- Завалы по школьной учебе: что делать родителям
- Что делать, если вуз так и не стал своим?
- Приступайте к учёбе каждый день в одно и то же время, чтобы это стало привычкой
- Находите что‑то интересное во всём
- Найдите место, где вас ничто не будет отвлекать
- Перед занятиями перекусите чем‑то полезным и выпейте воды
- Составьте список причин, по которым вы учитесь
- Повысьте концентрацию с помощью физической активности
- Распланируйте подготовку к экзаменам
- Разделите материал на части
- Ставьте таймер
- Запланируйте время на отдых и расслабление
- Отключите все электронные устройства, которые не нужны для учёбы
- Регулярно поощряйте себя
- Занимайтесь с музыкой
- Учитесь вместе с кем‑то
- Как успевать больше: приемы тайм-менеджмента
- Как я смогла организовать себя и закрыть долги по учебе, несмотря на эпизоды депрессии
- Лайфхаки для подростков и их родителей
- Надо ли родителям контролировать первокурсника?
- Подготовительный этап
- Приложения для планирования и мотивации
- Романтика или горы черновой работы
- Собственно процесс
- Чем подросток может помочь себе сам?
- Ну и наконец
Завалы по школьной учебе: что делать родителям
Учебный кризис — знакомое многим родителям состояние: ребенок запустил учебу, наполучал двоек, ему грозит неаттестация, второй год, вылет из школы. Обычная родительская реакция — закрутить гайки, лишить карманных денег, компьютера, летних каникул, подарков. Но это редко помогает. Проблема не в том, что ребенок не хочет, а в том, что не может исправить положение дел. У него еще нет навыков кризисного менеджмента. И трудная учебная ситуация — хороший случай научить его это делать.
Ставим диагноз
Разбираться в причинах кризиса, разумеется, стоит. Очень часто дело вовсе не в том, что ребенок «от рук отбился» или «обленился». За тяжелым отставанием в учебе могут стоять проблемы с физическим и психическим здоровьем — собственно, иногда именно тут родители впервые начинают замечать, что с ребенком что-то не то. А может быть и накопленное непонимание после давних пропусков или не усвоенного когда-то материала, и сложности с вниманием, с восприятием, обработкой и хранением информации. И сложности в школе — проблемы с друзьями, с общением в классе — так что у ребенка не остается душевных сил на учебу.
Поэтому важно не наказывать, а разобраться: понимание причин поможет ликвидировать последствия. А еще станет понятно, насколько ребенок сейчас реально работоспособен, усидчив, сообразителен, с какой нагрузкой он в состоянии справиться и как планировать ликвидацию завалов.
Важно: здесь пойдет речь не о хронически неуспешных детях с проблемами обучения; не о детях с серьезными пробелами в знаниях (скажем, полгода пролежал в больнице; в прежней школе не преподавали ряд предметов или преподавали из рук вон плохо, и тому подобное). Речь пойдет о детях, которые до определенного момента так или иначе справлялись с учебой — но в какой-то момент перестали справляться. Часто это бывает связано с переходом на новый этап обучения — в 5 или 9 класс; с депрессией; с пропусками по болезни; с падением мотивации к учебе; с пубертатом; с конфликтами в школе или дома и так далее; наконец, очень часто есть и одно, и другое, и третье, и еще что-нибудь).
Продолжение
Что делать, если вуз так и не стал своим?
Но что делать, если мысли о смене учебного заведения лишь крепнут со временем? Что предпринять, прежде чем выйти на решение – уходить или оставаться? Об этом рассказывает психолог Андрей Смирнов:
«Даже если показалось, что после первого курса ты устал и тебе очень трудно, не нужно сгоряча все бросать. Нужно летом отдохнуть, переключиться на позитивные эмоции и с новыми силами приступить ко второму курсу. Если и на втором курсе учеба идет с большим скрипом и студенческая жизнь не приносит совершенно никаких радостей, то впору действительно взвесить, стоит ли продолжать учебу», – говорит психолог.
