15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу

15 признаков психологической зрелости по Абрахаму Маслоу Женщине

Что же не делает зрелый человек? он пытается уладить свои страхи, уладить свои тревоги, иногда насильственным способом, за счет другого человека.

Психологическая зрелость также проявляется в том, что человек способен, не смотря на свои эмоциональные проблемы, не только не нападать на другого, но и способен не игнорировать его, не отстраняться. Он сохраняет контакт, присутствует со своим партнером.

Еще одним важным качеством психологической зрелости личности является способность реагировать на эмоциональные проблемы другого человека. Это хорошо проявляется в партнерских отношениях. Когда человек способен, видя проблемы другого человека, не начинать его спасать, не начинать нападать на него.

Зрелая личность – это также человек, который способен быть гибким. Незрелый человек довольно жесток в своих оценках, в мировоззрении, в попытке отстаивать свою правоту. Он получает внутреннюю силу от своих убеждений и правил, полученных извне, которым привык следовать.

15 признаков психологической зрелости по а. маслоу

Гуру и один из основателей современной гуманистической психологии Абрахам Маслову предложил классификацию и оценку психологической зрелости человека. Согласно исследованиям (тестировались практически все категории населения — от студентов до бизнесменов и политиков), А. Маслоу определил общие особенности людей, стремящихся к самовыражению.

Признаки психологической зрелости

1. Принятие себя и людей со всеми имеющимися достоинствами и недостатками, причем без самоутверждения и нетерпимости. А также отторжение подобных негативных проявлений со стороны кого-либо.

2. Ощущение единства с человечеством, которое у психологически зрелых индивидуумов выражается в отожествлении себя со всеми потомками Адама и симпатии к людям.

3. Критическое отношение к культурной принадлежности — выбираются лучшие и отклоняются негативные традиции. Индивид ощущает себя представителем земной цивилизации.

4. Невосприимчивость к влиянию окружающих и культурных штампов.

5. Естественность и демократичность в поведении, выдерживание принятых в обществе традиций, но отношение к ним с благодушным юмором и сознательным проявлением конформизма.

6. Стойкость к обману и неудачам. Умение обособиться или отстраниться от негатива, иногда потребность в уединении.

7. Наличие опыта предельных переживаний (исчезновения собственного «Я»), позволяющего увидеть себя и/или ситуацию со стороны.

8. Искренние и душевные взаимоотношения с близкими и друзьями, отсутствие обидчивости, конфликтности, враждебности и агрессии.

9. Способность идентифицировать цели и ориентироваться на них, придерживаясь моральных норм. Стремление к добру, избегая зла, плюс к максимальной выгоде для максимального количества Homo sapiens.

10. Конструктивная и деловая направленность при решении важных задач — без эгоистических помыслов и «зацикливания» на проблемах.

11. Готовность учиться и перенимать лучший опыт.

12. Острота и новизна в восприятии, навык смотреть на хорошо известные факты и обстоятельства с неожиданной точки зрения.

13. Креативность, проявляющаяся во всех ситуациях и воплощающаяся в действиях и поступках.

14. Свободное от предрассудков и стереотипов восприятие действительности и комфортные отношения с реальностью.

15. Философский подход к жизни, то есть с добродушной иронией к собственным проблемам, ведь все когда-нибудь проходит. Исключение — невзгоды окружающих.

Посчитали? Есть прочерки? Не расстраивайтесь! Автор констатировал, что идеальных людей, обладающих полным набором правильных установок, максимально выражающих лучшую человеческую сущность, порядка 1 % на планете Земля. При этом каждый способен развить свою психологическую зрелость: умение жить в мире комфортно; получать удовольствие от общения; управлять своими эмоциями и способностями; правильно интерпретировать настроение окружающих и быть успешным.

Антипод психологически зрелого человека — взрослый ребенок. Определить инфантильную особу легко по высказываниям и поступкам. Причем инфантилизм — не обвинение, а скорее проблема, которая может стать источником разрушения личности и неудач в жизни.

Пройдите тест на определение психологического возраста и узнайте: отказ от каких личностных установок уменьшит количество «входящих» проблем.

Совет: бесплатно прокачать жизненно-важные качества помогут онлайн-тренинги и аудиокниги.

Лада Андреева, блог «Управление
карьерой, временем и людьми»

В чем различие психологической и социальной зрелости

Сегодня психологи пришли к пониманию того, что психологическая зрелость – это психосоциальный возраст личности. Однако это не означает, что психологическая зрелость тождественна социальной. Уровень развития индивида определяет социальную успешность человека.

Социальная же зрелость характеризует степень развития коммуникативных навыков личности, ее умение взаимодействовать. Она проявляется в виде предсказуемости, адекватности и психической устойчивости личности во время общения. Вне ситуации общения социальная компетентность не может проявляться.

Другими словами, на психическое здоровье человека напрямую влияет исцеление внутренних травм

Иногда люди рождаются уже с высоким уровнем зрелости, иногда это происходит в результате целенаправленной работы над собой, например, травмотерапии, а иногда это результат роста в отношениях.

Конечно, все закладывается в детстве, когда родители обучают и помогают ребенку самому справляться со сложностями. Не атакуя его и не оставляя его одного на растерзание этого мира, а находясь вместе с ним, помогая ему вырастить способности самому действовать.

Например, если взять коучинг — это инструмент, который позволяет человеку самому справляться со своими сложностями, проблемами и задачами. Это также прекрасный метод, который помогает искать ответы внутри себя, искать ресурсы внутри себя, искать силу внутри себя, выращивать это в себе. Мы также обучаем людей коучингу в своей Академии.

Как определить свой уровень зрелости?

Люди всегда выбирают партнеров примерно своего уровня зрелости. И лучший способ определить свой уровень — это посмотреть на своего партнера. Другого человека легче оценить, чем себя. И если к партнеру есть благодарность, если ты смотришь на партнера и восхищаешься им, то очень вероятно, что твой партнер – довольно зрелая личность. Мы всегда ровно в тех отношениях, которых заслуживаем.

Определение понятия

Психологическая зрелость личности – это способность человека к самореализации, базирующаяся на его умении адекватно воспринимать ситуацию, эффективно взаимодействовать с другими людьми. Естественно, что для достижения зрелости человек должен обладать физическим и психическим здоровьем.

Примером зрелости характеров двух взрослых людей является счастливый брак, в котором супруги заботятся друг о друге, отвечают потребностям друг друга, помогают развиваться партнеру. Зрелые супруги не требуют друг от друга чего-то, а находят счастье в том, чтобы делать что-то для избранника по собственной инициативе, реагируют на эмоциональные потребности друг друга.

Как быть Леди:  Ларс фон Триер. Фильм «Нимфоманка». Начало - Блог разнузданного гуманизма — ЖЖ

Признаки

Обязательные компоненты психологической зрелости это:

  • понимание эмоций и настроения окружающих;
  • искренность и открытость в выражении своих эмоций и мыслей;
  • адекватная самооценка и естественное поведение;
  • гибкость в общении и оценках;
  • эмпатия, готовность прийти на помощь человеку;
  • умение найти общий язык с любым собеседником;
  • развитое чувство юмора;
  • умение обратиться с просьбой к кому-нибудь;
  • способность на безусловное принятие другого человека и искреннюю высокую любовь;
  • толерантность;
  • законопослушность, соблюдение норм и этических правил поведения в обществе;
  • отказ от использования в межличностном общении упреков, обвинений, агрессии, оскорблений, манипулирования, критики;
  • умение признать свои ошибки, принять точку зрения партнера по общению;
  • самодостаточность и независимость в суждениях, поступках, оценках;
  • принятие себя, систематическая работа по исправлению негативных черт характера;
  • самостоятельность в принятии решений и удовлетворении потребностей;
  • умение и готовность брать на себя ответственность за свою жизнь;
  • умение четко обозначить свои личные границы, уважение личных границ другого человека;
  • умение отказать человеку и не чувствовать при этом себя виноватым;
  • потребность в реализации своего творческого и интеллектуального потенциала;
  • потребность в познании нового, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • низкий уровень тревожности, отсутствие страха потери;
  • слабая потребность в одобрении посторонними людьми и руководством;
  • умение комфортно себя чувствовать как в компании людей, так и в одиночестве;
  • признание собственной уникальности, отказ от сравнения себя с другими людьми.

Главный жизненный принцип зрелого человека – жить в настоящем. Он не цепляется за прошлое, а извлекает из него полезный опыт для настоящего. Такой человек не мечтает о будущем, а планирует каждый свой следующий шаг в настоящем.

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлечённость в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– креативность и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Психологическая зрелость и благополучие личности

Психологическая зрелость личности является многомерным и многозначным конструктом, активно разрабатываемым в современной психологии. Различные подходы и авторы акцентируются на разных аспектах данного феномена, выделяя ведущие в его психологическом содержании свойства. В структуре психологической зрелости выделяются эмоциональная, когнитивная, социальная, нравственная стороны.

Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), в психологии развития (Э. Эриксон, Б. Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А. Г. Портнова), в акмеологии (А. А. Бодалев, А. Л. Деркач, А. А. Реан), в отечественной психологии личности (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, Б. С. Братусь, А. Г. Асмолов, А. Л. Журавлев и другие). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.

Одна из наиболее полных концепций личностной зрелости принадлежит Г. Олпорту. Говоря о личностной зрелости, он отмечал, что, во-первых, нелегко описать единство и конкретное многообразие абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько развивающихся, и в каждом случае здоровье, являющееся конечным продуктом, уникально. «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов»[1]. Во-вторых, он отмечал, что следует больше говорить об идеальном, а не о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно. В-третьих, личностная зрелость не связана необходимо с хронологическим возрастом, однако столкновения с трудностями и страданием с возрастом дают большую зрелость. Тем самым, Олпорт наметил механизм формирования зрелости — совладание с трудными жизненными ситуациями. Г. Олпорт выделяет шесть критериев зрелости:

  • 1) расширенное чувство Я;
  • 2) теплота по отношению к другим;
  • 3) эмоциональная безопасность и принятие себя;
  • 4) реалистическое восприятие;
  • 5) самообъективация — понимание себя и юмор;
  • 6) единая философия жизни.

В гуманистической психологии личностная зрелость приравнивается к понятию психологического здоровья. А. Маслоу исходил из того, что иерархия потребностей, разработанная им, распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества, психическое здоровье и, в итоге, личностную зрелость он продемонстрирует. Таким образом, понятие зрелости связывается со стремлением к самоактуализации, как вершине в этой иерархии. В число основных черт, характеризующих зрелых, «самоактуализирующихся людей», А. Маслоу включил: эффективное восприятие реальности (реалистичность), спонтанность, сосредоточенность на проблеме (в противоположность озабоченности собой), отстраненность, независимость от окружения (как автономность и самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), социальное чувство, демократический характер (как уважительное отношение к другим, сострадание), способность формировать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.

Как быть Леди:  Подросток на все отвечает «Нет!» – что с этим делать? | Вести образования

В концепции К. Роджерса в качестве образца психологического здоровья описываются люди, которые открыты переживаниям, полностью доверяют им и свободно движутся в направлении актуализации себя. Если человек свободен и умеет прислушаться к себе, опереться на себя, точно и полно отражая происходящее в нем самом, то «тенденция к актуализации» действует в полную силу и обеспечивает движение человека (несмотря на возможные ошибки и трудности) к более полноценной жизни, к большей личностной зрелости. С. Л. Братченко и М. Р. Миронова[2] на основе работ К. Рождерса составили перечень критериев личностной зрелости, которые складываются из интраперсональных и интерперсональных.

К иптраперсопальпым критериям относятся:

  • • принятие и понимание себя;
  • • открытость внутреннему опыту переживаний;
  • • ответственная свобода;
  • • целостность и конгруэнтность;
  • • динамичность (как гибкость и открытость изменениям).

Интерперсональные критерии включают:

  • • принятие и понимание других;
  • • социализированное^ (как конструктуивные социальные оношения, компетентность в разрешении межличностных проблем);
  • • творческую адаптивность (в аспекте отношения к жизненным проблемам).

В экзистенциально-ориентированных подходах также фигурирует представление о зрелости. Так, основатель гештальттсрании Ф. Перлз основным критерием личностной зрелости считал автономность, как способность находить опору в самом себе. Э. Фромм важнейшей чертой человеческой личности считал способность любить. В этой связи он выделял зрелую любовь, которая характеризуется такими чертами, как отдавание, забота, ответственность, уважение и знание. Таким образом, зрелость в трактовке Фромма — это зрелость межличностных отношений, характеризующихся заботой, ответственностью, уважением и эмпатией в отношении других людей1. В теории межличностных отношений Г. Салливана психологическая зрелость (здоровое психическое развитие) также связывается со зрелостью межличностных отношений как способностью устанавливать близкие отношения с другими людьми. Салливан считал, что показателем здорового развития служит способность человека испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу[3][4].

В отечественной психологии в качестве критериев личностной зрелости рассматриваются субъектные характеристики личности, отражающие ее активность в построении собственного жизненного пути, способность к организации жизни целеустремленно и по собственному замыслу (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмо- лов), ответственность (П. Я. Гальперин, В. И. Слободчиков, А. Г. Асмолов), способность разводить идеальные и реальные цели (Б. С. Братусь), способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств — автономность, независимость (Л. И. Божович). С. К. Нартова- Бочавер[5], рассматривая феномен и категорию зрелости в психологии, говорит о психологической суверенности, которая близка к таким понятиям, как устойчивый образ Я и система способов поведения личности, способность принимать решение, опираясь на внутреннюю поддержку, сепарация от других, ответственность и локус контроля.

Г. С. Сухобская рассматривает показатели зрелости психического развития человека и относит к ним следующие способности:

  • • к самостоятельному прогнозированию своего поведения в любых жизненных ситуациях;
  • • к мобилизации себя на выполнение собственного решения о действии, несмотря на обстоятельства и мотивировки («устал», «не хочу», «трудно» и т.п.);
  • • к самостоятельному отслеживанию хода выполнения собственных действий и их результатов;
  • • к проявлению оценочной рефлексии на основе сформированного самосознания;
  • • способность «извлекать уроки» из собственного поведения в различных ситуациях, одновременно развивая качество прогнозирования, выполнения и оценивания запланированного;
  • • к эмоционально-адекватной реакции на различные ситуации собственного поведения.

Вместе с этим Сухобская различает также и социальную зрелость, отмечая при этом, что зрелость психического развития может сочетаться с незрелостью социального поведения. Это те случаи, когда хорошо развитые рефлексия и практический интеллект могут служить мощным прикрытием для социально неблаговидных поступков. Однако личность, полностью разделяющая ценности социума и реализующая их в поведении, не всегда может считаться социально зрелой (партийный или религиозный фанат, идущий в бой за ценности той общности людей, в которую он входит). Понятие социальной зрелости определяется внутренней установкой личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, т.е. на гуманистические ценностиК

С акмеологической точки зрения зрелость личности рассматривается преимущественно в аспекте морально-нравственного развития. Это масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. А. Л. Журавлев[6][7] рассматривает психосоциальную зрелость человека, главными критериями которой являются толерантность, гуманистическая направленность на реализацию общественно значимых целей.

В концепции Л. Колберга наличие высокого уровня нравственного сознания, является одним из критериев личностной зрелости.

Представления о личностной зрелости фигурируют также в психологии развития (Э. Эриксон, Дж. Ловингер, Г. Крайг). Здесь делается акцент на преемственности ее формирования и вкладе каждого возрастного этапа в развитии определенных характеристик зрелости. Э. Эриксон рассматривает возможность обретения зрелости только в старости и основным ее качеством является целостность. Чтобы раскрыть характеристику целостности, следует проследить путь развития личности. Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности, формирование которого — особенно острая проблема подростково-юношеского периода. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (кто я такой?). Другими качествами зрелой личности, формирующимися во взрослости, являются интимность, сочетающаяся с определенной долей дистанцированное™, автономности и избирательности (ранняя взрослость), продуктивность (как забота и ответственность, способность сосредоточиться на объективной задаче) и интегративность (целостность, завоевание всех предыдущих стадий). Итак, зрелость предполагает развитие в достаточной степени таких качеств как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, компетентность, ответственность, индивидуальность, дистанцированность, способность быть верным, любить и заботиться, мудрость.

Как быть Леди:  Социальная психология: конспект лекций. Надежда Мельникова. ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность. Читать на сайте

Дж. Ловингер, продолжая идеи о преемственности развития и развитии в течение всей жизни, связывает в своей теории развитие эго и когнитивное развитие. Она выделяет семь основных стадий:

  • 1) досоциальная (полная зависимость от взрослых);
  • 2) импульсивная (эгоцентричность, конкретность, зависимость от окружения);
  • 3) самозащитная (боязнь наказания, манипулирование, использование благоприятных возможностей в личных целях);
  • 4) конформистская (подчинение внешним нормам и правилам);
  • 5) сознательная (развитие совести, установление собственных норм, самокритика);
  • 6) автономная (уважение автономии других, терпимость к их взглядам, совладание с внутренними конфликтами и потребностями);
  • 7) интеграционная (интеграция понимания себя с пониманием других людей).

Каждая последующая стадия сложнее предыдущей, ни одна из них не может быть пропущена в ходе развития. Лишь очень небольшое число людей достигает завершающих стадий. Зависимость стадий от хронологического возраста не является обязательной. По оценкам Ловингер, седьмой стадии достигают менее 1% взрослых1. Таким образом, зрелость определяется развитостью эго, что предполагает автономность и независимость личности, опору на себя, эффективное совладание с внутренними конфликтами, конгруэнтность и целостность, терпимость и уважение в отношениях к другим.

Итак, понимание психологической зрелости личности в психологии разнообразно и пока еще недостаточно четко. Наш краткий обзор показывает возможность выделения наиболее универсальных, обобщенных критериев данного феномена, позволяющих его операционализировать. Анализ проблемы выявил целесообразность рассмотрения психологической зрелости личности в единстве двух ее аспектов: индивидуальнопсихологического (интраперсонального) и социально-психологического (интерперсонального)[8][9].

Ниже представлены обобщенные критерии психологической зрелости личности в соответствии с понятиями, послужившими основой для их выделения и раскрывающими психологический смысл критериев. Здесь первые девять критериев характеризуют интраперсональный аспект зрелости, а критерии 10 и 11 являются интерперсональными характеристиками.

Развитие зрелой личности

Часто бывает, что в отношениях один человек развивается и открывает перед собой новое пространство, новый уровень, меняются его потребности в отношениях, в то время как его партнер остается на месте. На этой почве возникает конфликт. Что же в этом случае делать?

Во-первых, нужно понимать, что конфликт в отношениях это часть пути к психологической зрелости. Конфликт в отношениях это всегда нормально, это не является проблемой, это развитие. Когда мы попадаем в отношения, в конфликт, у нас всегда есть выбор – убежать из этого конфликта или прожить его, вырасти.

Проживая конфликты, оставаясь в контакте, и происходит обучение, взращивание внутренних опор. Мы не можем купить внутренние опоры на тренингах, в книгах или у другого человека. В этих конфликтах зрелости и выращиваются опоры. В проживании этих конфликтов в контакте с собой, со своими чувствами, со своим партнером и выращивается эта способность любить себя, способность утешать себя.

Конечно, здесь не обойтись без работы с травмой. Потому что очевидно, что многие вещи заблокированы у человека. Это не приобретается через знания, это приобретается через проживания, через принятие, через исцеление. В решении этих задач также может помочь курс НЛП-практик в Академии.

Таким образом, незрелый человек получает силу не внутри себя, а за счет семьи, за счет страны, за счет какой-то организации.

Показатель зрелости человека также заключается в том, что когда человек гибок, когда с ним все в порядке, он может позволить другому человеку убедить себя в чем-то, может позволить себе принять точку зрения другого человека, но при этом, не разрушив себя, сохранив себя. Он даже может позволить повлиять на себя, опять же сохранив себя и свою целостность.

Что еще можно считать показателем зрелости человека? Способность человека чувствовать какие-то болезненные чувства осмысленно, для роста, способность осознанно выходить из зоны комфорта. Способность показать другому человеку свою рану, свою уязвимость, свою боль, раскрыться, довериться, признаться в каких-то своих ограничениях, т.е. пойти на некий риск, пойти на то, чтобы пережить некий дискомфорт.

Люди естественным образом запрограммированы на то, чтобы избегать боли и стремиться к удовольствию и к комфорту. Поэтому, к сожалению, не всем удается решать свои задачи, даже имея желание. Почему так происходит, вы можете посмотреть в нашей статье на тему «О людях, которым не помогает коучинг» от Ольги Терещенко.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости связан с уровнем социальной зрелости и степенью социализации личности, так как признаки зрелого человека во многом связаны с особенностями его взаимодействия с другими людьми. Чем шире круг социальных контактов человека, тем выше уровень зрелости его характера.

Психологи выделяют следующие уровни психологической зрелости личности, которые одновременно являются и критериями ее диагностики:

  1. Высокий уровень. Им обладают толерантные и ответственные люди, которые стремятся к саморазвитию и познанию нового. Это экстраверты, которые обладают позитивным мышлением. Такие люди достойно выходят из конфликтных ситуаций.
  2. Средний уровень. Этот уровень свойственен людям, способным легко выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнеров по общению. Однако в спорных ситуациях они не готовы встать на позицию собеседника. Им не хватает толерантности. Для успешного разрешения конфликтов им нужно побороть свое упрямство, развивать гибкость.
  3. Низкий уровень. Люди с низким уровнем личностной зрелости инфантильны, они часто становятся инициаторами конфликтов. В ситуации принятия решения они предпочитают следовать указаниям авторитетной личности.

Заключение

Зрелый человек не зависит от материальных ценностей. Его благосостояние не связано с его финансовой обеспеченностью. Даже наличие дипломов и грамот не является подтверждением личностной состоятельности. Она не связана и с биологическим возрастом гражданина.

На психологическую зрелость часто указывает ощущение комфорта, которое возникает во время общения с человеком. Личностно зрелые люди демонстрируют живой интерес к жизни, им несвойственна скука и уныние, они не жалуются на сослуживцев и не сетуют на жизнь. В их жизни всегда есть цель, а каждое действие наполнено смыслом.

Не стоит думать, что личностно зрелый человек – это уникальная особа, жизнь которой напоминает взгляд на вещи через розовые очки. В жизни такого человека случаются конфликты с близкими, неполадки на производстве, но они умеют управлять своими эмоциями и конструктивно решать возникающие проблемы.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий