственность за чужую боль.
Аристократ – не статус и не состояние, а становление. Это – духовный путь, который не может остановиться. Цель аристократа – совершенствование себя и мира вокруг, воспринимаемого как проявление самого себя. В основе аристократизма лежит стремление стать лучше и сделать других лучше. Поэтому в самом греческом слове задано понимание аристократии как власти лучших. Быть лучше и лучшим – не столько право аристократа, сколько его обязанность.
Аристократ понимает, что погружённость в прошлое не есть неуважение к будущему, это – трезвость настоящего. Он гордится своей фамилией, гербом, девизом и прочими отличительными знаками рода. Особенной ценностью для аристократа является местность и дом, впитавший историю его семьи. Для аристократа дом – проявление его самого.
Любовь – высшая ценность для аристократа, будь то любовь к женщине, к истине, к Богу, к роду или к своей земле. Но любовь он понимает широко. Для него это не болезнь и помешательство, а отношение к миру – благодарное и радостное. Аристократ не стремится к удовольствиям, но и не отвергает их. Он умеет радоваться и удивляться каждой секунде жизни, но не считает нужным специально искать удовольствия, тем более внешние и общепринятые.
Аристократ считает ниже своего достоинства вступать в спор с теми, кто, по его мнению, проявляет себя непорядочным образом. Оскорбительные выпады аристократ игнорирует, так как знает, что дискуссия возможна только с равными себе. Аристократ выше сплетен, клеветы и интриг. Он не принимает участия в закулисных играх, предпочитая быть искренним и откровенным. Он говорит правду в глаза и не понимает обид, вызываемых этим. Аристократ не признаёт никакого человеческого суда. Никто и ничто не может заставить аристократа согласиться с несправедливым решением или неправедно осудить кого-либо. Он не приемлет поспешных решений, взвешивает каждый аргумент, так как понимает вес своего слова.
Аристократ – тот, кто осознаёт и чувствует себя аристократом. Всякий человек, вступающий на путь совершенствования по аристократическому образцу, должен быть признан аристократом. Аристократ – это не данность, а заданность. Аристократом нельзя родиться, но им можно умереть. Аристократом нельзя быть или стать по заслугам, по достижениям и результатам. Новый аристократ – это всегда внутренняя реформа, когда человек приобретает особый тип сознания, на основе которого строится его судьба и характер.
Определяющим качеством аристократа является щедрость. Аристократ занимается благотворительностью и другими видами помощи тем, кто в ней нуждается. Ему несвойственно афишировать свои добрые дела. Аристократ проявляет свою щедрость не для репутации или из суеверия, а из чувства долга. Аристократ ощущает в себе избыток, ему больше дано, чем другим, и он чувствует необходимость делиться от своего изобилия. Для аристократа естественно одаривать подарками и безвозмездно помогать. Дары гораздо более ценны для аристократа, чем что-либо заработанное, ибо они в большей степени несут в себе личное отношение.
Аристократу не свойственно подавлять других. Стремление к господству не есть аристократическая черта. Он знает, что желание возвыситься самому и унизить другого – это всего лишь способ скрыть собственную неуверенность и слабость. Аристократ не применяет насилия. Он уверен, что применяющий насилие проявляет отсутствие силы и душевное несовершенство. Он не ищет славы или богатства, реализация в социуме не является его целью, хотя может осуществляться сама по себе. В целом, амбиции аристократа не публичны, а глубоко личны.
Аристократ милосерден и готов прощать. Он понимает человеческую слабость и склонен считать, что в чужих ошибках есть доля и его вины. Его прощение в первую очередь обращено к незнакомым и малознакомым людям. Аристократ с трудом учится прощать самого себя и близких людей. Это связано с повышенной ответственностью аристократа. Требования, предъявляемые им к себе и своему кругу, чрезвычайно высоки.
Аристократ знает искусства и особенно изощрён в изящной словесности. Он также покровительствует искусствам и убеждён в том, что настоящее искусство всегда светло. Аристократ увлечён коллекционированием и, как правило, имеет хотя бы одну коллекцию. Наиболее естественным для него является собирание библиотеки и произведений искусства. Аристократ – человек книжной культуры среди людей массовой культуры.
Аристократ любопытен ко всему новому и с радостью приумножает свои знания. Он широко образован, его знания универсальны, но тем не менее он глубоко изучает хотя бы одну специальность. Однако он не боится банальностей и избитых истин, если для него они истинны. Аристократ считает философию аристократическим занятием. Размышления и созерцания являются его каждодневной работой. Для него в равной степени ценно изучение существующей философии и построение собственной. Аристократ ценит мудрость превыше ума, говоря, что мудрость – это ум сердца. Он не отвергает чужой мудрости, ибо понимает, что когда он соглашается с ней, мудрость становится его собственной.
Аристократ спокойно и уважительно смотрит в лицо смерти. Он не боится её, как не боится всего нового. Он отдаёт себе отчёт в том, что только смерть раскрывает подлинное величие человека – так же, как и ложное. Аристократ не боится смерти ещё и потому, что смысл его жизни – в постоянном расширении своей территории. Он осваивает новые пространства, будь то пространство земли, мысли, чувства – или смерти. Увидев что-то новое, аристократ присоединяет его к себе, и оно становится частью его владений, его личной территорией, предела которой – нет.
Если вы знаете подобные описания аристократов, то поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Благодарю.
Осанка, внешность, здоровье и статус.
Про эти свойства осанки сказано много. То, как расположено ваше тело, влияет (зачастую незаметно) на множество самых разных процессов: от глубины голоса до вашей храбрости. Верно и обратное: каким бы красивым вы не были, плохая осанка может испортить все.
Осанка является отражением уровней дофамина и серотонина, при их падении осанка становится плохой. Правильная осанка делает движения плавными и красивыми, а походку — легкой и устойчивой. Также обращаю ваше внимание на невербальное значение осанки: в природе, и у людей, и у животных существует неосознанное правило: человек с плохой осанкой подсознательно подчиняется человеку с правильной осанкой.
Слова сан, сановник, осанка имеют общее происхождение. Также, как и беларуское слово «постаць», или «стать», «статность». Слово «осанка» в языке произошло от корня «-сан». Когда-то это понятие напрямую связывали с родом деятельности. Осанистыми называли уверенных в себе людей, занимавших высокую должность (сан) – в отличие от сгорбленных физическим трудом крестьян.
Невербальное значение осанки подчеркивает термин «статность». Статность при наличии определённых внешних особенностей (осанка, рост, прекрасная посадка головы) есть, тем не менее, умение «нести себя» с достоинством. В. И. Даль, определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу:
«Без осанки — конь — корова». Волочащиеся ноги и согнутая спина могут испортить впечатление от красивого лица девушки. И наоборот, легкая походка и стройная фигурка «сгладят» недостатки некрасивого лица. Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных» ввел понятие «Рефлекс осанки»:
Занятия в Смольном институте благородных девиц
Осанка, выправка, статность – это одна из ключевых целей физического воспитания с античных времен. Греки использовали термин areté. Аreté обозначает состояние, в котором человек находится в наивысшей точке своего интеллектуального и физического развития.
При этом исключительно гармония души, тела и разума позволяет достичь areté и наслаждаться жизнью максимально полно. У О. Шпенглера есть любопытное высказывание о том, что античная этика была ни чем иным, как этикой осанки. Между тем, об «этике осанки» можно говорить не только в отношении античности.
Подобное внимание к осанке наиболее полно проявило себя в аристократическом образовании. Правила того времени обязывали заботиться о красивой осанке. Считалось, что выправка, стать, осанка – это неотъемлимый атрибут личного достоинства, чести, «гонора».
Раньше по осанке человека судили о породистости человека его образовании и достатке. Традиционное классическое воспитание дворянства давало идеальную схему решения проблемы осанки. Всех с раннего детства приучали держать выправку на уроках танца, скачек и фехтования
Но в любом сословном обществе этика осанки является обязательной для одних и табуированной для других. В деспотиях первых цивилизаций этике осанки следовал один человек — деспот (царь, шах, раджа, эмир и пр.). В античном полисе деспотов было столько же, сколько домов в городе, так что всякий собственник дома (экоса) имел право на осанистость.
В романо-германском рыцарстве на осанку имел право как предводитель военной дружины (герцог, конунг), так и прославленные воины. Естественно, что зависимые сословия или этнические меньшинства не имели права на осанку — даже тогда, когда получили доступ к грамотности и образованию.
В настоящее время осанка используется скорее как инструмент закрепощения. В системе современного образования — такой, какой она исторически сложилась: классно-урочной, лекционно-семинарской, — поза учащихся на аудиторных занятиях выполняет важную роль дисциплинарного фактора.
Младших школьников приучают думать, не шевелясь, причем думать в сидячем положении. Между тем, сидячее положение, столь презираемое в античной культуре, не является естественным — тем более для людей различных этнических культур и различных типов темперамента.
Разрушение традиционной аристократической культуры привело к тому, что «осанка» отделилась от «воспитания». Проблема осанки впервые возникла как крупная культурная проблема с появлением «новых богатых» из числа ростовщиков («банкиров») и «свободных предпринимателей» — жителей бургов («бюргеров», «буржуа»).
Буржуа был не осанист, — и осанку не удавалась приобрести ни деньгами, ни образованием. В основе этики осанки, как оказалось, заложено особое чувство человеческого достоинства, исторически сформированное личным мужеством, служением, наличием так называемого «предсмертного опыта» (поединков, инициаций).
Буржуа был смел, рискован, — но, тем не менее, не осанист. С победой буржуазной культуры этике осанки пришел конец. Именно это обстоятельство, а не что-либо иное, провело резкую грань между двумя китами педагогики: «образованием» и «воспитанием». Образование не нуждается в «осанке», в то время как воспитания без «этики осанки» (в той или иной степени) вообще не бывает.
Любопытно, что в Британии хорошая осанка была условием получения дворянства. По словам Томаса Смита, «тот, кто изучил где-либо законы королевства, кто учился в университетах, кто освоил свободные науки и, короче говоря, кто может жить праздно, не предаваясь ручной работе и будет при этом в состоянии иметь осанку, обязанности и вид джентльмена, того назовут мастером, так как это и есть звание, которое люди дают эсквайрам и другим джентльменам». Коллегия герольдов давала такому человеку за плату новоизобретенный герб и титул.
Танцы как важнейший элемент динамической осанки.
Раньше считалось, что чем более высокое положение занимает человек в обществе, тем совершеннее должны быть его речь, манеры, внешний облик. При этом король вне конкуренции, ему нет равных. Танец — высшая форма движения; значит, король обязан танцевать лучше всех.
Именно таким был Людовик XIV, поражавший современников великолепной осанкой и красотой жестов. Одним из важнейших политических решений начала правления Людовика XIV был декрет о создании Академии танца: «Поскольку искусство танца всегда было известно как одно из самых пристойных и самых необходимых для развития тела и поскольку ему отдано первое и наиболее естественное место среди всех видов упражнений, в том числе и упражнений с оружием, и, следовательно, это одно из самых предпочтительных и полезных Нашему дворянству и другим, кто имеет честь к Нам приближаться, не только во время войны в Наших армиях, но также в Наших развлечениях в дни мира…»
В задачи танцмейстера входило научить не только танцевать, но и свободно держаться в обществе, легко и непринужденно двигаться. Поэтому много внимания уделялось поклонам и реверансам, выработке красивой осанки, положению рук и ног, даже особого, «приличного в обществе» выражения лица.
Вот как описывалось оно в учебнике танцев начала XIX века: «Глаза, служащие зеркалом души нашей, должны быть скромно открыты, означая приятную веселость. Рот не должен быть открыт, что показывает характер сатирический или дурной нрав, а губы расположены с приятною улыбкою, не выказывая зубов».
С раннего детства происходило обучение детей танцам, чтобы будущие дворяне могли владеть своим телом, держать себя уверенно и непринужденно. Учителя танцев – танцмейстеры – были очень требовательными, и для многих детей, особенно мальчиков, уроки хореографии превращались в тяжкую повинность.
В конце XVIII — начале XIX века танец наряду с иностранными языками и математикой — один из важнейших предметов в программе обучения дворянина. «При отъезде из Москвы дядя велел мне усовершенствоваться без него в французском языке и выучиться по-немецки, математике и танцевать», — вспоминал М.А. Дмитриев.
Существовали даже мужские корсеты, напоминающие женские и заставляющие «сильный пол» еще больше утягивать живот и расправлять плечи. Другая часть туалета, которая влияла на осанку, – высокие жесткие воротники. Воротник-стойка, плотно охватывающий шею от надплечий к подбородку, не оставлял выбора и заставлял держать шею и голову прямо.
Некоторые современные армии активно используют занятия танцами для развития своих солдат. Так, Бойцы 25-й дивизии южнокорейской армии дислоцируются в Пхаджу, рядом с северокорейской границей, одной из самых охраняемых в мире. Всего в 100 километрах отсюда находится столица Южной Кореи Сеул.
Каждую неделю в часть приезжает представитель Корейского национального балета, чтобы проводить мастер-классы для солдат. Официальная цель таких занятий – снять стресс у военнослужащих. «Балет требует физической силы и выносливости, помогает укреплять мышцы, повышает гибкость, корректирует осанку. Может, вы не поверите, но балет помог нам в подготовке к сдаче нормативов», – уверен их командир.
Цитата:
Княгиня Е.Р. Дашкова взяла на воспитание бедную английскую девушку и пригласила для занятий с ней танцами танцмейстера Ламираля, которому сказала при встрече: «Я слышала, что вы учите танцевать по методике мадам Дидло, ее метода мне очень нравится, потому что мадам Дидло очень занимается выправкой корпуса.
Посмотрите на меня: я старуха, но до сих пор держу себя прямо, как стройная 18-летняя девушка; когда я в молодости училась танцевать у придворного танцмейстера Пика, он долго держал меня на менуэте а-ля рень, а ныне без выправки корпуса и ног прямо учат разным танцам.
Графиня Анна Алексеевна Орлова привезла из Англии шотландский танец под названием экосез и передала его танцовальному учителю Иогелю, который ныне всех заполонил этим танцем; право, смешно смотреть, как молодые барышни, сгорбясь подобно деревенским старухам, держат ноги на манер гусиных лап, носок с носком и подпрыгивают, как сороки.