Если же и на третьем курсе от учебы реально воротит, скорее всего, следует прекратить учебу и заняться более подходящим делом. А высшее образование можно получить и позже – заочно или даже дистанционно, считает специалист.
«При выборе пути нужно в первую очередь опираться на свои сильные и слабые стороны. Если, к примеру, человек совершенно не склонен к кабинетной работе, то при всем желании ученый из него не выйдет, несмотря на ожидания родителей. Зато из него может получиться успешный бизнесмен. Поэтому очень важно уметь слушать себя, понять, чего же все-таки реально хочется. И в этом вопросе психолог может здорово помочь», – объясняет Андрей Смирнов.
«Если что-то не получается и жизнь складывается не так как хотелось бы, не следует отчаиваться. Всегда есть возможность выбора. Не получилось одно – получится другое. Мы знаем много примеров людей, у которых поначалу не пошла учеба и они выбрали работу.
И лишь позже, преуспев в работе, люди возвращались к учебе и повышению квалификации. Высшее образование – не гарант успеха в жизни, а только помощник. Еще великий мудрец древности Конфуций заметил: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня в жизни», – заключил эксперт.
Приступайте к учёбе каждый день в одно и то же время, чтобы это стало привычкой
Если вы жаворонок, попробуйте вставать пораньше и заниматься по утрам. Если сова — выделяйте несколько часов на учёбу вечером. Если вам нравится сразу расправиться с делами, чтобы потом отдыхать, выполняйте задания, как только придёте домой. Фиксируйте выбранное время в календаре, чтобы не было соблазна занять его чем‑то другим.
Находите что‑то интересное во всём
Подумайте, как изучаемый материал соотносится с вашей жизнью. Например, вам скучно читать книгу, которую задали по литературе, — попробуйте найти что‑то общее с героями. Не хочется учить биологию — представьте, сколько всего вы узнаете о самом себе и других живых существах.
Конечно, все предметы не могут интересовать одинаково. Но постарайтесь увидеть, как можно приложить полученные знания к собственной жизни. Это поможет не забросить занятия.
Найдите место, где вас ничто не будет отвлекать
Если дома вы постоянно переключаетесь на другие дела, поищите новое место для занятий. Например, в библиотеке или кафе. Если вы готовитесь к экзаменам с друзьями, но они не дают сосредоточиться, договоритесь о правилах совместных занятий. В идеале нужно, чтобы не было отвлекающих звуковых и зрительных стимулов.
Также держите под рукой чистый листок бумаги. Когда в голову приходят мысли о каких‑то делах, не связанных с учёбой, записывайте их и возвращайтесь к заданию.
Перед занятиями перекусите чем‑то полезным и выпейте воды
Голод и жажда могут сильно отвлекать от умственных занятий, так что устраните их заранее. Не ешьте сладкое: от него вы только быстрее снова проголодаетесь. Перекусите чем‑то полезным, например овощами, фруктами, орехами, сыром, йогуртом или хумусом.
Составьте список причин, по которым вы учитесь
Запишите их на листке бумаги и держите перед глазами. Когда захочется пропустить учёбу, перечитайте их. Так вы напомните себе, для чего вам нужно стараться. Например, чтобы поступить в хороший университет, получить стипендию или сменить работу. Записывайте как можно больше причин — и весомых, и маленьких.
Иногда у вас совсем не будет мотивации, это естественно. В такие дни вам понадобится немного самодисциплины и этот список как раз придёт на помощь.
Повысьте концентрацию с помощью физической активности
За 10–15 минут упражнений или ходьбы вы избавитесь от стресса и повысите уровень эндорфинов в организме. После этого легче будет сосредоточиться и запоминать информацию. Можете даже попробовать совместить тренировки и учёбу. Захватите свои записи в спортзал и читайте их, пока занимаетесь на беговой дорожке. И мозг, и тело будут вам благодарны.
