1 Урок. Что такое метафорические карты? — Метафорические карты 24

1 Урок. Что такое метафорические карты? - Метафорические карты 24 Женщине

Метафорические ассоциативные карты — что это такое и как с ними работать? — мак

Автор: Анастасия Мисоченко

Метафорические ассоциативные карты (МАК) набирают все большую популярность в среде психологов, коучей, тренеров. К ним проявляют интерес педагоги и социальные работники.  Так что же это за инструмент, почему он так популярен, для чего предназначен?

МАК представляют собой набор с изображениями людей, событий, природы, абстрактных образов или слов, объединенных одной темой и идеей автора. Каждая колода содержит инструкцию с описанием и рекомендациями для работы.

Метафорическим картам более 40 лет. Первую колоду создал канадский искусствовед и художник Эли Раман, в 1975 году с целью популяризации искусства. Психологическим инструментом эти карты стали только в 1983 году благодаря психотерапевту Моритцу Эгетмейеру, который впервые применил их в работе с пациентами. Так появилась первая колода «ОН» и в 1985 году было создано издательство «OH Verlag». Сегодня широко известны колоды из Германии от этого издательства: «Cope», «Persona», «Personita», «Ecco», «Habitat», «Morená» и другие.

Постепенно появлялись и развивались методы работы с метафорическими картами, создавались новые колоды. В России первыми появились переведенные колоды, а затем начали активно создаваться отечественные. Сейчас представлен огромный выбор карт от российских, украинских, белорусских, прибалтийских, израильских и других авторов. 

Метафорические карты являются замечательным инструментом в работе психологов, коучей, тренеров, консультантов. Активно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих программах. Карты хорошо зарекомендовали себя как при индивидуальной работе, так и в группе. С их помощью легко организовать знакомство, наладить взаимодействие, заинтересовать участников. МАК можно использовать и в повседневной жизни: для принятия решений, развития творческих способностей, поиска новых идей, общения и игр.

Механизм работы метафорических карт основан на нескольких известных психологических феноменах.

Одним из них является закон проекции, впервые описанный З. Фрейдом. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал.

Вторым является закон диссоциации, в результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Клиент смотрит на события, как бы со стороны.

Третьим феноменом, лежащим в основе МАК, стала метафора. Это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.

Методы работы с МАК постоянно расширяются, дорабатываются и, соответственно, появляются новые возможности для их использования. Вокруг карт постепенно формируются разнообразные мифы, о которых будет сказано ниже.

С помощью МАК специалисты могут помочь клиентам в решении целого ряда проблем:

«Мужчина и женщина» автор Алла Максимова

«Вопросы для двоих» (Серия «В гармонии с другим»)- авторы: Константин Писаревский и Евгения Баксан

«Я и ТЫ» автор: Анна Чичина

“В постели” автор: Оксана Гордина

и другие…

  • Работа с родовыми сценариями:

«История моего рода» автор:Елизавета Гурьянова

«Голос предков» автор: Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

«Сценарии рода» автор: Светлана Бондаренко

“Благословение рода” автор: Татьяна Лемешко

и другие…

  • Поиск внутренних ресурсов:

«Ресурсное место» авторы: Константин Писаревский и Евгения Баксан

«70 ресурсов женщины» автор: Мария Будякова

 «Источник» автор: Юлия Демидова

“Ресурсы” автор: Ирина Федорова

“Ресурсы” автор: Ирина Орда

и другие…

«Фобии и страхи» автор:Климова Ольга

«Сложное дитя» автор Наталья Шельвинская

“Танго со страхом” автор: Виктория Ратеева

и другие…

  • Поиск своего я, собственной идентичности.

«Маски и Роли» автор: Андрей Букшук

«Это все о нем. Метафора мужской идентичности» авторы: Алёна Яшанина, Андрей Колосовцев

«Архетипы личности» (Archetypes of Personality) автор: Бодров Александр

«Субличности» (Inner Active Cards) Производство: Backwoods Press, США.

и другие…

  • Вопросы самоопределения и выбора профессии

«КАРТЫ-ПРИЗВАНИЯ (MASTERS)» базовая версия автор: Светлана Седун

«Дороги. Я и мой путь» авторы: Ольга Зингман: Екатерина Бурова

«Компас выбора профессии» автор:Олег Блинов

«Профессии и предназначение» автор: Перплётчикова У.В.

“Профессии” автор: Алексей Ураев

и другие…

  • Принятие решения и выбор стратегии

“Стратегии и Возможности” автор и фотограф: Юлия Дубаныч

«Я принимаю решение» автор: Эльвира Алёхина

и другие…

«Силы природы» автор Сысоева О. В.

«Проститься, чтобы жить» автор: Травкова М.Р.

«Травмы. Кризисы. Ресурсы…» автор: Ника Верникова

«Trauma» (Травма) автор: Ева Морозовская

“Одиночество” автор: Виктория Голобородова

“Сны” автор: Мария Хомякова

и другие…

«Не-зависимость» автор: Переплётчикова У.В.

«Выбери Жизнь» автор: Дарья Стронг

и другие…

  • Работа с детско-родительскими отношениями

«Мама и Дочка» разработчик: УЦ практической психологии «СЕНТИО».

«Мама» авторы: Арина Ткачук, Алена Казанцева

“Исцеление внутреннего ребенка” автор: Ирина Орда

и другие…

  • Работа с нарушениями пищевого поведения

«Вкусные заморочки» автор: Татьяна Павленко.

«Спящие в Тучах» автор: Мария Волошина

“Хлеб насущный” автор: Зоя Николаева

и другие…

«Чувства и состояния» автор: Евгения Баксан

«В глубине чувств» автор: Анастасия Сальникова

«Живые чувства» авторы: Динара Гильфантинова, Полина Хорошилова.

и другие…

Очень часто одна и та же колода позволяет работать с целым рядом проблем. Существуют универсальные колоды. Иногда, наиболее продуктивной оказывается работа с несколькими колодами в рамках одной сессии. Область применения тоже постоянно расширяется, приведенный список лишь небольшая часть тем, при работе с которыми успешно применяются МАК.

Метафорические карты помогают специалисту:

  1. Установить контакт с клиентом на начальном этапе, создать безопасное пространство, атмосферу доверия.
  2. Обойти барьеры и защиты клиента, что позволяет свободно рассказывать о чувствах и переживаниях, раскрыться и озвучить проблемы, которые ранее были глубоко скрыты.
  3. Обратиться к подсознанию клиента. В процессе изучения карт, рождаются метафорические образы, приходят чувства, происходят открытия, которые значительно расширяют границы обычного.
  4. Выявить актуальную для клиента проблему. Как правило, в различных художественных образах человек улавливает именно то, что созвучно его текущему состоянию и имеет решающее значение на сегодняшний день.
  5. Найти или смоделировать новые стратегии поведения и возможные решения проблемы.
  6. Открыть внутренние и внешние ресурсы для преодоления преград и достижения желаемого.

Метафорические карты позволяют выбирать разные стратегии работы, в зависимости от поставленных задач. Так как карты могут содержать только изображение, только словесное описание (текст) или смешение того и другого, то вариантов может быть много.

  • Карты с изображениями или словами выбираются вслепую. Клиент не видит изображения. С одной стороны, в этом случае, привносится элемент игры, случая, а с другой, такой способ открывает путь в подсознание, позволяет мыслить метафорически.
  • Карты с изображениями выбираются вслепую, а слова подбираются в открытую. Таким образом, можно одновременно задействовать и метафорическое мышление, и привычные для клиента взгляды. Можно сделать наоборот, все зависит от конкретной ситуации.
  • Карты с изображениями и словами выбираются произвольно, клиент рассматривает, читает и делает выбор. Как правило, при таком способе клиент меньше тревожится и с удовольствием знакомится с колодой.
Как быть Леди:  Чем заняться дома вечером? 111 увлечений для дома

Для успешной работы с метафорическими картами желательно придерживаться некоторых правил:

  1. Конфедециальность. Как в личной сессии, так и в групповой работе необходимо бережно относиться к информации, которой делятся участники, все сказанное в процессе работы не разглашается.
  2. Уважение. В групповой работе следует обратить внимание на взаимоуважение между участниками и заботе об их комфорте и безопасности. Внимание к чувствам и словам других участников условие, необходимое для эффективного взаимодействия.
  3. Свобода. Предупредите участников, что при работе с МАК не существует правильных и неправильных ответов, чувств, образов. Не обязательно буквально воспринимать изображение, дайте волю фантазии.
  4. Спонтанность. Чем быстрее и свободнее реакция на карту, тем веселее и результативнее будет работа. Критическое мышление пока может отдохнуть.
  5. Безопасность. Участник может отказаться от карты, без объяснения причин, не показывая ее окружающим. Однако, при индивидуальной работе с профессиональным психологом, подобная ситуация может дать ценный материал для дальнейшего общения.
  6. Приоритеты. Хозяин карты – хозяин процесса. Он первым высказывает свое видение, может отказаться от обратной связи, его мнение не может быть неверным. Однако, если он просит поддержки от окружающих, можно поделиться своими соображениями.

В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль, но важно всегда помнить о безопасности клиента.

Метафорические карты вошли в нашу жизнь относительно недавно, но вокруг них сразу же, стали возникать мифы. Пришло время, рассказать о некоторых из них.

Первый миф – это мистическое взаимодействие колоды и клиента, возможность заглянуть в будущее или прошлое. Реальность – карты отражают только существующие внутренние процессы, они не являются гадальными. МАК являются инструментом в руках специалиста.

Второй миф – МАК, это разновидность карт Таро. Реальность – Колода Таро четко структурирована, каждая карта имеет свое значение. Метафорические карты не имеют заданного значения. Клиент описывает карту исходя из личного опыта, представлений и фантазии. Задачи этих колод, как правило, разные.

Третий миф – это психологический инструмент, используемый только узким кругом специалистов. Реальность – метафорические карты появились благодаря художнику и могут применяться в разных областях деятельности. В психологии МАК это один из многих инструментов, направленных на оказание помощи.

Четвертый миф – карты сами по себе могут волшебным образом разрешить все проблемы. Реальность – карты не решают человеческих проблем. Но они могут помочь увидеть истинную причину сложившейся ситуации и найти возможности для изменений.

Но какие бы мифы не возникали, в каких областях не применялись бы метафорические карты, уже очевидно, что они вошли в практику работы с людьми и обладают широкими возможностями.

Ассоциация

Чтобы получить материал из психики человека с помощью ассоциаций нужно дать ему карту и спросить: “Что первым приходит в голову, когда видишь эту карту?”

Способ так прост и понятен, что даже одно из названий самих карт — ассоциативные.

С помощью ассоциаций я получил “материал” из собственной психики при разглядывании третьей карты из своего примера выполнения техники “Искренность”:

Как обычно при взгляде на метафорическую карту сперва срабатывает восприятие, определяя, что за объекты изображены на карте. Я увидел здесь фигуру человека и его “тонкие тела” как их изображают эзотерики. Дальше возникла мысль о моей матери, которая всё время говорит о чём-нибудь вроде этого. Мысль о матери возникла как ассоциация на восприятие изображения “тонких тел”.

Так и работают ассоциации: образ А, появившись в сознании, закономерно влечёт появление образа В.

Тонкие тела — мама рассказывает про чакры.

Так и переводится слово ассоциация с латинского — связь. Образ А связан с образом В. Появление в сознании образа А неминуемо влечёт появление образа В.

Под образом имеется в виду любая информация из памяти — запах, вкус, ощущение, воспоминание, объект, эмоция. Вспоминается клиент, который в детстве весной пережил очень сильный конфликт с родителями и в последующем каждую весну ему становилось плохо. Его мозг установил связь между цветением, обилием пыльцы в воздухе и эмоцией горя и отчаяния.

Всё просто, поэтому давайте сразу попрактикуем.

Прямо сейчас, глядя на карты, говорите первое, что приходит вам на ум. Высказав свои ассоциации, читайте под картой мои.

Первая метафорическая карта:

Сразу вспоминается школа. Был у нас у крыльца такой укромный уголок, за которым обычно курили старшекласники. Надо сказать меня всегда возмущало, что учителя делали вид, будто не замечают их. Я тогда был очень категоричен к человеческим несовершенствам.

Вторая метафорическая карта:

Как-то подростком я ходил на приём к окулисту. Принимала толстая такая тётка лет под шестьдесят. Сперва она заставила меня ждать полчаса, а потом объявила, что у неё обед. Когда я вернулся через час, промурыжила в приёмной ещё столько же, а затем закрыла кабинет и объяснила что не работает. Это притом, что на улице было минус сорок. Сказать, что она меня взбесила, значит ничего не сказать.

Третья метафорическая карта:

Больно наверно будет скатываться с такой горки. У меня во дворе раньше такая же стояла. Всё время хотелось с неё съехать, но каждый раз это заканчивалось грязными, рваными штанами, отбитой задницей и последующим нагоняем дома.

Четвёртая метафорическая карта:

Даже не знаю. Монахи какие-то. Идут в разные стороны. Нет ассоциаций. Да,да, такое тоже бывает. Это А не связано ни с каким Б.

Пятая метафорическая карта:

Последняя сцена из фильма “Достучаться до небес”. Сейчас тот, что справа, упадёт на бок, выронит бутылку и умрёт.

Как видите при помощи ассоциаций материал извлекается из событийной памяти человека — его личной истории, из фильмов, книг, рассказов других людей.

Если человек говорит вам, что не понимает, что говорить в ходе техники Искренность, проделайте с ним то же, что только что сделали. К пятой карте он поймёт, что нужно делать и навык станет автоматическим.

Вуаля — вы умеете извлекать материал из психики с помощью ассоциаций! Чуть позже мы займёмся тем, как превратить это в приятные ватрушки, а пока перейдём к метафорам.

Как быть Леди:  Альберт Бандура и его теория социального научения. Применение в сфере образования

Виды мак

Метафорические карты подразделяются на тематические виды. Есть узкоспециализированные изображения, призванные разобраться в конкретном сложном вопросе, а есть довольно-таки универсальные открытки, способные нащупать в подсознании обширную проблемную область.

Наибольшую популярность среди психологов приобретают следующие виды МАК:

  • Персона (Persona) – набор открыток с изображением человеческих лиц с разнообразными эмоционально окрашенными выражениями и состояниями;

  • Танду (Tandu) – специальная колода карт, призванная проработать и скорректировать взаимоотношения в паре;

  • Экко (Ecco) – работа с творческим потенциалом;

  • Коуп (Cope) – исцеление душевных травм;

  • Сага (Saga) – формирование и рост креативности мышления, воображения и творческих способностей;

  • Морена (Morena) – активирует ресурсы и дарит простые способы стать счастливым;

  • Она – женская, высокоресурсная колода;

  • OH (ОХ) – раскрытие и понятие самого себя, своего смысла и роли во Вселенной;

  • 1001 – смысловые сказки для роста воображения и заполнения бессонных ночей;

  • Из сундука прошлого – работа с детскими страхами, травмами, неврозами;

  • Окна и двери – проработка разных опасных состояний, поиск ресурсов для выхода из них.


Это лишь небольшая тематическая часть от общего внушительного объема карточных ассоциативных колод, которая наиболее активно используется коррекционными специалистами или людьми, стремящимися к самопознанию.

Фото автора: RF._.studio/Pexels

Идентификация

Обычно, после того, как сработало восприятие и человек понял какие объекты он видит, его внимание особенно привлекается на те из них, что являются живыми существами и мозг мгновенно решает кто из них он.

Чтобы получить материал с помощью идентификации, нужно задать вопрос: “А ты на этой карте есть? Кто из них ты?”

Вот несколько примеров идентификаций из книги Вальтруда Киршке:

“Одна молодая женщина имела связь вне брака. В первой же игре с картами «Ох» она вытянул карту-картинку с соблазнительно стоящей на углу проституткой(это была её интерпретация). После чего она некоторое время воздерживалась от игры”.

“Юная девушка, после года «шатания» (в этом упрекал ее отец) по центральному вокзалу Гамбурга, где она опустилась до наркотиков, а теперь пыталась вновь вернуться к нормальной жизни в школе, семье и обществе, вытянула карту с картинкой, где были изображены трое судей и человек. Именно таким подсудимым она сейчас себя и чувствовала”.

“Разведенная женщина вытянула карту, на которой был изображен некто, вонзающий нож в спину другого человека. Она посмотрела на это и стала плакать, а затем рассказала, что это та ситуация, которая по сей день ее гнетет: в последние годы супружества она была близка к тому, чтобы именно таким образом убить мужа. Ее муж стоял именно так, спиной к ней, а на кухонном столе лежал нож”.

Идентификация с кем-то, изображённым на карте, возникает из-за того, что мозг так или иначе замечает сходство персонажа с изображения и личности смотрящего. Расспросив клиента, в чём заключается эта похожесть, терапевт получает ценный материал, который на 100% — правда и на 100% важен для клиента настолько, что с ним стоит поработать.

Каких целей можно достичь, научившись понимать смысл метафорической карты

Попробуем резюмировать, какие же цели можно достичь при помощи работы с МАК?

  • Легко обойти рациональное мышление и достать сокровенные причины многих наших злободневностей.

  • Осуществить результативный диалог сознательного с подсознательным.

  • Реконструировать прошедшие события, повлекшие за собой страхи, тревожность, неврозы и психологические травмы.

  • Прояснить свои актуальные волнения и потребности.

  • Завершить все гештальты, забирающие энергию и силы.

  • Смоделировать промежуток от смутного прошлого к счастливому грядущему.

Метафорические карты – это особенный инструмент, основанный на простейших постулатах проективных техник, и грех не использовать эти преимущества в позитивной коррекции своей жизни и жизни наших близких.

В Национальной академии дополнительного профессионального образования доступен курс повышения квалификации «Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы психолога», цель которого научить слушателей применять метод МАК в качестве действенного способа проработки запросов пациентов, поднятия уровня своего профессионализма и создания уникальной методологии, позволяющей привлечь новых клиентов в работе с психотравмами и кризисными состояниями.

Новую специальность по взаимодействию с МАК в сфере психологии можно получить на курсе профпереподготовки «Метафорические ассоциативные карты в практике работы психолога», после освоения которого Вы будете владеть полноформатными знаниями и инструментами диагностики и корректировки психоэмоционального фона человека.

Полученные знания о работе с метафорическими картами вы можете использовать в сфере помогающих и социальных профессий, коучинга, проводить индивидуальные или групповые консультации.

Мак – инструкция для психолога

МАК являются действенным инструментом в руках психолога, педагога или тренера и давно успешно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих лекциях. При помощи карт, например, можно с легкостью наладить взаимоотношения, организовать знакомство, развить творческий потенциал, сделать выбор в сложном принятии решения.

Как работают метафорические карты? Человек вытаскивает открытку по своему запросу, разглядывает изображение и описывает свои интуитивные ассоциации. Пациент не говорит о себе, поэтому расслабляется и как бы уходит в сторону от собственных проблем, высвобождая свои болезненные блоки и вскрывая переживания.

Клиенты психологов, особенно дети, очень любят в игровой форме взаимодействовать с метафорическими ассоциативными картами, легко расслабляются и получают явное удовольствие в процессе игры в ассоциации. При этом психолог может беспрепятственно добраться до внутренних глубинных проблем, которые человек в себе и не подозревает.


Фото автора: RF._.studio/Pexels

Известный факт, что наше подсознание сопротивляется и опасается быть рассекреченным, а такой метод глубинных ассоциаций как МАК помогает обойти это препятствие и расшифровать субъективные причины определенного поведения и эмоционального реагирования на жизненные факторы.

Поэтому метафорические ассоциативные карты – это уникальный способ и лучший помощник в психологической практике. Опрос действующих психологов показал, что те, кто уже испробовал в коррекционных консультациях инструмент МАК – не представляют свою работу без этих чудо-карт!

Проекция

С помощью проекции я извлёк материал из своей психики рассматривая вторую метафорическую карту в моём примере игры в “Искренность”:

Сперва, как я уже написал выше, с помощью процесса восприятия я различил объекты, которые изображены на карте: человек свернувшийся в углу комнаты.

Затем возникла проекция — мне показалось что человек на карте переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить.

Всё это проекция.

Как быть Леди:  Видео, взорвавшее соцсети, сделало знаменитой семью из Алма-Аты. » JokerYkt - популярный развлекательный сайт

На самом деле я не знаю, что он чувствует и какова его ситуация. Также это может быть человек в тюрьме, который спит в углу камеры или ребёнок в процессе игры в прятки, который считает до пятидесяти не глядя на комнату, пока его друзья залезают под кровать и становятся за занавески.

Но в моём сознании первой появилась версия именно про отчаяние, печаль и бессилие изменить свою жизненную ситуацию.

Знаете почему я выдал именно такую версию?

Потому что когда-то я вот так сидел между кроватью и стеной уткнувшись в свои колени и переживал полное разочарование и потерю сил.

Проекция — психологический процесс, в результате которого человек приписывает другим живым существам его собственные мысли, чувства, мотивы, действия и помещает их в жизненную ситуацию из своего личного опыта.

Проекция — это тоже предположения, делаемые мозгом о реальности, как и восприятие. Но это предположения только о людях и происходящих с ними событиях.

Клиент проецирует в двух случаях:

  1. Когда клиент говорит что-то о мыслях, чувствах, мотивах человека на метафорической карте.
  2. Когда клиент говорит что-то неочевидное из картинки на карте, что-то отсутствующее на ней о месте, времени, происходящих событиях и обстоятельствах изображённой ситуации.

Человека легко спровоцировать на  проекции если задать ему вопросы вроде:

Кто эти люди на карте?

Что происходит?

Что привело к этой ситуации, что было прежде?

Что будет дальше, чем всё закончится?

Что чувствуют действующие лица?

Что думают действующие лица?

Опиши это место, то, чего не видно на карте.

Ответить на эти вопросы можно только с помощью проекции. Например:

— Что видишь на карте?

(восприятие) — Два человека. Они обнимаются.

— Кто они?

(проекция) — …Друзья.

— Что происходит?

(проекция) — Они прощаются на перроне вокзала. Тот, что в зелёном, уезжает служить на Дальний Восток.

На первый вопрос ещё можно извлечь ответ с помощью восприятия, но когда вопросы начинают задаваться о том, чего нет на карте, отвечать иначе как проецируя, невозможно.

Ещё пример:

— Что видишь на карте?(ответ извлекается с помощью восприятия).

(восприятие) — Мужчина и мальчик. Мужчина сидит на корточках.

— Кто эти люди?

(проекция)— …Отец и сын.

— Что происходит?

(проекция) — Отец немного пьян. Почему-то он раздражён на мальчика. Мальчик этого не видит, дурачится, пытаясь бороться с отцом.

— Что будет дальше?

(проекция) Отец его ударит всерьёз и скажет чтобы тот больше никогда не поднимал на него руку, даже в шутку.

Материал для ответов о чувствах, мыслях и мотивах людей на картах люди берут из так называемой модели психического устройства других людей, который сформировался в их психике в процессе жизни. Благодаря этой модели и самому процессу проекции существует такое явление, как эмпатия — понимание чувств, мыслей и мотивов действий других людей.

Материал для ответов о месте, времени, происходящих событиях и обстоятельствах изображённой на карте ситуации человек берёт из модели мира в целом.

О том, что такое модель психического и модель мира мы поговорим позже.

Важно!!! При задавании клиенту вопросов о карте, отвечая на которые он начнёт проецировать, частенько может возникнуть сопротивление. Человек воспринимает вопрос буквально и не понимает как можно ответить о том, чего нет на метафорической карте.

Расшифровка значений метафорических карт

Теперь, когда мы знаем о способах применения метафорических карт в профессиональной и обывательской практиках, возникает главный вопрос: а как же научиться «распаковывать» карту, как понять, что именно она транслирует?

Для начала вытяните из колоды карту, постарайтесь полностью абстрагироваться от изображенного сюжета и, стараясь довериться только собственной интуиции, ответьте себе на три простых вопроса:

  1. Что именно я вижу? Попробуйте расчленить картинку на отдельные предметы и частицы. Старайтесь быть внимательными ко всем, даже самым незначительным, деталям. Описывайте форму, размер, цвет, свойства и способы расположения в пространственном периметре. Помните, ключевое значение может иметь любая мелочь.

  2. Что я об этом думаю? На этом этапе попытайтесь понять, как именно явное предназначение этих предметов в реальном мире может соотноситься с вашим индивидуальным прошлым, настоящим, будущим или конкретным заданным вопросом.

  3. Что я чувствую прямо сейчас? На этом этапе царству логики пришел конец. Максимально отключайте ее, давайте волю интуиции и чувствам. Слушайте себя и пытайтесь комплексно оценить всю картину и уловить всю гамму своих эмоций – радость или удручение, улыбку или грусть, напряжение или благодать. Важно все.

Непременно опишите все свои ощущения и мысли на бумаге. Конспектируйте все, что приходит в голову. Отпускайте свою фантазию – она давно заслужила «свободное плавание» и «попутный ветер». Рассказывайте о вымышленных персонажах свои истории. Вскрывайте все коды замысловатых образов, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Резюме урока

Не все люди интуитивно понимают как метафорическая карта извлекает материал из их психики. Некоторые нуждаются в предварительном обучении.

Всего существует 5 способов извлечь “материал” из своей или чужой психики с помощью метафорических карт. Это:

Восприятие — выделение значимых и знакомых человеку объектов на изображении карты. Чтобы человек извлёк из себя материал с помощью восприятия спросите его: “Что изображено на карте?”

Идентификация — мгновенное понимание кем из воспринятых на карте является смотрящий на неё. Чтобы человек извлёк из себя материал с помощью идентификации спросите его: “Есть ли вы на карте? Если есть, то кто?”

Проекция — наделение этих объектов свойствами, неочевидными из самого изображения, но присутствующими в образе объекта, который существует в психике человека. Чтобы извлечь из человека материал с помощью проекции спросите его что-нибудь неочевидное, что-то чего нет на карте:

Кто эти люди на карте?

Что происходит?

Что привело к этой ситуации, что было прежде?

Что будет дальше, чем всё закончится?

Что чувствуют действующие лица?

Что думают действующие лица?

Ассоциация — появление в сознании воспоминаний как-то связанных с воспринятыми объектами и ситуациями. Чтобы извлечь материал из психики человека с помощью ассоциаций спросите его: “Что вам напоминает изображённое на карте? Что первое приходит в голову, когда ты это видишь?” .

Метафора — это признание сходства чего-то с чем-то на основе того, что они оба обладают каким-то одинаковым свойством. Чтобы извлечь материал из психики человека с помощью метафоры, спросите его: “Если бы А было Б, каким конкретно Б из всех Б оно бы было”.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий