Значение слова «жалость» в 9 словарях
одно из осн. этико-философских понятий рус. мысли (см. Кенотизм). Идея Ж., сострадания пронизывает литературу Древней Руси, отражается в многочисленных посланиях средневековых мыслителей, соч. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, Вассиана Патрикеева, Максима Грека и др. Гуманисты XVIII в. Сковорода, Новиков, Радищев с нескрываемой скорбью писали о страданиях человека и выступали обличителями «неправд» рус. жизни. С этого времени в центре рус. философии оказывается проблема социальная — проблема подлинной человечности в отношениях людей. Чаадаев в «Философических письмах» говорил о «замечательном свойстве» человеческой природы — способности сливаться с др. людьми, или «симпатии, любви, сострадании», без к-рых человек был бы лишен разумности и не отличался бы от животных. Гоголь опору состраданию, любви к столь несовершенным и столь малопривлекательным людям искал в обращении к Христу, в построении православной культуры. А. С. Хомяков считал, что здоровье души человека требует ее пребывания в сострадании и «общении любви» с душами др. людей. Киреевский, вдохновлявшийся творениями отцов церкви, писал о восстановлении первозданной личности человека, к-рое невозможно без собирания всех сил души, в т. ч. разума, воли, чувства, совести, «справедливого и милосердного», в одно живое внутреннее целое. Пафос любви и сострадания к отдельному человеку ставит Белинского в непримиримую оппозицию к некогда любимому им Гегелю: «Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность». Судьба «субъекта», индивидуума, считает он, важнее судеб мира и гегелевской «всеобщности»; а иначе — «я не хочу счастья и даром». У Герцена идея сострадания связана не только с отношением к России и ее народу, но и с любовным очищением души каждого человека, с «прижиманием к груди всей вселенной». Несомненно, что одной из движущих причин борьбы мн. рус. мыслителей и революционеров за реализацию на земле идеального (в основном социалистического) строя было чувство сострадания к тяжелому положению своего народа. Михайловский выразил это в следующих словах: «Мы поняли, что сознание общечеловеческой правды… далось нам только благодаря вековым страданиям народа». Тема Ж. к угнетенному человеку и народу нашла сильнейшее выражение в творчестве Толстого, Достоевского, А. П. Чехова и др. художников и мыслителей России. УК. Н. Леонтьева проводится четкое различие поверхностной, без Бога, Ж. к людям и подлинной Ж., подлинного милосердия, основанного на вере и страхе Божьем. В кн. «Оправдание добра (Нравственная философия)» В. С. Соловьева чувство Ж., или симпатическое чувство, сострадание, является одной из незыблемых и вечных основ человеческой нравственности наряду со стыдом и благоговением; корень ее, как и последних, — в природе человека. Ж. в отличие от стыда, присущего исключительно человеку и выражающего этическое отношение к низшей человеческой и внешней природе, свойственна, считает Соловьев, в зачаточной форме мн. животным, и поэтому человек без стыда как бы возвращается к животному состоянию, а человек без Ж. падает ниже животного уровня. Даже любовь в смысле чисто психологическом он объясняет как укоренившуюся, ставшую постоянной Ж. Наличие в душе человека природного «корня» Ж., согласно Соловьеву, позволяет надеяться на установление должных социальных отношений, ибо она может выступить основанием принципа альтруизма и реально побуждать к альтруистическим действиям. Соловьев не соглашается с иррациональным пониманием сострадания А. Шопенгауэром как непосредственного и полного отождествления себя и другого. Суть Ж., считает он, в естественной и разумно вполне понятной всеобщей связи существ и в признании за каждым из них права на существование и наибольшее благополучие. Из идеи Ж., взятой в ее всеобщности и объективности, следуют идеи правды (т. е. признания объективной близости, подобия мне др. существ) и идеи справедливости (т. е. отношения к др. существам, как к себе). Из принципа соответствия правде (принципа альтруизма) можно вывести, согласно Соловьеву, и правило справедливости (никого не обижать), и правило милосердия (всем помогать). Чувство Ж., согласно Соловьеву, может безгранично углубляться, возвышаться и расширяться — от материнской любви, семьи «переходить на род и племя, на гражданскую общину, на целый народ, на все человечество, обхватывать, наконец, собою объем всего живущего во вселенной». Любить ближнего, как самого себя, означает «жалеть его, как самого себя». И эта любовь вместе с любовью к материальной природе и любовью к Богу составляет нравственный смысл жизни, или совершенное Добро. У Флоренского (Столп и утверждение истины. М., 1914) очищение сердца человека от «скверны», т. е. от того, что отъединяет от Бога и твари, — это горение сердца о тварном, потому что открывается «вечная и святая сторона всякой твари». И это горящее сердце есть сердце милующее. По Франку, реальным показателем личной веры человека в «небесное сокровище» является действенное сострадание, действенная забота о страждущих, голодных и бездомных. Сострадание, жалостливость как одну из осн. черт рус. человека отмечает Н. О. Лосский в работе «Характер русского народа» (1957), ссылаясь на публицистику Достоевского, произв. Толстого, на многочисленные факты исторического развития России.
◘ Л и т.: Хомяков А. С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988; Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1; Флоренский П. А. С о ч.: В 2 т. Т. 1; Столп и утверждение истины. М., 1990;Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1991.
В. Л. Курабцев
Чувство жалости
Чувство жалости имеет разную градацию, от человеческого сострадания, сопереживания, где есть возможность посочувствовать человеку (людям), животным и другим живым существам, попавшим в травматическую ситуацию при аварии, несчастных случаях и прочих стихийных бедствиях. То есть, пожалеть по-человечески – это проявить внимание, заботу, помощь (материальную или моральную), или, просто побыть рядом, тем самым поддержать человека в трудную минуту: «Я с тобой и все будет хорошо», проговорить поддерживающие слова вслух, погладить, или просто пожалеть — не требуя ничего взамен. Для меня – это человеческая (душевная) жалость.
Есть надменная жалость – когда человек испытывает жалость сверху – вниз, она смешана с высокомерием, презрением, пренебрежением, снисхождением, уничижением другого, и т.д., считая себя выше, круче, могущественнее, грандиознее по сравнению с другими. Иногда человек ведет себя таким образом осознанно, а иногда даже не осознает, что находится в позиции сверху — не давая возможности другому человеку развиваться и брать ответственность за свое поведение на себя, т.е., становиться взрослым.
Жертвенная жалость – это когда человек вспоминает о том, какой он бедный и несчастный был или остается таковым, как ему тяжело жилось и живется, как к нему несправедливо относились, его бросили, обижали, и т.д., — то есть, измывается и издевается уже морально над собой, а затем, начинает это проделывать над своими близкими, и чаще всего бессознательно (проективный механизм). И причин такому поведению может быть много, главным из которого, что этот человек не уяснил свой жизненный урок и теперь живет, и питается всем, что давно уже кануло в лето — своим негативным непроработанным прошлым опытом, и неосознанно, делая теперь уже так со своими близкими, делясь тем, что у него внутри – на энергетическом и информационном уровне.
Примеры жертвенных позиций могут быть совершенно разными, вот некоторые из них как примеры: обращение матери к сыну: «Какой ты неблагодарный! Я всю жизнь на тебя посвятила, а теперь ты встречаешься с этой.., которая решила прибрать все к своим рукам. И вместо того, чтобы побыть вместе с матерью – ты проводишь время с ней. Ты хочешь моей смерти!» (Хотя, сын достаточно уделяет время матери, и при этом, хочет, чтобы у него была своя личная жизнь, в том числе и со своей девушкой). И здесь нет понимания у этой женщины, достаточно молодой, что ей бы хорошо переключить внимание на себя и заняться своей жизнью, а не контролировать жизнь своего взрослого сына, которому уже за 25, и требовать от него больше, чем он может дать, тем более, что он не сможет компенсировать внимание и любовь взрослого мужчины – партнера, в котором нуждается эта женщина, так как, он ее сын и не более.
Другой пример: «Мои сыновья будут делать так, как я скажу. И я здесь решаю, с кем они будут жить, а с кем нет. Я еще подумаю, а нужна ли ты нам (в отношении снохи)?» (Хотя уже все сыновья женатые и имеют детей). Этой женщине важно держать всех под контролем, а когда это в полной мере не удается, то начинается манипуляция матери в виде истерик, скандалов и жалоб сыновьям на плохое здоровье, на отсутствие внимания с их стороны, хотя сама снохам отказывает, чтобы они к ней не приходили, а если приходят, то не замечает, и продолжает себя вести привычным способом. Таким образом, живя по принципу «счастлив в своем несчастье», собственно, что и проецируется затем на свое окружение.
И в чем здесь парадокс? Те люди, которые сочувствуют и испытывают жалость к таким людям – начинают находить еще оправдывающие слова такому поведению, где в дальнейшем незаметно сами того не осознавая (очень часто) становятся жертвами обстоятельств. А механизм такой: происходит наследственная передача ролевой жертвенной позиции. Жертва притягивает к себе тирана, затем позиции меняются, так как, жертва начинает сознательно или бессознательно мстить тирану, и уже тиран становится жертвой, затем роли опять меняются и так до бесконечности, если этот невротический круг не прекратить и не выйти из него.
А как можно выйти из таких отношений?
Не испытывать жалости к жертвам – манипуляторам! Не оправдывать их, не поддаваться на их жалость, которую они вызывают к себе, что они такие бедные и несчастные, что жизнь их так наказала, что там где они жили – все плохие и скверные, неблагодарные и гадкие, и ничего не заслуживают хорошего, и пр. и пр. – вызывая любым способом вас разжалобить.
Что делать в таких случаях?
Осознать:
— Что вас больше всего зацепило в данной ситуации?
— Обнаружить чувство жалости в себе.
— Имеет ли чувство жалости какое-то отношение к вам, вне зависимости от ситуации?
— Какие чувства, помимо жалости, при этом, присутствуют в вас?
— Это оказание неотложной помощи нуждающемуся в критической ситуации, или, это такой способ получение от вас выгоды: разжалобить через чувство жалости, вины, страха осуждения, стыжения (чувство стыда)?
Вы можете только опираться на себя: свою интуицию, видение, чувства, ощущения, свой проработанный опыт, связанный с чувством жалости, а может, и на опосредованный опыт – других? Выбор за вами.
Только знайте, что если вы испытываете жалость к другому, то сами хорошо знаете об этом чувстве, которое у вас есть, но находится в подавленном состоянии, и вместо того, чтобы пожалеть себя – вы отдаете (проецируете) это чувство на другого. То есть, вы делаете другому то, что хотели бы чтобы такое отношение было к вам. В любом случае – ваш организм вместе с вашими чувствами, переживаниями, ощущениями, мыслями – с вами, и вы можете сами на себе прочувствовать, что вами руководит, когда вы испытываете жалость к другому? И ответьте себе на вопрос: было ли у вас желание пожалеть себя когда-нибудь по-человечески?
Что происходит с человеком, который постоянно испытывает чувство жалости к другим, и при этом, не прорабатывает со специалистом?
— Человек становится «спасателем» для других, а в последствии, апатичным (депрессивным), и, одновременно, с неконтролируемыми вспышками агрессии, с постоянным перепадом настроения от радости спасителя всемогущего до собственной ничножности и никчемности (при не дополучении желаемого результата) спасателем.
Постепенно разрушается его здоровье, через психосоматические заболевания, в первую очередь, болезнь бьет по тем органам, которые уже ослаблены; затем, по сердечно сосудистым заболеваниям; отражается отрицательно на дыхательных органах, повышенному давлению и прочим иным болезням, в зависимости от слабости тех или иных органов данного индивидума.
И происходит выстраивание невротических и зависимых отношений, на которых круг замыкается.
Что происходит с человеком, который проработал свое чувство жалости?
— Он самодостаточен.
— У него адекватная (не завышенная и не заниженная) самооценка.
— Ценит свою жизнь и признает ценность жизни других.
— Осознает свои границы и видит границы других, тем самым, может варьировать свои границы: увеличивать дистанцию с одними людьми, а с другими – сближаться, если это устраивает обе стороны.
— Не пытается делать работу за других там, где они могут ее сделать сами.
— Не бежит спасать без разбора всех и вся, а действует из настоящего в «здесь и теперь» — опираясь на реальность фактов. Отделяет реальную угрозу и помощь близкому от навязчивых, манипулятивных и патологических способах поведения.
— Не садит себе на шею родственников и близких, которые, главным образом, только получают деньги и выгоду, и при этом, не вкладываются сами ничем, а живут иждивенцами, только потому, что они сородичи, братья, сестры, «любимые».
— Знают, что если у человека есть основания, чтобы самому зарабатывать – не поддерживают их паразитический способ существования.
— Понимают, «что как и я имею право выбора – жить так, как живу, так и другие могут жить по своему усмотрению и выбору, даже если их способ жизни сильно отличается от моего».
Другими словами, если человек выбрал болеть и не лечиться; жалуется на отсутствие работы и не зарабатывает себе даже на необходимое; продолжает жить с теми людьми, которые оскорбляют и бьют, и при этом, только жалуется, а не меняет свой образ жизни и ничего не делает; жертвует собой, игнорируя при этом свои потребности и нужды, и т.д., то ВАЖНО ОСОЗНАТЬ, ЧТО ЭТО ИХ ПРАВО ЖИТЬ ТАК, КАК ОНИ ВЫБИРАЮТ – БЕЗ ЖАЛОСТИ.