Распланируйте подготовку к экзаменам
Как только узнали дату теста или зачёта, внесите её в календарь. Поставьте напоминание за несколько дней или недель до этого, чтобы начать готовиться. Пусть у вас будет достаточно времени, чтобы всё выучить и повторить.
Разделите материал на части
Когда нужно усвоить большой объём информации, мы чувствуем себя подавленными и не знаем, с чего начать. Чтобы такого не было, разбивайте крупные задачи на более мелкие. Запишите каждый шаг на бумаге и постепенно выполняйте их один за другим, а рядом с выполненными ставьте галочку. Так вы будете видеть свой прогресс и чувствовать, что ситуация у вас под контролем.
Ставьте таймер
Выделяйте по 30–50 минут на занятия, а потом делайте небольшой перерыв. Как только он закончится, возвращайтесь к учёбе. Или попробуйте интервальную технику Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и начните заниматься. Когда раздастся сигнал, отдохните 5 минут, а затем поработайте ещё 25. После того как повторите четыре интервала, сделайте более длинный перерыв.
Поставьте отдельный таймер на время завершения занятий. Например, если вы начали в обед, заканчивайте к ужину. Если позднее — как минимум за 30 минут до сна, чтобы было время расслабиться.
Запланируйте время на отдых и расслабление
Не занимайтесь несколько часов подряд — давайте мозгу отдых. Делайте короткие паузы каждые 30–50 минут. На перерыве встаньте и немного пройдитесь, подышите воздухом, перекусите или просто дайте отдохнуть глазам.
Не забывайте выделять время на расслабление, особенно в период подготовки к экзаменам. Когда неделями напряжённо учите что‑то, обязательно нужно устраивать дни полного отдыха — так вы защитите себя от перегрузки.
Отключите все электронные устройства, которые не нужны для учёбы
Не включайте телевизор как фон. Оставьте смартфон в другой комнате или в сумке. Если используете его в качестве таймера, установите режим полёта, чтобы не отвлекаться на уведомления. Или применяйте специальные приложения, которые ограничивают доступ в интернет.
Регулярно поощряйте себя
После занятия достаточно чего‑то небольшого: съешьте любимую еду, поиграйте с домашним питомцем, посмотрите смешное видео или полежите в горячей ванне. А после экзамена радуйте себя чем‑нибудь более значительным. Например, выпейте кофе с друзьями или купите то, что давно хотели.
Занимайтесь с музыкой
Особенно если вы в общественном месте. Музыка в наушниках поможет заглушить окружающие звуки и сосредоточиться. Для этого лучше всего подходят инструментальные композиции. Если музыка вас отвлекает, попробуйте включить звуки природы или белый шум.
Учитесь вместе с кем‑то
Необязательно сидеть вместе в одной комнате. Но важно, чтобы был человек, с которым можно поделиться проблемами и рассказать о своём прогрессе. Договоритесь отчитываться друг другу о проделанной работе раз в несколько дней — так будет легче двигаться к цели и не терять время.
Как успевать больше: приемы тайм-менеджмента
Ешьте «лягушек».Исследования показывают, что учащиеся склонны откладывать выполнение сложной задачи на потом. И это плохо отражается на успеваемости. Поэтому мы рекомендуем воспользоваться приемом «Съесть лягушку с утра». Помните, как в детстве принимали горькое лекарство? Так же и здесь: с утра зажмурились, сделали самое сложное дело, а затем довольные собой приступили к остальным задачам.
Избавьтесь от пожирателей времени. Рассмотрим эту технику на примере. Маша звонит подруге и жалуется: «Хочу пойти на курсы, но времени не хватает». После этого Маша позвонит еще маме и брату, потом будет в социальных сетях обмениваться смешными картинками, посмотрит пару серий бесконечного сериала, полистает журнал.
Может быть, и вы не замечаете, что тратите много времени впустую? Здесь тоже помогут методы тайм-менеджмента: в течение двух дней наблюдайте за собой, записывайте любое «ничегонеделание», общение ни о чем, просмотр сериалов, перекуры и т. п. Это пожиратели времени, от которых можно отказаться, пока будете проходить программу.
Избавьтесь от отвлекающих факторов. Отвлекающие факторы бывают очевидными: шумные соседи, телевизор в соседней комнате, оповещения из мессенджеров. И неочевидными: отсутствие четких целей и планов на занятие, усталость, навязчивые мысли о задачах из других сфер жизни. Поэтому важно придерживаться планирования во всем.
Что еще нужно сделать, чтобы исключить отвлекающие факторы:
- сообщите всем, в какое время вас нельзя беспокоить;
- во время занятий отключайте оповещения на телефоне и компьютере;
- обустройте рабочее место так, чтобы вам было удобно;
- проверяйте почту и рабочие чаты несколько раз в день в конкретное время — не отвлекайтесь на каждое сообщение.
Откажитесь от многозадачности. Не лучшая идея смотреть видеолекцию и играть с ребенком — и материал не усвоите, и ребенку толком внимания не уделите.
Исследования показывают, что мозг не может качественно выполнять две разноплановые задачи. Попытки приводят к рассеянности и быстрому утомлению. Повышается уровень стресса, человек совершает больше ошибок. Забудьте о тренде на многозадачность — это миф.
Расставляйте приоритеты. Рассмотрим на примере Алины. Она решила сменить профессию, пока сидит в декрете, изаписалась на курсы по психологии. Ее день расписан по минутам. Но родственники и друзья считают, что она «просто сидит дома».
То подруга придет в гости на чай, то мама просит сходить с ней в магазин. Это отвлекает и раздражает Алину, ведь каждый раз ей приходится бросать свои дела. Не будьте как Алина — придерживайтесь плана, который наметили еще с вечера и расставляйте приоритеты.
Как я смогла организовать себя и закрыть долги по учебе, несмотря на эпизоды депрессии
Шаг 1: сдать все домашние задания по обучению.
Дедлайны по домашкам прошли мимо — свалилась с пневмонией. Теперь нагонять (координаторы обучения пошли на встречу).
Но ситуация с биполярным расстойством такова, что как только падает имунка, заваливается и психика. Увеличила дозу таблеток, что означает сонливость и вялость в течение всего дня, но я как маньяк держу себя в строгом режиме: он у меня специфический. Мне нужно спать не меньше 9 часов: 8 часов ночью и один час днем, иначе наваливается дикая усталость, снижается настроение и — здравствуй, депра!
Еще час мне нужно гулять. До пневмонии я бегала за эндорфинами каждый день (3-4 километра). Сейчас бегать нельзя. Можно и нужно просто быстрым шагом гулять, а это значит, что болезнь, вернее, соблюдение режима в защиту от болезни, отбирает у меня еще час времени. Где-то нужно найти дополнительные часы.
Решено: до 11 ноября не смотрю TED и документалку по английскому языку, не читаю «умную» книжку на английском, минимально делаю только домашку от учителя английского.
Объем домашек выглядел пугающим. Но когда я вникла в самую суть, то началась паника. По скромным прикидкам на каждую нужно было угрохать от 5 до 8 часов: переслушать лекцию, прояснить непонятные вопросы в гугле или учебном чате, покопаться в новом инструменте.
Добавим сюда два эпизода депрессии, когда мой день строился так: реву, лежу, поднимаю себя за волосы и работаю. А потом снова реву, потому что приходит вечер, а у меня… Правильно. Домашки. Таким образом на одну домашку должно было уйти три-четыре вечера.
И тут я вспомнила, как в детстве мой педагог по музыке дала мне бесценный совет: «Учи сложные произведения сразу все и маленькими кусочками. Сначала все это покажется бессмыслицей, а потом ты увидишь, как все пьесы одновременно расцветут как цветы летом на лугу».
Спасибо, моя музыкальная фея! Я так и сделала. Я брала маленький кусочек задачи, например, нарисовать таблицу, а потом переходила к другому маленькому кусочку другой задачи, например, проанализировать иконку приложения. И так за две с половиной недели, включая выходные, у меня действительно расцвели четко и одновременно все домашки.
Оценены они были где-то на троечку (просрочка дедлайнов замечания, с которыми, я впрочем, не всегда была согласна). Но этот шаг я прошла.
Почувствовала ли я радость? Нет. Я почувствовала интерес ученого — этот опыт удался. Даже сквозь эпизоды болезни, не чувствуя удовлетворения от проделанной работы, не радуясь результату, биполярник умеет делать последовательные вещи. Ему нужны только немного другие подходы в организации своей деятельности, как, например, вот этот — с задачами, которые расцветают одновременно как цветы. (Кстати, этот способ может подойти и здоровым людям, которые любят поругивать себя за прокрастинацию).
Лайфхаки для подростков и их родителей
Психолог Алексей Фуреев делится лайфхаками для подростков и их родителей, оказавшихся в кризисном положении.
- Первая парта для удачи. Если ты студент, то занимай первые места в аудитории. На них лучше слышно преподавателя, лучше видно доску, никто не отвлекает. А самое главное – преподаватели помнят тех, кто сидит на первых партах, и обязательно помогут с предметом, как минимум – ответят на все возникающие вопросы.
- Новые привычки как палочка-выручалочка. Нужно сформировать новый режим дня, питания и вообще жизни. Почему? Потому что сила воли – это истощаемый ресурс. Сила воли – это напряжение. Если тратить ее на незначительные ежедневные дела, тогда ее не останется на серьезные задачи и решение проблем. В интернете можно найти множество советов, как именно добиться формирования привычек.
- Реабилитация оценки «удовлетворительно». Скажите своему сыну-студенту (или дочке), что тройки вполне достаточно, чтобы продолжать учебу и получить диплом о высшем образовании. Что это не школа, и за тройки тут не ругают. Возможно, эта мелочь снимет большой груз с плеч первокурсника.
- Верьте в вашего студента. Если вы родители студента и живете вместе с ним в одной квартире, то постарайтесь обеспечить ему очень хороших и доброжелательных папу и маму, которые не пристают к нему после учебы и не огорчают нравоучениями, но живут своей счастливой жизнью. Это может стать лучшей поддержкой и лучшей формой заботы для студента. Покажите ему, что вы доверяете ему и верите в него.
Надо ли родителям контролировать первокурсника?
Что же для родителей должно стать сигналом того, что подросток находится в кризисной ситуации? По словам Андрея Смирнова, неблагополучие легко обнаружить, наблюдая за своим подросшим чадом. «Когда с учебой проблемы, молодой человек становится усталым, нервным.
Лучшим решением в такой ситуации, по его словам, будет обращение к профессиональному психологу, у которого опыт общения с молодыми людьми, находящимися на распутье, значительно выше, чем у родителей. Психолог обладает более полной информацией и знает, как можно помочь.
«В штат учебных заведений зачастую входят психологи и к ним каждый год в сентябре приходят толпы первокурсников, которых пугает их будущее и которые разочаровались в выбранной профессии, так что им не привыкать, – говорит Глеб Назаренко. – С такого психолога и стоит начать».
По словам Бориса Кононова, если у студента неожиданно возникло ситуативное разочарование в выбранной специальности, то надо дать ему время для восстановления психофизиологических ресурсов и уже потом, на высоте эмоционального тонуса осмыслить все положительные и отрицательные стороны ранее привлекательной профессии.
«Чтобы школьникам и студентам психологически быстрее втянуться в учебную деятельность, современная практическая психология рекомендует специальные когнитивные тренинги и цифровые приложения для мобилизации психологических ресурсов – внимания, памяти, мышления. А также тренинги учебной мотивации», – говорит Борис Кононов.
Надо ли контролировать подростка? «В определенной степени контроль нужен, да и по закону он необходим до 18 лет. Однако не стоит слишком настаивать на чем-то, если видно, что сын или дочь совершенно не проявляет интереса к определенной деятельности, – говорит Андрей Смирнов.
– Родители не всегда могут правильно оценить, что именно нужно подростку. Возможно, высшее образование окажется совершенно бесполезным, если человек более склонен, к примеру, к какой-либо рабочей специальности. Зачастую дальнобойщики и краснодеревщики устраиваются в жизни куда лучше, чем специалисты с высшим образованием».
Подготовительный этап
1. Осознать, чьи это проблемы. Это не «вот еще горе на мою голову» — это проблемы ребенка, и наша роль здесь — помочь ему с этими проблемами справиться, а заодно научить его разгребать гору проблем. Если мы будем злиться, наказывать ребенка — то, конечно, отведем душу, но никакого прока тут больше не будет.
Приложения для планирования и мотивации
Несколько приложений, в которых реализованы эффективные техники тайм-менеджмента. Они помогут следить за временем, напомнят о важных задачах и усилят мотивацию.
QualityTime. Узнайте, сколько времени вы тратите на разные приложения, например, социальные сети, и избавьтесь от пожирателей времени.
Еще вариант — AntiSocial. С его помощью можно не только понять, на что вы тратите время, но и заблокировать эти приложения — вы не сможете пользоваться ими в часы, которые укажите в настройках. Для мотивации можно сравнивать свои успехи с другими пользователями приложения.
Any.do. Составляйте списки дел, ставьте напоминания, оставляйте заметки. Можно настроить синхронизацию для телефона, планшета, компьютера. Можно работать над одной задачей в группе. В Институте прикладной психологии практика предполагает выполнение заданий в группах из 2-3 человек. Здесь и пригодится эта функция.
Todoist. Используйте опцию «графики личной продуктивности», чтобы повысить мотивацию. В остальном по функционалу приложение похоже на Any.do.
Pomodoro Timer Lite. Боритесь с ленью и прокрастинацией. Приложение помогает работать в режиме, который защищает от переутомления и сохраняет концентрацию внимания: 25 минут работаете, 3-5 минут отдыхаете. Все по таймеру.
Аналогичное приложение для компьютера — Focustodo. Его можно использовать не только как таймер, но и как планировщик дел, календарь, площадки для заметок и напоминаний.
DTox — Digital Detox. Избавьтесь от отвлекающих факторов — заблокируйте звонки и оповещения на телефоне во время учебы. Вы сами настраиваете время «детокса».
Похожее приложение — Forest. Здесь введен элемент дополнительной мотивации и игры. При включении детокса вы сажаете виртуальное дерево. Если отвлечетесь на телефон раньше запланированного времени, дерево погибает.
Habitica. Выполняйте запланированные дела, достигайте намеченных целей и получайте за это награды. Повышая личную эффективность, вы «прокачиваете» своего персонажа в игре. Если не справитесь с заданием — наказание. Можно соревноваться с друзьями или вместе побеждать виртуальных врагов.
Pocket. Сохраняйте видео, статьи, изображения и другие элементы из любых источников. Храните всю полезную информацию в одном месте и в любой момент обращайтесь к ней.
Evernote. Записывайте конспекты, составляйте расписание, оставляйте заметки и ставьте напоминание в виртуальном ежедневнике. Можно добавлять изображения, аудио, сканы, документы, веб-страницы и другие файлы. Вы ничего не забудете и не потеряете. В любой момент и с любого устройства можете заглянуть в свой ежедневник.
Пользуйтесь рассмотренными лайфхаками. Они помогут вам достичь большего с меньшими усилиями. Придерживайтесь системного подхода: используйте несколько техник и приложений. Будет здорово, если планирование и самоорганизация станут вашей привычкой. Эти навыки пригодятся и в будущем.
Романтика или горы черновой работы
«Зачастую реалии учебы не соответствуют ожиданиям, которые были при поступлении. Часто нагрузка настолько велика, что студент или школьник теряется и не успевает соответствовать предъявляемым требованиям. Неожиданно для себя он понимает, что обучение в столь желанном месте – это не легкая прогулка.
«Также необходимо понимать, что в силе объективный психофизиологический фактор отвыкания от учебной нагрузки за лето для школьников, а для абитуриентов – реальная физиологическая и психологическая усталость после битв за место в желаемом учебном заведении, – говорит клинический психолог, ведущий авторских курсов и тренингов, коуч Борис Кононов.
– Кроме того, бывают субъективные «идеальные» ожидания самих подростков и юношей по отношению к новому месту учебной деятельности. Поэтому на фоне эмоционального истощения могут возникать негативные установки по отношению к учебе по выбранной специальности, которые необходимо своевременно устранять».
«Нередко юноши и девушки при поступлении в вуз имеют весьма размытый образ будущей профессии, окруженный неким романтическим ореолом, и когда оказывается, что помимо романтики есть еще и горы черновой работы, настроение портится и возникают сомнения: «а правильный ли путь я выбрал?» Возникает соблазн все бросить и заняться чем-то другим, с быстрым выходом на зарабатывание денег», – объясняет эксперт.
Что делать в такой ситуации – бросить ли обучение, которое не задалось, или упираться столько, сколько возможно? Об этом, а также о том, что делать родителям, рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» психологи, психотерапевты и другие специалисты по личностному росту.
«Чувство эйфории у первокурсников пропадает уже к середине сентября и на смену ей приходит чувство неуверенности, хандра, лень и депрессия, – говорит психолог, профайлер, медиа-тренер Глеб Назаренко. – Неожиданно вчерашний школьник понимает, что выбрал себе специальность в спешке и ошибся. Ходить на пары становится невыносимо».
Что же делать? По словам специалиста, необходимо дать себе время, чтобы привыкнуть. В любой ситуации, когда что-то серьезно меняется в жизни, организм начинает испытывать стресс.
Стресс наступит в любом случае, даже если это вуз мечты. Мозгу и телу требуется время для адаптации, и здесь трудно предугадать, сколько продлится этот период, может пройти от пары недель до нескольких месяцев.
В это время человек ощущает тревожность, он подвержен переменам настроения, появляется невыносимое желание вернуть все на круги своя. И это вполне нормально, это просто нужно пережить. Потихоньку, без насилия вливаться в учебный процесс и общественную жизнь. Знакомиться с новыми людьми, посещать кружки и вечеринки, активно участвовать в семинарах и лекциях, говорят специалисты.
Собственно процесс
Дальше мы уже запускаем процесс и смотрим, что получается, а что нет. Иногда уже к концу первой недели можно закрыть какие-то долги, это обычно повышает настроение и мотивацию.
Затем обнаруживаются дыры, зияния и дефициты (ребенок в восьмом классе не знает таблицы умножения, в одиннадцатом не умеет писать сочинения, пишет как слышит и тому подобное). Тогда — вносим в наши планы коррективы с учетом открывшихся обстоятельств.
Оцениваем ресурсы (скажем, таблицу умножения можно выучить самостоятельно и быстро, с сочинениями — позаниматься со специалистом. А вот освоить химию за прошлый год с нуля или научиться не делать орфографических ошибок за май одиннадцатого класса — задача более сложная, и тут уже надо советоваться с учителем или выяснять, какой минимум требований надо выполнить на слабую тройку).
Регулярно связываемся с куратором и предметниками. С вечера или с утра обсуждаем с ребенком задачи на предстоящий день. Когда день заканчивается — анализируем, что получилось, а что нет и какая помощь нужна.
Следим за самочувствием и настроением ребенка. Радуемся успехам. Позволяем себе и ему маленькие радости, когда что-то получается. Не позволяем себе замечаний типа «только все это надо было еще в прошлом году делать и без мамы» или «вот можешь же, если захочешь».
Если ребенок объективно не тянет — советуемся с учителями и специалистами, чем и как ему можно помочь (пересдача осенью, индивидуальный учебный план, переход на очно-заочное обучение…)
Не расслабляемся раньше времени. Держим руку на пульсе. Не «отпускаем» ребенка и помним, что в таких случаях мы можем быть точно уверены только в том, что видели своими глазами или слышали от учителя. Не потому, что ребенок сознательно врет или увиливает от работы — он может не помнить, не отследить, вытеснить из сознания.
Понимаем, что легко не будет — ни родителям, ни ребенку, ни учителям. Но варианта «плюнуть на все и будь что будет» у нас обычно нет. Впрочем, есть вариант перевести на семейное обучение.
Не расцениваем разовые провалы и неудачи как свидетельство того, что план не работает.
Чем подросток может помочь себе сам?
Многое старшеклассник или студент может решить и сам, ведь он уже почти совсем взрослый и способен искать и находить пути решения проблем. Что же предпринять?
Провести эксперимент со сменой преподавателя. По словам Глеба Назаренко, молодому человеку стоит убедиться, что ему не нравится именно специальность, а не кто-то из преподавателей.
«Профессионализм, человеческие качества и заинтересованность педагога очень важны, – говорит психолог. – Часто студенты буквально влюбляются в скучные предметы, благодаря харизме преподавателя, но, к сожалению, бывает и наоборот».
Чтобы понять, в чем именно дело, студенту стоит сходить пару раз на лекции по тому же предмету, но к другому учителю, или поискать онлайн-лекции в интернете, считает эксперт. «Если окажется, что дело в нелюбимом преподавателе, можно попробовать законным путем уменьшить количество посещаемых лекций и походить на дополнительные занятия к другому педагогу, который горит своим делом», – говорит психолог.
Заняться спортом. Да-да, причем этот совет работает почти в любой кризисной ситуации. Ученые установили, что физические нагрузки не просто повышают настроение, но избавляют от стресса и беспокойства в долгосрочной перспективе. После активной тренировки в организме начинается выплеск эндорфинов, которые помогают расслабиться и дарят чувство радости.
«В современных вузах большое внимание уделяется спортивной подготовке студентов и имеются современные спортивные комплексы с большим разнообразием секций. Остается только пообщаться с тренерами и выбрать секцию по душе, – говорит Глеб Назаренко. – Если правильно сочетать учебный процесс и спортивную подготовку, то жизнь наладится намного быстрее, а на душевные переживания просто не останется времени».
Друзья на всю жизнь. Поддержка приятелей и наличие единомышленников – это очень важно. «Не всегда на новом месте можно сразу найти друзей. Некоторым ребятам трудно вливаться в новый коллектив, это становится еще одной причиной, по которой первокурсники пытаются бросить учебу, – говорит психолог.
«Участие в выпуске студенческой стенгазеты, КВН, профсоюз – это далеко не все направления, где можно найти новое общение. Когда студент участвует во всех сферах жизни учебного заведения, у него не остается времени на тоску, и период адаптации проходит незаметно», – считает специалист. А друзья, появившиеся в старшей школе и вузе, часто оказываются самым драгоценным приобретением этого периода.
Ну и наконец
В процессе заделывания дыр и отрубания хвостов — не забываем поговорить с ребенком о том, что ему удается лучше, а что хуже. Что ему помогает не отвлекаться, сосредотачиваться, следить за временем, укладываться в сроки. Как ему лучше работается — с чашкой чая или без, до обеда или после, с музыкой или без музыки (есть дети, которым музыка в наушниках действительно помогает отключиться от всего, что отвлекает).
Все это помогает ребенку понять самого себя, свой стиль работы, выработать свои приемы, научиться справляться со своими проблемами самостоятельно.
Решению больших и сложных проблем лучше учить, пока цена провала не особенно высока. И помнить, что всякий кризис — это возможность для роста, что неудача — это повод чему-то научиться и что со дна ямы, когда падать дальше некуда, еще остается путь наверх.