Жалеть или сочувствовать? | Пикабу

Жалеть или сочувствовать? | Пикабу Женщине

Значение слова «жалость» в 9 словарях

одно из осн. этико-философских понятий рус. мысли (см. Кенотизм). Идея Ж., сострадания пронизывает литературу Древней Руси, отражается в многочисленных посланиях средневековых мыслителей, соч. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Максима Грека и др. Гуманисты XVIII в. Сковорода, Новиков, Радищев с нескрываемой скорбью писали о страданиях человека и выступали обличителями «неправд» рус. жизни. С этого времени в центре рус. философии оказывается проблема социальная — проблема подлинной человечности в отношениях людей. Чаадаев в «Философических письмах» говорил о «замечательном свойстве» человеческой природы — способности сливаться с др. людьми, или «симпатии, любви, сострадании», без к-рых человек был бы лишен разумности и не отличался бы от животных. Гоголь опору состраданию, любви к столь несовершенным и столь малопривлекательным людям искал в обращении к Христу, в построении православной культуры. А. С. Хомяков считал, что здоровье души человека требует ее пребывания в сострадании и «общении любви» с душами др. людей. Киреевский, вдохновлявшийся творениями отцов церкви, писал о восстановлении первозданной личности человека, к-рое невозможно без собирания всех сил души, в т. ч. разума, воли, чувства, совести, «справедливого и милосердного», в одно живое внутреннее целое. Пафос любви и сострадания к отдельному человеку ставит Белинского в непримиримую оппозицию к некогда любимому им Гегелю: «Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность». Судьба «субъекта», индивидуума, считает он, важнее судеб мира и гегелевской «всеобщности»; а иначе — «я не хочу счастья и даром». У Герцена идея сострадания связана не только с отношением к России и ее народу, но и с любовным очищением души каждого человека, с «прижиманием к груди всей вселенной». Несомненно, что одной из движущих причин борьбы мн. рус. мыслителей и революционеров за реализацию на земле идеального (в основном социалистического) строя было чувство сострадания к тяжелому положению своего народа. Михайловский выразил это в следующих словах: «Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды… далось нам только благодаря вековым страданиям народа». Тема Ж. к угнетенному человеку и народу нашла сильнейшее выражение в творчестве Толстого, Достоевского, А. П. Чехова и др. художников и мыслителей России. УК. Н. Леонтьева проводится четкое различие поверхностной, без Бога, Ж. к людям и подлинной Ж., подлинного милосердия, основанного на вере и страхе Божьем. В кн. «Оправдание добра (Нравственная философия)» В. С. Соловьева чувство Ж., или симпатическое чувство, сострадание, является одной из незыблемых и вечных основ человеческой нравственности наряду со стыдом и благоговением; корень ее, как и последних, — в природе человека. Ж. в отличие от стыда, присущего исключительно человеку и выражающего этическое отношение к низшей человеческой и внешней природе, свойственна, считает Соловьев, в зачаточной форме мн. животным, и поэтому человек без стыда как бы возвращается к животному состоянию, а человек без Ж. падает ниже животного уровня. Даже любовь в смысле чисто психологическом он объясняет как укоренившуюся, ставшую постоянной Ж. Наличие в душе человека природного «корня» Ж., согласно Соловьеву, позволяет надеяться на установление должных социальных отношений, ибо она может выступить основанием принципа альтруизма и реально побуждать к альтруистическим действиям. Соловьев не соглашается с иррациональным пониманием сострадания А. Шопенгауэром как непосредственного и полного отождествления себя и другого. Суть Ж., считает он, в естественной и разумно вполне понятной всеобщей связи существ и в признании за каждым из них права на существование и наибольшее благополучие. Из идеи Ж., взятой в ее всеобщности и объективности, следуют идеи правды (т. е. признания объективной близости, подобия мне др. существ) и идеи справедливости (т. е. отношения к др. существам, как к себе). Из принципа соответствия правде (принципа альтруизма) можно вывести, согласно Соловьеву, и правило справедливости (никого не обижать), и правило милосердия (всем помогать). Чувство Ж., согласно Соловьеву, может безгранично углубляться, возвышаться и расширяться — от материнской любви, семьи «переходить на род и племя, на гражданскую общину, на целый народ, на все человечество, обхватывать, наконец, собою объем всего живущего во вселенной». Любить ближнего, как самого себя, означает «жалеть его, как самого себя». И эта любовь вместе с любовью к материальной природе и любовью к Богу составляет нравственный смысл жизни, или совершенное Добро. У Флоренского (Столп и утверждение истины. М., 1914) очищение сердца человека от «скверны», т. е. от того, что отъединяет от Бога и твари, — это горение сердца о тварном, потому что открывается «вечная и святая сторона всякой твари». И это горящее сердце есть сердце милующее. По Франку, реальным показателем личной веры человека в «небесное сокровище» является действенное сострадание, действенная забота о страждущих, голодных и бездомных. Сострадание, жалостливость как одну из осн. черт рус. человека отмечает Н. О. Лосский в работе «Характер русского народа» (1957), ссылаясь на публицистику Достоевского, произв. Толстого, на многочисленные факты исторического развития России.

Как быть Леди:  5 мифов об аромантичных людях » MAKEOUT — Журнал про гендер и сексуальность

Л и т.: Хомяков А. С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988; Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1; Флоренский П. А. С о ч.: В 2 т. Т. 1; Столп и утверждение истины. М., 1990;Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1991.

В. Л. Курабцев

Чувство жалости

Чувство жалости

 Чувство жалости имеет разную градацию, от человеческого сострадания, сопереживания, где есть возможность посочувствовать человеку (людям), животным и другим живым существам, попавшим в травматическую ситуацию при аварии, несчастных случаях и прочих стихийных бедствиях. То есть, пожалеть по-человечески – это проявить внимание, заботу, помощь (материальную или моральную), или, просто побыть рядом, тем самым поддержать человека в трудную минуту: «Я с тобой и все будет хорошо», проговорить поддерживающие слова вслух, погладить, или просто пожалеть — не требуя ничего взамен. Для меня – это человеческая (душевная) жалость.

Есть надменная жалость – когда человек испытывает жалость сверху – вниз, она смешана с высокомерием, презрением, пренебрежением, снисхождением, уничижением другого, и т.д., считая себя выше, круче, могущественнее, грандиознее по сравнению с другими. Иногда человек ведет себя таким образом осознанно, а иногда даже не осознает, что находится в позиции сверху — не давая возможности другому человеку развиваться и брать ответственность за свое поведение на себя, т.е., становиться взрослым.

Жертвенная жалость – это когда человек вспоминает о том, какой он бедный и несчастный был или остается таковым, как ему тяжело жилось и живется, как к нему несправедливо относились, его бросили, обижали, и т.д., — то есть, измывается и издевается уже морально над собой, а затем, начинает это проделывать над своими близкими, и чаще всего бессознательно (проективный механизм). И причин такому поведению может быть много, главным из которого, что этот человек не уяснил свой жизненный урок и теперь живет, и питается всем, что давно уже кануло в лето — своим негативным непроработанным прошлым опытом, и неосознанно, делая теперь уже так со своими близкими, делясь тем, что у него внутри – на энергетическом и информационном уровне.

Как быть Леди:  Почему первая любовь самая важная, даже если ничего не сложилось | ELLEGIRL

Примеры жертвенных позиций могут быть совершенно разными, вот некоторые из них как примеры: обращение матери к сыну: «Какой ты неблагодарный! Я всю жизнь на тебя посвятила, а теперь ты встречаешься с этой.., которая решила прибрать все к своим рукам. И вместо того, чтобы побыть вместе с матерью – ты проводишь время с ней. Ты хочешь моей смерти!» (Хотя, сын достаточно уделяет время матери, и при этом, хочет, чтобы у него была своя личная жизнь, в том числе и со своей девушкой). И здесь нет понимания у этой женщины, достаточно молодой, что ей бы хорошо переключить внимание на себя и заняться своей жизнью, а не контролировать жизнь своего взрослого сына, которому уже за 25, и требовать от него больше, чем он может дать, тем более, что он не сможет компенсировать внимание и любовь взрослого мужчины – партнера, в котором нуждается эта женщина, так как, он ее сын и не более.

Другой пример: «Мои сыновья будут делать так, как я скажу. И я здесь решаю, с кем они будут жить, а с кем нет. Я еще подумаю, а нужна ли ты нам (в отношении снохи)?» (Хотя уже все сыновья женатые и имеют детей). Этой женщине важно держать всех под контролем, а когда это в полной мере не удается, то начинается манипуляция матери в виде истерик, скандалов и жалоб сыновьям на плохое здоровье, на отсутствие внимания с их стороны, хотя сама снохам отказывает, чтобы они к ней не приходили, а если приходят, то не замечает, и продолжает себя вести привычным способом. Таким образом, живя по принципу «счастлив в своем несчастье», собственно, что и проецируется затем на свое окружение. 

И в чем здесь парадокс? Те люди, которые сочувствуют и испытывают жалость к таким людям – начинают находить еще оправдывающие слова такому поведению, где в дальнейшем незаметно сами того не осознавая (очень часто) становятся жертвами обстоятельств. А механизм такой: происходит наследственная передача ролевой жертвенной позиции. Жертва притягивает к себе тирана, затем позиции меняются, так как, жертва начинает сознательно или бессознательно мстить тирану, и уже тиран становится жертвой, затем роли опять меняются и так до бесконечности, если этот невротический круг не прекратить и не выйти из него. 
А как можно выйти из таких отношений?

Не испытывать жалости к жертвам – манипуляторам! Не оправдывать их, не поддаваться на их жалость, которую они вызывают к себе, что они такие бедные и несчастные, что жизнь их так наказала, что там где они жили – все плохие и скверные, неблагодарные и гадкие, и ничего не заслуживают хорошего, и пр. и пр. – вызывая любым способом вас разжалобить.

Что делать в таких случаях?
Осознать:
— Что вас больше всего зацепило в данной ситуации? 
— Обнаружить чувство жалости в себе.
— Имеет ли чувство жалости какое-то отношение к вам, вне зависимости от ситуации?
— Какие чувства, помимо жалости, при этом, присутствуют в вас?
— Это оказание неотложной помощи нуждающемуся  в критической ситуации, или, это такой способ получение от вас выгоды: разжалобить через чувство жалости, вины, страха осуждения, стыжения (чувство стыда)?

Как быть Леди:  88 мотивирующих цитат про доброе утро и хорошее настроение со смыслом

Вы можете только опираться на себя: свою интуицию, видение, чувства, ощущения, свой проработанный опыт, связанный с чувством жалости, а может, и на опосредованный опыт – других? Выбор за вами.
Только знайте, что если вы испытываете жалость к другому, то сами хорошо знаете об этом чувстве, которое у вас есть, но находится в подавленном состоянии, и вместо того, чтобы пожалеть себя – вы отдаете (проецируете) это чувство на другого. То есть, вы делаете другому то, что хотели бы чтобы такое отношение было к вам. В любом случае – ваш организм вместе с вашими чувствами, переживаниями, ощущениями, мыслями – с вами, и вы можете сами на себе прочувствовать, что вами руководит, когда вы испытываете жалость к другому? И ответьте себе на вопрос: было ли у вас желание пожалеть себя когда-нибудь по-человечески? 

Что происходит с человеком, который постоянно испытывает чувство жалости к другим, и при этом, не прорабатывает со специалистом?
— Человек становится «спасателем» для других, а в последствии, апатичным (депрессивным), и, одновременно, с неконтролируемыми вспышками агрессии, с постоянным перепадом настроения от радости спасителя всемогущего до собственной ничножности и никчемности (при не дополучении желаемого результата) спасателем.
Постепенно разрушается его здоровье, через психосоматические заболевания, в первую очередь, болезнь бьет по тем органам, которые уже ослаблены; затем, по сердечно сосудистым заболеваниям; отражается отрицательно на дыхательных органах, повышенному давлению и прочим иным болезням, в зависимости от слабости тех или иных органов данного индивидума. 
И происходит выстраивание невротических и зависимых отношений, на которых круг замыкается.

Что происходит с человеком, который проработал свое чувство жалости?
— Он самодостаточен.
— У него адекватная (не завышенная и не заниженная) самооценка. 
— Ценит свою жизнь и признает ценность жизни других.             
— Осознает свои границы и видит границы других, тем самым, может варьировать свои границы: увеличивать дистанцию с одними людьми, а с другими – сближаться, если это устраивает обе стороны. 
— Не пытается делать работу за других там, где они могут ее сделать сами. 
— Не бежит спасать без разбора всех и вся, а действует из настоящего в «здесь и теперь» — опираясь на реальность фактов. Отделяет реальную угрозу и помощь близкому от навязчивых, манипулятивных и патологических способах поведения. 
— Не садит себе на шею родственников и близких, которые,  главным образом, только получают деньги и выгоду, и при этом, не вкладываются сами ничем, а живут иждивенцами, только потому, что они сородичи, братья, сестры, «любимые».
— Знают, что если у человека есть основания, чтобы самому зарабатывать – не поддерживают их паразитический способ существования.
— Понимают, «что как и я имею право выбора – жить так, как  живу, так и другие могут жить по своему усмотрению и выбору, даже если их способ жизни сильно отличается от моего». 

Другими словами, если человек выбрал болеть и не лечиться; жалуется на отсутствие работы и не зарабатывает себе даже на необходимое; продолжает жить с теми людьми, которые оскорбляют и бьют, и при этом, только жалуется, а не меняет свой образ жизни и ничего не делает; жертвует собой, игнорируя при этом свои потребности и нужды, и т.д., то ВАЖНО ОСОЗНАТЬ, ЧТО ЭТО ИХ ПРАВО ЖИТЬ ТАК, КАК ОНИ ВЫБИРАЮТ – БЕЗ ЖАЛОСТИ.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий