17 плюсов и минусов фаталиста — человека, который верит в судьбу

17 плюсов и минусов фаталиста - человека, который верит в судьбу Женщине

Что такое фатализм

Термин «фатализм имеет латинское происхождение. В переводе с латинского «fatum» означает «рок, судьба». Всеобъемлющая вера в предопределенность жизни судьбой получила название «фатализм». Данная разновидность мировоззрения исключает любые случайности в жизни человека.

Противоположным подходом для фатализма является волюнтаризм. В основе данного подхода лежит стойкая убежденность в том, что с помощью собственной воли человек может изменить свою жизнь. Другими словами, если человек хочет, чтобы жизнь его устраивала, он должен приложить усилия и изменить то, что ему в собственной жизни не нравится.

В философии фатализмом называют такой образ жизни, при котором человек не предпринимает активных действий, направленных на изменение своей судьбы. Любое событие в жизни он расценивает как результаты влияния фатума (судьбы).

В истории о фатализме стали говорить одновременно с появлением первых религий. Этот тип мышления существовал на всей территории земного шара, так как для многих социальных явлений люди не могли найти логические причины. Они полагали, что те или иные события в мире происходят по воле высших сил, противостоять которым человек не в силах. Современные мировые религии также имеют фаталистическую основу.

Религиозность
Ярко выраженная религиозность порой становится причиной того, что человек фаталистически относится к тем событиям, которые происходят в его жизни

Христианской религии свойственен позитивный фатализм. В основе этой религии лежит положение о том, что человек создавался по образу и подобию Бога. Это означает, что каждый человек неповторим и уникален, каждый умеет делать что-то особенное, что недоступно другому человеку.

Смотреть что такое фатализм в других словарях:

Фатализм — вера в господство в мире и особенно в жизни неизбежного и неотвратимого рока. Фаталистические представления весьма распространены уже в народных мифологиях (см. Доля), причем роль решительниц предназначенной каждому участи играют особые существа в роде греч. мойр (см.) или рим. парк (см.). Только позднее стало развиваться понятие о безличном роке (см.), или судьбе. Главная особенность всех этих мифологических представлений — уверенность в неизбежности назначенной участи, в неотвратимости того, что суждено: «чему быть, того не миновать», или, как говорит Геродот, «того, что должно случиться по воле божества, не в силах отвратить человек». Такой фаталистический характер получало иногда и христианское учение о предопределении (см.), напр. у бл. Августина (с некоторыми оговорками) и особенно у Кальвина (без всяких смягчений). С особенною силою фаталистический взгляд на абсолютное предопределение развился в исламе (см.). Основная формула всякого Ф. может быть выражена таким образом: «что бы человек ни делал, с ним случится непременно то, что ему на роду написано», безразлично, будет ли это приниматься за веление слепого рока (судьбы) или за предначертание божественного промысла, заслужил ли человек свою судьбу, или, наоборот, она не стоит ни в каком отношении к его поведению. Главное в Ф. — вера в то, что не только окружающие человека обстоятельства и разные случайности, которым он подвергается, но и самая воля человека подчинены некоторой высшей силе, направляющей и внешние условия его жизни, и внутренние мотивы всего его поведения к известному неотвратимому результату. Совершенную противоположность Ф. представляет собою учение о свободе воли (см.), допускающее вопреки общему закону причинности (см.) возможность самостоятельного, т. е. ни от чего вне воли не зависящего, действия, или, что то же, возможность причин, которые уже не суть следствия других причин. Ф. и учение о полной свободе воли, находясь во взаимном противоречии, одинаково устраняют возможность научного предсказания: первое из этих учений допускает действие некоторого рока, неизбежно осуществляющего свои предначертания, а другое постоянно вводит в жизненный процесс беспричинные действия людей, оказывающие, однако, влияние на общий ход вещей. Оба учения одинаково далеки от понятия закономерности всего происходящего в мире и, следовательно, от детерминизма, который признает существование у каждой причины своей причины и т. д. (против учения о свободе воли) и вместе с тем способность человеческой воли оказывать влияние на естественный ход вещей и таким образом предотвращать многое, что этим естественным ходом вещей неизбежно было бы создано (против Ф.). В практической жизни фаталистическое настроение может приводить к противоположным результатам; напр. мусульманскому Ф. приписывают как беззаветную храбрость магометанских завоевателей, так и восточный квиетизм. И действительно, если человеку не суждено умереть в данный момент, он выйдет целым и невредимым из самой опасной битвы; если ему не суждено умереть от чумы, ему не нужны никакие санитарные предосторожности, которые, с другой стороны, не спасут тех, кому суждено умереть. От религиозного или философского Ф. мало чем отличается Ф. исторический, сводящийся к представлению исторического процесса как чисто рокового сцепления событий, совершенно независимого от людских намерений и усилий. Такова, напр., точка зрения Льва Толстого в историко-философских рассуждениях «Войны и мира». Всякая теория исторического процесса (см. Философия истории, Экономический материализм, Эволюционизм), отрицающая какую бы то ни было роль личности в истории, заключает в себе скрытый Ф., осуществление стихийными силами истории, и притом роковым образом, некоторого общего плана, неизбежно ведущего к известному результату. <i> H. К. </i><br><br><br>… смотреть

от лат. fetalis – предопределенный судьбой, роковой) – мировоззренч. концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное. Ф. исходит из признания неизбежного хода вещей и тем самым исключает становление новых возможностей. Детерминацию обществ.-историч. действительности Ф. рассматривает как подчинение человека власти внешней, трансцендентной ему силы. Эта сила может выступать как сверхъестеств. и божеств. воля (теологич. Ф. и провиденциализм), как изначальный социальный порядок, представляющийся сводом раз и навсегда данных канонов бытия, как неотвратимое «естественное» устройство мира с безраздельным господством природной необходимости и т.д. Крайний Ф. отрицает случайность вообще, умеренный Ф. допускает ее как форму опосредствования фатума. Ф. можно рассматривать как рационализацию древней мифологич. концепции судьбы: в Ф. на место фатума слепого и непроницаемого ставится фатум, поддающийся распознанию, – миропорядок, в к-ром человек получает возможность стать сознат. и преуспевающим его проводником. Классич. форма Ф. в античности – стоицизм, особенно римский. Стоич. Ф. резюмировал положение индивида перед лицом всеподавляющего могущества социальных сил (империй, войн и т.п.): «Болящего судьба ведет, а неволящего влачит» (Сенека, Письмо к Луцилию). Христ. идеология в рамках общей фатальности (см. Предопределение) вводит свободу воли индивида. Католицизм осуждает крайний Ф. как ересь. Вообще в смягченных вариантах Ф. считается обязательным проявление фатума, или провидения (см. Провиденциализм), или законов истории через посредство деятельности людей: фатум нуждается в них как исполнителях (напр., у Вико). Лейбниц, проводя умеренный Ф. и критикуя Ф. крайний, отводил свободе сферу единичных вещей, тогда как закономерности относил к «предустановленной гармонии». Фихте возвел деятельность в принцип, однако эта деятельность оказалась надиндивидуальным началом, господствующим над историей реальных людей: это предполагает «…понятие наперед определенного… м и р о в о й п л а н, …из которого можно было бы полностью вывести главные эпохи человеческой земной жизни…» («Осн. черты совр. эпохи», СПБ, 1906, с. 5). Шеллинг, при всем своем стремлении изобразить историю как «сценическое действие» и предоставить индивидам свободное «соавторство» в нем, истолковал роли людей как охватываемые изначальным единством и всецело производные от него, так что «…сама история… являет вековечную тождественность и вековечную основу гармонии…» («Система трансценден-тального идеализма», Л., 1936, с. 356). Гегель вернулся к Ф., когда утвердил господство отчужденных абстрактных форм: «деспотизм всеобщего над особенным», «хитрость разума» в истории. В противоположность идеалистич. и теологич. Ф., к-рый ставит над миром сверхъестеств. силу – «божественную волю», «мировой разум», метафизически-материалистич. Ф. (Гоббс и др.) возводит в абсолют естеств. силы (Субстанцию, Среду): «…вещь делает …, она делает так, как определено природой, и иначе не может» (Спиноза В., Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 203). Ф. здесь есть прямое следствие тезиса: человек – «часть» природы (см. тамже, с. 204; возражения Канта см.: Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 188, 217, 431). Отсюда выводилось требование: «…покоримся природе…» (Гольбах П., Избр. произв., т. 1, М., 1963, с. 262). Др. вариант материалистич. Ф. – это метафизич. истолкование истории с т. зр. «теорий среды», в т.ч. экономический материализм. Марксизм, критикуя как волюнтаризм, так и Ф. во всех его вариантах, видит социальную природу и корни Ф. в неразвитости обществ, человека и его творч. сил. Затерянность в системе классовых отношений, под гнетом иерархии отчужд. функций, манипулирование человеком и диктат антагонистич. гос-ва, господство к-рого «…заменило собой средневековое сверхъ-естественное небо с его святыми», «…этот мертвящий кошмар» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 544, см. также с. 339, 598) воспитывают пассивно-комформистское, фаталистич. сознание. Человек кажется обреченным быть рабом порядка вещей, прикованным к своему месту в системе разделения обществ. труда, к-рое «наподобие рока» существует «…вне индивидов, независимо от них» (Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1935, с. 91). Апологетич. и охранит. идеология классово-антагонистич. общества заинтересована в закреплении фаталистич. представлений, парализующих способность к историч. творчеству, внушающих настроение смиренной покорности «фатуму» и обыват. безразличия. Вместе с тем к Ф. прибегает также и авантюристич. субъективизм, пытающийся выдать свой произвол за предопределенный и единственно правильный образ действий и суждений. Марксизм отвергает Ф. с позиций диалектики объективного и субъективного, исследуя законы обществ. развития как имманентные деятельности людей. Если объективист толкует о «непреодолимых исторических тенденциях», превращая всякое объяснение в оправдание, марксизм, напротив, показывает, кто (какой класс и т.п.) ответственен за якобы само собой происходящее (см. В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 380, а также с. 400 и т. 18, с. 302). В историч. драме нет кем-то или чем-то предначертанного «сценария» с гарантированным финалом, она вершится самими людьми-авторами в созидании и борьбе. Идейная борьба против Ф.-составная часть революционно-гуманистич. борьбы за «истинное царство свободы», коммунизм. Лит. см. при ст. Судьба, Детерминизм, Исторический материализм, Необходимость, Свобода, Свобода воли. Г. Батищев. Москва. … смотреть

(от лат. fatalis роковой, fatum рок, судьба), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три осн. типа Ф. Мифологич., а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как иррациональную, тёмную судьбу, теологич. Ф.как волю всемогущего божества; рационалистич. Ф. (сливающийся с механистич. детерминизмом) как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространён на заре культуры; позднее он выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, позднее Возрождение и т. д.вплоть до астрологич. увлечений в бурж. обществе 20 в.), подвергается переосмыслению в иррационалистич. философии жизни (Шпонглер) и у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологич. Ф., согласно к-рому бог ещё до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других «к погибели», получил особенно последоват. выражение в исламе (доктрина джабаритов, 8-9 вв.), в нек-рых христ. ересях средневековья (у Готшалка, 9 в.), в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная теология православия и католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение теологич. Ф. с рационалистическим наблюдается у Плифона. Рационалистич. Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механистич. детерминизма (напр., учение Лапласа о неогранич. возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в наст. момент). Поздний и философски бессодержат. вариант рационалистич. Ф.представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследств. биологич. конституцией (Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые формы Ф., марксизм противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о свободе и необходимости в обществ.-историч. процессе…. смотреть

рок», «судьба») – мировоззрение, которое исходит из положения о том, что каждое событие и каждый человеческий поступок уже заранее изначально предопределен. Согласно этой позиции все должно свершиться так, как хочет того слепой рок, и человек ничего не может изменить в этом течении событий. Тем самым фатализм исключает свободу, свободный выбор и действие случайности. Поэтому анализ фатализма пересекается с анализом таких понятий и проблем, как взаимодействие необходимости и случайности, необходимости и свободы, волюнтаризма, судьбы и свободы выбора. Фаталистические воззрения возникли как попытки решения именно этих вопросов. Существует несколько разновидностей фаталистических взглядов. Изначально, это действия темных сил, действительно слепого рока, судьбы (мифологическое, обыденное понимание). Позднее данная точка зрения дополнилась религиозным (теологическим) фатализмом. Согласно теологическому фатализму Бог еще до их рождения предопределил одних людей, их душу к «раю, спасению», а других – к «аду, погибели». Правда, православие и католицизм допускает свободу выбора и не ставит так жестко вопрос о божественном предопределении. Можно выделить также натуралистический (рационалистический) фатализм, который связывал деятельность человека с проявлением неумолимой необходимости-закономерности, абсолютным детерминизмом – сцеплением причин и следствий, появляющихся обязательно, и которые человек не в силах прервать или как-то изменить (Демокрит, Гоббс, Спиноза, Лаплас, Ломброзо и др.). Поэтому свобода – это только познанная необходимость (Спиноза), хотя в рамках этой необходимости человек мало что может сделать. Свобода фактически противопоставляется необходимости и фаталистический момент в этой трактовке все же имеет место (см.свобода, судьба). … смотреть

(лат. fatalis роковой, предопределенный) учение о предопределенном порядке вещей, о подчиненности человека всесильной судьбе, о предзаданности общественной истории, о предустановленной гармонии мира или о роковом смешении стихийных сил, порождающих *железную* логику необходимости. В различных своих вариациях Ф. рассматривает логику событий как внешнюю по отношению к человеку; в одних трактовках эта логика складывается из действия сверхъестественных сил, в других как результат естественных изменений и взаимодействий, в третьих как проявление общественных закономерностей. В любом случае идет ли речь о природных условиях или условиях, создаваемых людьми, совокупность условий рассматривается как порядок, предопределяющий человеческую деятельность и ее результаты. Наряду с бытовым Ф. (*кому суждено быть повешенным, тот не утонет*, *человек должен влачить свою судьбу*), существуют научные формы Ф., связанные с преувеличением роли отдельных законов или с онтологизацией объяснительных схем, с отождествлением этих схем и реальной связи событий. Так, весьма распространенной является форма Ф., исходящая из механической трактовки логики вещей, рассматривающая природные и социальные законы как жесткие сцепления причин и действий; космос, природа, общество представляются механизмами, в которых нет места для творческой деятельности людей, для их предметной самореализации. В конце XX в. возникают новые стимулы для фаталистических настроений и концепций. Этому способствуют: существенная коррекция теорий о преобразующей роли человека, возрастающее значение экологической проблематики, распространение конформизма в связи с наступлением массовой культуры и стандартизацией личностного бытия.
В. Е. Кемеров… смотреть

(от лат. fatalis — предопределенный судьбой, роковой) — антинауч. концепция о предопределенности событий в при
роде, об-ве, в жизни отд. человека. В той или иной форме Ф. присущ мн. идеалистич. учениям, занимает важное место в религ. мировоззрении. Признание бога в качестве творца и управителя мира неизбежно ведет к отрицанию способности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассивность и бездействие. В вероучениях различных религий Ф. проявляется в разной степени. Он пронизывает вероучение ислама. Идеи Ф. отчетливо выражены в кальвинизме. В ряде религ. направлений имеют место попытки отойти от Ф. Люди наделяются «свободной волей», правом самим распоряжаться своей судьбой. Однако в конечном счете теология приходит к неразрешимому противоречию, ибо оказывается не в состоянии примирить божеств, волю со «свободной волей» человека. Ф. несовместим с науч. мировоззрением, к-рое исходит из принципа объективной необходимости, закономерности в природе и об-ве. Человек не может по своему произволу изменить закон. Но это не означает его пассивности, бессилия перед силами природы. Открывая законы природы или обществ. развития, человек использует их в своей деятельности. В противоположность этому Ф. утверждает рабское подчинение людей своей судьбе, увековечивая несправедливости эксплуатат. общества, внушает людям необходимость смирения с «неизбежными» обстоятельствами. … смотреть

(от лат. fatalis предопределенный судьбой, роковой) антинауч. концепция о предопределенности событий в при
роде, об-ве, в жизни отд. человека. В той или иной форме Ф. присущ мн. идеалистич. учениям, занимает важное место в религ. мировоззрении. Признание бога в качестве творца и управителя мира неизбежно ведет к отрицанию способности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассивность и бездействие. В вероучениях различных религий Ф. проявляется в разной степени. Он пронизывает вероучение ислама. Идеи Ф. отчетливо выражены в кальвинизме. В ряде религ. направлений имеют место попытки отойти от Ф. Люди наделяются «свободной волей», правом самим распоряжаться своей судьбой. Однако в конечном счете теология приходит к неразрешимому противоречию, ибо оказывается не в состоянии примирить божеств, волю со «свободной волей» человека. Ф. несовместим с науч. мировоззрением, к-рое исходит из принципа объективной необходимости, закономерности в природе и об-ве. Человек не может по своему произволу изменить закон. Но это не означает его пассивности, бессилия перед силами природы. Открывая законы природы или обществ. развития, человек использует их в своей деятельности. В противоположность этому Ф. утверждает рабское подчинение людей своей судьбе, увековечивая несправедливости эксплуатат. общества, внушает людям необходимость смирения с «неизбежными» обстоятельствами…. смотреть

доктрина или установка, согласно которой все события безвозвратно предопределены. Фатализм — религиозная установка, затрагивающая события человеческой жизни. Отличается от детерминизма, направленного на природные события и представляющего собой научный принцип. Тогда как научный детерминизм противостоит индетерминизму (недетерминированности природных феноменов), фатализм противостоит человеческой свободе: по нему, человеческое существование предопределено заранее, в соответствии с определенным законом, неоспоримой судьбой. Большинство древнегреческих учений признает, что одна и та же необходимость (ананке) управляет и жизнью людей, и жизнью богов: этот всемогущий фатум присутствует в греческой трагедии, где трагическое связано с бессилием человеческой воли перед лицом судьбы (например, «Царь Эдип» Софокла); мы вновь находим его в философии стоиков. Все христианские теории «предназначения» жертвуют свободой в пользу Провидения. Фатализм или свобода? Следует заметить, что судьба — предмет веры, а фатализм — сентиментальная позиция, простая гипотеза, тогда как свобода — данность сознания, представляющая в опыте волевой акт, подтверждаемый успешным действием, когда наша свобода осуществляет нечто, что без ее инициативы никогда бы не существовало. И отнюдь не случайно, что в схоластической философии фатализм считался «ленивым аргументом». … смотреть

доктрина или установка, согласно которой все события безвозвратно предопределены. Фатализм — религиозная установка, затрагивающая события человеческой жизни. Отличается от детерминизма, направленного на природные события и представляющего собой научный принцип. Тогда как научный детерминизм противостоит индетерминизму (недетерминированности природных феноменов), фатализм противостоит человеческой свободе: по нему, человеческое существование предопределено заранее, в соответствии с определенным законом, неоспоримой судьбой. Большинство древнегреческих учений признает, что одна и та же необходимость (ананке) управляет и жизнью людей, и жизнью богов: этот всемогущий фатум присутствует в греческой трагедии, где трагическое связано с бессилием человеческой воли перед лицом судьбы (например, «Царь Эдип» Софокла); мы вновь находим его в философии стоиков. Все христианские теории «предназначения» жертвуют свободой в пользу Провидения. Фатализм или свобода? Следует заметить, что судьба — предмет веры, а фатализм — сентиментальная позиция, простая гипотеза, тогда как свобода — данность сознания, представляющая в опыте волевой акт, подтверждаемый успешным действием, когда наша свобода осуществляет нечто, что без ее инициативы никогда бы не существовало. И отнюдь не случайно, что в схоластической философии фатализм считался «ленивым аргументом»…. смотреть

(лат. fatum судьба; fatalis роковой, неотвратимый) -воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающие отсюда представления о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. Применительно к морали Ф. имеет различный смысл. Чаще всего он связан с проповедью смирения, непротивления судьбе, обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от борьбы за переустройство об-ва (Стоицизм). Фаталистическим является, напр., религиозное учение о происхождении зла на земле, о возможности его преодоления лишь посредством искупления во Христе и конечного спасения (Эсхатология). Иногда, напротив, Ф. выражается в том, что отдельным людям, верящим в предопределение, приписывается роль посланцев судьбы, проводников божественной воли, к-рые должны поэтому приложить все силы ради исполнения предначертанного. Такие проявления Ф, обычно смыкаются с фанатизмом. Марксистская этика исходит из историко-материалистиче-ского учения об объективных законах развития об-ва и роли масс и личности в истории. Она считает, что исторические законы, определяя общий ход развития об-ва тем не менее оставляют место для морального выбора, поэтому не устраняют личной ответственности человека за свои поступки и необходимости их нравственной оценки…. смотреть

(лат. fatalis – роковой) – 1. вообще вера в неотвратимость судьбы, в предопределённость, провиденциализм, рок. Большей частью относится к трагическим событиям – мало кто сокрушается по поводу неожиданного счастья и при этом с укоризной глядит на небо; 2. религиозно-философская позиция, согласно которой все события подчинены судьбе, божеству, звёздам, провидению и др., то есть заранее предопределены свыше и не могут происходить как-нибудь иначе. Так, к примеру, думал О.Хайям. Тем самым отрицается свобода воли человека, его автономность, способность самому, на свой страх и риск, принимать решения. Следует отличать от детерминизма, в котором обязательно подчёркивается, что все события имеют определяющие их естественные причины, но не признаётся, что они предопределены метафизически; 3. субъективное ощущение запрограммированности событий собственной жизни, отражающее, вероятно, проявление усвоенных в раннем детстве моделей поведения в разных жизненных ситуациях. Нередко такое ощущение появляется при ретроспективной оценке своей жизни, когда индивиду кажется, что разные и ранее казавшиеся разрозненными, продиктованными случайными обстоятельствами поступки соединены отнюдь не случайным образом и что они совершались по некоему плану, как бы неосознаваемому до этого замыслу…. смотреть

фатали́зм,
фатали́змы,
фатали́зма,
фатали́змов,
фатали́зму,
фатали́змам,
фатали́зм,
фатали́змы,
фатали́змом,
фатали́змами,
фатали́зме,
фатали́змах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
стоицизм… смотреть

фатали’зм, фатали’змы, фатали’зма, фатали’змов, фатали’зму, фатали’змам, фатали’зм, фатали’змы, фатали’змом, фатали’змами, фатали’зме, фатали’змах

Виды фатализма

Фаталистичные воззрения людей принято подразделять на следующие разновидности:

  1. Религиозный фатализм. В основе данного мировоззрения лежит твердая уверенность человека в том, что все блага на земле созданы Богом.
Все на земле создано Богом
Все на земле создано Богом, человек – это тоже творение Всевышнего, поэтому ни один человек не обладает таким ресурсом, который позволил бы ему изменить волю Бога
  1. Рационалистический фатализм. Этот вид фаталистического мировоззрения основан на мистической вере человека в силы природы. Корни этой разновидности фатализма уходят в метафизику.
  2. Логический фатализм. Данная разновидность фатализма свойственна людям, которые пытаются постичь те или другие жизненные явления с точки зрения причинно-следственных закономерностей.
  3. Пессимистический фатализм. Выражается в стремлении человека оправдывать собственные неудачи неблагополучным стечением обстоятельств, искать виноватого в тех или других бедах. Как правило, данный вид фатализма обнаруживает себя в стрессовых условиях.
  4. Бытовой фатализм. Данная разновидность фатальности характеризуется тем, что в повседневных ситуациях индивид пытается выставить своих друзей и коллег виноватыми в том, что общее дело не завершилось успехом. Если у него не получается сделать это, он скажет, что всему виной божественное вмешательство.

Влияние фатализма на культуру

Считается, что традиционный русский менталитет смотрит на жизнь с оптимистическим фатализмом и пассивностью — даже грамматика русского языка приняла пассивные тенденции — мы используем «мне нравится» или «мне нужно» вместо активных конструкций, как, например, в английском языке «I like» или «I need», где есть акцент на «я» как на агенте действия.

Жители Запада склонны думать, что нужно создавать себя и свою жизнь. Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» описывает это явление как имеющее корни в протестантской реформации, поскольку различные протестантские религии придерживаются доктрин, поощряющих активный, а не пассивный или фаталистический образ мышления.

Впрочем, даже Ницше, независимо от того, был он ослаблен физическим заболеванием или придавлен интенсивным приступом эмоциональной боли, рекомендовал использовать лекарство, которое он назвал «русским фатализмом».

Тот, кто использует такое лекарство, прекращает попытки излечить себя, а просто ложится, принимает свою болезнь и боль и подавляет любую физическую или эмоциональную реакцию. При этом он сохраняет драгоценную энергию и ускоряет выздоровление. Вот как писал об этом Ницше в автобиографии «Ecce Homo. Как становятся самим собой»:

Влияние фатальной уверенности в себе на будущее

По мнению психологов, уверенность в себе является важным социальным качеством, которое помогает человеку достичь высот в жизни. Есть особый тип фаталистов, которые убеждены, что исход любого дела будет непременно положительным. У таких людей хорошо развита уверенность в себе. Чтобы развивать эту личностную особенность, нужно:

  1. Заниматься постоянным саморазвитием. Нужно не только совершенствовать свои личностные качества, но и изучать новое, пробовать себя в новых видах деятельности. Любую жизненную ситуацию нужно рассматривать как шанс проявить себя, познать собственные границы и ресурсы. Такая позиция дает человеку возможность обнаружить свои слабые места и наметить путь саморазвития.
  2. Человек должен в любом деле ставить себе достаточно высокую планку, чтобы ему пришлось приложить старание и терпение в процессе достижения цели. Это закаляет дух. Если достичь цели получится, уверенность в собственных силах возрастет.
  3. В случае возникновения трудностей нужно научиться просить помощи у близких. В этом нет ничего постыдного. Жизненным принципом уверенного в себе фаталиста является фраза: «Сегодня помогли мне, а завтра помогу я».
  4. Уверенность в себе формируется в процессе отстаивания человеком собственных взглядов и интересов. Для того, чтобы обосновать свою позицию и жизненные убеждения, человеку нужно развивать коммуникативные навыки.
  5. Важным компонентом уверенность в себе является способность человека ответить твердым отказом на сомнительные предложения товарищей.
  6. Чтобы стать уверенным в себе, человеку нужно верить в то, что это возможно.

Зарождение и история фатализма

Родиной фатализма считают Древний Рим. Политеистическая религия и продуманность государственного уклада Древнего Рима создали благоприятные условия для зарождения и развития у населения тотальной веры в судьбу. В древнеримской мифологии даже существовало такое существо, как Фатум. Именно оно и считалось Судьбой. Римляне были убеждены, что слуги Фатума (фаты) творят людские судьбы.

В древней Греции божества, которые, согласно мифам, писали сценарий жизни для каждого человека, назывались Мойры. В греческой мифологии можно найти множество упоминаний о том, что мойры вышивают узор судьбы золотыми нитками.

Мойры за работой
Мойры за работой

В других регионах земного шара также существовала вера в то, что сценарий жизни не изменить, потому что Боги все решают за людей, но фатализм как философское течение оформился именно в Древнем Риме и Древней Греции.

В современных религиозных учениях древнее фаталистичное направление приняло вид убежденности людей в неотвратимости расплаты за все грехи.

На протяжении многих веков общество активно развивалось, появлялись новые достижения в науке и технике, метафизика Аристотеля устарела, а тех, кого можно назвать фаталистами, можно встретить и сегодня.

В современном мире верующие люди склонны фаталистично воспринимать собственную жизнь. Они верят в то, что из-за греховных поступков людей однажды наступит Конец Света, но при этом к предсказаниям и современным гаданиям относятся скептически.

Истина и фатализм

Проблема Аристотеля, казалось, возникла в результате теории истины, согласно которой, если утверждение истинно в определенный момент времени, мир должен находиться в этот момент в том состоянии, которое делает его истинным.

Однако, если каждое значимое утверждение истинно или ложно (раз и навсегда), это уже само по себе подразумевает фатализм — самого факта, что утверждение истинно, достаточно, чтобы то, что оно описывает, стало неизбежным. Однако фаталист может легко возразить, что у нас нет веских оснований проводить различие между воздействием на прошлое и воздействием на будущее.

Поэтому, если мы признаем, что не можем повлиять на прошлое, мы также должны признать, что мы не можем повлиять на будущее. Фундаментальной онтологической разницы между будущим, настоящим и прошлым нет. Мы не можем повлиять на прошлое потому, что направление причинности определяет направление времени, — это просто фундаментальный метафизический факт, который не подлежит дальнейшему анализу или объяснению.

Как бороться с фатализмом

Как видно из таблицы, представленной выше, фатализм как вид мировоззрения имеет серьезные минусы. Чтобы скорректировать мировоззренческие установки, человеку нужно:

  1. Ежедневно выходить на прогулку, любоваться природой.
  2. Жить настоящим днем. Для этого человеку нужно отпустить прошлое, перестать сожалеть о содеянном. Встречать каждый новый день нужно с улыбкой и твердой уверенностью в том, что этот день будет удачным, потому что у человека на этот день запланированы важные и интересные дела.
  3. Научиться принимать на себя ответственность за свою жизнь и события в ней.
  4. Понять, что жизненный сценарий для себя каждый человек пишет сам. То, какой получится повесть, зависит от автора. Чтобы убедиться в этом, достаточно начать проявлять активность.
  5. Оставить попытки поиска виноватых в неудачах. Это не приносит пользы. Вместо этого нужно научиться извлекать из ошибок опыт и применять его в будущем.
  6. С помощью психолога проработать негативные эмоции и скорректировать деструктивные ценностные ориентации.

Полный отказ от фаталистических взглядов не принесет человеку счастья. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы данное мировоззрение было выражено умеренно. Также родителям нужно приложить определенные усилия, чтобы воспитать разумную фатальность у ребенка.

Как вести себя с фаталистом

Общаясь с фаталистами, многие люди считают их жизненную позицию нелепой. Чтобы взаимодействие с человеком, который убежден в том, что он не в силах изменить то, что предначертано судьбой, было конструктивным, нужно:

  1. Воспринимать товарища по взаимодействию таким, какой он есть.
парень фаталист
Девушкам трудно понять позицию парня-фаталиста, но они не навязывают ему своих взглядов
  1. Сохраняя доброжелательность в общении, можно приводить аргументы, доказывающие то, что с помощью собственной воли и стараний человек делает жизнь такой, какой хочет. Конечно, такие разговоры будут неприятны фаталисту, ведь его жизненная позиция формировалась на протяжении многих лет. Кроме того, она для него удобна: она разрешает ему сознательно лениться. Однако он может прислушаться к мнению собеседника, задуматься над его аргументами.
  2. Личный пример настойчивого, трудолюбивого и целеустремленного друга может сподвигнуть фаталиста к активным действиям. Если это случится, задача друга будет состоять в том, чтобы поддержать созидательную активность вчерашнего баловня судьбы, помочь ему преодолеть сомнения и препятствия.
  3. Если вера человека в фатум граничит с одержимостью и пессимистическим настроем, без помощи квалифицированного психолога изменить его жизненные установки не получится. В этом случае рекомендуется ненавязчиво убеждать товарища записаться на консультацию к психологу, помочь ему найти хорошего специалиста.
  4. Если никакие попытки снизить веру в злой рок у товарища или коллеги не помогают, лучше предоставить ему возможность жить так, как он считает нужным. Насильно помочь другому невозможно. Вместо того, чтобы пытаться улучшить жизнь человека, который в этом не нуждается, лучше сосредоточиться на собственной жизни.

Как воспитать фаталиста

Чтобы воспитать в ребенке разумную фаталистичность, которая помогала бы ему стойко переносить негативные жизненные события, нужно:

  1. Рассказывать ему мифы и легенды о сотворении мира.
  2. Воспитывать в нем смирение, послушание. Если есть возможность, можно записать малыша в воскресную школу.
Церковное воспитание
Церковное воспитание помогает сформировать послушание и смирение у детей
  1. Стимулировать у ребенка желание анализировать жизненные события, искать их причины, устанавливать логические связи между явлениями.
  2. Воспитывать у ребенка толерантность. Эта черта личности облегчит ему социализацию.
  3. Убеждать ребенка в том, что зависть является плохим чувством. Человек не должен завидовать успехам и благам других, он должен научиться ценить то, что есть у него.
  4. Формировать у ребенка привычку брать ответственность за свои слова и поступки. Вера в то, что час расплаты за аморальное поведение непременно наступит, поможет ребенку соблюдать морально-нравственные устои общества.

Как изменить свой фатализм

Изменить мировоззрение фаталиста сложно, ведь он смотрит на мир через призму фатальности. Главная задача заключается в повороте вектора мышления на самого себя, человека нужно заставить поверить в собственные силы.

  • Для начала нужно научиться брать ответственность за собственные поступки. Не опускать руки и шаг за шагом преодолевать новые цели, которые сам себе ставишь.
  • Важно переключиться с негативных эмоций на позитивные. Больше гармонии и счастья должно звучать в словах и убеждениях.
  • Каждый день и каждую минуту, человеку важно быть в моменте, ощущать жизнь в настоящем, а не в прошлом или будущем. Именно это и есть главная задача по смене мышления фаталиста.
  • Развитие критического мышления, позволит расширить свой взгляд на мир.

В самых сложных проявлениях фатализма нужно обратиться за помощью к психологу, который поможет грамотно и не спеша справиться с проблемой, и выйти на новый уровень мировосприятия.

Как распознать фаталиста

Фаталистичной личности свойственны следующие особенности:

  • низкая самооценка;
  • склонность недооценивать собственные возможности и компетентность;
  • покорность;
  • смирение;
  • отсутствие уверенность в себе;
  • человек с фаталистическими убеждениями совершает однотипные ошибки, потому что ему не свойственна рефлексия;
  • слабые морально-нравственные установки личности;
  • отказ принять на себя ответственность за собственные действия;
  • суеверность;
  • пессимистический настрой;
  • склонность верить в предсказания и результаты гаданий;
  • убежденность в том, что случайностей и совпадений не бывает.
девочка хочет узнать что её ждет
Фаталисту интересно знать, что ждет его в будущем, поэтому такой человек прислушивается к гороскопам, верит в предсказания и магию

Логический фатализм: аргумент аристотеля и природа истины

Классический аргумент в пользу фатализма встречается у Аристотеля (384–322 до н. э.) в 9-й главе трактата «Об истолковании» — он обращается к вопросу о том, необходимо ли в отношении всех вопросов, чтобы утверждение или отрицание было истинным или ложным, что можно представить в виде следующего рассуждения:

Предположим, сейчас истинно, что 1 января 2100 года произойдет морское сражение. Из этого следует, что не может быть, чтобы в назначенную дату его не было. Следовательно, необходимо, чтобы 1 января 2100 года морское сражение произошло. Подобно этому, если сейчас ложно, что 1 января 2100 будет морское сражение, то необходимо, чтобы морское сражение в назначенную дату не произошло. Однако высказывание о морском сражении сейчас одновременно истинно или ложно. Следовательно, или необходимо, чтобы оно произошло, или необходимо, чтобы оно не произошло.

Обобщив этот аргумент, получаем, что все происходит по необходимости и нет ни случайных событий, ни свободы воли. Но здесь нужно четко понимать, что подразумевается под «необходимостью» — речь идет не о логической необходимости, а скорее о неизбежности.

Плюсы и минусы фатализма

В психологии фатальность считается скорее негативной, чем позитивной чертой личности. К ее преимуществам специалисты причисляют лишь то, что человек, верящий в силу судьбы, реже впадает в депрессии и подвержен неврозам из-за происходящих событий. Ведь все случающееся зависит не от него, поэтому и ответственность за происходящее не на нем. Фаталистический тип мировоззрения имеет гораздо большее количество недостатков:

  1. Эти люди часто сдаются перед лицом конкретных трудностей, считая их неразрешимыми. Они верят, что добиться успеха в жизни поможет лишь случай: выигрыш в лотерею, нежданное наследство и прочее, нежели упорный труд.
  2. Фаталисты считают, что в ход судьбы вмешиваться неразумно, тем самым они не обращают внимание на предостережения и реальные факты.
  3. Люди, слепо верящие в судьбу, нередко попадают в психологическую зависимость от гороскопов, предсказаний гадалок и так далее, поэтому часто становятся жертвами аферистов.

Примеры из истории и литературы

В истории много примеров людей-фаталистов. К примеру, Б. Спиноза излагал в своих трудах фаталистичные идеи, сравнивая человека с ничтожной песчинкой в огромном мире, созданном Богом.

Олицетворением женского фатализма можно считать Аврору Шернваль. Она была очень красива, многие мужчины без памяти были в нее влюблены. Однако по неизвестному стечению обстоятельств, все ее кавалеры умирали за несколько дней до назначенной даты бракосочетания с этой красавицей.

Когда же все-таки состоялась ее свадьба с полковником, девушка думала, что ей удалось обмануть судьбу. Однако ее радость была преждевременной: через некоторое время после свадьбы ее муж погиб на войне. После этой трагедии Аврора решила больше не искушать судьбу и смирилась со своим безбрачием.

Еще одним примером личности с фаталистическими убеждениями является древнеримский политик и полководец Гай Юлий Цезарь. Приближенные практически каждый день сообщали ему о заговорах против него, о готовящемся преступлении, но Цезарь не предпринимал абсолютно никаких действий, чтобы повысить личную безопасность. Он слепо верил в то, что его ангел-хранитель отведет любую беду.

Густав III умер из-за собственной фаталистичности. Доверенные лица предупредили его о готовящемся покушении на его жизнь, назвав точную дату и время преступления. Однако шведский король проигнорировал это предупреждение. В назначенный день он получил ранение в ногу и умер через 2 недели от заражения крови.

Среди современных выдающихся деятелей науки и искусства также есть фаталисты. Яркий тому пример – кинорежиссер Теодор Ван Гог, который был убит марокканцем Буйери за скандальный короткометражный фильм о неподобающем отношении к девушкам в исламской культуре.

Примеры фатализма можно найти в литературе.

Причины формирования фаталистичных убеждений у человека

На формирование фаталистичности как базовой черты личности оказывают влияние такие факторы, как:

  • стиль воспитания в родительской семье;
  • гиперопека;
  • воспитание ребенка в религиозной среде;
  • неблагоприятный социально-психологический климат в том коллективе, где человек проводит значительную часть своей жизни (учебный или производственный коллектив);
  • заниженная самооценка личности;
  • череда негативных событий в жизни;
  • длительное пребывание в неблагоприятных условиях, стресс;
  • конформизм;
  • вера человека в чудеса.
необдуманный поступок
Причиной необдуманных поступков фаталиста является его убежденность в то, что должно случиться то, что запланировано судьбой

Генетических корней данный тип мировоззрения не имеет. Это означает, что от родителей к ребенку фаталистичность не передастся. Однако родители транслируют определенное отношение к жизни, а дети бессознательно усваивают их и применяют в своей самостоятельной взрослой жизни.

Решение аргумента пайка

Одно из возможных решений — предположить, что возможна альтернатива и в некоторых случаях люди обладают властью делать то, что не согласуется с реальными фактами о прошлом, даже если они неопровержимы. То есть в некоторых случаях люди могут влиять на прошлое.

В частности, предполагается, что ваш сосед обладал властью сделать что-то, что привело бы к тому, что в 1900 году Бог не верил, что сосед будет сверлить стену. Правдоподобие такого решения будет во многом зависеть от силы аргументов в пользу невозможности повлиять на прошлое. Однако, как мы видели выше, существуют фундаментальные аргументы в пользу невозможности влиять на прошлое.

Как взгляд на всезнание Бога влияет на вопрос о том, влечет ли божественное всеведение фатализм? Ряд философов считали Бога вне времени, но представление о всезнании Бога можно также сочетать с представлением о том, что он находится внутри времени.

Мысль в том, что все бесполезно, потому что, что бы вы ни делали, оно не имеет вообще никакого эффекта, — это и есть фатализм, который подразумевается культурой, но выводится из философии.

Теологический фатализм: аргумент пайка и всеведение бога

Еще одна проблема, которую много обсуждали философы, заключается в том, совместимо ли божественное всеведение со свободной волей и, в частности, с нашей властью делать что-то иное, чем то, что мы уже делаем.

Один из способов аргументации этой несовместимости принадлежит философу Нельсону Пайку.❓«Divine Omniscience and Voluntary Action», Philosophical Review, 74: 27–46;

А теперь предположим, что 1 января 2000 года ваш сосед сверлил стену. Дальше — в 1900 году Бог полагал, что 1 января 2000 года ваш сосед будет сверлить стену. Мог ли в этом случае ваш сосед воздержаться от сверления? Нет. Потому что это означало бы либо то, (1) что у соседа была сила сделать что-то, что привело бы к ложному убеждению Бога в 1900 году, либо (2) что у него была сила сделать что-то, из-за чего в итоге в 1900 году Бог не верил бы в то, что ваш сосед будет сверлить стену в 2000-м, или (3) что у него была сила сделать что-то, что привело бы к тому, что Бога в 1900 году просто не существовало. И каждая из этих альтернатив невозможна.

Как быть Леди:  Остатки человечности: какими бывают, синонимы
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий